Научная статья на тему 'Влияние неоднородного социально-экономического развития территории на финансовую устойчивость Ставропольского края'

Влияние неоднородного социально-экономического развития территории на финансовую устойчивость Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / МИГРАЦИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / LABOR MARKET / MIGRATION / POPULATION / DISPROPORTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаян Ш.А., Флоринская М.В., Батаева О.Е.

В данной статье рассматривается проблема диспропорции социально-экономического развития Ставропольского края. Опыт, приобретенный разными странами, доказывает, что неравномерность пространства является существенным препятствием для устойчивого развития региона. В рамках исследования акцент производится на статистической информации о территориально-экономическом развитии Ставропольского края: ситуации на рынке труда, миграции, показателяхпроизводительности труда, численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Затронуты вопросы правового регулирования миграционных процессов на уровне субъекта РФ. В исследовании выделены причины, влияющие на социальноэкономическое неравенство края, предложены меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агаян Ш.А., Флоринская М.В., Батаева О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of heterogeneous socio-economic development of the territory on financial stability of the Stavropol Territory

In this article, it was addressed the problem ofa disproportion in the social-economic development of Stavropolkrai. The experience was gained by different countries and this one obviously convinces that unevenness of a region is a significant obstacle to the sustainable development of the krai. The emphasis has got to be placed on statistical information about the territorial and economic development of Stavropol krai: the situation on the labor market, the migration, labor productivity indicators, the number of people who have incomes below the subsistence minimum. In this article it was touched upon the issue of the migration regulation on the level of the region. In the investigation it was stated the causes whichhaveanimpactonsocial-economic inequality of the region, the measures were proposed to address these causes.

Текст научной работы на тему «Влияние неоднородного социально-экономического развития территории на финансовую устойчивость Ставропольского края»

Источники:

1. Авдеева И.Л. Государственное регулирование приоритетных направлений предпринимательства в условиях цифровой экономики / Авдеева И.Л., Головина Т.А., Полянин А.В. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 4. С. 13-21.

2. Вертакова Ю.В. Развитие человеческого капитала в условиях цифровой трансформации предпринимательских структур / Вертакова Ю.В., Головина Т.А., Полянин А.В. // В книге: Цифровая трансформация экономики и развитие кластеров Монография. Под редакцией А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2019. С. 141-166.

3. Головина Т.А. Методика реализации процедур управленческого контроля в условиях экономической неопределенности / Головина Т.А. // Финансы и кредит. 2010. № 30 (414). С. 50-56.

4. Данилова Н.Е. Реализация кадровой политики предприятия в современных условиях / Данилова Н.Е., Караева Е.Н., Коргина О.А. // Естественно-гуманитарные исследования. 2018. № 22 (4). С. 45-55.

5. Докукина И.А. Формирование информационной системы управления человеческими ресурсами на основе применения цифрового маркетинга / Докукина И.А., Макарова Ю.Л., Полянин А.В. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11. № 1. С. 82-91.

6. Полянин А.В. Методы использования корпоративной культуры для повышения эффективности работы предпринимательских структур / Полянин А.В., Докукина И.А., Макарова Ю.Л. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 91-98.

7. Проняева Л.И. Современные инновационные технологии в управлении персоналом / Проняева Л.И., Амелина А.В. // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. № 4 (23). С. 89-95.

8. Рудакова О.В. Проблемы государственной политики в области поддержки российского предпринимательства / Рудакова О.В., Полянин А.В., Головина Т.А., Строков М.А. // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 2 (37). С. 5971.

9. Сучкова Е.Е. Основные аспекты коммуникационного процесса в управлении персоналом / Сучкова Е.Е., Полянин А.В. // В сборнике: Современные проблемы регионалистики. Сборник по материалам II Мерцаловских чтений. В 2-х томах. Под редакцией П.А. Меркулова. 2016. С. 272-273.

Sources:

1. Avdeeva I. L. State regulation of priority areas of entrepreneurship in the digital economy / Avdeeva I. L., Golovina T. A., Polyanin A.V. // State and municipal management. Scientific notes. 2018. No. 4. P. 13-21.

2. Vertakova Y. V. Development of human capital in the conditions of digital transformation of business structures / Vertakova Yu. V., Golovina T. A., Polyanin A.V. / / In the book: Digital transformation of economy and development of clusters Monograph. Edited by A. Babkin. St. Petersburg, 2019. S. 141 to 166.

3. Golovina T. A. Methods of implementation of management control procedures in conditions of economic uncertainty / Golovina T. A. // Finance and credit. 2010. № 30 (414). Pp. 50-56.

4. Danilova N. E. The personnel policy of the enterprise in modern conditions / Daniel N. E. Karaeva E. N., Kargina O. A. // Natural-humanitarian research. 2018. No. 22 (4). P. 45-55.

5. Dokukina I. A. Formation of information system of human resources management based on the use of digital marketing / Dokukina I. A., Makarova Yu. L., Polyanin A.V. // Territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok state University of Economics and service. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 82-91.

6. Polyanin A.V. Methods of using corporate culture to improve the efficiency of business structures / Polyanin A.V., Dokukina I. A., Makarova Yu. L. / / Bulletin of the Voronezh state University. Series: Economics and management. 2018. No. 4. P. 91-98.

7. Pronyaeva L. I. Modern innovative technologies in personnel management / Pronyaeva L. I., Amelina A.V. // Bulletin of state and municipal management. 2016. № 4 (23). P. 89-95.

8. Rudakova O. V. Problems of the state policy in the field of support of the Russian business / Rudakova O. V., Polyanin A. V., Golovina T. A., Strokov M. A. // Region: systems, economy, management. 2017. № 2 (37). P. 59-71.

9. Suchkova E. E The Main aspects of the communication process in personnel management / Suchkova E. E., Polyanin A.V. // In the collection: Modern problems of regional studies. Collection of materials of II Mercilously readings. In 2 volumes. Edited by P. A. Merkulov. 2016. P. 272-273.

Ш.А. Агаян - доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета, к.соц.н., Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске, agayan.lilia@yandex.ru,

W. A. Agayan - associate Professor of Finance and accounting, Institute of Service, Tourism and Design branch of NCFUin Pyatigorsk;

М.В. Флоринская - доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета, к.э.н., Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске, florinskam@yandex.ru,

M. V. Florinskaya - associate Professor of Finance and accounting, Ph. D., Institute of service, tourism and design (branch) of NCFU in Pyatigorsk;

О.Е. Батаева - магистр, ИСТиД (ф.) СКФУ в г. Пятигорске, bataeva1826@gmail.com, O.E. Bataeva - master, Institute of Service, Tourism and Design.

ВЛИЯНИЕ НЕОДНОРОДНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ THE IMPACT OF HETEROGENEOUS SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY ON THE FINANCIAL SUSTAINABILITY OF THE STAVROPOL KRAI

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема диспропорции социально-экономического развития Ставропольского края. Опыт, приобретенный разными странами, доказывает, что неравномерность пространства является существенным препятствием для устойчивого развития региона. В рамках исследования акцент производится на статистической информации о территориально-экономическом развитии Ставропольско-гокрая: ситуации на рынке труда, миграции, показателяхпроизводительности труда, численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Затронуты вопросы правового регулирования миграционных процессов на уровне субъекта РФ. В исследовании выделены причины, влияющие на социально-экономическое неравенство края, предложены меры по их устранению.

Annotation. In this article, it was addressed the problem ofa disproportion in the social-economic development of Stavropolkrai. The experience was gained by different countries and this one obviously convinces that unevenness of a region is a significant obstacle to the sustainable development of the krai. The emphasis has got to be placed on statistical information about the territorial and economic development of Stavropol krai: the situation on the labor market, the migration, labor productivity indicators, the number of people who have incomes below the subsistence minimum. In this article it was touched upon the issue of the migration regulation on the level of the region. In the investigation it was stated the causes whichhaveanimpactonsocial-economic inequality of the region, the measures were proposed to address these causes.

Ключевые слова: рынок труда, миграция, население,

Keywords: labor market, migration, population, disproportion

В историческом контексте многие страны сталкивались с неоднородностью национального пространства, что являлось существенным барьером к устойчивому развитию регионов.

Возникновение дифференциации свидетельствует о начале процесса «расслоения» территории, что обусловлено объективными факторами (геополитическое положение региона, природно-климатические условия, культурно-исторические факторы, обеспеченность региона важнейшими видами ресурсов и другие). Приведенные причиныобъясняют, что состояние неоднородности пространства - закономерное развитие экономики страны в целом.

Изложенное выше утверждение позволяет определить понятие «дифференциация» как возникновение первоначальных, стартовых различий в уровне социально-экономического развития территории, обусловленное объективными и субъективными факторами.

Выделим один из объективных факторов диспропорции развития Ставропольского края как миграция на базе теории «центр-периферия», описанную Дж. Фридманом «Политика регионального развития»[1]. По мнению ученого, одной из главных причин неравномерности развития является научно-технический прогресс, который приводит к тому, что центры на любом пространственном уровне притягивают ресурсы с периферии, формируя тем самым не только возможности инновационного развития, но и диспропорции между территориями.

На рисунке 1 видно, что концентрация населения характерна для тех территорий, которые расположены вокруг крупных город Ставропольского края и Краснодарского края.

Осети я-Алани я

I I -0-10

I I -10-20

| | - 20-30

| | - 30-40

Щ - более 40

Рисунок 1 - Плотность населения Ставропольского края на 1 кв. км, чел. за 2017 год[2]

Районы с миграционным оттоком - это Георгиевский район (528 чел.), Александровский район (467 чел.), Петровский район (418 чел.). На их фоне на карте Ставропольского края есть и точки роста, одна из которых Шпаковский район. К лидерам прироста относятся: Изобильненский район, Предгорный район, Новоалександровский район, Новоселицкий район.

Многие выбирают пригородные поселения в пределах городов Краснодарского края, г. Ставрополя и городов КМВ. Результатом стал миграционный бум Шпаковсковского района. Только 3 города имеют положительное миграционное сальдо: Ессентуки, Михайловск и Невинномысск.

Также было выявлено, что Ставропольский край характеризуется высоким уровнем безработицы среди выпускников ВУЗов, что создает почву для оттока населения в крупные города с целью реализовать свой профессиональный потенциал.

Количество людей на одну вакансию составляет 2,5 человека, однако, за тот же 2017 год, как отмечено в исследовании «Headhunter» в среднем за весь период данный показатель составил 5 человек на место. Самый высокий уровень конкуренции среди соискателей (больше 7 человек на позицию) зафиксирован в марте в сферах «Юриспруденция» (Ккиндекс - 9,3), «Высший менеджмент» (Ккиндекс - 7,9), «Бухгалтерия/Финансы предприятия» (Ккиндекс - 6,1).

В основном на рынке труда соискатели из экономических, юридических, управленческих сфер деятельности. Возникает перекос: трудоспособная часть населения готова предложить свой труд в экономических и юридических сферах, а работодатель - в области продаж. Подобная ситуация характерна для всего субъекта в целом.

В итоге, происходит миграционный отток, что видно из таблицы 1. Причиной чему служат также низкие заработные платы - за март 2019 года данный показатель находится на отметке 26 904 руб. против 27 165 тыс. руб. за аналогичный период 2018 года. Отметим, данные цифры лишь отражают номинальное значение и не учитывают инфляцию [3].

Таблица 1 - Основные потоки миграции населения территорий Ставропольского края за 2015-2017 гг., чел. [4]_

Год Прибыло, всего Выбыло, всего Миграционный прирост, всего

2017 75961 80443 -4482

2016 82425 83162 -737

2015 87084 88842 -1758

Важно понимать, что в условиях экономической стагнации, в отсутствии рабочих мест для молодых специалистов, моральный износ основных фондов создается почва для оттока человеческого капитала из Ставропольского края. Тенденция наблюдается с 2014 года, когда случился валютный кризис в РФ, а реальные доходы населения резко упали, произошло сокращение рабочих мест.

Отличительной особенностью Ставропольского края является то, что по данным межрегиональной миграции все регионы СКФО являются миграционными донорами, но СК является также и реципиентом. Однако трудовая миграция края направлена в более развитые регионы Российской Федерации:

• Центральный округ (г. Москва и Московская область, Северо-Западный округ (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область);

• Приволжский округ (Саратовская, Нижегородская и Самарская области) [5].

В настоящее время полномочия в сфере регулирования миграции населения прямо не закреплены в качестве полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов Федерации (без учета субвенций из федерального бюджета). Исправить данную ситуацию может четкое указание на эти полномочия в федеральном законе или ином федеральном нормативном правовом акте.

Возникает вопрос о необходимости более широкого участия субъектов РФ в регулировании миграционных отношений. В итоге, есть свидетельство распространения попытки регионов вторгаться в компетенцию федеральных органов власти по противостоянию незаконной миграции, являющейся серьезным фактором нестабильности их развития.

Так, в полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по участию в регулировании миграционных процессов на территории Ставропольского края, заложены основные принципы содействия обустройству и интеграции в социальную среду мигрантов, а также последствия несоблюдения миграционного законодательства, в том числе путем установления ответственности за нарушение миграционного законодательства[6].

Запаздывание федерального правового регулирования миграционных процессов как по предметам ведения Российской Федерации (например, статус иностранных граждан), так и по предметам совместного ведения (например, обустройство мигрантов) в сочетании с напряженной ситуацией в отдельных регионах вынуждает субъекты Федерации осуществлять правовое регулирование до принятия федеральных актов. Однако им в этой сфере принадлежит только часть полномочий, поэтому регионы по-своему решают данный вопрос, вторгаясь в зону компетенций федеральных органов власти.

Определившись с одной из проблем правового характера регулирования миграционных процессов края, важно обратиться к причинам возникновения данного явления, которые также имеют и экономическую природу

образования. Прибегнем к таблице 2, где отображены обобщенные данные о деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по итогу которых можно оценить эффективность работы последних.

Таблица 2 - Основные показатели оценки деятельности власти СК [7]

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Индекс производительности труда, процентов 104.0 100.6 97.0 -

Коэффициент напряженности на рынке труда, единиц 3.1 4.9 3.3 2.5

Прирост высокопроизводительных рабочих мест, процентов 9.8 -2.4 -8.0 - 5.3

Коэффициент миграции, человек на 10 тыс. человек населения 5.1 -2.6 -6.3 -16.0

Индекс производительности труда определяется через количество произведенной работником продукции в условных единицах или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции. На данный показатель оказывают воздействие политические факторы (накопление капитала в руках немногих, что приводит к массовому охлаждению к труду) и общеэкономические факторы (кредитная, налоговая политика свобода предпринимательства). Из таблицы 2 видно, что индекс производительности труда с каждым годом снижается, что связано с геополитической ситуацией в целом в стране, а также из-за барьеров вхождения в предпринимательскую среду, налоговой нагрузки, которая с каждым годом увеличивается, с оттоком инвестиций и износом основных фондов производства. Данный показатель обуславливает и отсутствие прироста высокопроизводительных рабочих мест, а, следовательно, нет новых рабочий мест, напряженность на рынке труда, а отсюда отрицательное сальдо миграции.

К рекомендациям по созданию новых рабочий мест можно отнести, в первую очередь, - привлечение инвестиций в Ставропольский край. Для этого важно исключить или минимизировать расходы, возникающие у инвесторов по причине бюрократических и административных барьеров в части регулирования и надзора; наличие стабильной и предсказуемой региональной регулятивной политики по отношению к отдельным отраслям и инвесторам. Обеспечить доступность инженерных сетей - исключить скрытые инвестиционные затраты (недостающая инфраструктура: инженерная или социальная). При прозрачной системе, лишенной коррупционного момента, осуществлять предпринимательскую деятельность. Важно предоставлять налоговые каникулы в части налогов, зачисляемых в региональный бюджет; осуществлять субсидирование кредитных и лизинговых ставок и гарантирование кредитов.

Одной из причин неравномерного развития территории можно считать количество людей Ставропольского края с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, которая определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. В рамках обозначенного фактора обратимся к таблице 3.

Таблица 3- Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и

дефицит денежного дохода Ставропольского края (с учетом итогов всероссийской переписи населения 2010 года) [8]_

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Численность населения с денежными дохо-

дами ниже величины прожиточного мини-

мума:

тыс. человек 325.7 376.8 392.0 387.0 378.8

в процентах от общей численности населе- 11.6 13.5 14.0 13.8 13.5

ния

Дефицит денежного дохода:

млн. руб. 673.3 909.5 944.4 967.4 963.9

в процентах от общего объема денежных до- 1.1 1.4 1.5 1.5 1.4

ходов населения

Количество бедных в Ставропольском крае в последние годы колеблется вокруг цифры в 384 тыс. человек. Это 13% от всего населения СК по подсчетам Росстата. Однако данные официальной статистики не отражают реальной картины. По-настоящему бедных значительно больше, так как к бедным относят тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, конкретный набор которых описан в потребительской корзине. Денежный эквивалент «корзины» называется прожиточным минимумом. Соответственно, бедный - тот, чей доход ниже величины прожиточного минимума. В среднем по всем группам населения прожиточный минимум сейчас составляет 8622 рублей [9]. Если провести опрос как минимум по семи направлениям лишений: имущество, питание, финансовое положение, здоровье, социальная интеграция, образование и развитие детей, жилищные условия, - то бедных будет в 2 раза больше.

Возникает актуальный вопрос, почему в Ставропольском крае потенциально У населения живет за чертой бедности, как возможно поднять уровень жизни дотационного субъекта РФ на фоне продолжительной стагнации экономики целой страны. Но важно понимать, насколько серьезны обозначенные проблемы и как они могут влиять на финансовую устойчивость края.

Показатель финансовой устойчивости регионапрямо пропорционален показателю эффективности функционирования региональной экономической системы. Отсюда наблюдаем зависимость финансовой устойчивости РЭС от материально-ресурсной базы и конъюнктуры цен. Таким образом, посредством данных из таблицы 4 определим интегрированный показатель финансовой устойчивости Ставропольского края.

Таблица 4 - Анализ основных параметров бюджета Ставропольского края на 2017 год представлен в следующей таблице[10].

Показатель Закон СК № 136-кз, (ред. от 29.07.2016 № 79-кз), тыс. рублей Проект бюджета на 2017 год, тыс. рублей

Сумма собственных доходов бюджета региона 49 911 993,3 53 166 425,2

Сумма расходов бюджета региона Государственный долг 85 967 658,3 82 490 630,2

38 961 513,3 41 205 905,6

Дебиторская задолженность организаций в 2017 году составила 221 480.9 млн руб., удельный вес прибыльных и убыточных организаций на начало года составляет 26,0 и 22,6 на конец соответственно.

Кфу= 0,75 * Дс/ Р + 0,15 (1 - КЗ / ДЗ)+ 0,1 (1 - УПк / УПн) (1) [11],

где Дс- сумма собственных доходов бюджета региона; Р - сумма расходов бюджета региона;КЗ, ДЗ -объем кредиторской и дебиторской задолженности региона;УП - удельный весубыточных предприятий региона.

Кфу= 0,75 * 53166, 4 / 82 490,6 + 0,15 * (1 -41205, 9 / 221 480,9) + 0,1 (1 - 22,6 / 26,0) = 0,48 + 0,12 + 0,13

= 0,73

Характеристика финансового положения региона зависит от значения интегрального показателя. Если 1>Кфу< 0,5, то финансовое положение региона депрессивное. Однако в данном примере не учитываются данные кредиторской и дебиторской задолженности на начало и конец года - берутся данные за год. Однако, исходя из полученных данных, приходим к выводу, что Ставропольский край дотационный, так как долг соразмерен с собственными доходами региона, а дефицит собственных денежных средств покрывается за счет межбюджетных трансфертов. Но данный показатель стремится к нормативному значению, то есть к 1, что отображает положительную тенденцию.

В связи с данными проблемами целесообразно предложить следующие меры по их устранению: важно наладить логистические связи между субъектами СКФО, что позволит увеличить товарообмен, мобильность трудовых ресурсов. Возможность быстро и комфортно перемещаться по всей территории округа позволит республикам и краю установить туристические, производственные и социальные связи. Одной из мер по устранению бедности Ставропольского края может стать расширение и модернизация Минераловодского аэропорта. Сделав его конкурентоспособным, увеличив вместительность и открыв новые линии, он сможет обслуживать близь лежащие страны на новом уровне. А это налоги в региональный и федеральный бюджеты, это рабочие места, но главное - инвестиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, несоответствие имеющихся вакантных рабочих мест образовательно-квалификационной структуре безработных приводит к оттоку человеческих ресурсов в Краснодарский край, Московскую область, города Москву и Санкт-Петербург, что приводит к диспропорциям в развитии Ставропольского края. Однако принимает край по данным Росстата мигрантов из Украины, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана. Труд иностранных мигрантов достаточно востребован в регионе ввиду его ценовой приемлемости. Мигранты из Азии живут в СКФО обособлено, что связано с низким уровнем их готовности к интеграции с местным сообществом, что создает дисбаланс в развитии региона. Основу бедности в Ставропольском крае составляют низкая производительность труда, структурная безработица на фоне замедления обновления основных фондов, низких заработных плат, несоответствиеквалификации кадров потребностям рынка.

Источники:

1.Губанова Е. С., Клещ В. С. Методологические аспекты анализа уровня неравномерности социально-экономического развития регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017 г. [Электронный ресурс]- Режим доступа: №1 (49). https://cyberleninka.ru/artide/n/metodologicheskie-aspekty-analiza-urovnya-neravnomemosti-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov

2.Ставропольский информационный портал [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://stav-geo.ru

3.Труд - поиск вакансий [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.trud.com

4.Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stavstat.gks.ru

5.Крымский федеральный университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://geopolitika.cfuv.ru/

6.Трыканова С.А. Модернизация регулирования региональных миграционных процессов в России: организационно-правовой аспект // Миграционное право. 2014. № 4. С. 19 - 20 // СПС «КонсультантПлюс»

7.Министерство экономического развития Ставропольского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. stavinvest.ru

8.Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stavstat.gks.ru

9.Постановление Правительства Ставропольского края от 31.01.2019 № 38-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за IV квартал 2018 года» // СПС «КонсультантПлюс»

10. Новая 1 Бюджет для граждан на 2017 год [Электронный Ресурс] - Режим до-ступа:http://openbudsk.ru/content/2017/docz17/%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B 0%2017_%D0%B4%D0%BB%D 1 %8F%20%D0%B8%D0%BD%D 1%82%D0%B5%D 1 %80%D0%BD%D0%B5%D 1 %82%D0% B02.pdf

11. [Электронный Ресурс] - Режим доступа: http://vernadsky.tstu.ru

Sources:

I.Gubanova E.S., Kleshch V.S. Methodological aspects of the analysis of the level of unevenness of the social-economic development of regions // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2017 [Electronic resource] - Access Mode: №1 (49). https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-analiza-urovnya-neravnomernosti-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov

2.Stavropol information portal [Electronic resource] -Access mode: https://stav-geo.ru

3.Labor - job search [Electronic resource] - Access mode: https://www.trud.com

4.Office of the Federal State Statistics Service for the North Caucasus Federal District [Electronic resource] - Access Mode: http://stavstat.gks.ru

5.Crimean Federal University [Electronic resource] - Access mode: http://geopolitika.cfuv.ru/

6.Trykanova S.A. Modernization of the regulation of regional migration processes in Russia: the organizational and legal aspect // Migration Law. 2014. No. 4. P. 19 - 20 // RS «Consultant Plus»

7.Ministry of Economic Development of the Stavropol Territory [Electronic resource] - Access Mode: http://www.stavin-

vest.ru

8.Office of the Federal State Statistics Service for the North Caucasus Federal District [Electronic resource] - Access Mode: http://stavstat.gks.ru

9.Decree of the Government of the Stavropol Territory dated January 31, 2019 No. 38-p «On establishing the subsistence minimum per capita and for the main socio-demographic groups of the population in the Stavropol Territory for the fourth quarter of 2018» // RS«ConsultantPlus»

10. New 1 Citizens Budget for 2017 [Electronic Resource] - Access mode: http: //openbudsk.ru/con-tent/2017/docz 17/%D0%B 1 %D 1 %8E%D0%B4% D0% B6%D0 % B5% D1% 82% 20% D0% BD% D0% B0% 2017_% D0% B4% D0% BB% D1% 8F% 20% D0% B8% D0% BD% D1% 82% D0% B5% D1 % 80% D0% BD% D0% B5% D1% 82% D0% B02.pdf

II. [Electronic Resource] - Access Mode: http://vernadsky.tstu.ru

И.В. Ариничев - доцент кафедры теоретической экономики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, iarinichev@gmail.com,

I.V. Arinichev - Associate Professor of the Department of Theoretical Economics, Kuban State University, Krasnodar;

B.Г. Коломеец - студент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, iarinichev@gmail.com,

V.G. Kolomeets - student, Kuban State University, Krasnodar;

C.М. Геворкян - доцент кафедры теоретической экономики Кубанский государственный университет, г. Краснодар, iarinichev@gmail.com,

C.M. Gevorkyan - Associate Professor of the Department of Theoretical Economics, Kuban State University, Krasnodar;

Г.Л. Габриелян - студент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, iarinichev@gmail.com,

G.L. Gabrielyan - student, Kuban State University, Krasnodar.

«ВСЕПОГОДНАЯ» ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ. БЭКТЕСТИНГ И СРАВНЕНИЕ С КОНСЕРВАТИВНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ "ALL-ANNUAL" INVESTMENT STRATEGY. BACKTESTING AND COMPARISON WITH CONSERVATIVE STRATEGIES

Аннотация. На сегодняшний день создано огромное количество различных инвестиционных стратегий, сформированных как на основе эконометрических закономерностей, так и на основе фундаментального анализа тех или иных ценных бумаг. «Всепогодная» инвестиционная стратегия, разработанная менеджерами Bridgewater Associates - крупнейшего хедж-фонда в мире, стала одной из наиболее излюбленных стратегий инвестирования у западных пенсионных фондов и иных институциональных инвесторов, для которых вопрос минимизации рисков имеет большее значение, чем максимизация доходности. В данной статье мы проводим анализ эффективности «всепогодного» портфеля с целью рассмотреть его основные преимущества и недостатки, выделить причины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.