УДК 332.025.12 МИЛОВАНОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика, финансы и право» Филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске,
e-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Цель работы. Достижение цели устойчивого социально-экономического развития регионов требует разработки и реализации соответствующей стратегии на основе действующей нормативно-правовой базы и принципов сбалансированного развития. Методология исследования. Разработка концепций социально-экономического развития территорий требует использования комплексных методик детерминирования и последующего отбора наиболее важных целевых показателей, достижение которых требует проведения многофакторного анализа эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на формирование траекторий поступательного развития ведущих территориально -отраслевых комплексов в субъектах РФ. Теоретически обосновано, что для разработки дорожной карты реализации поставленных целей и задач целесообразно использование форсайт технологий, позволяющих разработать базовые сценарии стратегического развития мезоуровневых систем на основе системы целевых индикативных показателей, имеющих количественные и качественные характеристики в соответствии с заданным горизонтом планирования, а также с учетом согласования интересов стейкхолдеров. Результаты. Апробация разработанной методики проведена на примере Ставропольского края, поливариантный прогноз выполнен по трем основным сценариям: базовый, инерционный и целевой в соответствии с действующей нормативно-правовой базой, регламентирующей разработку концепций долгосрочного развития регионов. Результаты моделирования демонстрируют то, что базовый сценарий социально-экономического развития Ставропольского края является достижимым и устойчивым по отношению к негативному влиянию экзогенных факторов. Область применения. На уровне субъектов Российской Федерации. Выводы. Комплексная реализация концепции долгосрочного социально -экономического развития Ставропольского края позволит в стратегической перспективе сохранить свои лидирующие позиции в Северо-Кавказском федеральном округе. Сбалансированное развитие региона повысит степень согласования интересов всех стейкхолдеров территориально-отраслевого уровня, диверсифицирует структуру ВРП за счет повышения доли производства инновационных товаров и услуг, окажет положительное влияние на качество жизни населения и снизит его дифференциацию в разрезе муниципальных образований, а также позволит достичь приоритетных целей развития региона. Ключевые слова: форсайт-технологии, сбалансированное развитие, регион.
MILOVANOVA EKATERINA ALEXANDROVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of "Economics, Finances and Law" of the Branch of FSBEI of HE "Russian Economic University named after G.V.Plekhanov" in Pyatigorsk,
e-mail: [email protected]
THE REGIONAL SPECIFICS OF FORMING A SYSTEM OF BALANCED DEVELOPMENT
Abstract. The goal of the study. Achieving the goal of sustainable social-economic development of the regions requires development and implementation of a corresponding strategy based on the acting regulatory and legal framework and principles of a balanced development. The methodology of the study. Development of concepts of social-economic development of territories requires using complex methods of determination and subsequent selection of the most important target indicators, the achievement of which requires performing a multi-factorial analysis of endo-
genic and exogenic factors impacting the formation of trajectories of progressive development of the leading territorial-industry-based complexes in the subjects of the Russian Federation. It has been theoretically substantiated that in order to develop a roadmap to implement the set goals and tasks, it is practical to use the foresight of technologies allowing to develop the basic scenarios of strategic development of mesoscale systems based on the system of target indicators that have quantitative and qualitative characteristics in accordance with the set horizon of planning as well as taking into account coordination with stakeholder interests. The results. Testing the developed methods was performed on a sample of the Stavropol Territory, and the polyvariant forecast has been made following three main scenarios: the basic, the inertial and the targeted one in accordance with the acting regulatory and legal framework governing the development of concepts of long-term development of regions. The results of modelling demonstrate that the basic scenario of social-economic development of the Stavropol Territory is achievable and sustainable in relation to the negative impact of exogenic factors. The area of application. On the level of entities of the Russian Federation. Conclusions. A complex implementation of a concept of a long-term social-economic development of the Stavropol Territory will allow in the strategic perspective to preserve the leading positions in the North Caucasian Federal District. A balanced development of the region will increase the degree of coordination of interests of all stakeholders of the territorial-industry-based level, diversify the structure of the GRP from increasing the share of production of innovative products and services, will positively impact the quality of life of the population and will reduce its differentiation in the context of municipal establishments, and will also allow to achieve the priority goals of development of the region. Keywords: foresight technologies, a balanced development, a region
Введение. Разработка эффективного механизма управления сбалансированным развитием мезоуровневых систем связана с необходимостью решения проблем согласования интересов экономических агентов, играющих ведущую роль в формировании долгосрочных стратегических приоритетов и целевых ориентиров развития регионов, а также подбора оптимального инструментария их решения.
Общепринятая позиция заключается в том, что стратегия социально-экономического развития территорий требует использования комплексных методик детерминирования и последующего отбора наиболее важных целевых показателей [6], достижение которых, в свою очередь, возможно за счет реализации комплексной программы совершенствования функционирования и поступательного развития ведущих территориально-отраслевых комплексов в субъектах РФ. В конечном итоге это будет способствовать достижению устойчивой траектории социально-экономического развития регионов, диверсификации структуры их ВРП, повышению уровня региональных налоговых доходов, росту уровня доходов и качества жизни населения.
Необходимо учитывать, что специфика формирования и реализации стратегии регионального развития требует соответствующего нормативно-правового обеспечения, где должны быть отражены принципы достижения сбалансированного развития. Например, закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ формирует процедуру стратегического планирования на макро и мезоуровнях, базовые принципы и механизмы ее реализации [16].
Методика исследования. Для регионов аграрно-индустриального типа, к которым принадлежит Ставропольский край, ключевым направлением долгосрочного развития выступает достижение баланса между основными территориально-отраслевыми комплексами за счет их технико-технологической модернизации, например, за счет реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства или формирования отраслевых кластеров. В этой связи наиболее актуальными документами являются закон «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ [17], постановления Правительства РФ «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» № 779 и «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» № 41 [11].
В последнее время особую популярность при разработке концепций долгосрочного развития субъектов РФ приобрел инструментарий, основанный на использовании форсайт-технологий. Как отмечает ряд отечественных и зарубежных исследований, данная методика является эффективным инструментом детерминирования базовых направлений и целевых ориентиров сбалансированного социально-экономического развития регионов [3, 5, 22].
Форсайт-технологии основаны на возможности гибкого использования различных методов, которые в соответствии с заявленными целями могут применяться для оценки долгосрочных перспектив различных аспектов социально-экономического развития регионов [20]. Например, С. Тотьмянина определяет его следующим образом: «Форсайт — это методология, интегрирующая наиболее эффективные методы прогнозирования, с учетом того, что будущее имеет множество вариантов развития, и наступление того или иного события зависит от действий, предпринимаемых уже сегодня» [15]. Таким образом, использование форсайта создает возможности поливариантного исследования прогнозных сценариев [19], а также позволяет определить и обосновать целесообразность выбора оптимальных направлений развития накопленного в регионах социально-экономического потенциала [21] таким образом, чтобы соблюдался баланс не только между участниками процесса и всеми заинтересованными лицами, но и долгосрочными перспективами.
Как отмечает Н. Я. Калюжнова: «Особенностью и наиболее существенным отличием технологии форсайта является ее проактивность» [4]. Данное утверждение практически полностью совпадает с мнением Д. А. Литвинова: «Будущее видится не как набор экстраполяций прошлых трендов, а как результат еще не проявленных тенденций, анализируемых через понимание возможностей по их активному внедрению командами проектов» [7]. В качестве положительных моментов форсайт-технологий для построения долгосрочных прогнозов следует также отметить использование «коммуникативных технологий институализации» [12], а также активное вовлечение в работу экспертов и научного сообщества, мнение и оценки которых играют основную роль при построении сценариев развития событий и получении итоговых прогнозов [14]. Можно говорить о том, что основным преимуществом форсайт-технологий является то, что ее использование позволяет сформировать единую платформу между нормативно-правовой базой, регламентирующей разработку и реализацию стратегий долгосрочного социально-экономического развития регионов, и научно-практическими исследованиями и разработками в сфере повышения качества институтов, социально-экономического развития регионов и технико-технологической модернизации территориально-отраслевых комплексов. В конечном итоге это повышает достоверность полученных прогнозов и позволяет сформировать реально достижимые целевые ориентиры [8].
В основном форсайт-технологии используют также для разработки дорожных карт, так как это дает возможность повысить эффективность и вариативность их применения. Основной причиной этого, по мнению И. Н. Воронцовой, является следующее: «методы форсайта основаны на результатах экспертной оценки функционирования различных областей и их стратегического развития для определения ключевых перспектив для достижения наилучших социально-экономических результатов» [2]. При этом не следует забывать, что целью разработки дорожной карты является детерминирование максимально конкретных, имеющих временные ограничения по срокам реализации, адаптивных за счет учета нескольких сценариев долгосрочного развития и согласования интересов стейкхолдеров [18].
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края «О разработке стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года и стратегии социально-экономического развития города-курорта Кисловодска до 2035 года» от 31 мая 2017 года № 134-РП [13] было проведено поливариантное моделирование и прогнозирование социально-экономического развития Ставропольского края по трем основным сценариям: базовый, инерционный и целевой (таблица 1).
Таблица 1
Индикаторы и целевые ориентиры сценариев социально- экономического развития Ставропольского края до 2035 года
Тип сценария Содержание сценария Целевые ориентиры Индикаторы развития
основные ключевые
Инерционный сценарий Использование существующих конкурентных преимуществ при динамике макроэкономических параметров и базовой траектории роста до 2030 года на 2,1 %. Рост продолжительности жизни. Снижение масштабов бедности. Рост использования трудового потенциала. Поддержание опережающих темпов экономического роста. Укрепление позиций на национальном сельскохозяйственном рынке. Развитие транспортной инфраструктуры. Улучшение качества окружающей среды. Не выделены ВРП — 1035,4 млрд руб. Продолжительность жизни — 75,4 лет. Объем инвестиций в основной капитал — 269,8 млрд руб.
Базовый сценарий Использование существующих конкурентных преимуществ при динамике макроэкономических параметров и базовой траектории роста до 2030 года на 2,1 %. Опережающий рост наукоемких производств ВРП — 1114,4 млрд руб. Продолжительность жизни — 77,1 лет. Объем инвестиций в основной капитал — 348,6 млрд руб.
Целевой сценарий Использование существующих и новых конкурентных преимуществ с учетом позиций регионов-лидеров при динамике макроэкономических параметров и базовой траектории роста до 2030 года на 2,1 % Улучшение демографической ситуации. Доступность и устойчивый рост качества гарантированных социальных услуг. Опережающий рост наукоемких производств на рынке высокотехнологичной продукции. ВРП — 1671,5 млрд руб. Продолжительность жизни — 77,1 лет. Объем инвестиций в основной Капитал — 420,1 млрд руб.
В качестве основных долгосрочных и стратегических целей социально-экономического развития Ставропольского края в соответствии с методическими рекомендациями по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации [9] были выделены следующие: рост уровня конкурентоспособности территориально-отраслевых комплексов, диверсификация структуры ВРП за счет более активного использования интеллектуального капитала, человеческого потенциала и внедрения инновационных технологий производства и реализации товаров и услуг, снижение уровня экономического неравенства среди населения, рост качества оказываемых государственных услуг, более тесная интеграции Ставропольского края в экономическое пространство СКФО и ЮФО и в целом по России, снижение социально-экономической дифференциации муниципальных районов края (таблица 2).
Темпы экономического роста на период 2017-2035 годов, а точнее — их средневзвешенное значение по всем трем сценариям, составят около 2,1 %.
Таблица 2
Сравнительный анализ условий и результатов выполнения сценариев
развития Ставропольского края до 2035 года
Особенности реализации сценариев Сценарии развития Ставропольского края до 2035 года
Инерционный сценарий Базовый сценарий Целевой сценарий
Условия реализации Рост в основном за счет экстенсивных факторов развития. Акцент на повышение эффективности использования накопленного потенциала. Создание дополнительных конкурентных преимуществ в регионе. Рост за счет интенсивных и эндогенных факторов. Акцент на укреплении и эффективном использовании накопленного потенциала. Создание абсолютно новых конкурентных преимуществ. Рост за счет интенсивных и эндогенных факторов. Акцент на развитии накопленного потенциала. Повышение устойчивости к негативному воздействию внешней среды.
Ожидаемые результаты реализации Лидерство в СКФО по определенному перечню показателей. Траектория роста согласно среднероссийским показателям. Лидерство в СКФО и ЮФО по определенному перечню показателей. Траектория роста, превышающая среднероссийские показатели. Лидерство в ЮФО и СКФО по основным показателям социально-экономического развития. Устойчивая траектория роста, превышающая среднероссийские показатели с учетом возможностей внешней среды.
Результаты моделирования. Создание долгосрочной концепции социально-экономического развития Ставропольского края требует проведения процедуры прогнозирования целевых ориентиров Ставропольского края до 2035 года с разбивкой на пятилетние отрезки. В качестве основного инструментария целесообразного использования эконометриче-ских трендовых моделей, где в качестве переменных берутся отобранные базовые целевые индикаторы, прогнозные значения которых позволят оценить вероятность достижения целевых ориентиров, а значит, и реалистичность построенных планов социально-экономического развития Ставропольского края. В качестве эконометрических методов использован корреляционно-регрессионный анализ, при этом параметризация прогнозных уравнений регрессии проведена с использованием метода наименьших квадратов [1].
В соответствии с отобранными сценариями, на основе статистических данных Министерства экономического развития Ставропольского края [10] получены прогнозные оценки по трем целевым индикаторам: валовый региональный продукт (ВРП), млрд руб.; средняя продолжительность жизни, лет; объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. Данные индикаторы являются ключевыми для прогнозирования сбалансированного регионального развития (таблица 3).
Таблица 3
Прогнозные оценки индикативных моделей сбалансированного развития Ставропольского края
Сценарий Вид уравнения регрессии Регрессионная модель Коэффициент детерминации
ВРП (млрд руб.)
инерционный логарифмическая у = 414,041п(х) - 389,65 0,714
базовый логарифмическая у = 636,571п(х) - 714,70 0,802
целевой степенная у = 5,054х16 0,847
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
инерционный логарифмическая у = 3,441п(х) + 57,27 0,764
базовый логарифмическая у = 5,431п(х) + 38,18 0,701
целевой логарифмическая у = 4,941п(х) + 41,18 0,854
Объем инвестиций в основной капитал (млрд руб.)
инерционный логарифмическая у = 74,241п(х) - 223,01 0,875
базовый линейная у = 12,87х - 37,14 0,914
целевой параболическая у = 3,34х2 - 78,44х +427,53 0,857
Результаты моделирования демонстрируют достаточно высокую адекватность полученных прогнозных уравнений регрессии различных видов, так как значение коэффициента детерминации превышает 0,7, что позволяет их использовать для прогнозирования целевых индикаторов социально-экономического развития Ставропольского края.
В соответствии с инерционным и базовым сценариями социально-экономического развития Ставропольского края, прогнозная динамика отобранных индикаторов, детерминированная на базе полученных уравнений регрессии, имеет отклонения, которые укладываются в 95-процентный доверительный интервал прогноза, что также подтверждает точность полученных моделей и возможность их использования для определения целевых ориентиров. В этой связи базовый сценарий социально-экономического развития Ставропольского края определяется как реально достижимый даже в условиях незначительного ухудшения экономической или политической ситуации.
Выводы. Таким образом, спрогнозированные значения целевых ориентиров в соответствии с базовым и целевым сценариями социально-экономического развития Ставропольского края должны стать индикаторами, мониторинг достижения которых позволит оценить степень
выполнения концепции долгосрочного развития региона до 2035 года. В Ставропольском крае необходимо при разработке стратегий и концепций долгосрочного развития использовать различные комбинации инструментов построения поливариантных прогнозов. В этом случае возможно достижение поставленных целей в различных областях социально-экономического развития: создание устойчивой траектории опережающего роста, построение инновационно ориентированной региональной экономики, повышение качества социальных услуг государства, рост конкурентоспособности местных производителей, повышение эффективности использования имеющегося регионального экономического потенциала и его дальнейший рост и т. д.
Комплексная и полноценная реализация концепции долгосрочного развития и достижение запланированных результатов позволит Ставропольскому краю в стратегической перспективе не только сохранить свои лидирующие позиции в Северо-Кавказском федеральном округе, но и выйти на ведущие роли в Южном Федеральном округе. В этом случае сбалансированное развитие региона повысит степень согласования интересов всех стейкхолдеров территориально-отраслевого уровня, окажет положительное влияние на качество жизни населения и снизит его дифференциацию в разрезе муниципальных образований, а также позволит достичь приоритетных целей развития региона.
Литература
1. Айвазян C. А. Прикладная статистика. Исследование зависимостей / C. А Айвазян, И. C. Енюков, Л. Д. Мешалкин. — М.: Финансы и статистика, 1985. — 487 с.
2. Воронцова И. Н. Комплексная оценка организационных условий сбалансированного развития региона / И. Н. Воронцова // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. — 2014. — № 6. — С. 22-26.
3. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Ю. Глазьев. — М.: ВлаДар, 1993. — 205 с.
4. Калюжнова Н. Я. Форсайт-технология как инструмент прогнозирования инновационного развития регионов / Н. Я. Калюжнова, Е. В. Верхотурова // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 6-5. — С. 1196-1203.
5. Климанов В. В. Региональные системы и региональное развитие в России. — М.: УРСС, 2003. — 293 с.
6. Коновалов А. В. Создание системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона/А. В. Коновалов //Вестник Чувашского университета. — 2006. — № 7. — С. 373-376.
7. Литвинов Д. А. Концептуальные положения управления сбалансированным развитием региона / Д. А. Литвинов, Н. В. Сироткина // Современная экономика: проблемы и решения. — 2016. — № 2 (74). — С. 133-141.
8. Мальцева А. А. Методические аспекты отбора и оценки инновационных проектов в технопарках с применением форсайт-методологии и сбалансированной системы показателей/А. А. Мальцева //Экономический анализ: теория и практика. — 2011. — №. 45. — С. 37-44.
9. Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrateg/20160714 (дата последнего обращения — 20.02.17), своб. — Загл. с экрана.
10. Министерство экономического развития Ставропольского края: Официальный сайт [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://stavinvest.ru (дата последнего обращения — 11.05.17), своб. — Загл. с экрана.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» от 06.03.2013 № 188 [Электронный ресурс]: Режим доступа http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20130306_014 (дата последнего обращения — 27.01.17), своб. — Загл. с экрана.
12. Рассоха Е. В. Форсайт-технологии при разработке стратегии сбалансированного развития региона / Е. В. Рассоха // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. — Орел: Средне-русский институт управления — филиал РАНХиГС, 2017. — С. 232-233.
13. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 31 мая 2017 г. № 134-РП «О разработке стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года и стратегии социально-экономического развития города-курорта Кисловодска до 2035 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://stavinvest.ru/invest/the-strategic-direction-of-the-edge, своб. — Загл. с экрана.
14. Тарасенко В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления / В. Тарасенко. — М.: Аль-пина Паблишер, 2014. — 201 с.
15. Тотьмянина С. И. Форсайт научно-технологического развития региона (на примере Владимирской области) / С. И. Тотьмянина. Автореферат дисс. канд. экон. наук. Спец-ть 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика». — М., 2012. — 23 с.
16. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/ (дата последнего обращения — 25.01.17), своб. — Загл. с экрана.
17. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ [Электронный ресурс]: Режим доступа http://base.garant.ru/70833138Mixzz4Wyt7xe0G (дата последнего обращения —27.01.17), своб. — Загл. с экрана.
18. Чупрова И. Ю. Этапы разработки и реализации стратегии развития в высокотехнологичных регионах /И. Ю. Чупрова //Дельта науки. — 2016. — № 2. — С. 4-7.
19. Barron M. The Manager's Guide to Business Forecasting / M. Barron, D. Target. New York: Basil Blackwell Inc., 1985.
20. Georghiou L. The handbook of technology foresight: concepts and practice. Edward Elgar Publishing, 2008. 428 p.
21. Lootsma F. A., Schuijt H. The multiplicative AHP, SMART and ELECTRE in a common contex /F.A. Loots-ma, H. Schuijt //Multi-Criteria Decision Analysis. 1997. V. 6. P. 185-196.
22. Moody S. SLOPE-A metaphor-based strategy formation tool: Thesis submitted in partial fulfillment of the requiremenys for the degrees of master of arts. Simon Fraser University, 2005. 94 p.
References:
1. Ayvazyan S. A. Pride statistics. Study the dependencies / S. A. Ayvazyan, I. S. Eniukov, L. D. Food. — M.: Finance and statistics, 1985. — 487 p.
2. And Vorontsov. N. A comprehensive assessment of the balancing conditions of regional development / I. N. Vorontsov //FS: Finance, Economics, strategy. — 2014. — No. 6. — P. 22-26.
3. With The Frosting. Y. Theory of the long-term technology-economic development / S. J. Glaze. — Moscow: Vladar, 1993. — 205 p.
4. Moon-N. J. foresight technology as a tool for the forecast of innovative development of regions / N. Y. Luna, E. V. Ventura //Fundamental research. — 2013. No. 6-5. — Pp. 1196-1203.
5. In The Net. Regional system and regional development in Russia. — M.: URSS, 2003. — 293 p.
6. Konovalov A. V. Creation of system of strategic management of socio-economic development of the region / A.V. Konovalov //vest Chuvash University. — 2006. — No. 7. — S. 373-376.
7. D Litvinov. A. Conceptual provisions of development control of the region balancing / D. A. Litvinov, N. Crane V. //Modern economy: problems and solutions. — 2016. — № 2 (74). — P. 133-141.
8. Males of A. A. Methodological aspects of selection and evaluation of innovative projects in the Park, with the application of foresight methodologies and balancing scorecard / Centers A. A. //Economic analysis: theory and practice. — 2011. — №. 45. — S. 37-44.
9. Guidelines for the development of the strategy for socio-economic development of the Russian Federation, the action plan for its implementation, monitoring and control of realization of strategy of socio-economic development of subjects of the Russian Federation [Electronic resource]: access Mode http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depstrateg/20160714 (date last accessed — 20.02.17), swab. The title. screen.
10. The Ministry of economic development of Stavropol territory: Official site [Electronic resource]: access Mode: http://stavinvest.ru (date last accessed — 11.05.17), swab. The title. screen.
11. Resolution of the Government of the Russian Federation On approval of Rules of distribution and granting subsidies from the Federal budget budget of constituent entities of the Russian Federation on the implementation of activities under development programs of pilot innovative territorial clusters"dated 06.03.2013 No. 188 [Electronic resource]: access Mode http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20130306_014 (date last accessed — 27.01.17), swab. The title. screen.
12. E Rash. V. foresight technologies in the development of the strategy of balancing development in the region / E. V. Rash // Fundamental and excludes studies in Economics and Finance. — Eagle: rn-Russian Institute — branch of Ranepa, 2017. — Pp. 232-233.
13. The order of the Government of Stavropol Krai of 31 may 2017 No. 134-RP About designing a strategy of socio-economic development of Stavropol region until 2035 and the strategy for socio-economic development of the city-Kurt Kislovodsk to 2035"[Electronic resource]. Access mode http://stavinvest.ru/invest/the-strategic-direction-of-the-edge a swab. The title. screen.
14. In Tarasenko. Territorial clusters: the Seven management tools / Vladimir Tarasenko. — M.: Alpina Pablisher, 2014. — 201 S.
15. Totmianina S. I. foresight of scientific and technological development of region (on example of Vladimir region) / S. I. Totmianina. Back drive. can. con. Sciences. Special-t 08.00.05 Economics and management NR policy: regional economy"— M., 2012. — 23 p
16. The Federal law About Strategic planning in Russian Federation'dated June 28, 2014 №172-FZ [Electronic resource]. Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (date last accessed — 25.01.17), swab. The title. screen.
17. The Federal law About the promise policy in the Russian Federation'dated 31 December 2014 No. 488-FZ [Electronic resource]: access Mode http://base.garant.ru/70833138Mixzz4Wyt7xe0G (date last accessed -27.01.17), swab. The title. screen.
18. And Chuprov. Yu. a. Stages of development and implementation of the strategy for the development of regional high-tech /1. Chuprov, Yu. //Delta science. — 2016. — No. 2. — S. 4-7.
19. Barron M. the user Manager on the forecasting of business / M. Barron, D. objective. New York: Basil Blackwell Inc., 1985.
20. George L. Manual of technology foresight: concepts and practice. Edward Elgar Publishing, 2008. 428 p.
21. It lootsma F. A., Schuijt H. the multiplicative AHA, smart and ELECTRE in a common / F. A. lootsma its context, H. Schuijt//multicriteria decision analysis. 1997. V. 6. P. 185-196.
22. Moody S. sklow-a tool for the creation of a metaphorical strategy: dissertation submitted in the partial fulfillment for the degree of master of arts. The Simon Fraser University, 2005. 94 p.