26 (209) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.05
ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Л. И. УШВИЦКИЙ, доктор экономических наук, профессор, заслуженныйдеятель науки Российской Федерации, декан факультета экономики и финансов E-mail: fef@stv.runnet.ru
А. А. ТЕР-ГРИГОРЬЯНЦ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и учета
E-mail: ann_ter@mail.ru Северо-Кавказскийгосударственный технический университет
В статье отмечается, что устойчивое и конкурентное развитие региона обеспечивается наличием эффективной среды «генерации знаний», основанной на фундаментальных исследованиях в сочетании с рациональной системой образования, целостной государственной политикой и нормативно-правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности. Дан анализ проблем инновационной деятельности в Ставропольском крае на современном этапе, а также сформулированы основные направления стратегического управления инновационным развитием региона.
Ключевые слова: инновационное развитие, регион, проблемы, стратегия, управление.
Трансформационные преобразования современного периода существенно изменили организационные, правовые, социальные условия функционирования экономики России. Множество причин способствовало возникновению серьезных проблем в развитии региона, связанных с экономическими, социальными, политическими факторами, криминальной обстановкой. Ставрополье наряду с республиками Северного Кавказа относится к числу
наименее конкурентоспособных регионов России с довольно низким качеством «бизнес-климата». Экономика региона слабо диверсифицирована, зависит от небольшого числа наиболее значимых сфер хозяйственной деятельности, среди которых основное место занимает сельскохозяйственное производство. Главной угрозой для развития региона является терроризм и потенциальные межнациональные конфликты. Решение данных проблем, как показывает международная практика, связано не только с мерами в области безопасности, но и со стимулированием предпринимательства, развитием науки и образования, повышением уровня жизни населения.
В Ставропольском крае еще не созданы благоприятные условия для реализации творческого потенциала, недостаточно эффективно функционирует инновационная инфраструктура. Проблемы развития инновационной системы во многом определяются тем, что полученные в организациях края научные результаты мирового уровня (в том числе и прикладного характера) не находят применения в экономике региона вследствие несбалансированности секторов региональной инновационной системы, а также слабой
восприимчивости современных предпринимателей к научно-техническим инновациям. В последние годы регион утратил ряд научно-исследовательских организаций и опытных производств. Промышленность края ориентирована, главным образом, на закупку импортного оборудования и технологий. В результате капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно за пределами региона, что исключает значительные средства из процесса воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок. При этом в крае не определены четкие приоритеты научно-технического развития, не используется ряд важных финансовых механизмов стимулирования инновационной деятельности (венчурное финансирование, бизнес-ангелы, посевное финансирование), плохо развита система статистического учета результатов инновационной деятельности на региональном уровне. На данном этапе своего развития Ставрополье, к сожалению, относится к одному из проблемных регионов Юга России, что совершенно не соответствует его экономическому потенциалу. Представляется важным проанализировать сложившуюся ситуацию в экономике путем комплексного изучения совокупности технологических, организационных, технических, социальных предпосылок динамичного развития субъекта Федерации с учетом особенностей его территориальной организации.
Достижение высоких результатов инновационной деятельности, стабилизация региональной экономики предполагают в первую очередь необходимость переориентации управляющих воздействий государственного, местного и хозяйственного уровней, направленных на эффективное использование ресурсного потенциала Ставропольского края. Решение текущих и перспективных проблем функционирования региона, превращение его в конкурентоспособный инновационный субъект Федерации требуют разработки разноплановых вопросов. Так, современные тенденции развития мирового хозяйства обусловили необходимость формирования системы стратегического управления на основе выделения
возможного «поля» стратегии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
В практической деятельности под стратегией подразумевается общая концепция того, как достигаются цели, решаются выявленные проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы. Такая концепция состоит из ряда элементов. Это прежде всего система целей, включающая миссию и непосредственно цели (общеорганизационные и специфические). Другим элементом стратегии является политика, совокупность конкретных правил организационныхдействий, направленных надости-жение поставленных целей. В результате стратегию следует рассматривать как процесс направляемого, допустимого и приемлемого движения системы по определенным ориентирам среди действующих ограничений с учетом выделенных приоритетов.
Стратегическое управление можно представить как процесс, определяющий последовательность действий по разработке и реализации стратегии, который включает в себя:
— постановку целей;
— выработку стратегии;
— определение необходимых ресурсов;
— реализацию стратегии;
— контроль и оценку полученных результатов (рис. 1).
к в я
я> Ч са ев
а
с
^
о и о
а
и я> V В и я> н ее а н и
и н и В
и
Подсистемы
Стратегическое планирование
Реализация стратегии
Оценка реализации стратегии
Компоненты
£
Миссия
1
I
X
Ценности
J
Видение
3
1
Стратегия
J
Целевые результаты Способ достижения Порядок достижения
Принципы
Научность в сочетании с элементами искусства
Целенаправленность
Гибкость
Единство стратегических планов и программ
Создание необходимых условий для реализации стратегии
Рис. 1. Система стратегического управления
Региональная система стратегического управления инновациями характеризуется не только особенностями, свойственными принципам неопределенности, непредсказуемости внешних и внутренних изменений, но и сложностью определения количественных оценок инновационного развития территориального образования в целом. Каждая из составляющих механизма стратегического управления инновационной деятельностью должна подчиняться целевой ориентации и обеспечивать рациональное взаимодействие основных элементов проектируемой системы.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
РЕГИОНА +
Цель
Формирование сбалансированного сектора исследований и разработок, а также эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики региона и повышение его конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста
Задачи
Формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок. Обеспечение условий для расширенного воспроизводства исследований и разработок.
Создание эффективной национальной инновационной системы. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.
Модернизация экономики на основе технологических инноваций
Ожидаемые результаты
Сбалансированный, устойчиво развивающийся сектор исследований и разработок, имеющий оптимальную институциональную структуру, обеспечивающий расширенное воспроизводство знаний и конкурентоспособный на мировом рынке.
Эффективная инновационная система региона, встроенная в глобальную инновационную систему, обеспечивающая взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором. Конкурентная отечественная инновационная система, соответствующая по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран. Технологическая модернизация экономики региона и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий
Рис. 2. Стратегическое управление инновационным развитием Ставропольского края
Инновационная стратегия развития Ставропольского края выступает не только в качестве инструмента выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственной, научно-технической, организационной и социальной направленности, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи с внешней рыночной средой.
В соответствии со стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015г., разработанной Министерством образования и науки РФ и утвержденной 15.02.2006 Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, модель стратегического управления инновационным развитием Ставрополья можно представить следующим образом (рис. 2).
На Ставрополье разработан и принят ряд документов в сфере инноваций. В частности, действует закон края от 01.10.2007 № 55-кз «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», принята стратегия развития инновационной деятельности в Ставропольском крае до 2020 г., в соответствии с которыми основными направлениями инновационной политики в регионе являются:
— обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике;
— выявление отраслевых проблем, решение которых требует развития инновационной деятельности Ставропольского края;
— формирование инновационных крае-
вых целевых программ для оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности;
— проведение конкурсов и других форм реализации инновационных программ и проектов в интересах Ставропольского края и Российской Федерации в целом;
— создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
— осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитие внешнеэкономической инновационной деятельности;
— обеспечение взаимодействия учреждений науки, образования, промышленных и финансово-кредитных организаций в развитии инновационной деятельности.
Принятые документы оказали положительное влияние на развитие и совершенствование региональной инновационной системы, однако результативность их применения в крае недостаточна. В связи с этим необходимо обеспечить повышение эффективности процесса стратегического управления в инновационной сфере региона за счетрационального планирования и прогнозирования его развития.
На инновационное развитие Ставропольского края оказывают влияние как специфические факторы и меры экономической политики, действующие на уровне Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и территорий в его составе, так и политикаи тенденции экономического развития, наблюдаемые в РФ. Основные направления долгосрочного социально-экономического развития Ставропольского края определяются рядом ключевых факторов:
— уровнем развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
— интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
— развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;
— качеством человеческого капитала и интенсивностью формирования среднего класса;
— интеграцией евроазиатского экономического пространства.
Перспективные альтернативы реализации социально-экономической стратегии позволяют выделить три базовых сценария развития регионадо 2025 г.:
— инерционный (вариант 1);
— базовый (вариант2);
— инновационный (вариант 3).
На уровне страны эти варианты гармонизированы с инерционным, энергосырьевым и инновационным сценариями развития российской экономики согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Инерционный сценарий развития Ставропольского края кроме макроэкономических условий инерционного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется следующими параметрами:
— достижением целевых значений всех федеральных целевых программ (ФЦП), действующих на территории региона;
— созданием в регионе особой экономической зоны туристического типа;
— отставанием от среднероссийских темпов роста всех основных социально-экономических показателей;
— отказом от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ;
— усилением экономической дифференциации населения;
— снижением качества человеческого капитала;
— падением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохраняющимся опережающим ростом импорта;
— сохранением существующих неблагоприятных условий делового климата для всех типов предприятий, в том числе организаций малого и среднего бизнеса.
Базовый сценарий развития региона кроме условий энергосырьевого варианта концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:
— сохранением темпов роста всех основных социально-экономических показателей на уровне среднероссийских;
— увеличением численности трудоспособного населения в регионах СКФО;
— структурными сдвигами в энергетике, топливных и сырьевых отраслях, сопряженных машиностроительных производствах, связанных с их технологической модернизацией и повышением конкурентоспособности на мировых рынках;
— развитием транспортной инфраструктуры;
— достижением целевых значений всех ФЦП, действующих на территории региона;
— созданием и развитием в крае особой экономической зоны туристического типа;
— реализацией новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, обеспечивающих сравнительные преимущества экономики;
— улучшением делового климата для крупных компаний, но сохранением неблагоприятного делового климата.
Инновационный вариант развития Ставрополья кроме макроэкономических условий инновационного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и позитивных тенденций предыдущего сценария характеризуется следующими параметрами:
— превышением в крае среднероссийских темпов роста основных социально-экономических показателей;
— созданием эффективной инновационной системы и реализацией долгосрочных программ и проектов;
— завоеванием лидирующих позиций на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;
— глубокой модернизацией социальной инфраструктуры, включающей образование, здравоохранение, жилищный сектор, атакже обеспечивающей значительное повышение качества человеческого капиталаи благосостояние населения;
— созданием новых региональных центров экономического развития на юге России;
— развитием интеграции на мировом рынке;
— существенным улучшением делового климата, в том числе для малых предприятий;
— развитием эффективной конкурентной среды.
450
400
350
300
250
200
150
100
50
347
262
281
208
171
226
281
Инерционный сценарий развития
Базовый сценарий развития
Рис. 3. Прогнозный объем валового регионального продукта
надушунаселения в 2025г., тыс. руб.: 1 — Ставропольский край; 2 — Регионы Юга России; 3 — РФ
В инерционном сценарии рост выпуска продукции (работ, услуг) в сфере науки и инноваций увеличивается пропорционально увеличению ВВП Российской Федерации (по базовому сценарию). Инновационный вариант развития региона предусматривает увеличение результатов инновационной деятельности за счет достижения доли расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в размере 40 % от среднего уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития.
Для каждого из перечисленных сценариев развития были произведены прогнозные расчеты основных показателей социально-экономического развития Ставропольского края на период 2015-2025 гг. (рис. 3).
Наиболее привлекательными для развития на территории Ставропольского края являются туризм, химическая и пищевая промышленность, сельское хозяйство. Объем валового регионального продукта по прогнозам к 2025 г. достигнет 456—751 млрд руб. На душу населения в крае к 2025 г. ВРП будет ниже среднего значения по югу России на 20% и составит 171—281 тыс. руб. на чел. К тому времени средняя заработная плата в регионе до-стигнет27—32тыс. руб.
В настоящее время большинство территориальных образований юга России вносят незначительный вклад в развитие научно-образовательного комплекса страны, за исключением Ростовской области и Краснодарского края, которые играют важную роль в развитии данного «кластера». К 2025 г. регионы Юга России имеют потенциал для увеличения выпуска в научно-образовательной сфере в 1,9—3,5 раза, но количество рабочих мест относительно уровня 2009 г. сократится в 1,6—1,8 раза. Сектор информационно-коммуникационных технологий имеет возможности для роста производства до 418—625 млрд руб., при этом появится 124—598 тыс. новых рабочих мест.
Поскольку наиболее вероятным, по мнению авторов, является базовый сценарий развития региона, в процессе исследования был осуществлен прогноз перспектив функционирования образова-
418
363
Инновационный сценарий развития
тельного «кластера» и сектора информационно-коммуникационных технологий в Ставропольском крае (рис. 4).
В рамках базовой стратегии развития региона прогнозируемый объем выпуска образовательного сектора Ставрополья в 2025 г. составит 6 853 млн руб., что больше уровня 2009г. на 85,8%. Перспективный выпуск в сфере информационно-коммуникационных технологий достигнет 34 618 млн руб. при среднегодовых темпах роста —6,1 %.
Качественное преобразование социально-экономического положения Ставропольского края обуславливает необходимость создания экономических, финансовых и организационных предпосылок для ускоренного перехода к инновационному типу развития экономики региона, увеличения доли производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре валового регионального продукта (ВРП).
Научно-технический прорыв может быть осуществлен только при активном участии государства в этой важной сфере. Оно выражается в следующих формах:
— разработка эффективной стратегии научно-технического и инновационного развития Ставропольского края, служащей директивой для государственного сектора и органов государственного управления, а также ориентиром для частного сектора, отечественных и иностранных инвесторов;
— дифференцированный подход к выбору приоритетов в науке, технике и технологиях с учетом уровня их развития;
— реализация региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры в регионе;
— постоянное повышении уровня квалификации сотрудников органов исполнительной власти, в функции которых входит решение вопросов по развитию инвестиционной и инновационной деятельности региона.
При всей важности стратегии социально-экономического развития Ставропольского края сложившийся в настоящее время в Северо-Кавказском федеральном округе потенциал управления не рассчитан на решение масштабных задач инновацион-
Рис. 4. Выпуск образовательного сектора и сферы информационно-коммуникационных технологий Ставропольского края в 2009—2025 гг. в базовом сценарии развития, млн руб.
ного характера. Эффективная реализация стратегии развития региона требует коренного совершенство -вания управления инновационной деятельностью в направлении создания благоприятного инвестиционного климата путем рационального сочетания государственного финансирования науки с развитием инновационного предпринимательства.
Несомненно, что достижение стратегических целей инновационного пути развития Ставропольского края потребует взаимодействия не только органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления и муниципальных образований, но и организаций, осуществляющих деятельность натерритории Ставрополья.
Список литературы
1. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Экономика. 2008.
2. Доктрина развития российской науки: Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 № 884.
3. Егорова Е.В., Коваленко В. В. Инновационное раз-витиерегионов России. М.: МАКС Пресс. 2009.
4. Колесов В. П., Тутова Л. А. Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение. М.: ТЕИС. 2009.
5. Кулаков М.В., Осьмова М.Н. Инновации и экономическое развитие: опыт зарубежных стран. М.: ТЕИС. 2009.
6. Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае: закон Ставропольского края от 01.10.2007 № 55-кз.
7. Переходов В. Н. Основы управления инновационной деятельностью / М. : ИНФРА-М. 2005.
8. Ушачев И. Г. , Санду И. С. , Савенко В. Г. Инновационное развитие АПК субъектов Российской Федерации: опыт и проблемы. М.: ООО «Столичная типография». 2008.