Научная статья на тему 'Факторы обеспечения устойчивого функционирования и развития регионов Северо-Кавказского федерального округа'

Факторы обеспечения устойчивого функционирования и развития регионов Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
580
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ И ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / УРОВЕНЬ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / FACTORS AND INDICATORS OF STABILITY OF DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT / STATE POLICY / ECONOMIC SECURITY / SOCIAL SAFETY / RESOURCE POTENTIAL / BALANCE OF THE BUDGET / SELF-RELIANCE LEVEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аджикова Алтынай Султахановна, Канцеров Рашид Александрович, Школьникова Нина Николаевна

В статье раскрываются факторы обеспечения устойчивого функционирования и развития регионов Северо-Кавказского федерального округа. Исследование направлено на разработку направлений совершенствования механизма управления устойчивым развитием регионов субъектов Северо-Кавказского федерального округа на основании оценки отобранных ключевых параметров эффективности их развития. В ходе исследования уточнено понятие устойчивости регионального развития, определены принципы устойчивого развития. Авторами проведен анализ развития регионов Северо-Кавказского федерального округа в разрезе основных факторов устойчивости региональной социально-экономической системы. В статье рассчитаны и проанализированы индикаторы экономического и социального блоков оценки устойчивости развития федерального округа, сделаны выводы. Мониторинг проведен за период с 2005 по 2016 год. В результате исследования показана неравномерность развития регионов Северо-Кавказского федерального округа. Основная мысль исследования заключается в том, что разработку комплекса рекомендаций по совершенствованию управления устойчивым развитием регионов необходимо осуществлять с учетом имеющегося ресурсного потенциала территорий и увязкой с федеральными целями. Переход к устойчивому развитию регионов Российской Федерации возможен только при условии обеспечения устойчивого социально-экономического развития всех ее субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Аджикова Алтынай Султахановна, Канцеров Рашид Александрович, Школьникова Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF ENSURING OF STEADY FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

In article factors of ensuring steady functioning and development of regions of the North Caucasian Federal District reveal. The research is directed to development of the directions of improvement of the mechanism of management of sustainable development of regions subjects of the North Caucasian Federal District on the basis of assessment of the selected key parameters of efficiency of their development. During the research the concept of stability of regional development is specified, the principles of sustainable development are defined. Authors carried out the analysis of development of regions of the North Caucasian Federal District in a section of major factors of stability of a regional social and economic system. In article indicators of economic and social blocks of assessment of stability of development of the federal district are calculated and analysed, conclusions are drawn. Monitoring is carried out from 2005 for 2016. As a result of a research the unevenness of development of regions of the North Caucasian Federal District is shown. In work as authors the following methods of analytical processing of statistical materials are used: comparative, method of groups, method of mark assessment and ranging, method of average sizes tabular with elements of graphic illustration of data, system, structurally functional and statistical analysis and so forth. The main idea of research is that development of a complex of recommendations about improvement of management of sustainable development of regions needs to be carried out taking into account the available resource capacity of territories and coordination with the federal purposes. Transition to sustainable development of regions of the Russian Federation is possible only on condition of ensuring sustainable social and economic development of all its subjects.

Текст научной работы на тему «Факторы обеспечения устойчивого функционирования и развития регионов Северо-Кавказского федерального округа»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 330.1 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-27-36

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аджикова кандидат экономических наук, зам. директора, Северо-Кавказский

Алтынай институт - филиал Российской академии народного хозяйства

Султахановна и государственной службы при Президенте Российской Федерации (357502, Россия, г. Пятигорск, ул. Дунаевского, 5). E-mail: [email protected] Канцеров кандидат экономических наук, профессор, директор Института

Рашид экономики и управления, профессор кафедры «Финансы и кредит»,

Александрович Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (369001, Россия, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36). E-mail: [email protected] Школьникова кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Нина Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая

Николаевна академия (369001, Россия, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36). E-mail: [email protected] Аннотация

В статье раскрываются факторы обеспечения устойчивого функционирования и развития регионов Северо-Кавказского федерального округа. Исследование направлено на разработку направлений совершенствования механизма управления устойчивым развитием регионов - субъектов Северо-Кавказского федерального округа на основании оценки отобранных ключевых параметров эффективности их развития. В ходе исследования уточнено понятие устойчивости регионального развития, определены принципы устойчивого развития. Авторами проведен анализ развития регионов Северо-Кавказского федерального округа в разрезе основных факторов устойчивости региональной социально-экономической системы. В статье рассчитаны и проанализированы индикаторы экономического и социального блоков оценки устойчивости развития федерального округа, сделаны выводы. Мониторинг проведен за период с 2005 по 2016 год. В результате исследования показана неравномерность развития регионов Северо-Кавказского федерального округа. Основная мысль исследования заключается в том, что разработку комплекса рекомендаций по совершенствованию управления устойчивым развитием регионов необходимо осуществлять с учетом имеющегося ресурсного потенциала территорий и увязкой с федеральными целями. Переход к устойчивому развитию регионов Российской Федерации возможен только при условии обеспечения устойчивого социально-экономического развития всех ее субъектов.

Ключевые слова: устойчивое развитие, факторы и индикаторы устойчивости развития, региональное развитие, государственная политика, экономическая безопасность, социальная безопасность, ресурсный потенциал, сбалансированность бюджета, уровень самообеспеченности.

На современном этапе устойчивое развитие экономики регионов становится насущной проблемой гарантии безопасности национальной экономики, её стабилизации и восприимчивости к регулярному обновлению и развитию. Переход к устойчивому развитию регионов Российской Федерации в полном объеме реален только при условии обеспечения устойчивого социально-экономического развития всех ее субъектов. В данном аспекте предусматривается формирование эффективно функционирующей пространственной структуры экономики

государства при сохранении паритета интересов всех субъектов Российской Федерации, что предполагает обязательное условие детальной разработки и последующей реализации региональных программ по переходу к устойчивому развитию, а также дальнейшего интегрирования этих программных документов при формировании государственной политики в сфере устойчивого развития. Задачи регионального развития в большей степени должны быть увязаны с федеральными целями, но одновременно в обязательном порядке следует учитывать территориальные особенности. Устойчивость социально-экономического развития региона включает стабильность и поступательное развитие всех отраслей экономики, организаций малого, среднего и крупного бизнеса, а также в целом муниципальных образований субъекта. Такого рода устойчивость вырабатывается сохранением постоянного уровня стабильности или экономического роста при минимальных расходах, экономической и социальной безопасности, которые способствуют повышению уровня и качества жизни населения региона.

Важно подчеркнуть, что обеспечение устойчивого развития региона нужно трактовать как сложную комплексную социально-экономическую, финансовую и организационную задачу. Для успешного поиска ее оптимальных решений следует определить ключевые ресурсы. В первую очередь, важно располагать достаточным объемом природных, финансовых, социальных ресурсов; достаточным количеством времени на решение задачи; достаточным объемом полномочий при отборе способов решения задачи. Важно отметить, что одним из непременных условий устойчивого развития экономики региона является активное интегрирование в экономику России и мировой экономики машиностроительного, топливно-энергетического комплексов, пищевой, химической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности.

Относительно особенностей территориального развития субъектов Российской Федерации достижение и закрепление устойчивого развития экономики регионов предполагает решение вопросов обеспечения интенсивного роста объемов продукции организаций отраслей промышленного производства, агропромышленного комплекса, транспорта и других отраслей экономики для стабильного роста валового внутреннего продукта в целях значительного роста доходов населения, оптимального использования природных ресурсов, удовлетворения потребностей населения региона в промышленных и продовольственных товарах.

Ключевые показатели, характеризующие устойчивость развития региона, не являются неизменными, окончательно установленными. Они определяются исходя из внутренних факторов, которые характеризуют экономическое, социальное и экологическое развитие субъектов Российской Федерации (рис. 1).

Рис. 1. Внутренние факторы устойчивости регионального развития [8]

В кризисных условиях состояния экономики устойчивость - это самосохранение и обеспечение в дальнейшем поступательного развития в основных сферах жизнедеятельности населения. К основным принципам устойчивого развития региона можно отнести: улучшение качества жизни населения; гарантированное здоровье людей; удовлетворение основных жизненных потребностей граждан; сокращение численности малообеспеченных слоев населения; оптимальная структура производства и потребления; рациональное природопользование; обеспечение экологической безопасности [1; 4; 7].

Устойчивое развитие региона направлено на обеспечение повышения качества жизни населения при позитивной динамике комплекса социально-экономических показателей развития экономики. Особое внимание следует уделить вопросам устойчивости депрессивных регионов в условиях спада или низкого роста, так как банкротство ведущих предприятий -доноров регионального бюджета может привести региональную кредитно-денежную систему к острому дефициту и кризису неплатежей.

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) - федеральный округ Российской Федерации, который был выделен из состава Южного федерального округа Указом Президента России от 19.01.2010 г. Территориально расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа. Площадь, занимаемая округом, составляет примерно 1% от всей территории Российской Федерации. Роль Северо-Кавказского района в хозяйственном комплексе страны определяют, в первую очередь, агропромышленный комплекс и рекреационный комплекс.

Таблица 1

Показатели экономического блока индикаторов устойчивого развития СКФО1

Показатели 2005 2010 2016 Место, занимаемое среди федеральных округов в 2016 г.

1. Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб./чел. 39,1 94,9 175,9 8

3. Объемы инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс.руб./чел. 10,4 33,4 49,8 8

5. Степень износа основных производственных фондов, % 45,3 46,1 49,5 6

4.Инновационная активность организаций, %* 7,0 6,2 2,9 8

*Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в общем числе обследованных организаций, %

Рост удельных показателей экономического блока индикаторов устойчивого развития СКФО свидетельствует о многократном росте значений за период с 2005 по 2016 гг. по ВРП, объему инвестиций и т.д. Однако по указанным показателям СКФО занимает крайнее место при ранжировании федеральных округов. Отчасти это можно объяснить высокой плотностью населения. Растет уровень износа основных производственных фондов организаций. Снижается инновационная активность предприятий [5]. Эти факторы ослабляют устойчивость социально-экономической системы Северо-Кавказского федерального округа (табл. 1).

В целях обеспечения устойчивого развития региона важно активизировать его внутренние резервы, весь имеющийся потенциал, должны быть привлечены потребные ресурсы. К этим ресурсам можно отнести ископаемые ресурсы, экологические запасы, интеллектуальный, социальный и физический капитал. Эффективность функционирования региональной экономики можно оценить, в первую очередь, анализируя динамику валового регионального продукта.

Валовой региональный продукт - обобщающий показатель, характеризующий результаты производства товаров, услуг в регионе. Он позволяет выявить общие тенденции эконо-

мического развития. Изучение динамики ВРП регионов СКФО за последние 7 лет позволяет отметить снижение объемов по отношению к предыдущему году по Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия-Алания в 2014-2015 гг. В среднем по округу темпы роста ВРП за рассматриваемый период составили 103,2% (табл. 2).

Таблица 2

Индексы устойчивости экономического роста регионов СКФО1

Регионы Темпы роста физического объема валового регионального продукта, % В среднем за 2010 -2016 гг.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Республика Дагестан 103,6 108,0 104,6 106,3 106,3 98,6 104,6 104,1

Республика Ингушетия 101,9 109,4 115,3 114,2 105,5 97,6 104,6 105,6

Кабардино-Балкарская Республика 105,5 104,1 105,8 98,8 101,6 101,9 104,6 102,9

Карачаево-Черкесская Республика 101,9 105,2 104,7 99,1 98,0 95,1 104,6 101,1

Республика Северная Осетия-Алания 106,2 102,9 101,6 103,6 101,5 97,4 104,6 101,2

Чеченская Республика 96,2 106,8 107,1 100,2 108,5 102,9 104,4 103,6

Ставропольский край 104,5 106,7 100,6 102,8 104,3 100,9 100,4 102,9

СКФО 103,5 106,5 103,4 103,6 104,6 99,8 100,9 103,2

Регионы Северо-Кавказского федерального округа значительно различаются не только по уровню социально-экономического развития, но и характеру производственной специализации. В каждом отдельно взятом регионе СКФО могут быть выделены ведущая и основные отрасли, а также дополнительные виды экономической деятельности в рамках реального сектора региональной экономики.

Итоговая комплексная характеристика районирования и группировки регионов, на примере СКФО, позволяет исследовать социально-экономическое состояние, степень устойчивости, сложившуюся территориальную специализацию и специфические проблемы субъектов макрорегиона, как в статике, так и в динамике.

Исследование среднегодовых темпов роста ВРП регионов СКФО к предыдущему году за 7 лет позволяет сделать следующие выводы. Большая часть регионов наращивает валовой региональный продукт из года в год с минимальными темпами роста от 100 до 105%. Снижение объемов наблюдалось в 2010, 2013-2016гг. в 10 случаях (20,5%). Высокие темпы роста ВРП - от 105 до 110% отмечаются 15 раз - 30,6% (табл. 3).

Старение производственных фондов предприятий в ходе их эксплуатации и снижение в связи с этим производственного потенциала является фактором потенциальной угрозы устойчивого развития региона. Следует отметить, что изношенность основных фондов предприятий имеет место не только в депрессивных, но и в экономически развитых регионах.

Высокая степень износа зданий, сооружений, оборудования неблагоприятно отражается на финансовых результатах деятельности предприятий и способствует снижению устойчивости развития региона.

Таблица 3

Распределение регионов СКФО по уровню темпов роста валового регионального продукта1

Темпы роста Количество регионов, ед. Итого

(цепные), % 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Менее 100 1 - - 2 1 4 2 10

От 100 до 105 4 2 4 3 3 3 5 24

Свыше 105 2 5 3 2 3 - - 15

Старение производственного аппарата предприятий происходит в результате замедления его обновления, преимущественного осуществления текущих расходов в ущерб капитальным вложениям. Оценка изношенности производственной базы регионов СКФО по видам экономической деятельности показывает, что наиболее высокая степень износа - на предприятиях, специализирующихся на добыче полезных ископаемых (в Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике свыше 80%). Неудовлетворительное техническое состояние основных фондов из-за износа на 60-70% отмечается на предприятиях строительства, транспорта и связи. В среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу степень износа основных фондов составляет 49,5% в 2016 г. Следовательно, необходимо безотлагательно принимать меры по обновлению производственных ресурсов предприятий (табл. 4).

Таблица 4

Степень износа основных фондов предприятий субъектов СКФО по видам экономической деятельности на 01.01.20172

Отрасли производ-_ства Субъекты-СКФО Сельское хозяйство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение эл/энергии Строитель-ство Оптовая и розничная торговля Транспорт и связь

Республика Дагестан 34,3 79,4 44,2 25,5 63,4 16,1 54,1

Республика Ингушетия 41,0 84,0 29,3 29,4 44,3 27,5 72,6

Кабардино-Балкарская Республика 40,6 82,7 38,3 23,6 56,8 51,8 49,7

Карачаево-Черкесская Республика 39,1 61,4 42,4 24,8 39,1 38,1 55,7

Республика Северная Осетия-Алания 80,8 52,8 47,0 39,3 53,5 37,1 69,4

Чеченская Республика 34,9 84,8 29,1 24,8 34,1 38,0 48,5

Ставропольский край 38,8 70,5 42,6 44,0 55,7 36,3 61,7

■ до 30%

■ от 30% до 50%

■ свыше 50%

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 1402 с.

2 Там же.

Повышение или снижение устойчивости воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса региона предопределяется влиянием различных факторов. Важно иметь в виду, что устойчивость социально-экономического развития региона зависит от уровня самообеспеченности, самофинансирования, самоокупаемости и экономической самостоятельности [2-3].

Так, уровень самообеспеченности свидетельствует об относительно достаточном объеме производственных, трудовых, природных, финансовых ресурсов, которые дают возможность достижения стабильного положительного сальдо торгового баланса территории. Достаточный уровень самообеспеченности региона является базисом для реализации автономной социально-экономической политики, которая нацелена на повышение устойчивости развития экономики. Рост устойчивости самофинансирования экономики региона может быть достигнут посредством проведения эффективной бюджетной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики; установления оптимальных межбюджетных взаимоотношений с федеральным центром; разработки механизма активизации инвестиционной и инновационной деятельности; увеличения объема экспортной продукции; повышения уровня доходов населения [6].

Экономическая самостоятельность территории может отражать степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами, которые давали возможность проведения индивидуальной экономической политики в целях достижения и закрепления устойчивости социально-экономического развития региона. Устойчивость развития региона в значительной мере зависит от сбалансированности бюджета.

Таблица 5

Уровень дотационности консолидированных бюджетов субъектов СКФО в 2016 г.1

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета, % Субъект СКФО Уровень безвозмездных поступлений в доходах бюджета, в 2016г., %

менее 40 Ставропольский край 27,9

40 - 60 Кабардино-Балкарская Республика Республика Северная Осетия-Алания Карачаево-Черкесская Республика 47.2 47,6 59.3

60 - 80 Республика Дагестан Чеченская Республика 65,9 78,5

свыше 80 Республика Ингушетия 86,0

Все субъекты СКФО лишь отчасти покрывают расходы бюджетов собственными налоговыми доходами. Значительные суммы финансовых трансфертов поступают из федерального бюджета. Анализируя степень дотационности консолидированных бюджетов субъектов СКФО, можно сгруппировать их в зависимости от уровня безвозмездных поступлений в доходах бюджета. Наименьшее значение имеет Ставропольский край - до 30%, наибольшее -Республика Ингушетия - свыше 80% (табл. 5).

Ключевой составляющей устойчивого развития является обеспечение стабильной динамики социальной сферы территории. В состав индикаторов, характеризующих устойчиво-безопасное развитие социальной сферы, входит более 10 показателей (определяемых соответственно в кратко-, средне- и долгосрочном периодах). Среди наиболее важных индикаторов следует выделить такие показатели, как доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения; отношение среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму; отношение среднего уровня доходов 10% самых высокодоходных слоев населения к средним доходам 10% самых низкодоходных слоев (коэффициент фондов); показатели обеспеченности населения жильем, включая его благоустройство; занятость, безработица и т.д.

По превышению рождаемости над смертностью СКФО занимает 1-е место среди федеральных округов. Это важный благоприятный фактор устойчивости территориального развития. В связи с этим, по величине демографической нагрузки округ также занимает 2-е место среди прочих макрорегионов. Однако значения показателя демографической нагрузки стремительно ухудшаются. Высокий уровень безработицы и низкая заработная плата усиливают миграцию трудоспособного населения регионов за пределы округа. Сальдо миграции в 2005, 2010 гг. имеет минимальные положительные значения, а в 2016г. - отрицательное. Миграционный отток населения из регионов направляется в основном в крупные города - в г. Москву, г. Краснодар, г. Ростов-на-Дону и др. (табл. 6).

Таблица 6

Показатели социального блока индикаторов устойчивого развития СКФО1

Показатели 2005 2010 2016 Место, занимаемое среди федеральных округов в 2016г.

1. Коэффициент естественного прироста населения на 1000человек населения 4,5 8,7 8,1 1

2. Уровень безработицы, % 17,1 16,5 11,0 8

3. Коэффициент демографической нагрузки (на 1000чел.трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов) 648 639 715 2

4. Коэффициент миграционного прироста (на 1000 чел. населения) +2 +4 -21 7

5.Среднедушевые денежные доходы населения, тыс. руб. 4,5 13,3 23,4 8

Следовательно, на основании исследования динамики важнейших показателей, характеризующих степень устойчивости развития ключевых аспектов социально-экономического развития регионов СКФО, можно сделать вывод о том, что на данном этапе уровень развития регионов федерального округа, в основном, не соответствует принципам устойчивого развития. Рост валового внутреннего продукта обеспечивается, главным образом, за счёт использования имеющихся в наличии природных ресурсов. Инновационная и инвестиционная активность коммерческих предприятий и бюджетных организаций невысока и недостаточна для коренного изменения вектора развития региона. Тенденции показателей развития экологической и социальной сферы также свидетельствуют о том, что макрорегион в настоящее время находится в числе отстающих среди прочих федеральных округов Российской Федерации.

Переход региона на уровень устойчивого развития на сегодняшний день реален посредством значительного усиления интенсивности усилий региональных органов власти по изменению структуры промышленного сектора региона, развитию региональной финансовой системы, повышению уровня образования и активизации инновационной и инвестиционной деятельности предприятий.

На основании вышеизложенного, можно заключить, что устойчивость региональной экономической системы есть ее способность противодействовать объективным и субъективным факторам, удерживать равновесное состояние и безопасность в течение длительного промежутка времени. Стабильный баланс можно охарактеризовать как способность системы реализовать свойственные ей функции с учетом сохранения целостности системы и финансовой устойчивости ее составных элементов при обеспечении соответствующей безопасности, являющейся одним из определяющих свойств устойчивости экономики региона как социально-экономической системы.

Для достижения и сохранения устойчивости регионального развития нужно принять первоочередные меры:

- провести реальную оценку имеющихся ресурсов в контексте стратегического планирования и определение возможности их реализации;

- разработать приоритетные направления развития региональной экономики и оценить их вероятную результативность;

- обеспечить достижение необходимых темпов роста и соответствующих пропорций развития различных отраслей и видов экономической деятельности;

- выявить и оценить объем эндогенных резервов и определить возможности их использования как инвестиционных активов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проанализировать вероятность мобилизации иностранного капитала для активизации инвестиционной политики региона;

- исследовать возможности использования межрегиональных производственных и иных взаимоотношений для того, чтобы расширить границы распространения рыночных отношений.

Так называемое «устойчивое развитие региона» есть интегральный комплексный процесс, в ходе которого формируются предпосылки для повышения качества жизни населения региона при условии обеспечения сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Устойчивое развитие региона осуществляется на базе полноценной реализации имеющегося в наличии ресурсного потенциала, включая специфические географические отличительные характеристики региона, а также отраслевые особенности развития экономики, наличие объектов инфраструктуры и потенциальные возможности муниципальных образований, входящих в состав данного региона.

Рис. 2. Формы проявления устойчивого развития региона

Следовательно, приоритетными направлениями региональной политики по достижению и сохранению устойчивого развития могут быть следующие мероприятия:

- осуществление институциональных трансформаций, которые будут способствовать регулированию деятельности государственных институтов по повышению устойчивости регионального развития;

- организация системы контроля по управлению устойчивым развитием территориального комплекса;

- определение государственных мер по содействию развития высокотехнологичных и конкурентоспособных фундаментальных производств и отраслей экономики, которые способствуют росту устойчивости развития региона;

- создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в целях обеспечения притока отечественных и зарубежных инвестиций;

- проведение интенсивной социальной политики по разработке направлений в целях снижения имущественной дифференциации населения региона;

- разработка мероприятий по повышению качества жизни населения;

- организация обучения представителей управляющих органов власти прогрессивным оригинальным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий региона и принятию управленческих решений по повышению устойчивости развития хозяйствующих субъектов экономики.

Таким образом, реализация стратегии устойчивого развития региона предполагает непрерывный динамический процесс обоснованных позитивных преобразований, которые должны обеспечить согласованность экономического, социального и экологического развития. Устойчивое развитие региона благоприятствует разрешению социальных и экономических проблем муниципальных образований территории. Задача достижения и закрепления устойчивости регионального развития особенно актуальна на современном этапе, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации государственной экономической политики.

Литература

1. Антонова М.А. Теоретико-методологические основы изучения устойчивого развития регионов // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 4. С. 113-119.

2. Докукина И.А., Игнатова Т.В., Полянин А.В. Особенности современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: региональный аспект // Russian Journal of Agricultural and Socio-economic Sciences. 2017. № 7 (67). С. 38-47.

3. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Устойчивое социально-экономическое развитие региона: ключевые аспекты // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3(56). С. 272-276.

4. Игнатова Т.В., Павлюкова А.В. Управление конкурентными преимуществами организаций Юга России // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11. Ч. 9. С. 1171-1173.

5. Киселева Н.Н., Боровикова Н.В. Специфика и приоритеты развития территориальных промышленных систем Северо-Кавказского федерального округа // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1942-1946.

6. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. 2012. №24. С. 114-121.

7. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. - Вологда: ИСЭРТ, 2011. - 339 с.

8. Чимитова А.Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2012. - 216 с.

Adzhikova Altynai Sultakhanovna, Candidate of economic science, Vice-director, North-Caucasus institute-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Dunaevsky ul., 5, Pyatigorsk, 357502, Russian Federation). E-mail: [email protected] Kancerov Rashid Aleksandrovich, Candidate of economic sciences, Professor of the Department of Finance and Credit, North-Caucasian state humanitarian-technological Academy (Stavropolskaya ul., 36, Cherkessk, 369001, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Shkolnikova Nina Nikolaevna, Candidate of economic sciences, Associated Professor, Associated Professor of the Department of Finance and credit, North-Caucasian state humanitarian-technological Academy. (Stavropolskaya ul., 36, Cherkessk, 369001, Russian Federation). E-mail: [email protected]

FACTORS OF ENSURING OF STEADY FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

Abstract

In article factors of ensuring steady functioning and development of regions of the North Caucasian Federal District reveal. The research is directed to development of the directions of improvement of the mechanism of management of sustainable development of regions - subjects of the North Caucasian Federal District on the basis of assessment of the selected key parameters of efficiency of their

development. During the research the concept of stability of regional development is specified, the principles of sustainable development are defined. Authors carried out the analysis of development of regions of the North Caucasian Federal District in a section of major factors of stability of a regional social and economic system. In article indicators of economic and social blocks of assessment of stability of development of the federal district are calculated and analysed, conclusions are drawn. Monitoring is carried out from 2005 for 2016. As a result of a research the unevenness of development of regions of the North Caucasian Federal District is shown. In work as authors the following methods of analytical processing of statistical materials are used: comparative, method of groups, method of mark assessment and ranging, method of average sizes tabular with elements of graphic illustration of data, system, structurally functional and statistical analysis and so forth. The main idea of research is that development of a complex of recommendations about improvement of management of sustainable development of regions needs to be carried out taking into account the available resource capacity of territories and coordination with the federal purposes. Transition to sustainable development of regions of the Russian Federation is possible only on condition of ensuring sustainable social and economic development of all its subjects.

Keywords: sustainable development, factors and indicators of stability of development, regional development, state policy, economic security, social safety, resource potential, balance of the budget, self-reliance level.

References

1. Antonova M.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy izucheniya ustojchivogo razvitiya regionov // Obshchestvo: politika, ehkonomika, pravo. 2013. № 4. P. 113-119.

2. Dokukina I.A., Ignatova T.V., Polyanin A.V. Osobennosti sovremennoj sistemy gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva: regional'nyj aspekt // Russian Journal of Agricultural and Socio-economic Sciences. 2017. № 7 (67). P. 38-47.

3. Kiyanova L.D., Litvinenko I.L. Ustojchivoe social'no-ehkonomicheskoe razvitie regiona: klyuchevye aspekty // EHkonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 3(56). P. 272-276.

4. Ignatova T.V., Pavlyukova A.V. Upravlenie konkurentnymi preimushchestvami organizacij YUga Rossii // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ehkonomika, nauka, tekhnologii. 2017. № 11. CH. 9. P. 1171-1173.

5. Kiseleva N.N., Borovikova N.V. Specifika i prioritety razvitiya territorial'nyh promyshlennyh sis-tem Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2-9. P. 1942-1946.

6. Podprugin M.O. Ustojchivoe razvitie regiona: ponyatie, osnovnye podhody i faktory // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012. №24. P. 114-121.

7. Uskova T.V. Upravlenie ustojchivym razvitiem regiona. - Vologda: ISEHRT, 2011. - 339 p.

8. CHimitova A.B. Voprosy ustojchivogo i bezopasnogo razvitiya ehkonomiki regiona: Uchebnoe posobie. - Ulan-Udeh: Izd-vo VSGTU, 2012. - 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.