йО! 10.46320/2077-7639-2022-1-110-6-14
Влияние нелегальной миграции на демографическую и экономическую безопасность России
Акьюлов Р.И.
В статье исследуются закономерности, причины развития нелегальной миграции, способствующей формированию теневого сектора экономики, что негативно сказывается на демографической и экономической безопасности страны, перспективах экономического развития российских регионов. Определен устойчивый характер и неизменный масштаб нелегальной миграции. Проводится детальный понятийно-категориальный анализ этого явления с изучением взаимосвязей с демографической безопасностью. Подробно исследован механизм снижения демографической и экономической безопасности из-за развития нелегальной миграция, предложены такие понятия, как «бенефициары теневой экономики и нелегальной миграции». Объектом исследования является демографическая и экономическая безопасность страны и регионов, а предметом - порядок и масштаб влияния нелегальной миграции иностранцев и отчасти российских граждан, зарегистрированных в одном регионе, а проявляющих экономическую активность в другом. В данной работе проводится оценка причин поддержания высокого уровня теневой экономики, вовлечения в нее людей с новыми видами экономической активности, в целом новых сфер деятельности, увеличивающих капитализацию теневого сектора экономики, что существенно снижает экономическую безопасность страны. В исследовании анализируются тенденции в социально-трудовой сфере и трудовой миграции, причины увеличения теневого сектора, разработан комплекс мероприятий по снижению масштабов нелегальной миграции, теневой экономики и повышению уровня демографической и экономической безопасности страны.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Акьюлов Р.И. Влияние нелегальной миграции на демографическую и экономическую безопасность России // Дискуссия. -2022. - Вып. 110. - С. 6-14.
JEL: Л00, J600, F520
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Демографическая безопасность, теневая экономика, нелегальная миграция, нелегальная рабочая сила, бенефициары нелегальной миграции, особые формы социально-трудовых отношений, национальная безопасность.
Введение
Современная глобализация экономики создает условия для ускорения и увеличения объемов движения капиталов в мировом масштабе, скачкообразного роста миграции, включая ее нелегальную часть, способствующую развитию теневой экономики. В результате увеличивается разнообразие форм нелегальной экономической активности, что является важной проблемой для экономической безопасности всех государств,
т.к. увеличивает долю теневого сектора экономики. Более всего данная проблема вредит экономике развивающихся стран вместе с Россией. «Экономическая политика, в которой господствует полная либерализация, а роль государства минимизирована, оказала огромное влияние на хозяйственную сферу России. В 1990-х годах возник широкомасштабный теневой сектор» [1, с. 45].
Материал и методы исследования. Демографическая безопасность наряду с эконо-
DOI 10.46320/2077-7639-2022-1-110-6-14
The impact of illegal migration
on Russia's demographic and economic
security
Akyulov R.I.
The article examines the patterns and causes of the development of illegal migration, which contributes to the formation of the shadow sector of the economy, which negatively affects the demographic and economic security of the country, the prospects for economic development of Russian regions. The steady nature and unchangeable scale of illegal migration has been determined. A detailed conceptual and categorical analysis of this phenomenon is carried out with the study of the interrelationships with demographic security. The mechanism of reducing demographic and economic security due to the development of illegal migration is studied in detail, such concepts as "beneficiaries of the shadow economy and illegal migration" are proposed. The object of the study is the demographic and economic security of the country and regions, and the subject is the order and scale of the impact of illegal migration of foreigners and partly Russian citizens registered in one region and showing economic activity in another. This paper assesses the reasons for maintaining a high level of the shadow economy, involving people with new types of economic activity in it, in general, new spheres of activity that increase the capitalization of the shadow sector of the economy, which significantly reduces the economic security of the country. The study analyzes trends in the social and labor sphere and labor migration, the reasons for the increase of the shadow sector, the authors developed a set of measures to reduce the scale of illegal migration, the shadow economy and to increase the level of demographic and economic security of the country.
KEYWORDS
Demographic security, shadow economy, illegal migration, illegal labor force, beneficiaries of illegal migration, special forms of social and labor relations, national security.
JEL: J100, J600, F520
мической, социальной и военной является важнейшим аспектом национальной безопасности страны. Демографическая безопасность, являясь основой стабильного существования общества и, формируя другие сферы государства должна рассматриваться как центральное ядро государственной системы, от параметров которой зависят перспективы развития страны в целом. В связи с этим показательно мнения известных специалистов в этой области относительно значения демографической безопасности для решения геополитических задач любого государства. В частности, согласно
точке зрения Л. Рыбаковского, «демографическая безопасность может быть представлена как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства. Демографическая безопасность — это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости,
суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса» [2, с. 15].
Демографическая безопасность, являясь базой для воспроизводства населения и, следовательно, развития общества, плотно взаимосвязана с социальной, экономической, политической безопасностью, выполняет функцию матрицы, на которой формируются конструкции социальных, экономических, политических институтов, обеспечивая национальную безопасность в целом. «Кроме того, демографическая безопасность имеет самостоятельное значение, т.к. связана с одной из самых фундаментальных, интимных сторон жизнедеятельности людей - продолжением рода, а, следовательно, - и жизни. Только в случае обеспечения здоровья, долгожительства, репродуктивной активности населения, можно рассчитывать на успешное решение стоящих перед ним общественно-исторических задач [3, с. 241].
Состояние демографической безопасности страны зависит от таких причин, как культурно-исторические традиции системообразующих наций, природно-географические особенности территории проживания, природно-ресурсная база экономической системы, уровень развития системы образования, здравоохранения; политико-идеологическая надстройка государства. Демографическая безопасность является индикатором устойчивости общества и резистентности государственной системы к различным угрозам, постоянно возникающим в результате воздействующих процессов энтропии. В контексте данной парадигмы сокращение численности и старение населения страны представляет собой распад матричной ткани общества, вызванный существенным сбоем государственного механизма регулирования воспроизводственных процессов и неэффективностью системы обеспечения жизнедеятельности популяции, ставящий под угрозу само существование государства.
Воспроизводство населения, характер которого отражается на параметрах демографической безопасности, зависит от множества факторов, совокупность которых способствует его расширению либо сужению, при этом государство и призвано минимизировать негативные факторы и приумножать действие благоприятных факторов для обеспечения роста населения. Это развитие социальных институтов (семья, профессиональные, образовательные сообщества), отраслей социальной сферы, обеспечивающих формирование новых поколений. В современном обществе в результате технологического развития людям не надо выжи-
вать, свободное от трудовой деятельности время можно использовать для всестороннего развития личности, семьи, которого в архаичном укладе, в традиционном обществе при повсеместном использовании ручного труда просто не было и оно тратилось на повседневные процессы самообеспечения. Развитие современной техники, технологий, открытия в науке привели к новым возможностям в образовании, медицине, автоматизация труда способствует повышению уровня жизни, а свободные материальные, временные ресурсы могут обеспечить инновационный прорыв в экономике, экспоненциальный рост от которого повысит конкурентоспособность экономики и уровень экономической безопасности страны. Вот таким образом тесно взаимосвязаны демографическая и экономическая безопасность страны, не говоря уже о том, что если нет людей, то и нет экономики.
Таким образом, демографическая безопасность представляет собой комплексную характеристику системы воспроизводства населения, включая режим и его половозрастную, этническую структуры, состояние институтов семьи, образования, здравоохранения, отражающееся на качестве демографического воспроизводства.
Параметры изменения демографической безопасности страны и регионов обусловлены, в первую очередь, динамикой общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции.
Наиболее актуальными для любого региона являются такие демографические угрозы, как:
1) депопуляция; 2) старение населения; 3) нерегулируемые миграционные процессы; 4) деградация института семьи.
В свою очередь, демографические угрозы определяются следующими показателями.
1. Нетто-коэффициент воспроизводства населения.
2. Коэффициент витальности.
3. Суммарный коэффициент рождаемости.
4. Коэффициент смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста.
5. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.
6. Сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования.
7. Численность нелегальных мигрантов.
8. Коэффициент брачности и разводимо-сти [3, с. 242].
Обсуждение. Серьезной государственной проблемой является нелегальная миграция, которая достаточно сложно поддается фиксации, мониторингу и оценке, у официальной статистики есть только экспертные данные, погрешность которых достаточно высока, нет методики точного подсчета нелегальных мигрантов, которые по истечении трехмесячного срока могут выехать за пределы России и снова въехать как туристы. По различным неофициальным источникам в последние 20 лет ежегодно количество нелегальных мигрантов в России колеблется от 5 до 15 млн человек. При этом следует учесть, что теневой сектор экономики страны составляет по разным оценкам до 50%, являясь самым масштабным из развитых и развивающихся стран. В 2018 году в докладе Международного валютного фонда были представлены результаты исследования теневого сектора экономики в 150 странах. «При этом в общем рейтинге Россия занимает 49 место, с долей теневой экономики равной 38,4 % ВВП» [4, с. 163].
Анализ демографической безопасности России в последние годы показывает, что ситуация остается достаточно сложной из-за роста и без того высокой смертности, снижения рождаемости, низкой продолжительности жизни, высокого уровня нелегальной миграции. Режим воспроизводства населения суженный, смертность превышает рождаемость. Эти показатели отражают низкий уровень демографической без-
опасности, который недостаточен для устойчивого развития государства.
Нелегальная миграция отрицательно влияет на демографическую безопасность и, как следствие, - на экономическую безопасность страны, находя для работодателей легкий вариант решения проблемы обеспечения экономических субъектов доступной рабочей силой. Отсюда низкая заинтересованность предпринимателей и государства в повышении рождаемости среди коренного населения, развития системы здравоохранения, образования, обеспечения здоровья и трудового долголетия для трудоспособного российского населения.
Далее уточним понятийно-категориальный аппарат данной проблематики. При рассмотрении понятия «нелегальная миграция», ключевым аспектом является не сама миграция, представляющая перемещение людей с одной территории на другую, а ее нелегальный характер, который и определяет одну из важных частей проблемы.
Рассматривая характер и масштаб нелегальной миграции, а также ее влияние на безопасность государства, автор солидарен с мнением В.А. Смирновой, полагающей, что «незаконная миграция как явление затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу; в экономической
- способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства» [5, с. 93].
Некоторые исследователи данной проблемы разработали классификацию мигрантов по при-чинно-мотивационным признакам, объясняя, что «во многих принимающих мигрантов странах различают разные группы мигрантов: трудовые мигранты, мигранты, ищущие политического убежища, беженцы от гражданских войн и погромов, переселенцы, изгнанники, наконец, везде различают мигрантов законных (легальных) и незаконных» [6, с. 9].
Относительно понятия нелегальной миграции специалисты считают, что она представляет «совокупность противоправных процессов, включающих: 1) нелегальную миграцию и незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации; 2) общеуголовную преступность мигрантов; 3) организованную национал-этническую преступность мигрантов; 4) терроризм; 5) наркобизнес; 6) торговлю людьми» [7].
В России нелегальная миграция тесно связана с теневым сектором экономики, поскольку предполагает неофициальное трудоустройство мигрантов и совершение неформальных материально-финансовых транзакций. Это возможно лишь при содействии государственных служащих, извлекающих незаконную материальную выгоду, не препятствуя предпринимателям по использованию труда нелегальных мигрантов и получению от этого доходов. Предприниматели малого бизнеса очень заинтересованы в нелегальных мигрантах, за которых они могут не платить налоги государству, используя их рабочую силу. Способность к труду, профессиональные навыки заинтересованы продать иностранные нелегальные мигранты и приезжающие из других регионов россияне. Нелегальная рабочая сила, будь то иностранная или из других российских регионов, оказывает разнонаправленное влияние на экономику принимающих регионов. Вместе с тем трудовая миграция все больше оказывает «влияние на воспроизводство, структуру, расселение населения и его демографическое поведение» [8, с. 81].
Нелегальная миграция выступает важным источником теневой экономики и определяется Международной организацией по миграции (МОМ) как «перемещение, которое происходит с нарушением законодательства стран отправления, транзита и приема мигрантов. Мигранты с неурегулированным статусом может подпадать под одно или несколько из следующих обстоятельств: они
могут въезжать в страну нерегулярно, например, с поддельными документами или без пересечения границы на официальном пункте пересечения границы; могут проживать в стране нерегулярно, например, в нарушение условий въездной визы / вида на жительство; или работать в стране нерегулярно, например, могут иметь право проживать, но не иметь оплачиваемую работу в стране» [9].
«Влияние нелегальной миграции на осуществление социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе» [10], наиболее наглядно видно при рассмотрении параметров теневой экономики, дальнейшее развитие которой вызвано следующими причинами. Во-первых, это широкое распространение коррупции, бюрократии и неэффективной деятельности органов государственного управления. Во-вторых, неэффективная занятость и структурная безработица, отсутствие спроса россиян на рабочие места с низким статусом и низкой оплатой. В-третьих, высокий спрос на иностранных работников с учетом возможности их неофициального трудоустройства и экономии расходов на налогообложение. В-четвертых, падение численности экономически активного и трудоспособного населения из-за низкой рождаемости и сверхсмертности.
Очевидно, что нелегальная миграция не только взаимосвязана, но и, по сути, является одной из базовых движущих сил всего организационного механизма теневой экономики. Разнообразие, изменчивость и динамичность нелегальной миграции, участие в рыночных процессах позволяет ей быть неуязвимой для государственного контроля. При этом высокий постоянный спрос на нелегальных трудовых мигрантов, заинтересованность чиновников в нелегальных доходах от предпринимателей и совпадение интересов работодателей и работников по уклонению от государственных сборов придает нелегальной миграции высокую устойчивость и жизнеспособность.
Перспективным методом регулирования и минимизации нелегальной миграции и теневой экономикой является комплексная государственная программа развития экономики, социально-трудовой сферы и малого предпринимательства, реализация которой позволит получить большую выгоду, чем использование труда нелегальных мигрантов. Нелегальная миграция существует, т.к. есть большое количество бенефициаров- получателей выгод от данного явления среди предпринимателей, хозяйствующих субъектов, государственных чиновников высокого ранга.
Различия между данными социально-профессиональными группами не препятствуют им быть солидарными в сокрытии нелегальной миграции, получая от этого дивиденды. Одни - чтобы стать незаконно как можно в более краткие сроки богатыми. Таким образом, бенефициары нелегальной миграции представлены экономическими субъектами, чиновниками, предпринимателями, представителями преступного мира, связанные с использованием труда мигрантов, получающие доходы от их деятельности и заинтересованные в сокрытии их занятости. Интересной в связи с этим является точка зрения эксперта, который считает, что «теневая экономика является показателем серьезного дефицита легитимности правил, регулирующих официальную экономическую деятельность, и слабости общественного строя. Переход занятого населения в теневую экономику - важное средство обеспечения экономической и социальной свободы и ослабления досягаемости государства» [11].
Неблагоприятную ситуацию с нелегальной миграцией и большое количество правонарушений, совершаемое иностранными мигрантами, отражают данные официальной статистики относительно миграционных процессов. В частности, тревожная статистика озвучена начальником главного управления по вопросам миграции МВД РФ В, Казаковой, «выявили около 800 тыс. нарушителей. В основном речь идет о нарушении правил въезда-выезда, правил пребывания на территории Российской Федерации (превышается срок пребывания в 90 суток). Есть и нарушения в трудовой сфере, когда люди работают без разрешительных документов» [12].
Нелегальная миграция, нелегальная рабочая сила пополняют теневой рынок труда и способствуют развитию теневой экономики, которая предполагает и криминальную деятельность, которая снижает экономическую безопасность страны.
«Миграционная политика России, как и ее миграционное законодательство, крайне противоречива и непоследовательна, что является одним из ее главных недостатков. Постоянные метания от либерализации к запретам не способствуют наведению порядка в этой сфере и усиливают
коррупционную составляющую» [13, с. 194].
Бенефициарами нелегальной миграции выступают также криминальные структуры, которые помимо прочего занимаются незаконным оборотом наркотиков, оружия, контрабандной и контрафактной продукцией, торговлей людьми,
легализацией криминальных доходов. Схожую точку зрения демонстрируют специалисты, указывая, что «нелегальная миграция тесно связана с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, морским пиратством, похищением и торговлей людьми, а также другими видами преступной деятельности» [14, с. 6]. Но данное исследование направлено на изучение причин, механизма развития нелегальной миграции, нелегальной иностранной рабочей силы и ее влияния на демографическую и экономическую безопасность страны. Наличие теневой экономики, воспроизводственных процессов, нелегальной рабочей силы, финансовых потоков, сливающихся с легальными экономическими процессами, несет угрозу экономической безопасности страны.
Нелегальная миграция и теневая экономика основаны на неформальных институтах, действующих параллельно государственным институтам, обеспечивающих стабилизацию экономики в кризисные периоды. В этом проявляется двойственный характер теневой экономики и нелегальной миграции, когда в фазу экономического спада позволяют адаптироваться к кризису. Поэтому логичным выглядит распространенное мнение экспертов о том, что «целесообразно расширять международное сотрудничество в области регулирования трудовой миграции. В ряде случаев возможно проведение государством процедуры легализации незаконных мигрантов, уже находящихся на его территории» [15, с. 17].
Официальные статистические данные показывают, что доля занятых в теневой экономике в России «выросла в 2018 году и составила 20,1% от общей численности занятых в возрасте 15 лет и старше (14,6 млн. человек), свидетельствуют данные Росстата, опубликованные на этой неделе. В 2017 году доля неформальной занятости была меньше и составляла 19,8% (или 14,3 млн. человек) [16].
В 2020 году из-за ограничительных мер в связи с пандемией, вызванной вирусом ШУГО-19 общее количество мигрантов снизилось и снизилось количество нелегалов. «За 12 месяцев 2020 года территориальными органами МВД России пресечено 40 989 правонарушений, связанных с незаконным осуществлением иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ, что на 40% меньше 2019 года». В МВД добавили, что, в прошлом году их численность составила примерно 5,5 млн человек, почти 900 тыс. из них имеют разрешение на временное проживание либо вид на жительство» [17].
Эксперты в своих оценках к нелегальным относят до 50% иностранных мигрантов. «Половина тех, кто приезжал в Россию в целях работы, не обращались за разрешительными документами, многие из них работают у физлиц и на малых предприятиях. Значительная доля мигрантов трудоустроены без договора, на устных договоренностях, и в кризис количество нелегально занятых растет» [18].
«Свыше 700 тысяч иностранцев, прибывших из стран Содружества независимых государств (СНГ), находятся в РФ незаконно» [19].
Экономика страны в последние годы сталкивается с новыми угрозами - от растущей глобализации и конкуренции на мировых рынках, роста миграционных процессов, сопровождающихся нелегальной миграцией до пандемии, вызванной вирусом ШУГО-19, депопуляции. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, полагающих, что «только комплексный подход к решению проблемы миграции, повышение эффективности действующей системы управления миграционными процессами и будет способствовать обеспечению национальной безопасности страны» [6].
При этом следует помнить, что нелегальная миграция может существовать при попустительстве высших государственных служащих, получающих от этого незаконные доходы в виде взяток, откатов, что препятствует развитию эффективной занятости, способствует снижению благополучия населения и в целом - демографической и экономической безопасности. Выводы
Повышение демографической и экономической безопасности, снижение уровня нелегальной миграции требует внедрения современных технологий управления в деятельности государственных структур, преодоления коррупции, обеспечения благоприятных условий для предпринимательства. Требуется также глубокое реформирование структуры всех звеньев государственной власти. Это позволит ослабить основы
Список литературы
1. Симонян Р.Х. Российско-евросоюзовское и российско-китайское приграничье: экономическое и демографическое измерение // Балтийский регион. Т. 11. № 3. С. 43-60.
2. Миграция и национальная безопасность: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2003. Вып. 11. 148 с.
3. Акьюлов Р.И. Демографическая безопасность региона как объект государственной политики // Экономика региона. 2008. № 3.
теневого сектора экономики, нелегальной миграции, заручившись поддержкой и доверием со стороны предпринимателей и занятого населения, позитивно отнесшихся к перестройке системы государственного управления и повышению ее социальной ответственности.
Таким образом, государство играет ключевую роль в снижении теневых, нелегальных проявлений в экономике и повышении демографической и экономической безопасности. Поэтому для решения указанных проблем необходима разработка и реализация государственной стратегии, которая должна состоять из следующих основных направлений.
Во-первых, необходимо совершенствование системы государственного управления с внедрением современных рыночных методов управления, преодоление коррупции, снижающей результативность государственного управления социально-демографическими и миграционными процессами.
Во-вторых, переход к инновационной экономике, стимулирование развитие высокотехнологичных компаний, предпринимательской активности населения в целом с увеличением возможности ее легализации и совершенствование системы налогообложения.
В-третьих, совершенствование реализации национального проекта «Демография» в части обеспечения условий для повышения рождаемости, снижения заболеваемости и смертности, эффективной занятости, достигая «социальный эффект, измеряемый не столько в стоимостном выражении, сколько в показателях качества жизни, социальной стабильности» [20, с. 102].
Комплексная реализация данной стратегии позволит не только развивать экономику, уменьшая долю теневого сектора, но и усиливать тем самым демографическую политику, предполагающую повышение рождаемости, снижение смертности и эффективное регулирование миграционных процессов, что в итоге должно повысить демографическую и экономическую безопасность страны.
4. Левшукова О.А., Петров Н.Р., Копнина А.И. Анализ масштабов развития теневой экономики в России // Вестник Академии знаний. 2019. № 32 (3). С. 162-167.
5. Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 4. С.92-98.
6. Резник Г.А, Амирова Д.Р. Миграция как угроза национальной безопасности страны: международные и национальные аспекты // Интернет-журнал «Науковедение». 2016.
Т. 8. № 6. С. 1-9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
7. Власов И.С., Голованова Н.А., Артемов В.Ю. Миграция и преступность: сравнительно-правовой анализ: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного анализа при Правительстве Российской Федерации; «Контракт», 2012. 496 с.
8. Козаков Е.М., Акьюлов Р.И., Бердникова А.Ю. Применение эко-нометрических методов при исследовании экономико-демографического развития территории // Известия УрГЭУ. 2009. № 1 (23). С. 81-85.
9. Michele Vespe, Fabrizio Natale and Luca Pappalardo. Data sets on irregular migration and irregular migrants in the European Union // Migration policy practice. Vol. VII. № 2. April-September. 2017. P. 26-33. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.eurasylum.org/wpcontent/uploads/2017/08/MPP-30.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
10. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда: Монография. М.: Дело, 2015. 108 с.
11. Enste D. The shadow economy in industrial countries, IZA World of Labor, p. 127. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wol.iza.org/articles/shadow-economyin-industrial-coun-tries/long. DOI: 10.15185/izawol.127.v2 (дата обращения: 12.11.2021).
12. МВД в 2019 году выявило порядка 800 тыс. нарушителей миграционного законодательства / Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС). 28.01.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obsch-estvo/7619871 (дата обращения: 15.11.2021).
13. Джафаров С.А. Национальная безопасность России (аспекты: гражданство, иностранцы, транснациональная незаконная миграция). М.: ЦТМ-Пресс. 599 с.
14. Михлин А.А. Нелегальная миграция: вызовы и угрозы безопасности на европейском континенте // Военная мысль. № 11. С. 5-15.
15. Побшивалов В.Е. Международно-правовые проблемы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. 2004. 25 с.
16. Фейнберг А. В России выросла неформальная занятость // Росбизнесконсалтинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htttps://www.rbc.ru/economics/27/03/2019/5c9a3ea19a7947 d947c377c5 (дата обращения: 08.11.2021).
17. Число нелегально работающих в России мигрантов снизилось почти наполовину в 2020 году - Общество - ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htttps://www tass. ru (дата обращения: 10.11.2021).
18. Агеева О. Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России / РБК3.11.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/03/11/2020/5f9bf52 69a794771485ceb51 (дата обращения: 15.11.2021).
19. МВД насчитало в России более 700 тыс. нелегалов из стран СНГ / Интерфакс. 5.08.21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htttps://www interfax.ru (дата обращения: 29.10.2021).
20. Акьюлов Р.И. Социально-экономические критерии и показатели воспроизводства человеческих ресурсов региона // Вопросы управления. 2012. № 4 (21). С. 102-105.
References
1. Simonyan R.H. Russian-European Union and Russian-Chinese borderlands: economic and demographic dimension // Baltic Region. Vol. 11. № 3. P. 43-60.
2. Migration and national security: Scientific series: International migration of the population: Russia and the modern world / Editor-in-Chief V.A. lontsev. M.: MAX-Press, 2003. Issue 11. 148 p.
3. Akyulov R.I. Demographic security of the region as an object of state policy // The economy of the region. 2008. № 3.
4. Levshukova O.A., Petrov N.R., Kopnina A.I. Analysis of the scale of development of the shadow economy in Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. № 32 (3). P. 162-167.
5. Smirnova V.A. Illegal migration as a threat to the national security of the Russian Federation // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 4. P. 92-98.
6. Reznik G.A., Amirova D.R. Migration as a threat to the national security of the country: international and national aspects // Online journal "Science Studies". 2016. Vol. 8. № 6. P. 1-9. [Electronic resource]. Access mode: http://naukovedenie.ru/ PDF/82EVN616.pdf (accessed: 20.10.2021).
7. Vlasov I.S., Golovanova N.A., Artemov V.Yu. Migration and crime: comparative legal analysis: Monograph. M.: Institute of Legislation and Comparative Analysis under the Government of the Russian Federation; "Contract", 2012. 496 p.
8. Kozakov E.M., Akyulov R.I., Berdnikova A.Yu. Application econometric methods in the study of economic and demographic development of the territory // USUE News. 2009. № 1 (23). P. 81-85.
9. Michele Vespe, Fabrizio Natale and Luca Pappalardo. Data sets on irregular migration and irregular migrants in the European Union // Migration policy practice. Vol. VII. № 2. April-September. 2017. P. 26-33. [Electronic resource]. Access mode: http://
www.eurasylum.org/wpcontent/uploads/2017/08/MPP-30. pdf (accessed: 30.10.2021).
10. Florinskaya Yu.F., Mkrtchyan N.V., Maleva T.M., Kirillova M.K. Migration and the labor market: Monograph. M.: Delo, 2015. 108 p.
11. Enste D. The shadow economy in industrial countries, IZA World of Labor, p. 127. [Electronic resource]. Access mode: https:// wol.iza.org/articles/shadow-economyin-industrial-countries/ long. DOI: 10.15185/izawol.127.v2 (accessed date: 12.11.2021).
12. The Ministry of Internal Affairs in 2019 identified about 800 thousand violators of migration legislation / News Telegraph Agency of Russia (ITAR-TASS). 28.01.2020. [Electronic resource]. Access mode: https://tass.ru/obschestvo/7619871 (accessed: 11/15/2021).
13. Jafarov S.A. National security of Russia (aspects: citizenship, foreigners, transnational illegal migration). Moscow: CTM-Press. 599 p.
14. Mikhlin A.A. Illegal migration: challenges and threats to security on the European continent // Military thought. № 11. P. 5-15.
15. Podshivalov V.E. International legal problems of prevention and suppression of illegal migration. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. St. Petersburg State University. 2004. 25 p.
16. Feinberg A. Informal employment has grown in Russia // Rosbusinessconsulting. [Electronic resource]. Access mode: https://www.rbc.ru/economics/27/03/2019/ 5c9a3e-a19a7947d947c377c5 (accessed: 08.11.2021).
17. The number of migrants working illegally in Russia decreased by almost half in 2020 - Society - TASS. [Electronic resource]. Access mode: https://www tass.ru (date of application: 10.11.2021).
18. Ageeva O. Experts assessed the consequences of the outflow of migrants from Russia / RBK3.11.2020. [Electronic
resource]. Access mode: https://www.rbc.ru/economic-s/03/11/2020/5f9bf5269a794771485ceb51 (date of appeal: 15.11.2021).
19. The Ministry of Internal Affairs counted in Russia more than 700 thousand illegal immigrants from CIS countries / Interfax.
Информация об авторах
Акьюлов Р.И., доктор эконом. наук, профессор, Уральский институт управления - филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ (Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
5.08.21. [Electronic resource]. Access mode: https://www inter-fax.ru (accessed: 29.10.2021). 20. Akyulov R.I. Socio-economic criteria and indicators of reproduction of human resources of the region // Questions of management. 2012. № 4 (21). P. 102-105.
Information about the authors
Akyulov R.I., doctor of Economics, Professor, Ural Institute of management-branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected].
Информация о статье
Дата получения статьи: 15.12.2021
Дата принятия к публикации: 20.01.2022
© Акьюлов Р.И., 2022.
Article Info
Received for publication: 15.12.2021
Accepted for publication: 20.01.2022
© Akyulov R.I., 2022.
14
ЭКОНОМИКА ТРУДА И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
DISCUSSION № I ( IIO) FEBRUARY 2O22