Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ САДЫ'

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ САДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ САДЫ»

После такой подготовки студенты организовали в школе-интернате занятия с детьми начальных классов, имеющими нарушения осанки и сколиозы I степени.

Таким образом, будущие учителя-биологи в случае необходимости смогут вести занятия в группах лечебной физкультуры сельских школ, где часто не хватает методистов, а их глубокая осведомленность в формировании опорно-двигательного аппарата поможет им вести широкую профилактику в школах и разъяснительную работу среди родителей по предупреждению дефектов осанки у детей.

Другая группа студентов (4 человека) изучала зараженность внешней среды яйцами гельминтов, поскольку в детских садах и школах еще имеются случаи глистных болезней. После изучения теоретической части вопроса студенты с помощью сотрудников областной бактериологической лаборатории овладели методикой анализов на зараженность яйцами гельминтов фекальных масс, смывов и соскобов с предметов, одежды и рук. Полученные навыки 2 студента использовали для сравнительного анализа зараженности подногтевых пространств яйцами гельминтов 2 классов школ города, где есть сменная обувь и где ее нет (в первом случае зараженность оказалась равной 26%, во втором — 5,1%). Несколько студентов ( 6 человек) в лабораториях городской санэпидстанции получили навыки экспертизы молочных продуктов (определение жирности, кислотности, фальсификации, примесей, загрязненности). Позднее 2 из них исследовали качество молочных продуктов в нескольких школьных буфетах. Такие навыки могут пригодиться студентам при работе на селе и организации внеклассной работы в школе.

Одновременно мы решили оказать некоторую практическую помощь работникам санэпидстанции по осуществлению контроля за культурой торговли продовольственными товарами и деятельностью столовых. С этой целью группа из 7 студентов прошла практическую подготовку с помощью санитарного врача и, получив удостоверения общественных санитарных инспекторов, приступила к работе в магазинах и столовых.

Так будущие учителя приобщаются к активному движению за санитарно-гигиеническую культуру.

Поступила 19/1 1973 г.

УДК 572.51-053.4:613.954.4

3. Я- Некишева

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ САДЫ

Петропавловский педагогический институт им. К. Д. Ушинского

До настоящего времени нет единодушного мнения о степени влияния различных факторов среды на организм ребенка. В связи с этим мы сочли нужным провести социологическое исследование, чтобы выяснить воздействие жилищных условий, бюджета семьи, социального положения и образовательного уровня родителей на физическое развитие детей, посещающих детские сады. С этой целью в сентябре — декабре 1971 года было изучено физическое развитие 2337 практически здоровых детей (1199 мальчиков и 1138 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет, воспитывающихся в детских садах и постоянно проживающих в Петропавловске. Обследованию подлежали дети только дневных групп (с 10-часовым пребыванием в детском саду).

Санитарно-гигиенические условия и постановка воспитательной работы в обследованных нами детских садах были сравнительно одинаковы. Путем опроса родителей и заполнения специально разработанного вопросника установлены бюджет семьи и жилая площадь в расчете на 1 члена семьи.

Таблица 1

Некоторые показатели физического развития детей 3—7 лет в зависимости от жилищных

условий

Жилищные условия Возраст (в годах) Число детей Вес (в кг) Рост (в см) Окружность груди (в см)

М±т (М) ±о М±т (М) ±о М±т(М) ±о

Мальчики

3 46 16,02:0,3 2,1 97,4±0,7 4,7 54,42:0,4 2,5

4 87 17,1—0,2 2,1 102,8=!= 0,4 4,0 55,3±0.3 2,5

Хорошие 5 97 19,7—0,2 2,3 109,92:0,5 4,6 57,7=2=0,2 2,5

6 81 21,6—0,3 3,3 115,72:0,5 4,2 59,12=0,4 3,1

7 72 23,32:0,4 3,5 119,82=0,6 5,4 60,72:0,4 3,4

Удовлетворитель- 3 77 15,2^:0,2 1,9 96,62:0,5 4,2 53,42:0,3 2,4

ные 4 122 16,62=0,1 1,7 101,3—0,4 4,3 54,92:0,2 2,3

5 116 18,42:0,2 2,0 108,22=0,4 4,5 56,52:0,2 2,3

6 109 21,0—0,3 2,8 115,62:0,5 5,2 58,92:0,3 2,9

• 7 52 23,1—0,4 3,3 120,5—0,7 5,2 60,12:0,4 2,9

3 47 14,82=0,2 1,6 95,62=0,6 4,3 53,02:0,3 2,3

4 94 16,32:0,2 1,6 101,22:0,5 4,4 54,82:0,2 2,0

Плохие 5 84 18,0—0,2 2,1 107,82:0,5 4,7 56,12:0,3 2,5

6 79 20,2—0,3 2,5 114,12:0,6 5,0 58,12:0,2 2,3

7 36 22,3±0,5 2,9 119,4:*=0,8 5,1 59,6—0,4 2,5

Девочки

3 46 15,52:0,2 1,7 96,22:0,5 3,3 53,82:0,3 2,1

4 88 16,82:0,2 2,1 101,72:0,5 4,6 54,32:0,2 2,3

Хорошие 5 89 18,72=0,2 2,3 108,82=0,5 5,1 56,02=0,3 2,7

6 83 21,22:0,4 3,7 115,12:0,6 5,4 57,82:0,5 4,2

7 59 24,22:0,6 4,6 121,02:0,8 6,1 60,62:0,7 5,3

3 67 14,62:0,2 1.6 94,42:0,5 4,0 52,42:0,3 2.3

4 141 16,22:0,2 1,9 100,7—0,4 4,7 53,52:0,2 2,1

Удовлетворитель- 5 109 19,12:0,2 2,4 109,12=0,5 5,0 56,02=0,2 2,5

ные 6 102 20,62:0,2 2,6 114,72:0.5 5,3 57,32=0,3 2,6

7 84 23,02:0,4 3,4 119,92=0,6 5 2 59.22:0,4 3,3

3 30 14,02:0,2 1,2 94,22:0,6 3,4 52,02:0,3 1,9

4 70 15,6±0,2 1,6 100,32=0,6 4.9 53.22=0,2 2,0

Плохие 5 59 17,82:0,4 3,2 107,72=0,7 5,4 55,02:0,3 2,7

6 67 19,92:0,3 2,5 114,42:0,6 5,1 56,72=0,4 3.0

7 44 20,92:0,4 2,7 П8,4±0,9 6,1 57.92:0,4 2,9

характер жилища, социальное положение и образование отца. Социально-гигиеническое исследование семьи проведено по методике, предложенной О. В. Грининой. С учетом среднемесячного дохода на 1 члена семьи дети были разделены на 3 группы — 1-ю (до 50 руб.), 2-ю (от 50 до 80 руб.) и 3-ю (свыше 80 руб.). Хорошими считали жилищные условия у ребенка, если он жил в квартире с площадью не менее 9 м2 на 1 члена семьи или в отдельном доме с площадью более 9 м2 на 1 члена семьи, в сухом светлом помещении с вентиляцией, содержавшемся в чистоте и порядке (1-я группа). Удовлетворительными считали жилищные условия, если ребенок жил в отдельной квартире или отдельном доме с площадью от 7 до 9 м2 на 1 члена семьи, с санитарно-гигиеническими удобствами (2-я группа). Плохими считали

Таблица 2

Физическое развитие детей 3—7 лет в зависимости от бюджета семьи

Бюджет на 1 члена семьи (в рублях) Возраст (в годах) 1 К о Я Вес (в кг) Рост (в см) Окружность груди (в см)

М±т (М) ±а М±т(М) ±0 М±т(М) ±о

Мальчики

Свыше 80 3 36 15,4—0,4 2,2 96,6—0,7 4,4 54,22:0,5 2.7

4 54 17,2±0,3 2,3 102,6—0,6 4,4 55,52:0,4 2.6

5 61 19,4+0,3 2,4 109,7^:0,6 5,0 57,3—0,3 2,5

6 42 20,6^0,4 2,3 115,420,7 4,8 58,62:0,4 2,4

. 7 38 23,9^:0,6 3,9 120,32:0,8 4,7 61,320,6 3,9

От 50 до 80 3 99 15,220,2 1.9 96,22:0,4 4,5 53,420,2 2,3

4 189 16,520,1 1.6 101.62:0,3 4,2 54,92 0,1 2,1

5 169 18,82:0,2 2,1 108,62:0,3 4,4 56,82 0,2 2,5

6 162 22,8—0,3 3.1 115,62:0,6 5,2 59,120,3 3,3

7 90 22,8—0,3 3,1 120,32:0,6 5,4 59,92 0,3 2,7

До 50 3 35 15,5^0,3 1.7 97,22:0,6 3,4 53,62:0,4 2,5

4 60 16,5—0,2 1.7 101,22:0,6 4,5 54,82:0,3 2,4

5 67 18,0^0,3 2,3 107,52:0,6 4.7 56,220,3 2,5

6 65 20,2—0,3 2,5 114,22:0,6 4,9 57,92:0,3 2.3

7 32 22,9—0,5 3,0 118,72:0,8 4,6 60,12:0,4 2,5

Девочки

Свыше 80 3 35 15,52:0,3 1,7 96,32:0,6 3,8 53,820,4 2,4

4 58 16,6—0,3 2,1 101,82:0,6 4,6 54,020,3 2,2

5 61 19,0+0,3 2,3 109,22:0,6 4,6 56,420,3 2,7

6 50 20,82:0,3 2,3 114,32:0,6 4.5 57,5^0,4 2,8

7 35 24,02:0,6 3,8 121,32:1,0 5.9 59,6±0,6 3,2

От 50 до 80 3 84 14,52:0,2 1.5 94,62:0,3 3,2 52,5—0,2 2,1

4 174 16,320,1 1,9 101,020,3 4,5 53,72:0,2 2,1

5 152 18,62:0,2 2,5 109,12:0,4 5,0 55,620,2 2,6

6 147 20,820,2 3,1 115,32:0,4 5,3 57,520,3 3,3

7 111 23,020,4 3,9 119,920,5 5,5 59,7±0.4 4,2

До 50 3 24 14,5—0,3 1,3 95,12:0,9 4,4 52,420,3 2,1

4 67 15,62:0,2 1.9 99,82:0,6 5,2 53,420,3 2,3

5 44 18,22:0,4 2,7 106,620,7 5,0 55,620,4 2,7

6 54 19,62:0,4 2,8 113,32:0,7 5.1 56,2^=0,4 2.9

- 7 41 21,72:0,6 3,5 118,22:1,1 7,0 58,520,5 3,4

жилищные условия, если ребенок жил в квартире с площадью менее 7 м2 на 1 члена семьи, без санитарно-гигиенических удобств, при недостаточном освещении и проветривании (3-я группа). По социальному положению обследованные разделены на 2 группы — дети служащих и дети рабочих; в зависимости от образования отца — на 3 группы: отец имеет высшее образование (1-я группа), среднее (2-я группа), неполное среднее, начальное образование и не имеет его (3-я группа).

Полученный материал обработан вариационно-статистическим методом. Установлено, что большая часть (73,89%) детей живет в хороших и удовлетворительных условиях жилища. В 79,08% случаев бюджет семьи (на 1 члена) превышает 50 руб. Среди всех обследованных 34,83% составляют дети из семей служащих и 65,17% — из семей рабочих.

Оказалось, что вес мальчиков и девочек дошкольного возраста наиболее подвержен воздействию различных жилищных условий (табл. 1). Так, дети, имеющие хорошие жилищные условия, весят больше, чем дети, имеющие плохие жилищные условия. Разница подтверждается статистически у мальчиков всех возрастных групп, кроме 7-летних, а у девочек — за исключением 5- и 6-летних (£>3). Наблюдается аналогичная связь веса обследованных с благосостоянием семьи (табл. 2), хотя это не всегда подтверждается статистически.

Меньшее влияние оказывают социальные условия на рост и окружность груди детей. Однако отмечается закономерное улучшение этих показателей с увеличением бюджета семьи и обеспеченностью лучшей жилой площадью (разница статистически недостоверна). Какой-либо закономерности в физическом развитии обследованных в зависимости от образования и социального положения отца не установлено, хотя дети большинства возрастно-половых групп из семей служащих, к тому же имеющих высшее образование, отличаются несколько большим ростом и весом, чем дети из других социальных групп.

Выводы

1. Хорошие жилищные условия и высокое экономическое положение семьи оказывают положительное влияние на уровень физического развития детей 3—7 лет.

2. Подтверждено, что постоянное улучшение благосостояния и культурного уровня трудящихся нашей страны служит одной из причин ускоренного физического развития детей.

ЛИТЕРАТУРА. ГрининаО. В. В кн.: Методические основы изучения здоровья населения. М., 1968, с. 138.

Поступила З/УН 1973 г.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 613.63:678.0491-074:543.544

В. И. Кофанов, Л. В. Горцева

ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОЖНОЭФИРНЫХ ПЛАСТИФИКАТОРОВ ПО СПИРТОВОМУ РАДИКАЛУ

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, пластических и полимерных масс, Киев

Как известно, сложноэфирные пластификаторы (СЭП) широко применяют в производстве пленочных материалов и резин. Очень часто при санитарно-гигиенической оценке материалов, особенно импортных, возникает необходимость в идентификации пластификатора. Наиболее часто для этого используют методы, основанные на определении спирта в результате гидролиза СЭП (Дж. Хаслам и Г. А. Виллис). Нам представилось более целесообразным производить конечную идентификацию спирта не по показателю преломления или температуре кипения, а с помощью газохромато-графического метода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика идентификации СЭП по спиртовому радикалу заключается в следующем. Выделенный экстракцией из полимерного материала СЭП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.