После такой подготовки студенты организовали в школе-интернате занятия с детьми начальных классов, имеющими нарушения осанки и сколиозы I степени.
Таким образом, будущие учителя-биологи в случае необходимости смогут вести занятия в группах лечебной физкультуры сельских школ, где часто не хватает методистов, а их глубокая осведомленность в формировании опорно-двигательного аппарата поможет им вести широкую профилактику в школах и разъяснительную работу среди родителей по предупреждению дефектов осанки у детей.
Другая группа студентов (4 человека) изучала зараженность внешней среды яйцами гельминтов, поскольку в детских садах и школах еще имеются случаи глистных болезней. После изучения теоретической части вопроса студенты с помощью сотрудников областной бактериологической лаборатории овладели методикой анализов на зараженность яйцами гельминтов фекальных масс, смывов и соскобов с предметов, одежды и рук. Полученные навыки 2 студента использовали для сравнительного анализа зараженности подногтевых пространств яйцами гельминтов 2 классов школ города, где есть сменная обувь и где ее нет (в первом случае зараженность оказалась равной 26%, во втором — 5,1%). Несколько студентов ( 6 человек) в лабораториях городской санэпидстанции получили навыки экспертизы молочных продуктов (определение жирности, кислотности, фальсификации, примесей, загрязненности). Позднее 2 из них исследовали качество молочных продуктов в нескольких школьных буфетах. Такие навыки могут пригодиться студентам при работе на селе и организации внеклассной работы в школе.
Одновременно мы решили оказать некоторую практическую помощь работникам санэпидстанции по осуществлению контроля за культурой торговли продовольственными товарами и деятельностью столовых. С этой целью группа из 7 студентов прошла практическую подготовку с помощью санитарного врача и, получив удостоверения общественных санитарных инспекторов, приступила к работе в магазинах и столовых.
Так будущие учителя приобщаются к активному движению за санитарно-гигиеническую культуру.
Поступила 19/1 1973 г.
УДК 572.51-053.4:613.954.4
3. Я- Некишева
ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ САДЫ
Петропавловский педагогический институт им. К. Д. Ушинского
До настоящего времени нет единодушного мнения о степени влияния различных факторов среды на организм ребенка. В связи с этим мы сочли нужным провести социологическое исследование, чтобы выяснить воздействие жилищных условий, бюджета семьи, социального положения и образовательного уровня родителей на физическое развитие детей, посещающих детские сады. С этой целью в сентябре — декабре 1971 года было изучено физическое развитие 2337 практически здоровых детей (1199 мальчиков и 1138 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет, воспитывающихся в детских садах и постоянно проживающих в Петропавловске. Обследованию подлежали дети только дневных групп (с 10-часовым пребыванием в детском саду).
Санитарно-гигиенические условия и постановка воспитательной работы в обследованных нами детских садах были сравнительно одинаковы. Путем опроса родителей и заполнения специально разработанного вопросника установлены бюджет семьи и жилая площадь в расчете на 1 члена семьи.
Таблица 1
Некоторые показатели физического развития детей 3—7 лет в зависимости от жилищных
условий
Жилищные условия Возраст (в годах) Число детей Вес (в кг) Рост (в см) Окружность груди (в см)
М±т (М) ±о М±т (М) ±о М±т(М) ±о
Мальчики
3 46 16,02:0,3 2,1 97,4±0,7 4,7 54,42:0,4 2,5
4 87 17,1—0,2 2,1 102,8=!= 0,4 4,0 55,3±0.3 2,5
Хорошие 5 97 19,7—0,2 2,3 109,92:0,5 4,6 57,7=2=0,2 2,5
6 81 21,6—0,3 3,3 115,72:0,5 4,2 59,12=0,4 3,1
7 72 23,32:0,4 3,5 119,82=0,6 5,4 60,72:0,4 3,4
Удовлетворитель- 3 77 15,2^:0,2 1,9 96,62:0,5 4,2 53,42:0,3 2,4
ные 4 122 16,62=0,1 1,7 101,3—0,4 4,3 54,92:0,2 2,3
5 116 18,42:0,2 2,0 108,22=0,4 4,5 56,52:0,2 2,3
6 109 21,0—0,3 2,8 115,62:0,5 5,2 58,92:0,3 2,9
• 7 52 23,1—0,4 3,3 120,5—0,7 5,2 60,12:0,4 2,9
3 47 14,82=0,2 1,6 95,62=0,6 4,3 53,02:0,3 2,3
4 94 16,32:0,2 1,6 101,22:0,5 4,4 54,82:0,2 2,0
Плохие 5 84 18,0—0,2 2,1 107,82:0,5 4,7 56,12:0,3 2,5
6 79 20,2—0,3 2,5 114,12:0,6 5,0 58,12:0,2 2,3
7 36 22,3±0,5 2,9 119,4:*=0,8 5,1 59,6—0,4 2,5
Девочки
3 46 15,52:0,2 1,7 96,22:0,5 3,3 53,82:0,3 2,1
4 88 16,82:0,2 2,1 101,72:0,5 4,6 54,32:0,2 2,3
Хорошие 5 89 18,72=0,2 2,3 108,82=0,5 5,1 56,02=0,3 2,7
6 83 21,22:0,4 3,7 115,12:0,6 5,4 57,82:0,5 4,2
7 59 24,22:0,6 4,6 121,02:0,8 6,1 60,62:0,7 5,3
3 67 14,62:0,2 1.6 94,42:0,5 4,0 52,42:0,3 2.3
4 141 16,22:0,2 1,9 100,7—0,4 4,7 53,52:0,2 2,1
Удовлетворитель- 5 109 19,12:0,2 2,4 109,12=0,5 5,0 56,02=0,2 2,5
ные 6 102 20,62:0,2 2,6 114,72:0.5 5,3 57,32=0,3 2,6
7 84 23,02:0,4 3,4 119,92=0,6 5 2 59.22:0,4 3,3
3 30 14,02:0,2 1,2 94,22:0,6 3,4 52,02:0,3 1,9
4 70 15,6±0,2 1,6 100,32=0,6 4.9 53.22=0,2 2,0
Плохие 5 59 17,82:0,4 3,2 107,72=0,7 5,4 55,02:0,3 2,7
6 67 19,92:0,3 2,5 114,42:0,6 5,1 56,72=0,4 3.0
7 44 20,92:0,4 2,7 П8,4±0,9 6,1 57.92:0,4 2,9
характер жилища, социальное положение и образование отца. Социально-гигиеническое исследование семьи проведено по методике, предложенной О. В. Грининой. С учетом среднемесячного дохода на 1 члена семьи дети были разделены на 3 группы — 1-ю (до 50 руб.), 2-ю (от 50 до 80 руб.) и 3-ю (свыше 80 руб.). Хорошими считали жилищные условия у ребенка, если он жил в квартире с площадью не менее 9 м2 на 1 члена семьи или в отдельном доме с площадью более 9 м2 на 1 члена семьи, в сухом светлом помещении с вентиляцией, содержавшемся в чистоте и порядке (1-я группа). Удовлетворительными считали жилищные условия, если ребенок жил в отдельной квартире или отдельном доме с площадью от 7 до 9 м2 на 1 члена семьи, с санитарно-гигиеническими удобствами (2-я группа). Плохими считали
Таблица 2
Физическое развитие детей 3—7 лет в зависимости от бюджета семьи
Бюджет на 1 члена семьи (в рублях) Возраст (в годах) 1 К о Я Вес (в кг) Рост (в см) Окружность груди (в см)
М±т (М) ±а М±т(М) ±0 М±т(М) ±о
Мальчики
Свыше 80 3 36 15,4—0,4 2,2 96,6—0,7 4,4 54,22:0,5 2.7
4 54 17,2±0,3 2,3 102,6—0,6 4,4 55,52:0,4 2.6
5 61 19,4+0,3 2,4 109,7^:0,6 5,0 57,3—0,3 2,5
6 42 20,6^0,4 2,3 115,420,7 4,8 58,62:0,4 2,4
. 7 38 23,9^:0,6 3,9 120,32:0,8 4,7 61,320,6 3,9
От 50 до 80 3 99 15,220,2 1.9 96,22:0,4 4,5 53,420,2 2,3
4 189 16,520,1 1.6 101.62:0,3 4,2 54,92 0,1 2,1
5 169 18,82:0,2 2,1 108,62:0,3 4,4 56,82 0,2 2,5
6 162 22,8—0,3 3.1 115,62:0,6 5,2 59,120,3 3,3
7 90 22,8—0,3 3,1 120,32:0,6 5,4 59,92 0,3 2,7
До 50 3 35 15,5^0,3 1.7 97,22:0,6 3,4 53,62:0,4 2,5
4 60 16,5—0,2 1.7 101,22:0,6 4,5 54,82:0,3 2,4
5 67 18,0^0,3 2,3 107,52:0,6 4.7 56,220,3 2,5
6 65 20,2—0,3 2,5 114,22:0,6 4,9 57,92:0,3 2.3
7 32 22,9—0,5 3,0 118,72:0,8 4,6 60,12:0,4 2,5
Девочки
Свыше 80 3 35 15,52:0,3 1,7 96,32:0,6 3,8 53,820,4 2,4
4 58 16,6—0,3 2,1 101,82:0,6 4,6 54,020,3 2,2
5 61 19,0+0,3 2,3 109,22:0,6 4,6 56,420,3 2,7
6 50 20,82:0,3 2,3 114,32:0,6 4.5 57,5^0,4 2,8
7 35 24,02:0,6 3,8 121,32:1,0 5.9 59,6±0,6 3,2
От 50 до 80 3 84 14,52:0,2 1.5 94,62:0,3 3,2 52,5—0,2 2,1
4 174 16,320,1 1,9 101,020,3 4,5 53,72:0,2 2,1
5 152 18,62:0,2 2,5 109,12:0,4 5,0 55,620,2 2,6
6 147 20,820,2 3,1 115,32:0,4 5,3 57,520,3 3,3
7 111 23,020,4 3,9 119,920,5 5,5 59,7±0.4 4,2
До 50 3 24 14,5—0,3 1,3 95,12:0,9 4,4 52,420,3 2,1
4 67 15,62:0,2 1.9 99,82:0,6 5,2 53,420,3 2,3
5 44 18,22:0,4 2,7 106,620,7 5,0 55,620,4 2,7
6 54 19,62:0,4 2,8 113,32:0,7 5.1 56,2^=0,4 2.9
- 7 41 21,72:0,6 3,5 118,22:1,1 7,0 58,520,5 3,4
жилищные условия, если ребенок жил в квартире с площадью менее 7 м2 на 1 члена семьи, без санитарно-гигиенических удобств, при недостаточном освещении и проветривании (3-я группа). По социальному положению обследованные разделены на 2 группы — дети служащих и дети рабочих; в зависимости от образования отца — на 3 группы: отец имеет высшее образование (1-я группа), среднее (2-я группа), неполное среднее, начальное образование и не имеет его (3-я группа).
Полученный материал обработан вариационно-статистическим методом. Установлено, что большая часть (73,89%) детей живет в хороших и удовлетворительных условиях жилища. В 79,08% случаев бюджет семьи (на 1 члена) превышает 50 руб. Среди всех обследованных 34,83% составляют дети из семей служащих и 65,17% — из семей рабочих.
Оказалось, что вес мальчиков и девочек дошкольного возраста наиболее подвержен воздействию различных жилищных условий (табл. 1). Так, дети, имеющие хорошие жилищные условия, весят больше, чем дети, имеющие плохие жилищные условия. Разница подтверждается статистически у мальчиков всех возрастных групп, кроме 7-летних, а у девочек — за исключением 5- и 6-летних (£>3). Наблюдается аналогичная связь веса обследованных с благосостоянием семьи (табл. 2), хотя это не всегда подтверждается статистически.
Меньшее влияние оказывают социальные условия на рост и окружность груди детей. Однако отмечается закономерное улучшение этих показателей с увеличением бюджета семьи и обеспеченностью лучшей жилой площадью (разница статистически недостоверна). Какой-либо закономерности в физическом развитии обследованных в зависимости от образования и социального положения отца не установлено, хотя дети большинства возрастно-половых групп из семей служащих, к тому же имеющих высшее образование, отличаются несколько большим ростом и весом, чем дети из других социальных групп.
Выводы
1. Хорошие жилищные условия и высокое экономическое положение семьи оказывают положительное влияние на уровень физического развития детей 3—7 лет.
2. Подтверждено, что постоянное улучшение благосостояния и культурного уровня трудящихся нашей страны служит одной из причин ускоренного физического развития детей.
ЛИТЕРАТУРА. ГрининаО. В. В кн.: Методические основы изучения здоровья населения. М., 1968, с. 138.
Поступила З/УН 1973 г.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 613.63:678.0491-074:543.544
В. И. Кофанов, Л. В. Горцева
ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОЖНОЭФИРНЫХ ПЛАСТИФИКАТОРОВ ПО СПИРТОВОМУ РАДИКАЛУ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, пластических и полимерных масс, Киев
Как известно, сложноэфирные пластификаторы (СЭП) широко применяют в производстве пленочных материалов и резин. Очень часто при санитарно-гигиенической оценке материалов, особенно импортных, возникает необходимость в идентификации пластификатора. Наиболее часто для этого используют методы, основанные на определении спирта в результате гидролиза СЭП (Дж. Хаслам и Г. А. Виллис). Нам представилось более целесообразным производить конечную идентификацию спирта не по показателю преломления или температуре кипения, а с помощью газохромато-графического метода.
Методика идентификации СЭП по спиртовому радикалу заключается в следующем. Выделенный экстракцией из полимерного материала СЭП