Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА'

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающее поведение / психофизиологические показатели / умственная работоспособность / студенты / образовательный процесс. / health-saving behavior / psychophysiological indicators / mental performance / students / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов, С.А. Купцова, Л.И. Сыромятникова

Статья посвящена исследованию влияния некоторых элементов здоровьесберегающего поведения на динамику психофизиологических показателей студентов первого курса бакалавриата педагогического вуза. Результаты, полученные в ходе проведенных исследований, позволяют сделать вывод о том, что трехмесячный режим здоровьесберегающего поведения способствует достоверно значимому улучшению самочувствия и снижению уровня реактивной тревожности, при этом у испытуемых отмечено улучшение коэффициента успешности обучения, следовательно, трехмесячный режим здоровьесберегающего поведения студентов педагогического вуза улучшает их функциональное состояние и способствует повышению некоторых элементов умственной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов, С.А. Купцова, Л.И. Сыромятникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SOME ELEMENTS OF HEALTH-SAVING BEHAVIOR ON THE DYNAMICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STUDENTS OF THE HUMANITIES UNIVERSITY

The article is dedicated to the study of the influence of some elements of health-preserving behavior on the dynamics of psychophysiological indicators of first-year students of a bachelor’s degree at a pedagogical university. The results obtained in the course of the research allow to conclude that a three-month regimen of health-preserving behavior contributes to a significantly significant improvement in well-being and a decrease in the level of reactive anxiety, while the subjects showed an improvement in the coefficient of learning success. Therefore, a three-month regimen of health-preserving behavior of students of a pedagogical university improves functional state and helps to increase some elements of mental performance

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА»

усвоения знаний), где К - коэффициент сформированности; N - число выполненных операций; М - общее число операций. В качестве критической величины коэффициента принято значение, равное 0,7. Если полученный коэффициент менее 0,7, значит, студент не усвоил языковой материал данного уровня. Высший коэффициент 0,8 - 1 явился показателем того, что процесс обучения на данном этапе близок к конечному результату и может достигнуть требуемого уровня В2

[7].

Обучение посредством дистанционного курса показало повышение качества сформированности лексико-грамматических навыков студентов и привело к улучшению показателей к концу эксперимента. В процессе экспериментальной работы нами были получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике исследуемых показателей сформированности. Как видно из таблицы, коэффициент сформированности языковой компетенции по лексике и грамматике у студентов экспериментальной группы повысился и достиг 0,8 (табл. 2).

Таким образом, на основе результатов апробирования продукта проектной деятельности мы видим эффективным использование нашего дистанционного курса на разных этапах образовательного процесса. Так, на начальном этапе обучения тестовые материалы курса могут быть использованы для организации первокурсников согласно уровню владения языком, таким образом, будет осуществлен уровневый подход к обучению. В дальнейшем данный курс может быть успешно использован в качестве инструмента различного рода контроля и мони-

Библиографический список

Таблица 2

Динамика изменения коэффициента сформированности

Коэффициент сформированности (входной тест) Коэффициент сформированности (итоговый тест)

Часть II 0,74 0,87

Часть III 0,52 0,88

Часть IV 0,56 0,77

торинга, а также самоконтроля в процессе самостоятельной работы студентов.

Необходимо отметить, что при условии расширения платформы и внедрения материалов по аудированию, чтению, письму и говорению, использование данного проекта будет целесообразно для проведения мониторинга качества языковой подготовки студентов. Непрерывное отслеживание и контроль на разных этапах обучения является важным инструментом оценки эффективности обучения. В свою очередь, такая организация деятельности поможет определить сильные и слабые стороны образовательного процесса и скорректировать обучение для достижения наилучших результатов.

1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Страстбург, 2001. Перевод под общей редакцией проф. К.М. Ирисхановой. Москва: МГЛУ, 2005.

2. Федорова Е.Н., Попова Е.М. Анализ результатов предварительного тестирования студентов IV курса языкового направления подготовки. Социализация в многоязычном мире: культура, язык, развитие личности: материалы Международной научно-практической конференции. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019: 131 - 134.

3. Федорова Е.Н., Попова Е.М. Контроль уровня сформированности грамматической компетенции студентов-лингвистов посредством Кэмбриджского экзамена FCE. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 80 - 82.

4. Федорова Е.Н. Анализ типичных грамматических ошибок студентов при выполнении теста FCE. Modern Science. 2019; № 8-2: 248 - 251.

5. Сычева О.В. Понятие грамматической компетенции как цели формирования в языковом вузе. Наука и образование сегодня. 2016; № 5 (6): 57 - 63.

6. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Москва: Высшая школа, 1998.

7. Гладкова О.Д., Коннова З.И. Формирование и мониторинг профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов средствами современных образовательных технологий. Современные проблемы науки и образования. 2013; № 1: 239.

References

1. Obscheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: izuchenie, obuchenie, ocenka. Departament po yazykovoj politike. Strastburg, 2001. Perevod pod obschej redakciej prof. K.M. Irishanovoj. Moskva: MGLU, 2005.

2. Fedorova E.N., Popova E.M. Analiz rezul'tatov predvaritel'nogo testirovaniya studentov IV kursa yazykovogo napravleniya podgotovki. Socializaciya v mnogoyazychnom mire: kul'tura, yazyk, razvitie lichnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2019: 131 - 134.

3. Fedorova E.N., Popova E.M. Kontrol' urovnya sformirovannosti grammaticheskoj kompetencii studentov-lingvistov posredstvom K'embridzhskogo 'ekzamena FCE. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 80 - 82.

4. Fedorova E.N. Analiz tipichnyh grammaticheskih oshibok studentov pri vypolnenii testa FCE. Modern Science. 2019; № 8-2: 248 - 251.

5. Sycheva O.V. Ponyatie grammaticheskoj kompetencii kak celi formirovaniya v yazykovom vuze. Nauka i obrazovanie segodnya. 2016; № 5 (6): 57 - 63.

6. Bespal'ko V.P. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov. Moskva: Vysshaya shkola, 1998.

7. Gladkova O.D., Konnova Z.I. Formirovanie i monitoring professional'noj inoyazychnoj podgotovki buduschih specialistov sredstvami sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; № 1: 239.

Статья поступила в редакцию 01.12.20

УДК 378.1

Sorokina L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: lux-86@mail.ru Buinov L.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: buynoff@yandex.ru

Kuptsova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: kupsv@yandex.ru

Syromyatnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: liliadok@yandex.ru

INFLUENCE OF SOME ELEMENTS OF HEALTH-SAVING BEHAVIOR ON THE DYNAMICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STUDENTS OF THE HUMANITIES UNIVERSITY. The article is dedicated to the study of the influence of some elements of health-preserving behavior on the dynamics of psychophysiological indicators of first-year students of a bachelor's degree at a pedagogical university. The results obtained in the course of the research allow to conclude that a three-month regimen of health-preserving behavior contributes to a significantly significant improvement in well-being and a decrease in the level of reactive anxiety, while the subjects showed an improvement in the coefficient of learning success. Therefore, a three-month regimen of health-preserving behavior of students of a pedagogical university improves functional state and helps to increase some elements of mental performance.

Key words: health-saving behavior, psychophysiological indicators, mental performance, students, educational process.

Л.А. Сорокина, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: lux-86@mail.ru

Л.Г. Буйнов, д-р мед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: buynoff@yandex.ru

С.А. Купцова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: kupsv@yandex.ru

Л.И. Сыромятникова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», Санкт-Петербург, E-mail: liliadok@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Статья посвящена исследованию влияния некоторых элементов здоровьесберегающего поведения на динамику психофизиологических показателей студентов первого курса бакалавриата педагогического вуза. Результаты, полученные в ходе проведенных исследований, позволяют сделать вывод о том, что трехмесячный режим здоровьесберегающего поведения способствует достоверно значимому улучшению самочувствия и снижению уровня реактивной тревожности, при этом у испытуемых отмечено улучшение коэффициента успешности обучения, следовательно, трехмесячный режим здоровьесберегающего поведения студентов педагогического вуза улучшает их функциональное состояние и способствует повышению некоторых элементов умственной работоспособности.

Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, психофизиологические показатели, умственная работоспособность, студенты, образовательный процесс.

В настоящее время человеческое сообщество большое внимание уделяет вопросу высококачественного образования, процесс получения которого требует как достаточного уровня работоспособности обучающегося, так и определенных условий образовательной среды. Недостаточность хотя бы одного из вышеназванных компонентов негативно сказывается на результативности образовательного процесса в целом [1; 2; 3].

В этих условиях одной из важнейших задач, стоящих перед нашим сообществом, должно стать формирование культуры здорового образа жизни с целью сохранения восходящего вектора развития страны [2; 4].

Одна из ведущих ролей в реализации этой задачи принадлежит высшим учебным заведениям, где происходит формирование и всестороннее развитие молодежи. Несмотря на ряд нормативных документов, закрепляющих ответственность образовательных организаций за здоровье обучающихся, существующая система не в состоянии полностью решить эту проблему, и до настоящего времени количество студентов, находящихся в болезненном состоянии, продолжает оставаться на достаточно высоком уровне [2; 4; 5; 6].

В данных условиях внимание педагогического сообщества должно быть обращено к необходимости разработки и внедрения в повседневную практику образовательных учреждений комплексного подхода, направленного на реализацию мероприятий здоровьесберегающей направленности [4; 6; 7].

Целью настоящего исследования было изучение влияния некоторых элементов здоровьесберегающего поведения на психофизиологические показатели первокурсников гуманитарного вуза как коррелята эффективности обучения.

Материалы и методы. Настоящее исследование выполнено на базе педагогического вуза с участием студентов первого курса бакалавриата, ознакомленных с планом и методиками предстоящего исследования и давших добровольное информированное согласие на участие в эксперименте.

На первом этапе исследований методом случайной выборки были сформированы две группы испытуемых: экспериментальная (41 студент) и контрольная (32 студента). После чего испытуемые обеих групп прошли первоначальное обследование с определением психофизиологических показателей, характеризующих самочувствие, активность, настроение (методика «САН» В.А. Доскина); личностную тревожность (методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина); критическую частоту слияния световых мельканий (КЧСМ, АПК «Здоровье-экспресс»); время простой сенсомоторной реакции на световой раздражитель (ПСМР, АПК «Здоровье-экспресс»); время сложной сенсомоторной реакции (ССМР, АПК «Здоровье экспресс»); способность к оперированию пространственными представлениями и сообразительность (методика «Компасы»); скорость переключения внимания (методика «Красно-черные таблицы»); время устойчивого равновесия (тест Н. Бондаревского); время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге); выраженность тремора кончиков пальцев вытянутой руки; выраженность силы нервных процессов (теппинг-тест Е.П. Ильина); выраженность обменно-энергетических процессов в миокарде (индекс Робинсона); минутный объём кровообращения (МОК).

Коррелятом представленных методик явился коэффициент успешности

N - г

обучения, который рассчитывался по формуле А = , где N - количество

учебных заданий; г - количество незачтенных заданий; р - количество невыполненных заданий. Коэффициент успешности обучения в идеале стремится к 1,0.

После этого испытуемые экспериментальной группы на протяжении трех месяцев соблюдали режим здоровьесберегающего поведения, который включал в себя восьмичасовой ночной сон, соблюдение плана учебной нагрузки, сбалансированное питание, занятия физкультурой с прогулками на свежем воздухе, исключение вредных привычек.

Испытуемые контрольной группы в это время продолжали вести привычный для них образ жизни: совмещая учебу с работой в коммерческих структурах, периодическим посещением развлекательных мероприятий и последующим недосыпанием, несоблюдением режима и меню питания и т.д.

По окончании трехмесячного здоровьесберегающего режима испытуемые всех групп снова прошли обследование в первоначальном объёме. После чего обследование в том же объеме снова провели через один, два, три месяца.

В течение всего хода исследований испытуемые регулярно представляли отчёты о соблюдении ими условий эксперимента.

Полученные материалы обработаны с применением программного пакета «Microsoft Excel» (ГОСТ Р8.736-2011). Для каждой выборки показателей рассчитывались числовые характеристики распределения. Оценку значимости различий между выборками проводили, используя параметрический t-критерий Стью-дента.

Результаты, полученные в процессе выполненных исследований, позволяют сделать вывод о том, что трехмесячное здоровьесберегающее поведение способствует достоверно значимому улучшению исследуемых показателей у лиц экспериментальной группы (см. табл.).

Так, достоверно значимо улучшились показатели, определяемые при помощи методик «САН» и «Спилбергера - Ханина», что свидетельствует об улучшении самочувствия, настроения и снижении уровня личностной тревожности и способствует улучшению функционального состояния испытуемых. Также отмечено достоверно значимое улучшение показателей, определяемых в методиках «КЧСМ», «ПСМР» и «ССМР», что свидетельствует об улучшении выполнения испытуемыми целого блока важнейших и профессионально значимых элементов профессиональной работоспособности будущих педагогов.

Отмеченное достоверно значимое улучшение показателей, определяемых с помощью методик «Компасы» и «Черно-красная таблица», что свидетельствует о совершенствовании способности испытуемых оперировать пространственными представлениями и отыскивать различные по цвету и значимости числа с переключением внимания. В целом можно говорить о том, что улучшились значения показателей, характеризующих способность оперировать пространственными представлениями с переключением внимания, что демонстрирует улучшение умственной работоспособности испытуемыми экспериментальной группы.

Кроме того, режим здоровьесберегающего поведения способствовал достоверно значимому улучшению показателей, характеризующих время устойчивого равновесия в тесте Н. Бондаревского, и времени максимальной задержки дыхания на вдохе в пробе Штанге; показателей, характеризующих силу нервных процессов в теппинг-тесте и выраженности тремора кончиков пальцев вытянутой руки в треморометрии.

Коэффициент успешности обучения имеет статистически достоверные различия в блоках «до» и «после» у экспериментальной группы, что указывает как на количественное увеличение выполненных заданий, так и на их качественный показатель (количество зачтенных заданий). Положительная динамика вышеперечисленных показателей свидетельствует об оптимизации деятельности центральной нервной системы испытуемых и увеличении резервных возможностей их организма, улучшении согласованнности основных функциональных систем, определяющих эффективность взаимодействия организма испытуемых с окружающим миром. При этом у лиц контрольной группы достоверно значимых изменений в показателях, определяемых до и после трехмесячного эксперимента, выявить не удалось.

Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о том, что режим здоровьесберегающего поведения достоверно значимо улучшает показатели, характеризующие самочувствие и некоторые элементы умственной работоспособности испытуемых экспериментальной группы, что напрямую влияет на коэффициент эффективности обучения, следовательно, повышает качество получаемого студентами образования. Данный вывод согласуется с опубликованными ранее работами ряда исследований, которые свидетельствуют о том, что только одно лишь соблюдение режима труда и отдыха повышает эффективность и увеличивает продолжительность реализации профессионально значимых элементов трудовой деятельности [9; 10; 11].

Обусловлено это тем, что оптимальное чередование нормированной трудовой нагрузки и достаточного полноценного отдыха, а также рациональное питание, сбалансированное согласно величины и продолжительности физической нагрузки, позволяет соответствующим нервным центрам и их периферическим структурам, функциональным системам и отдельным органам своевременно и полноценно восстановиться, после чего в следующий период трудовой деятель-

Таблица

Психофизиологические показатели испытуемых «до» и «после» трехмесячного режима здоровьесберегающего поведения» (М ± т)

№ Используемые методики Контрольная группа Экспериментальная группа

п/п (ед. измерения) До После До После

1 2 3 4 5 6

1 САН (баллы) 5,8 ± 0,3 5,6 ± 0,4 5,7 ± 0,3 6,9 ± 0,4*

2 Шкала Спилбергера - Ханина (баллы) 36,7 ± 1,8 38,0 ± 2,3 38,5 ± 2,4 33,4 ± 2,1*

3 КЧСМ (Гц.) 35,4 ± 0,6 36,0 ± 0,8 34,9 ± 0,5 36,4 ± 0,6*

4 ПСМР (мс.) 205,1±5,7 207,8 ± 6,2 208,8 ± 6,2 196,1 ± 5,9*

5 ССМР (бит/с.) 1,8 ± 0,2 1,9 ± 0,3 1,7 ± 0,1 2,0 ± 0,1*

6 Компасы (баллы) 4,6 ± 0,5 4,4 ± 0,3 4,3 ± 0,2 4,9 ± 0,2*

7 Чёрно-красная таблица (баллы) 3,7 ± 0,3 3,8 ± 0,3 3,4 ± 0,2 4,1 ± 0,3*

8 Тест Бондаревского (с.) 22,1 ± 1,8 21,2 ± 2,1 20,1 ± 1,9 24,9 ± 2,0*

9 Проба Штанге (с.) 47,6±4,2 50,2±4,8 44,3±3,9 53,1±4,3*

10 Треморометрия (касания) 68,5 ± 5,7 70,2 ± 6,3 70,9 ± 4,0 63,0 ± 3,4*

11 Теппинг-тест (скорость реакции) 204 ± 12,1 198 ± 14,6 196 ± 12,8 224 ± 14,3*

12 Индекс Робинсона (отн. ед.) 99,3 ± 4,4 101,4 ± 5,3 98,4 ±6,1 94,1±5,7

13 МОК (отн. ед.) 127,1±4,9 130,8±6,3 123,8±6,3 129,3 ±5,9

14 Коэффициент успешности обучения 0,56±0,04 0,61±0,05 0,59±0,04 0,79±0,03*

15 Кол-во испытуемых (человек) 32 32 41 41

Примечание: * р < 0,05 по сравнению с исходными показателями.

ности функционировать более результативно и в то же время более экономно [12; 13; 14].

Данные, полученные в ходе проведенных исследований, позволяют рассматривать здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи как необходимое и важнейшее условие для получения качественного образования, что крайне важно для их дальнейшей и успешной реализации творческих способностей и профессионального долголетия [2; 13; 14].

Библиографический список

1. Айзман РИ., Герасёв А.Д. Здоровьесбережение участников образовательного процесса - ключевая задача современной системы образования. Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы IV Международной научно-практической конференции. Челябинск. 2012: 221 - 230.

2. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г, Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 4: 242.

3. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездин Т.В. Состояние здоровья и физическая активность современных школьников. Гигиена и санитария. 2002; № 3: 52 - 55.

4. Айзман РИ. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2015; № 5 (26): 72 - 82.

5. Айзман РИ., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014; № 1 (17): 9 - 17.

6. Костанова Н.А., Нордгеймер Ю.Р Реабилитация в условиях рекреационно-развивающей среды. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва. 2006: 106.

7. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студенток I - II курса медицинского ВУЗа. Гигиена и санитария. 2015; № 94 (1): 104 - 108.

8. Алексеева Е.Е. Изучение эмоциональной устойчивости у студентов педагогических и психологических специальностей. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012: 114 - 22.

9. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - вуз». Новосибирск. 2001.

10. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г, Плахов Н.Н. Гигиенические основы формирования культуры здорового образа жизни школьников. Гигиена и санитария. 2017; № 96 (5): 463 - 466.

11. Буйнов Л.Г, Айзман РИ., Герасев А.Д., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьеформирующее образование - одна из важнейших задач современности. Гигиена и санитария. 2018; № 97 (9): 869 - 872.

12. Головин М.С., Балиоз Н.В., Айзман РИ., Кривощеков С.Г. Влияние аудиовизуальной стимуляции на психические и физиологические функции у спортсменов-легкоатлетов. Физиология человека. 2015; № 41(5): 90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Golovin M.S., Aizman R.I. Аudiovisual stimulation modulates physical performance and biochemical and hormonal status of athletes. Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2016; № 161 (5): 638 - 642.

14. Болдырева ГН., Шарова Е.В., Жаворонкова Л.А. и др. Структурно-функциональные особенности работы мозга при выполнении и представлении двигательных нагрузок у здоровых людей (ЭЭГ и ФМРТ исследования). Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2013; № 63 (3): 316.

References

1. Ajzman R.I., Gerasev A.D. Zdorov'esberezhenie uchastnikov obrazovatel'nogo processa - klyuchevaya zadacha sovremennoj sistemy obrazovaniya. Adaptaciya biologicheskih sistem k estestvennym i 'ekstremal'nym fakíoram sredy: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk. 2012: 221 - 230.

Таким образом, нами делаются следующие выводы.

1. Трехмесячное соблюдение элементов здоровьесберегающего поведения достоверно значимо улучшает психофизиологические показатели студентов первого курса магистратуры педагогического вуза.

2. В период соблюдения основных элементов здоровьесберегающего поведения коэффициент успешности обучения имеет статистически достоверный рост.

2. Makarova L.P., Bujnov L.G., Pazyrkina M.V. Sohranenie zdorov'ya shkol'nikov kak pedagogicheskaya problema. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2012; № 4: 242.

3. Suhareva L.M., Rapoport I.K., Zvezdin T.V. Sostoyanie zdorov'ya i fizicheskaya aktivnost' sovremennyh shkol'nikov. Gigiena isanitariya. 2002; № 3: 52 - 55.

4. Ajzman R.I. Zdorov'e uchastnikov obrazovatel'nogo processa kak kriterij 'effektivnosti zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015; № 5 (26): 72 - 82.

5. Ajzman R.I., Kazin 'E.M., Fedorov A.I., Shinkarenko A.S. Problemy i zadachi zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya na sovremennom 'etape. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; № 1 (17): 9 - 17.

6. Kostanova N.A., Nordgejmer Yu.R. Reabilitaciya v usloviyah rekreacionno-razvivayuschej sredy. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detej, podrostkov i molodezhi: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva. 2006: 106.

7. Trapeznikova M.V., Savkin V.V. Monitoring i prognozirovanie psihofiziologicheskogo statusa i uspevaemosti studentok I - II kursa medicinskogo VUZa. Gigiena isanitariya. 2015; № 94 (1): 104 - 108.

8. Alekseeva E.E. Izuchenie 'emocional'noj ustojchivosti u studentov pedagogicheskih i psihologicheskih special'nostej. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012: 114 - 22.

9. Abaskalova N.P. Sistemnyjpodhod v formirovaniizdorovogo obraza zhizni sub'ekiov obrazovatel'nogo processa «shkola - vuz». Novosibirsk. 2001.

10. Makarova L.P., Bujnov L.G., Plahov N.N. Gigienicheskie osnovy formirovaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov. Gigiena i sanitariya. 2017; № 96 (5): 463 - 466.

11. Bujnov L.G., Ajzman R.I., Gerasev A.D., Sorokina L.A., Plahov N.N., Shangin A.B. Zdorov'eformiruyuschee obrazovanie - odna iz vazhnejshih zadach sovremennosti. Gigiena i sanitariya. 2018; № 97 (9): 869 - 872.

12. Golovin M.S., Balioz N.V., Ajzman R.I., Krivoschekov S.G. Vliyanie audiovizual'noj stimulyacii na psihicheskie i fiziologicheskie funkcii u sportsmenov-legkoatletov. Fiziologiya cheloveka. 2015; № 41(5): 90.

13. Golovin M.S., Aizman R.I. Audiovisual stimulation modulates physical performance and biochemical and hormonal status of athletes. Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2016; № 161 (5): 638 - 642.

14. Boldyreva G.N., Sharova E.V., Zhavoronkova L.A. i dr. Strukturno-funkcional'nye osobennosti raboty mozga pri vypolnenii i predstavlenii dvigatel'nyh nagruzok u zdorovyh lyudej ('E'EG i FMRT issledovaniya). Zhurnal vysshej nervnoj deyatel'nosti im. I.P. Pavlova. 2013; № 63 (3): 316.

Статья поступила в редакцию 28.11.20

УДК 376

Surudina E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: surudina@mail.ru

MODELS OF ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN FOREIGN PEDAGOGICAL PRACTICE. The article offers an analysis of pedagogical practices of foreign education for the inclusion of children with disabilities in educational institutions. The introduction of children with disabilities into the educational process in the system of general educational institutions has led to the development of various technologies for teaching this category of children. The educational policy of foreign countries has led to the allocation of certain approaches to organizing the upbringing and education of children with disabilities, such as segregation, mainstreaming, integration, inclusion. The article analyzes the existing practices and developed models of inclusive education in foreign pedagogy. It has been determined that inclusive education presupposes the systematic implementation of the educational process, including taking into account the needs of the participants in the educational process, fully equipping the environment for the successful adaptation of children, and much more, ensuring adequate adaptation of a child with special needs in the general educational environment. It is emphasized that at present, further research is required on the problem of inclusive education of children with disabilities in order to determine the conditions for its implementation in different countries.

Key words: variable learning models, inclusive education, segregation, mainstreaming, integrative education, strategies for organizing inclusive education.

Е.А. Сурудина, канд. пед. наук, доц., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: surudina@mail.ru

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В статье предлагается анализ педагогических практик зарубежного образования по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в обучение в общеобразовательных учреждениях. Внедрение в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общеобразовательных учреждений вызвало разработку различных технологий обучения этой категории детей. Образовательная политика зарубежных стран привела к выделению определенных подходов к организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, таких как сегрегация, мейн-стриминг, интеграция, инклюзия. В статье проведен анализ существующих практик и выработанных моделей инклюзивного образования в зарубежной педагогике. Определено, что инклюзивное образование предполагает системное осуществление образовательного процесса, включающее учет потребностей участников образовательного процесса, полноценное оснащение среды для успешной адаптации детей и многое другое, обеспечивая адекватную адаптацию ребенка с особыми потребностями в общеобразовательной среде. Подчеркивается, что в настоящее время требуется дальнейшее исследование проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с целью определения условий его осуществления в различных странах.

Ключевые слова: вариативные модели обучения, инклюзивное образование, сегрегация, мейнстриминг, интегративное образование, стратегии организации инклюзивного образования.

Основой педагогической практики включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения являются идеи инте-гративного обучения, которые обусловили возникновение вариативных моделей и стали основой для их дальнейшего развития в практике инклюзивного образования. Внедрение в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общеобразовательных учреждений вызвало разработку различных технологий обучения этой категории детей.

Образовательная политика зарубежных стран привела к выделению определенных подходов к организации воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые получили такие названия, как сегрегация, мейнстриминг, интеграция, инклюзия.

«Сегрегация» - это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных учреждениях типа интернатов, отделений психиатрических больниц. Дети, которые не справляются с учебными дисциплинами по тем или иным причинам, могут быть переведены в специализированные образовательные учреждения, исходя из их диагноза. Сегрегация детей с ОВЗ является своего рода изоляцией детей такой категории. Во многих странах, в том числе и в России, на сегодняшний день сегрегационное образование для детей младшего возраста осуществляется в дошкольных образовательных организациях интернатного типа [1].

Разные страны имеют свои разноуровневые системы специального образования. Например, в Нидерландах дети с ОВЗ получают необходимое в их

возрасте физическое и умственное развитие. По достижении трех лет таких детей определяют на обучение в специальные учреждения, где они учатся, и им обеспечивают терапевтическо-реабилитационную помощь. Основной принцип такого сегрегационного образования в Нидерландах - получение ребенком с ОВЗ равноценного с обычными сверстниками образования.

В Дании также имеется достаточно большое количество дошкольных учреждений с круглосуточным проживанием, которое обеспечивает воспитание и коррекционную реабилитацию детей с проблемами развития.

«Мейнстриминг» представляет собой частичное включение детей с различными ограничениями здоровья в общение со здоровыми сверстниками на различных мероприятиях, праздниках в одной дошкольной образовательной организации. Целью данного подхода организации является повышение социальных контактов для детей с ОВЗ, а не достижение образовательных целей. В Швеции и Норвегии есть специально организованные группы в общеобразовательной дошкольной организации, которые позволяют проводить время на праздниках, принимать участие в мероприятиях, в играх детям разных категорий.

Мейнстриминг представляет собой хорошее средство для развития и воспитания детей младшего возраста, способствующее развитию их социализации, уверенности, толерантного отношения. Но ввиду того, что такой вид общения детей в рамках проведенных мероприятий является недолговременным, для разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.