М. Р. Шагиахметов
ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Неформальная занятость наряду с другими деформациями рынка труда стала в определенной мере тормозом на пути экономического роста и модернизации экономики. В течение последнего десятилетия проделана большая работа по созданию и совершенствованию методик обследования неформального рынка труда в Республике Татарстан, которые позволили оценить объемы «серой» занятости и ее структуру, дать качественные и количественные характеристики неформального рынка труда как в целом по республике, так и по районам и городам.
Следствием чрезмерной дифференциации межотраслевых, межрегиональных доходов, а также снижения занятости российского населения стало образование достаточно значительного неформального сектора, который вызвал серьезную деформацию формирующегося рынка труда, что в свою очередь оказывает определенное воздействие на существующую систему налогообложения доходов.
В 1990-е годы массовое развитие неформальной занятости можно было рассматривать как проявление механизма саморегулирования экономики, вынужденную форму адаптации населения к сложившейся социально-экономической ситуации. Тогда занятость в неформальном секторе в значительной степени сдерживала резкое падение уровня жизни населения и рост безработицы. Кроме того, неформальный сектор сыграл положительную роль в расширении рынка товаров и услуг и в некоторой степени в создании базы для развития малого бизнеса и навыков предпринимательской деятельности у населения. Однако, смягчив последствия экономического кризиса в трудовой сфере, неформальный сектор породил ряд острых социальных проблем, и в первую очередь привел к потере государственным бюджетом значительной части средств в результате укрытия доходов от налогообложения.
В настоящее время неформальная занятость наряду с другими деформациями рынка труда стала в определенной мере тормозом на пути экономического роста и модернизации экономики. Важной сферой неформальной занятости, к сожалению, переплетающейся практически со всеми остальными ее видами, является криминальная и иная антисоциальная деятельность: наркобизнес, контрабанда (включая торговлю людьми и нелегальную переправку их через границу), торговля оружием, изготовление фальшивых документов и денежных знаков, производство и реализация порнографической продукции, рэкет, проституция, сутенерство и сводничество, заказные убийства, бандитизм и иная силовая поддержка организованной преступности.
Оценить размеры этого вида неформальной занятости крайне трудно в силу ее «подпольного» характера, а также вследствие того, что очень часто она выступает в форме вторичной занятости, будучи официально «прикрыта» каким-либо вполне легальным видом деятельности (учеба в вузе, работа в охранных структурах и т. п.). По оценке МВД РФ, численность тех, кого можно безоговорочно отнести к криминальной составляющей неформальной занятости (криминальные авторитеты и их «рабочая сила»: торговцы нарко-
тиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и проч.), достигает примерно 9 млн чел., или не менее 12,5% экономически активного населения страны.
Неформальная занятость представляет собой серьезную деформацию трудовых отношений. Отсутствие надлежащего оформления занятости ведет к игнорированию работодателями норм трудового права и бесправию работников, отсутствию для них социальных гарантий и правовой защиты. Это означает возможность высокой эксплуатации рабочей силы, в частности, за счет заниженной оплаты труда, несоблюдения требований и норм охраны труда и его использования (высокая интенсивность и чрезмерная продолжительность труда, отсутствие выходных, оплачиваемых отпусков). Заниженная оплата труда неформалов, в свою очередь, сокращает стимулы к совершенствованию производства и внедрению новой техники. Все это ведет к утрате здоровья работниками, деквалификации рабочей силы, снижению качества труда и производимого продукта, т. е. в конечном итоге к снижению качества трудового потенциала России. Наконец, оплата труда «черным налом» способствует сокрытию полученных доходов и недополучению социальных и налоговых платежей. Последнее, в свою очередь, ограничивает возможность повышения оплаты труда в бюджетной сфере.
В течение последнего десятилетия проделана большая работа по созданию и совершенствованию методик обследования неформального рынка труда в Республике Татарстан, которые позволили оценить объемы «серой» занятости и ее структуру, дать качественные и количественные характеристики неформального рынка труда как в целом по республике, так и по районам и городам. За этот период было уточнено само понятие «серый рынок» труда, дана классификация его участников. В настоящее время к участникам неформального рынка труда относятся лица, которые не регистрируют свои трудовые отношения (или их часть), что позволяет им получать незарегистрированный и необлагаемый доход, безотносительно того, являются они формально занятыми или безработными. Как показывают результаты ежегодных обследований, начиная с 2000 года численность участников «серого рынка» труда в Республике Татарстан стала сокращаться и по итогам последнего обследования, в апреле 2007 года, составила 392,6 тыс. человек, или 16,3% от численности трудовых ресурсов Татарстана (рис. 1).
Рис. 1 - Численность занятых на «сером» рынке труда, тыс.чел.
Но, как видно из приведенных данных, неформальная занятость продолжает оставаться крайне высокой.
Сегодня структура неформально занятых по возрасту отличается от структуры экономически активного населения, прежде всего повышенным удельным весом младшей возрастной группы - 15-19 лет и 20-29 лет (10 и 24% в структуре «серого рынка» труда соответственно против 2,7% и 22,7% среди экономически активного населения) и лиц старше 60 лет (9% в структуре «серого рынка» против 2,8% в структуре экономически активного населения), а также пониженным удельным весом лиц в возрасте 30-49 и 50-59 лет (45 и 13% в структуре «серого рынка» против 55,2 и 16,5% в структуре экономически активного населения). Таким образом, в неформальную занятость в наибольшей степени вовлечены менее конкурентоспособные на рынке труда социально-демографические группы населения — молодежь и лица пенсионного возраста.
Около четверти всей «серой» занятости - 93,2 тыс. человек - сосредоточено в сфере торговли (торговля продовольственными и непродовольственными товарами, а также продукцией с подсобного хозяйства). Около 76 тыс. человек выполняли работы по строительству и ремонту жилья, 50 тыс. человек занято на транспорте и в связи. Около 40 тыс. человек оказывали услуги образования (в основном репетиторство), а 31 тыс. человек предоставляли различные социальные услуги (фото- и парикмахерские услуги, услуги в области развлечений и спорта, по присмотру за детьми). Кроме того, «серая» занятость имеет распространение в сельском хозяйстве, в финансовой деятельности (в основном в области бухучета), на рынке недвижимости (посредничество), в страховании, в здравоохранении.
В последние годы растет «серая» занятость в образовании, услугах транспорта и связи, в сельском хозяйстве. В качестве резерва трудового потенциала российской экономики и повышения доходов российского бюджета в первую очередь можно рассматривать вторичную занятость (рис. 2).
Рис. 2 - Структура «серой» занятости по видам экономической деятельности, %
В 2007 году она снизилась с 60 до 57,6% на нерегистрируемом рынке труда и на 8,4% уменьшилась численность участников «серого» рынка, одновременно занятых и в официальной экономике. Их число составило, по данным обследования в апреле 2007 года, 226,1 тыс. человек.
Состав их по социальному положению неоднороден - 100,9 тыс. составляют рабочие, 48,8 тыс. служащие, 23,4 тыс. - инженерно-технические работники, около 18,7 тыс. -работники сельского хозяйства, около 13,1 тыс. - руководители. Среди данной категории участников «серой» занятости 21,1 тыс. предпринимателей.
Как видно, почти половину вторично занятых в «сером рынке труда» составляют рабочие, что свидетельствует о неполном и неэффективным использовании рабочего времени на основном месте работы. Среди участников неформальной занятости высока доля врачей и учителей.
С одной стороны, она способствует повышению доходов работников бюджетной сферы, сглаживанию межотраслевой дифференциации в оплате труда, с другой - значительно снижает качество предоставляемых образовательных, медицинских и других услуг, так как у работников сокращается время для самообразования, повышения квалификации, снижается профессиональная отдача по основному месту работы, а государство теряет значительные средства в результате сокрытия части доходов от налогообложения.
В результате обследования, проведенного в апреле 2007 года, был косвенно оценен объем неучтенных доходов участников неформальной занятости. Оценка самими участниками «серого» рынка труда своих доходов от нерегистрируемой занятости дает основания предположить, что таким образом ежегодно скрывается от налогов более 22 млрд рублей. Кроме того, в результате использования «:конвертных» форм оплаты труда и «:теневых» схем скрыто, по приблизительным оценкам, около 28 млрд рублей. В итоге недополученная сумма налога на доходы физических лиц составляет более 6,5 млрд рублей.
Работодатели продолжают выплачивать значительную часть заработной платы неофициально, применяя так называемую «конвертную» форму. В настоящее время емкость «серого» рынка труда составляет 15 -20 % от общей численности трудовых ресурсов. При этом потери социальных фондов приблизительно оцениваются в 7,9 -10,5 млрд рублей в год. Это наносит существенный экономический ущерб не только государству, но и непосредственно работнику, так как снижает размеры его пенсионных накоплений. Без радикального вмешательства государства в сокращение масштабов неформальной занятости легализации доходов на «сером» рынке труда в ближайшее время, на наш взгляд, ждать бессмысленно.
Среди участников «серого» рынка по-прежнему преобладают представители малообеспеченных слоев населения, снижается число граждан с высокими доходами. Так, если в сентябре 2006 года доля участников нерегистрируемой занятости с доходом выше среднедушевого (9183 рубля) составляла 8,6%, то к апрелю 2006 года (10516 рублей) она снизилась до 4,2% (рис. 3).
Доля занятых, имевших доход от неформальной деятельности выше среднедушевого, в сентябре 2006 года составляла 10,2%, в апреле 2007 года - лишь 6,6%.
С 22 до 17,8% сократилась доля лиц, для которых «серый» рынок - это способ свести концы с концами. Почти до 43% возросла доля граждан, которым участие в неформальной занятости позволяет поддерживать средний уровень потребления, до 21% - тех, кто с помощью неофициальных доходов улучшают качество и разнообразие потребления. Доля же тех, кто существенно повышает уровень жизни, имея возможность расходовать
средства на приобретение товаров длительного пользования, увеличилась с момента предыдущего обследования с 15,5 до 18,5%.
В качестве основной мотивации для участия в неформальной занятости продолжает сохраняться стремление увеличить доход (у 49% участников «серой» занятости эта Мотивация на первом месте). Также достаточно постоянными остаются и другие мотивы (рис. 4):
1) отсутствие необходимости в официальном оформлении документов - 27%;
2) безвыходность положения - 12,5%;
3) сложности в оформлении официальных трудовых отношений - 3,9%;
4) недоверие к государству и его финансовым органам - 5,3%;
5) опасение огласки - 1,6%.
Одновременно с вышеперечисленными причинами объективным фактором, способствующим участию в неформальной занятости, является необходимость в неполном рабочем дне или свободном графике труда. Две трети участвующих в этом секторе экономики (более 285 тыс. человек) заняты на неофициальной работе до 28 часов в неделю (4-5 - часовой рабочий день), более половины из них подрабатывают менее 14 часов в неделю (2-3 часа в сутки). Особенно эта проблема актуальна для женщин в возрасте 30-49 лет и для студентов.
По итогам обследования, проведенного в городах республики, около 40% численности неформального рынка традиционно сосредоточено в Казани (149,2 тыс. человек), чуть более 15% - в Набережных Челнах (59,7 тыс. человек), 8% - в Нижнекамске (31,8 тыс. человек). Распределение остальных городов республики по количеству участников «серой» занятости показано на диаграмме (рис. 5).
Кроме того, была выявлена часть населения, получающая доходы от работы в домашнем хозяйстве. Эта доля в численности трудовых ресурсов республики снизилась по сравнению с сентябрем 2006 года с 5,9% (138,4 тыс. человек) до 5,7% (136,3 тыс. человек).
Рис. 4 - Роль дохода от незарегистрированной деятельности, %
Рис. 5 - Нерегистрируемый рынок труда по городам Республики Татарстан,
тыс. человек
Наиболее распространенный источник дохода от работы в домашнем хозяйстве -торговля продуктами с подсобного участка. Этой деятельностью занято около 60% работающих в домашнем хозяйстве (81 тыс. чел.). Также популярны работа по обслуживанию частных лиц и изготовление продуктов на продажу (по 14 тыс. чел.). Около 8% (10 тыс. чел.) оказывают услуги по ремонту. Среди других видов деятельности наибольшее распро-
странение получили торговля продовольственными и непродовольственными товарами, репетиторство, ремонт бытовых приборов и парикмахерские услуги.
Анализ показал, что уровень дохода от работы в домашнем хозяйстве значительно ниже, чем от «серой» занятости. Лишь 1,3% работающих в домашних хозяйствах имеют доход выше среднедушевого (10516 рублей), в то время как среди участников «серой» занятости таких 7%. На «сером» рынке труда 4% участников получают доходы выше 12000 рублей, тогда как для работающих в домашних хозяйствах такой уровень доходов является недостижимым.
Анализ распределения доходов, получаемых на неформальном рынке труда по категориям граждан, показал, что доходы у всех социальных групп в основном имеют тенденцию к увеличению. Наибольший их рост отмечался среди предпринимателей, тогда как у пенсионеров доходы в основном ниже прожиточного минимума либо равны ему (рис. 6).
пенсионе ры
студенты
руководи-
тели
предпри-
ниматели
2007
2006
служащие врачи, учите.
работники
сельского
хозяйства
рабочие
2007
2006
{
2007
2006
2007
2006
{
{
2007
2006
2007
2006
14
6 13
15
16
16
11
[ 2007І 3 23 1 27 33 ■ 15 1
2006 16 Щ 3 ^ 23 27 31,1
30
Щ 19 25 15 35,6
21
35 34 16 10 5,5
29 42 10 га 19
26
22 26 25 12 15,1
23
□ менее 2000
і I ■ ■ і і I
10 20 30 40 50 60 70
□ 2001-4000 □ 4001-6000 □ 6001-8000
12
“і------------1--------------1
80 90 100
□ 8001 и более
3
2
10
46
36
22
7
14
34
28
2
10,4
27
27
11,5
0
Рис. 6 - Распределение доходов от «серой» занятости по категориям граждан, %
Таким образом, из вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- наглядно прослеживается тенденция снижения численности занятых на «сером» рынке труда, причем снижение затронуло в первую очередь ту часть нерегистрируемого рынка труда, которая определяется как вторичная занятость;
- наблюдается снижение образовательного уровня занятых на «сером» рынке труда, в первую очередь сокращается доля лиц с высшим образованием;
- одновременно с этим растет вторичная занятость среди работников образования и здравоохранения;
- по-прежнему наиболее популярными сферами деятельности на нерегистрируемом рынке остаются торговля, строительство и транспортные перевозки;
- среди участников неформальной занятости сохраняется преобладание граждан с низкими доходами;
- одновременно с этим отмечен абсолютный рост доходов на «сером» рынке, что повлекло за собой некоторые изменения в оценке роли «серой» занятости самими участниками: более трети из них с помощью «теневых» доходов значительно улучшают уровень жизни и качество потребления, а еще 40% благодаря этим доходам поддерживают средний уровень потребления.
Таким образом, поскольку основной мотивацией участия в нерегистрируемой занятости, даже в условиях роста среднедушевых доходов, остается увеличение дохода, вывод из «тени» рассматриваемой категории граждан и использование ее в качестве полноценных трудовых ресурсов возможен лишь в случае кардинального пересмотра политики денежных доходов. Кроме того, поскольку значительную часть неформального рынка труда составляет молодежь, целесообразно, видимо, уже в школах вводить изучение трудового и налогового законодательства с разъяснением преимуществ цивилизованного труда.
Проведенный анализ также показал, что рост числа учащихся среди занятых на «сером» рынке способствовал некоторому «омоложению» данного сегмента экономики: доля молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет увеличилась по сравнению с 2005 годом с 33 до 37%. Это в целом негативная тенденция, которая свидетельствует о предпочтениях молодежи в пользу «теневой» деятельности. Во многом этому способствуют недоработки в законодательной системе, а именно запрет приема на работу учащихся дневных отделений. Ведь, поскольку потребность или необходимость работать не может реализоваться формально, она реализуется на «сером» рынке труда. Помимо потери бюджетных доходов в виде поступлений НДФЛ государство теряет при этом законопослушных граждан, чей менталитет формируется под влиянием законов нелегальной экономики.
Реализация политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения возможна путем дифференцированного, прогрессивного налогообложения на работающих и распределения социальных трансфертов между неработающими группами и слоями населения. Необходимо усилить налоговую нагрузку на сырьевой сектор экономики с целью перераспределения сверхдоходов организаций, работающих в нефтегазовом комплексе, в пользу отраслей, развитие которых является социально значимым, но не способным обеспечить работникам высокие доходы (сельское хозяйство, образование, здравоохранение и др.). Инструменты перераспределения доходов должны включать введение прогрессивного налога на высокие доходы; регулирование заработной платы; реализацию государственной социальной политики - программ помощи и социального обеспечения; обеспечение пособиями по безработице; системы медицинского обслуживания населения, образования и культуры и многое другое.
© М. Р. Шагиахметов - канд. эконом. наук, руководитель УФНС РФ по РТ.