Научная статья на тему 'Социально-демографический профиль неформальной занятости в республике Татарстан'

Социально-демографический профиль неформальной занятости в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фесина Ел

В статье на основе данных выборочного опроса населения проводится анализ процессов, связанных с неформальной занятостью, исследуются мотивации работы отдельных граждан на «сером» рынке труда. Рассмотрены вопросы структуры института неофициальной занятости, ее статистические характеристики, а также пути развития «серого» рынка занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-DEMOGRAPHIC PROFILE OFNONFORMAL EMPLOYMENTS THE REPUBLIC TATARSTAN

In the article there is carried out the analysis of processes connected to informal employment on the basis of data of selective inspections of the population, the distinctions in definition of lab our motivation of separate categories of citizens working in the "grey" market of work are investigated. The questions of the institutional configuration of informal employment, the feature of its statistical definitions, and also the cotemporary ways of development of "grey" employment market are considered.

Текст научной работы на тему «Социально-демографический профиль неформальной занятости в республике Татарстан»

стиль управления. Среди хорошо знакомых директоров я знаю человека жесткого, самовластного, даже грубого... И тем не менее возглавляемое им объединение прекрасно работает, сам он заслуженно отмечен высокими наградами и пользуется бесспорным уважением в своем коллективе... Парадокс? Вовсе нет Дело в том, что его резкость с успехом компенсируется такими качествами, как принципиальность, справедливость в отношениях с людьми, постоянная и умелая забота о нуждах трудящих -ся, глубокое знание дела»1.

Наши исследования деятельности руководителей различных рангов позволили сделать определенные выводы.

Холерику, как, впрочем, и сангвинику, скучно долгое размышление. Он импульсивен, постоянно что-то дол -жен делать, принимать какие-то решения, давать под -чиненным указания и т. д., т. е. он постоянно «весь в работе». Флегматики (о меланхоликах мы не говорим - их среди руководителей практически нет) в аналогичных ситуациях ведут себя более спокойно. Они значительно реже принимают решения без предварительной проработки, больше полагаются на своих подчиненных, им не по душе скоропалительность, они не любят, когда на них сразу «сваливается» масса дел (холерику это нравится), т. е. они предпочитают больший фундаментализм в работе.

Отсюда следует вывод, что назначать руководителей объекта управления необходимо с учетом особенностей этого объекта и характера претендента на должность. Практикой неоднократно доказано, что руководитель, неплохо справляющийся со своими обязанностями, бу -дучи переведенным в другое, аналогичное по уровню подразделение, но с иным типом производства, работает с меньшей эффективностью. Конечно, было бы неправильно утверждать, что дело только в характере че-

ловека. Тем не менее анализ ситуаций подобного рода позволил установить достаточно тесную связь между спецификой производства и характером руководителя, работающего наиболее результативно.

Холерика, придерживающегося авторитарного стиля управления, крайне нежелательно назначать руководителем подразделения или службы, в которых по роду их деятельности требуется глубокий анализ при решении производственных проблем, фундаментальная проработка решений. На такое холерик-автократ в подавляющем большинстве случаев просто не способен. И вина в этом будет не столько его самого, сколько тех, кто назначил его на эту должность. Его стиль поведения в ранге первого лица практически не зависит от уровня управления, на котором он находится. Он везде одинаков: беспрекословное выполнение единолично принятого решения, давление на подчиненных не только своим авторитетом, но и должностью. Практика показывает, что таким руководителям в вышеуказанных подразделениях очень редко сопутствует успех. К их методам управления подчиненные постепенно привыкают, свои взгляды на решение проблем, как правило, не высказывают, а принятые наверху решения исполняют без всякой инициативы . Это печальный финал управления холерика-автократа.

Поэтому кадровые службы предприятий должны очень серьезно подбирать руководителей, ориентируясь не только на их деловые качества, но и на характер и склонности человека. Туда, где требуется руководитель-оперативник, нужно назначать по преимуществу холерика или сангвиника. Там, где необходим глубокий анализ проблем, желательно назначать спокойных, урав -новешенных работников по преимуществу флегматического склада с глубокими задатками демократизма.

1 Кулагин Г.А. Директорские будни // ЭКО. 1983. №3. С. 127.

УДК 331(470.44)

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Основным инструментом измерения как занятости в целом, так и ее отдельных компонентов являются регулярные обследования населения, проводимые национальной статистической службой. Они позволяют получить информацию о важнейших проявлениях неформальной занятости, ее масштабах, а также о степени подверженности риску отдельных социаль -но-демографических групп населения вступать в неформальные отноше -ния. В статье на основе данных выборочных обследований населения проведен анализ процессов, связанных с неформальной занятостью, исследованы различия в определении трудовой мотивации отдельных категорий граждан, работающих на «сером» рынке труда. Рассмотрены вопросы институциональной конфигурации неформальной занятости, особенности ее статистических определений, а также современные тенденции развития «серого» рынка труда.

В качестве одного из проявлений ненаблюдаемой экономики выступа -ет неформальный сектор, который в соответствии с резолюцией 15-й Международной конференции статистиков труда определяется как совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с целью обеспечения ра-

О-

Е.Л. Фесина,

кандидат экономических наук, докторант кафедры статистики и эконометрики, Казанский финансово-экономический институт

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

ботой и доходами участвующих в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств. Занятость в неформальном секторе определяется через численность лиц, работавших в течение конкретного периода времени в одном из предприятий неформального сектора независимо от статуса их занятости, включая лиц, работающих в этом секторе на условиях вторичной занятости. Занятыми в неформальном секторе считаются все лица, которые в течение определенного периода времени были заняты в какой-либо производственной единице неформального сектора в любом качестве .

Понятие занятости в неформальном секторе в общем случае не тождественно понятию неформальной занятости. Последняя, например , может также включать незарегистрированную занятость в рамках официального сектора экономики. В этом случае она охватывает работающих по найму на предприятиях на основе устной договоренности, а также занятых на основе договоров гражданско-правового характера. Такой расширенный подход рекомендован 17-й Международной конференцией статистиков труда, которая приняла руководящие принципы по статистическому определению занятости в неформальном секторе экономики1. В научной литературе в целях упрощения оперирования этими понятиями их используют в равной степени как синонимы при изучении занятости на предприятиях неформального сектора экономики.

Неформальная занятость является достаточно новым образованием для российской экономики и полностью еще не изучена. Ее измерение в формальном секторе связано с рядом трудностей, а доступные для анализа данные не дают полную картину состояния и развития этого явления.

Изучение занятости в неформальном секторе экономики осуществляется на основе данных обследования населения по проблемам занятости, проводимых в Рос -сийской Федерации национальными статистическими службами. Для более детального анализа количественных оценок неформальной занятости целесообразно использовать усредненные показатели ежеквартальных обследований «серого» рынка труда. В отличие от обследований, проводимых за более длительные промежутки времени, ежеквартальное анкетирование населения, занятого в неформальном секторе экономики, позволяет получить дополнительную информацию о «сером» рынке труда в наиболее удобном для ее обобщения виде с учетом фактора сезонности.

Изучение усредненных показателей неформальной занятости населения, рассчитанных на основе информации, полученной в результате проведения Татарстан-статом в 2006 г. квартальных обследований населения по проблемам занятости, показало, что в неформальном секторе экономики занято 10,6 млн человек, в том числе 8,74 млн человек (82,6%) имели там единственную работу, из которых более 330 тыс. человек (3,1%) были заняты как на основной, так и на дополнительной работе. При этом для 1,85 млн человек (17,4%) занятость в неформальном секторе являлась дополнительным источником дохода к работе вне этого сектора.

В отчетном году неформальный сектор экономики охватывал от 14% до 17% общей численности занятого населения, в торговле и сельском хозяйстве - соответ-

ственно 37% и 50%. Среди сельских жителей в неформальном секторе экономики трудилось от 24% до 31% общей численности занятого сельского населения в зависимости от сезона года, среди го родских жителей - от 11% до 14%. Третья часть от общей численности лиц, занятых в неформальном секторе экономики, производили продукцию сельского хозяйства для реализации на условиях первичной занятости или дополнительной трудовой деятельности. Среди лиц, имеющих в неформальном секторе экономики основную или дополнительную работу, сельскохозяйственной деятельностью было занято 24% населения.

Анализ отраслевой структуры занятости несельскохозяйственной деятельностью в неформальном секторе экономики показал, что среди городского и сельского населения наибольшая ее доля приходится на торговлю , значительна она и в промышленности. Отраслевая структура неформальной занятости отчасти обусловлена разгосударствлением экономики. Так, прежде всего в торговле, строительстве и сфере обслуживания начали развиваться и получили наибольшее распространение негосударственные формы собственности. Это подтверждают результаты ответов респондентов, которые свидетельствуют о том, что большинство занятых в неформальном секторе экономики (82%) не имели работы вне рамок этого сектора, а среди занятых в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании численность таких лиц варьировала от 91% до 97%. При этом более половины работающих по найму в неформальном секторе экономики сосредоточена в торговле и общественном питании, 18% - в промышленности и 13% - в строительстве.

Среди работающих по найму граждан наиболее многочисленную группу составляют лица, занятые производством продукции сельского и лесного хозяйства в домашнем хозяйстве, предназначенной для реализации. Из несельскохозяйственных видов деятельности наибольший удельный вес неформальной занятости приходится на торговлю и общественное питание, где работало 23% граждан, в промышленности, строительстве и на транспорте эта величина составила 15%.

Состав занятых в неформальном секторе экономики, охватывающем здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение, на две трети представлен гражданами, имеющими работу только в этом секторе, и на треть - занятыми на дополнительной работе. Для 52% лиц, р аботающих в неформально м секторе экономики в сфере образования, выбранная ими деятельность являлась местом дополнительной занятости к работе вне этого сектора.

Размеры и отраслевая структура занятости подвержены влиянию сезонных факторов. Наибольшие размеры занятости в неформальном секторе экономики отмечаются во втором и третьем кварталах года, что в среднем на 15% выше по сравнению с первым и четвертым кварталами. В весенние и летние месяцы численность занятых в неформальном секторе экономики сельскохозяйственной деятельностью в 1,3 раза выше, чем в межсезонный период. Влияние сезонных факторов на размер неформальной занятости отмечается также в строительстве, где ее величина во втором и третьем кварталах года оказалась в среднем на 30% выше, чем в первом и четвертом кварталах.

Данные квартальных итогов обследований населения показали также наличие сезонности в неформальной занятости в официальном секторе экономики. В от -личие от цикличной занятости в неформальном секторе экономики наибольшее значение численности нефор -мально занятых в официальном секторе экономики зафиксировано в первом и четвертом кварталах года, что на 10 - 14% выше, чем во втором и третьем кварталах.

Среди лиц, занятых в неформальном секторе экономики, 4,7 млн человек, или 44%, составляли наемные работники и 5,9% млн человек, или 56%, - работающие не по найму, из них 0,6 млн человек являлись работодателями, нанимающими работников на постоянной осно -ве, и 5,3 млн человек осуществляли всю деятельность самостоятельно или с участием помогающих членов семьи или партнеров.

Изучение ответов респондентов показало, что около 28% самостоятельно занятых в неформальном секторе экономики имеют определенную форму регистрации своей деятельности. В таких видах деятельности, как транспорт и связь, торговля и общественное питание, доля самостоятельно занятых граждан, регистрирующих свою деятельность, существенно выше и составила со -ответственно 52% и 77%.

Социально-демографические характеристики населения, занятого в неформальном секторе экономики , во многом отличаются от характеристик среднестатистического занятого. При этом в отраслевом аспекте гендер -ный состав работающих в неформальном секторе эко -номики имеет более существенные отличия. В численности занятых в неформальном секторе экономики женщины составляют 48%, а в целом по экономике - 49%. В строительно м производстве, относящемся к неформальному сектору, женщин насчитывалось только 11%, тогда как в целом по республике этим видом деятельности занимались 21% женщи н, на транспорте и связи - соответственно 8% и 29%. Заметно меньше по сравнению с официальным сектором экономики женщин работают в неформальном секторе в сфере финансовой деятель -ности, науки и научного обслуживания, здравоохранения и культуры.

В сельском хозяйстве отмечается обратное соотношение - женщины в неформальном секторе составля -ют 49% против 39% в численности занятых в этой сфере деятельности. Аналогичное соотношение наблюдается в жилищно-коммунальном хозяйстве и непро извод -ственных видах бытового обслуживания населения, что составляет соответственно 67% и 48%.

Средний возраст работающих в неформальном секторе экономики составил в отчетном году 38,1 года, что на 1,4 года меньше среднего возраста занятого населения в целом по республике. Для работающих в нефор -ма льном секторе экономики характерна высокая доля лиц молодых возрастов, также как и самой старшей воз -растной группы (60 лет более). Так, молодежь в возрасте от 15 до 19 лет составила в численности занятых в неформальном секторе экономики 4,7% (в целом среди занятого населения по республике - 2,3%), в том числе сред и городских и сельских жителей соответственно 3,4% и 6,5%.

Анализ результатов анкетного обследования показал, что в летние месяцы приток сельской молодежи, включающейся в неформальную деятельность, увеличива-

ется и их доля в численности занятых в неформальном секторе сельского населения достигает 8%. При этом удельный вес лиц в возрастных группах от 20 до 39 лет, а также в возрасте 60 лет и старше среди занятых в неформальном секторе экономики на 1,5 - 2,1 процентных пункта выше, чем среди занятых по республике в целом. Напротив, доля возрастных групп от 40 до 59 лет среди лиц с неформальной занятостью ниже, чем в целом по республике.

Такое соотношение возрастной структуры занятого населения сложилось в результате того, что среди младших и старших возрастов велика доля лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции для реализации, что составляет 17% для младшей возрастной группы и 18% - для старшей. В остальных возрастных группах удельный вес занятых в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции для реализации в численности занятого населения изменяется в пределах от 3% до 5%.

Степень вовлечения в неформальный сектор экономики населения различных возрастных групп имеет широкий диапазон значений. Свыше трети всех занятых в самой младшей возрастной группе (15 - 19 лет) и около четверти всех занятых в самой старшей возрастной группе (60 лет и более) трудятся в неформальном секторе экономики. Значительно меньше лиц, занятых неформальной деятельностью, наблюдается в возрастных группах 50 - 59 лет и 40 - 49 лет, что составляет соответственно 11% и 15%.

Образовательный уровень населения в неформальном секторе экономики ниже, чем в целом по республике. Доля лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование в неформальном секторе экономики, составила 37%, а в целом по республике - 53%. При этом удельный вес населения, имеющего высшее образование в неформальном секторе экономики, оказался вдвое ниже, чем в официальной экономике.

Неформальный сектор экономики Республики Татарстан крайне неоднороден по своему составу и выполняет различные функции, среди которых обеспечение про -стого выживания граждан, с одной стороны, и развитие предпринимательства, с другой. Более половины всех неформально занятых в республике имеют непосредственное отношение к начальным формам малого предпринимательства. Его эволюция в сторону формального корпоративного бизнеса представляет собой длительный процесс, который не поддается простому манипул ированию.

Другая незначительная доля неформальной занятости приходится на самозанятых, борющихся за свое выживание. Среди них много пожилых людей, чья пенсия недостаточна для нормальной полноценной жизни, а семейные активы в виде земельного участка открывают возможности для получения дополнительного дохода. У этой группы лиц в силу их возраста и образования отсутствует альтернатива в виде участия в официальном секторе экономики. Уменьшить степень вовлеченности таких граждан в неформальные отношения возможно лишь на основе повышения уровня жизни населения за счет увеличения легальных источников доходов, включая эффективную систему социальной защиты.

Неформальный сектор экономики Республики Татарстан можно определить как самовоспроизводи мый меха-

низм, в рамках которого происходит заметный оборот между неформальной занятостью и другими статусными состояниями на р ынке труда. Переток между неформальным и официальным секторами экономики носит весьма интенсивный характер. При этом наименьший взаимообмен в сфере неформальной занятости наблюдается со статусом экономически неактивного населения. Взаимопроникновение формального и официального секторов экономики составляет одну из ключевых особенностей российской экономики переходного периода.

Деление экономики на формальный и официальный сектор сильно упрощает реальную ситуацию на «сером» рынке труда. Официальный сектор экономики может быть как средой, где процветают неформальные отношения между работодателями и работниками, так и источником незарегистрированных статистикой доходов. На современном этапе общественного развития «серый»

рынок труда представляет собой серьезную проблему на пути рыночных преобразований в Республике Татарстан. Данные экспертных расчетов показывают, что только из-за неуплаты гражданами, занятыми в неформальном секторе экономики, подоходного налога Татарстан теряет как минимум 3 млрд руб. в год. Эта проблема характерна как для Татарстана, так и для других регионов России. Наблюдающееся в последние годы динамичное развитие неформального сектора экономики в Республике Татарстан поднимает целый ряд вопросов, которые заслуживают внимания в контексте экономической и социальной политики, и требует проведения специальных исследований.

1 См.: Горбачева Т., Рыжикова З. Теоретические и практические аспекты измерения занятости в неформальной экономике // Вопросы статистики. 2004. № 7.

УДК 65.01:332

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Н.М. Цыцарова,

аспирантка кафедры экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

Особенностью современного развития российской экономики является ее значительная регионализация. Каждый регион разрабатывает стратегию социально-экономического развития, что позволяет проанализировать все сильные и слабые стороны, возможности, для того чтобы выработать механизмы всестороннего развития того или иного региона. В современных быстро меняющихся социально-политических и экономических усло -виях перед предприятиями региона стоит задача не только выживаемости, но и непрерывного развития, реализации своего потенциала в перспективе. Вопросы стратегического поведения хозяйствующих субъектов приобретают особое значение: конкурентоспособность и прибыльность производимой продукции во многом зависят от способности товаропроизводителей гибко реагировать на динамичное движение рынка, использовать его конъюнктуру и механизм цен, информационные технологии и коммуникации. В связи с этим эффективная работа предприятий в рыночных услови -ях хозяйствования невозможна без правильного выбора стратегических ориентиров, позволяющих реализовать имеющийся ресурсный потенциал.

В Ульяновске тоже разработана «Стратегия социально-экономического развития Ульяновска на период до 2020 года». В этом документе учитывается влияние как негативных, так и позитивных социальных, экономических, технологических и политических факторов. Стратегическая цель социально-экономического развития города - это развитие Ульяновска как муниципального образования (областного центра Ульяновской области со сбалансированной экономикой, полноценным городским сообществом, качественной городской средой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для экономической деятельности). В перспективе до 2020 г. Ульяновск будет развиваться как экономически многофункциональный город - промышленный центр, транспортный транзитный узел, культурно-исторически й центр с развитой туристической инфраструктурой, центр научной инновационной деятельности и новейших технологий.

К базовым стратегиям развития производственно-экономической сферы города относятся следующие: совершенствование систем взаимодействия мэрии с промышленными предприятиями, организациями и энергетического хозяйства города; развитие современных средств связи, транспорта, аг -ропромышленного комплекса, научной и инновационной деятельности на территории города; организация подготовки инженерно-технических кадров и рабочих массовых профессий для промышленных предприятий, организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.