ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ
УЧЕНЫХ
Туленова К.Ж.1, Расулев Э.Х.2, Расулев Ё.Э.3
1Туленова Карима Жандаровна - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра общественно-экономических наук, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами;
2Расулев Эркин Хасанович - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и основ духовности, Ташкентский химико-технологический институт; 3Расулев Ёркин Эркинович - магистрант, кафедра терапии, Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена влиянию научной школы на становление молодых ученых Узбекистана. Школа в науке представляет собой форму передачи от одного поколения к другому искусства исследования, основанного на творческом подходе.
Ключевые слова: молодой ученый, студент, преподаватель, научная школа, деятельность.
В истории науки наиболее существенным объектом традиционно является деятельность выдающихся ученых, а при более пристальном взгляде на историю науки выясняется, что не менее интересным явлением в истории науки является научная школа. Обращение к ней есть обращение к традиции между поколениями ученых, уяснение преемственности норм и ценностей в их среде. Научная школа является особым институтом, который позволяет одновременно прослеживать выполнение двойной функции науки: обучение творчеству и само исследование. Школа в науке представляет собой форму передачи от одного поколения к другому искусства исследования. В условиях возрождения исторического наследия, пересмотра всей нашей истории, для понимания богатого прошлого нашей научной мысли большим подспорьем является научная школа как, например, школа Маъмуна или Улугбека. Каждая научная школа - это неповторимая микросоциальная среда, своеобразная целостность некой группы ученых, появление и исчезновение которых ставит перед исследователями науки различного рода дилеммы. Суть их заключена в вопросе: как оценить научную школу, как нечто положительное или отрицательное? Ведь известно, что в научной школе существует авторитет, а от этого недалеко и до утверждения, что школа может и тормозить естественное развитие науки. По-видимому, это и создает своеобразие научной школы, ее различное толкование [1, с. 79]. И все же, разработка проблемы научной школы в условиях глобализации имеет значение не только для уяснения прошлого научной мысли, но более ясного и верного понимания предназначения науки в процессах реформирования общества, обеспечения стабильности и безопасности Республики Узбекистан. Нельзя не отметить о том, что в Узбекистане есть немало ученых, осведомленных в мировых открытиях и вместе с тем вносящих свой вклад в формирование научных школ в отдельных областях науки, ни в чем не уступающих известным научным школам России, Украины или Беларуси [2, с. 254].
Одним из важных рычагов реформирования нашего общества является фундаментальная наука, а для этого необходима совершенная система подготовки кадров «...на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий» [3, с. 40]. Правительство Узбекистана уделяет пристальное внимание подготовке научно-педагогических кадров и специалистов. Молодые люди, проходя стажировку или учебу в ведущих научных и учебных центрах мира, возвращаются с богатым научным потенциалом, приобретая знания и навыки последних достижений научной мысли. А это позволяет проводить реформирование независимого Узбекистана на научных основах через подготовленных
42
ученых и специалистов и в соответствии с уровнем мировых стандартов. Не менее важным подспорьем в развитии научной мысли в условиях независимости является такая система развития научных направлений как система грантов, которая сегодня нашла достаточно широкое распространение среди учащейся молодежи и молодых ученых.
Научная школа - это процесс исследования, дающий новые научные результаты. Далее, раз говорится о научной школе, то в ней в первую очередь стоит вопрос организации не индивидуального творчества и не просто распределение исследования между различными индивидами, а процесса связи между ними, дающий в конечном нечто, что невозможно при индивидуальных исследованиях.
Список литературы
1. Гжегорчик А. Интеллектуальная нравственность в научном сообществе // Философская и социологическая мысль. М., 1992. № 9.
2. Каримов И.А. Наука должна служить прогрессу страны // Наша цель: свободная и процветающая Родина. Т. 2. Т., 1996.
3. Национальная программа по подготовке кадров // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 11-12.
ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ЖАНРА «ДЕТСКИЙ ДЕТЕКТИВ»
Ворончихина И.А.
Ворончихина Ирина Алексеевна - лингвист, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье приводится краткое описание развития жанра «детский детектив». Анализируются причины популярности данного жанра. Ключевые слова: детский детектив, жанр, популярность.
В предлагаемом сегодня обилии художественной литературы для детей очень сложно выбрать ту книгу, которую ребенок прочтет с удовольствием, а не отложит в сторону. При этом содержание книги должно не только понравиться юному читателю, но и быть одобренным его родителем, и поэтому детская литература является предметом многочисленных дискуссий - читать или не читать. Как определяет А.П. Кашкаров «.. .детская книга - это искусство диалога, прежде всего родителя с ребенком» [3].
Жанр «детектив» в детской литературе попадает как раз в спорную категорию, которая зачастую не нравится взрослым, но является очень популярной среди детей и подростков. Скептический подход родителей и учителей к детективу обосновывают бездуховностью жанра, отсутствием оригинальных сюжетов, а также отмечается исключительно развлекательный характер произведений.
Между тем, детектив для детей существует уже больше столетия и одним из первых авторов, кто писал в этом жанре, был Марк Твен. Его произведение «Том Сойер - сыщик» было издано в 1896 году и описывает историю двух мальчишек - Тома Сойера и Гекльберри Финна, которые помогают расследовать запутанное преступление и вычисляют преступника. Далее, в 20-х годах прошлого века, книжное издательство «Синдикат Стратемаэра» в США начинает издавать детские детективы о приключениях братьев Харди и, немного позднее, книги о приключениях девушки-детектива Нэнси Дрю. Произведения обеих серий были написаны различными группами авторов и опубликованы под псевдонимами Франклин У. Диксон (книги о братьях Харди) и Кэролайн Кин (серия «Нэнси Дрю»). Популярность последней не угасает до сих пор: оригинальная серия «Нэнси Дрю» издавалась до 2004 года, а затем ей на смену пришла серия под названием «Девушка-