Научная статья на тему 'Влияние научной школы на становление молодых ученых'

Влияние научной школы на становление молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туленова Карима Жандаровна, Расулев Эркин Хасанович, Расулев Ёркин Эркинович

Статья посвящена влиянию научной школы на становление молодых ученых Узбекистана. Школа в науке представляет собой форму передачи от одного поколения к другому искусства исследования, основанного на творческом подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние научной школы на становление молодых ученых»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ

УЧЕНЫХ

Туленова К.Ж.1, Расулев Э.Х.2, Расулев Ё.Э.3

1Туленова Карима Жандаровна - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра общественно-экономических наук, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами;

2Расулев Эркин Хасанович - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и основ духовности, Ташкентский химико-технологический институт; 3Расулев Ёркин Эркинович - магистрант, кафедра терапии, Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена влиянию научной школы на становление молодых ученых Узбекистана. Школа в науке представляет собой форму передачи от одного поколения к другому искусства исследования, основанного на творческом подходе.

Ключевые слова: молодой ученый, студент, преподаватель, научная школа, деятельность.

В истории науки наиболее существенным объектом традиционно является деятельность выдающихся ученых, а при более пристальном взгляде на историю науки выясняется, что не менее интересным явлением в истории науки является научная школа. Обращение к ней есть обращение к традиции между поколениями ученых, уяснение преемственности норм и ценностей в их среде. Научная школа является особым институтом, который позволяет одновременно прослеживать выполнение двойной функции науки: обучение творчеству и само исследование. Школа в науке представляет собой форму передачи от одного поколения к другому искусства исследования. В условиях возрождения исторического наследия, пересмотра всей нашей истории, для понимания богатого прошлого нашей научной мысли большим подспорьем является научная школа как, например, школа Маъмуна или Улугбека. Каждая научная школа - это неповторимая микросоциальная среда, своеобразная целостность некой группы ученых, появление и исчезновение которых ставит перед исследователями науки различного рода дилеммы. Суть их заключена в вопросе: как оценить научную школу, как нечто положительное или отрицательное? Ведь известно, что в научной школе существует авторитет, а от этого недалеко и до утверждения, что школа может и тормозить естественное развитие науки. По-видимому, это и создает своеобразие научной школы, ее различное толкование [1, с. 79]. И все же, разработка проблемы научной школы в условиях глобализации имеет значение не только для уяснения прошлого научной мысли, но более ясного и верного понимания предназначения науки в процессах реформирования общества, обеспечения стабильности и безопасности Республики Узбекистан. Нельзя не отметить о том, что в Узбекистане есть немало ученых, осведомленных в мировых открытиях и вместе с тем вносящих свой вклад в формирование научных школ в отдельных областях науки, ни в чем не уступающих известным научным школам России, Украины или Беларуси [2, с. 254].

Одним из важных рычагов реформирования нашего общества является фундаментальная наука, а для этого необходима совершенная система подготовки кадров «...на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий» [3, с. 40]. Правительство Узбекистана уделяет пристальное внимание подготовке научно-педагогических кадров и специалистов. Молодые люди, проходя стажировку или учебу в ведущих научных и учебных центрах мира, возвращаются с богатым научным потенциалом, приобретая знания и навыки последних достижений научной мысли. А это позволяет проводить реформирование независимого Узбекистана на научных основах через подготовленных

42

ученых и специалистов и в соответствии с уровнем мировых стандартов. Не менее важным подспорьем в развитии научной мысли в условиях независимости является такая система развития научных направлений как система грантов, которая сегодня нашла достаточно широкое распространение среди учащейся молодежи и молодых ученых.

Научная школа - это процесс исследования, дающий новые научные результаты. Далее, раз говорится о научной школе, то в ней в первую очередь стоит вопрос организации не индивидуального творчества и не просто распределение исследования между различными индивидами, а процесса связи между ними, дающий в конечном нечто, что невозможно при индивидуальных исследованиях.

Список литературы

1. Гжегорчик А. Интеллектуальная нравственность в научном сообществе // Философская и социологическая мысль. М., 1992. № 9.

2. Каримов И.А. Наука должна служить прогрессу страны // Наша цель: свободная и процветающая Родина. Т. 2. Т., 1996.

3. Национальная программа по подготовке кадров // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 11-12.

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ЖАНРА «ДЕТСКИЙ ДЕТЕКТИВ»

Ворончихина И.А.

Ворончихина Ирина Алексеевна - лингвист, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье приводится краткое описание развития жанра «детский детектив». Анализируются причины популярности данного жанра. Ключевые слова: детский детектив, жанр, популярность.

В предлагаемом сегодня обилии художественной литературы для детей очень сложно выбрать ту книгу, которую ребенок прочтет с удовольствием, а не отложит в сторону. При этом содержание книги должно не только понравиться юному читателю, но и быть одобренным его родителем, и поэтому детская литература является предметом многочисленных дискуссий - читать или не читать. Как определяет А.П. Кашкаров «.. .детская книга - это искусство диалога, прежде всего родителя с ребенком» [3].

Жанр «детектив» в детской литературе попадает как раз в спорную категорию, которая зачастую не нравится взрослым, но является очень популярной среди детей и подростков. Скептический подход родителей и учителей к детективу обосновывают бездуховностью жанра, отсутствием оригинальных сюжетов, а также отмечается исключительно развлекательный характер произведений.

Между тем, детектив для детей существует уже больше столетия и одним из первых авторов, кто писал в этом жанре, был Марк Твен. Его произведение «Том Сойер - сыщик» было издано в 1896 году и описывает историю двух мальчишек - Тома Сойера и Гекльберри Финна, которые помогают расследовать запутанное преступление и вычисляют преступника. Далее, в 20-х годах прошлого века, книжное издательство «Синдикат Стратемаэра» в США начинает издавать детские детективы о приключениях братьев Харди и, немного позднее, книги о приключениях девушки-детектива Нэнси Дрю. Произведения обеих серий были написаны различными группами авторов и опубликованы под псевдонимами Франклин У. Диксон (книги о братьях Харди) и Кэролайн Кин (серия «Нэнси Дрю»). Популярность последней не угасает до сих пор: оригинальная серия «Нэнси Дрю» издавалась до 2004 года, а затем ей на смену пришла серия под названием «Девушка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.