Научная статья на тему 'Причины популярности жанра "детский детектив"'

Причины популярности жанра "детский детектив" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1324
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДЕТЕКТИВ / ЖАНР / ПОПУЛЯРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ворончихина Ирина Алексеевна

В статье приводится краткое описание развития жанра «детский детектив». Анализируются причины популярности данного жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины популярности жанра "детский детектив"»

ученых и специалистов и в соответствии с уровнем мировых стандартов. Не менее важным подспорьем в развитии научной мысли в условиях независимости является такая система развития научных направлений как система грантов, которая сегодня нашла достаточно широкое распространение среди учащейся молодежи и молодых ученых.

Научная школа - это процесс исследования, дающий новые научные результаты. Далее, раз говорится о научной школе, то в ней в первую очередь стоит вопрос организации не индивидуального творчества и не просто распределение исследования между различными индивидами, а процесса связи между ними, дающий в конечном нечто, что невозможно при индивидуальных исследованиях.

Список литературы

1. Гжегорчик А. Интеллектуальная нравственность в научном сообществе // Философская и социологическая мысль. М., 1992. № 9.

2. Каримов И.А. Наука должна служить прогрессу страны // Наша цель: свободная и процветающая Родина. Т. 2. Т., 1996.

3. Национальная программа по подготовке кадров // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 11-12.

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ЖАНРА «ДЕТСКИЙ ДЕТЕКТИВ»

Ворончихина И.А.

Ворончихина Ирина Алексеевна - лингвист, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье приводится краткое описание развития жанра «детский детектив». Анализируются причины популярности данного жанра. Ключевые слова: детский детектив, жанр, популярность.

В предлагаемом сегодня обилии художественной литературы для детей очень сложно выбрать ту книгу, которую ребенок прочтет с удовольствием, а не отложит в сторону. При этом содержание книги должно не только понравиться юному читателю, но и быть одобренным его родителем, и поэтому детская литература является предметом многочисленных дискуссий - читать или не читать. Как определяет А.П. Кашкаров «.. .детская книга - это искусство диалога, прежде всего родителя с ребенком» [3].

Жанр «детектив» в детской литературе попадает как раз в спорную категорию, которая зачастую не нравится взрослым, но является очень популярной среди детей и подростков. Скептический подход родителей и учителей к детективу обосновывают бездуховностью жанра, отсутствием оригинальных сюжетов, а также отмечается исключительно развлекательный характер произведений.

Между тем, детектив для детей существует уже больше столетия и одним из первых авторов, кто писал в этом жанре, был Марк Твен. Его произведение «Том Сойер - сыщик» было издано в 1896 году и описывает историю двух мальчишек - Тома Сойера и Гекльберри Финна, которые помогают расследовать запутанное преступление и вычисляют преступника. Далее, в 20-х годах прошлого века, книжное издательство «Синдикат Стратемаэра» в США начинает издавать детские детективы о приключениях братьев Харди и, немного позднее, книги о приключениях девушки-детектива Нэнси Дрю. Произведения обеих серий были написаны различными группами авторов и опубликованы под псевдонимами Франклин У. Диксон (книги о братьях Харди) и Кэролайн Кин (серия «Нэнси Дрю»). Популярность последней не угасает до сих пор: оригинальная серия «Нэнси Дрю» издавалась до 2004 года, а затем ей на смену пришла серия под названием «Девушка-

детектив». В Великобритании одной из наиболее успешных детских писательниц, работающих в детективном жанре, была Энид Мэри Блайтон. Из-под ее пера вышли истории о приключениях Великолепной пятерки, а также серии «Пятеро тайноискателей и верный пес», «Тайная семерка» и другие.

Сейчас эти произведения считаются классикой детективного жанра для детей, и их переиздают большими тиражами. Вместе с этим, организуются фан-клубы писателей, создаются компьютерные игры по сюжетам книг, снимаются фильмы.

В России детский детектив был особенно популярен в конце 90-х - начале 2000-х годов, когда наряду с переводами произведений Кин и Блайтон, на прилавках появились книги отечественных писателей: Антона Иванова и Анны Устиновой, Екатерины Вильмонт, Валерия Роньшина и других. Все книги повествуют о школьниках, которые самостоятельно проводят расследования и вычисляют преступников.

В наши дни детективная литература переживает очередной пик читательского интереса, что способствует появлению новых авторов этого жанра. Для детей младшего школьного возраста появилась серия «Приключения Мейзи Хитчингс» английской писательницы Холли Вэбб, а для подростков - книги про Флавию де Люс автора Алана Брэдли. Флавия живет в английском поместье, увлекается химией и охотно расследует преступления, которые происходят в округе.

Принимая во внимание столь внушительную историю детского детектива, зададимся вопросом - чем же так притягателен этот жанр для детей?

Во-первых, лихо закрученный сюжет и наличие тайны, которая раскрывается на протяжении всей книги и читателю вместе с героем предстоит поломать голову над ее решением. Авторские уловки, которые запутывают читателя еще больше, подсказки, возникающие по ходу чтения - все это способно удержать внимание ребенка надолго.

Во-вторых, как описали детективные произведения Дебора Сэкер и Джин Вебб в своей книге «Представляя детскую литературу. От романтизма до постмодернизма...», «...(книги), в которых дети могут найти убежище от проблем современности, достигая ощущения самодостаточности без помощи взрослых (а чаще, несмотря на их усилия). .эти авторы (Блайтон и Рэнсом) представляют полную картину настоящего мира, защищая читателя и предлагая ему мир без проблем» [2]. И действительно нельзя отрицать, что детский детектив - это жанр, где добро всегда побеждает, а зло - наказано.

И последнее, главный герой в детском детективе - это тот типаж, на который читателю захочется ровняться. Он умен, находчив, не боится соперничать со взрослыми и легко обходят их в решении загадок. Джоанн Лоуэри Никсон характеризует детей, читателей детективов, следующим образом: «Они достаточно взрослые, чтобы быть храбрыми и, будучи храбрыми, они хотят быть испуганными. Они хотят приключений вокруг себя. И, если они не могут сделать это физически, то, по меньшей мере, они хотят иметь к этому отношение через героев и героинь детективных повестей, которые смело принимаются за пугающие ситуации и побеждают» [1].

Суммируя все вышесказанное и защищая место детского детектива на книжной полке юного читателя, процитируем вновь А.П. Кашкарова: «Детская литература - это, прежде всего, литература. Воспитательные функции у педагога, а у литературы функции другие: она свидетельствует о культурном опыте поколений - художественный текст, особенно детский, должен мягко воспитывать. В детской литературе должна быть шалость» [3].

Список литературы

1. Nixon Joan Lowery. Writing mysteries for young people. Boston. USA: THE WRITER. INC, 1977. 123 p.

2. Thacker Deborah Cogan, Webb Jean. Introducing children's literature: From romanticism to postmodernism. London: Routledge, 2002. 208 p.

3. Кашкаров А.П. Как приохотить ребенка к чтению. М.: Феникс, 2014. 77 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.