ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-20-27
УДК 377.5 ББК 74.47
А.Ю. Плешакова
(Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия)
ВЛИЯНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Г.М. РОМАНЦЕВА НА РАЗВИТИЕ ДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00695А «Условия и перспективы заимствования элементов немецкой дуальной формы образования в профессиональное образование РФ»)
В статье представлен содержательный анализ аксиологических, историко-культурных, социально-экономических, психолого-педагогических исследований, проведенных в рамках научной школы академика РАО Г.М. Романцева и послуживших предпосылками для внедрения дуальной системы обучения в профессиональное образование России. Научная школа Г.М. Романцева охарактеризована с позиции получения новых знаний, обогативших теорию и практику профессионального образования, их интеграции, целостности и преемственности в деятельности представителей научной школы, а также лидерской роли руководителя школы.
Ключевые слова: научная школа, признаки научной школы, дуальная форма обучения, ремесленное образование, профессиональное образование, профессионально-педагогическое образование.
A.Yu. Pleshakova
(The Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia)
THE INFLUENCE OF THE GENNADII M. ROMANTZEV SCIENTIFIC SCHOOL ON THE DUAL VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
(The research is financially supported by RFFR within research project №18-013-00695A «Conditions and prospects of introducing the elements of German dual system of education to the vocational education in the Russian Federation»)
The purpose of the article is to conduct a substantive analysis of the researches, realized under umbrella of the scientific school of G. M. Romantsev, academician of the Russian Academy of Education. These research papers created the background for the dual system introduction into the Russian vocational education. The scientific school of G. M. Romantsev is characterized from the position of obtaining new knowledge that enriched the theory and practice of vocational education, its integration and continuity in the scientific school representatives activities, and also as the leadership role of the scientific school head.
Keywords: scientific school, features of scientific school, dual form of education, tradesmen's education, vocational education, vocational and pedagogical education.
Проблема глобальной конкурентоспособности России, связанная с переходом к новому технологическому укладу, к цифровизации экономики и высокотехнологичным производствам, может найти свое решение благодаря поиску эффективных технологий подготовки высококвалифицированных кадров, способных действовать и принимать решения в условиях высокой неопределенности.
Интернационализация образования, проявляющаяся в научно-техническом сотрудничестве и интеграции в области профессионального образования с зарубежными странами, позволяет повысить эффективность поиска и внедрения новых моделей профессиональной подготовки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия [7].
Одной из зарекомендовавших себя форм профессионального образования является дуальная форма обучения, зародившаяся в Германии и во многом обеспечившая успех этой страны в развитии экономики, промышленности и социальной сферы. В условиях дуальной формы профессиональное обучение осуществляется как в профессиональной школе, так и на обучающем предприятии, являющимися по отношению друг к другу независимыми партнерами.
Исторически и культурно обусловленная дуальная форма обучения Германии регламентирована поддерживающими законодательными актами (законами о профессиональном обучении (BBiG), о содействии профессиональному обучению (BerBiFG), молодежным законом об охране труда (JArbSchG), положением о профессии (HWO), а также нормативными документами министерств и ведомств федеральных земель, учебно-методической документацией Федерального института профессионального образования. Дуальная форма обучения в Германии является примером социального партнерства государства, работодателей и общественных организаций по подготовке высококвалифицированных кадров. Так, в Германии создано единое
образовательное пространство, в рамках которого каждая из федеральных земель может удовлетворить свой запрос в подготовке кадров.
Реализованная в профессиональном образовании ряда европейских стран дуальная форма обучения рассматривалась как вероятная и в российском образовании. Так, Закон РСФСР «О народном образовании» 1974 г. дал импульс исследованиям профессионального образования, в том числе и по дуальной форме обучения. Но выводы были сделаны не в ее пользу: она была объявлена несовместимой с принципами социалистической экономики и недостаточно эффективной по сравнению с отечественной системой профессионально-технического образования.
С развитием новых подходов к профессиональному образованию в конце 20 века появились работы М.В. Кларина, Н.Д. Никандрова, Е.Ю. Есениной и др., содержавшие анализ теоретико-методологических основ дуальной формы обучения [6].
Однако наибольшее влияние на изучение предпосылок, условий и факторов внедрения дуальной формы обучения в российское образование оказала научная школа академика РАО Г.М. Романцева.
Возникновение этой научной школы было обусловлено рядом факторов. Во-первых, Г.М. Романцев, будучи человеком разносторонним, обладая мощным харизматическим даром и организаторскими способностями, стал тем лидером, который объединил исследования и исследователей в области профессионального образования. Во-вторых, его научная школа объединила несколько поколений исследователей и определила закономерности в содержательно-тематическом развитии проблем профессионального образования.
В 1993 году идеи высшего рабочего образования, в которых только намечались контуры подготовки высококвалифицированных кадров, были разработаны в исследовании В.Я. Шевченко [12], а
ё § ш I
п го го ш а. о
? 8 1 а. го Ю ш о ЗВ о о
го
о о.
-О ф ¡£
Э ^
^ Я го -а
с; со
_0
в 1994 году особенности дуальной формы обучения в Германии представлены в работах Л.И. Корнеевой [4].
Особым исследовательским сообществом научной школы Г.М. Романцева явилась группа, многие годы развивавшая идею развития ремесленного образования. Исследователи, входившие в эту группу, представили особую форму кооперации научной деятельности, которая характеризовалась преемственностью, целостностью, интегративностью.
А.В. Моисеев представил историко-педагогический анализ развития ремесленного образования на Урале с XVII по XX вв. Идеей его исследования стала мысль о том, что «в основу ремесленного образования заложена важная человекот-ворящая функция, которая реализуется за счет сплава системы знаний, практического и духовного опыта, возрождение и реинтеграция которого в современный мир на новой технологической базе позволят создать необходимые условия для профессионального становления и творческого саморазвития значительной части молодого поколения» [5]. Работа была посвящена раскрытию ценностно-целевых основ ремесленного образования для обоснования возможности использования педагогического наследия отечественного ремесленного образования в современной профессиональной школе. А.В. Моисеев глубоко проанализировал проблему идентификации ремесленного образования, цели, ценности, содержание, формы, методы, средства, условия обучения и воспитания ремесленников в прошлые периоды, а также педагогический опыт и ввел в научный оборот понятие «историко-педагогическое наследие ремесленного образования». Им были определены ценностно-целевые основания историко-педагогического наследия отечественной ремесленной шко-g лы, использование которых способствует ! разработке новых концептуальных под-cj ходов, обеспечивающих необходимые g условия для творческого развития, про-< фессионального самоопределения и со-
циализации будущих ремесленников. Был сделан значимый для дуальной формы обучения вывод о том, что «отечественная система ремесленного образования обладает значительным историко-педа-гогическим наследием, представленным системой целей, принципов, содержанием, методами и формами педагогической деятельности, пригодными для использования в современных условиях, а культурно-исторические и организационно-педагогические формы и особенности подготовки по ремесленным видам деятельности, сформировавшихся в прошлом в Уральском регионе, будут способствовать восстановлению утраченной преемственности и формированию новых ориентиров для системы профессионального образования страны» [5].
Е.Ю. Бычкова систематизировала организационно-правовые проблемы деятельности ремесленников в России и разработала систему формирования правовых компетенций будущих ремесленников [1]. Автор пришла к выводу, что формирование правовой компетенции будущих ремесленников в организациях среднего профессионального образования зависит от интеграции лич-ностно-деятельностного, контекстного, системно-структурированного подходов в процессе формирования правовой компетенции будущих ремесленников, в соответствии со структурно-функциональной моделью, включающей в себя целевой, содержательный, организацион-но-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, на принципах преемственности, последовательности, профессиональной направленности. При этом в процессе профессиональной подготовки важны такие педагогические условия, как организация образовательной среды, поддерживающей правовые установки и морально-нравственные ценности; отбор содержания обучения на основе принципа системности; интеграция общих, специальных и правовых дисциплин; применение активных методов учебно-воспитательной работы; пра-
вовое самообразование и саморазвитие обучающихся.
Н.А. Доронин обобщил дидактические проблемы профессионального образования ремесленников и воплотил организационно-педагогические условия их профессиональной подготовки в работе колледжа [2]. В своей работе он подчеркнул, что подготовка ремесленников является основой для развития малого предпринимательства в России, позволяет сбалансировать интересы общества, личности и экономики и требует инновационных подходов к структуре, содержанию и технологии образовательной деятельности. Н.А. Доронин предложил актуализировать в процессе образования организационно-экономическую, проектировочную и коммуникативную функции в деятельности будущих ремесленников, подкрепив это личност-но и деятельностно ориентированными технологиями и образовательными программами по трем ремесленным профессиям. Результаты исследования были внедрены в Екатеринбургском профессиональном лицее ремесленников-предпринимателей, который стал реальной моделью процесса подготовки ремесленников в учреждении профессионального образования. Теоретические выводы Н.А. Доронина получили воплощение в практике взаимодействия с предприятиями Германии по реализации дуальной формы обучения.
А.В. Ефанов представил в своем научном исследовании теорию и методологию ремесленного образования, разработал научно-теоретические основы подготовки педагогов и мастеров по обучению ремесленным профессиям, был разработчиком законодательных инициатив по возрождению ремесленничества в России. Его исследования способствовали модернизации систем профессионального и профессионально-педагогического образования, а предложенные формы обучения содержали элементы дуальной формы обучения и носили опережающий характер [3].
Можно утверждать, что под руководством Г.М. Романцева сформировалось академическое научное сообщество, получившее объективно новое знание о профессиональном образовании и сумевшее трансформировать знание в создании теории и методики такой отрасли педагогики, как профессионально-педагогическое образование [10]. Для России разработка такой отрасли педагогики означала шаг к дуальной форме обучения. Теоретико-методологические основы профессионально-педагогического образования как самостоятельной отрасли педагогического знания были обобщены и представлены Н.В. Ронжиной [11].
Возникновение научной школы Г.М. Романцева связано с историей университета, а саму научную школу можно рассматривать как движущую силу и следствие развития РГППУ. Свердловский инженерно-педагогический институт, созданный в 1979 году и возглавленный В.В. Блюхером, был ориентирован на подготовку педагогических кадров для системы начального, среднего и высшего профессионального образования и насчитывал 12 кафедр машиностроительного и электроэнергетического факультетов, на которых обучались 300 студентов дневной формы. В 1985 году ректором Свердловского инженерно-педагогического института назначен Е.В. Ткаченко, внесший неоценимый вклад в развитие университета: открытие аспирантуры и диссертационного совета, развитие международной деятельности, компьютеризация учебного процесса, создание учебно-методического объединения с целью разработки учебных планов и программ. Институт был признан ведущим вузом страны в области инженерно-педагогического образования. С 1990 года Свердловский инженерно-педагогический институт постоянно входил в число пяти лучших педагогических вузов страны.
И все же настоящий расцвет университета связан с руководством Г.М. Ро-манцева, возглавлявшим его с 1992 по
ё § ш I
п го го ш а. о
? 8 1 а. го Ю ш о ЗВ о о
го
о о.
-О ф ¡£
Э ^
^ Я го -а
с; со
_0
2014 годы. Это были годы интенсивного развития и значительных достижений университета в области профессионально-педагогического образования.
В декабре 1993 года СИПИ был преобразован в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ), открыто учебно-методическое объединение высших и средних учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. В 2001 году УГ-ППУ стал Российским государственным профессионально-педагогическим у ни-верситетом (РГППУ).
За это время была существенно развита материальная база, проведены реконструкция и капитальный ремонт многих объектов университета. РГППУ насчитывал более 17 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и слушателей, в его состав входили 10 институтов, факультет повышения квалификации, докторантура, аспирантура, 6 филиалов в России.
Благодаря деятельности Г.М. Роман-цева на посту ректора университета была создана мощная учебно-научная материальная база, ставшая составной частью и основой научной школы.
Одновременно с развитием научной школы Г.М. Романцева в эти годы развивалась и вузовская наука, внесшая вклад в развитие дуальной формы образования: было реализовано 2 международных образовательных проекта, выполнены исследования по 12 грантам, проведено 5 международных конференций, опубликовано более 14 монографий. За время руководства Г.М. Романцевым диссертационным советом университета было подготовлено и защищено 53 диссертации по проблемам профессионального и профессионально-педагогического образования. Было открыто Уральское отделение РАО, возглавляемое Г.М. Ро-§ манцевым и объединявшее научный по-| тенциал Уральского региона в области ё профессионального образования. 2 Таким образом, научная школа
< Г.М. Романцева представляла собой эф-
фективную модель образования как трансляции культурных норм и ценностей научного сообщества, основанную на принципе преемственности научных поколений. Под его руководством было проведено исследование теоретико-методологических основ модернизации профессионального образования в нескольких глобальных направлениях [9]:
- было проведено теоретико-методологическое обоснование развития и проектирования профессионально-педагогического образования, разработаны и апробированы модели подготовки и переподготовки педагогов профессионального обучения, что заложило технологический фундамент для внедрения системы дуального обучения в России;
- была комплексно решена проблема развития ремесленного образования в России: разработаны научно-методические основы для создания специальной отрасли образования для работников малых и средних предприятий ремесленного профиля, определены исторические, педагогические, психологические и правовые основы сопровождения ремесленного образования. Это направление профессионального образования, по сути содержавшее элементы дуальной формы, было осуществлено при широкой поддержке фонда Эберхарда Шёка (Германия).
Результаты работы нашли отражение в многочисленных коллективных монографиях, основными из которых являются «Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России» (2012 г.), «Ремесленное образование в России: ценности, содержание, технологии», вышедшей под научной редакцией Г.М Романцева (2014 г.) [3; 8]. В коллективных исследованиях были рассмотрены аксиологические, историко-культурные, социально-экономические, психолого-педагогические основы ста-
новления в России нового вида образования - профессионального ремесленного образования.
Научная школа Г.М. Романцева открыла перспективы для дальнейших исследований дуальной формы обучения и возможностей ее внедрения в российское образование.
Во-первых, это исследование подхода к обучению «work-basedlearning», создающего возможности для повышения качества профессиональной подготовки за счет преодоления разрыва между теорией и практическим опытом обучающихся и разработанного у Г.М. Романцева и А.В. Ефанова в рамках концепции о соотношении «мануального-интеллектуального».
Во-вторых, это учебно-методическая поддержка и сопровождение движения WorldSkills, осуществляющееся в России с 2014 года при поддержке АСИ, и проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». Здесь необходим анализ и критическое переосмысление результатов данных проектов для более эффективной интеграции дуальной формы обучения в отечественное образование.
Кроме этого, актуально рассмотрение идей сетевого взаимодействия предприятий, образовательных организаций, общественных организаций, заставляющих взглянуть на проблему под углом дуальной формы обучения и в области законодательства и экономических механизмов ее реализации, и в выявлении демотивирующих факторов, побуждающих предприятия отказываться т выгодной для них дуальной формы обучения.
И, наконец, исследования, проведенные в рамках научной школы Г.М. Ро-манцева, заложили основу для проведения развернутого компаративного анализа заимствования дуальной формы обучения в профессиональное образование России.
Библиографический список:
1. Бычкова Е.Ю. Структура и содержание правовой компетенции будущих специалистов ремесленных профессий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4 (41). С. 183-186.
2. Доронин Н.А. Организационно-педагогические условия профессионального образования ремесленника : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Рос. гос. профес.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 2003. - 20 с.
3. Ефанов А.В. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России: коллективная монография / [Л.Ф. Беликова, А.В. Ефанов и др.] / науч. ред. Г.М. Романцев. -Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2012. - 232 с.
4. Корнеева Л.И. Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования ФРГ: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Екатеринбург, 1994. - 22 с.
5. Моисеев А.В. Развитие ремесленного образования на Урале в XVII - начале XX вв.: историко-педагогический аспект: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 // Рос. гос. профес.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 151 с.
6. Плешакова А.Ю. Предпосылки внедрения дуальной формы обучения в профессиональное образование России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2017. -№ 6. С. 24-28.
7. Плешакова А.Ю. Социально-педагогические условия процесса интернационализации высшего профессионального образования // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». - 2014. -№ 4 (64). С. 55-58.
8. Ремесленное образование в России: ценности, содержание, технологии: коллективная монография / А.В. Ефанов и др. / науч. ред. Г.М. Романцев. -
ё £
m I
п го
го m
а. о
? S
1 а. го Ю m о SB о о
го
о CL
-О ф ¡Î Э ^
^ Я го -а
с; m
_0
Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 142 с.
9. Романцев Г.М. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований / Г. М. Романцев и др. -Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2003. - 67 с.
10. Романцев Г.М. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография. В 3 т. Т. 1. / Г. М. Романцев и др. / под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2007. -304 с.
11. Ронжина Н.В. Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 // Российский государственный проф.-пед. университет. - Екатеринбург, 2015. - 301 с.
12. Шевченко В.Я. Воспитание субъективности учащихся в условиях профессионально-технического образования: дис ... канд. пед. наук: 13.00.01 // Свердловский инж.-пед. ин-т. - Екатеринбург, 1993. - 177 с.
Поступила 06.05.2018
го ш
о ^
го Э <u с; IZ
Q <
Об авторе:
Плешакова Анастасия Юрьевна, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства Уральского государственного экономического университета (Россия, г. Екатеринбург), кандидат педагогических наук, nana1004@yandex.ru
Для цитирования: Плешакова А.Ю. Влияние научной школы Г.М. Романцева на развитие дуальной формы профессионального образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 2. С. 20-27. DOI: 10.7442/2071-96202018-10-2-20-27
References:
1. Bychkova E.Yu. Structure and content of the law competence of future tradesmen // Mir nauki, kultury, obrazoavnia. - 2013. - № 4 (41). P. 183-186. [in Russian]
2. Doronin N.A. Organizational and pedagogical conditions of tradesman's professional education. Author's transcript. Diss ... Cand. Scie. (Education). - Ekaterinburg, 2003. -20 p.[in Russian]
3. Efanov A.V., Belikova L.F. et al. Problems of establishment of vocational tradesmen's education in Russia / Edit. G.M. Romantsev. - Ekaterinburg, RGPPU, 2012. - 232 p. [in Russian]
4. Korneeva L.I. Pedagogical peculiarities of training teachers in the dual system of vocational training in FRG. Author's transcript. Diss ... Cand. Scie. (Education). - Ekaterinburg, 1994. - 22p. [in Russian]
5. Moiseev A.V. Development of tradesmen's education in the Ural area in the 17th - early 20th centuries. Diss ... Cand. Scie. (Education). - Ekaterinburg, 2015. - 151 p.[in Russian]
6. Pleshakova A.Yu. Preconditions of introducing the dual system of education into vocavtional education in Russia // Munitsipalnoie obrazovanie: innovatsii i eksperiment. -2017. - № 6. P. 24-28. [in Russian]
7. Pleshakova A.Yu. Social and pedagogical conditions the process of higher professional education internationalization // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo agroinzhenernogo universiteta im. V.P. Goryachina. - 2014. - № 4. (64). P. 55-58. [in Russian]
8. Efanov A.V. et al. Tradesmen's education in Russia: values, content, technologies / Edit. G.V. Romantsev. - Ekaterinburg, Izd-vo Ros.gos. prof.-ped. un-ta, 2014. - 142 p. [in Russian]
9. Romantsev G.M. et al. Professional pedagogical education in the modern conditions: research results. - Ekaterinburg: RGPPU, 2003. - 67 p. [in Russian]
10. Romantsev G.M. et al. Theory and practices of professional pedagogical education. In 3 vol. / Edit. G.M. Romntsev.Vol.1. - Ekaterinburg: RGPPU, 2007. - 304 p. [in Russian]
11. Ronzhina N.V. Theoretical and methodological bases of vocational pedagogy. Diss ... Doct. Scie. (Education). - Ekaterinburg, 2015. - 301 p. [in Russian]
12. Shevchenko V.Ya. Developing subjectivity of students in the conditions of vocational pedagogy. Diss ... Doct. Scie. (Education). - Ekaterinburg, 2015. - 301 p. [in Russian]
About the author:
Pleshakova Anastasiia Yurievna, Associate Professor, Department Tourism and Hospitality, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Sciences (Education), nana1004@yandex.ru
For citation: Pleshakova A.Yu. The influence of the Gennady M. Romantzev scientific school on the dual vocational education development // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 2. P. 20-27. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-20-27
ф
S к
н
S S
ш X
со ГО
ГО ш
а о
ГО со ГО
X а
го ю
ш о
ф J о
I о
го X
S _0
о
0_ го
X
о S
1_ о
о
2 ф
с; о ^ Э -& о а с
JS о х 2 S
Т а
^ о
го -&
X
ф
о
S X
X _0
к Ц
s го
с; ^
со