Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межбюджетные трансферты / национальные проект / межбюджетные отношения / региональный бюджет / федеральный бюджет / inter-budgetary transfers / national project / inter-budgetary relations / regional budget / federal budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Дороскова Анастасия Романовна, Руденко Екатерина Викторовна

В данной статье авторами рассматриваются особенности формирования межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях под влиянием национальных проектов России, которые в свою очередь требуют пересмотра приоритетов и распределения финансовых ресурсов в соответствии с их задачами. Проведена оценка и динамика предоставления межбюджетных трансфертов, направленных на достижение целей определенных национальных проектов, отдельным административно-территориальным субъектам страны, а также финансовой поддержки муниципальных образований, входящих в их состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF NATIONAL PROJECTS ON INTER-BUDGETARY RELATIONS

In this article, the authors consider the peculiarities of the formation of inter-budgetary relations at the federal and regional levels under the influence of national projects in Russia, which in turn require a review of priorities and the allocation of financial resources in accordance with their tasks. The assessment and dynamics of the provision of inter-budgetary transfers aimed at achieving the goals of certain national projects to individual administrative-territorial entities of the country, as well as financial support for municipalities that are part of them, have been carried out.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

УДК 336.1

Глотова Ирина Ивановна, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Финансы, кредит и страховое дело» (e-mail: irin-glotova@yandex.ru) Дороскова Анастасия Романовна, студент (e-mail:Doroskova25@mail.ru) Руденко Екатерина Викторовна, студент (e-mail: katya.rudenko.03@bk.ru)

Ставропольский государственный аграрный университет, г.Ставрополь, Россия

ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА МЕЖБЮДЖЕТНЫЕОТНОШЕНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются особенности формирования межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях под влиянием национальных проектов России, которые в свою очередь требуют пересмотра приоритетов и распределения финансовых ресурсов в соответствии с их задачами. Проведена оценка и динамика предоставления межбюджетных трансфертов, направленных на достижение целей определенных национальных проектов, отдельным административно-территориальным субъектам страны, а также финансовой поддержки муниципальных образований, входящих в их состав.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, национальные проект, межбюджетные отношения, региональный бюджет, федеральный бюджет.

Национальные проекты России, запущенные в 2018 году, имеют огромное значение для страны. Они направлены на улучшение качества жизни граждан, развитие социальной сферы, экономики, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, демографии, экологии и других областей.

Важность этих проектов заключается в том, что они призваны повысить уровень благосостояния населения, сделать жизнь граждан более комфортной, улучшить условия труда и жизни в регионах, повысить доступность и качество медицинских, образовательных и социальных услуг.

Также национальные проекты направлены на стимулирование экономического роста и развития инфраструктуры, повышение транспортной доступности, модернизацию производственных мощностей, привлечение инвестиций, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие цифровой экономики и другие стратегические задачи.

Общая цель этих национальных проектов - сделать Россию сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, способствующей улучшению качества жизни своих граждан. Кроме того, национальные проекты играют важную роль в выполнении стратегических целей и задач развития

страны до 2024 года, а также в достижении устойчивого социально-экономического роста на более длительный срок.

Национальные проекты влияют на реализацию межбюджетных отношений во многих аспектах (рисунок 1).

Распределение финансовых ресурсов

• Национальные проекты требуют крупных инвестиций из бюджета, что может приводить к изменению распределения финансовых ресурсов между различными уровнями власти. Федеральное правительство может выделять дополнительные средства регионам и муниципалитетам на реализацию проектов, что может повлиять на межбюджетные отношения.

Изменения в налоговой политике

• Для поддержки национальных проектов могут вноситься изменения в налоговое законодательство, такие как налоговые льготы или увеличение налоговых ставок. Это также может повлиять на доходы различных уровней бджетов и,следовательно, на межбюджетные отношения.

Экономический рост

• Успешная реализация национальных проектов может способствовать экономическому росту и увеличению доходов населения. Это , в сою очередь, может привести к увеличению налоговых поступлений и улучшению финансового положения бюджетов различных уровней.

Рисунок 1 - Влияние национальных проектов на межбюджетные отношения

Выделяют три направления, группирующих все национальные проекты, для повышения эффективности их реализации (рисунок 2) [1].

«Человеческий капитал»

• «Культура»;

• «Демография»,

•«Здравоохранени

е»

• «Образование»;

«Комфортна я среда для жизни»

• «Безопасные и качественные автомобильн ые дороги»; • «Жилье и городская среда»; • «Экология»^

«Экономический рост»

• «Малое и среднее предпринимательство»,

• «Производительность труда и поддержка

занятости»; • «Цифровая экономика»;

• «Международная кооперация и экспорт»;

• «Туризм и индустрия гостеприимства»;

• «Наука»;

• «Магистральный план траснспортная часть»;

• «Развитие атомной науки и технологий».

Рисунок 2 - Направления при реализации национальных проектов

В целях содействия реализации стратегических приоритетов развития страны в различных сферах, таких как образование, здравоохранение, наука и другие, из федерального бюджета Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на реализацию национальных проектов.

2000

1800 -

1600 -

1400 -

1200 19,1

1000 - 4 7,3 Щ 115,7

800

600 ' 607

400

200 0 94,7 ■ 215,2

42,9

2022

Здравоохранение

Демография

Экология

Магистральный план транспортная часть

17,1

2023

Образование

Безопасные и качественные дороги Жильё и городская среда

Рисунок 3 - Объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение национальных проектов, млн руб.

По результатам, представленным на рисунке 3, можно сделать следующие выводы. За анализируемый период наибольший объем трансфертов направляется на финансирование национального проекта «Демография»: в 2021 г. - 607 млн руб., в 2022 г. - 651,9 млн руб., в 2023г. - 657,3 млн руб., а меньше всего - на обеспечение национального проекта «Магистральный план транспортная часть»: в 2021 г. - 19,1 млн руб., в 2022 г. -42,9 млн руб., в 2023г. -17,1 млн руб. Распределение данного характера связано с тем, что деятельность государства направлена на борьбу с демографическими проблемами страны, поэтому оно выделяет больше бюджетных средств на программы и мероприятия по поддержке семей, стимулированию рождаемости, а также улучшению условий жизни для детей и молодых семей [2].

В Ставропольском крае предусмотрена реализация одиннадцати национальных проектов (таблица 1). За последние три года самым финансово-обеспеченным направлением является «Человеческий капитал», который

за все анализируемые периоды составляет более 75% от общего объема субсидий.

Таблица 1 - Реализация национальных проектов в Ставропольском _крае за 2020-2022 гг., млн. руб._

Направление Национальный проект 2021 2022 2023 2023 к 2021, в%

Человеческий капитал «Демография» 6 696,5 7 379,7 3 236,7 48,33

«Здравоохранение» 2 509,4 5 154,2 3 563,2 141,99

«Образование» 2 825,3 6 126,2 3 345,8 118,42

«Культура» 273,3 325,6 217,4 79,55

Экономический рост «Цифровая экономика» 41,3 13,9 32,1 77,72

«Производительность труда и поддержка занятости» 25,7 24,0 - -

«Международная кооперация и экспорт» 362,4 954,0 854,9 235,90

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 257,3 245,1 261,1 101,48

Комфортная среда для жизни «Жилье и городская среда» 1 613,2 1 500,2 923,1 57,22

«Экология» 236,6 436,4 755,4 319,27

«Безопасные и качественные автомобильные дороги» 1 658,7 3 153,2 3 587,2 216,27

Итого 16499,7 25312,5 16776,9 101,68

На финансовое обеспечение национальных проектов по направлению «Экономический рост» было запланировано меньше всего бюджетных средств, кассовое исполнение которого составило 5%. Для страны реализация национальных проектов по направлению «Человеческий капитал» является приоритетной, поскольку от этого зависит устойчивая демографическая политика государства [4]

. В рамках межбюджетных отношений государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов между субъектами Федерации - это происходит за счет федеральных субвенций, которые направляются на поддержку регионального развития, социальной сферы, обеспечение безопасности и других целей. Таким образом, субъекты Федерации получают дополнительные средства для решения своих задач [5].

■ 2021 И2022 2023

Рисунок 4 -Финансирование реализации национальных проектов в Ставропольском крае за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, млн. руб.

В свою очередь, административно-территориальные единицы страны, также осуществляют перераспределение финансовых ресурсов между муниципальными образованиями, входящими в их состав. Это происходит за счет субвенций и других трансфертов, которые направляются на развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения и других сфер жизнедеятельности муниципалитетов (рисунок 4).

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

2021

2022

2023

Физическая культура и спорт Социальная политика Здравоохранение Культура, кинематография Образование

Охрана окружающей среды

Жилищно-коммунальное хозяйство

Рисунок 5 - Объём межбюджетных трансфертов, передаваемых из краевого бюджета местным бюджетам, млн. руб.

На протяжении двух лет с 2021г. по 2022г. наибольшая доля в общем объеме межбюджетных трансфертов, передаваемых из краевого бюджета местным бюджетам составляли трансферты на социальную политику, 52,75% и 49,01% соответственно, а в 2023 году будут составлять трансферты, направляемые на образование - 54,36% (рисунок 5). Такие изменения обусловлены тем, что образование имеет стратегическое значение для раз-

вития общества, экономики и инноваций, поэтому государство увеличивает финансирование данной сферы в целях повышения её качества и доступности. Также в 2023 году было запланировано достаточно большое число образовательных программ и мероприятий, что и потребовало привлечение дополнительных денежных средств. Наименьшая доля в общем объеме предоставляемых межбюджетных трансфертов на протяжении всего анализируемого периода составляют трансферты на здравоохранение -0,04% [3].

Таким образом, национальные проекты стимулируют региональные и местные власти к привлечению дополнительных инвестиций и ресурсов для реализации проектов, что укрепляет межбюджетные отношения и способствует развитию регионов.

Однако существует также риск конфликтов между разными уровня власти из-за распределения финансовых ресурсов национальных проектов. Поэтому важно учитывать интересы всех уровней всех уровней власти при планировании и реализации национальных проектов, чтобы обеспечить сбалансированное и эффективное использование бюджетных средств.

Список литературы

1. Российская Федерация. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

2. Ставропольский край. Законы. О бюджете Ставропольского края на текущий и плановый периоды 2022 и 2023 годов: закон Ставропольского Края № 144-кз, № 119-кз, № 110-кз // официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края.

3. Официальный сайт Министерства финансов Ставропольского края [Электронный ресурс]:- Режим доступа: https://mfsk.ru/ (дата обращения 09.12.2023).

4. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю [Электронный ресурс]:- Режим доступа: https://stavropol.roskazna.gov.ru/ (09.12.2023).

5. Реализация национальных проектов Ставропольского края в 2020, 2021, 2022 года // Министерство финансов Ставропольского края (Открытый бюджет для граждан): официальный сайт. - 2023. - URL: https://openbudsk.ru/ / (дата обращения 12.12.2023).

Glotova Irina Ivanovna, Candidate of Economics, Associate Professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Head of the Department of Finance, Credit and Insurance Business

(e-mail: irin-glotova@yandex.ru)

Doroskova Anastasia Romanovna, student

(e-mail:Doroskova25@mail.ru )

Rudenko Ekaterina Viktorovna, student

(e-mail: katya.rudenko.03@bk.ru )

Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia

THE IMPACT OF NATIONAL PROJECTS ON INTER-BUDGETARY

RELATIONS

Annotation: In this article, the authors consider the peculiarities of the formation of inter-budgetary relations at the federal and regional levels under the influence of national projects in Russia, which in turn require a review ofpriorities and the allocation of financial resources in accordance with their tasks. The assessment and dynamics of the provision of inter-budgetary transfers aimed at achieving the goals of certain national projects to individual administrative-territorial entities of the country, as well as financial support for municipalities that are part of them, have been carried out.

Keywords: inter-budgetary transfers, national project, inter-budgetary relations, regional budget, federal budget.

УДК 334

Глотова Ирина Ивановна, зав. кафедрой, доцент

(e-mail: irin-glotova@yandex.ru)

Буркот Валентин Евгеньевич, аспирант

(e-mail: xexe. l@yandex.ru)

Курбанова Рукият Ахмедовна, студент

(e-mail: rukiatkurbanova21@gmail.com)

Ставропольский государственный аграрный университет,

г.Ставрополь, Россия

БАНКОВСКИЕ РИСКИ: ОСНОВНЫЕ ВНДЫИ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению понятия и видов банковских рисков. Приведены причины возникновения рисков, связанных с банковской деятельностью, а также изучен такой процесс, как управление банковскими рисками.

Ключевые слова: банковский риск, деятельность, убыток, оценка, управление.

Риски являются неотъемлемой частью различных сегментов финансового рынка, но особый акцент следует сделать на тех рисках, которые возникают в результате банковской деятельности. Их принято называть банковскими рисками. Актуальность данной темы, прежде всего, можно объяснить нестабильной экономико-политической ситуацией в стране, которая безусловно оказывает влияние на все сферы деятельности и соответственно влечет за собой появление разного рода рисков. Именно поэтому необходимо брать во внимание такой процесс, как управление рисками в целях минимизации возможности их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.