Таблица 3
Программа производства и реализации продукции ООО «Мельник»
№ п/п Показатель Ед. измерения Всего в т.ч. по годам
2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 В натуральном измерении выпуск
- слойки шт. 730000 146000 146000 146000 146000 146000
- пироги кг. 14600 2920 2920 2920 2920 2920
реализация
- слойки шт. 730000 146000 146000 146000 146000 146000
- пироги кг. 14600 2920 2920 2920 2920 2920
2 Средняя цена (без НДС)
- слойки руб./шт. - 20,0 21,6 23,3 25,2 27,2
- пироги руб./кг. - 250,0 270,0 291,6 314,9 340,1
3 В денежном измерении выпуск тыс. руб. 14128,4 2408,3 2600,9 2809,0 3033,7 3276,4
- слойки тыс. руб. 10278,3 1752,0 1892,2 2043,5 2207,0 2383,6
- пироги тыс. руб. 2672,4 455,5 492,0 531,3 573,8 619,7
реализация тыс. руб. 24625,1 4197,5 4533,3 4896,0 5287,6 5710,7
- слойки тыс. руб. 17130,5 2920,0 3153,6 3405,9 3678,4 3972,6
- пироги тыс. руб. 4282,6 730,0 788,4 851,5 919,6 993,2
Таким образом, реализация мероприятия по расширению ассортимента выпускаемой продукции ООО «Мельник» рассматривается как эффективное вложение денежных средств. Ожидаемая выручка от реализации мероприятия составит 24625 тыс.руб.
Список литературы
1. Коновалов С.А., Гаврилова Н.Б., Молибога Е.А. Современное состояние и тенденции развития хлебопекарной промышленности Омской области //Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сб. 2 Всеросс. (национальной) научной конф. (25 декабря 2017 г. Новосибирск).- Новосиб.гос.аграр. ун-т.-Новосибирск: ИЦ «Золотой колос», 2017.-С.798-800
2.Филатова Е.Г. Системный подход к формированию ассортиментной политики коммерческого предприятия //Экономика и управление: новые вызовы и перспективы.- 2019.-№4.- С. 230-233.
3.Галяутдинов Р.Р. Матрица БКГ: что такое, как построить и проанализировать //Сайт преподавателя экономики. URL: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg
4.Лапыгин Ю. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М. ,2014.
5.Чувакова С.Г. Управление ассортиментом магазина: практическое пособие. - М.: Дашков и К., 2014.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗВИТИИ МЕЖБЮДЖЕТНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Денисова Ирина Петровна
доктор экон. наук, профессор Ростовский государственный экономический университет(РИНХ)
г. Ростов-на-Дону Рукина Светлана Николаевна кандидат.экон.наук, доцент Ростовский государственный экономический университет(РИНХ)
г. Ростов-на-Дону
АННОТАЦИЯ
Актуальность направления исследования обусловлена необходимостью совершенствования межбюджетных отношений, структурным элементом которых выступает межбюджетное регулирование, призванное выровнять уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ, активизировать осуществление ими государственных программ и национальных проектов. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания. Анализ динамики форм и видов межбюджетных трансфертов позволил предложить механизм перераспределения поступлений НДС между федеральным и
региональными бюджетами, который повысит прозрачность, снизит субъективизм, сократит объемы встречных финансовых потоков, а также будет стимулировать субфедеральные власти развивать налоговый потенциал.
ABSTRACT
The relevance of the research direction is due to the need to improve inter-budgetary relations, the structural element of which is inter-budgetary regulation, designed to equalize the level of budgetary provision of the subjects of the Russian Federation, to activate their implementation of state programs and national projects. The methodological basis of the study was made up of general scientific methods of cognition. Analysis of the dynamics of forms and types of inter-budget transfers allowed us to propose a mechanism for redistributing VAT receipts between federal and regional budgets, which will increase transparency, reduce subjectivity, reduce the volume of counter-financial flows, and will also encourage sub-federal authorities to develop tax potential.
Ключевые слова: формы межбюджетных трансфертов, виды межбюджетных трансфертов, пандемия, бюджетная устойчивость, НДС.
Keywords: forms of inter-budget transfers, types of inter-budget transfers, pandemic, fiscal sustainability, VAT.
Финансовое обеспечение субъектов РФ и создание условий для устойчивого исполнения ими консолидированных бюджетов рассматривается в качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере межбюджетных отношений. На наш взгляд, межбюджетные отношения можно представить, как систему отношений органов власти по распределению налоговых и неналоговых доходов, разграничению расходных обязательств, предоставлению межбюджетных трансфертов. В этой системе первичное распределение налоговых и неналоговых доходов, расходных обязательств не создает равновесие между доходами и расходами бюджета, поэтому государством используются многообразные формы и многочисленные виды межбюджетных трансфертов. «Понимаем, что создать равные условия экономического и социального развития во всех 85 субъектах РФ практически невозможно, но сблизить уровень их развития, обеспечить равные права граждан на приобретение качественных товаров и услуг, повышая тем самым показатели благосостояния в стране, вполне реально» [4, с.104].
Ст. 129 Бюджетного кодекса РФ установлены 4 формы межбюджетных трансфертов,
предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты. Условия их предоставления закреплены в ст.130 Бюджетного кодекса РФ [1]. Форма межбюджетного трансферта состоит из видов, обусловленных ее целевой направленностью.
Анализ открытых данных Министерства финансов РФ позволил охарактеризовать систему межбюджетных трансфертов как сложную (большое количество форм и видов), непрозрачную, с огромными объемами встречных потоков, трансформирующуюся в сторону целевых форм межбюджетных трансфертов. За 2017-2020гг объемы межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, выросли с 1690,1 млрд. руб. до 3698,4 млрд. руб., почти в 2,2 раза. Только за 2020г. по сравнению с предыдущем годом суммы межбюджетных трансфертов выросли на 1311,2 млрд. руб., что составило154,9% [3]. Наибольший удельный вес в структуре межбюджетных трансфертов приходился
на дотации, которые относятся к нецелевым трансфертам: 44,9% в 2017г. 50,6% в 2018г., 38,7% в 2019г., 35,2% в 2020г.
Дотаций предоставляется пять видов:
• на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
• на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов;
• за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (гранты);
• связанные с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований;
• на содержание объектов инфраструктуры города Байконура, связанных с арендой космодрома Байконур.
Ключевую позицию в структуре дотаций занимала дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, позволяющая регионам реализовать равные условия получения гражданами социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, гарантированные Конституцией РФ. Ее объемы выросли на 116,8%, с 614,5 млрд. руб. в 2017г. до 717,9 млрд. руб. в 2020г., а доля в суммарном объеме дотаций снизилась с 81% до 55,1% [3]. Субъекты РФ, получающие такую дотацию, заключают с Министерством финансов РФ соглашения, которым предусматриваются меры по социально -экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов.
В 2019г. и 2020г. получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий органов власти были 72 субъекта РФ. Следовательно, остальные 13 регионов имели уровень расчетной бюджетной обеспеченности выше установленного уровня; указанную дотацию они не получали и соглашение с Министерством финансов РФ не заключали.
За 2017-2020 гг. объем субсидий региональным бюджетам увеличился почти в 2,4 раза, с 419,8 млрд. руб. до 1011,5 млрд. руб., только за 2020г. - на 454,9 млрд.руб., в 1,8 раза по сравнению с допандемийным 2019г. В 2019г. бюджетные субсидии субъектам РФ
предоставлялись в рамках 26 государственных программ РФ (128 видов субсидий; 99,7% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (0,3%). В 2020г. количество видов субсидий, предоставленных из федерального бюджета в рамках уже 28 государственных программ РФ, возросло до 155 видов (99,8% общего объема субсидий). Наибольший объем бюджетных субсидий в 2020 году регионы получили по трем государственным программам РФ: «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Социальная поддержка граждан», «Развитие образования». В значительно меньших суммах выделялись субсидии регионам из резервного фонда Правительства РФ: в 2019г. было выделено 28 субсидий на сумму 10,3 млрд. руб., в 2020г. - 27 субсидий на сумму 130,3 млрд. руб. [3].
Объем субвенций бюджетам субъектов РФ также имел тенденцию к росту на 185,9% за рассматриваемый период. В 2019 году им было предоставлено из федерального бюджета 38 субвенций общим объемом 396,6 млрд. руб., в 2020 г. - 41 субвенция на сумму 606,2 млрд. руб., направляемые на оплату ЖКУ отдельными категориями граждан; социальные выплаты безработным гражданам; другие цели. За анализируемый период самыми высокими темпами увеличились объемы иных межбюджетных трансфертов, в 4,2 раза. В 2019г. их сумма составила
510,0 млрд. руб., в 2020 г. - 776,9 млрд. руб., увеличившись на 152,3%.
По мнению авторов, проведенное исследование позволяет отметить наличие большого количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам РФ. Они рассчитываются по формализованным методикам. Министерство финансов РФ стремится их распределять в полном объеме на трехлетний период в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Несмотря на это, система межбюджетных трансфертов остается сложной, непрозрачной, ограничивает финансовую самостоятельность субфедеральной власти [2, с.38].
Следует обратить внимание на запланированный Министерством финансов РФ рост межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на 2022-2024 гг., что связано с активным вовлечение российских регионов в реализацию национальных проектов (таблица 1). Например, к региональным полномочиям относится ремонт образовательных учреждений и осуществление образовательного процесса в школах. Ежегодно, в течение 2022-2024гг, предусмотрено выделять из федерального бюджета субсидии в объеме 67 млрд. руб., что даст возможность отремонтировать 4,5 тыс. школ. На строительство новых 1300 школ в регионах будет направлено 500 млрд. руб. федеральных субсидий.
Таблица 1
Динамика межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета
Наименование межбюжетных трансфертов 2021г. 2022г 2023г. 2024г. Темп изм.,%
Межбюджетные трансферты, всего 3496,8 3201,2 3337,5 3387,3 96,9
из них: на реализацию национальных проектов 819,0 935,6 1025,3 1108,4 135,3
дотации 1005,8 957,4 970,6 990,1 98,4
субсидии, в том числе на нац. проекты 1249,4 474,6 1644,3 644,3 1571,2 735,0 1915,8 749,8 153,3 158,0
субвенции, в том числе на нац. проекты 550,5 164,3 448,8 165,6 463,9 180,1 549,7 192,6 99,8 117,2
иные межбюджетные трансферты, в том числе на нац. проекты 691,2 180,1 350,7 125,6 331,7 110,1 106,7 0,1 15,4 0,00
Данные таблицы 1 демонстрируют запланированный рост объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета регионам в 2022-2024гг с 3201,2 млрд. руб. до 3387,3 млрд. руб., на 105,8%. При этом увеличивается сумма бюджетных средств, выделяемых субфедеральным властям на финансирование национальных проектов, с 935,6 млрд. руб. до 1108,4 млрд. руб., на 116,5%. Соответственно, повышается и доля межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов в общем объеме межбюджетных трансфертов, что характеризуется следующими данными: в 2022г. -29,2%, в 2023г. - 30,7%, в 2024г. - 32,7%. Новой тенденцией в системе межбюджетных трансфертов
является ключевая роль субсидий взамен дотаций. Удельный вес бюджетных субсидий в среднесрочном периоде составит 51,4% в 2022г., 47,1% в 2023г., 56,6% в 2024г.
На наш взгляд, повысить прозрачность и снизить субъективизм в процессе распределения межбюджетных трансфертов возможно через уменьшение встречных финансовых потоков в системе межбюджетных отношений. С этой целью предлагается перераспределить сумму НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории РФ, которая в настоящее время поступает в доходы только федерального бюджета. Суть предложения состоит в следующем: до 2030г.,
на период реализации национальных проектов, 15% суммы поступившего НДС оставлять субъектам РФ для финансирования национальных проектов, при этом необходимо проводить мониторинг результативного и эффективного использования полученных сумм с учетом повышения ответственности исполнителей. Замена части федеральной субсидии регионам на поступления НДС создаст дополнительные стимулы для развития экономики.
Список литературы:
1.ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998г. №116-ФЗ (в актуальной редакции)// СПС «Консультант Плюс».[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671 (дата обращения 30.11.2021).
2.Денисова И.П., Рукина С.Н. Особенности
представления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации: сборник статей Международной научно-практической конференции «Экономика. Менеджмент. Финансы», состоявшейся 15.11.2021г. в г. Воронеже. - Уфа: Аэтерна, 2021. -126с.
3.Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2020 год. Министерство финансов РФ. Открытое министерство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.gov.ru /ru/performance/budget/federal_ budget/2020 (дата обращения 30.11.2021).
4.Рукина С.Н., Такмазян А.С., Самойлова К.Н., Герасимова К.А. Формирование бюджета регионального развития в условиях восстановления экономического роста // Финансовые исследования. 2021. №2(71). С 103-110.
ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИ РАЗВИТИЯ НАНОМАТЕРИАЛОВ1
Дубинина Марина Геннадьевна,
Научный сотрудник Центральный экономико-математический институт РАН,
г. Москва
APPLICATION OF PATENT ANALYSIS FOR FORECASTING THE DEVELOPMENT OF NANOMATERIALS
Marina G. Dubinina,
Researcher,
Central Economics and Mathematics Institute RAS,
Moscow
DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2021.3.74.532 АННОТАЦИЯ
В данной статье с целью выявления наиболее перспективных наноматериалов применен метод патентного анализа, построены динамические ряды количества выданных патентов в конкретных классах и группах IPC, а также патентов, содержащих заданные названия наноматериалов на титульном листе. Построены модели жизненного цикла исследуемых наноматериалов, рассчитаны коэффициенты их зрелости и ожидаемого оставшегося срока службы.
ABSTRACT
In this article, in order to identify the most promising nanomaterials, the method of patent analysis is applied, dynamic series of the number of issued patents in specific classes and IPC groups, as well as patents containing the given names of nanomaterials on the title page, are constructed. Models of the life cycle of the studied nanomaterials were constructed, the coefficients of their maturity and the expected remaining service life were calculated.
Ключевые слова: патент; нанотехнология; наноматериалы; коэффициент зрелости технологий
Keywords: patent; nanotechnology; nanomaterials; the technology maturity ratio
Введение. Одно из направлений исследований передовых технологий - оценка технологического развития с помощью патентных данных, а также интеллектуального анализа данных (см., например, [4,5,7]). Патенты содержат важную информацию для анализа тенденций развития, определения этапов жизненного цикла продуктов или технологий, позволяют выявить лидеров или найти ключевые рынки для конкретных технологических решений [6]. Патентный анализ часто
рассматривается как ключевой метод или аналитический инструмент для прогнозирования будущих сценариев развития технологий.
Методы патентного анализа, основанные на изучении заголовков, аннотаций, кодов Международной патентной классификации (МПК, IPC), цитат, ключевых слов применялись в различных технологических областях. Они в большинстве своем основаны на извлечении данных, связанных с целевой технологией, и
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 20-010-00065А