.«►зис.
Ж!
.1
УДК 336.1
ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
IMPACT OF NATIONAL PROJECTS ON INTER-BUDGETARY RELATIONS
© Ермакова Елена Алексеевна
Elena A. Ermakova
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансы и банковское дело», Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина» (г. Саратов).
DSc (Economics), Professor, Professor of department of Finance and Banking, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Saratov).
© Якунина Алла Викторовна
Alla V. Yakunina
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансы и банковское дело», Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина» (г. Саратов).
DSc (Economics), Professor, Professor of department of Finance and Banking, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Saratov).
Аннотация. Рассмотрены особенности функционирования российской модели межбюджетных отношений в современных условиях. Исследованы вопросы влияния практики реализации приоритетных национальных проектов на организацию межбюджетных трансфертов и их зна чение для региональных бюджетов. Дана оценка устойчивости межбюджетных отношений с учётом практики национальных проектов. Проанализированы особенности бюджетных отношений в регионах России под влиянием национальных проектов. выявлены проблемы современной организации межбюджетных отношений. Предложены направления совершенствования межбюджетных отношений в современных условиях.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, национальные проекты, региональные бюджеты, межбюджетные трансферты.
Abstract. The features of the functioning of the Russian model of inter-budgetary relations in modern conditions are considered. The issues of the influence of the practice of implementing priority national projects on the organization of inter-budget transfers and their significance for regional budgets are studied. The stability of inter-budgetary relations is assessed taking into account the practice of national projects. The features of budget relations in the regions of Russia under the influence of national projects are analyzed. The problems of the modern organization of inter-budgetary relations are revealed The implementation of national projects not only significantly increased the number of inter-budget transfers, but also created additional spending obligations for the regions that were not explicitly funded from the federal budget. The directions of improving inter-budgetary relations in modern conditions are proposed.
Key words: inter-budget relations, national projects, regional budgets, inter-budget transfers.
И
Введение
'зучение российской модели организации межбюджетных отношений в условиях реализаций национальных проектов, выявление особенностей и проблем, а также разработка направлений их дальнейшего совершенствования входит в перечень актуальных вопросов организации бюджетного процесса.
Специфика российской системы национальных проектов1 определяется государственным и бюджетным устройством страны. Все
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204; О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474.
■ г^®*
проекты предполагают субсидиарное участие и федерального бюджета, и бюджетов субъектов РФ, более того в обязательном порядке региональные государственные программы включают показатели нацпро-ектов. Такой механизм должен мотивировать региональные органы власти к более полному задействованию финансового потенциала территории, включённость бизнеса и частных инвесторов [1].
На фоне роста расходных обязательств области в условиях увеличения финансовых потоков между бюджетами федерального и регионального уровней изучение вопросов, связанных с организаций межбюджетных отношений, приобретают особое теоретическое и практическое значение.
Признанными экспертами в области межбюджетных отношений являются: Зубаревич Н. В., Силуанов А. Г., Сугарова И. В., Городничев А. В., Кулакова Т. В., Моисеева М. А., Домбровский Е. А. и др. На национальные проекты и их роль в экономике и бюджетных отношениях акценты в своих исследованиях делают Бухвальд Е. М, Ткаченко А. А., Мильчакова М. В. и др.
При этом всё же недостаточно вопросов и проблем раскрыты в области взаимного влияния межбюджетных механизмов и специфики расходов бюджетов с помощью национальных проектов. Кроме того, быстро развивающаяся практика и меняющаяся экономическая обстановка ставят все новые и новые проблемы,
которые требуют своего научно обоснованного решения.
Основной целью работы явилось выявление особенностей межбюджетных отношений в условиях реализаций национальных проектов на основе анализа налогово-бюджетных показателей Саратовской области.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования определены следующие задачи:
- раскрыть особенности межбюджетных отношений при реализации национальных проектов;
- оценить межбюджетные отношения в Саратовской области в условиях реализации национальных проектов на основании анализа аналитических показателей, объёма и структуры финансового обеспечения национальных проектов;
- выявить особенности межбюджетных отношений в условиях реализации национальных проектов и определить направления их дальнейшего совершенствования.
В процессе обработки и анализа данных используется комплекс методов экономических исследований, объединённых системным подходом к изучению проблемы: аналитический, экономико-статистический, абстрактно-логический, сравнительный, методы графической и табличной интерпретации экономических процессов.
Фактические результаты исследования
Оценка состояния и развития региональных межбюджетных отношений проводится
Рис. 1. Основные характеристики консолидированного бюджета Саратовской области, млн. рублей
60 000,0 50 000,0 40 000,0 30 000,0 20 000,0 10 000,0 0,0
Л
.V
"С
г!У
¿У
•в рамках государсгвенных программ Российской Федерации и непрограммных мероприятий
•в рамках национальных проектов
Безвозмездные поступления из федерального бюджета, млн рублей
Рис. 2. Объёмы финансовой помощи бюджету Саратовской области, млн. рублей
--
Таблица 1
Объём финансового обеспечения национальных проектов Саратовской области
по годам реализации, млн. руб
Наименование национального проекта Годы реализации
2019 2020 2021 2022 2023
Культура 240,0 313,1 80,5 174,5 189,9
Образование 1646,5 1603,3 1231,7 1415,8 1460,8
Жильё и городская среда 1144,3 3017,8 1849,6 1251,8 1058,9
Экология 348,9 345,9 551,3 705,6 777,1
Малое и среднее предпринимательство 285,6 434,5 233,6 231,2 328,7
Здравоохранение 1309,3 5325,7 4942,0 6315,9 3456,2
Демография 4854,4 5481,0 5566,5 4462,9 4242,0
Безопасные и качественные автомобильные дороги 5742,2 6552,5 6004,7 5387,2 7447,6
Международная кооперация и экспорт 199,8 79,3 230,9 84,6 574,1
Цифровая экономика 0,0 7,8 13,4 84,2 16,2
Производительность труда и поддержка занятости 0,0 58,7 46,0 21,5 28,6
ИТОГО 15771,0 23219,6 20750,2 20135,2 19580,1
на основании анализа бюджетных данных, включающего оценку структуры доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета [2]. С начала реализации нацпроектов на территории Саратовской области динамика изменения объёмов безвозмездных поступлений из федерального бюджета в региональный бюджет за период 2018-2020 годов составила: 13,2%, 35,1% и 59,7% соответственно (рисунок 1).
Приведённые цифры свидетельствуют о значительных изменениях налогово-бюджетных показателей региона. На фоне роста расходных обязательств области происходит замедление роста его доходной базы, в условиях увеличения финансовых потоков между бюджетами федерального и регионального уровней (рисунок 2).
Таким образом, реализация нацпроектов на территории области увеличивает её расходы на 10-14 % ежегодно.
Саратовская область участвует в реализации 11 нацпроектов по всем направлениям деятельности, при этом общая сумма финансирования региональных проектов в 2020 году составила 23,2 млрд. рублей с ростом относительно предыдущего года на 7,4 млрд. рублей, при этом с 2021 года планируется ежегодный бюджет в размере около 20,0 млрд. рублей.
Как следует из представленных в таблице 1 данных наибольшие объёмы финансирования выделены на проекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Образование» и «Жильё и городская среда». Особого комментария заслуживает проект «Здравоохранение», финансовое обеспечение
которого в 2019 году было на четвёртом месте, но в 2020 году в условиях пандемии [3] он «встал в ряд» с проектом «Демография».
Анализ реализации национальных проектов на территории Саратовской области в 20192020 годах и запланированных расходных обязательств на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 год, выявил определённые недостатки существующих межбюджетных отношений:
- в рамках реализации национальных проектов предусмотрено софинансирование не всего спектра расходов субъектов РФ. Субсидии на капитальные вложения, на оснащение оборудованием, на создание специализированных центров дополнительного образования и пр. создают дополнительные расходные обязательства для региональных бюджетов (приведение помещений в соответствие установленным бренд-букам, приобретение расходных материалов, для закупленного в рамках субсидий оборудования, выплаты заработной платы, переподготовка персонала, обеспечение доступа к сети Интернет и пр.). Так, в рамках реализации национальных проектов процентное соотношение между федеральной и областной составляющей вместо 98/2 процента, в соответствии с условиями заключённых контрактов, в действительности составило 72,1/27,0 процентов в 2019 году и запланировано 54,5/31,8 процента на 2023 год. В результате увеличились расходные обязательства области в 2019 году на 0,7 млрд. рублей, в 2020 году на 0,9 млрд. рублей, и запланирован их рост в 2021 году на 6,1 млрд. рублей, в 2022 году на 6,3 млрд. рублей, в 2023 году на 8,5 млрд рублей;
■ SIS'i®*
- реализация национальных проектов оказала существенное влияние на увеличение не только количества субсидий из федерального бюджета, но и финансовых масштабов.
В условиях дотационности бюджета Саратовской области и отсутствия гарантий сохранения объёмов межбюджетных трансфертов из федерации на долгосрочный период, ограниченности бюджетных ресурсов повышаются риски срыва реализации мероприятий нацпроектов. Таким образом, в период реализации нацпроектов региональный бюджет демонстрирует ослабление своей самостоятельности.
Исследование выявило, что расходные обязательства по линии нацпроектов наряду с количественным ростом трансфертов, способствуют наращиванию в регионах дополнительных расходных обязательств, финансовое обеспечение которых ложится на плечи субьектового уровня, без какой либо федеральной поддержки.
Более того, установлено, что реализация нацпроектов приводит к увеличению финансовых потоков между бюджетами бюджетной системы РФ и, как следствие, повышению зависимости регионального бюджета от федерального бюджета;
В результате обосновано введение в правила распределения субсидий из фе-
дерального бюджета дополнительного показателя - затраты на функциональное обеспечение проекта, позволяющего определить объективный объём софинансирования расходных обязательств субъекта РФ из федерального бюджета с учётом затрат на обеспечение достижения установленных показателей результативности нацпроектов на весь срок их реализации.
Заключение В изменившихся условиях нужны гибкая стратегия и тактика, более совершенные инструменты управления межбюджетными трансфертами, заключающаяся в реализации следующих направлений:
- изыскание и задействование дополнительных доходных источников поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ [4];
- обеспечение за счёт федерального бюджета софинансирования максимально возможных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий в рамках нацпроектов;
- повышения предсказуемости предоставления целевых трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
Представленные направления должны способствовать более сбалансированной региональной бюджетной системе в России.
Материалы поступили в редакцию 30.03.2021 г.
Библиографический список (References)
1. Бухвальд, Е. М. Финансово-бюджетные аспекты реализации национальных проектов в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2020. - № 3 (145). - С. 41-44.
- ISSN 1815-4964.
2. Вылкова, Е. С. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики / Е. С. Вылкова, И. А. Позов.
- СПб. : КультИнформПресс, 2014. - 263 с.
- Текст : непосредственный.
3. Ермакова, Е. А. Финансовая политика региона в условиях нового экономического кризиса и пандемии коронавируса / Е. А. Ермакова. - Текст : непосредственный // Финансы. - 2020. - № 5. - С. 19-24.
- ISSN 0869-446X.
4. Тюпакова, Н. Н. Налоговый механизм обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов / Н. Н. Тюпакова, О. Ф. Бочарова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения : сб. тр. конф. - Волгоград : Волгоградский государственный университет, 2016. - 326 с.
- С. 235-239. - ISBN 978-5-9669-1617-6.
1. Buhval'd, E. M. (2020). Finansovo-bjudzhetnye aspekty realizacii nacional'nyh proektov v Rossijskoj Federacii [Financial and budgetary aspects of the implementation of national projects in the Russian Federation]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. No. 3 (145). P. 41-44. ISSN 1815-4964.
2. Vylkova, E. S., Pozov, I. A. (2014).
Nalogovoe sostojanie sub#ekta RF: teorija, metodologija, metodika diagnostiki [The tax state of the subject of the Russian Federation: theory, methodology, diagnostic methods]. St. Petersburg. Kul'tInformPress. 263 p.
3. Ermakova, E. A. (2020). Finansovaja politika regiona v uslovijah novogo jekonomicheskogo krizisa ipandemii koronavirusa [Financial policy of the region in the conditions of the new economic crisis and the coronavirus pandemic]. Finansy. No. 5. P. 19-24. ISSN 0869-446X.
4. Tjupakova, N. N., Bocharova, O. F. (2016). Nalogovyj mehanizm obespechenija sbalansirovannosti regional'nyh i mestnyh bjudzhetov [Tax mechanism for ensuring the balance of regional and local budgets]. Aktual'nye problemy teorii i praktiki nalogooblozhenija. Sb. tr. konf. Volgograd. Volgogradskij gosudarstvennyj universitet. 326 p. P. 235-239. ISBN 978-5-96691617-6.