Научная статья на тему 'Влияние национальной инновационной системы на обеспечение экономической безопасности'

Влияние национальной инновационной системы на обеспечение экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1634
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INNOVATIVE ECONOMY / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / ECONOMIC SAFETY / INNOVATIVE SAFETY / INDICATORS OF INNOVATIVE SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мацкевич Дарья Александровна

Рассматривается национальная инновационная система и ее влияние на экономическую безопасность страны, раскрывается сущность инновационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM ON MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY

The national innovative system and its influence on economic safety of the country is considered, the essence of innovative safety reveals.

Текст научной работы на тему «Влияние национальной инновационной системы на обеспечение экономической безопасности»

УДК 629.735.017

ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Д.А. МАЦКЕВИЧ

Статья представлена профессором, доктором экономических наук Репиной О.В.

Рассматривается национальная инновационная система и ее влияние на экономическую безопасность страны, раскрывается сущность инновационной безопасности.

Ключевые слова: инновационная экономика, национальная инновационная система, экономическая безопасность, инновационная безопасность, индикаторы инновационной безопасности.

Современная экономика все более приобретает черты инновационной экономики, связанной с разработкой, внедрением и использованием новшеств. Экономический рост страны требует использования в производстве последних достижений науки и техники, иными словами не может происходить без использования инноваций. С другой стороны, развернувшиеся процессы глобализации остро ставят вопрос об укреплении национальной безопасности, особенно такой ее составной части, как экономическая безопасность, состояние которой оказывает существенное влияние на все другие ее составляющие. Для обеспечения экономической безопасности за счет экономического роста стране необходимо сосредоточить основные усилия на развитии науки, технологий и образования, которые являются элементами национальной инновационной системы (НИС) и способствуют ее устойчивому развитию.

Развитие НИС определено как важнейшая задача и неотъемлемая часть экономической политики государства. Существует множество подходов к определению НИС, однако на законодательном уровне этот термин до сих пор не закреплен. Автор придерживается следующего определения НИС - это совокупность институтов, входящих в государственный, образовательный и коммерческий сектор, взаимодействующих между собой по поводу создания, коммерциализации, распространения и внедрения новых знаний и технологий. Таким образом, общими усилиями государства, предпринимательской и научной среды и общества в целом строится НИС, в которой сочетаются [2]:

- исследовательская среда, обладающая высокой квалификацией, исследовательским духом, стимулами к сотрудничеству с предпринимательской средой;

- предпринимательская конкурентная среда, субъекты которой обладают стратегическим мышлением (стимулами к инновациям), способностью обучения, адсорбции и адаптации знаний;

- механизм (с необходимыми институциональными надстройками и обратными связями) взаимодействия этих двух сред, организующий, с одной стороны, трансфер знаний, их распределение и трансформацию в предконкурентные технологии для предпринимательской среды, с другой стороны, ориентацию исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства.

В современной России достаточно четко вырисовывается развитие НИС. Об этом свидетельствует успешное функционирование ряда государственных научных центров Российской Федерации. Активно развиваются такие структуры трансфера технологий, как инновационные центры, иновационно - промышленные комплексы. Наукоемкому предпринимательству оказывают поддержку бизнес - инкубаторы, технопарки, наукограды, причем в их деятельности участвуют как ведущие научные институты, так и авторитетные высшие учебные заведения.

В соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] устойчивое развитие НИС способствует обеспечению национальной безопасности. Понятие

“экономическая безопасность” неразрывно связано с понятием “национальная безопасность”. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической.

Роль влияния развития НИС России на экономическую безопасность важна в первую очередь потому, что ее активно задействованный научно-инновационный потенциал является определяющим и стабилизирующим фактором антикризисного развития, гарантом роста экономической независимости и безопасности страны в целом. В числе наиболее весомых положительных факторов НИС России, влияющих на экономическую безопасность, необходимо выделить систему высшего образования, которая пока имеет достаточно высокий потенциал. Это связано с тем, что в российских высших учебных заведениях до сих пор сохранились отдельные образовательные программы, которые готовят специалистов высокого качества по международным меркам. Другим фактором является наличие базовых технологий производства оборудования и эксплуатации объектов в сфере энергетики, железных дорог, авиационного транспорта. Но существуют также и негативные факторы, к одному из таких факторов можно отнести низкую долю госрасходов на образование в ВВП. В России она составляет около 3,9%, тогда как в Израиле (самая высокая из оцененных стран в рейтинге конкурентоспособности национальных инновационных систем) - 6,2%, в Финляндии - 6,1%, в США - 5,7% [6]. Крайне негативно оценивается и финансирование научной деятельности. Имеющиеся институты - центры трансфера технологий в вузах, венчурные фонды, хоть формально и созданы, но зачастую работают крайне неэффективно, так как не имеют четких планов деятельности и четких индикаторов для измерения результатов деятельности.

Влияние развития НИС в виде активного взаимодействия ее субъектов на экономическую безопасность позволяет говорить об обеспечении инновационной безопасности. Инновационная безопасность выступает, в свою очередь, как составляющая экономической безопасности и в целом национальной безопасности (рис. 1).

Рис. 1. Инновационная безопасность и входящие в нее функциональные уровни

Понятие инновационной безопасности достаточно новое в экономической литературе, в связи с этим нет единого подхода к этому определению. По мнению автора, инновационную безопасность необходимо рассматривать как состояние защищенности экономики, обеспечиваемое прогрессивным развитием ресурсов научно-инновационного потенциала субъектов НИС, механизм взаимодействия которых направлен на увеличение социально-экономического роста и поддержку должного уровня конкурентоспособности национальной экономики.

Для четкого понимания сущности инновационной безопасности необходимо определить систему обеспечения инновационной безопасности, которая раскрывается перечислением ее структурных элементов. Так, В.К. Сенчагов [5] выделяет следующую структуру системы инновационной безопасности (рис. 2).

Рис. 2. Структура системы инновационной безопасности

В основе разработки комплексной системы обеспечения инновационной безопасности должна лежать определенная концепция, включающая в себя цель обеспечения инновационной безопасности, ее задачи, принципы деятельности, стратегию и тактику. Цель обеспечения инновационной безопасности заключается в минимизации ее угроз. Для реализации стратегии обеспечения инновационной безопасности определяются основные тактические шаги. Представляется разработка альтернативных сценариев развития ситуации в инновационной сфере и рассчитываются показатели обеспечения инновационной безопасности по каждому из них.

Следующей составляющей системы инновационной безопасности являются национальные интересы России в инновационной сфере такие, как: долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках[4].

К наиболее существенным угрозам в инновационной сфере относятся:

- низкое государственное финансирование сферы НИОКР. Показательны цифры - у США бюджет 14 трлн. долларов, а на науку тратится вкупе более 400 млрд. долларов. У России бюджет составляет 1, 2 трлн. долларов, в научную сферу вкладывается всего 6, 4 млрд. долларов [3].

Кадровая проблема, связанная с занижением социальной значимости ученых и специалистов с высшим образованием в обществе и как следствие «утечка мозгов» за рубеж.

Старение интеллектуального и социально - экономического потенциала. В связи с этим зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий.

В качестве показателей, характеризующих инновационную сферу экономики, принимаются индикаторы, характеризующие предельные (пороговые) значения, при превышении которых невозможно обеспечить стабильность развития экономики в соответствии с целями социального развития и задачами обеспечения экономической безопасности страны. В качестве индикаторов инновационной безопасности автор предлагает следующее (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы инновационной безопасности

Название индикатора Пороговое Фактическое зна-

значение чение (2008 г.)

Трудовые ресурсы (кадровый состав):

- численность персонала, занятого исследованиями и разработками 33 111

на 10000 занятых в экономике, человек;

- удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет, % 34 14

Показатели организационной структуры:

- удельный вес организации, осуществляющих технологические

инновации в общем числе организаций, %; 13,5 9,6

- удельный вес организаций, осуществляющих организационные

инновации, в общем их числе, % 40 34,20

Финансовые показатели:

- финансирование науки из средств федерального бюджета, % к ВВП; 3 0,40

- внутренние затраты на исследования и разработки, % к ВВП; 2 1,03

- удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах 12 6,7

на исследования и разработки, %

Показатели, отражающие результаты научных исследований и

разработок:

- число выданных патентов, тыс. ед.; 30500 28808

- коэффициент изобретательской активности 2,5 1,95

Анализ фактических количественных параметров многих индикаторов на современном этапе социально-экономического развития страны показывает, что они значительно хуже установленных пороговых значений инновационной безопасности. Но именно отклонения фактических индикаторов от пороговых значений показывают остроту угроз инновационной безопасности, позволяют выделить наиболее значимые из них и определить очередность их устранения.

Организационная структура представлена на национальном уровне органом управления инновационной безопасностью, контролирующим развитие национальной инновационной системы, на региональном уровне - органами, отвечающими за развитие региональных инновационных систем.

К сожалению, в настоящее время отсутствует единый законодательный акт, посвящённый инновационной деятельности, в данной сфере действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные её стороны. Соответственно и правовое обеспечение инновационной безопасности отсутствует. На общегосударственном уровне некоторые законодательные акты частично затрагивают вопросы обеспечения экономической безопасности через построение НИС.

Анализ основных элементов системы инновационной безопасности позволяет сделать вывод, что формирование современной, адекватной современным вызовам и угрозам НИС является важнейшей предпосылкой достижения стоящих перед Россией глобальных стратегических целей и обеспечения ее инновационной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

2. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. - М.: Наука, 2006.

3. Осипов С. Место под солнцем // «Тверская, 13».-М., 2009.- № 126.

4. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - № 6.

5. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.

6. http://www.opora.ru/

INFLUENCE OF NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM ON MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY

Matskevich D.A.

The national innovative system and its influence on economic safety of the country is considered, the essence of innovative safety reveals.

Key words: innovative economy, national innovative system, economic safety, innovative safety, indicators of innovative safety.

Сведения об авторе

Мацкевич Дарья Александровна, окончила Московский университет МВД России (2005), преподаватель кафедры экономического анализа, финансов и статистики Московского университета МВД России, автор 8 научных работ, область научных интересов - инновационные системы, экономическая безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.