ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
В.И. САМАРУХА
проректор по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права,
доктор экономических наук, профессор,
г. Иркутск e-mail: vis@isea.ru
Т.Г. КРАСНОВА
зам. мэра г. Абакана по вопросам экономики, доктор экономических наук e-mail: admeconom@mail.ru
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ*
Определены функции и актуальные цели налоговой политики государства, напрямую и косвенно влияющей на инвестиционную активность, стимулирующей ее в реальном секторе экономики. Раскрыты теоретические основы понятия «инвестиции», исследованы показатели, характеризующие инвестиционную активность. Определены методы государственного административного регулирования инвестиционных процессов. Обоснована необходимость совершенствования налоговой системы, и прежде всего — выработки научно обоснованной концепции ее развития.
Ключевые слова: инвестиции, налоги, стимулирование, методы регулирования, налоговая система, концепция.
УДК 338.23:336 ББК 65.261-18
Преодоление экономического и инвестиционного кризиса и существенное увеличение объема инвестиций в реальный сектор экономики Российской Федерации являются важнейшими задачами на современном этапе ее развития. Решение этих задач возможно путем выработки механизмов, направленных не только на прямое осуществление государственных инвестиций, но и на создание налоговой политики государства, сочетающей в себе стимулирующую и фискальную функции.
Налоговая политика государства как инструмент его воздействия на экономику
играет важнейшую роль в стимулировании инвестиционной активности, формируя принципы определения налоговой базы, ставки налогообложения, условия предоставления стимулирующих налоговых льгот. Создавая специальные налоговые режимы, государство выделяет приоритетные направления развития экономики, а также устанавливает объем потенциальных источников финансирования государственных расходов.
Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое значение для повышения производственного потенциала как регионов, так и всей страны
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госре-гистрации 01200902099.
и формирования доходной базы бюджета. Фундаментом развития экономики является промышленное производство, но наиболее прибыльными в нашей стране оказались сырьевая, торговая и финансовая сферы, а не производственная деятельность по выпуску законченных товаров внутреннего спроса. В этой связи главной концепцией государственной политики могло бы стать стимулирование роста производства товаров импортозамещения с помощью налоговых инструментов при приоритете внедрения инноваций в производственный процесс.
Анализ влияния существующей налоговой системы на инвестиционную активность предприятий показывает, что она в недостаточной степени направлена на решение данной проблемы, поэтому необходимо дополнительное совершенствование налоговой системы, чтобы она могла способствовать привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, содействовать инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Понятие инвестиций неоднократно трансформировалось. Например, Дж.М. Кейнс и его последователи понимали под инвестициями покупку отдельным лицом или корпорацией какого-либо капитального имущества за счет дохода. В американских учебниках по менеджменту и экономике 1980-х гг. (М. Мескон, К. Макконнелл, С. Брю,
Н. Мэнкью, Дж. Моудер и др.) инвестиции трактуются как текущий прирост ценности капитального имущества в результате осуществления производственной деятельности в какой-либо период.
Российские ученые А.И. Архипов, А.В. Бусыгин, В.Ф. Гарбузова, А.Н. Нестеренко определяют инвестиции как совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения дохода. Л. Гайгер характеризует одну из особенностей инвестиций — осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного относительно большего дохода в будущем.
С точки зрения статистики (Т.Н. Плотникова, М.К. Карпенко) инвестиции — это совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных
средств (новое строительство, расширение, реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости), затраты на приобретение в собственность земельных участков и объектов природопользования, а также объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, к инвестициям относятся затраты, обеспечивающие прирост запасов материальных оборотных средств, вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов, уставные капиталы других юридических лиц, а также займы, предоставленные другим юридическим лицам (финансовые вложения).
В соответствии с законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», изданном 26 июня 1991 г., инвестиции
рассматриваются как денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
В последнее десятилетие в составе инвестиций стали выделять инновационные инвестиции, к которым относятся средства, вкладываемые в воспроизводство инновационных ресурсов или вовлекаемые в процесс воспроизводства уже в виде инноваций (техника, технологии, новые кадры с новой квалификацией, информационные ресурсы, интеллектуальные ресурсы и т.д.).
Инвестиционную деятельность принято трактовать как вложение инвестиций в социальную, экономическую и иные сферы. С целью оценки инвестиционной деятельности в течение определенного периода используется понятие инвестиционной активности субъектов хозяйствования, под которой понимается степень интенсивности инвестиционной деятельности, скорость и объем создания инвестиционного потенциала.
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Данный показатель широко используется на практике. Постановлением Госкомстата России от 19 апреля 2002 г. были введены форма государственного статистического наблюдения «Обследование инвестиционной активности организации» и методика его проведения. Для целей государственной статистики при определении инвестиционной активности используется доля организаций, в основной капитал которых в течение определенного периода осуществлялись инвестиции, а также ряд других показателей. Однако названная характеристика представляется неполной, так как в ней не нашли отражение ее качественные показатели.
Инвестиционная активность характеризуется как количественными, так и качественными показателями. Количественные показатели представлены темпами роста или прироста инвестиционных ресурсов, объемами реальных капитальных вложений и темпами их наращивания. К качественным характеристикам инвестиционной активности могут быть отнесены инновационная направленность и эффективность использования инвестиционных ресурсов, обеспечивающих совершенствование материально-технической базы устойчивого расширенного воспроизводства, степень инновационности инвестиционных ресурсов. Важнейшими условиями обеспечения инвестиционной активности предприятий служат создание благоприятной инвестиционной среды и формирование эффективного собственника, осуществляющего свою деятельность на принципах предпринимательства.
Положительная инвестиционная активность предприятий — это инвестиционная деятельность, осуществляемая в благоприятной инвестиционной среде. Она характеризуется постоянными темпами прироста инвестиционных ресурсов инновационной направленности, их использованием в целях совершенствования материально-технической базы и увеличения эффективности производства.
Отметим, что инвестиционный процесс предприятий представляет собой привлечение и аккумуляцию средств, введение последних в производственную стадию, превращение в капитальные вложения,
трансформацию в ресурсы производства (новые техника и технология, новые материалы, новая квалификация, интеллектуальные ресурсы, информационные ресурсы) и возвращение инвестиционных средств в денежный эквивалент, в его состав войдет прибыль (однако в условиях недостижения планируемого результата предприятие может понести убыток). При этом на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов оказывает влияние проводимая на государственном уровне налоговая политика.
Наша страна очень заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций, поэтому очень важным становится принятие решений, которые могут активизировать инвестиционную деятельность предприятий, прежде всего за счет их собственных средств, в силу высоких процентных ставок банков.
Укрепление инвестиционного потенциала субъектов хозяйствования с точки зрения аккумулирования финансовых средств может быть достигнуто путем разработки новых подходов к амортизационной политике предприятий для целей налогообложения, дифференциации налогового бремени и предоставления налоговых льгот, расширения использования инвестиционного налогового кредита, создания налоговых механизмов, призванных обеспечить использование денежных сбережений населения в инвестиционных целях.
С точки зрения стимулирования инвестиционной активности и исходя из классификации источников инвестиций можно выделить следующие цели налоговой политики государства:
- увеличение доли собственных средств предприятий, которые могут быть направлены на инвестиции;
- формирование налоговых стимулов для обеспечения использования собственных средств предприятий исключительно в целях инвестирования;
- формирование налоговых условий для повышения роли привлеченных (заемных) внебюджетных средств;
- увеличение доходной части бюджетов всех уровней как источника государственных инвестиций.
Необходимо отметить, что указанные цели налоговой политики неразрывно связаны с функциями налогов:
1. При реализации фискальной функции государства налоги являются источником доходов всех уровней бюджетной системы и внебюджетных фондов. Уровень доходов бюджетной системы во многом определяет объемы и направления расходования государственных средств, в том числе предназначенных для осуществления капитальных вложений в экономику.
2. Налоги выполняют распределительную функцию, выражающую экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. При этом распределение происходит через систему консолидированного бюджета Российской Федерации и внебюджетных фондов путем перераспределения финансовых средств из одной сферы экономики в другую.
3. Налоги выполняют стимулирующую функцию, которая позволяет путем регулирования (манипулирования) элементов налогообложения развивать или подавлять определенные отрасли экономики или сферы деятельности. Одновременно реализация стимулирующей функции связана с введением, уменьшением или отменой ряда налогов.
Прямым методом государственного административного регулирования является также земельное регулирование, сопряженное с налоговым регулированием и выражающееся в принятии законов, устанавливающих механизмы формирования стоимости земли с учетом кадастра земельных участков (от вида разрешенного использования земельных участков и стоимости земли зависит порядок налогообложения земельных участков). Положительным
примером налогового регулирования с целью увеличения инвестиционной активности предприятий является и уменьшение налога на прибыль, а также намеченное правительством снижение НДС.
Принятие законов и подзаконных актов в части внешнеэкономической, антимонопольной, экологической политики также сопряжено с прямым административным налоговым регулированием. Так, установление федеральными законами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин напрямую влияет как на объемы налоговых поступлений, так и на размер прибыли предприятий-экс-портеров. Методом косвенного воздействия на налоговые поступления является установление Правительством Российской Федерации механизмов формирования и предельных значений регулируемых государством тарифов на услуги естественных монополий.
Формирование налоговой политики относится к косвенным формам государственного регулирования. Налоговая политика может быть определена как совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также социально-экономического развития страны за счет перераспределения финансовых ресурсов, осуществления амортизационной политики, регулирования цен на некоторые виды товаров и услуг.
Содержание налоговой политики характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налоговых механизмов, а также по практическому управлению налоговой системой и контролю ее эффективности.
Экономический и структурный кризис выдвигает новые задачи налоговой политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в целях ускорения его преодоления.