Научная статья на тему 'Влияние налоговой системы на инвестиционную активность'

Влияние налоговой системы на инвестиционную активность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2908
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ / INVESTMENTS / TAXES / PROMOTION / CONTROL METHODS / TAX SYSTEM / CONCEPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Краснова Татьяна Григорьевна

Определены функции и актуальные цели налоговой политики государства, напрямую и косвенно влияющей на инвестиционную активность, стимулирующей ее в реальном секторе экономики. Раскрыты теоретические основы понятия «инвестиции», исследованы показатели, характеризующие инвестиционную активность. Определены методы государственного административного регулирования инвестиционных процессов. Обоснована необходимость совершенствования налоговой системы, и прежде всего выработки научно обоснованной концепции ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX SYSTEM INFLUENCE ON INVESTMENT ACTIVITY

State tax policy functions and actual aims that influence investment activity directly and indirectly are defined, promoting it in the real sector of economy. Theoretical foundations of «investment» are developed; figures characterizing investment activity are studied. State administrative control methods of investment processes are defined. The necessity to improve tax system is grounded, as well as its scientifically-based development concept working-out.

Текст научной работы на тему «Влияние налоговой системы на инвестиционную активность»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

В.И. САМАРУХА

проректор по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права,

доктор экономических наук, профессор,

г. Иркутск e-mail: vis@isea.ru

Т.Г. КРАСНОВА

зам. мэра г. Абакана по вопросам экономики, доктор экономических наук e-mail: admeconom@mail.ru

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ*

Определены функции и актуальные цели налоговой политики государства, напрямую и косвенно влияющей на инвестиционную активность, стимулирующей ее в реальном секторе экономики. Раскрыты теоретические основы понятия «инвестиции», исследованы показатели, характеризующие инвестиционную активность. Определены методы государственного административного регулирования инвестиционных процессов. Обоснована необходимость совершенствования налоговой системы, и прежде всего — выработки научно обоснованной концепции ее развития.

Ключевые слова: инвестиции, налоги, стимулирование, методы регулирования, налоговая система, концепция.

УДК 338.23:336 ББК 65.261-18

Преодоление экономического и инвестиционного кризиса и существенное увеличение объема инвестиций в реальный сектор экономики Российской Федерации являются важнейшими задачами на современном этапе ее развития. Решение этих задач возможно путем выработки механизмов, направленных не только на прямое осуществление государственных инвестиций, но и на создание налоговой политики государства, сочетающей в себе стимулирующую и фискальную функции.

Налоговая политика государства как инструмент его воздействия на экономику

играет важнейшую роль в стимулировании инвестиционной активности, формируя принципы определения налоговой базы, ставки налогообложения, условия предоставления стимулирующих налоговых льгот. Создавая специальные налоговые режимы, государство выделяет приоритетные направления развития экономики, а также устанавливает объем потенциальных источников финансирования государственных расходов.

Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое значение для повышения производственного потенциала как регионов, так и всей страны

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госре-гистрации 01200902099.

и формирования доходной базы бюджета. Фундаментом развития экономики является промышленное производство, но наиболее прибыльными в нашей стране оказались сырьевая, торговая и финансовая сферы, а не производственная деятельность по выпуску законченных товаров внутреннего спроса. В этой связи главной концепцией государственной политики могло бы стать стимулирование роста производства товаров импортозамещения с помощью налоговых инструментов при приоритете внедрения инноваций в производственный процесс.

Анализ влияния существующей налоговой системы на инвестиционную активность предприятий показывает, что она в недостаточной степени направлена на решение данной проблемы, поэтому необходимо дополнительное совершенствование налоговой системы, чтобы она могла способствовать привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, содействовать инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

Понятие инвестиций неоднократно трансформировалось. Например, Дж.М. Кейнс и его последователи понимали под инвестициями покупку отдельным лицом или корпорацией какого-либо капитального имущества за счет дохода. В американских учебниках по менеджменту и экономике 1980-х гг. (М. Мескон, К. Макконнелл, С. Брю,

Н. Мэнкью, Дж. Моудер и др.) инвестиции трактуются как текущий прирост ценности капитального имущества в результате осуществления производственной деятельности в какой-либо период.

Российские ученые А.И. Архипов, А.В. Бусыгин, В.Ф. Гарбузова, А.Н. Нестеренко определяют инвестиции как совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения дохода. Л. Гайгер характеризует одну из особенностей инвестиций — осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного относительно большего дохода в будущем.

С точки зрения статистики (Т.Н. Плотникова, М.К. Карпенко) инвестиции — это совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных

средств (новое строительство, расширение, реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости), затраты на приобретение в собственность земельных участков и объектов природопользования, а также объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, к инвестициям относятся затраты, обеспечивающие прирост запасов материальных оборотных средств, вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов, уставные капиталы других юридических лиц, а также займы, предоставленные другим юридическим лицам (финансовые вложения).

В соответствии с законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», изданном 26 июня 1991 г., инвестиции

рассматриваются как денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

В последнее десятилетие в составе инвестиций стали выделять инновационные инвестиции, к которым относятся средства, вкладываемые в воспроизводство инновационных ресурсов или вовлекаемые в процесс воспроизводства уже в виде инноваций (техника, технологии, новые кадры с новой квалификацией, информационные ресурсы, интеллектуальные ресурсы и т.д.).

Инвестиционную деятельность принято трактовать как вложение инвестиций в социальную, экономическую и иные сферы. С целью оценки инвестиционной деятельности в течение определенного периода используется понятие инвестиционной активности субъектов хозяйствования, под которой понимается степень интенсивности инвестиционной деятельности, скорость и объем создания инвестиционного потенциала.

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

Данный показатель широко используется на практике. Постановлением Госкомстата России от 19 апреля 2002 г. были введены форма государственного статистического наблюдения «Обследование инвестиционной активности организации» и методика его проведения. Для целей государственной статистики при определении инвестиционной активности используется доля организаций, в основной капитал которых в течение определенного периода осуществлялись инвестиции, а также ряд других показателей. Однако названная характеристика представляется неполной, так как в ней не нашли отражение ее качественные показатели.

Инвестиционная активность характеризуется как количественными, так и качественными показателями. Количественные показатели представлены темпами роста или прироста инвестиционных ресурсов, объемами реальных капитальных вложений и темпами их наращивания. К качественным характеристикам инвестиционной активности могут быть отнесены инновационная направленность и эффективность использования инвестиционных ресурсов, обеспечивающих совершенствование материально-технической базы устойчивого расширенного воспроизводства, степень инновационности инвестиционных ресурсов. Важнейшими условиями обеспечения инвестиционной активности предприятий служат создание благоприятной инвестиционной среды и формирование эффективного собственника, осуществляющего свою деятельность на принципах предпринимательства.

Положительная инвестиционная активность предприятий — это инвестиционная деятельность, осуществляемая в благоприятной инвестиционной среде. Она характеризуется постоянными темпами прироста инвестиционных ресурсов инновационной направленности, их использованием в целях совершенствования материально-технической базы и увеличения эффективности производства.

Отметим, что инвестиционный процесс предприятий представляет собой привлечение и аккумуляцию средств, введение последних в производственную стадию, превращение в капитальные вложения,

трансформацию в ресурсы производства (новые техника и технология, новые материалы, новая квалификация, интеллектуальные ресурсы, информационные ресурсы) и возвращение инвестиционных средств в денежный эквивалент, в его состав войдет прибыль (однако в условиях недостижения планируемого результата предприятие может понести убыток). При этом на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов оказывает влияние проводимая на государственном уровне налоговая политика.

Наша страна очень заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций, поэтому очень важным становится принятие решений, которые могут активизировать инвестиционную деятельность предприятий, прежде всего за счет их собственных средств, в силу высоких процентных ставок банков.

Укрепление инвестиционного потенциала субъектов хозяйствования с точки зрения аккумулирования финансовых средств может быть достигнуто путем разработки новых подходов к амортизационной политике предприятий для целей налогообложения, дифференциации налогового бремени и предоставления налоговых льгот, расширения использования инвестиционного налогового кредита, создания налоговых механизмов, призванных обеспечить использование денежных сбережений населения в инвестиционных целях.

С точки зрения стимулирования инвестиционной активности и исходя из классификации источников инвестиций можно выделить следующие цели налоговой политики государства:

- увеличение доли собственных средств предприятий, которые могут быть направлены на инвестиции;

- формирование налоговых стимулов для обеспечения использования собственных средств предприятий исключительно в целях инвестирования;

- формирование налоговых условий для повышения роли привлеченных (заемных) внебюджетных средств;

- увеличение доходной части бюджетов всех уровней как источника государственных инвестиций.

Необходимо отметить, что указанные цели налоговой политики неразрывно связаны с функциями налогов:

1. При реализации фискальной функции государства налоги являются источником доходов всех уровней бюджетной системы и внебюджетных фондов. Уровень доходов бюджетной системы во многом определяет объемы и направления расходования государственных средств, в том числе предназначенных для осуществления капитальных вложений в экономику.

2. Налоги выполняют распределительную функцию, выражающую экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. При этом распределение происходит через систему консолидированного бюджета Российской Федерации и внебюджетных фондов путем перераспределения финансовых средств из одной сферы экономики в другую.

3. Налоги выполняют стимулирующую функцию, которая позволяет путем регулирования (манипулирования) элементов налогообложения развивать или подавлять определенные отрасли экономики или сферы деятельности. Одновременно реализация стимулирующей функции связана с введением, уменьшением или отменой ряда налогов.

Прямым методом государственного административного регулирования является также земельное регулирование, сопряженное с налоговым регулированием и выражающееся в принятии законов, устанавливающих механизмы формирования стоимости земли с учетом кадастра земельных участков (от вида разрешенного использования земельных участков и стоимости земли зависит порядок налогообложения земельных участков). Положительным

примером налогового регулирования с целью увеличения инвестиционной активности предприятий является и уменьшение налога на прибыль, а также намеченное правительством снижение НДС.

Принятие законов и подзаконных актов в части внешнеэкономической, антимонопольной, экологической политики также сопряжено с прямым административным налоговым регулированием. Так, установление федеральными законами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин напрямую влияет как на объемы налоговых поступлений, так и на размер прибыли предприятий-экс-портеров. Методом косвенного воздействия на налоговые поступления является установление Правительством Российской Федерации механизмов формирования и предельных значений регулируемых государством тарифов на услуги естественных монополий.

Формирование налоговой политики относится к косвенным формам государственного регулирования. Налоговая политика может быть определена как совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также социально-экономического развития страны за счет перераспределения финансовых ресурсов, осуществления амортизационной политики, регулирования цен на некоторые виды товаров и услуг.

Содержание налоговой политики характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налоговых механизмов, а также по практическому управлению налоговой системой и контролю ее эффективности.

Экономический и структурный кризис выдвигает новые задачи налоговой политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в целях ускорения его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.