Научная статья на тему 'Влияние налогообложения на конкурентоспособность малого бизнеса'

Влияние налогообложения на конкурентоспособность малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL ENTERPRISE'S COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / COMPETITIVE STRATEGY / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAXATION POLICY / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAXATION BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звягина Елена Михайловна, Зайцева Ольга Алексеевна

Статья посвящена вопросам, связанным с необходимостью разработки конкурентной стратегии малых предприятий для эффективного функционирования в условиях современной рыночной экономики. В теории конкурентных преимуществ влияние государства рассматривается в качестве важнейшего субъекта формирования стратегий конкуренции. Исходя из этого, особое внимание в статье уделено группе нормативно-правовых факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, а именно методикам определения налогового бремени и налоговой политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of Taxation on the Competitiveness of S mall Businesses

The article is devoted to issues related to necessity of develop a competitive strategy of small enterprises, for effective functioning in a modern market system. In theory of competitive advantages, the state’s influence considered as major subject of the formation of competitive strategies. On this basis, special attention is paid to the group of legal and regulatory factors affecting competitiveness, specifically methods of taxation burden determination and taxation policy.

Текст научной работы на тему «Влияние налогообложения на конкурентоспособность малого бизнеса»

УДК 336.201

Е. М. Звягина, О. А. Зайцева

Влияние налогообложения на конкурентоспособность

малого бизнеса

E. M. Zvyagina, O. A. Zaytseva. The impact of Taxation on the Competitiveness

of small Businesses

Статья посвящена вопросам, связанным с необходимостью разработки конкурентной стратегии малых предприятий для эффективного функционирования в условиях современной рыночной экономики. В теории конкурентных преимуществ влияние государства рассматривается в качестве важнейшего субъекта формирования стратегий конкуренции. Исходя из этого, особое внимание в статье уделено группе нормативно-правовых факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, а именно методикам определения налогового бремени и налоговой политике.

ключевые слова: конкурентоспособность малого бизнеса, конкурентная стратегия, налоговая политика, налоговое бремя

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article is devoted to issues related to necessity of develop a competitive strategy of small enterprises, for effective functioning in a modern market system. In theory of competitive advantages, the state's influence considered as major subject of the formation of competitive strategies. On this basis, special attention is paid to the group of legal and regulatory factors affecting competitiveness, specifically methods of taxation burden determination and taxation policy.

Keywords: small enterprise's competitiveness, competitive strategy, taxation policy, taxation burden

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Различные финансовые, коммерческие, производственные и информационные структуры, объединенные понятием «рынок», и функционирующие совместно с системой правовых норм бизнеса, представляют собой сложнейшую систему — рыночную экономику.

Эффективность функционирования современной рыночной экономики, а также различного рода рыночных отношений нераздельно связана с такой экономической категорией, как конкуренция.

Фактически конкуренция представляет собой ситуацию в системе рыночного хозяйства, в которой покупатель имеет право и возможность выбора, у кого ему приобрести желаемое, а продавец, в свою очередь, может также выбирать наиболее предпочтительных для него поставщиков, производителей и т. д. Таким образом, следует выделять, с одной стороны, конкуренцию между производителями, взаимоотношения между предприятиями, которые направлены на установление цен и объемов предложения различных товаров и услуг на рынке, а с другой стороны, существует конкуренция между потребителями, и именно она оказывает влияние на формирование рыночных цен и объемов спроса.

Елена Михайловна Звягина — доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук.

Ольга Алексеевна Зайцева — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© Е. М. Звягина, О. А. Зайцева, 2015

Желание человека оставить позади остальных, стремление превзойти окружающих является движущим стимулом и мотивом конкурентной борьбы. Конкуренцию на рынке отражают количество заключаемых сделок, их стоимость, а также доля проникновения компании на рынок. Конкурентная борьба позволяет делать соперничество более динамичным, улучшая при этом рынок с позиции его обеспеченности товарами и услугами. Из вышесказанного следует, что роль конкуренции в современном мире очень велика, она является своего рода основой эффективного функционирования рыночной экономики, оказывает влияние на развитие взаимоотношений субъектов рынка.

В настоящее время на рынке наблюдаются расширение области конкуренции российских предприятий, рост уровня конкуренции, усложнение конкурентной среды, а также повышение интенсивности конкурентной борьбы. Ввиду подобных изменений возможность заключения крупной сделки для большинства компаний сокращается, а их выживаемость и успешное функционирование на рынке попадают в зависимость от их конкурентоспособности. Одним из важнейших условий эффективной деятельности компаний в условиях увеличения инвестиционных возможностей и развития производства является обеспечение конкурентоспособности.

Конкурентоспособность компании определяется средствами, используемыми в конкурентной борьбе, которые позволяют улучшить позиции организации на рынке. К ним относятся цена и качество изделий, ассортимент продукции и сервисное обслуживание, условия платежей и поставок, а также реклама и информация.

Конкурентоспособность предпринимателя или производителя определяется усилиями, которые он прилагает к тому, чтобы удовлетворить потребителя. Поэтому конкуренция в рыночной экономике представляет собой определяющий фактор упорядочения цен, а также серьезный стимул внедрения в производство новых изобретений, технологий, идей. Кроме того, она способствует рациональному и эффективному использованию ресурсов, обеспечивает вытеснение неэффективных компаний с рынка, служит гарантом предотвращения диктата монополий по отношению к потребителям.

Базовым понятием конкуренции в условиях рыночной экономики была и остается конкурентоспособность, которая является относительной характеристикой, отражающей принципиальное отличие товаров или услуг одной компании от товаров или услуг конкурирующей организации.

Конкурентоспособность — экономическая категория, характеризующая потенциал предприятия в конкурентной среде. Данная категория включает и обобщает влияние производительности труда, достижений НИОКР, налогового пресса и других факторов.

Для того чтобы обозначить характерную для уровней конкурентоспособности иерархическую подчиненность, выделяют следующие категории конкурентоспособности.

• микроконкурентоспособность. Данная категория включает конкурентоспособность продукции, товаров, услуг, а также конкурентоспособность компаний. Соперничество проявляется между товарами и между предприятиями за деньги конечного потребителя. Является первым этапом зрелости конкурентоспособности как развивающегося процесса.

• мезоконкурентоспособность. К этой категории относят конкурентоспособность отраслей, а также конкурентоспособность регионов и межотраслевых комплексов. Соперничество проявляется между отраслями и регионами за средства инвесторов. В эволюционном смысле возникает позднее микроконкурентоспособности, на стадии индустриальной экономики.

• макроконкурентоспособность. К ней относят конкурентоспособность стран. Соперничество возникает между странами за более благоприятные условия для вложения национального капитала. Является проявлением современного этапа развития конкурентоспособности как эволюционирующего процесса.

Конкуренцию, как и любую другую экономическую категорию, характеризуют выполняемые ею функции, а именно:

1) функция регулирования. Данная функция направлена на то, чтобы компания для обеспечения собственной устойчивости на рынке обеспечивала потребителя такими товарами и услугами, которые соответствуют их предпочтениям. Под влиянием стоимости факторы производства мигрируют в другие отрасли, где отмечается наибольшая потребность в этих факторах производства;

2) функция мотивации. Для компании рыночная конкуренция одновременно воплощает в себе и риск, и возможность успешного скачка в развитии:

♦ компании, качество реализуемой продукции которых выше, чем у конкурентов, или компании, чьи затраты на производство и реализацию находятся на более низком уровне, получают прибыль от реализации, что дает стимул дальнейшему прогрессу;

♦ компании, не уделяющие внимание потребностям клиентов и не стремящиеся их удовлетворить, а также не придающие значения возможной недобросовестной конкуренции со стороны своих соперников на рынке, аккумулируют по окончании отчетного периода убытки и рискуют быть вытесненными с рынка;

3) функция распределения. Помимо того что конкуренция включает стимулы к более эффективному развитию, она также способствует распределению дохода среди компаний и домашних хозяйств. Эффективное распределение доходов соответствует принципу вознаграждения в зависимости от результатов в конкурентной борьбе;

4) функция контроля. Роль данной функции заключается в ограничении и контроле экономического потенциала каждой отдельно взятой компании. Это позволяет исключить развитие монополий и диктатуры с их стороны цен на товары и услуги. Чем совершеннее конкурентная среда, тем более справедливая стоимость товаров и услуг устанавливается на рынке.

Конкурентоспособность компании представляет собой более сложный и обобщающий показатель по сравнению с «конкурентоспособностью товара». Это объясняется большим количеством важных элементов, по которым определяется показатель конкурентоспособности на уровне предприятия. Конкурентоспособность предприятия в любом случае представляет собой интегральную числовую характеристику, с помощью которой будут оценены достигнутые предприятием конечные деловые результаты его функционирования в течение определенного промежутка времени.

Конкурентоспособность предприятия может быть обеспечена за счет приобретенных им различного рода преимуществ по сравнению с другими предприятиями-конкурентами, таких как экономические, финансовые, инвестиционные, кадровые, имиджевые, структурные, технологические и другие преимущества. На современном этапе развития экономики с помощью показателя конкурентоспособности обеспечивается взаимная координация деятельности субъектов рынка с целью достижения каждым из них наилучшего положения и, как следствие, конечного экономического результата. В условиях рынка управление предприятием сводится к оценке, анализу, прогнозированию факторов, влияющих на повышение или понижение его конкурентоспособности, для обоснования выбора дальнейшей конкурентной стратегии и тактики для достижения конечных целей деятельности компании [1].

Уровень конкурентоспособности компании является показателем, зависящим от ряда факторов. Показателями конкурентоспособности предприятия являются факторы, которые оказывают влияние на нее. Данные факторы можно условно разделить на несколько групп:

• группа технико-экономических факторов;

• группа коммерческих факторов;

• группа нормативно-правовых факторов.

Первая группа факторов включает такие категории, как вид и качество реализуемой продукции или оказываемых услуг, конкурентоспособность товаров или услуг на рынках (внешнем и внутреннем), стоимость товара или услуги. На элементы данной группы оказывают влияние производительность труда, затраты на производство и реализацию и другие.

Вторая группа факторов объединяет в себе емкость и конъюнктуру рынка, возможность доступа на рынок, позиции на рынке предприятий-конкурентов, рекламу и имидж компании, однородность рынка, конкурентоспособность отрасли в целом, возможность внедрения инноваций и т. д.

Группа нормативно-правовых факторов включает основные аспекты экономической, международной, экологической, технической и иной безопасности, патентно-правовые показатели, нормы действующего законодательства, в том числе в области налогового законодательства.

Ввиду глобализации национальной и международной конкуренции, а также развития инноваций в различных сферах теория сравнительных преимуществ факторов производства перестает соответствовать современным требованиям экономической науки. В настоящее время все большее признание получает новая теория конкурентных преимуществ. Основными аспектами этой теории выступают:

1) преимущества компании и реализуемых ею товаров или услуг по сравнению с кампаниями-конкурентами перестали быть статическими. На их изменение оказывают влияние инновационные процессы в технической и технологической сфере производства, вопросах продвижения товаров и услуг на рынке, методов управления, используемых в компании, и т. д.;

2) механизм формирования рыночных преимуществ на основе конкуренции не является единственным. Государство рассматривается здесь в качестве важнейшего субъекта формирования преимуществ и стратегий конкуренции компаний, т. е. государственный механизм регулирования конкурентоспособности компаний и конкурентных отношений выступает в роли дополнения к рыночному механизму;

3) влияние глобализации экономики заключается в том, что компания при разработке стратегии конкуренции и формировании преимуществ вынуждена учитывать как собственные и отраслевые интересы, так и национальные, и даже международные условия.

Конкурентные преимущества фактически представляют собой отражение эффективности деятельности компании в какой-либо конкретно области, которая позволяет ей успешнее, чем конкуренты, осуществлять привлечение и сохранение потребителей, а также обеспечивает стабильное получение дохода и, как следствие, бесперебойное финансирование основного и оборотного капитала компании.

Все это свидетельствует о том, что, отвечая на вопрос, что относится к факторам производства, мы с определенной степенью уверенности можем констатировать, что конкурентные преимущества стали вполне осязаемым и обособленным фактором. Для их создания государству необходимо осуществлять меры по формиро-

ванию конкурентной среды и защите конкуренции, стимулированию постоянного внедрения нововведений, оптимизации и совершенствованию государственного регулирования с учетом тенденций развития мировой экономики.

Малый бизнес со своей способностью быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке, и возможностью заполнять образовавшиеся свободные ниши в разных сегментах экономики является основой для создания необходимой атмосферы конкуренции. Также необходимо отметить, что он является основным источником, способствующим формированию среднего класса.

Малый бизнес создает определенную мобильность на рынке, формирует глубокую специализацию и кооперацию, без которых невозможна его высокая эффективность. Еще одна особенность — это возможность относительно быстро окупать свои затраты.

Одним из условий существования на рынке субъекта малого предпринимательства, получения им прибыли является его постоянная конкурентная борьба за право быть лучше других благодаря своей способности постоянно совершенствоваться и приспосабливаться к текущим условиям рынка.

Малый бизнес может способствовать увеличению насыщения рынка, дать толчок к стабилизации цен в такой непростой для экономики России ситуации. Что касается крупных предприятий, то процесс внедрения новых технологий для них всегда осуществляется крайне медленно.

Несмотря на свою значимость, малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики все еще не сформировано полностью. В декабре 2014 г. Росстатом был опубликован сборник «Малое и среднее предпринимательство в России» (по итогам 2013 г.). В сборнике отражены агрегированные показатели по субъектам малого и среднего предпринимательства. Включена информация по основным экономическим показателям деятельности малых предприятий, показателям бухгалтерской отчетности, по результатам проводимых выборочных исследований в части деловой активности малых предприятий отдельных отраслей экономики, по основным показателям деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

По состоянию на конец 2013 г., по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 2063,1 тыс. субъектов малого предпринимательства, на которых занято более 10 млн человек. Количество малых предприятий, включая микропредприятия, выросло с 1,6 млн предприятий в 2010 г. до 2 млн предприятий. При этом количество занятых на малых предприятиях увеличилось по сравнению с 2010 г. на 1 млн человек, а показатель оборота малых предприятий в 1,2 раза превысил аналогичный показатель в 2010 г. [2].

Этого количества недостаточно, так как структура современной рыночной экономики Российской Федерации подразумевает наличие 10-12 млн малых предприятий на рынке. Данный факт является свидетельством того, что малый бизнес как особый сектор рыночной экономики находится в стадии формирования, а значит его потенциал фактически не используется.

В настоящее время отношения в сфере малого предпринимательства регулирует федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3].

Федеральный закон ввел и определил такие понятия, как:

• субъекты малого и среднего предпринимательства;

• федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

• региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

• муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

• поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Законом установлены два критерия, по которым предприятия следует относить к субъектам малого и среднего предпринимательства. Средняя численность работников — первый критерий. В соответствии с ним к малым предприятиям относятся организации с численностью работников до 100 человек, к микропредприятиям, которые создаются в рамках малых предприятий, — до 15 человек.

Второй критерий — это величина выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства. А именно: 60 млн рублей для микропредприятий и 400 млн рублей для малых предприятий в части величины выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Малые предприятия при объективно ограниченных финансовых и трудовых ресурсах для обеспечения конкурентоспособности вынуждены применять современные конкурентоспособные стратегии и адекватные механизмы реализации этих стратегий. Системы управления конкурентоспособностью малых предприятий вынуждены развиваться в реалиях ресурсной ограниченности (профессиональной, информационного обеспечения и др.) и невозможности применения громоздких и сложных методик определения конкурентоспособности. В связи с этим необходимо и достаточно создать налоговую политику предприятия.

Исходным пунктом формирования налоговой политики является определение эффективной системы налогообложения.

В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться такие меры, как:

1) специальные налоговые режимы (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения));

2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые включают в себя упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Как видно, в законе указано, что для представителей малого бизнеса предусмотрен ряд льгот, которые включают в себя применение специальных налоговых режимов.

Вне зависимости от цели совершенствования налогообложения этот процесс следует начать с оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта.

В научной литературе существуют разнообразные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различия в методиках заключаются в использовании различного количества налогов, необходимых для расчета налоговой нагрузки, а также в нахождении интегрального показателя, с которым должна соотносится сумма налогов.

Каждая из методик основана на идее сделать показатель налогового бремени универсальным, который бы позволил сравнивать уровень налогообложения

между разными отраслями народного хозяйства. В каждой из методик также учитывается влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.

В начале следует рассмотреть методику определения налоговой нагрузки экономического субъекта, которая разработана Департаментом налоговой политики Минфина РФ, предлагающая оценивать тяжесть налогового бремени как отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Данный показатель также носит название «налогоемкость продаж». Хоть он и позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, но он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как при его расчете не учитывается структура налогов в выручке от реализации.

Методика определения налоговой нагрузки М. Н. Крейниной исходит из сопоставления налога и источника его уплаты.

В зависимости от источника уплаты каждая группа налогов имеет свой критерий оценки тяжести в части налогового бремени. При применении данной методики опровергается распространенное мнение о том, что большой размер налогов, которые включены в себестоимость, выгоден экономическому субъекту, в связи с тем что позволяют уменьшить прибыль и тем самым налог на прибыль. Прибыль экономического субъекта в данной методике является интегральным показателем, на который влияют все налоги.

Косвенные налоги не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, которые могут повлиять на прибыль организации, что является основным отличием данного подхода к оценке налогового бремени.

В методике определения налогового бремени, разработанной А. Кадушиным и Н. Михайловой, оно рассматривается как доля направляемой в бюджет добавленной стоимости, созданной определенным экономическим субъектом. Добавленная стоимость рассматривается как источник дохода предприятия и источник уплаты налогов. Определяемый показатель позволяет усреднить оценку налоговой нагрузки для различных типов производств, тем самым обеспечивается сопоставимость налогового бремени для различных экономических субъектов.

Данная методика позволяет получить долю отчисляемой добавленной стоимости организации в бюджет государства, а также сравнить количественные изменения доли налогов в добавленной стоимости с учетом типа производства и рентабельности. По формулам, предложенным в этой методике, существует возможность определять долю налоговой нагрузки в добавленной стоимости предприятия и просчитать влияние повышения либо понижения налоговых ставок и увеличения льгот на темпы развития экономического субъекта.

В соответствии с методикой Е. А. Кировой предполагается расчет абсолютной и относительной налоговой нагрузки. Абсолютная налоговая нагрузка рассматривается как фактически перечисленные в бюджет и внебюджетные фонды налоговые платежи, а также суммы недоимок и пеней по ним.

Абсолютная налоговая нагрузка не отражает напряженности налоговых обязательств экономического субъекта, в связи с чем следует дополнительно рассчитать показатель относительной налоговой нагрузки к вновь создаваемой стоимости.

Данная методика позволяет сравнивать налоговую нагрузку экономических субъектов вне зависимости от их отраслевой принадлежности, что является ее достоинством. Это реализуется, благодаря тому что налоговые платежи соотносятся именно со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов. Также формирование вновь созданной стоимости не привязано к уплачиваемым налогам.

В методике М. И. Литвина связываются показатели налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизма взимания налогов. Данный показатель рассчитывается как отношение суммы налогов, в которую включаются все уплачиваемые налоги, и размера источника средств уплаты налогов, в качестве которого признается доход экономического субъекта в разных сферах.

Также с помощью показателей, исчисленных как отношение отдельных налогов к конкретному источнику платежа, определяется оптимальная налоговая нагрузка в зависимости от отраслевой принадлежности организации.

В методике Т. К. Островенко показатели налоговой нагрузки разделяются на частные и обобщающие (налоговая нагрузка на доходы предприятия, на финансовые ресурсы предприятия, на собственный капитал, на прибыль до налогообложения). Частные показатели характеризуют налоговую нагрузку по четырем источникам возмещения: себестоимости, выручки от реализации, финансовых результатов и чистой прибыли.

Данная методика позволяет рассчитывать налоговую нагрузку на одного работника, что позволяет оценить его вклад в формирование прибыли предприятия, налоговых платежей и собственного дохода.

Так как налоговые выплаты являются следствием выбора объекта обложения и механизма исчисления налога, то объект обложения является следствием существующих размеров бизнеса и его динамики на следующий год. Принять верное решение в части выбора варианта налогообложения невозможно без полного и ясного представления о том, как будет развиваться компания в предстоящий период [4].

Вопросы, касаемые учетной и контрольной функции предприятия, исследовались многими авторами, которые считают учетную политику необходимым связующим звеном между бухгалтерским учетом и управлением организацией. Вследствие того что она фактически представляет собой законный способ манипулирования показателями отчетности: величиной прибыли, оценкой активов и т. д., ее выбор играет ключевую роль. Соответственно, можно рассматривать учетную политику предприятия как реальный инструмент влияния на мнение пользователей отчетности о финансовом состоянии компании. Также и учетная политика для целей налогообложения организации представляет собой ни что иное, как законный способ минимизации налогооблагаемых величин. Обнаруживается терминологическая неточность относительно использования терминов «налоговая политика» и «учетная политика для целей налогообложения», которые в своей сути имеют много общего. Различия заключаются в том, что налоговая политика не является законодательно обязательным документом, составляется на любой период, определенный стратегией и тактикой предприятия, разрабатывается самостоятельно для менеджмента организации с целью оптимизации финансового состояния и использует систему методов и приемов налогового планирования.

Таким образом, налоговая политика — это часть экономической политики организации, представляющая собой руководство для создания, сохранения и повышения уровня конкурентоспособности предприятия при принятии решений по вопросам оптимизации налогового управления.

Важным аспектом в стратегии развития малых предприятий является ценовая политика, формируемая в контексте политики продаж и определяемая миссией и конкурентной стратегией.

Выбор и формирование ценовой политики определяется тремя основными группами факторов: издержками, спросом и конкуренцией.

В общем виде издержки отражают потребленные ресурсы предприятия на оказываемые услуги. Однако конкурентная среда требует от производителей услуг эффективного и упреждающего управления издержками, основанного на планировании всех видов материальных, трудовых, информационных и иных расходов, необходимых для предоставления качественной перевозки. Налоговые выплаты в цене услуги могут достигать 60% уровня в случае нерационального оформления договорных отношений с контрагентами, непрофессионального ведения учета, использования несвоевременной и малоаналитической информации о деятельности предприятия.

Литература

1. Лудинова Ю. В., Румянцева А. Ю. Проблемы управления задолженностью российских предприятий в современных условиях // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 1 (60). С. 186-190.

2. малое и среднее предпринимательство в России: Росстат. Сборник по итогам 2013 г.: Стат. сб. / Росстат. М., 2014.

3. о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. звягина е. м. Конкурентоспособность предприятий на рынке пассажирских автотранспортных услуг: Дисс. ... канд. экон. наук / Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.