УДК 336.221
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
В. Ю. Щеглов, Е. В. Федонина
ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF TAXATION ON THE ACTIVITIES OF ECONOMIC SUBJECTS
V. U. Scheglov, E. V. Fedonina
Аннотация. Предмет и цель работы. Актуальность данной темы характеризуется несколькими положениями. Во-первых, налоговая система непосредственно влияет на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. От состава налогов, уровня налоговой нагрузки во многом зависят их финансовое состояние, производственный потенциал и конкурентоспособность продукции на рынке. Во-вторых, в настоящее время уровень налогового бремени в РФ можно оценить как достаточно высокий, что тормозит экономическое развитие как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики в целом. В-третьих, налоговая система страны при ее правильном управлении может стать катализатором для деятельности предприятий и экономики страны. В четвертых, развитие программ по развитию хозяйствующих субъектов как на федеральном, так и региональном уровне подтолкнут экономику страны к росту, повысив одновременно доходы бюджета. Цель исследования заключается в изучении теоретических вопросов налоговой системы, понятия налоговой нагрузки как одного из важнейших показателей налоговой системы страны, выявлении и оценке негативных последствий работы хозяйствующих субъектов, которая выражается в высоком уровне налоговой нагрузки на них, а также выработке предложений по изменению некоторых элементов налоговой системы РФ, которые будут в дальнейшем способствовать повышению производительности труда и повышению налоговых отчислений в бюджет страны. Материалы и методы. Реализация задач исследования была достигнута на основе изучения научных источников информации в отношении сущности понятия «налоговая нагрузка», ее влияние на результаты деятельности предприятий. При изучении проблематики статьи были использованы методы эмпирического исследования, методы теоретического познания и общелогические методы и приемы. Результаты. Изучены различные трактовки понятия «налоговая нагрузка», а также установлена взаимосвязь между ее изменением и эффективностью деятельности организаций. Рассмотрена кривая Лаффера. Изучены данные статистики по уровню налоговой нагрузки и теневой экономики в РФ. Рассмотрены предложения по изменению налоговой системы с целью ее превращения в эффективный механизм активизации развития организаций и предприятий РФ.
Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговое бремя, влияние, предприятия, хозяйствующие субъекты, экономическая деятельность.
Abstract. Subject and goals. The relevance of this topic is characterized by several provisions. First, the tax system directly affects the performance of economic entities. The composition of taxes, the level of tax burden largely depends on their financial condition, production potential and competitiveness of products in the market. Secondly, at present, the level of the tax burden in the Russian Federation can be estimated as high enough, which hinders the economic development of both individual economic entities and the economy as a whole. Third, a country's tax system, if properly managed, can be a catalyst for enterprises and the country's economy. Fourth, the development of programs for the de-
velopment of economic entities, both at the Federal and regional levels will push the country's economy to growth, while increasing budget revenues. The purpose of the study is to explore the theoretical aspects of the tax system, the concept of the tax burden as one of the most important indicators of the tax system, identify and assess the negative consequences of the economic entities, which is expressed in a high level of tax burden on them, as well as proposals for changing some elements of the tax system of the Russian Federation, which will further improve productivity and increase tax payments to the budget of the country. Materials and methods. Implementation of the research objectives was achieved on the basis of the study of scientific sources of information regarding the essence of the concept of «tax burden», its impact on the results of enterprises. In studying the problems of the article the methods of empirical research, methods of theoretical knowledge and General logical methods and techniques were used. Results. Various interpretations of the concepts of «tax burden» are studied, and the relationship between its change and the efficiency of organizations is established. The Laffer curve is considered. The data of statistics on the level of tax burden and shadow economy in the Russian Federation are studied. Proposals to change the tax system in order to turn it into an effective mechanism for enhancing the development of organizations and enterprises of the Russian Federation are considered.
Keywords: taxes, tax system, tax burden, tax burden, influence, enterprises, economic entities, economic activity.
Введение
В современных экономических условиях огромное значение имеет налоговая система государства, ее состав и механизм функционирования. Она должна одновременно соответствовать требованиям государственной бюджетной политики и удовлетворять потребности предприятий в создании условий для нормального финансового развития, поскольку коммерческие организации в настоящий момент являются основой для развития экономики страны.
Уплата налоговых платежей в дальнейшем влияет на производственное и финансовое состояние предприятия, его инвестиционную деятельность и конкурентоспособность продукции на рынке. Величина этого воздействия зависит от системы налогообложения, а именно: состава налоговых взиманий, их фискального уровня, способов их взимания, устойчивости и степени совершенства налоговой системы. Доходная часть бюджета и результативность деятельности предприятий во многом зависят от базы начисления каждого из налогов - чем больше база налога, тем более существенное воздействие он оказывает.
В настоящее время, анализируя российские субъекты хозяйствования, можно сказать, что высокий уровень налогообложения оказывает существенное воздействие на их состояние и условия для развития. Существующая система налогообложения ограничивает потенциал предприятий. Таким образом, решение данной проблемы, стимулирование экономической деятельности предприятий, раскрытие производственного потенциала и общее экономическое развитие страны посредством точечного изменения системы налогообложения являются первоочередными задачами государства.
Основная часть
По данному вопросу имеется большое количество работ, но однозначного мнения по поводу влияния налогов на эффектность предприятий в со-
временной экономической литературе пока не представлено. Поэтому данный аспект многие авторы связывают с такими понятиями, как «налоговая нагрузка» или «налоговое бремя». Уже давно многие исследователи занимаются изучением вопросов и категорий налогообложения, однако существуют различные точки зрения ученых к трактовке данных понятий.
Такие ученые-экономисты, как О. Ф. Пасько, В. Г. Пансков, Б. А. Теслюк, И. А. Майбуров, Ю. А. Лукаш, И. В. Горский, М. Н. Крейнина, Н. В. Миля-ков, И. И. Бабленкова, А. В. Брызгалин, В. Р. Юрченко рассматривают показатель налоговой нагрузки как часть доходов отдельного хозяйствующего субъекта, изымаемая в бюджет в виде налогов и сборов или как совокупный объем налоговых поступлений. Например, И. А. Майбуров определяет налоговое бремя как «важнейший фискальный показатель налоговой системы страны, характеризующий совокупное воздействие налогов на ее экономику в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера» [1].
О. Ю. Кудрина, Б. М. Сабанти, Е. В. Чипуренко можно отнести к группе ученых, которые придерживаются мнения, что налоговая нагрузка представляет собой комплексный показатель, характеризующий влияние налогообложения на хозяйствующие субъекты.
А. Н. Цыгичко рассматривает понятие налогового бремени как «часть совокупной финансовой нагрузки, ограничивающей ресурсы расширения и модернизации предприятий» [2].
Некоторые исследователи рассматривают налоговую нагрузку в качестве инструмента налогового менеджмента, т.е. налогового планирования и анализа уплачиваемых на предприятии налогов [3].
Анализируя различные подходы к трактовке различных концепции, можно сделать вывод: налоговая нагрузка является показателем, отражающим эффективность системы налогообложения с точки зрения величины мобилизованных сумм денежных средств от различных организаций и предприятий, а также показывающий степень влияния налогов на результативность деятельности предприятия и государства в целом.
За многие столетия построения различных налоговых систем во многих странах с развитыми рыночными отношениями была выработана совокупность определенных показателей, предельные значения которых свидетельствуют о невозможности ведения эффективной предпринимательской деятельности.
Еще во второй половине ХХ в. профессор А. Лаффер установил зависимость суммы поступающих налоговых платежей от налоговой нагрузки, которая наглядно изображается на так называемой кривой Лаффера. Именно Лаффер смог пояснить, что снижение уровня налогового бремени способствует развитию предпринимательской деятельности, инициативы и предприимчивости, а его необоснованное увеличение - процветанию теневой экономики. Однако данная кривая не дает объективного представления о предельной величине налогов в бюджет. Она во многом зависит от финансового состояния плательщиков налогов и сборов в конкретном государстве, а также от состояния экономики в целом.
Накопившийся опыт налогообложения в различных странах мира показывает, что изъятие более 1/3 дохода налогоплательщика является предельной чертой, переход через которую приводит к сокращению сбережений налогоплательщиков, а соответственно и инвестиций в экономику. Ставки, превышающие 40 % от дохода налогоплательщика, подрывают стимулы к развитию предпринимательской деятельности и расширению производства [4].
Многие экономисты придерживаются мнения, что в Российской Федерации уровень налоговой нагрузки находится в норме, сравнивая налоговое бремя России со средним значением показателя стран ОЭСР (в некоторых странах Западной Европы налоги действительно выше). С целью облегчения сопоставления и анализа межстранового и межотраслевого уровня налоговой нагрузки применяются концепции предельной эффективной налоговой ставки (METR) и средней эффективной налоговой ставки (EATR).
Предельная эффективная налоговая ставка (METR) отражает реальный уровень ставки налогообложения единицы дохода от капитала, являющийся предельным для инвестирования.
Средняя эффективная налоговая ставка (EATR) отражает среднее значение фактической ставки налогов по отношению к прибыли до налогообложения за период реализации проекта, т.е. сопоставления чистой приведенной стоимости (NPV) денежных потоков в условиях наличия и отсутствия налогообложения.
Такое сопоставление показывает, что Российская Федерация входит в число стран с наиболее низким уровнем налогообложения прибыли предприятий и организаций. В 2017 г. EATR в РФ была равна 16,7 % (против среднего значения по ОЭСР в 21,6 %), а METR составила 7,9 % (против среднего значения по ОЭСР в 13,9 %) [5] .
Исходя из данного исследования, можно сделать вывод, что налоговые условия экономики России для реализации инвестиционных проектов не хуже, чем в странах ОЭСР и БРИКС. Ставка налога на прибыль в РФ достаточно низка, уровень налоговой нагрузки в отношении прибыли компаний приемлема для бизнеса. Однако данное сравнение налогового бремени России со средним значением показателя стран невозможно по следующим обстоятельствам:
- в оценке участвуют страны Западной Европы с непомерно высоким уровнем налоговой нагрузки, одновременно предоставляющие высококачественные публичные услуги и привлекающие инвесторов институтами развитой и эффективной судебной системой, низким уровнем коррупции, надежной системой защиты прав собственности;
- как развивающийся рынок РФ ведет борьбу за инвестиции с иной группой стран, у которой уровень налогового бремени в целом на порядок ниже (здесь можно говорить о том, что Россия в силу исторических причин проиграли конкуренцию за инвестиции).
Согласно ежегодному обзору Paying Taxes для 190 стран мира при среднем значении общего уровня налоговой нагрузки в 40,3 % в России этот показатель достаточно высок - 46,3 %. В 2015 г. данный показатель составил 47,4 % (рис. 1) [6].
Рис. 1. Сопоставление стран по уровню налоговой нагрузки на прибыль модельной компании (% от валовой прибыли)
Все-таки высокая налоговая нагрузка в России является ключевым негативным фактором. Это отмечено и международными экспертами при определении позиций РФ в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, и российскими предпринимателями. (World Economic Forum, «The Global Competitiveness Report 2016-2017»).
При проблеме высокой налоговой нагрузке в России особое внимание следует обратить внимание на очень высокие налоги на труд. Российская Федерация вошла в десятку худших стран мира по уровню налогообложения фонда оплаты труда.
Оценить состояние и направленность налоговой системы государства можно, рассмотрев «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (утв. Минфином России). Анализируя данный нормативно-правовой акт, можно наблюдать устойчивую тенденцию преобладания фискальной направленности налоговой политики над регулирующей, что может способствовать в дальнейшем снижению стимула для предпринимательской деятельности.
Об этом свидетельствует наличие следующих мероприятий, прописанных в данном документе: повышение НДПИ в связи с осуществлением налогового маневра до 2021 г., определение налоговой базы по налогу на имущество по кадастровой стоимости, увеличение квазифискальной налоговой нагрузки (экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), утилизационный сбор, курортный сбор, обязательные отчисления операторов связи, плата за проезд большегрузных автомобилей, сборы за выдачу кодов по маркированным товарам), индексирование налогов на малый бизнес посредством повышения корректирующих коэффициентов и акцизов.
Что касается последнего, стоит сказать, что такие коэффициенты планируется ввести по ЕНВД, патентной системе налогообложения, НДФЛ. Таким образом, индексация в следующем году будет выше инфляции почти на 5 %. Данное явление можно наблюдать из года в год, что увеличивает налоговую нагрузку каждый год.
Итак, с одной стороны можно наблюдать увеличение эффективности налогового администрирования и направленность на это налоговой политики государства, а с другой - усиление фискального давления на бизнес.
Согласно Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» также в 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло повышение нагрузки на некоторые виды экономической деятельности.
Совокупная налоговая нагрузка на экономику выросла на 0,2 п.п. - с 10,8 до 11,0 %. Сильнее всего подверглась изменению налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых - на 6,8 п.п., в том числе по углю, нефти и газу на 7,1 п.п. В 2017 г. показатель был 45,4 %, а в 2018 - 52,5 %. Однако здесь имеет место самый высокий уровень рентабельности по выручке (33,6 %, рост - 7,7 п.п.). На втором месте по налоговому бремени - операции с недвижимостью (снижение на 0,8 п.п. до 20,5 %). По росту налогового давления за сырьевым сектором экономики следует административная деятельность (рост составил 3 п.п. - до 18,4 %). Выросла также налоговое бремя на общепит и гостиницы до 10,1 % - на 0,6 п.п.; в сфере водоснабжения и утилизации отходов -на 0,5 п.п., до 8,9 % в 2018 г. Уменьшилась нагрузка у предприятий транспортировки и хранения - на 0,3 п.п., до 6,5 %; оптовой и розничной торговли -на 0,3 п.п., до 2,9 %. Самое сильное снижение в обрабатывающей промышленности - на 1,1 п.п., до 7,1 %.
Стоит отметить, что в затратах на производство на некоторых предприятиях стоимость энергоносителей составляет 25-47 %, что сказывается не лучшим образом на конкурентоспособности наших производителей. По некоторым позициям наша продукция дороже импортных аналогов на 3-9 %, это негативно сказывается на объемах выпускаемой продукции. Одним из факторов, влияющих на повышение стоимости продукции, является ежегодный рост ставок акцизов, в частности на НДПИ.
Проведенный нами анализ показал, что при снижении ставок по НДПИ на газ будет происходить плавное снижение стоимости выпускаемой продукции, за счет этого можно прогнозировать рост объемов выпускаемой продукции.
Мы предлагаем планомерное ежегодное снижение ставок по НДПИ. В течение 5 лет предлагается снизить ставки на 50 %, что в итоге даст прирост по налогу на прибыль и НДС. Уменьшить налог на прибыль до 15 %, а также размер социальных отчислений до 20 %. Суммарный рост налоговых поступлений от этих налогов должен быть 8-14 %, в денежном выражении 1430-2200 млрд руб. дополнительных доходов от данных предложений.
Где существует высокая налоговая нагрузка на налогоплательщиков, там всегда появляется теневая экономика. Одной из причин ухода предприятий (особенно малых) в теневую экономику является жесткий налоговый прессинг [7]. В первом полугодии 2019 г. в России за неуплату налогов было возбуждено 1700 уголовных дел. В абсолютном выражении это на 6 % меньше, чем в прошлом году за аналогичный период.
Однако при этом вырос процент возбуждения уголовных дел. В прошлом году дела возбуждались только в 50 % случаев, в данный момент данный показатель вырос до 55 %. Большое количество дел с обвинительным заключением было направлено в суды - 510 только за шесть месяцев [8].
Такой высокий уровень налоговой нагрузки может послужить одним из факторов негативного влияния на предприятия и в целом на экономику РФ с точки зрения развития ее теневого сектора. Это могут быть последствия в виде недополучения денежных средств в бюджет страны, следствием чего выступает приостановка различных государственных программ, прекращение выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, данное явление может вызвать цепную реакцию, поскольку государство, с целью компенсации полученного дефицита, может ввести новые налоги, что негативным образом повлияет на хозяйствующие субъекты.
Неуплата налогов организациями и гражданами приводит к подрыву, во-первых, принципа социальной справедливости, поскольку не все субъекты налогообложения выполняют одну из конституционных обязанностей, провоцируя социальную напряженность и нестабильность в обществе. Во-вторых, это подрывает принцип добросовестной конкуренции, так как, например, предприятия, занимающиеся одним и тем же видом экономической деятельности, будут находиться в неравных налоговых условиях.
К сожалению, полностью искоренить теневую экономику не представляется возможным. Если есть официальная экономика, соответственно будет и скрытая. Однако снизить ее объемы реально, и для этого нашей стране необходима целенаправленная и долгосрочная работа. Чтобы уровень теневого бизнеса не рос, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом [9].
Таким образом, совершение налоговых преступлений противоречит интересам предприятий, подрывая экономическую безопасность страны, тормозя экономическое развитие и формирование цивилизованных рыночных отношений.
Несомненно, налоговая система РФ нуждается в изменениях. Ее дальнейшее реформирование должно превратить механизм налогообложения в эффективный инструмент для активизации экономического роста и развития хозяйствующих субъектов, создания условий для расширенного воспроизводства, развития инвестиционной и инновационной деятельности, а также повышения качества жизни населения.
Однако необходимо снизить ставки налога на прибыль до 15 %, а также НДПИ на 50 % и страховых взносов, например, до 20 % Такое снижение уровня налогообложения будет способствовать выходу предприятий «из тени», повышению производства и росту конкурентоспособности российской продукции. Кроме того, вследствие выхода серых доходов предприятий увеличится налогооблагаемая база, что приведет к росту реальных налоговых поступлений в бюджет страны.
Заключение
Таким образом, налогообложение представляет собой один из главных инструментов в управлении экономикой в части влияния на результаты деятельности предприятий. Поддержание достаточно низкого уровня налогового бремени приводит к расширению предпринимательской инициативы, способствует увеличению производства, обеспечивает финансовую стабильность организаций и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Чрезмерное
увеличение налоговой нагрузки приводит к противоположному результату, губительно действуя на предприятия и экономику в целом.
Так как в РФ в настоящий момент высокий уровень налогового бремени, то это очень негативно сказывается на работе предприятий: увеличение масштабов теневой экономики, отсутствие условий для развития, закрытие множества предприятий и т.д. Поэтому изменения в российской налоговой системе должна быть ориентированы на снижение налогового давления на бизнес-структуры. Это можно сделать посредством снижения ставок налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов.
Данные предложения помогут хозяйствующим субъектам не только увеличить объем выпускаемой продукции и свою прибыль, но и повысить отчисления в бюджет страны.
Так за счет всех изменений произойдет рост объемов выпускаемой продукции на 8-14 %, а в денежном выражении - 1430-2200 млрд руб.
Данные изменения в налоговой системе будут проходить планомерно, чтобы они не отразились на доходах бюджета и выполнении взятых на себя государством обязательств.
При осуществлении данных предложений у наших хозяйствующих субъектов появятся лучшие возможности для выпуска более конкурентно-способной продукции и продвижения ее на мировые рынки.
Библиографический список
1. Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение / И. А. Майбуров. - Москва : Юни-ти-Дана, 2007
2. Цыгичко, А. Н. Нормализация налоговой нагрузки / А. Н. Цыгичко. - Москва : ИТРК, 2002
3. Измайлова, М. А. Налоговая нагрузка хозяйствующих субъектов и условия ее определяющие / М. А. Измайлова // Universum: экономика и юриспруденция. -2015. - № 8 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-hozyaystvuyuschih-subektov-i-usloviya-eyo-opredelyayuschie (дата обращения: 15.11.2019).
4. Пансков, В. Г. Налоговая система Российской Федерации: проблемы становления и развития : монография / В. Г. Пансков. - Москва : ИНФРА-М, 2018. -С. 159
5. Алексеев, М. В. Перспективы налоговой политики. Существует ли «идеальная налоговая система» для России? / М. В. Алексеев, С. Г. Белев, В. В. Громов [и др.]. - Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - С. 38-39.
6. Рейтинг PwC «Paying Taxes 2017». - URL: https://www.pwc.com/al/en/publica-tions/paying-taxes-2017.html
7. Кизон, Е. А. Теневая экономика в современных условиях / Е. А. Кизон // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 1 (5). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tenevaya-ekonomika-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 30.11.2019).
8. Губернаторов, А. М. Анализ правонарушений налогового законодательства в россии на современном этапе / А. М. Губернаторов, В. А. Бещанова, О. И. Штанько // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 6-1. - С. 47-51. -URL: https://www.vaael.ru/ru/article/view?id=590 (дата обращения: 15.11.2019).
9. Рыжкова, Ю. А. Проблемы теневой экономики в России / Ю. А. Рыжкова, О. А. Логунова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обще-
стве. - 2011. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tenevoy-ekonomiki-v-rossii (дата обращения: 30.11.2019).
10. Майбуров, И. А. Налоговые системы. Методология развития : монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» / И. А. Майбуров [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 463 с.
References
1. Mayburov I. A. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow: Yuniti-Dana, 2007. [In Russian]
2. Tsygichko A. N. Normalizatsiya nalogovoy nagruzki [Normalization of the tax burden]. Moscow: ITRK, 2002. [In Russian]
3. Izmaylova M. A. Universum: ekonomika i yurisprudentsiya [Universum: Economics and law]. 2015, no. 8 (19), Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-hozyaystvuyuschih-subektov-i-usloviya-eyo-opredelyayuschie (accessed Nov. 15, 2019). [In Russian]
4. Panskov V. G. Nalogovaya sistema Rossiyskoy Federatsii: problemy stanovleniya i razvitiya: monografiya [Tax system of the Russian Federation: problems of formation and development: monograph]. Moscow: INFRA-M, 2018, p. 159. [In Russian]
5. Alekseev M. V., Belev S. G., Gromov V. V. et al. Perspektivy nalogovoy politiki. Sushchestvuet li «ideal'naya nalogovaya sistema» dlya Rossii? [Prospects for tax policy. Is there an "ideal tax system" for Russia?]. Moscow: Izdatel'skiy dom «Delo» RANKhiGS, 2019, pp. 38-39. [In Russian]
6. Reyting PwC «Paying Taxes 2017». Available at: https://www.pwc.com/al/en/ publications/paying-taxes-2017.html
7. Kizon E. A. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve [Models, systems, networks in economy, technology, nature and society]. 2013, no. 1 (5). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tenevaya-ekonomika-v-sovremennyh-usloviyah (accessed Nov. 30, 2019). [In Russian]
8. Gubernatorov A. M., Beshchanova V. A., Shtan'ko O. I. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and law]. 2019, no. 6-1, pp. 47-51. Available at: https://www.vaael.ru/ru/article/view?id=590 (accessed Nov. 15, 2019). [In Russian]
9. Ryzhkova Yu. A., Logunova O. A. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, pri-rode i obshchestve [Models, systems, networks in economy, technology, nature and society]. 2011, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tenevoy-ekonomiki-v-rossii (accessed Nov. 30, 2019). [In Russian]
10. Mayburov I. A. et al. Nalogovye sistemy. Metodologiya razvitiya: monografiya dlya magistrantov, obuchayushchikhsya po programmam «Nalogi i nalogooblozhenie», «Finansy i kredit» [Tax system. Development methodology: monograph for undergraduates studying in the programs "Taxes and taxation", "Finance and credit"]. Moscow: YuNITI-DANA, 2017, 463 p. [In Russian]
Щеглов Вадим Юрьевич старший преподаватель, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Shcheglov Vadim Yurievich senior lecturer,
sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Федонина Екатерина Викторовна
студентка,
Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Fedonina Ekaterina Viktorovna student,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Образец цитирования:
Щеглов, В. Ю. Анализ влияния налогообложения на деятельность хозяйствующих субъектов / В. Ю. Щеглов, Е. В. Федонина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2019. - № 4 (32). - С. 40-49.