НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА*
А. Е. ПЕРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, г. Краснодар
В современной экономике малое предпринимательство играет важную роль в решении экономических и социальных задач. Развитие сектора малых предприятий является одним из важных стимулов экономического роста. В связи с этим особую значимость с позиции стимулирования развития малого предпринимательства приобретает система налогообложения субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время процесс формирования в России эффективной, отвечающей современным требованиям рыночной экономики, системы налогообложения объективно привел к пониманию необходимости согласования достаточно противоречивых интересов государства и налогоплательщиков. От реализации этой задачи во многом зависит выполнение государством функций пополнения и расходования бюджетных средств, дальнейшее развитие субъектов хозяйственной деятельности, а также экономики в целом. Инструментом, способствующим решению указанной проблемы, может стать налоговое планирование.
Для субъектов малого предпринимательства эффективное налоговое планирование должно быть важной составляющей как текущего, так и стратегического финансового планирования, что
* Работа выполнена в рамках гранта № 2.2.2.4/4422 «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России».
должно быть обусловлено не только возможностью минимизации затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности малого предприятия.
Одной из целей малого бизнеса является выработка оптимальных решений в финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.
Малые предприятия постоянно изыскивают различные пути минимизации своих расходов, в том числе и налоговых расходов. Поэтому применение налогового планирования особенно актуально для малых предприятий. Очень важно выработать особый подход к организации и осуществлению налогового планирования на малых предприятиях [6].
Малым предприятиям следует придавать особое значение налоговому планированию:
— на стадии создания предприятия (с момента возникновения идеи об организации предприятия);
— на стадии функционирования предприятия (в процессе текущей хозяйственной деятельности).
Налоговое планирование можно подразделить на несколько стадий.
1. Принятие решения о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте нахождения организации, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений ит. д.
2. Выбор юридической формы и структуры организации с учетом характера и целей ее деятельности.
3. Выбор системы налогообложения, обеспечивающей правильное и полное использования налоговых льгот при определении облагаемого дохода и при исчислении налоговых обязательств.
4. Определение наиболее рациональных с налоговой точки зрения вариантов размещения полученных прибылей и других накоплений, выбор путей и методов ихрасходования [2, С. 3—4].
Процесс налогового планирования субъектов малого предпринимательства должен включать следующие этапы:
1. Определение целей и задач создания малого предприятия.
2. Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
3. Оценка всех предоставленных законодательством налоговых льгот при различных системах налогообложения.
4. Выбор системы налогообложения предпринимательской деятельности.
5. Разработка стратегии развития малого бизнеса.
6. Выбор налоговой политики малого предприятия.
7. Исследование различных финансово-хозяйственных ситуаций с учетом возможных налоговых рисков.
8. Разработка системы мероприятий, предусматривающей осуществление налогового плана деятельности малого предприятия: плана законной оптимизации налоговых платежей в рамках налоговой и экономической безопасности, учитывающего специфику малого предприятия.
В современном мире оптимизация налогообложения предприятий малого бизнеса становится неотъемлемой частью деятельности. Она направлена не только на снижение налоговых платежей, но и на повышение эффективности деятельности предприятия. Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполага-
деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.
Уменьшение налоговых выплат в результате их оптимизации должно вести к увеличению размера прибыли предприятия, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия. Однако эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной.
Сокращение одних налогов может привести к увеличению других, а также к налоговым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а минимизация бремени налогов на базе роста производства, продаж и доходности бизнеса, т.е. построения эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной была вся структура бизнеса. Долговременность, устойчивость эффекта снижения налогового бремени могут быть обеспечены путем эффективного вложения средств в производство, развитие предприятия, в том числе и средств, высвободившихся от эффекта снижения налогового бремени.
Оптимизация налогообложения и налогового планирования должны строиться также и на поддержании налогоплательщиками своей ценовой конкурентоспособности нарынке, имея в виду, что большая часть налогов включается в продажные цены товаров и оплачивается потребителями [1,153—155].
При налоговом планировании решаются оперативные, тактические и стратегические вопросы деятельности предприятия (см. рисунок).
Стратегический уровень
Стратегические решения по снижению налогообложения
1<с
Функция планирования
о1
Включение налогов в бюджет и планирование
Тактический уровень
Координация стратегических и операционных схем
К
Функции контроля
о!
Решение налоговых схем
Оперативный уровень
Правильность расчетов и документации
Операционные функции
С>
Операционная структура для снижения налогов
ют такую управленческую
Рассматриваемые вопросы в рамках налогового планирования
Максимальная эффективность от оптимизации налогообложения достигается, если она проводится на этапе создания малого предпринимательства, пока еще не совершено ошибок, которые могут вызвать негативные последствия при сдаче отчетности в налоговые органы.
Естественно, качественная и грамотная оптимизация налогообложения предприятий малого бизнеса невозможна без привлечения квалифицированного специалиста.
Это объясняется тем, что налоговое законодательство постоянно меняется и необходима своевременная корректировка в организации налогового планирования.
Специалист разрабатывает индивидуальные решения в области оптимизации налогообложения малого предприятия, основываясь на особенностях организации бизнеса, что значительно увеличивает эффективность проводимых мероприятий.
Налоговое планирование может помочь малому предпринимательству:
1) соблюдать налоговое законодательство путем правильного расчета налогов и своевременной уплаты запланированных сумм;
2) свести до минимума налоговые суммы;
3) максимально увеличить прибыль;
4) разработать структуру взаимовыгодных сделок — помочь заказчикам и поставщикам;
5) управлять потоками денежных средств;
6) избежать штрафных платежей.
Российское законодательство оказывает
влияние на систему экономических отношений и является основой развития малого предпринимательства, которое, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, обладая быстрой оборачиваемостью капитала, способствует позитивной динамике национального хозяйства и стабильному формированию налоговой базы. Однако действующая система налогообложения не обеспечивает должным образом развития малого бизнеса. Несмотря нато, что в ней заложены определенные инструменты, позволяющие малым предприятиям изменять уровень своей налоговой нагрузки, одной из главных причин возникновения конфликтов между государственными контролирующими органами и налогоплательщиками становится несовершенство правовой базы.
Также, на взгляд автора, необходимо отметить и другую проблему, стоящую перед малым бизнесом при реализации налогового планирования: руководство предприятия в большинстве случаев имеет ограниченное представление о налогообложении своей деятельности, в результате чего отсутствует контроль за направлением средств на оплату нало-
гов. Следующей проблемой является то, что расчет суммы налогов происходит на основе полученной информации, т. е. при неверно полученной информации формируется неверная отчетность, которая нарушает весь процесс налогового планирования.
В связи с чем, на взгляд автора, целесообразно предложить малому предпринимательству следующее:
1) руководству и бухгалтеру малого предприятия следует согласовывать свою работу, касающуюся оплаты налогов: необходимо оценивать и анализировать налоговые последствия своей деятельности;
2) расчет налогов необходимо осуществлять в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;
3) годовой налоговый план следует составлять с учетом льгот в соответствии с выбранной системой налогообложения для прогнозирования расходов, связанных со спецификой деятельности малого предприятия.
Рассмотрим способы оптимизации налогообложения.
Оптимизации налога на прибыль. Традиционно для снижения нагрузки по налогу на прибыль используются следующие способы:
1) формирование резервов (резерва по сомнительным долгам, резерва наремонт основных средств, резерва предстоящих расходов на оплату отпусков) для обеспечения более равномерного распределения налоговой нагрузки по налоговым периодам, т. е. для получения отсрочки по налогу на прибыль;
2) использование элементов налогового учета: выбор метода начисления амортизации, способа списания стоимости материалов ит.д.;
3) перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки и рефинансирование без дополнительных налоговых обязательств. Суть способа состоит в переносе прибыли предприятия на субъект льготного налогообложения.
Оптимизация НДС заключается в том, чтобы исходя из специфики расчета этого косвенного налога уменьшить НДС реализации и увеличить «входной»:
НДС (подлежащий уплате в бюджет) = НДС (реализации) — НДС («входной»),
«Выходной» НДС исчисляется по всем операциям, которые являются объектами налогообложения согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а «входной» НДС подлежит вычету согласно ст. 171, 172 НК РФ при следующихусловиях:
— приобретенные ресурсы используются в операциях, облагаемых НДС (производство и ре-
ализация товаров, выполнение работ и оказание услуг, облагаемых НДС);
— приобретенные ресурсы приняты к учету (товары оприходованы, работы приняты, услуги оказаны), что подтверждается соответствующими первичными документами (накладными, актами);
— по приобретенным ресурсам имеются в наличии счета-фактуры.
Оптимизация НДС отнюдь не заключается в том, чтобы освободиться от НДС в разрешенных НК РФ случаях, т. е. свести НДС реализации к нулю, поскольку в этом случае «входной» НДС из бюджета не возмещается, а включается в издержки производства и обращения, уменьшая тем самым прибыль организации. Более того, не имея возможности выставить покупателям (заказчикам) НДС реализации, организация, освободившаяся от НДС, лишает их права произвести налоговый вычет на «входной» НДС, которого просто нет.
Процесс оптимизации НДС зависит от двух факторов:
1) является ли предприятие конечным в цепочке производства и реализации продукции (и если да, то ему целесообразно использовать освобождение от НДС);
2) потребляют ли продукцию другие (в этом случае использовать освобождения нецелесообразно, так как льготы носят «мнимый» характер).
Оптимизация налога на имущество. Чтобы уменьшить налогооблагаемую базу, предприятию необходимо уменьшить стоимость активов на своем балансе. Способов оптимизации налога на имущество существует достаточно много — это один из самых «легких» для планирования налогов. Рассмотрим наиболее распространенные способы.
1. Передача имущества оптимизируемого предприятия структуре, имеющей льготы по этому налогу. Оптимизация платежей по налогу на имущество сводится к передаче основных средств на баланс субъекта, который имеет льготы по этому налогу:
— индивидуальным предпринимателям;
— организациям, применяющим специальные налоговые режимы;
— организациям, использующим труд инвалидов.
Такой способ более подходит для крупных предприятий, в которых имеется особая фирма на льготном режиме, владеющая имуществом оптимизируемого предприятия. Это специально выделенное юридическое лицо, как правило, не ведущее никакой деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, переведенное на один из льготных налоговых режимов. При этом данный способ не
только обеспечивает оптимизацию налога на имущество, но и используется в планировании другого важнейшего налога — налога на прибыль.
2. Переоценка основных средств. Для проведения переоценки применяется метод прямого пересчета. В этом случае определяется рыночная стоимость имущества. Для этого могут быть использованы:
— данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от ее изготовителей;
— сведения об уровне цен, полученные из средств массовой информации;
— экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств и др.
Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года. Они учитываются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года и отражаются в бухгалтерском учете в январе.
Но существуют несколько недостатков данного способа:
1) если предприятие провело переоценку основных средств, то в дальнейшем надо будет делать это регулярно, независимо оттого, увеличилась или уменьшилась их стоимость;
2) переоценке подлежат группы однородных объектов основных средств;
3) результаты переоценки не учитываются при расчете налога на прибыль, поэтому бухгалтеру придется вести учет разниц в соответствии с правилами ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [4, 51—52].
Оптимизация прямых страховых взносов с фонда оплаты труда. В распоряжении руководства малого предприятия находится лишь ограниченный набор способов снижения налогов с фонда оплаты труда. Основным способом является установление работникам минимального размера оплаты труда.
Но в данном случае проблема заключается в том, что облагаемая база (МРОТ) по прямым страховым взносам одновременно служит основой для расчета пенсионных взносов, а от их размера зависит будущая пенсия сотрудника. Поэтому, прежде чем оплачивать работу сотрудников по минимальному размеру, соответственно, минимизировать прямые страховые взносы, в том числе и взносы в ПФР, необходимо узнать, как к этому отнесется работник. Не исключено, что он предпочтет не экономить деньги предприятия в ущерб своей будущей пенсии.
Оптимизация единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В розничной торговле ЕНВД платится с одного из двух базовых показателей — площадь
торгового зала и торговое место. Соответственно размер налога зависит от количества квадратных метров, используемых в качестве торгового зала, либо от количества мест, где заключаются сделки розничной купли-продажи.
Таким образом, способы оптимизации ЕНВД в розничной торговле существуют следующие.
1. Уменьшение площади торгового зала путем разделения магазина перегородкой на две части, в одной из которых организовать подсобку или склад, так как при расчете налога учитывается только та площадь, которая занята оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также проходов для покупателей. Площадь же подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала [3, ч. 2, ст. 346.27].
2. Переоборудование торгового помещения таким образом, чтобы в нем вообще не осталось торгового зала, оборудовав на всей площади помещения склад, оставив лишь место для продавцов-консультантов. В данном случае налог придется платить не с площади торгового зала, а с торгового места.
Что касается исчисления ЕНВД, зависящего от численности персонала (при таких видах деятельности, как оказание бытовых и ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; развозная (разносная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения); оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей), то можно использовать перевод сотрудников на другое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) или в иной вид деятельности.
Следующий способ — часть сотрудников уволить с предприятия, оформив с ними гражданско-правовые договора по оказанию услуг по своей специальности. Здесь необходимо учитывать, что если организация сократит штат сотрудников, она уменьшит налог, но не сможет эффективно работать. Поэтому кадровые перемещения нужно проводить только на бумаге.
Оптимизация единого налога при применении УСН. При применении УСН не платить единого налога либо свести его выплаты к минимуму двумя способами возможно путем:
1) уменьшения налогооблагаемыхдоходов;
2) официального учета всех расходов либо их увеличением.
Индивидуальные предприниматели и организации, рассчитывающие единый налог по ставке в размере 15 % с разницы между доходами и расходами, могут применять оба способа, но если единый налог уплачивается по ставке в размере 6 % с доходов, уменьшить его можно только путем уменьшения самого дохода.
Чтобы сэкономить на едином налоге при УСН, целесообразно в схему взаимодействия с партнерами и/или контрагентами по бизнесу включить комиссионеров, поскольку посредники платят единый налог только с суммы своего вознаграждения. Для того чтобы иметь «своего» комиссионера, для начала его достаточно зарегистрировать. Затем с ним должен быть заключен договор комиссии. В этом случае товары можно продавать не напрямую, а через «своего» посредника на основании заключенного с ним договора комиссии. До тех пор пока выручка будет храниться в кассе комиссионера (или на его расчетном счету), единый налог не платится, но рано или поздно комиссионеру все равно придется вернуть деньги продавцу товара, и тогда налог придется уплатить в полной мере, хотя и с отсрочкой. Отсрочка уплаты единого налога сама по себе может быть очень выгодна при наличии многих обстоятельств и факторов осуществления предпринимательской деятельности. Тем не менее, учитывая возможности применения схемы по максимуму, наличие отсрочки в данном случае можно рассматривать не более как промежуточный результат, хотя и положительный.
Понятно, что чем меньше прибыль, тем меньше и налог, а величина прибыли, как известно, во многом зависит от расходов, вернее, от правильности оформления расходов. Одним из видов расходов является арендная плата. Сумма арендной платы в полном размере (включая НДС) уменьшает доход, с которого платится единый налог. Важно правильно составить договор аренды.
С поставщиками рассчитаться лучше до перехода на УСН, поскольку это позволит уменьшить налог на прибыль. Допустим, что товар оплачен, но он поступил (доставлен) к налогоплательщику после его перехода на УСН. Стоимость этого товара следует включить в расходы. Но, поскольку при уплате единого налога с выручки (по ставке в размере 6 %) величина понесенных расходов значения не имеет, то выгоднее оформить документы так, чтобы
товар значился приобретенным в период работы на обычной системе налогообложения. В этом случае появится возможность уменьшить налог на прибыль за этот период [5].
Таким образом, налоговое планирование — это легальный и надежный способ уменьшения налоговых выплат предприятий малого бизнеса для извлечения максимальных выгод из применения специальных режимов налогообложения. Эти мероприятия состоят, в первую очередь, в структурировании бизнеса и разработке юридических и налоговых схем по законной оптимизации НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество. В отличие от уклонения от уплаты налогов налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранить заработанные деньги.
Список литературы
1. Барулин С. Б. Налоговый менеджмент: учеб. пособие / С. В. Барулин, Е. А. Ермакова, В. В. Сте-паненко. Москва: Омега-Л, 2008. С. 153—155.
2. Лермонтов Ю.М. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов // приложение к журналу «Налоговый вестник». Москва, 2008. С. 3 — 4.
3. Налоговый кодекс РФ, ч. 2, ст. 346.27
4. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии / Под ред. С. В. Бе-лоусовой. — Москва: Вершина, 2007. — 51 — 52 с.
5. Оптимизация единого налога при применении УСН // www. auditlex. га
6. Филина Ф. Н. Налоговое планирование на малых предприятиях // www. rosbuh. га
❖ ❖ ❖