Научная статья на тему 'Влияние музыки на физическое и духовное развитие детей дошкольного возраста'

Влияние музыки на физическое и духовное развитие детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное воспитание / пение / эстетика / физическое развитие / нравственность / musical education / singing / aesthetics / physical development / morality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рысбаева Айгуль Клышбековна

в статье рассматривается влияние пения, музыки и выразительных средств музыки на общее состояние организма, духовно-нравственное, физическое, эмоциональное развитие ребенка. Приводятся доказательства о пользе пения. Представлены исследования в этой области российских и казахстанских ученых. Указана необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, соблюдать методические рекомендации при отборе певческого репертуара. Описаны некоторые музыкальные направления, оказывающие воздействие на общее развитие детей, формирующие эмоциональную сферу, мышление, чуткость к красоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MUSIC ON PHYSICAL AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

the article considers the influence of singing, music and expressive means of music on the general condition of the body, spiritual, moral, physical, emotional development of the child. Evidence of the benefits of singing is provided. Research is presented in this area by Russian and Kazakh scientists. The need to take into account the age and individual characteristics of children, to follow the guidelines when selecting a singing repertoire is indicated. Some musical directions are described that affect the overall development of children, form the emotional sphere, thinking, and sensitivity to beauty.

Текст научной работы на тему «Влияние музыки на физическое и духовное развитие детей дошкольного возраста»

Список литературы /References

1. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф/документыШ6/ (дата обращения: 18.02.2020).

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. М., 2012.

3. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии [Текст] / Под ред. Т.И. Шамовой. Новосибирск, 2015.

4. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Школьные технологии, 2014. № 2.

5. Чечелъ И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] // Директор школы, 2011. № 4.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рысбаева А.К. Email: Rysbaeva682@scientifictext.ru

Рысбаева Айгуль Клышбековна - музыкальный руководитель, Государственное коммунальное казенное предприятие Ясли-сад № 15 «Айголек», г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается влияние пения, музыки и выразительных средств музыки на общее состояние организма, духовно-нравственное, физическое, эмоциональное развитие ребенка. Приводятся доказательства о пользе пения. Представлены исследования в этой области российских и казахстанских ученых. Указана необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, соблюдать методические рекомендации при отборе певческого репертуара. Описаны некоторые музыкальные направления, оказывающие воздействие на общее развитие детей, формирующие эмоциональную сферу, мышление, чуткость к красоте. Ключевые слова: музыкальное воспитание, пение, эстетика, физическое развитие, нравственность.

INFLUENCE OF MUSIC ON PHYSICAL AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Rysbaeva A.K.

Rysbaeva Aigul Klyshbekovna - music Director, STATE MUNICIPAL GOVERNMENT ENTERPRISE DAY NURSERY GARDEN № 15 "AYGOLEK", TALDYKORGAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article considers the influence of singing, music and expressive means of music on the general condition of the body, spiritual, moral, physical, emotional development of the child. Evidence of the benefits of singing is provided. Research is presented in this area by Russian and Kazakh scientists. The need to take into account the age and individual characteristics of children, to follow the guidelines when selecting a singing repertoire is indicated. Some musical directions are described that affect the overall development of children, form the emotional sphere, thinking, and sensitivity to beauty. Keywords: musical education, singing, aesthetics, physical development, morality.

УДК 5527.78.05

Через музыку дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с окружающим миром. В процессе общения с музыкой у детей развиваются такие качества, как взаимодействие, согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и взаимопонимания, такие свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, чуткость, развиваются эмоциональная отзывчивость и инициатива [2].

Музыка способна оказать большое воздействие на этическую сторону души. Известный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский в своем выступлении на открытии Московской конференции Международного общества по музыкальному воспитанию сказал: «Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность».

«Обучить детей искусству очень трудно, - пишет Д.Б. Кабалевский в одной из своих публикаций, - и основная трудность здесь заключается в том, что по -настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально».

Специфические особенности работы музыкального руководителя в детском саду определяются направленностью на решение задач воспитания эмоциональной отзывчивости у детей, чувств сопереживания, сочувствия, развития духовной сферы ребенка. При этом в поле зрения педагогов остается общее развитие детей, их состояние здоровья [1].

Особо следует остановиться на пении. Именно пение имеет свойство положительно влиять на общее состояние организма ребенка, вызывать реакции, влияющие на кровообращение, ровное дыхание. Об этом писали в своих научных исследованиях ученые - физиологи В.М. Бехтеров, И.П. Павлов. Так, изучая влияние мажорного и минорного ладов на слушателя, физиолог П.К. Анохин пришел к выводу, что умелое использование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время его активной деятельности, стимулировать или успокаивать его.

Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает тембр голоса. Правильная поза при пении влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Исследователь-педагог Н.А. Ветлугина пишет: "Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений".

Духовно-нравственное и физическое развитие детей взаимосвязаны. Пение в детском саду воспитывает и развивает у детей эстетическое восприятие и эстетические чувства, музыкальный и эстетический вкус. Дети радостно поют любимые песни, причем, они поют их в повседневной жизни.

Когда мы разучиваем песню, мы беседуем по содержанию песни, смотрим иллюстративный материал: это могут быть картинки, рисунки, мультфильмы, другие средства, например, аудио-видеоролики.

В ходе беседы дети развиваются интеллектуально. Отвечая на вопросы, они расширяют свой кругозор, увеличивают объем знаний об окружающей природе, жизни, событиях. Таким образом, пение способствует умственному развитию детей.

Вне сомнения, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Это связано с охраной детского голосового аппарата. Для пения определяются удобные для каждой возрастной

группы диапазоны, необходимо соблюдение методических рекомендаций для вокальных установок, развития певческих навыков, звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонации.

Можно отобрать певческий репертуар, определив музыкальное произведение, воздействующее на состояние организма человека. Например, российские педагоги и ученые в качестве примера рекомендуют:

• "Интоника", "Здравствуй" М.А.Лазарева - стимуляция психофизических качеств детей через музыкальную эмоцию.

• "Искусство слышать" Л.В.Школяр - развитие у детей способности моделирования процесса художественного творчества.

• "Радуга" - развитие музыкальности, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.

• "Детство" - растить детей здоровыми, жизнерадостными.

Интерес представляют исследования ученых Казахстана в области музыкального воспитания: Р.Р. Джердималиевой, А.И. Раимбергенова, Ш. Кульмановой и др. В книгах А.И. Раимбергенова «Казангап. Акжелен» и «Куй кайнары», излагается новая методика «Мурагер» для музыкального воспитания школьников, которая поможет воспитать новую элиту Казахстана. Эта методика основана на принципах народной педагогики. И все-таки эта уникальная система обучения игре на домбре позволяет подготовить дошколят к слушанию народной инструментальной музыки, познакомиться с музыкальным жанром - кюй. Музыкальное развитие, оказывая воздействие на общее развитие, формирует эмоциональную сферу детей, развивает мышление, воспитывает чуткость к красоте [3].

При пении надо обратить внимание на то, что детский голос обладает особыми качествами, который отличается от голоса взрослых. Ученые отмечают, что детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых, поэтому отмечается особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Так, у детей гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослых. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Следует помнить, что сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды в голосовых связках даже могут лопнуть от напряжения.

Кровоизлияние в область голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портит голосовые связки, но и снижает слух.

Для расслабления мышц шеи перед пением рекомендуется использовать упражнения с плавными движениями рук, наклонами головой вперед, назад, в стороны, а также упражнения с пропеванием гласных "У", и "О", но не "И", которая сужает гортань.

На музыкальных занятиях мы работаем над дыханием, занимаемся дыхательной гимнастикой. Во время пения развиваем артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению звуков.

Движения артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой для глаз работы мышц глотки и гортани. Поэтому на занятиях следует часто использовать правильный показ, чтобы дети легко повторяли движения нижней челюсти, губ, щек, языка.

Вокально-певческая и исполнительская деятельность детей способствует общему развитию состояния организма, воспитанию общей культуры, культуры общения и поведения.

Позитивное настроение перед концертным выступлением, общая атмосфера эмоционального подъема влияет на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.

Список литературы / References

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в дошкольном учреждении. М. Просвещение, 2008.

2. Ветлугина Н.А. "Методика музыкального воспитания в детском саду". М. "Просвещение", 1989.

3. Войнова А.Д. "Развитие чистоты интонации в пении дошкольников". М., 1960.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Бочкарева Т.А. Email: Bochkareva682@scientifictext.ru

Бочкарева Татьяна Александровна - учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар

Аннотация: в статье описаны теоретические аспекты использования игровой технологии на уроках английского языка в общеобразовательной школе, приведена классификация игр по дидактической направленности и по типу. Автор кратко анализирует данную технологию с точки зрения психологии, делает акцент на эффективности и педагогической целесообразности использования игры на разных этапах уроках. В качестве примера в статье приводится командная игра состязательного типа на запоминание слов, которую можно использовать при изучении любой темы для развития словарного запаса обучающихся. Ключевые слова: английский язык, игровая технология, игра, разновидности игр, речевая деятельность, игровая деятельность.

GAME TECHNOLOGY IN ENGLISH LESSONS Bochkareva T.A.

Bochkareva Tatyana Alexandrovna - English Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL OF GENERAL EDUCATION № 102, KRASNODAR

Abstract: the article describes the theoretical aspects of the use of gaming technology in English classes in a comprehensive school, provides a classification of games by didactic orientation and type. The author briefly analyzes this technology from the point of view of psychology, focuses on the effectiveness and pedagogical feasibility of using the game at different stages of the lessons. As an example, the article gives an adversarial team game for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.