Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ НА СТРЕЛКОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ'

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ НА СТРЕЛКОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / СПОРТСМЕНЫ / СТРЕЛКИ / СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / СПОРТ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна, Донских Виктор Владимирович

Цель исследования - подтвердить или опровергнуть влияние типа мотивации (достижения успеха или избегания неудач) на результаты спортсменов-студентов, занимающихся пулевой стрельбой в секции вуза. В исследовании принимают участие 59 спортсменов. Спортсмены делятся на три группы: начальной подготовки, учебно-тренировочную и сборную команду. В каждой группе у спортсменов изучается мотивация достижения успеха или избегания неудачи посредством теста А. Мехрабиана и сила мотивации к достижению успеха посредством теста Т. Элерса. Дополнительно спортсмены каждой группы выполняют контрольное стрелковое упражнение. В каждой группе изучаются средние показатели результатов обоих тестов-опросников, а также проводится корреляция между результатами тестов-опросников и результатами контрольной стрельбы. Отдельно изучается мотивация по тестам А. Мехрабиана и Т. Элерса в группе начальной подготовки раздельно среди мужчин и женщин и с учетом градации стрелкового результата. Научная новизна заключается в детальном исследовании возможного влияния направленности мотивации на результаты в сфере студенческого стрелкового спорта. В результате исследования авторы не находят корреляционных связей, которые указывали бы на однозначное влияние направленности мотивации и силы мотивации к достижению успеха на результаты стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна, Донских Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AND AVOID FAILURES ON THE SHOOTING RESULTS OF ATHLETES-STUDENTS IN SHOOTING SPORT

The purpose of the study is to confirm or refute the influence of the type of motivation (motivation to achieve success or motivation to avoid fail) on the results of athletes-students who train in shooting sport in the sports section of the university. The study involves 59 athletes. Athletes are divided into three groups: beginners, training and university team. In each group, the authors examine the motivation to achieve success and motivation to avoid fail of athletes using the A. Mekhrabian test and the indicator of motivation to achieve success using the T. Ehlers test. Also, athletes of each group perform a control shooting exercise. In each group, the authors examine the average scores of the two questionnaire tests and examine the correlation between the results of the questionnaire tests and the results of control shooting. Also, the authors explore the motivation through the tests of A. Mekhrabian and T. Ehlers in the group of beginner athletes separately among men and women and with a gradation of the shooting result. The scientific novelty lies in a detailed study of the possible influence of the type of motivation on the results in the field of student shooting sports. As a result, the authors do not find a correlation that would indicate the influence of the direction of motivation and the level of motivation to achieve success on shooting results.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ НА СТРЕЛКОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ»

Социологическая наука и социальная практика. - 2021. -М« 2.-Т, 9. - С. 96-114. 17. Аналитическая справка по результатам исследования готовности педагогов к цифровой транс

формации образования. - СПб.: ГБУ ДПО СПАП-ПО., 2021. - URL: https://spbappo.f u/wp-content/1 upíoads/2021/03 (дата обращения: 28.07.2022).

INFLUENCE OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AND AVOID FAILURES ONTHE SHOOTING RESULTS OF ATHLETES-STUDENTS IN SHOO TING SPORT

Vorobyova Svetlam Mikhailovna, Senior Lecturer

Domkikh Victor Vladimirovich, Senior Lecturer

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

The purpose of the study is to confirm or refute the influence of the type of motivation (motivation to achieve success or motivation to avoid fail) on the results of athletes-students who train in shooting sport in the sports section of the university The study involves 59 athletes. Athletes are divided into three groups; beginners, training and university team. In each group, the authors examine the motivation to achieve success and motivation to avoid fail of athletes using the A. Mekhrahian test and the indicator of motivation to achieve success using the T. Ehtefs test. Also, athletes of each group perform a control shooting exercise, in each group, the authors examine the average scores of the two questionnaire tests and examine the correlation between the results of the questionnaire tests and the results of control shooting. Also, the authors explore the motivation through the tests of A. Mekhrahian and T. Fhlers in the group of beginner athletes separately among men and women and with a gradation of the shooting result. The scientific novelty lies in a detailed study of the possible influence of the type of motivation on the results in the field of student shooting sports. As a result, the authors do not find a correlation that would indicate the influence of the direction of motivation and the level of motivation to achieve success on shooting results.

Keywords: motivation; motives; shooting sport; athletes; shooters; sports results; motivation to achieve success; motivation to avoid fail; sports at the university.

DO! 10.24923/2222-243X.2022-45.36

УДК 799.3+159.947.5 ВАК РФ 5.8.7

0 Воробьева CM, 2022 Ф Донских В.В., 2022

ВОРОБЬЕВА Светлана Михайловна, старший преподава тель

ДОНСКИХ Виктор Владимирович, старший преггодава тель

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДА Ч НА СТРЕЛКОВЫЕ РЕЗУЛЬ ТА ТЫ СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУЛЕВОЙ

СТРЕЛЬБОЙ

Цель исследования - подтвердить или опровергнуть влияние типа мотивации (достижения успеха или избегания неудач) на результаты спортсменов-студентов, занимающихся пулевой стрельбой в секции вуза. В исследовании принимают участие 59 спортсменов. Спортсмены делятся на три группы; начальной подготовки, учебно-тренировочную и сборную команду. В каждой группе у спортсменов изучается мотивация достижения успеха или избегания неудачи посредством теста А. Мехрабиана и сила мотивации к достижению успеха посредством теста Т. Элерса. Дополнительно спортсмены каждой группы выполняют контрольное стрелковое упражнение. В каждой группе изучаются средние показатели результатов обоих тестов-опросников, а также проводится корреляция между результатами тестов-опросников и результатами контрольной стрельбы. Отдельно изучается мотивация по тестам А. Мехрабиана и Т. Элерса в группе начальной подготовки раздельно среди мужчин и женщин и с учетом градации стрелкового результата. Научная новизна заключается в детальном исследовании возможного влияния направленности мотивации на результаты в сфере студенческого стрелкового спорта. В результате исследования авторы не находят корреляционных связей, которые указывали бы на однозначное влияние направленности мотивации и силы мотивации к достижению успеха на результаты стрельбы. Ключевые слова; мотивация; мотивы; пулевая стрельба; спортсмены; стрелки; спортивные результаты; мотивация достижения успеха; мотивация избегания неудач; спорте вузе.

Московский авиационный институт (национальный исследова тельский университет), Москва

Введение

Актуальность изучения мотивации обусловлена ее влиянием на поведение спортсменов-студентов в процессе их тренировок и вы-

ступлений на соревнованиях. Значимое количество научных публикаций посвящено вопросу мотивации достижения успеха или избегания неудач - это отдельная разработанная теория, согласно которой имеются дветенден-ции: человек в процессе деятельности направлен либо на стремление к успеху, либо предполагает неудачи и старается их избегать [6].

Актуальность данного исследования заключается в расширении знаний о мотивации спортсменов-студентов в избранном виде спорта. Цель настоящего исследования - провести анализ группы спортсменов-студентов, занимающихся пулевой стрельбой, в части типа их мотивации (достижение успеха, избегание неудач, неопределенный тип) и выяснить, оказывает ли влияние тип этой мотивации на результат их спортивной деятельности.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) провести тестирование изучаемой группы студентов-стрелков на выявление направленности их мотивации и отдельно силы мотивации к достижению успеха, 2) установить корреляционные связи между результатами тестов на тип и силу мотивации и стрелковыми результатами студентов-спортсменов, 3) дать обоснование выявленным корреляциям или отсутствию таковых.

Применяемые ме тодыщ ¿следования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Теоретической базой исследования послужили научные труды Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина, раскрывающие вопросы спортивной мотивации, а также исследования различных авторов, посвященные тематике мотивации достижения успеха и избегания неудач в различных видах спорта. Практическая значимость статьи заключается в возможности применения полученных результатов для дальнейшего выстраивания тренировочного процесса спортсменов-стрелков в условиях вуза.

Основная часть

Некоторые исследования указывают на то, что спортсмены с направленностью мотивации на достижение успеха показывают более высокие результаты при выступлении на соревнованиях, достигают больших спортивных успехов [2]. Например,такое встречается у единоборцев, направленных на достижение успеха, за счет меньшей тревожности, большей уверенности и активности [10], а у боксеров с таким же типом мотивации - за счет высокой самооценки и стремления к высоким резуль-

татам [4]. Исследование A.C. Грачева, Е.В. Гав-ришовой, A.A. Третьякова, посвященное изучению преобладания того или иного типа мотивации в зависимости от вида спорта, указывает на следующее: игровые виды спорта и единоборства чаще выбирают люди с мотивацией достижения успеха, а неигровые - те, у кого отсутствует выраженная мотивация того или иного типа [7]. При этом исследование В.Г. Бичева и Д.В. Бесова, изучающее мотивацию юных хоккеистов, указывает на наличие 100% спортсменов смотивацией избегания неудач, однако не указываются их спортивные достижения [3]. Изучаемые O.E. Габелковой спортсмены-разрядники в боксе и стрельбе из лука, в свою очередь, "в большей или меньшей степени имеют доминирующий мотив достижения успеха" [5]. У большей части спортсменов высокого уровня в зимних видах спорта в исследовании A.A. Чехуновой не выражен тип мотивации на достижение успеха или избегание неудач (неопределенный тип) [12], а в разных исследованияхфутболистов выявляется то присутствие высокой мотивации к успеху среди спортсменов [11], то, наоборот, преобладание мотивации избегания неудач [13].

Таким образом, имеется некоторое противоречие, и появляются сомнения в изначальном утверждении о том, что более высоких результатов однозначно достигают спортсмены с мотивацией стремления к успеху. По всей видимости, это сильно зависит от вида спорта, его особенностей, требуемого уровня результатов, других особенностей той или иной изучаемой группы.

В случае пулевой стрельбы к этому примешиваются другие психологические нюансы. Это вид спорта, в котором на результат очень сильное влияние оказывает психология, и, в частности, встречается обратный эффект нацеленности на определенный результат [8], что может приводить, наоборот, к снижению результативности выступления.

Организация исследования

В исследовании приняли участие 59 спортсменов-стрелков, занимающихся в секции пулевой стрельбы Московского авиационного института (национального исследовательского университета) МАИ. Стрелки были разделены на 3 группы:

- группа начальной подготовки: 44 спортсмена (20 мужчин, 24 женщины) возрастом от 17 до 21 года, не имеющие спортивных разрядов и занимающиеся данным видом спорта не более шести месяцев;

- учебно-тренировочная группа: 7 спортсменов (6 мужчин, 1 женщина) возрастом от 18 до 22 лет, имеющие 2 спортивный разряд и опыт занятий 1-2 года;

- сборная команда: 8 спортсменов (3 мужчин, 5 женщин) возрастом от 19 до 22 лет, имеющие опыт занятий не менее двух лет, входящие в состав сборной команды университета, выступающие на соревнованиях и имеющие спортивные разряды (KMC - 2 человека, 1 разряд - 3 человека, 2 разряд - 3 человека).

Спортсмены выполняли контрольную стрельбу - итоговый зачет в конце полугодового тренировочного цикла (стрельба из малокалиберной винтовки лежа, дистанция 50 метров): группа начальной подготовки - 10 зачетных выстрелов, учебно-тренировочная группа - 20 зачетных выстрелов, сборная команда - 30 выстрелов. В день проведения контрольной стрельбы спортсмены так же заполняли два опросника:

- тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомедам и нова) [9];

- тест-опросник "Диагностика силы моти-вационной установки к достижению успеха" Т.Элерса (в адаптации Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина в применении к спорту) [1].

Тест А. Мехрабиана имеет две формы опросника (женский и мужской варианты), 30 утверждений в одном, 32 - во втором. Каждое утверждение имеет градацию от"полностью согласен" до"полностью не согласен". Испытуемому необходимо напротив каждого утверждения отметить, насколько он с ним согласен или нет. Интерпретация результатов основана на подсчете суммарного балла согласно ключу к формам опросника. Каждый испытуемый набирает определенное количество баллов: 30-75 баллов означают отсутствие определенного типа мотивации, 76-164 баллов - доминирование мотивации на избегание неудач, 165-210 баллов - доминирование мотивации на стремление к успеху.

Тест Т. Элерса в адаптации Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина имеет 41 утверждение, напротив каждого из которых испытуемый пишет "да" или "нет". За ответы "да" и "нет" строго на определенные вопросы испытуемому начис-

ляется по одному баллу, часть суждений не оценивается. Интерпретация результатов происходит согласно шкале уровня мотивации, направленной на успех: 1-10 баллов - малый уровень, 11-16 баллов - средний уровень, 17-20 - высокий уровень, 21 балл и выше - очень высокий уровень.

В исследовании использовались методы математической статистики: критерий Стью-дента и коэффициент корреляции Пирсона. Коэффициент корреляции Пирсона использовался для определения силы корреляционной связи между результатами теста А. Мехрабиана (в баллах) и результатами стрельбы (в очках) и между результатами теста Т, Элерса (в баллах) и результатами стрельбы (в очках) в каждой группе стрелков.

Результаты исследования и их обсуждение

Средние результаты обоих тестов-опросников по трем группам, а также средние результаты контрольной стрельбы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Средние результаты тестов-опросников А. Мехрабиана и Т. Элерса и средние результаты контрольной стрельбы в исследуемых группах спортсменов-стрелков

Согласно результатам теста Т. Элерса, во всехтрех исследуемых группах, в среднем, присутствует высокий уровень мотивации к успеху. Однако согласно результатам теста А. Мехрабиана, в среднем, во всех трех группах превалируют спортсмены с мотивацией избегания неудач. Достоверных различий между результатами обоих тестов в разных группах согласно 1:-критерию Стьюдента обнаружено не было. Получается, что по уровню мотивации к успеху спортсмены начального уровня и более опытные спортсмены не отличаются, так же, как они не имеют отличий в части направленности мотивации на достижение успеха или избегания неудач.

Тест Т.Элерса, среднее значение х и стандартное отклонение ±а, баллы Тест А.Мехрабиана, среднее значение х и стандартное отклонение ±ст, баллы Результат стрельбы, среднее значение х и стандартное отклонение ±о, очки

Группа начальной подготовки (44 чел.) 17,45 (±3,63) 135,52 (±24,55) 80,81 (±9,45) (10 зачетных выстрелов)

Учебно-тренировочная группа (7 чел.) 17,28 (±2,05) 153,28 (±17,8) 172,85 (±6,86) (20 зачетных выстрелов)

Сборная команда (8 чел.) 18,75 (±3,45) 131,87 (±30,41) 275,87 (±8,9) (30 зачетных выстрелов)

Корреляционные связи между результатами тестирования и результатами контрольных стрелковых упражнений представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Коэффициенты корреляции между результатами тестов-опросников А. Мехрабиана и Т. Элерса и результатами контрольной стрельбы в исследуемых группах спортсменов-стрелков

Результаты теста Т. Элерса, баллы Результаты т еста А. Мехрабиана, баллы р£0,05 р<0,01

Результаты стрельбы в группе начальной подготовки (44 чел., 10 выстрелов) 0,173 0,263 г = 0,3 г = 0,38

Результаты стрельбы в учебно-тренировочной группе (7 чел., 20 выстрелов) 0,604 0,071 г = 0,75 г = 0,87

Результаты стрельбы в сборной команде (8 чел., 30 выстрелов) -0,721 0,04 г = 0,71 г = 0,83

Из таблицы 2 следует, что между результатами тестов Т. Элерса и А. Мехрабиана и результатами контрольной стрельбы нет достоверных корреляций в группе начальной подготовки и учебно-тренировочной группе. В сборной команде отсутствует достоверная корреляционная связь между результатами теста А. Мехрабиана и результатами стрельбы, однако присутствует достоверная отрицательная корреляционная связь (г = -0,721) между результатами теста Т. Элерса и результатами стрельбы,то есть чем ниже у спортсменов сборной команды сила мотивационной установки на успех, тем выше их стрелковый результат. Это представляется не слишком логичным выводом - в сборной команде высокие результаты попадают спортсмены, имеющие более низкую силу мотивации на успех, по сравнению со спортсменами, имеющими более высокую силу мотивации на успех (например, один из спортсменов имеет 13 баллов согласно результатам теста Т. Элерса и стрелковый результат 282 очка, а другой спортсмен - 23 балла и 268 очков). Предположительно, это связано с небольшим объемом выборки (8 человек) и особенностями

конкретной сборной команды. Либо же 8 данном случае играет роль тот самый обратный эффект нацеленности на высокий результат, о котором говорилось в начале статьи.

Отдельные результаты тестов-опросников и контрольной стрельбы по группе начальной подготовки с учетом тендерного разделения испытуемых представлены в таблице 3.

В группе начальной подготовки среди женщин согласно результатам теста Т. Элерса, 8 среднем, преобладает средний уровень мотивации к успеху, среди мужчин - высокий уровень мотивации к успеху. Согласно результатам теста А. Мехрабиана, в среднем, и мужчины, и женщины группы начальной подготовки имеют по большей части направленность мотивации на избегание неудач. Результаты контрольной стрельбы у мужчин и женщин при этом не отличаются.

Таблица 3 - Средние результаты тестов-опросников А. Мехрабиана и Т. Элерса и средние

результаты контрольной стрельбы в группе начальной подготовки раздельно среди женщин и мужчин

Тест Т.Элерса, среднее значение х и стандартное отклонение ±а, баллы Тест А.Мехрабиана, среднее значение х и стандартное отклонение ±о, баллы Результат стрельбы, среднее значение х и стандартное отклонение ±о, 10 выстрелов, очки

Группа начальной подготовки, женщины (24 чел.) 16,91 (±2,9) 129,7 (±23,31) 81,12 (±8,13)

Группа начальной подготовки, мужчины (20 чел.) 18,1 (±4,33) 142,5 (±24,75) 80,45 (±11,05)

Таблица 4 - Коэффициенты корреляции между результатами тестов-опросников А. Мехрабиана и Т. Элерса и результатами контрольной стрельбы в группе начальной подготовки раздельно среди женщин и мужчин

Результаты теста Т.Элерса, баллы Результаты теста А.Мехрабиана, баллы рй0,05 р*0,01

Результаты стрельбы в группе начальной подготовки среди женщин (24 чел.) 0,214 0,14 г = 0,4 г = 0,52

Результаты стрельбы в группе начальной подготовки среди мужчин (20 чел.) 0,163 0,406 г = 0,44 г = 0,56

Г\1 ГУ

о см л

о.

\о т ж

о <

о 21

Ё

215

Корреляционные связи между результатами тестов и стрелковыми результатами в группе начальной подготовки с учетом тендерного разделения представлены в таблице 4.

Из таблицы 4 следует, что достоверные корреляционные связи между результатами тестов на силу мотивации к успеху и направленность мотивации и результатами контрольной стрельбы в группе начальной подготовки при тендерном разделении отсутствуют.

В процессе исследования группа начальной подготовки с тендерным разделением была разбита на подгруппы: женщины и мужчины, попавшие 84 очка и выше; женщины и мужчины, попавшие 83 очка и ниже. Указанный результат установлен внутренним тренировочным планом спортивной секции в качестве критерия успешной сдачи. Средние результаты по двум тестам на мотивацию и средние стрелковые результаты в данных подгруппах представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Средние результаты тестов-опросников А, Мехрабиана и Т. Элерса и средние

результаты контрольной стрельбы в группе начальной подготовки раздельно среди женщин и мужчин с учетом градации стрелкового результата свыше 84 очков и ниже 84 очков.

* Имеются достоверные отличия согласно I-критерию Стьюдентз.

При подсчете 1>критерия Стьюдента не было обнаружено достоверных различий между результатами теста Т. Элерса во всех подгруппах. В результатах теста А. Мехрабиана были обнаружены достоверные отличия между результатами данного теста у подгруппы женщин, попавших результат 84 очка и выше (126,5 ± 20,93), и подгруппой мужчин, попав-

ших результат 84 очка и выше (149,44 ±25,15). То есть обе эти подгруппы имеют, в среднем, одинаковые результаты стрельбы (87,08 ± 2,5 очков у женщин и 88 ± 4,82 очков у мужчин), однако при этом мотивационная тенденция к достижению успеха у женщин подгруппы начальной подготовки достоверно ниже, чем у мужчин. Это может указывать на то, что для стрелкового результата такая мотивационная тенденция не важна: стрелок с любым уровнем мотивации способен показывать высокие результаты стрельбы. То, что при этом мотивационная тенденция ниже у женщин по сравнению с мужчинами, хотя обе подгруппы показывают одинаковые результаты, может быть связана с меньшими спортивными амбициями у исследуемых женщин или с большей честностью исследуемых женщин при ответах на опросник.

Из всех представленных таблиц видно, что нет никакой достоверной связи между уровнем мотивации к успеху, направленностью мотивации на достижение успеха или избегание неудач и стрелковыми результатами в представленных группах спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в спортивной секции вуза. То есть мотивация стремления к успеху не оказывает прямого влияния на результат стрелковой деятельности. В сборной команде присутствует даже обратная ситуация: лучшие результаты попадают спортсмены, имеющие более низкую силу мотивации к успеху. Вероятно, сила мотивации к успеху, ориентированность мотивации на достижения или на избегание неудач может оказывать в пулевой стрельбе влияние на другие составляющие тренировочного и соревновательного процесса: желание посещать тренировки после различных результатов на соревнованиях, как низких, так и высоких; самооценку и т.д. Кроме того, такая мотивация зависит и от целей спортсменов, занимающихся в спортивной секции вуза: не все спортсмены нацелены на достижение спортивных успехов, некоторым стрелкам секции не нужны высокие результаты и победы на соревнованиях, однако по своим психическим и физи-

Тест Т.Элерса, среднее значение х и стандартное отклонение ±а, баллы Тест А.Мехрабиана, среднее значение х и стандартное отклонение ±о, баллы Результат стрельбы, среднее значение х и стандартное отклонение ±ст, 10 выстрелов, очки

Подгруппа начальной подготовки, женщины, результат ¿64 очка (12 чел.) 16,83 (±1,89) 126,5 (±20,93)* 87,08 (±2,5)

Подгруппа начальной подготовки, женщины, результат &84 очка (12 чел.) 17 (±3,74) 132,91 (±25,99) 75,16 (±7,38)

Подгруппа начальной подготовки, мужчины, результат >84 очка (9 чел.) 18,33 (±5,04) 149,44 (±25,15)* 88 (±4,82)

Подгруппа начальной подготовки, мужчины, результат а 84 очка (11 чел.) 17,9 (±3,91) 136,81 (±24,06) 74,27 (±10,96)

ческим качествам они способны попадать высокие результаты при выполнении стрелковых упражнений.

Кроме того, здесь возникает вопрос, действительно ли для спортсмена, занимающегося пулевой стрельбой, будет полезен высокий или очень высокий уровень силы мотивации, направленной на достижение успеха? Это даст ему мотивацию на усиленные тренировки, посещение соревнований, постановку смелых целей, однако может случиться обратный эффект: спортсмен настолько сильно желает побед и высоких спортивных результатов, что это желание начинает ему мешать, и на соревнованиях из-за своих высоких ожиданий и стремлений спортсмен допускает ошибки в технике выполнения выстрелов. Конечно, это лишь теоретическое измышление, и для его подтверждения или опровержения необходимо исследование спортсменов различных групп и различного уровня.

Так же результаты данного исследования указывают на то, что в исследуемых группах большая часть стрелков имеет мотивацию избегания неудач (как в группе начальной подготовки, так и в более опытных группах), и это не оказывает влияния на их результаты: стрелки с направленностью мотивации на избегание неудачтакже показывают высокие результаты стрельбы, как и отдельные спортсмены с мотивацией стремления к успеху.

Что интересно, в результатах исследования присутствует некоторое противоречие: согласно результатам теста А.Мехрабиана большинство стрелков имеют мотивацию на избегание неудач. Отметку 165 баллов преодолели лишь 6 стрелков из всех трех групп. Однако при этом согласно тесту Т.Элерса, во всех исследуемых группах присутствует только один стрелок, имеющий малую силу мотивации к успеху (10 баллов и ниже). Остальные имеют средний, высокий или очень высокий уровень мотивации к успеху.

Можно предположить, что тесты Т. Элерса и А. Мехрабиана не могут быть использованы, например, при отборе кандидатов в секцию пулевой стрельбы, т.к. они не являются показательными в перспективе спортивных успехов отбираемых кандидатов.

Заключение

По результатам исследования можно сделать следующие краткие выводы.

1. Не установлено достоверной связи между стрелковыми результатами и мотивацией достижения успеха, а также силой мотивации к успеху.

2. Необходима дальнейшая разработка данного вопроса в части влияния направленности мотивации у студентов-стрелков на технику выполнения двигательных действий, психологию восприятия результата и т.д.

3. Имеющаяся у студентов-спортсменов направленность мотивации на достижение успеха или избегание неудач и сила мотивации к успеху не может использоваться для прогноза стрелковых результатов.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учебное пособие для вузов физической культуры. - Омск: СибГУФК, 2015,- 151 с,

2. Бабушкин Е.Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом: учебное пособие, - Омск: ФГБОУ В ПО Омский государственный институт сервиса, 2011. - 82 с.

3. Бичее 8.Г., Весов Д.В. Оценка мотивационных состояний юных хоккеистов // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №37. - С 1406-1411.

4. Борисов Ё.Ю., Мосалёва К,В. Психологические факторы достижения спортивных результатов подростков // Новая наука: проблемы и перспективы, - 2016. - № 4-2. - С 46-49.

5. Габелкова O.t. Проявление факторов стресса в разных видах спорта // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 1. ~ С. 38-42.

6. Горелов A.A., Попова Е.В. К проблеме исследования мотивации достижения студенческой молодежи // Культура физическая и здоровье. - 2010. -№ 4. - С 29-32.

7. Грачев A.C., Гавришова LB., Третьяков A.A. Изучение взаимосвязи мотивации достижения и выбора вида спорта // Ресурсы конкурентоспособ ности спортсменов: теория и практика реализации. - 2019. - №1. - С, 94-96.

8. Кареева СЮ., Демьянова Л.М, Обратный эффект стратегии на результат в пулевой стрельбе и других видах спорта // Наука без границ. - 2017. - № 10 (15). - С.63-67.

9. Магомед-Эминов М.Ш. Трехфэкторная модель когнитивной структуры мотивации достижения Н Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1984. - № 1, - С. 57-59.

10. Находкин В.8. Мотивация достижения успеха как основа отбора в соревновательной деятельности единоборцев И Вестник Якутского государственного университета. - 2009. - Том б. №4. С. 64-69,

11. Туровский В.Ф., Корягина Ю.В., Блинов 8.А. Психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа // Теория и практика физической культуры, - 2013. - № 7. - С. 68-72.

12. Чехунова A.A. Особенности самоэффективности спортсменов высшего мастерства Н Молодой ученый, - 2018. - №47 (233). - С. 326-330.

13. Шарагин 8.И., Карпов 8.Ю., Махов A.C., Нучкова Н.Г., Авдеева А.Н. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

rv CV

о rv

Л

Cl

\o fü

о <

о

s

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.