Научная статья на тему 'Влияние модернизации государственного управления на изменения в региональной информационной политике'

Влияние модернизации государственного управления на изменения в региональной информационной политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
260
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / MODERNIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION / REGIONAL INFORMATION POLICY / OBJECTS AND SUBJECTS OF REGIONAL INFORMATION POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вотинцева Ольга Николаевна

Реформы государственного управления являются необходимым условием социального и экономического развития региона, повышения конкурентоспособности экономики, развития гражданского участия и ответственности личности. Для каждого региона определяется своя композиция реформ, отражающая уровень развития его экономики, политические и культурные особенности, а значит, и своя концепция информационной политики. Модернизация, построение новой системы государственного управления, ориентированной на повышение качества публичного администрирования, требует разработки новых концептуальных основ региональной информационной политики. Цель данной статьи выявить степень влияния изменений в государственном управлении на содержание региональной информационной политики органов исполнительной власти. Методом проведения работы выступает структурно-функциональный анализ утвержденных документов по реализации информационной политики в субъектах РФ. В результате анализа были обнаружены типовые структурные изменения в региональной информационной политике органов исполнительной власти. Область применения результатов создание концепций информационных политик в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF PUBLIC ADMINISTRATION MODERNIZATION ON THE CHANGES IN REGIONAL INFORMATION POLICY

Reforming public administration is a necessary condition for social and economic development of the region, competitive recovery of the economy, more active citizen participation and higher personal responsibility. Each region has its own reform composition reflecting the level of its economic development, politics and culture and, consequently, has its own concept of information policy. Modernization and creation of a new system of public administration aimed to improve its quality requires a new conceptual basis of regional information policy. The purpose of the paper is to reveal the effect of the changes in public administration on the content of regional information policy. The method applied is the structural and functional analysis of the approveddocuments on information policy in the Russian regions. This analysis has revealed typical structural changes in the regional information policy of government executive bodies. These results can be used to develop new concepts of information policy in the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Влияние модернизации государственного управления на изменения в региональной информационной политике»

УДК 32.019.51

ВОТИНЦЕВА Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 44 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

Реформы государственного управления являются необходимым условием социального и экономического развития региона, повышения конкурентоспособности экономики, развития гражданского участия и ответственности личности. Для каждого региона определяется своя композиция реформ, отражающая уровень развития его экономики, политические и культурные особенности, а значит, и своя концепция информационной политики. Модернизация, построение новой системы государственного управления, ориентированной на повышение качества публичного администрирования, требует разработки новых концептуальных основ региональной информационной политики.

Цель данной статьи - выявить степень влияния изменений в государственном управлении на содержание региональной информационной политики органов исполнительной власти. Методом проведения работы выступает структурно-функциональный анализ утвержденных документов по реализации информационной политики в субъектах РФ. В результате анализа были обнаружены типовые структурные изменения в региональной информационной политике органов исполнительной власти. Область применения результатов - создание концепций информационных политик в субъектах РФ.

Ключевые слова: модернизация системы государственного управления, региональная информационная политика, объекты и субъекты региональной информационной политики.

Модернизация, построение новой системы государственного управления, нацеленной на повышение качества публичного администрирования, требует разработки новых концептуальных основ региональной информационной политики, вследствие чего совершается инновационная переориентация региональной ин-

© Вотинцева О.Н., 2014

формационной политики, рассматриваемой в процессах реформирования системы государственного управления. Под модернизацией понимается повышение качества публичного администрирования (воздействие методов работы исполнительной и представительной власти на социальную жизнь граждан).

Модернизация системы государственного управления в Российской Федерации осуществлялась в ходе административной реформы, которая проводилась поэтапно:

1997-2003 годы - предреформенный период, когда были обозначены пути проведения административных преобразований в России1.

2003-2005 годы - разработка и утверждение Концепции административной реформы (далее - Концепция)2.

2006-2010 годы - утверждение Концепции и реализация основных направлений и механизмов повышения качества публичного адми-нистрирования3.

2011 год - выработка нормативно-правовой базы для продолжения реформы по созданию «сервисного государства» для граждан с учетом результатов реализации Концепции, принятие программного документа «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы»4. Под «сервисно ориентированным государством» понимается государство, которое обеспечивает гражданам необходимый уровень и качество оказываемых государственных услуг.

Основными мерами по снижению административных барьеров в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, изложенными в документе, должны являться совершенствование системы лицензирования, аккредитации, оценки соответствия продукции и процессов, сертификации и декларирования

продукции, уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, государственного контроля и надзора. Большое внимание уделяется развитию и внедрению механизмов саморегулирования, оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг.

2012 год - введение в действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»5, в соответствии с которым федеральным и региональным органам власти в 2012-2013 годах необходимо провести ряд процедур в целях повышения эффективности деятельности и паблицитного капитала исполнительной власти при взаимодействии с целевой аудиторией «локальная общественность». К ним следует отнести формирование системы раскрытия информации о принимаемых нормативных актах, результатах их обсуждения, обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций, судебной системы, утверждение концепции «российской общественной инициативы», организацию процедуры оценки эффективности деятельности руководителей. Принятые вследствие данных изменений на региональном уровне нормативные акты повлияли на информационную политику органов исполнительной власти.

В Архангельской области и ее муниципальных субъектах до 2011 года административная

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от б марта 1997 года. URL: http://www. intelros.org > lib/ elzin/1997.html (дата обращения: 15.10.2013).

2 Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р (с изменениями от 9 февраля, 28 марта 2008 г). URL: http://wwwar.gov.ru/ru/about/el_russia/documents/?id20=745&i20=5 (дата обращения: 15.10.2013).

3 Распоряжение Правительства РФ от 9.02.2008 года № 157-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р». URL: http://www.referent.ru/1/117046 (дата обращения: 15.10.2013).

4 Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 20112013 годы. URL: http://www.ar.gov.ru/common/img/uploaded/Kontseptsiya_snizheniya_AB_2011-2013.doc (дата обращения: 15.10.2013).

5 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». URL: http://www.ar.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2013).

ВотинцеваОН.^лияние^одернизациигосударственного^правления.

реформа осуществлялась на основании следующих документов:

- постановление администрации Архангельской области от 30 января 2007 года № 9-па6 о начале проведения работ по разработке и утверждению административных регламентов;

- распоряжение главы администрации Архангельской области от 26 апреля 2007 года № 342р7 об утверждении «Программы проведения административной реформы в Архангельской области в 2007-2010 годах и планов мероприятий по проведению административной реформы в Архангельской области»;

- распоряжение главы администрации от 29 октября 2007 года № 993р8 о формировании нового реестра государственных функций и услуг. Данный реестр продолжал актуализироваться один раз в полугодие, одновременно был разработан проект порядка ведения реестра государственных услуг (отдельно по органам исполнительной власти и подведомственным им учреждениям);

- постановление главы администрации Архангельской области от 17 марта 2008 года № 64-па/59 о порядке проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

- постановление правительства Архангельской области от 15 сентября 2009 года № 80-пп10 о внесении изменений в порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Архангельской области;

- постановление правительства Архангельской области от 28 декабря 2010 года № 40811 о введении в действие нового Реестра государственных и муниципальных услуг Архангельской области, действующего с 1 марта 2011 года. Реестр государственных услуг размещен на официальном сайте администрации Архангельской области;

6 Постановление администрации Архангельской области от 30 января 2007 года № 9-па «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Архангельской области». URL: http://www.29minjust.ru/ (дата обращения: 15.10.2013).

7 Распоряжение главы администрации Архангельской области от 26 апреля 2007 года № 342-р «Об утверждении программы проведения административной реформы в Архангельской области в 2007-2008 годах, планов мероприятий по проведению административной реформы в Архангельской области» (Распоряжением главы администрации Архангельской области от 09 июля 2008 года № 556-р внесены изменения сроков проведения административной реформы на период 2007-2010 годов). URL: http://www.29minjust.ru/ (дата обращения: 15.10.2013).

8 Распоряжение главы администрации Архангельской области от 29 октября 2007 года № 993р «О реестрах государственных функций и услуг исполнительных органов государственной власти Архангельской области». URL: http:// www.29minjust.ru/ (дата обращения: 15.10.2013).

9 Постановление администрации Архангельской области от 17 марта 2008 года № 64-па/5 «Об утверждении порядка проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». URL: http://www.29minjust.ru/ (дата обращения: 15.10.2013).

10 Постановление правительства Архангельской области от 15 сентября 2009 года № 80-пп «О внесении изменений в постановления администрации Архангельской области от 30 января 2007 года № 9-па и от 17 марта 2008 года № 64па/5». URL: http://www.29minjust.ru/ (дата обращения: 15.10.2013).

11 Постановление правительства Архангельской области от 28 декабря 2010 года № 408 «О создании государственных информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных услуг Архангельской области и муниципальных услуг муниципальных образований Архангельской области гражданам и организациям в электронной форме». URL: http://www.29minjust.ru/ (дата обращения: 15.10.2013).

- план перехода на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных и иных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Архангельской области, учреждениями Архангельской области и муниципальными учреждениями, утвержденный правительством 23 апреля 2010 года;

- постановление правительства Архангельской области от 28 декабря 2010 года № 408 «О создании государственных информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных услуг Архангельской области и муниципальных услуг муниципальных образований Архангельской области гражданам и организациям в электронной форме», на основании которого был открыт новый интернет-портал государственных услуг.

С 2011 года началась реализация долгосрочной целевой программы «Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Архангельской области на 2011-2013 годы».

В период до 2011 года основными направлениями деятельности, основанной на указанных федеральных и региональных документах, по повышению качества публичного администрирования органов исполнительной власти, увеличению их паблицитного капитала в ходе взаимодействия с целевой группой «локальная общественность» и повышению открытости для населения были:

- разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, «электронных» административных регламентов оказания услуг гражданам;

- реализация единой, вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и регионов в части исполнения ими своих полномочий (в рамках ГАС «Управление»);

- организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества через внедрение «электронного правительства»;

- проведение модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

Осуществление региональными органами исполнительной власти данных видов деятельности до 2010 года скорректировало содержание информационной политики, которая помимо традиционных элементов стала включать в себя инновационные:

- порталы государственных услуг (федеральный, региональные, муниципальные, ведомственные);

- новый контент сайтов органов исполнительной власти с ориентацией «посетителей» на электронные регламенты государственных услуг, электронный документооборот;

- автоматизированную систему мониторинга результативности деятельности органов государственной власти, позволяющую гражданам представлять свою оценку;

- электронное правительство.

С 2011 года до сегодняшнего дня содержание региональной информационной политики было в очередной раз скорректировано реформами системы государственного управления, к новым элементам инновационного характера в структуре которой можно отнести:

- единые ресурсы в сети Интернет, раскрывающие гражданам информацию о принимаемых нормативных актах, результатах их обсуждения в рамках концепции «российской общественной инициативы»;

- порталы СРО;

- единые ресурсы в сети Интернет, позволяющие провести мониторинг эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти. При этом изменения не были внесены в концепцию государственной информационной политики РФ. В Архангельской области нет утвержденной в концепции региональной информационной политики.

ВотинцеваОН——ян—зации—сударственно

Votintseva Olga Nikolaevna

Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

THE EFFECT OF PUBLIC ADMINISTRATION MODERNIZATION ON THE CHANGES IN REGIONAL INFORMATION POLICY

Reforming public administration is a necessary condition for social and economic development of the region, competitive recovery of the economy, more active citizen participation and higher personal responsibility. Each region has its own reform composition reflecting the level of its economic development, politics and culture and, consequently, has its own concept of information policy. Modernization and creation of a new system of public administration aimed to improve its quality requires a new conceptual basis of regional information policy.

The purpose of the paper is to reveal the effect of the changes in public administration on the content of regional information policy. The method applied is the structural and functional analysis of the approved documents on information policy in the Russian regions. This analysis has revealed typical structural changes in the regional information policy of government executive bodies. These results can be used to develop new concepts of information policy in the regions of the Russian Federation.

Keywords: modernization of public administration, regional information policy, objects and subjects of regional information policy.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: olgvot@atknet.ru

Рецензент - Третьякова О.В., доктор политических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.