Научная статья на тему 'Институциональные основы и роль организации деятельности органов исполнительной власти субъекта рф и оценки ее эффективности в Российской системе государственного управления региональным экономическим развитием'

Институциональные основы и роль организации деятельности органов исполнительной власти субъекта рф и оценки ее эффективности в Российской системе государственного управления региональным экономическим развитием Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
537
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ORGANIZATION AND EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF REGIONAL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белякова Галина Яковлевна, Воробьева Татьяна Николаевна

Целью исследования является изучение институциональных основ, определяющих деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики, а также определение роли оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в российской системе государственного управления региональным экономическим развитием. Метод или методология проведения работы. Для достижения цели исследования использованы методы анализа и синтеза, логических рассуждений, экспертной оценки, исторический метод. Результаты. Результаты исследования состоят в развитии теоретических представлений о построении целостной системы государственного управления экономическим развитием регионов, основу которой составляют: формирование государственной политики регионального развития; наделение необходимыми регуляторными компетенциями региональных органов исполнительной власти; оценка эффективности деятельности глав регионов; организационная структура органов исполнительной власти субъекта РФ, аккомодированная для целей развития региональной экономики; система оценки главами регионов эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области развития экономики. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в целях повышения эффективности системы государственного управления региональным экономическим развитием. Выводы. Авторами статьи предложено выделить региональный сегмент системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики в качестве самостоятельной подсистемы государственного управления и разработать методический инструментарий, обеспечивающий функционирование этой подсистемы. Предложена концепция управления региональным экономическим развитием, рассматривающая оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ одновременно в качестве механизма достижения главами регионов желаемых значений показателей оценки президентом и Правительством РФ эффективности их деятельности; инструмент реализации стратегии развития региона; ключевое звено мотивации и ответственности самостоятельной подсистемы государственного управления, ориентированной на достижение целей и задач регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Белякова Галина Яковлевна, Воробьева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FOUNDATIONS AND THE ROLE OF ORGANIZATION OF ACTIVITY OF EXECUTIVE POWER AUTHORITIES OF AN ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND EVALUATION OF ITS EFFECTIVENESS IN THE RUSSIAN SYSTEM OF GOVERNMENTAL ADMINISTRATION OF THE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The goal of the study is researching institutional foundations determining the activity of the executive power authorities in an entity of the Russian Federation in the area of development of the economy, as well as determining the role of evaluation of effectiveness of activity of the executive power authorities of entities of the Russian Federation in the Russian system of state administration of regional economic development. The method or methodology of completing the study. In order to achieve the goal of the study we have used the methods of analysis and synthesis, logical reasoning, expert evaluation, the historical method. The results. The results of the study are in the development of theoretical ideas about building a complete system of governmental administration of the economic development of regions based on the following: forming the governmental policy of regional development; providing the necessary regulatory competencies to the regional executive power authorities; evaluation of effectiveness of activity of heads of regions; organizational structure of the executive power authorities of an entity of the Russian Federation accommodated for the purposes of development of the regional economy; a system of evaluation by heads of regions of effectiveness of activity of executive power authorities of entities of the Russian Federation in the area of development of the economics. The area of application of the results. The results of the study may be used in order to increase the effectiveness of the system of governmental administration of the regional economic development. The conclusions. The authors of the manuscript suggested distinguishing the regional segment of the system of evaluation of effectiveness of activity of executive power authorities of an entity of the Russian Federation in the area of development of economy as an independent subsystem of governmental administration and develop methodical instruments providing for the functioning of this subsystem. A concept of administration of the regional economic development has been suggested. This concept considers the evaluation of effectiveness of activity of executive power authorities of an entity of the Russian Federation simultaneously as a mechanism where heads of regions achieve the desired values of indicators of evaluation of effectiveness of their activity by the President and the Government of the Russian Federation; an instrument of implementation of the strategy of development of the region; the key link of motivation and responsibility of an independent subsystem of governmental administration oriented towards achieving the goals and tasks of regional development.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы и роль организации деятельности органов исполнительной власти субъекта рф и оценки ее эффективности в Российской системе государственного управления региональным экономическим развитием»

Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н.

институциональные основы и роль организации деятельности органов исполнительной власти субъекта рф и оценки ее эффективности в российской системе государственного управления _региональным экономическим развитием _

УДК: 338.24 БЕЛЯКОВА ГАЛИНА ЯКОВЛЕВНА

д.э.н., профессор кафедры ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

e-mail: [email protected]

ВОРОБЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

соискатель ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

e-mail: [email protected]

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ И ОЦЕНКИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Аннотация. Целью исследования является изучение институциональных основ, определяющих деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики, а также определение роли оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в российской системе государственного управления региональным экономическим развитием. Метод или методология проведения работы. Для достижения цели исследования использованы методы анализа и синтеза, логических рассуждений, экспертной оценки, исторический метод. Результаты. Результаты исследования состоят в развитии теоретических представлений о построении целостной системы государственного управления экономическим развитием регионов, основу которой составляют: формирование государственной политики регионального развития; наделение необходимыми регуляторными компетенциями региональных органов исполнительной власти; оценка эффективности деятельности глав регионов; организационная структура органов исполнительной власти субъекта РФ, аккомодированная для целей развития региональной экономики; система оценки главами регионов эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области развития экономики. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в целях повышения эффективности системы государственного управления региональным экономическим развитием. Выводы. Авторами статьи предложено выделить региональный сегмент системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики в качестве самостоятельной подсистемы государственного управления и разработать методический инструментарий, обеспечивающий функционирование этой подсистемы. Предложена концепция управления региональным экономическим развитием, рассматривающая оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ одновременно в качестве механизма достижения главами регионов желаемых значений показателей оценки президентом и Правительством РФ эффективности их деятельности; инструмент реализации стратегии развития региона; ключевое звено мотивации и ответственности самостоятельной подсистемы государственного управления, ориентированной на достижение целей и задач регионального развития.

Ключевые слова: организация и оценка эффективности регионального управления.

BELYAKOVA GALINA YAKOVLEVNA

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of FSBEI of HE "Siberian Federal University",

e-mail: [email protected]

VOROBIEVA TATIYANA NIKOLAEVNA

Doctoral Candidate of FSBEI of HE "Siberian Federal University",

e-mail: [email protected]

INSTITUTIONAL FOUNDATIONS AND THE ROLE OF ORGANIZATION OF ACTIVITY OF EXECUTIVE POWER AUTHORITIES OF AN ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND EVALUATION OF ITS EFFECTIVENESS IN THE RUSSIAN SYSTEM OF GOVERNMENTAL ADMINISTRATION OF THE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract. The goal of the study is researching institutional foundations determining the activity of the executive power authorities in an entity of the Russian Federation in the area of development of the economy, as well as determining the role of evaluation of effectiveness of activity of the executive power authorities of entities of the Russian Federation in the Russian system of state administration of regional economic development. The method or methodology of completing the study. In order to achieve the goal of the study we have used the methods of analysis and synthesis, logical reasoning, expert evaluation, the historical method. The results. The results of the study are in the development of theoretical ideas about building a complete system of governmental administration of the economic development of regions based on the following: forming the governmental policy of regional development; providing the necessary regulatory competencies to the regional executive power authorities; evaluation of effectiveness of activity of heads of regions; organizational structure of the executive power authorities of an entity of the Russian Federation accommodated for the purposes of development of the regional economy; a system of evaluation by heads of regions of effectiveness of activity of executive power authorities of entities of the Russian Federation in the area of development of the economics. The area of application of the results. The results of the study may be used in order to increase the effectiveness of the system of governmental administration of the regional economic development. The conclusions. The authors of the manuscript suggested distinguishing the regional segment of the system of evaluation of effectiveness of activity of executive power authorities of an entity of the Russian Federation in the area of development of economy as an independent subsystem of governmental administration and develop methodical instruments providing for the functioning of this subsystem. A concept of administration of the regional economic development has been suggested. This concept considers the evaluation of effectiveness of activity of executive power authorities of an entity of the Russian Federation simultaneously as a mechanism where heads of regions achieve the desired values of indicators of evaluation of effectiveness of their activity by the President and the Government of the Russian Federation; an instrument of implementation of the strategy of development of the region; the key link of motivation and responsibility of an independent subsystem of governmental administration oriented towards achieving the goals and tasks of regional development. Keywords: organization and evaluation of effectiveness of regional administration.

Система государственного управления и контроля в субъектах РФ постоянно совершенствуется. С момента становления российской государственности она находится под воздействием реализуемых государственных политик. Стимулом для развития государственного управления явилось формирование системы стратегического планирования, потребовавшее пересмотра подходов к обеспечению эффективности государственного управления, а также четкого понимания имеющихся в распоряжении органов власти инструментов государственного регулирования. Оценка президентом и Правительством РФ эффективности деятельности глав регионов создала каркас современной управленческой модели. Показатели оценки задают систему ориентиров регионального развития и подлежат трансляции в систему организации и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Региональный компонент системы государственного управления подлежит настройке в интересах достижения указанных целей и задач и, в первую очередь, в области развития экономики.

Система государственного управления региональным экономическим развитием

Система государственного управления экономическим развитием существенным образом эволюционировала с момента становления российской государственности. Вокруг конституционно закрепленных основ [1] последовательно законодательно урегулированы вопросы осуществления различных видов экономической деятельности, положениями не менее чем 30 федеральных законов распределены полномочия в отдельных сферах экономической деятельности (рис. 1).

со о*

Конституция Российской Федерации

Блок 2-ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Долгосрочная государственная экономическая политика

Основы государственной политики регионального развития

ФЗ о промышленной политике

Стратегии научно-технологическош развития

ФЗ о стратегическом планировании в Российской Федерации

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации

Стратегии развития отдельных сфер экономики (целевых сегментов экономики, видов экономической деятельности):

энергетики транспорта цветной металлургии лесного комплекса туризма

судостроительной промышленности хим. и нефтехим. промышленности легкой промышленности фармацевтической промышленности

железнодорожного транспорта пищевой и перерабатывающей промышленности электронной промышленности медицинской промышленности

инвестиционного развития авиационной промышленности автомобильной промышленности

Региональные стратегии развития отдельных сфер экономики

Государственные программы развития отдельных сфер экономики:

науки и технологии защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

экономического развития и инновационной экономики

промышленности и повышения ее конкурентоспособности фармацевтической и медицинской промышленности

обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

энершэффекгивности и развития энергетики рыбохозяйственнош комплекса

транспортной системы внешнеэкономической деятельности

авиационной промышленности лесного хозяйства

воспроизводства и использования природных ресурсов информационного общества

управления государственными финансами атомного энергопромышленного комплекса

Государственные программы развития отдельных сфер экономики субъектов РФ

3

4

•о

•О

Л

Блок 3 - ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ Федеральные законы, определяющие полномочия органов власти в сфере развития экономики (более 29)

Блок 4 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

Блок 5 - КОНТРОЛЬ

ФЗ о парламентском ФЗ о Счетной ФЗ об общих принципах организации и деятельности ФЗ о защите прав юридических лиц ... при ФЗ об общественном

контроле палате РФ контрольно-счетных органов осуществлении ...контроля (надзора)... контроле

Рис. 1. Система государственного управления в сфере регионального экономического развития (предложена автором на основании положений нормативных правовых актов РФ, актуальных по состоянию на 01.07.2018)

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ в области развития экономики находится под воздействием реализуемых федеральных политик:

- долгосрочная государственная экономическая политика [2];

- государственная политика регионального развития [3];

- промышленная политика [4] и др.

Долгосрочной государственной экономической политикой определены задачи в области стратегического планирования социально-экономического развития, совершенствования бюджетной, налоговой политики, повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок, приватизации и совершенствования управления государственным имуществом, в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, модернизации и инновационного развития экономики, подлежащие решению во взаимодействии федеральных и региональных органов государственной власти.

Целью промышленной политики Российской Федерации является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития, осуществляемое на принципах координации мер стимулирования деятельности в сфере промышленности органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ.

Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 г. предусматривают обеспечение равных возможностей для реализации экономических, политических и социальных прав граждан на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение экономического роста и научно-технологического развития регионов. Среди целей также называются повышение конкурентоспособности экономики России на мировых рынках на основе сбалансированного развития регионов и муниципальных образований. Результатами реализации документа должны стать сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан в разных регионах, сокращение различий в уровне жизни в городах и на селе, достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности, создание крупных городских агломераций и ряд других.

Указом Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. [5] декларировано вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности. В то же время не сформирована концепция государственного управления экономикой, не определены основы государственной регуляторной политики.

Федеральными законодательными актами РФ установлены полномочия органов исполнительной власти в области развития экономики.

Инструменты государственного регулирования как элемент институциональной среды для развития региональной экономики

Авторами проанализированы существующие в российской практике управления инструменты государственного регулирования для решения задач развития региональной экономики, а также выявлены ограничения их использования в условиях необходимости соблюдения принципа результативности и эффективности стратегического планирования.

Информационной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации и федеральные законы, регулирующие отношения между субъектами экономики и полномочия органов государственной власти в этой сфере. Отбор правовых актов, размещенных в информационной базе КонсультантПлюс по состоянию на 01.01.2017, осуществлен методом экспертной оценки. Предложенный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен.

Проанализированы положения федеральных законов, регулирующих отношения между субъектами различных сфер экономики, указанных на рис. 1, и устанавливающих полномочия органов государственной власти в этих сферах (рис. 2). Статистика приведена, исходя из анализа норм отобранных по состоянию на 01.01.2017 29 законодательных актов. Разработка и утверждение подзаконных актов кратно увеличивает количество установленных полномочий1.

1 В качестве иллюстрации приведем количество нормативных правовых актов, содержащихся в тематическом разделе «Промышленность» информационной базы КонсультантПлюс - около 9 тысяч единиц.

Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н.

институциональные основы и роль организации деятельности органов исполнительной власти

субъекта рф и оценки ее эффективности в российской системе государственного управления _региональным экономическим развитием _

Очевидна активизация в Российской Федерации государственной политики поддержки экономического роста. Этой же точки зрения придерживаются С.А. Старостин [6], О.С. Сухарев [7]. Последовательно урегулированы гражданско-правовые и трудовые отношения, вопросы налогообложения, природопользования, формирования свободных экономических зон и территорий опережающего развития, защиты конкуренции, создания условий для ведения малого и среднего бизнеса, введены ограничения государственного контроля, сформированы контрактная система в сфере государственных закупок, принципы государственно-частного партнерства и промышленной политики, система стратегического планирования.

Объекты законодательного регулирования (сферы экономики) Год принятия федеральных законов

1993 1994 1995 1997 1998 1999 2001 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2011 2013 2014 2015 2016

Промышленность

Экономика в целом государственно-частное партнерство

стратегическое планирование

территории опережающего развития

государственные закупки

закупки отдельными юридическими лицами

Торговля

Экономика в целом государственный контроль

малый и средний бизнес

Дорожная деятельность

Сельское хозяйство

Лесопользование

Водопользование

Экономика в целом защита конкуренции

свободные экономические зоны

Градостроительная деятельность

Экономика (охрана окружающей среды)

Землепользование

Экономика (трудовые отношения)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Газоснабжение

Внешняя торговля

Инвестиционная деятельность

Экономика в целом региональное управление

налоги и бюджет

Авиация

Производство и оборот алкогольной продукции

Экономика в целом гражданско-правовые отношения

конституционные основы

Рис. 2. Хронология наделения органов государственной власти РФ полномочиями, реализация которых оказывает влияние на состояние экономики

Региональные проблемы преобразования экономики, №10, 2018

Возможности использования органами власти субъектов Российской Федерации инструментов государственного регулирования для решения задач развития экономики определяются установленной компетенцией. Анализ законодательно установленных полномочий свидетельствует об их суммарном преобладании (более чем в 3 раза) у федеральных органов власти как в целом по экономике, так и по отдельным ее сферам (рис. 3).

Сложность, изменчивость и громоздкость действующего российского законодательства, регулирующего сферы экономической деятельности, отмечены экспертами Центра стратегических разработок, ВШЭ [8]. Правительству РФ предложено осуществить подготовку Концепции систематизации и развития законодательства РФ в целях обеспечения систематизации действующих нормативных правовых актов, в т. ч.системного устранения «точек торможения», коллизий и пробелов правового регулирования [9].

Органы власти Российской Федерации

16 30

2 3 36

1 6 8 67

3 19 37

1 1 1 28

1 17 12 65

2 6 5

1 2 13 38

1 7 4 44

1 4 9 26

10 9 42

2 1 1 8

20 236 269 1 366

ц

сферы экономики — промышленность — - газоснабжение -

Органы власти субъектов РФ

— градостроительная дея-

тельность —

— авиация —

— дорожная деятельность

— производство и оборот

алкоголя —

— сельское хозяйство —

— землепользование —

— лесопользование —

— водопользование —

— внешняя торговля —

— торговля —

— экономика в целом —

нормативное правовое ;гулирование, планирование^ выработка госполитики

реализация госполитики, правоприменение

контроль и (или) надзор

иные полномочия -

4 1 1

3 1

3 7 3

2 4

15 4 1 1

5 7 1

5

17 11 1

8 15

6 11 2

1 5

5 15 13 1

220 178 169 9

Условные обозначения: - от 0 до 25%

- от 26 до 50%

] - от 51 до 75%

- от 76 до 100%

Рис. 3. Распределение полномочий органов государственной власти в сфере регулирования экономики (ед. и %)

Ограничения использования инструментов государственного регулирования для решения задач развития региональной экономики связаны с недостаточностью полномочий региональных органов власти. В качестве примера необходимо привести отсутствие нормативно-правового регулирования вопросов межрегионального взаимодействия, а также взаимодействия с транснациональными компаниями (результаты хозяйственной деятельности последних часто определяют состояние региональной экономики). Имеется недостаток полномочий региональных органов исполнительной власти Сибири в вопросах распоряжения природными ресурсами (частности, в Арктической зоне и местах проживания коренных малочисленных народов), осуществления экологического контроля (надзора), определения и распределения природной ренты, налогового администрирования, регулирования транспортной деятельности (в частности, деятельности воздушного транспорта и развития региональной авиации). Процесс

Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н.

институциональные основы и роль организации деятельности органов исполнительной власти

субъекта рф и оценки ее эффективности в российской системе государственного управления _региональным экономическим развитием _

эволюции властных полномочий в сфере развития экономики продолжается.

Ведется научный поиск путей совершенствования политик регионального экономического развития. Развитие исследований в данной области может быть связано с поиском возможных конкретных структурных изменений, затрагивающих механизмы управления действующих регуляторов. Последние, согласно руководящим принципам OECD, могут быть наиболее эффективны, если внедряются совместно с более широким пересмотром политики в отношении регуляторных схем или анализом возможностей для совершенствования оперативной деятельности.

Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) [10] для обеспечения качества и результатов регулирования определяют, что регулирование является ключевым инструментом для достижения целей социальной, экономической и природоохранной политики правительств. Правительства имеют в своем распоряжении широкий набор регуляторных механизмов, отражающих сложность и разнообразие потребностей их граждан, сообществ и экономики. Для обеспечения качества и результатов регулирования требуется не просто хорошее управление. Жизненно важно иметь в наличии комплекс необходимых и взаимно поддерживающих регуляторных механизмов и структур.

З.А. Саидовым [11] проведен анализ регуляторных практик, разработаны предложения по развитию форм и методов государственного регулирования, а также созданию правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.

О.С. Сухарев, исследуя элементы теории регионального саморазвития, в качестве регулятора региональной экономики рассматривает региональную власть со своими полномочиями и ресурсными возможностями, которые определены применительно к регионам России федеральным законодательством и проводимой политикой.

A.G. Barabashev [12], исследуя вопросы пригодности существующих наборов административных механизмов для преодоления современных глобальных вызовов, приходит к отрицательным выводам.

Научная активность в исследуемой сфере связана также с поиском ответов на вопросы повышения эффективности инструментов государственного управления в сфере развития экономики.

J. Laurence [13] исследует влияние на связь управления и эффективности так называемого контекста. Под «контекстом» автор понимает ситуационные возможности и ограничения, влияющие на возникновение и значение организационного поведения, а также функциональные отношения между переменными (включая отраслевые или экономические характеристики, другие нормативные и институциональные структуры и режимы). Обосновывает необходимость разработки теории контекста и того, как он влияет на связь управления и эффективности. Значимость внешнего контекста для улучшения управления четко выражена также в исследованиях Junjan и Torenvleid [14].

Mirela Xheneti [15] расширяет наше понимание определения политики, исследуя институциональную динамику между транснациональным и национальным уровнями разработки политики.

Tessa Conroy [16] отмечает, как различия в политике государств объясняют наблюдаемое межгосударственное движение производителей. Kronenberg [17] исследует региональные факторы межгосударственных перемещений бизнеса. Важными детерминантами переездов, по мнению Kronenberg, являются агломерационные экономики, человеческий капитал, средняя заработная плата, промышленное разнообразие.

В ходе исследования обоснована необходимость формирования реестра регуляторных компетенций субъекта РФ как набора инструментов регулирующего воздействия на экономику региона, доступного как для органов государственной власти, так и для представителей бизнеса. В указанном реестре, по аналогии с реестрами государственных услуг (статья 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ об организации предоставления государственных и муниципальных услуг), реестрами расходных обязательств бюджетов бюджетной системы (статья 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации) подлежит отражению: описание полномочий, формирующих регуляторные компетенции субъекта РФ (с указанием федеральных и региональных нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие полномочия);

указание органа исполнительной власти субъекта РФ, за которым эти полномочия закреплены (уполномоченного органа); регламент реализации уполномоченным органом установленных полномочий (или ссылка на него).

Формирование реестра регуляторных компетенций создаст возможность выбора органами исполнительной власти субъекта РФ наиболее эффективных инструментов государственного регулирования в рамках конкретных инвестиционных проектов. Наличие реестра позволит провести ревизию распределения регуляторных компетенций между федеральными и региональными органами власти с целью устранения дублирования и усиления компетенций органов власти субъектов Российской Федерации.

Целесообразно формирование федеральными и региональными органами власти регулятор-ной политики, определяющей единую методологию оценки эффективности регуляторных компетенций; ведения единого реестра регуляторных компетенций органов исполнительной власти; формирование в системе органов исполнительной власти подразделений, осуществляющих регуляторные компетенции.

Организация деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики и оценка ее эффективности в российской системе государственного управления

Нормативными правовыми актами РФ определены основы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и механизмы контроля в системе государственного управления экономическим развитием.

Получило законодательное закрепление требование к результативности и эффективности государственного управления. Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ о стратегическом планировании в Российской Федерации [18] установлен принцип результативности и эффективности стратегического планирования. Россия, хотя и имеет более короткую по сравнению с другими странами историю применения оценки эффективности государственного управления, однако обладает положительным опытом СССР в области директивного планирования и управления эффективностью труда. В ходе административной и бюджетной реформ созданы институциональные основы эффективного государственного управления, находят применение методы, базирующиеся на методологии менеджмента качества.

Проведенные авторами исследования позволяют сделать вывод о значимой роли оценки эффективности управленческой деятельности в современной системе государственного управления (рис. 4).

Рис. 4. Оценка эффективности управленческой деятельности в современной системе государственного управления

Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н.

институциональные основы и роль организации деятельности органов исполнительной власти

субъекта рф и оценки ее эффективности в российской системе государственного управления _региональным экономическим развитием _

Федеральный компонент системы управления региональным экономическим развитием реализован через механизм оценки и поощрения наиболее эффективных с точки зрения развития регионов. Созданная в рамках административной реформы система оценки президентом и Правительством РФ эффективности деятельности глав регионов [19] создала каркас современной управленческой модели. В то же время механизм оценки - единый для всех регионов и не учитывает специфику и особенности региональных экономик. Показатели оценки задают систему ценностных ориентиров регионального развития.

Внутренний (региональный) сегмент оценки эффективности деятельности в системе государственного управления находится в стадии формирования.

Показатели оценки президентом и Правительством РФ эффективности деятельности глав регионов подлежат трансляции в подсистему организации и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, в первую очередь, в области развития экономики.

Авторами предложено выделить региональный сегмент оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики в качестве самостоятельной подсистемы государственного управления и разработать методический инструментарий, обеспечивающий функционирование этой подсистемы.

Концептуальный подход к организации регионального управления экономическим развитием

Авторами предложен концептуальный подход к управлению региональным экономическим развитием, рассматривающий систему оценки эффективности деятельности органов власти субъекта РФ как базовую в реализации целей и задач развития региональной экономики. Управленческая деятельность в сфере развития региональной экономики в силу своей специфики наименьшим образом поддается стандартизации и регламентации, что делает предпочтительным ориентацию органов исполнительной власти на достижение установленных целей и задач экономического развития посредством применения оценки эффективности их деятельности.

Концептуальный подход базируется на том, что оценка рассматривается как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- механизм достижения главами регионов желаемых значений показателей оценки президентом и Правительством РФ их деятельности;

- инструмент реализации стратегии развития региона;

- самостоятельная подсистема системы государственного управления, вобравшая в себя инструментарий менеджмента качества.

Концептуальный подход составляют авторское определение понятия «эффективность деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ» в области развития экономики, а также принципов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики.

В целях решения задач исследования предложено определение понятия «эффективность деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ» в области развития экономики. В широком смысле под эффективностью понимается относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Мировой банк использует понятие потенциала государства.

Подходы авторов (Д.А. Андреева [20], Ш.М. Атоян [21], Л.Р. Ахунова [22], П.К. Кудрявцева [23], А.М. Нагимова [24], Б.А. Райзберг [25]) к определению понятия «эффективность» применительно к государственному управлению, безусловно, имеют общую содержательную составляющую - это способность государственного управления достигать установленных целей посредством минимальных необходимых ресурсов. В отличие от известных определений, автор связывает сущность понятия «эффективность деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ» в области развития экономики со степенью обеспечения органами исполнительной власти субъекта РФ решения задач государственной политики и стратегии регионального развития при рациональном использовании имеющихся ресурсов.

Данный подход к пониманию эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ позволил впервые сформулировать и детально раскрыть содержание принципов

оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики. Принципы сформулированы на основе интеграции и синергии принципов стратегического планирования в Российской Федерации, а также принципов федеральных оценок эффективности в отдельных компонентах государственного управления и определяют правила, установки для организации и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики. Сформулированы принципы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики (принцип иерархии, предусматривающий ориентацию региональных властей на достижение задач государственной политики регионального развития; принцип простоты, предполагающий использование в оценке ограниченного количества показателей, а также легитимности, соизмеримости, системности, достоверности, постоянства).

Выводы. Проведенное исследование становления институциональных основ системы государственного управления в Российской Федерации региональным экономическим развитием свидетельствуют о значимой роли оценки эффективности управленческой деятельности в современной системе государственного управления.

Выявлены возможности и ограничения применения региональными органами исполнительной власти инструментов государственного регулирования в сфере развития экономики.

Показано, что существующие инструменты государственного регулирования, которые могут быть использованы для обеспечения развития экономики, нуждаются в систематизации и совершенствовании. Уточнено содержание понятия «инструменты государственного регулирования», предложено формирование реестров регуляторных компетенций органов государственной власти субъектов РФ и обоснована необходимость разработки федеральными и региональными органами власти государственной регуляторной политики.

Рассмотрены различные аспекты оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики. Уточнено понятие «эффективность деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ» применительно к деятельности в области развития экономики и раскрыта его экономическая сущность.

Предложено выделить региональный сегмент оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики в качестве самостоятельной подсистемы государственного управления и разработать методический инструментарий, обеспечивающий функционирование этой подсистемы. Предложен новый концептуальных подход к организации деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере развития экономики и оценки эффективности их деятельности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - М., 1993.

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». -М., 2012.

3. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Обутверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. ». - М., 2017.

4. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ о промышленной политике в Российской Федерации. -М., 2014.

5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. ». - М., 2017.

6. Старостин, С. А. Проблемы государственного управления при создании публичной инфраструктуры / С.А. Старостин //Административное право и процесс. 2016. № 7. С. 31-33.

7. Сухарев, О. С. Элементы теории саморазвития региональной экономики : структура и управление / О.С. Сухарев //Вестник АКСОР. 2016. № 1(41). С. 67-79.

8. Сайт Центра стратегических разработок [Электронный ресурс]. - URL : http://www.csr.ru/novosti/ czsr-provel-vstrechu-s-predstavitelyami-regionov.html.

9. Доклад Центра стратегических разработок Высшей школы экономики «Регуляторная политика в России : основные тенденции и архитектура будущего» (2018) // [Электронный ресурс]. - URL : // www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/REGULYATORNAYA-POLITIKA-V-ROSSH_INTERNET.pdf.

10. OECD (2005), OECD Guidelines for Quality Assurance and Results of Regulation // [Электронный ресурс]. - URL : www.oecd.org/fr/reformereg/34976533.pdf.

11. Саидов, З. А. Государственная экономика как объект административно-правового воздействия / З.А. Саидов //Административное и муниципальное право. 2016. № 3.С. 192-200.

12. Barabashev, A. G. Are existing administrative paradigms capable of providing tools to resolve the contemporary administrative crisis? //Public Administration Issues. 2016. No. 5 (Special Issue, electronic edition). Р. 6-25.

Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н.

институциональные основы и роль организации деятельности органов исполнительной власти субъекта рф и оценки ее эффективности в российской системе государственного управления _региональным экономическим развитием _

13. Laurence, J. O'Toole, Jr., Journal of Public Administration Research and Theory. Public Management, Context, and Performance : In Quest of a More General Theory. 2015. Vol. 25. Issue 1. Р. 237-256.

14. Junjan, V. & Torenvleid, R. Roundtable : Is Public Management Neglecting the State? // Governance : An International Journal of Policy, Administration, and Institutions. 2016. Vol. 29. Р. 311-334.

15. Xheneti, M. Of enterprise policy-making - an institutional perspective. Entrepreneurship & Regional Development // An International Journal. 2016. Vol. 29. Р. 317-339 // [Электронный ресурс]. - URL : http:// www. tandfonline. com/author/Xheneti%2C+MirelaContexts.

16. Conroy, T., Deller, S., Tsvetkova, A. Interstate relocation of manufacturers and business climate // Review of Urban & Regional Development Studies. 2017. Vol. 29. No. 1. Р. 18-45.

17. Kronenberg, K. Firm Relocations in the Netherlands : Why do Firms Move, and Where Do They Go? // Papers in Regional Science. 2013. No. 92(4). Р. 691-713/

18. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ о стратегическом планировании. - М., 2014.

19. Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ». - М., 2012.

20. Андреева, Д. А. Оценка эффективности деятельности государственных гражданских служащих : дис... канд. экон. наук/Андреева Д. А. - Санкт-Петербург, 2015.

21. Атоян, Ш. М. Эффективность государственного управления в контексте властной миссии российского государства : автореф. дис ... канд. полит. наук: 23.00.02 /Ш.М. Атоян. - Ростов н/Д., 2013.

22. Ахунова, Л. Р. Эффективность и качество в государственном управлении /Л.Р. Ахунова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 10. С.18-25.

23. Кудрявцева, П. К. Проблемы определения эффективности государственного управления / П.К. Кудрявцева //Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований. 2012. С. 35-40.

24. Нагимова, А. М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе : проблемы оценки и измерения/А.М. Нагимова. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009.

25. Райзберг, Б. А. Экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2011.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993). - M., 1993.

2. Decree of the President of the Russian Federation of 07/05/2012 N 596 "On the Long-Term State Economic Policy". -M., 2012.

3. Decree of the President of the Russian Federation of January 16, 2017 N. 13 "On approval of the Fundamentals of the state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025". - M., 2017.

4. Federal Law of 31.12.2014 N 488-ФЗ "On Industrial Policy in the Russian Federation". - M., 2014.

5. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 N 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 "/ - M., 2017.

6. Starostin, S. A. Problems of public administration in creating public infrastructure / S.А. Starostin //Administrative law and process. 2016. No. 7. P. 31-33.

7. Sukharev, O. S. Elements of the theory of self-development of the regional economy: structure and management / O.S. Sukharev //Bulletin of AKSOR. 2016. No. 1 (41). P. 67-79.

8. Website of the Center for Strategic Research [Electronic resource]. - URL : http://www.csr.ru/novosti/czsr-provel-vstrechu-s-predstavitelyami-regionov.html.

9. Report of the Center for Strategic Studies of the Higher School of Economics "Regulatory policy in Russia: main trends and architecture of the future" (2018) // [Electronic resource]. - URL : //www.csr.ru/wp-content/ uploads/2018/ 05 / REGULYATORNAYA-POLITIKA-V-ROSSIIJNTERNET.pdf.

10. OECD, OECD Guidelines for Quality Assurance and Results of Regulation. 2005. -URL: www.oecd.org/fr/ reformereg/349 76533.pdf.

11. Saidov, Z. A. State economy as an object of administrative and legal impact / Z.A. Saidov // Administrative and municipal law. 2016. No. 3. P. 192-200.

12. Barabashev, A. G. Are existing administrative paradigms capable of providing tools to resolve the contemporary administrative crisis? // Public Administration Issues. 2016. No. 5 (Special Issue, electronic edition). Р. 6-25.

13. Laurence, J. O'Toole, Jr. Journal of Public Administration Research and Theory, Public Management, Context, and Performance // In Quest of a More General Theory. 2015. Vol. 25. Issue 1. Р. 237-256.

14. Junjan, V. & Torenvleid, R. Roundtable : Is Public Management Neglecting the State? // Governance : An International Journal of Policy, Administration, and Institutions. 2016. Vol. 29. Р. 311-334.

15. Xheneti, M. Of enterprise policy-making - an institutional perspective. Entrepreneurship & Regional Development // An International Journal. 2016. Vol. 29. Р. 317-339 // [Электронный ресурс]. - URL : http:// www. tandfonline. com/author/Xheneti%2C+MirelaContexts.

16. Conroy, T. Deller, S. Tsvetkova, A. Interstate relocation of manufacturers and business climate //Review of Urban & Regional Development Studies. 2017. Vol. 29. No. 1. Р. 18-45.

17. Kronenberg, K. Firm Relocations in the Netherlands: Why do Firms Move, and Where Do They Go? //Papers in Regional Science. 2013. No. 92(4). Р. 691-713/

18. Federal Law of June 28, 2014 N172-FZ "On Strategic Planning". - M., 2014.

19. Decree of the President of the Russian Federation of 21.08.2012 N 1199 "On the evaluation of the effectiveness of the activities of the executive authorities of the subjects of the Russian Federation ". - M., 2012.

20. Andreeva, D. A. Evaluation of the effectiveness of civil servants : dis ... Cand. econ Science / Andreeva D. A. - St. Petersburg, 2015.

21. Atoyan, Sh. M. the effectiveness ofpublic administration in the context of the power mission of the Russian state : author's abstract... cand. watered Sciences: 23.00.02 /Sh.M. Atoyan. - Rostov n /D., 2013.

22. Akhunova, L. R. Efficiency and quality in public administration /L.R. Akhunova // European Social Science Journal (European Journal of Social Sciences). 2014. No. 10. P.18-25.

23. Kudryavtseva, P. K. Problems of determining the effectiveness of public administration / P.K. Kudryavtse-va // State regulation and sustainable development of municipalities. 2012. P. 35-40.

24. Nagimova, A. M. the effectiveness of public authorities as a factor in improving the quality of life in the region : problems of assessment and measurement/A.M. Nagimov. - Kazan : Kazan. state University, 2009.

25. Raizberg, B. A. Economic Dictionary / B.A. Raizberg, L.Sh. Lozovsky, E.B. Starodubtseva. - 6th ed. pere-rab. and add. - M.: INFRA-M, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.