Научная статья на тему 'Вопросы повышения эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации в области развития экономики'

Вопросы повышения эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации в области развития экономики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
409
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / THE EFFECTIVENESS OF THE AUTHORITIES OF THE RF SUBJECTS / MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT / PERFORMANCE MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белякова Галина Яковлевна, Воробьева Татьяна Николаевна

Механизм управления экономикой региона это ключевой элемент системы управления территорией. Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании» установил новые требования к эффективности государственного управления социально-экономическим развитием и ориентирует органы власти субъектов РФ на эффективное управление развитием экономики. Авторами статьи сформулированы предложения по повышению эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Белякова Галина Яковлевна, Воробьева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The mechanism of management of the economy of the region a key element of the territory management. Federal Law of28.06.2014 №172-FZ «On the strategic planning» has set new requirements for the efficiency of public administration and social and economic development, and orients the authorities of the Russian Federation subjects in the effective management of economic development. The authors formulated proposals for improving the effectiveness of the authorities of the Russian Federation subjects in the field of economic development.

Текст научной работы на тему «Вопросы повышения эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации в области развития экономики»

Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н.

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Механизм управления экономикой региона - это ключевой элемент системы управления территорией. Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании» установил новые требования к эффективности государственного управления социально-экономическим развитием и ориентирует органы власти субъектов РФ на эффективное управление развитием экономики. Авторами статьи сформулированы предложения по повышению эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики.

Ключевые слова. Эффективность деятельности органов власти субъектов РФ, управление развитием региональной экономики, результативность управления развитием региональной экономики.

Бе1уакоуа G.Y., УогоЬуеуа T.N.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract. The mechanism of management of the economy of the region - a key element of the territory management. Federal Law of28.06.2014 №172-FZ «On the strategic planning» has set new requirements for the efficiency of public administration and social and economic development, and orients the authorities of the Russian Federation subjects in the effective management of economic development. The authors formulated proposals for improving the effectiveness of the authorities of the Russian Federation subjects in the field of economic development.

Keywords. The effectiveness of the authorities of the RF subjects, management of regional economy development, performance management of the development of the regional economy.

Развитие федерального компонента управления социально-экономическим развитием субъектов РФ, формирование системы стратегического планирования, ставят перед органами власти субъектов РФ новые экономические цели и задачи. Реализация долгосрочных планов модернизации базовых отраслей экономики регионов, формирование новых, перспективных ниш требует наличия надежных управленческих инструментов.

Научный диалог по вопросам реформирования государственного управления не утихает с 2000-х годов. Татаркин А.И. [6, 8] ставит вопрос о необходимости институционального обеспечения реализации государственных стратегических планов. Ведущие научные школы страны [5] в совместном исследовании диагностируют проблемы государственного управления: инерционные подходы к региональному управлению, препятствующие диверсификации и модернизации региональных эконо-

ГРНТИ 06.39.41

© Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н., 2016

Галина Яковлевна Белякова - доктор экономических наук, профессор, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск).

Татьяна Николаевна Воробьева - соискатель Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), аудитор Счетной палаты Красноярского края. Контактные данные для связи с авторами (Воробьева Т.Н.): 660012, Красноярск, Ломоносова ул., д. 11а (Russia, Krasnoyarsk, Lomonosova str., 11a). Тел.: +7 (953) 592-92-16. E-mail: [email protected].

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

77

мик; необходимость совершенствования объективной оценки деятельности региональной власти; различное отношение региональных властей к проводимой административной реформе; потребность увязки административной реформы с политикой развития, в том числе на региональном уровне; проблемы методологии проведения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В рамках проводимых в России административной и бюджетной реформ осуществлялось институциональное закрепление и практическое применение инструментов управления по результатам в деятельности органов государственной власти. Научным сообществом анализируются причины торможения процесса внедрения принципов управления по результатам. В Докладе Высшей школы экономики [1] при анализе достигнутого уровня эффективности ключевых процессов государственного управления отмечена проблема целеполагания на уровне отдельных органов исполнительной власти, а также отсутствие системы оценки результативности деятельности.

Центром технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [6] в составе основных направлений дальнейшего развития механизмов и инструментов государственного управления по результатам предложено, в частности, формирование нового поколения показателей для оценки результативности деятельности органов исполнительной власти в контексте совершенствования системы стратегического планирования.

К задачам очередного этапа административной реформы отнесены конкретизация требований к пониманию результатов, а также к построению систем измерения достигаемых результатов. Проведенная авторами оценка существующих направлений деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики [7, 10] дополняет указанный перечень проблем региональными особенностями.

Органы государственной власти субъектов РФ, сами являясь объектом оценки со стороны Президента РФ и Правительства РФ, не обладают надежными механизмами достижения оцениваемых показателей. Однако, в соответствии с Федеральном законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ [1], самостоятельны в вопросах формирования таких механизмов. Главы регионов вынуждены прибегать к использованию системы «ручного управления», которая отнимает много времени и позволяет решать лишь точечные, а не системные проблемы. Низкой степенью выполнения характеризуется реализация оценки деятельности органов власти субъектов РФ, низкая степень внедрения проектных методов управления. Существующие методы управления не применимы для решения задач стратегического развития регионов.

Для понимания потенциального масштаба создаваемых в настоящее время региональных систем стратегического планирования, приведем пример одного из субъектов РФ: в систему управления региональной экономикой встроены около десятка органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие государственное регулирование отдельных сфер экономики, целевых сегментов экономики, видов экономической деятельности (с суммарной численностью государственных гражданских служащих около трехсот штатных единиц), около двух десятков региональных совещательных коллегиальных органов (содержащих более 400 представителей органов исполнительной власти субъекта РФ, хозяйствующих субъектов, общественных и других организаций), осуществляющих разработку предложений по вопросам содействия экономическому развитию региона, 70 подведомственных органам исполнительной власти субъекта РФ организаций и предприятий (с суммарной штатной численностью работников 1 770 единиц [3].

Эффективность деятельности столь значительной команды управленцев должна обеспечиваться проекцией системы целеполагания субъекта РФ, органов исполнительной власти субъекта РФ на уровень ключевых руководителей с использованием имеющейся в действующей нормативной базе возможности стимулирования результативности руководителей (пункты 14-16 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ) и установления ответственности (статья 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ). Таким образом, существует потребность в повышении эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики.

В целях достижения формируемых целей стратегического развития регионов подлежат «апгрейду» находящиеся на вооружении у высших должностных лиц субъектов РФ инструменты управления дея-

78

Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н.

тельностью органов исполнительной власти. Необходима реализация комплекса институциональных преобразований, базирующихся на изменениях нормативного правового регулирования. Блок мероприятий нормативного правового регулирования, по мнению авторов, должен включать изменения и федерального законодательства:

• законодательное определение основ государственного регулирования и принципов государственного управления экономикой;

• систематизация и разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по вопросам управления экономикой;

• формирование законодательных основ для оценки эффективности государственного управления (включая определение формализованных логических связей между отдельными методиками оценки). Построение на этой основе комплексной системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;

• внесение изменений в Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании» исходя из анализа практики его применения - в части установления положений об обязательной сопоставимости региональных и муниципальных документов стратегического планирования.

Существует потребность изменения и регионального законодательства:

• внесение изменений в законодательство субъектов РФ - в части установления ответственности исполнителей государственных программ за их реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на реализацию программ бюджетных ассигнований в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ;

• утверждение методик обоснования выбора мер государственной поддержки исходя из установленных статьей 7 Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» результативности и эффективности стратегического планирования;

• создание в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой.

Реализация принципов результативного государственного управления экономикой региона требует построения новой организационной структуры управления, нацеленной на достижение поставленных стратегических целей социально-экономического развития региона. Это предполагает, что все структурные подразделения органов государственной власти региона должны работать на достижение поставленных целей. Подлежат решению вопросы методологического, организационного и информационного обеспечения деятельности органов власти субъектов РФ:

• разграничение зон ответственности региональных органов власти в области развития экономики в соответствии с их полномочиями и сферой деятельности;

• утверждение высшим должностным лицом субъекта РФ показателей эффективности деятельности должностных лиц и органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики;

• наделение государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой полномочиями по определению показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в области развития экономики, проведению оценки степени их достижения и подготовке следующих из результатов оценки управленческих решений;

• внедрение обязательной практики установления в должностных регламентах государственных служащих показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, отражающих достижение результатов деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ, и оказывающих влияние на денежное содержание государственных служащих;

• реорганизация структуры экономических ведомств субъектов РФ в целях обеспечения решения задач во исполнение Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»;

• модернизация эксплуатируемых информационных систем в целях обеспечения внедрения принципов управления по результатам в деятельность органов власти субъектов РФ в области развития экономики.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

79

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: федер. закон. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

2. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

3. Бюллетень Счетной палаты Красноярского края. 2015. № 4 (6). С. 19-24.

4. Административная реформа и сокращение контрольно-надзорных функции. [Электронный ресурс]. Режим доступа :https://conf.hse.ru (дата обращения 11.06.2016).

5. Гаман-Голутвина О.В., Сморгунов Л.В., Соловьев А.И., Туровский Р.Ф. Эффективность государственного управления в Российской Федерации в 2008 году / МГИМО (У) МИД РФ, Санкт-Петербургский госуниверситет, Московский госуниверситет им. М. В. Ломоносова, Государственный университет - Высшая школа экономики. 2008. 86 с.

6. Развитие механизмов и инструментов управления по результатам в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4. С. 95-102.

7. Татаркин А.И. Системный подход к модернизации пространственного развития Российской Федерации // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2014. № 2 (23). С. 25-43.

8. Татаркин А.И. Программно-проектный менеджмент как условие инновационного развития социально-экономических систем // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2014. № 2 (23).

9. Белякова Г.Я., Воробьева Т.Н. Диагностика состояния эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики // Materials of the XII International scientific and practical conference, «Modern scientific potential», February 28 - March 7, 2016 on Economic science. Governance. С. 3-9.

10. Воробьева Т.Н. Эффективность деятельности региональных властей в области развития экономики // European Social Science Journal. 2016. № 2. С. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.