Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МИКРОБНЫХ ПРЕПАРАТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, НА МИКРОФЛОРУ КИШЕЧНИКА'

ВЛИЯНИЕ МИКРОБНЫХ ПРЕПАРАТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, НА МИКРОФЛОРУ КИШЕЧНИКА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МИКРОБНЫХ ПРЕПАРАТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, НА МИКРОФЛОРУ КИШЕЧНИКА»

дозе 0,005 мг/кг, нарушения репродуктивной функции проявляются лишь повышенной гибелью зародышей после имплантации. Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать заключение о наличии дозовой зависимости.

При изучении постнатального развития потомства животных, подвергавшихся до спаривания воздействию препарата, не было обнаружено уменьшения размера помета у подопытных животных по сравнению с контролем; масса новорожденных крысят и дальнейший ее прирост также не отличались от контроля. Вместе с тем были зарегистрированы изменения функционального состояния центральной нервной системы у потомства, полученного от самок и самцов, испытывавших вредное влияние циодрн-на в дозе 0,01 мг/кг. У подопытных крысят достоверно снижались двигательная активность и активность исследовательского поведения, повышалась эмоциональная возбудимость (число заглядываннй в норки 16,5±0,37 при 20,7±1,7 в контроле, число пересекаемых квадратов

ЛИТЕРАТУРА. Марцонь Л. В., Шепельская Н. Р.—

Гиг. и сан., 1980, № 7, с. 46—47. Саноцкий И. В., Авхименко М. М., Фоменко В. Н. — В

23,6±1,9 против 39,0±2,7 в контроле, количество вставаний на задние лапы 2,96±0,3 по сравнению с 1,98±0,2 в контроле; во всех случаях п= 6 пометам, Р<0,05), что можно' расценивать как результат либо угнетения коры, либо стимуляции подкорки. Циодрин в дозе 0,005 мг/кг не оказал вредного влияния на постнатальное развитие потомства.

Таким образом, инсектоакарицид циодрин в дозах 0,01 и 0,005 мг/кг оказывает нерезко выраженное токсическое влияние на гонады животных. При этом наблюдается зависимость степени выраженности эффекта от величины воздействующей дозы. Оценивая полученные результаты, а также принимая во внимание то, что предельно допустимое количество препарата в мясе составляет 0,005 мг/кг (что в пересчете на 1 кг массы тела саставляет 0,0001 мг, и коэффициент запаса, следовательно, равен 50), можно сделать заключение о соответствии существующего норматива гигиеническим требованиям.

кн.: Методы определения токсичности и опасности химических веществ. М., 1970, с. 245—264.

Поступила 21.10.80.

УДК в12.336.31-06:[631.86+ 632.937.15

И. Я- Квятковская

ВЛИЯНИЕ МИКРОБНЫХ ПРЕПАРАТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, НА МИКРОФЛОРУ КИШЕЧНИКА

Рижский медицинский институт

С каждым годом расширяется ассортимент препаратов, применяемых в сельском хозяйстве, основу которых составляют микроорганизмы. Такие препараты, в частности, применяются для защиты растений. Поскольку применение ядохимикатов представляет серьезную опасность для природы, наиболее перспективным оказался биологический способ борьбы с вредителями (Г. В. Гусев). Выпускается ряд препаратов, вызывающих гибель вредных насекомых (энто- и токсобактерин — продуценты Bacillus thuringiensis var. Galleria, боверин — продуцент Boveria bassiana, такстериана — продуцент Entomophtho-ra thateriana). Наряду с этими препаратами микробиологическая промышленность выпускает антибиотики, действующие на возбудителей бактериальных и грибковых болезней растений (дендробациллин — продуцент Bacillus thuringiensis var. dendrolimus). Резко возросло также производство бактериальных удобрений (нитрагин — продуцент Rizobium).

Перечисленные микроорганизмы входят в состав готовых препаратов. С последними сталкивается множество людей как в процессе производства, так как на заключительных стадиях технологического процесса возможно поступление препарата в воздух рабочей зоны, так и при применении, так как капли аэрозоля разносятся на полях током воздуха на сравнительно большие расстояния <В. В. Гулий).

В отечественной и зарубежной литературе имеются сведения о влиянии этих препаратов на организм насекомых. Данные о действии на теплокровный организм малочисленны и порой разноречивы.

Учитывая то, что основу препаратов составляют микроорганизмы, интересно было выяснить, влияют ли они на эубиоз человека и животных. С этой целью мы изучили количественный состав микрофлоры кала белых беспородных крыс в хронических экспериментах. Каждый препарат испытывали на 2 группах животных, крысы 3-й группы служили контролем; в каждой группе было 10 животных.

Препараты вводили ингаляционно. Ингаляцию про-

водили в затравочных камерах И. Ф. Боярчука. Экспо-зиция опыта —4ч ежедневно, кроме выходных дней, в течение 4 мес; восстановительный период — 1 мес. Концентрации в камерах определяли весовым методом. Количественный состав микрофлоры кала определяли по методу Haenel в модификации М. Э. Микельсаар и соавт. Согласно методике, определяли общее количество анаэробных и аэробных микроорганизмов, количество кишечных палочек, стафилококков, лактобацилл и микробов группы Proteus с использованием оптимальных, дифференциально-диагностических и селективных сред. Пробы брали перед затравкой (фон), затем ежемесячно и в конце восстановительного периода. Статистически данные обрабатывались по Стьюденту — Фишеру.

При изучении нитрагина использовали 2 концентрации — 25 и 2,5 мг/м3. У животных, получающих меньшую концентрацию, первые 2 мес было уменьшено количество кишечных палочек (опыт — 5,65±0,81 lg/r, контроль — 7,9dbl,3 Ig/r; Я<0,01). К концу 3-го месяца зафиксировано однократное увеличение общего количества анаэробных микроорганизмов (опыт 9,4±0,2 Ig/r; контроль — 8,38±0,12 Ig/r; Я <0,05). Во всех остальных группах микроорганизмов в течение всего эксперимента каких-либо изменений не наблюдалось.

У животных, получающих большую концентрацию, в 1-й мес увеличилось количество лактобацилл (опыт — 11,3±0,03 lg/r, контроль — 8,7±0.14 lg/r; Р<0,05). Количество кишечной палочки уменьшилось на 2-м месяце, а к концу 3-го месяца возросло и даже несколько превысило показатели в контроле (опыт — 6,02±0,5 lg/r; опыт — 8,23±0,67 lg/r, контроль — 7,25±36 lg/r). В остальных группах количество микроорганизмов достоверно не отличалось от таковых в контроле.

При анализе данных, полученных в результате изучения количественного состава микрофлоры кала у белых, крыс, получающих Е. thaxteriana ингаляционно в кон центрациях 4 и 40 мг/м3, установлено, что у животных' получающих большую концентрацию, через 1 мес от начала затравки увеличилось количество кишечных пало-

чек (опыт — 8,1 ±0,2 Ig/r, контроль — 7,3±0,05 lg/r; Я<0,05) и лактобацилл (опыт — 11,4±0,09 lg/r; контроль — 10,2±0,02 lg/r; Я <0,05). Но эти изменения были отмечены однократно и в течение 2-го месяца исчезли. Во всех остальных группах микроорганизмов в обеих группах подопытных животных дисбиоз не зарегистрирован.

При воздействии дендробациллина на организм белых крыс при ингаляции 2 концентраций — 4 и 40 мг/м3— выявлено, что в 1-й месяц опыта наступили изменения » в количественном соотношении аэробных микроорганизмов, стафилококков, протея и лактобацилл. В опытных группах этих микроорганизмов стало больше, чем в контрольных (аэробные микроорганизмы: опыт— 11,3± ±0,02 lg/r, контроль — 9,3±0,1 lg/r, Р<0,001; стафилококки: опыт — 6,8±0,1 lg/r, контроль — 5,2±0,04 lg/r, Р<0,05; лактобациллы: опыт — 9,8±0,02 lg/r, контроль— 8,5±0,2 lg/r, /><0,05; протей: опыт — 6,7±0.05 lg/r, контроль — 5,3±0,09 lg/r; Я<0,01). На 2-м месяце это нарушение в количественном составе восстановилось до контрольных цифр. Количество кишечной палочки одно-

ЛИТЕРАТУРА. Гулий В. В. — В кн.: Микробиология — народному хозяйству. Новосибирск, 1974, с. 3-8.

Гусев Г. В. — В кн.: Биологические средства защиты ра-

кратно уменьшилось на 2-м месяце (опыт — 7,9±0,3 lg/r. контроль — 9,0±0,09 lg/r; Р<0,05). Количество анаэробов не изменялось.

Учитывая приведенные данные, можно заключить, что рассматриваемые препараты, в состав которых входят перечисленные выше микроорганизмы, вызывают дисбак-териоз, т. е. нарушают количественное соотношение кишечной флоры организма теплокровных. К концу эксперимента возникший дисбиоз нормализуется. Но в связи с тем, что он все же имеет место, изучаемые препараты в какой-то мере представляют опасность. Необходимо дальнейшее изучение влияния микробных препаратов на микрофлору людей, которые соприкасаются с ними в процессе производства и при применении. Такие исследования дадут возможность разработать профилактические мероприятия для ряда производств микробиологической промышленности, в частности применения таких препаратов, как лактобактерин, бифидумбактерин, бифи-кол, с целью предупреждения профессиональной патологии со стороны желудочно-кишечного тракта.

стений. М.. 1974, с. 104—113. Микельсаар М. Э., Ленцнер А. А., ГольяноваЛ. А.—Ла-бор. дело, 1972, № 1, с. 41—45.

Поступила 10.12.80

УДК 6 16,366-002-057-092

Ф. Г. Захаров, В. Б. Колядо

О ВЛИЯНИИ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ХОЛЕЦИСТИТА

Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко

Вопрос о роли неблагоприятных социально-гигиенических факторов в развитии холецистита освещен недостаточно. Выявление таких факторов ведет к углублению знаний об этиологии и патогенезе болезни и дает возможность более эффективно проводить ее профилактику, что способствует снижению заболеваемости.

Настоящее сообщение является частью исследования по определению значения комплекса социально-гигиенических и биологических факторов в развитии холецистита и освещает влияние различных условий трудовой деятельности.

Работа проведена на базе территориальных поликлиник № 30 и 130 Перовского района Москвы методом формирования основной и контрольной групп. В основную группу включено 300 больных холециститом (200 женщин и 100 мужчин), отобранных на основании анализа историй болезни амбулаторных больных и контрольных карт диспансерного наблюдения. Диагноз у них подтвержден специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, инфекционистом) и данная патология расценивалась как основная. Контрольную группу составили 100 практически здоровых мужчин и 100 женщин, не предъявлявших жалоб на заболевание холециститом и не имевших какой-либо патологии со стороны желудочно-кишечного тракта, что подтверждено обследованием у терапевта. Кроме того, эта группа по возрасту и социальному положению была идентична группе больных холециститом, а общеизвестное влияние пола больных предусматривалось исключить раздельным анализом для мужчин и женщин. В обе группы включены только работающие. Необходимое число наблюдений определено альтернативным методом и отвечает требованиям репрезентативной выборки. Сбор информации проводили по специально разработанной анкете. В целях получения более подробной информации обследуемым предоставлялась возможность подробно ответить на все задаваемые вопросы. Опрос проводили на до-

му. Сгруппированный материал обработан на ЭВМ «ЕС-1022» с помощью основных и сопряженных биометрических методов. Основные групповые свойства измерены средними величинами, их разнообразием и ошибкой. Сопряженные групповые свойства для количественных признаков оценивали коэффициентом корреляции по способу квадратов отклонений (гхУ) и для атрибутивных — с помощью коэффициента Крамера (С). Достоверность влияния факторов определяли путем вычисления коэффициента достоверности (/).

Анализ стажа трудовой деятельности больных холециститом по 5-летним группировкам от 5 и до 35 лет не выявил существенных различий по сравнению с контрольной группой. Однако при стаже трудовой деятельности 36 лет и более влияние этого фактора на заболеваемость было достоверным. Среди больных мужчин такой стаж имели 19±3,84%, в контрольной группе — 8±2,71% (/=2,13, Ж0,05); среди женщин — соответственно 11,5± ±2,26% и 1 ±0,99% (/=4,26, Р<0,01). Корреляционная связь со стажем 36 лет и более определена как прямая и слабая у мужчин (С=0,23) и женщин (С=0,253). Влияние на этот фактор возраста, в прямой зависимости с которым находится заболеваемость холециститом, исключено идентичным по возрасту формированием групп, поэтому в данном случае этот признак является факторным, а не результативным от возраста. Следовательно, имеющие трудовой стаж 36 лет и более могут быть отнесены в группу риска развития холецистита.

Начало трудовой деятельности у больных холециститом приходилось на более ранний возраст. Так, 34± ±4,74% мужчин и 28±3,17% женщин начали трудиться в возрасте 15—16 лет, тогда как в контрольной группе в этом возрасте трудились 18±3,84% мужчин (/=2,62, Р<0,01) и 12±3,25% женщин (/=3,52, Р<0,01). В оптимальный период начала трудовой деятельности (17— 18 лет) приступили к работе лишь 32±4,46% мужчин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.