Обедков А.П.
к. геогр.н., доцент. зав. кафедрой филиала Санкт-Петербургского государственного экономического
университета в г. Сыктывкар
ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО И ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛОВ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА
Ключевые слова: миграции населения, демографическая политика, демографический кризис, демографический потенциал, северный регион трудовой потенциал, тип воспроизводства населения, тип динамики населения.
Keywords: migration, demographic crisis, demographic policy, demographic potential, northern region, employment potential, type of reproduction, type ofpopulation dynamics.
Северные регионы относятся к территориям с интенсивными миграциями населения, которые являются ведущим фактором формирования их демографического и трудового потенциалов. Формирование демографического потенциала региона представляет собой комплексный территориальный социально-экономический процесс, отражающий изменение численности, режима воспроизводства и возрастно-половой структуры населения в результате естественного и механического движения населения. Региональные проблемы социально-экономического развития северных территорий рассматриваются в тесной увязке с вопросами активизации демографических процессов, направленными на регулирование отдельных составляющих демографической ситуации в регионе, совершенствование возрас-тно-половой структуры населения и формирование работоспособного трудового потенциала.
Под трудовым потенциалом региона понимают сформированные к настоящему времени и прогнозируемые в будущем трудовые ресурсы, которые характеризуются величиной и структурой трудоспособного населения, его образовательным и профессиональным уровнями. Величина трудового потенциала определяется численностью трудоспособного населения и его возрастно-половой структурой населения в увязке с ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни в работоспособном периоде. Прогноз величины и структуры трудоспособного населения позволяет оценить перспективы формирования регионального рынка труда в условиях возрастающей роли миграционного фактора на формирование демографического и трудового потенциалов региона.
Особенности формирования демографического и трудового потенциалов северных регионов определяются целями и масштабами их хозяйственного освоения и заселения. Главной движущей силой пионерного этапа освоения малонаселённых северных территорий выступает экономическая целесообразность вовлечения в народнохозяйственный оборот дефицитных для страны природных ресурсов. Проблема отсутствия в северных регионах необходимых трудовых ресурсов традиционно решается путём организации миграционных потоков из старопромышленных районов. При этом миграционные процессы оказывают значительное влияние на динамику и характер демографического развития, изменения численности, возрастно-половой, этнической и социальной структур населения северных регионов.
Роль миграционного фактора в формировании демографического и трудового потенциалов региона меняется на различных этапах освоения, заселения и обживания северных территорий страны. Общая схема динамики процесса формирования населения северного региона обычно включает три этапа, которые отражают изменение роли и соотношения естественного и миграционного движения населения. Формирование демографического и трудового потенциалов на пионерном этапе освоения и заселения северного региона происходит главным образом за счёт миграционного притока пришлого населения, стимулирующего активизацию процессов естественного движения населения. На следующем этапе формирования населения северного региона ещё сохраняется ведущая роль миграций, которые дополняются естественным приростом населения. Однако при этом наблюдается постепенное замедление темпов миграционного прироста, и начинают набирать силу процессы естественного движения населения. На завершающем этапе формирования демографического и трудового потенциалов северного региона основным фактором роста населения становится естественный прирост. В случае отсутствия или недостаточной миграционной подпитки территории наиболее вероятна стабилизация демографического и трудового потенциалов региона с последующим уменьшением населения за счёт естественной убыли и миграционного оттока.
Организация масштабных потоков пришлого населения трудоспособных возрастов в советский период позволила сформировать весьма работоспособный трудовой потенциал Российского Севера, обеспечивший эффективное освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий в народнохозяйственных интересах всей страны. Благодаря широкомасштабному освоению ресурсов на протяжении последних 50 лет, северные регионы вносят значительный вклад в формирование государственного бюджета и экспортного потенциала России, являясь ведущими поставщиками многих стратегических и дефицитных для старопромышленных районов видов топливно-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки, цветных металлов и драгоценных камней, лесобумажной и рыбной продукции. Нетрудно предположить, что эта ситуация не изменится в ближайшие десятилетия. Однако для этого государству и обществу необходимо изменить своё во многом потребительское отношение к северным территориям. Для этого по-
требуется внести необходимые коррективы в региональную экономическую, научно-техническую, социальную, демографическую, городскую, градостроительную и экистическую политику с учётом специфики северных территорий и их роли в экономике России.
Исторические особенности миграций и их роль в формировании демографического потенциала зоны Севера в советский период
Советский период формирования демографического и трудового потенциалов северных территорий условно распадается на два сопоставимых по времени этапа до и после 1955 г., отличающихся целями и задачами, формами и методами проведения миграционной политики государства для привлечения населения в северные регионы. Первый из советских этапов формирования демографического и трудового потенциалов северных регионов охватил довоенный, военный и послевоенный восстановительный периоды советского времени с 1918 по 1955 г. Он характеризуется активизацией демографических процессов в северных регионах в связи с началом развёртывания работ по планомерному поиску и освоению дефицитных для старопромышленных районов природных ресурсов. Несоответствие численности и квалификации коренного населения Российского Севера масштабам и задачам социалистического строительства потребовало использования новых подходов к формированию трудового потенциала северных регионов страны на основе широкого привлечения пришлого населения трудоспособного возраста из трудоизбыточных центральных и южных районов страны.
В 1920-1930-е гг. экономические возможности государства ещё не позволяли проводить целенаправленную демографическую политику как систему взаимосвязанных мер по активизации демографических процессов. В эти годы воздействие государства на процессы формирования населения имело опосредованный и несистемный характер. Если в 1920-е гг. государство уделяло внимание вопросам демографического развития путём решения некоторых вопросов социального развития северян, то в 1930-е гг. к ним добавились миграционно-переселенческие мероприятия, связанные с использованием элементов принудительной миграции. В связи с необходимостью промышленного освоения необжитых северных регионов, остро нуждавшихся в рабочей силе, в конце 1920-х гг. советское государство приняло на вооружение план принудительной колонизации («спецколонизации» в тогдашней официальной терминологии) Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, который предусматривал широкое использование труда спецпереселенцев и заключённых. Начатая в 1930-е гг. «спецколонизация» северных территорий положила начало промышленному освоению и транспортному строительству в Карельской, Коми и Якутской АССР, Красноярском и Хабаровском краях, в Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях, где в довоенный период были образованы новые города и рабочие посёлки.
Особое место в советской истории освоения и заселения Российского Севера занимают принудительные миграции, связанные с насильственным перемещением людей в период сталинских репрессий 30-х - середины 50-х гг. прошлого века и депортацией целых народов из мест постоянного проживания в северные, восточные и другие отдалённые регионы страны. В предвоенные, военные и послевоенные годы северные регионы стали местами ссылок, спецпоселений и размещения лагерей для заключённых. В общем потоке насильственно переселённых на Север выделялись трудпоселенцы («кулацкая ссылка»), состоявшие в основном из раскулаченного крестьянства центральных и южных регионов страны, и спецпоселенцы, в числе которых были обвинённые в сотрудничестве с оккупантами «власовцы», оуновцы, «лесные братья», а также подвергшиеся репрессиям и депортации народы СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии, Польши, прибалтийских государств и других территорий, вошедших в состав СССР в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа и по итогам решений Ялтинской и Потсдамской конференций. Среди важных направлений миграций в первое послевоенное десятилетие следует назвать организованные миграционные потоки, связанные с повторным освоением и заселением возвращённой территории Южного Сахалина и Курильских островов, которая в период с 1905 по 1945 г. находилась в составе Японии.
С 1953 г. предприятия ведущих отраслей промышленности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий начали переходить на работу с постоянными вольнонаёмными работниками. Привлечению и закреплению рабочих в северных районах нового освоения способствовал ряд нормативно-правовых актов правительства СССР (постановления Совета Министров СССР от 21 мая 1947 г., 28 ноября 1951 г., 26 августа 1955 г.), принятых в первое послевоенное десятилетие. Эти документы положили начало формированию системы северных льгот, гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Созданная в послевоенное десятилетие правовая база стимулировала постепенный переход от политики насильственного переселения к целенаправленному формированию постоянных квалифицированных кадров для важнейших отраслей северной экономики.
Активизации внешних и внутренних миграционных потоков на Российском Севере в немалой степени способствовало принятие в 1954 г. решения о выдаче паспортов колхозникам и предоставления им права свободного выбора места жительства. Многие из них отправились в северные регионы за «длинным рублём» и в поисках более сытой жизни. Следствием этого явился отток сельских жителей в северные города и рабочие посёлки, где в связи с переходом народного хозяйства на вольнонаёмный труд появилось большое число рабочих вакансий. В 1954-1956 гг. был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на смягчение режима узникам ГУЛАГа и спецпоселенцев с последующим их освобождением из спецпоселений и лагерей. Массовое освобождение заключённых и спецпереселенцев, проходившее в период с 1954 по 1958 гг., вызвало определённый миграционный отток населения из северных регионов. Однако возможность возвратиться в родные места получили не все категории спецпереселенцев и потому
многие из числа лиц, подвергшихся незаконным репрессиям, были вынуждены остаться в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностей на постоянное жительство.
Второй этап советского периода формирования демографического потенциала зоны Севера (1956-1991) характеризуется кардинальным изменением форм и методов организации миграционных потоков в северные регионы. Уже во второй половине 1950-х гг. главной формой привлечения рабочей силы в народное хозяйство северных регионов стал централизованный оргнабор на основе трудовых соглашений, вызвавший мощный поток миграций в северные регионы главным образом из регионов европейской части РСФСР, Украины и Белоруссии. Это способствовало бурному росту общей численности населения северных регионов, который происходил за счёт ускоренной урбанизации. С середины 1950-х гг. ведущим источником формирования и роста численности населения северных регионов страны вновь становится естественный прирост, который в сочетании с миграционным приростом определял общую динамику демографического развития северных территорий вплоть до начала 1990-х гг.
В формировании населения северных регионов в эти годы особое значение имели межрайонные и внутрирайонные трудовые миграции, представленные как организованными, так и самодеятельными формами. Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства советского времени. Масштабы организации миграционных потоков существенно возросли в послевоенные десятилетия в ходе освоения, заселения и обжива-ния северных территорий, располагающих крупными запасами разнообразных видов природных ресурсов.
В общем миграционном потоке в северные регионы страны в послевоенные годы выделяются миграции в регионы Европейского Севера и северные территории пионерного освоения Сибири и Дальнего Востока, связанные с широкомасштабными разработками топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, а также заселение территории Южного Сахалина и Курильских островов после их возвращения в состав СССР. Мобилизация рабочей силы требовалась также в ходе реализации крупных целевых территориальных комплексных народнохозяйственных программ (Программа освоения зоны Байкало-Амурской магистрали) и формирования программно-целевых территориально-производственных комплексов Севера (Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Братско-Усть-Илимский, Южно-Якутский), а также при строительстве крупных промышленных объектов (тепловые и гидроэлектростанции, горно-обогатительные, металлургические, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты), которые целенаправленно возводились в северных районах страны.
Динамика численности населения Российского Севера и его регионов
Согласно действующему законодательству северные территории страны включены в состав районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Состав и критерии выделения законодательно утверждённых северных территорий неоднократно корректировались. В 30-е гг. прошлого века делимитация северных территорий проводилась преимущественно на основе этнического признака. Введённый в научный оборот в начале 1930-х гг. термин «Крайний Север» первоначально использовался для обозначения этнических территорий коренных малочисленных народов Севера, послуживших основой для образования ряда северных национальных округов. Первым опытом зонирования северных территорий явилась их делимитация на основе понятий «Крайний Север» и «Районы, приравненные к Крайнему Северу», которые были введены в законодательную практику в 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. Основной его целью была попытка отразить территориальную дифференциацию северных компенсаций в зависимости от степени экстремальности условий проживания населения и сложности их хозяйственного освоения. С этого времени определяющее значение для уточнения состава северных территорий стали играть степень суровости климатических условий проживания населения и трудности хозяйственного освоения, адекватным выражением которых стали размер районных коэффициентов, северных льгот и стажевых надбавок.
По нашим оценкам, опирающимся на данные первой советской всеобщей переписи населения 1926 г., в современных границах зон дискомфортности Севера проживало около 1,5 млн. человек, что составило 1,6% всего населения РСФСР. Начавшаяся в довоенный период индустриализация северных территорий способствовала формированию отдельных очагов хозяйства и расселения главным образом на Европейском Севере и Дальневосточном Севере. К началу 1941 г. людность северных территорий достигла 2,8 млн. человек, или 2,6% от численности населения РСФСР.
По данным переписи населения 1959 г., численность постоянного населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составила 3,8 млн. человек. Широкомасштабное освоение зоны Севера, начавшееся в первой половине 1960-х гг., положило начало весьма длительному периоду динамичного демографического развития, который продолжался до конца 1980-х гг. С 1959 по 1989 г., когда численность населения РСФСР увеличилась в 1,3 раза, число северян увеличилось в 2,6 раза и достигло 9,8 млн. человек. При этом доля зоны Севера в общей численности населения России возросла с 3,8 до 6,6%. С конца 1980-х гг. темпы прироста населения зоны Севера стали замедляться в результате начавшегося оттока населения из районов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
С распадом СССР и началом рыночных преобразований сформированные в советское время демографический и трудовой потенциал Российского Севера стали подвергаться необоснованному разрушению. Однако при этом резкого уменьшения численности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не произошло в связи увеличением площади законодательно утверждённых северных территорий до 11,9 млн. кв. км. Если к концу существования СССР доля районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляла 49,1% от его общей площади, то после распада СССР удельный вес законодательно утверждённых северных территорий в общей площади Российской Федерации увеличился с 64,3 до 69,6%.
Прирост площади законодательно утверждённых северных территорий России лишь на некоторое время задержал спад в демографическом развитии, вызванный демографическим кризисом начала 1990-х гг. К началу 1993 г. ис-
торического максимума достигли численность северян (12,6 млн. человек), их удельный вес в населении России (8,5%) и средняя плотность жителей (106 человек на 100 кв. км). С 1993 по 2014 г. численность северян сократилась на 2,6 млн. человек или почти в 1,3 раза. На начало 2014 г. в границах законодательно утверждённых северных территорий России проживало 10,0 млн. человек, что составило 7,0% от общего числа россиян. Одновременно с сокращением демографического потенциала произошло снижением средней плотности населения в 1,3 раза до 84 человек на 100 кв. км (табл. 1).
Темпы роста постоянного населения субъектов Российской Федерации, имеющих в своём составе районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, существенно менялись в различные годы советского периода. Анализ темпов и тенденций роста демографического потенциала северных регионов с 1959 по 1991 г. позволил выделить 3 типа динамики численности постоянного населения. Первый и наиболее характерный тип динамики населения представлен многочисленной группой из подавляющего большинства северных регионов, для которой характерен устойчивый рост абсолютной численности населения до начала 1990-х гг. с постепенным замедлением темпов относительного прироста населения, который после достижения максимальной величины сменился продолжающейся и поныне непрерывной и устойчивой абсолютной и относительной убылью населения. Учитывая изначально низкую людность северных регионов этой группы в 1930-е гг., максимальный прирост населения наблюдался в 1950-1960-е гг. в связи с их ускоренной индустриализацией и урбанизацией. Второй тип динамики населения демонстрируют 4 региона Западно-Сибирского Севера (Республика Алтай, Томская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), сохранившие положительную динамику роста абсолютной численности населения при общей тенденции к падению темпов прироста населения. Третий тип динамики населения характерен лишь для Коми-Пермяцкого АО, в котором непрерывное падение численности населения наблюдалось с середины 1960-х гг.
Таблица 1
Динамика численности населения и заселённости России и законодательно утверждённых
северных территорий в 1959-2014 гг.
Годы Численность населения на начало года, млн. человек Доля зоны Севера в населении РФ, % Площадь зоны Севера, млн. кв. км Число жителей на 100 кв. км
РФ Зона Севера РФ Зона Севера
1959 117,5 3,8 3,2 10,5 687 36
1966 127,2 4,9 3,9 10,9 744 42
1970 130,1 5,4 4,1 10,9 761 50
1979 137,6 7,7 5,6 10,9 805 71
1986 143,8 9,2 6,4 11,0 841 84
1989 147,4 9,8 6,6 11,0 862 90
1993 148,7 12,6 8,5 11,9 870 106
1996 148,0 12,0 8,1 11,9 865 101
1999 146,4 11,7 8,0 11,9 856 98
2003 145,0 10,8 7,4 11,9 848 91
2006 142,7 10,6 7,4 11,9 834 90
2010 141,9 10,5 7,4 11,9 830 88
2011 142,9 10,1 7,1 11,9 836 85
2012 143,1 10,1 7,1 11,9 837 85
2013 143,3 10,1 7,0 11,9 839 85
2014 143,7 10,0 7,0 11,9 840 84
Источники: Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. Статистический ежегодник. - М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1991; Народное хозяйство СССР. Статистические ежегодники ЦСУ СССР за 1956-1970 гг. - М.: Статистика, 1956-1970 гг.; Социальное и экономическое развитие районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера в 1980-1990 гг. Т. 1. - М.: Госкомстат, 1991; Численность и размещение населения. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 (Итоги Всероссийской переписи населения: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т.1); Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2014 году. Статистический бюллетень. - М.: Росстат, 2015.
В нулевые годы ХХ1 века в динамике численности населения большинства северных регионов продолжают действовать негативные демографические тенденции, наметившиеся в первой половине 1990-х гг. Особенностями демографического развития северных территорий в последние годы стали устойчивая депопуляция и миграционный отток, вызвавшие замедление темпов с непрерывным падением численности населения. В период с 2001 по 2014 г. население районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий сократилось на 923 тыс. человек, или на 8,4%. Как и в предыдущие годы, основной причиной убыли населения Российского Севера остаётся миграционный отток, а основным макрорегионом демографических потерь - Европейский Север, потерявший с 2001 по 2014 г. 605,3 тыс. человек или 14,7% своего населения. При этом численность населения Восточно-Сибирского Севера уменьшилась на 13,2%, а Дальневосточного Севера - на 10,4%. Единственным макрорегионом Российского Севера с положительной динамикой демографических процессов остаётся Западно-Сибирский Север, увеличивший свою численность на 217,1 тыс. человек, или на 9,1%, и по-прежнему сохраняющий миграционную привлекательность (табл. 2).
Таблица 2
Динамика численности постоянного населения субъектов Российской Федерации в границах законодательно утверждённых северных территорий в 2001-2014 гг. (на 1 января; тыс. человек)
Субъекты Российской Федерации с северными территориями 2001 г. 2006 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. Прирост населения с 2001 по 2014 г.
Российский Север 10 962,1 10 650,3 10 511,2 10 124,5 10 039,1 -923
Европейский Север 4104,6 3875,4 3762,3 3562,3 3499,3 -605,3
Республика Карелия 728,8 697,5 684,2 639,7 634,4 -94,4
Республика Коми 1042,9 985 951,2 889,8 872 -170,9
Пермский край 40,9 36,9 35,8 31,3 30 -10,9
Архангельская область 1328,2 1249,4 1212,1 1171,1 1148,8 -179,4
Ненецкий АО 40,9 42 42,3 42,4 43 2,1
Мурманская область 922,9 864,6 836,7 788 771,1 -151,8
Западно-Сибирский Север 2167,9 2283,1 2354,3 2350 2385,0 +217,1
Республика Алтай 28,7 29,9 31,5 29,6 29,9 1,2
Томская область 238,1 225,1 218,1 203,2 198,8 -39,3
Тюменская область 19,4 19,2 19,6 19,4 19,4 0
Ханты-Мансийский АО - Югра 1383,4 1478,2 1538,6 1561,2 1597,2 +213,8
Ямало-Ненецкий АО 498,3 530,7 546,5 536,6 539,7 41,4
Восточно-Сибирский Север 1663,5 1599 1559 1477,5 1444,4 -219,1
Республика Бурятия 119,4 113,8 110,8 103,9 100,1 -19,3
Республика Тыва 305,7 308,5 317 308,1 311,7 6
Забайкальский край 26,6 25,5 25,1 23,1 21,9 -4,7
Красноярский край 540,1 513,9 489,1 454,6 448,1 -92
Иркутская область 671,7 637,3 617 587,8 562,6 -109,1
Дальневосточный Север 3026,1 2892,8 2835,6 2734,7 2710,4 -315,7
Республика Саха (Якутия) 957,5 949,9 949,3 955,8 954,8 -2,7
Камчатский край 366,4 349,3 342,3 320,2 319,9 -46,5
Приморский край 125,9 118,5 115,2 106,5 104,1 -21,8
Хабаровский край 643,8 612,3 597,5 555,3 539,9 -103,9
Амурская область 121 114,5 111,1 103,5 99,9 -21,1
Магаданская область 193,9 171,6 161,2 154,5 150,3 -43,6
Сахалинская область 560,1 526,2 510,8 495,4 491 -69,1
Чукотский АО 57,5 50,5 48,6 51 50,5 -
Источник: Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2014 году. Статистический бюллетень. - М.: Росстат, 2015.
Анализ тенденций изменения численности населения северных регионов с 2001 по 2014 г. позволил выделить 3 группы регионов, различающиеся типами динамики демографического развития. Состав первой группы определили 17 северных регионов с отрицательным приростом населения. В числе северных территорий, которые за рассматриваемый период понесли наибольшие демографические потери, выделяются Пермский край (-26,6%), Магаданская область (-22,4%), Забайкальский край (-17,7%), Амурская область (-17,4%), Приморский край (-17,3%), Красноярский край (-17,0%), Томская область (-16,5%), Республика Коми (-16,4%), Мурманская область (-16,4%), Республика Бурятия (-16,2%), Иркутская область (-16,2%), Хабаровский край (-16,1%), Архангельская область(-13,5%), Республика Карелия (-13,0%), Камчатский край (-12,7%), Сахалинская область (-12,3%), Чукотский АО (-12,2%). Самым депрессивным в демографическом отношении макрорегионом Российского Севера является Дальневосточный Север. Во всех его 8 регионах наблюдался отрицательный естественный прирост. Вторую группу образуют два северных региона, в которых численность населения за последние 15 лет практически не изменилась. В их числе - Республика Саха (Якутия) (-0,3%) и Тюменская область (0%). В третью группу входят 5 северных регионов с положительной динамикой демографического развития. Среди них выделяются Ханты-Мансийский АО - Югра (+15,5%), Ямало-Ненецкий АО (+8,3%), Ненецкий АО (+5,1%), республики Алтай (+4,2%) и Тыва (+2,0%).
Более ощутимые абсолютные и относительные потери демографического потенциала северных регионов Российской Федерации показывает их сопоставление за более продолжительный период с 1990 по 2014 г. В десятку лидеров по абсолютным потерям населения входят Мурманская (-425,2 тыс. человек) и Архангельская (-392,2 тыс. человек) области, Республика Коми (-384,5 тыс. человек), Магаданская (-242,2 тыс. человек) и Сахалинская (-225,6 тыс. человек) области, Камчатский край (-159,6 тыс. человек), Республика Карелия (-158,9 тыс. человек), Республика Саха (Якутия) (-154,6 тыс. человек), Чукотский (-111,6 тыс. человек) и Ненецкий (-8,6 тыс. человек) автономные округа. Совокупная величина людских потерь вышеперечисленных северных регионов составила 2263 тыс. человек.
Рейтинг из десяти регионов с наибольшими относительными людскими потерями за 1990-2014 гг. даёт несколько иное распределение мест среди теряющих население северных регионов. За рассматриваемый период относительные потери населения Чукотского АО составили 68,8% от его численности в 1990 г., Магаданской области - 62,1, Мурманской области - 35,7, Камчатского края - 33,5, Сахалинской области - 31,6, Республики Коми - 30,7, Архангельской области - 24,9, Республики Карелия - 20,1, Ненецкого АО - 16,6, Республики Саха (Якутия) - 13,9%.
Источники формирования населения и типы динамики населения северных регионов
В первой половине 1990-х гг. в большинстве северных регионов России произошёл переход от простого к суженному типу воспроизводства населения. Естественная убыль стала характерна для населения республик Бурятия, Карелия и Коми; Красноярского, Пермского, Приморского и Хабаровского краёв; Амурской, Архангельской, Иркутской, Камчатской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Томской, Читинской областей и Корякского автономного округа. При этом в республиках Алтай, Саха (Якутия) и Тыва; Тюменской области; Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком), Ханты-Мансийском - Югра, Чукотском, Эвенкийском и Ямало-Ненецком автономных округах сохранялся простой тип воспроизводства населения с небольшим превышением показателей рождаемости над уровнем смертности. В нулевые годы наметилась тенденция уменьшения числа северных регионов с убылью населения на фоне увеличения числа регионов, в которых происходит рост численности населения.
Перечень северных регионов с положительным приростом населения в период с 1996 по 2014 г. менялся по числу и составу. Однако в него неизменно входили Ханты-Мансийский АО - Югра и Ямало-Ненецкий АО, а с 2001 г. -Ненецкий АО. В период с 1996 по 2000 г. и с 2006 г. по настоящее время к ним добавилась Республика Тыва, в 20062010 гг. - Республика Саха (Якутия), а с 2011 г. - Чукотский АО.
Анализ степени влияния источников формирования населения на динамику и характер изменения демографического потенциала северных регионов России позволил выделить две неравные по количеству группы северных регионов, в которых наблюдается либо сокращение, либо увеличение численности постоянного населения. В 2013 г. в 15 из 24 северных регионов произошло сокращение численности населения, в том числе в четырёх - за счёт естественной убыли и миграционного оттока населения, в одиннадцати - за счёт превышения миграционного оттока над естественным приростом населения. Наиболее депрессивными в демографическом отношении являются Республика Карелия, Приморский край, Архангельская и Сахалинская области, в которых демографический потенциал непрерывно сокращается как за счёт естественной убыли, так и миграционного оттока населения (табл. 3).
Среди девяти северных регионов с растущим населением следует особо выделить Красноярский и Пермский края, Томскую и Тюменскую области, в которых демографический потенциал пополняется как за счёт естественного, так и миграционного прироста. В то же время наиболее благополучными в демографическом отношении северными регионами являются республики Алтай, Бурятия и Тыва, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, в которых увеличение людности происходит главным образом за счёт естественного прироста населения. Попадание в одну группу трёх дотационных автономных республик и двух ведущих нефтедобывающих регионов-доноров российского бюджета объясняется благоприятной возрастной и половой структурой населения.
Таблица 3
Группировка законодательно утверждённых северных регионов по степени влияния показателей естественного и механического движения на изменение численности населения в 2013 г.
Источники формирования населения Число регионов в группе Субъекты Российской Федерации, входящие в группу
Число северных субъектов РФ, в которых население сократилось
Всего в том числе за счёт: 15
естественной убыли и миграционного оттока населения 4 Республика Карелия; Приморский край; Архангельская (без Ненецкого автономного округа), Сахалинская область
превышения миграционного оттока над естественным приростом 11 Республики Коми, Саха (Якутия); Забайкальский, Камчатский и Хабаровский края; Амурская, Иркутская, Магаданская, Мурманская области; Чукотский и Ямало-Ненецкий АО
Число северных субъектов РФ, в которых население увеличилось
Всего в том числе за счёт: 9
естественного и миграционного прироста 4 Красноярский и Пермский края; Томская и Тюменская (без автономных округов) области.
превышения естественного прироста над миграционным 5 Республики Алтай, Бурятия и Тыва; Ненецкий и Ханты-Мансийский АО - Югра автономные округа
Источник: Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 г. - М.: Рос-стат, 2014.
Особенности миграционных процессов и структура миграционного потока
северных регионов России
С распадом СССР начался современный (постсоветский) этап формирования населения Севера (с 1992 г. по настоящее время), для которого характерна смена характера и направлений внутренних миграций на фоне общего снижения миграционной подвижности населения по сравнению с предыдущим этапом демографического развития северных территорий. В эти годы кардинально изменились прежние векторы миграции, и начался массовый отток трудоспособного населения из северных и восточных регионов в обжитые центральные и южные районы страны. В связи с этим ведущим направлением миграционной политики государства стало содействие переселению избыточного населения (в первую очередь нетрудоспособного) из районов Крайнего Севера в более благоприятные для проживания районы Ближнего Севера и средней полосы России. Основными причинами возвращения северян в места прежнего
проживания стали экономические факторы, связанные со спадом производства и закрытием нерентабельных предприятий, ростом безработицы и снижением уровня жизни в ранее благополучных северных районах нового освоения.
В постсоветский период в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сформировались обширные ареалы из регионов с миграционным оттоком населения. К настоящему времени на Российском Севере нет ни одного региона с положительным миграционным приростом населения. При этом северные регионы по-прежнему остаются территориями интенсивных миграционных процессов. Несмотря на продолжающийся и усиливающийся отток населения, с 2000 по 2013 г. наблюдался рост числа прибывших и выбывших в целом по законодательно утверждённым северным территориям, по всем четырём макрорегионам Российского Севера и 18-ти северным регионам. При этом за рассматриваемый период в Пермском крае и Магаданской области было отмечено одновременное уменьшение потоков прибывших и выбывших, в Амурской и Иркутской областях - только прибывших, а в Чукотском АО -только выбывших (табл. 4).
Таблица 4
Итоги миграции населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
в 2000-2013 гг. (тыс. человек)
Северные регионы Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост
2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г.
Законодательно утверждённые северные территории 257,3 190,5 180,9 405,4 308,4 240,1 241,6 499,7 -51,1 -49,6 -0,7 -94,3
Европейский Север 74,7 57,9 48,8 124 96,3 75,3 73,2 155,8 -21,7 -7,6 -24,3 -31,8
Республика Карелия 16,4 15,2 8,5 22 15,2 15 9,5 22,8 1,2 0,1 - -0,8
Республика Коми 20,9 15,4 14,3 29,9 27,6 22,7 22,9 40,4 -6,8 -7,3 -8,6 -0,5
Пермский край 0,7 0,4 0,3 0,9 0,8 0,5 0,4 1,5 -0,1 -0,1 -0,1 -0,6
Архангельская область 16,9 10,8 9,2 35,1 22,8 15,8 17,1 44,9 -5,9 -5 -7,8 -9,8
Ненецкий АО 0,7 0,4 0,6 2,5 0,9 0,5 0,7 2,6 -,2 -0,1 -0,1 -0,1
Мурманская область 19,1 15,7 15,9 33,6 29 20,8 22,6 43,6 -,9 -5,2 -6,7 -10
Западно-Сибирский Север 70,8 55,0 63,4 133,7 60,5 58,2 65,6 147,9 13,2 -3,2 -0,3 -15,2
Республика Алтай 0,8 0,6 0,7 1,8 1,1 0,5 0,7 2,3 -0,2 0,1 0 -0,5
Томская область 4,8 3,3 4,2 6,7 6,8 5,3 5,2 9,3 -1,9 -2 1 -2,6
Тюменская область 0,4 0,3 0,3 0 0,3 0,3 0,2 0 0,1 0 0 0
ХМАО - Югра 49,1 35,8 45,3 81,8 35,2 37 41,6 85,3 13,9 -1,2 3,7 -4,5
Ямало-Ненецкий АО 15,7 15 12,9 43,4 17,1 15,1 17,9 51 -0,3 -0,1 -5 -7,6
Восточно-Сибирский Север 36,6 27 26,3 49,1 48,2 39,8 41,5 69,8 -11,6 -12,8 -15,1 -20,6
Республика Бурятия 2,3 1,9 1,5 3,6 3,7 2,8 3,1 5,9 -1,4 -0,9 -1,6 -2,3
Республика Тыва 9,4 7,3 8 10,4 10,3 8,1 9,8 13,8 -0,9 -0,8 -1,8 -3,4
Забайкальский край 1 0,6 0,3 0,6 0,8 0,5 0,6 1 0,2 0,1 -0,2 -0,4
Красноярский край 10,7 9,1 9,7 21,6 17,2 16,6 15,9 27,5 -6,5 -6,5 -6,2 -5,9
Иркутская область 13,2 8,1 6,8 12,9 16,2 11,8 12,1 21,6 -3 -3,7 -5,3 -8,6
Дальневосточный Север 75,2 50,7 42,5 99,5 103,4 66,6 61,5 126,1 -28,4 -16,3 -19,0 -26,6
Республика Саха (Якутия) 28,7 19,1 14,6 33,0 35,1 24,2 21,7 42,2 -6,4 -5,1 -7,1 -9,1
Камчатский край 5,7 4,4 6,6 13,9 10,1 6,7 7,1 15,1 -4,4 -2,4 -0,5 -1,2
Приморский край 2,7 2,1 1,6 4,1 2,9 2,2 2,2 5,2 -0,3 -0,2 -0,6 -1,1
Хабаровский край 12,1 8,6 7,3 14,4 14,6 10,8 11,1 22,2 -2,5 -2,3 -3,7 -7,8
Амурская область 4,1 3 1,8 3,5 5,3 3,2 2,9 6,2 -1,2 -0,2 -1,2 -2,7
Магаданская область 7,6 5 3 6,2 12,7 7,7 4,9 8,3 -5,2 -2,7 -1,9 -2,1
Сахалинская область 12,5 7,2 6,7 19,7 17,5 10,1 9,9 21,9 -5 -3 -3,1 -2,2
Чукотский АО 1,8 1,3 0,9 4,7 5,2 1,7 1,7 5 -3,4 -0,4 -0,9 -0,4
Источник: Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2014 году. Статистический бюллетень. - М.: Росстат, 2015.
Анализ динамики среднегодовой миграционной убыли населения по Российскому Северу в целом по пятилетиям в период с 1991-2014 г. выявил устойчивую тенденцию к её сокращению с постепенным замедлением общих миграционных потерь. Миграционная убыль населения северных территорий России в период с 1991 по 1995 г. составила 177,7 тыс. человек, с 1996 по 2000 г. - 95,1 тыс. человек, с 2001 по 2005 г. - 53,9 тыс. человек, с 2006 по 2010 г. -50,3 тыс. человек, с 2011 по 2014 г. - 45,4 тыс. человек. По сравнению с первым пятилетием (1991-1995 гг.) среднегодовая миграционная убыль северян в 2011-2014 гг. снизилась в 3,9 раза и составила 25,5% от его уровня.
В 1991-1995 гг. на долю макрорегионов азиатского Севера приходилось 63,1% среднегодовой миграционной убыли населения северных территорий России. Однако уже с последующих пятилетий, начиная с 1996-2000 гг. и последним периодом с 2011 по 2014 г., основной вклад в формирование среднегодовой миграционной убыли населения вносит Европейский Север. С 1996-2000 гг. по 2001-2005 гг. его доля в среднегодовой миграционной убыли населения Российского Севера увеличилась с 54,6 до 71,6%, в последующие два пятилетия составляла 61,0 и 60,7% соответственно. Сохранение этого тренда в перспективе приведёт к продолжению миграционного оттока населения Европейского Севера и относительной стабилизации демографической обстановки в макрорегионах азиатского Севера.
В постсоветский период активизировался миграционный обмен северных регионов России с зарубежными странами. Совокупный миграционный прирост населения Российского Севера в результате обмена населением с зарубежными странами только в период с 2004 по 2012 г. составил 103,3 тыс. человек, или 5,8% от миграционного прироста населения Российской Федерации. Основной миграционный прирост населения обеспечили регионы азиатского
Севера (82,6%). Между тем роль отдельных зарубежных стран в обеспечении миграционного прироста населения существенно отличается на Российском Севере и его макрорегионах по сравнению с общероссийской картиной. Если в целом по Российской Федерации в тройку ведущих зарубежных стран по вкладу в миграционный прирост населения в порядке убывания входят Узбекистан (20,1%), Казахстан (15,5%) и Украина (14,6%), то в целом по Российскому Северу - Украина (23,8%), Кыргызстан (18,0%) и Азербайджан (14,3%), по Европейскому Северу - Азербайджан (30,1%), Украина (29,3%) и Узбекистан (15,4%), по макрорегионам азиатского Севера - Украина (22,7%), Кыргызстан (19,2%) и Узбекистан (12,4%).
В условиях дефицита на Российском Севере специалистов и работников в постсоветский период наблюдался рост численности граждан СНГ, имевших разрешение на работу. По нашим оценкам, общий объём иностранной рабочей силы, привлекавшейся в северные регионы страны за последнюю четверть постсоветского периода, составил примерно 450-500 тыс. человек и существенно не изменится в ближайшее время. По данным на конец 2012 г., общая численность выходцев из стран СНГ с действующими разрешениями на работу составила 99,9 тыс. человек, что составило 10,3% от их численности в Российской Федерации. В распределении граждан СНГ, работавших с действующими разрешениями в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их удельному весу в порядке убывания выделяются следующие 5 наиболее характерных профессиональных групп работников: рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах (34,6%); водители и машинисты подвижного оборудования (10,8%), неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики (10,4%); рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности (7,8%); операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок (7,0%).
В структуре миграционного прироста населения Российского Севера с зарубежными странами в постсоветский период наблюдается повышение роли стран Ближнего зарубежья. Анализ структуры миграционных потоков населения из этих стран во многом отражает ситуация за 2012 г., когда из стран ближнего зарубежья в северные регионы России прибыло 19,2 тыс. человек. В рейтинге примерного распределения миграционного потока лидируют Украина (23%), Узбекистан (17%), Кыргызстан (14%), Азербайджан и Таджикистан (по 12%), которые в совокупности обеспечили около 78% миграционного прироста населения Российского Севера. Далее по убывающей расположились Казахстан (7%), Молдова (5%), Армения и Беларусь (по 4%). События на юго-востоке Украине усилили поток мигрантов из этой страны. Немалую их часть составляют те, кто ранее уже жил и работал на Российском Севере, а затем добровольно вернулся на Украину и вновь вынужден был покинуть её из-за сложной политической и социально-экономической ситуации в этой стране, обострившейся после очередного майдана.
Общую ситуацию с миграционным обменом северных регионов с зарубежными странами можно уточнить на примере структуры миграционного оборота Республики Коми. В 2014 г. в этот северный регион из зарубежных стран прибыло 440 человек, выбыло - 120 человек, что обеспечило миграционный прирост населения в 320 человек. В структуре миграционного прироста этого северного региона наибольший удельный вес составили Украина (60%), Кыргызстан (18%), Таджикистан (8%), Казахстан и Молдова (по 4%), Узбекистан (3%), обеспечившие 97% общего миграционного прироста с зарубежными странами. В структуре миграционной убыли населения Республики Коми с зарубежными странами выделяются Азербайджан (28%), Германия (14%), Армения и США (по 8%), Беларусь (6%) и Турция (5%). В совокупности на эти страны пришлось 69% от числа выбывших на постоянное жительство за пределы России.
Особенности и проблемы формирования трудового потенциала северных регионов в советский
и постсоветский периоды
Целенаправленное формирование трудового потенциала Российского Севера началось в середине 1950-х гг. Созданная в послевоенное десятилетие правовая база стимулировала постепенный переход от политики насильственного переселения в северные регионы к формированию постоянных квалифицированных кадров для новых отраслей северной экономики. Главной формой привлечения рабочей силы в народное хозяйство Севера стал централизованный оргнабор на основе трудовых соглашений.
Советский период характеризуется устойчивым ростом среднегодовой численности работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, который значительно опережал темпы роста общей численности населения. В период с 1940 по 1990 г. общая численность населения законодательно утверждённых северных территорий увеличилась в 3,7 раза, а среднегодовая численность работающих - в 7,7 раза. Динамичный рост среднегодовой численности работающих в северных регионах РСФСР сопровождался непрерывным повышением их удельного веса в общей численности населения, который в рассматриваемый период увеличился с 25,9 до 54,5%. Это способствовало формированию трудоспособного потенциала зоны Севера, который характеризовался повышенной долей трудоспособного населения наиболее активных возрастных групп (табл. 5).
Негативные изменения в демографических процессах, вызванные началом рыночных преобразований и кризисом экономики в 1990-е гг., оказали крайне неблагоприятное влияние на динамику и структуру экономически активного населения Российского Севера. Это нашло отражение в непрерывном снижении среднегодовой численности работающих и их доли в общей численности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На фоне относительной стабилизации общей численности населения законодательно утверждённых северных территорий среднегодовая численность работающих в период с 1990 по 2005 г. сократилась с 5,4 млн. человек до 3,6 млн. человек, или на 33,3%, а её удельный вес в общей численности населения с 54,5 до 33,6%.
Таблица 5
Динамика общей численности населения и среднесписочной численности работающих законодательно утверждённых северных территориях РСФСР в 1940-1990 гг. (на конец года)
Показатели 1940 г. 1960 г. 1970 г. 1975 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г.
Общая численность населения, млн. человек 2,7 4,7 5,9 6,8 7,9 9,2 9,9
Среднегодовая численность работающих, млн. человек 0,7 1,9 2,8 3,4 4,1 4,6 5,4
Доля работающих в общей численности населения, % 25,9 40,4 47,5 50,0 51,9 50,0 54,5
Источники: Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. Статистический ежегодник. - М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1991; Социальное и экономическое развитие районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера в 1980-1990 гг., Т. 1. - М.: Госкомстат, 1991.
С 2000 по 2013 г. среднесписочная численность работников организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сократилась на 466,2 тыс. человек, или на 12,3%. В макрорегиональном разрезе наибольшее снижение среднесписочной численности работников организаций произошло на Европейском Севере (на 21,5%) и Восточно-Сибирском Севере (на 17,0%), а наименьшее - на Восточно-Сибирском Севере (на 1,7%). Единственный макрорегион Севера с положительным приростом среднесписочной численности работников организаций - ЗападноСибирский Север (на 7,7%) (табл. 6).
Практически повсеместное падение промышленного производства, а также свёртывание военного присутствия в ряде приграничных северных регионов страны, повлекли за собой отток наиболее мобильных молодых мужчин и женщин трудоспособного возраста, вызвав деформацию половой структуры населения и брачного рынка в большинстве северных городов и посёлков городского типа.
Таблица 6
Динамика среднесписочной численности работников организаций субъектов Российской Федерации в границах законодательно утверждённых северных территорий в 2000-2013 гг. (без субъектов малого
предпринимательства; тыс. человек)
Северные регионы - субъекты РФ 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2010 г. 2013 г. Прирост с 2000 г. по 2013 г.
Российский Север 3804,6 3613,6 3703,7 3403,8 3338,4 -466,2
Европейский Север 1339,5 1226,7 1251,6 1102,6 1051,8 -287,7
Республика Карелия 249 209,4 206,7 177,8 164 -85
Республика Коми 373,8 328,8 331,2 292,3 298 -75,8
Пермский край 11 9,1 7,9 5,7 4,8 -6,2
Архангельская область 409,9 385,9 391,3 340,7 313,1 -96,8
Ненецкий АО 16,7 24,6 30 25,2 26,8 10,1
Мурманская область 279,1 268,9 284,5 260,9 245,1 -34
Азиатский Север 2465,1 2386,9 2452,1 2301,2 2286,6 -178,5
Сибирский Север 1487,9 1516,8 1511,1 1471,3 1473,4 -14,5
Западно-Сибирский Север 964,6 978,9 1031,5 1020,2 1039,2 74,6
Республика Алтай 7 5,2 5,4 5 4,6 -2,4
Томская область 72,5 54,6 51,5 52,1 50,6 -21,9
Тюменская область 4,4 5,4 5,6 6,5 8,1 3,7
Ханты-Мансийский АО - Югра 624,8 634,1 685,0 670,6 668,5 43,7
Ямало-Ненецкий АО 255,9 279,6 284 286 307,4 51,5
Восточно-Сибирский Север 523,3 537,9 479,6 451,1 434,2 -89,1
Республика Бурятия 28 26,8 27,3 21,8 19,8 -8,2
Республика Тыва 69,2 67,4 68,3 67 65,5 -3,7
Забайкальский край 5,1 59,9 6,2 5,3 5,3 0,2
Красноярский край 211,1 194,6 192,5 195,3 187,6 -23,5
Иркутская область 209,9 189,2 185,3 161,7 156 -53,9
Дальневосточный Север 976,0 924,4 941 830 813,4 -162,6
Республика Саха (Якутия) 350,5 335,9 334,7 297,8 294,7 -55,8
Камчатский край 102,8 94,4 108,6 99,9 94,8 -8
Приморский край 37,2 32,6 31,1 26,4 23,1 -14,1
Хабаровский край 207,2 189,1 184,5 142,3 138,9 -68,3
Амурская область 38,9 31,5 37,2 34,3 35,8 -,1
Магаданская область 63,5 60,9 58,6 56,1 56,9 -6,6
Сахалинская область 152,2 152,2 157,5 145,1 141,9 -10,3
Чукотский АО 23,7 27,8 28,8 28,1 27,3 3,6
Источник: Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2014 году. Статистический бюллетень. - М.: Росстат, 2015.
Среди покидающих северные территории контингентов населения преобладают трудоспособные квалифицированные кадры молодых возрастных групп, во многом адаптированные к проживанию и работе в суровых условиях Российского Севера. Для улучшения демографической ситуации и структуры экономически активного населения по-
требуется принятие мер по привлечению в северные города с нарушенной пропорцией полов трудоспособной молодёжи и переселению лиц старших возрастных групп.
Особенности экономического и социально-демографического развития северных регионов в период формирования рыночных отношений вызвали специфическую ситуацию на региональных рынках труда, обусловленную устойчивыми процессами депопуляции и оттоком трудоспособного населения в районы старопромышленного освоения на фоне сохраняющегося дефицита трудовых ресурсов и роста уровня безработицы. Несмотря на серьёзное разрушение трудового потенциала, которое произошло в 1990-е гг. в ходе рыночных преобразований и продолжается до сих пор, северные территории страны сохранили свои специфические черты. Для трудового потенциала северных регионов по-прежнему характерны следующие особенности:
- низкий средний (медианный) возраст населения;
- относительно благоприятное соотношение мужчин и женщин; высокая доля одиночек;
- наличие регионов и поселений с преобладанием мужского населения;
- доминирование и высокая миграционная активность населения трудоспособных возрастов;
- сохраняющееся преобладание лиц моложе трудоспособного возраста над лицами старше трудоспособного возраста;
- удорожание рабочей силы вследствие предоставления проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям северных компенсаций и льгот;
- высокие затраты на содержание пожилых северян в связи с их более ранним выходом на пенсию.
Отмеченную специфику населения необходимо учитывать при обосновании основных параметров формирования и повышения эффективности использования трудового потенциала северных регионов страны. Приоритетными направлениями совершенствования трудового потенциала являются:
- оптимизация численности населения северных регионов на основе создания условий для привлечения, трудоустройства и закрепления в северных регионах молодых квалифицированных кадров;
- разработка мер по стимулированию экономической активности функционирующих на Севере организаций и занятости работников, высвобождаемых в связи с закрытием и реструктуризацией градообразующих предприятий городских населённых пунктов;
- оказание содействия в переселении из северных регионов пенсионеров, инвалидов, безработных и других категорий нетрудоспособных лиц;
- формирование трудового потенциала за счёт эффективного использования местных кадров в сочетании с вахтовым методом организации труда.
Для реализации мероприятий по оптимизации численности трудового потенциала в районах Севера России потребуется координация целенаправленных действий федерального правительства и местных органов власти северных субъектов Российской Федерации, государственных организаций и частных фирм.
Пути регулирования демографических процессов и направления демографической политики
в северных регионах России
В постсоветский период был принят ряд федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих миграционные процессы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Потребность в этих законодательных актах была продиктована необходимостью выполнить обязательства государства перед северянами, которые потеряли работу в связи с закрытием нерентабельных предприятий и обслуживающих их деятельность населённых пунктов, а также возможность возвратиться в места прежнего проживания вследствие изменения экономической политики государства. Решение этих проблем в конечном счёте должно было способствовать сокращению государственных расходов на дорогостоящее жизнеобеспечение северян.
Действующим трудовым законодательством предусмотрено предоставление дополнительных гарантий и компенсаций лицам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Нормы права, регулирующие условия труда в северных регионах страны, направлены на компенсацию повышенных затрат на труд и стоимость жизни, ограничение или устранение негативного воздействия природно-климатических условий на здоровье человека, а также на содействие решению задач социально-экономического развития районов Севера. Средством достижения этих целей служит система государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных затрат гражданам в связи с их работой и проживанием в суровых климатических и сложных ландшафтных условиях Севера.
Особенности регулирования труда лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены Трудовым кодексом РФ (глава 50 «Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»), Законом РФ № 4520-1 от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и рядом других нормативных актов. Помимо этого, дополнительные гарантии и компенсации могут предоставляться решениями органов исполнительной власти, коллективными договорами и соглашениями или непосредственно трудовыми договорами, не противоречащими Трудовому кодексу РФ и вышеназванному Закону о Севере.
В настоящее время в законодательно утверждённых границах северных территорий России действуют определённые виды гарантий, льгот и компенсаций, обязательные к предоставлению всем проживающим здесь лицам, постоянно или временно работающим на предприятиях и организациях любых форм собственности, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В настоящее время для северян установлена система государственных гарантий, льгот и компенсаций. Среди основных её элементов:
- доплата районного коэффициента к заработной плате;
- установление и доплата процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- выплата пособий по безработице с учётом районного коэффициента;
-предоставление дополнительного оплачиваемого ежегодного отпуска;
- выплата пенсий на льготных условиях;
- компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
- компенсация расходов в связи с переездом;
- защита прав женщин в области труда, отдыха и медицинского обслуживания;
- защита прав коренных малочисленных народов Севера;
- предоставление прочих гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.
Действие соответствующих льгот, гарантий и компенсаций распространяется на территории, входящие в утверждённый Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Между тем существующие положения в области правового регулирования трудовой деятельности и социальной защиты граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является неудовлетворительным в связи с неисполнением ранее принятых нормативных актов, несоответствием многих действующих норм потребностям сегодняшнего дня, неполным учётом прав и законных интересов жителей Севера во вновь принятых федеральных законах.
С начала 1990-х гг. и поныне ведущей тенденцией демографического развития Российского Севера стало устойчивое сокращение населения, вызванное как естественной убылью, так и миграционным оттоком населения. Причём, острота депопуляционных процессов в северных регионах страны была обусловлена не столько низкой рождаемостью, сколько высокой смертностью и вызванной этим низкой ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни, являющейся одним из индикаторов социально-демографического благополучия. В связи с этим меры по снижению уровня смертности северян должны стать одним из основных факторов оптимизации параметров воспроизводства населения.
Несмотря на серьёзное разрушение демографического и трудового потенциалов, которое произошло в 1990-е гг. в ходе рыночных преобразований и постсоветской трансформации, северные территории России сохраняют специфические особенности формирования и структуры населения и трудовых ресурсов. В отличие от большинства регионов главной полосы хозяйственного освоения и расселения для населения Российского Севера по-прежнему характерны формирование демографического потенциала преимущественно за счёт пришлого населения, нуждающегося в достаточно продолжительном периоде для адаптации к суровым климатическим условиям Севера; интенсивный миграционный оборот; повышенная доля населения трудоспособного возраста на фоне низкого удельного веса лиц старше трудоспособного возраста; удорожание рабочей силы вследствие предоставления проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям северных компенсаций и льгот; высокие затраты на содержание пожилых северян в связи с их более ранним выходом на пенсию; низкий средний (медианный) возраст населения; относительно благоприятное соотношение мужчин и женщин; наличие регионов с преобладанием мужского населения.
Отмеченную специфику формирования и структуры населения Российского Севера необходимо учитывать при обосновании основных параметров демографического развития северных регионов страны. Приоритетной целью демографической политики на Севере России должны стать оптимизация численности населения северных регионов, связанная с созданием условий для привлечения, трудоустройства и закрепления в районах Севера молодых квалифицированных кадров; разработкой мер по стимулированию экономической активности функционирующих на Севере организаций и занятости работников, высвобождаемых в связи с закрытием и реструктуризацией градообразующих предприятий городских поселений; оказанием содействия в переселении из северных регионов пенсионеров, инвалидов, безработных и других категорий нетрудоспособных лиц.
Созданная к настоящему времени правовая база для переселения избыточного населения из северных регионов России наметила основные пути и механизмы решения этой сложной проблемы, но не позволила снять её остроту. Основными причинами этого являются недостаточное финансирование ранее принятых решений и отсутствие федерального законодательного акта, обеспечивающего комплексное решение вопросов переселения северян. Большинство из принятых в последние годы законодательных актов, регулирующих миграционные процессы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направлено на решение комплексных проблем переселения избыточного нетрудоспособного населения Севера. Это должно было обеспечить переход к новой системе обновления состава северян за счёт замены выезжающих из северных регионов квалифицированными кадрами молодых трудоспособных возрастов.
Для смягчения отрицательных последствий демографического кризиса и улучшения параметров демографического развития северных регионов потребуется системное воздействие государства на демографические процессы с целью поддержания необходимой динамики демографического развития и структуры трудового потенциала, отвечающих задачам обеспечения устойчивого социально-экономического развития северных регионов. Основными объектами демографической политики на Российском Севере должны стать базовые демографические пропорции естественного воспроизводства населения и механического движения населения; постоянное коренное (старожильческое) население и временные мигранты; трудоспособное и пожилое население.
Выводы
Роль миграционного фактора в формировании населения северных регионов существенно менялась на различных этапах хозяйственного освоения и заселения северных территорий страны. Исследование демографических особенностей и тенденций формирования населения Российского Севера в последние десятилетия показывает необходимость оптимизации численности населения северных регионов с целью поддержания динамики и структуры демографического и трудового потенциалов, соответствующих потребностям устойчивого социально-экономического развития северных территорий. Решение этой проблемы связано с созданием необходимых условий для привлечения, трудоустройства и закрепления в северных регионах молодых квалифицированных кадров; с разработкой мер по стимулированию экономической активности функционирующих на Севере организаций и занятости работников, высвобождаемых в связи с закрытием и реструктуризацией градообразующих предприятий городов и посёлков городского типа; с оказанием содействия в переселении из северных регионов пенсионеров, инвалидов, безработных и других категорий нетрудоспособных лиц.
Приоритетными направлениями демографической политики в северных регионах России должны выступать базовые демографические пропорции естественного воспроизводства населения и организации миграционных потоков, постоянного населения и временных мигрантов; поддержание демографической динамики коренного, старожильческого и пришлого населения; формирование трудового потенциала за счёт эффективного использования местных кадров в сочетании с вахтовым методом организации труда. Для реализации мероприятий по оптимизации численности населения в районах Севера потребуется координация целенаправленных действий федерального правительства и местных органов власти субъектов Российской Федерации, имеющих в своём составе законодательно определённые северные территории.
Демографическая политика на Российском Севере должна иметь дифференцированный характер в отношении районов Крайнего (Дальнего) Севера и приравненных к ним территорий, (Средний и Ближний Север). Отечественный и зарубежный опыт освоения и заселения северных территорий свидетельствует о целесообразности формирования постоянного населения на Среднем и Ближнем Севере, где необходимо создать комфортные условия для работы и проживания с достойным уровнем оплаты труда. При этом на Дальнем Севере в зависимости от степени суровости климатических и сложности ландшафтных условий можно рекомендовать формирование постоянно-переменного или сменяемого населения, работающего на условиях вахтового метода организации труда на основе принципов государственно-частного партнёрства.