оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-110-114 УДК 325.14(045)
Влияние миграционных процессов на организацию и проведение выборов в Государственную Думу РФ VIII созыва
С.А. Водопетов
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid. огд/0000-0002-6558-1251
аннотация
В статье автор рассматривает влияние миграционных процессов на организацию и проведение выборов в Государственную Думу РФ VIII созыва . Повестка миграции может оказывать влияние на электоральную кампанию в контексте двух основных векторов: непосредственного влияния мигрантов на голосование и фактора влияния миграционных процессов на общественное мнение избирателей из числа представителей старожильческой части населения. Кроме того, в исследовании рассматриваются позиции политических партий и акторов касательно миграционных процессов в контексте формирования общего дискурса их предвыборных программ - как парламентских, так и непарламентских. Особое внимание работы сосредоточено на ситуации в непризнанных республиках Юго-Востока Украины, население которых активно получает гражданство Российской Федерации и, соответственно, сможет принять непосредственное участие в выборах депутатов нижней палаты российского парламента.
Ключевые слова: Россия; Российская Федерация; Государственная Дума; миграция; миграционные процессы; выборы; избирательная кампания
Для цитирования: Водопетов С.А. Влияние миграционных процессов на организацию и проведение выборов в государственную Думу РФ VIII созыва. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(3):110-114. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-110-114
original paper
The Impact of Migration Processes on the Organization and Conduct of Elections to the state Duma of the Russian Federation of the VIII Convocation
s.A. Vodopetov
Financial University, Moscow, Russia https://orcid. org/0000-0002-6558-1251
abstract
In this article, the author considers the influence of migration processes on the organisation and conduct of elections to the State Duma of the Russian Federation of the VIII convocation . The migration agenda can influence the electoral campaign in the context of two main vectors - the direct influence of migrants on voting and the factor of the impact of migration processes on the public opinion of voters from among the representatives of the old-time population . In addition, the study examines the positions of political parties and actors regarding migration processes in the context of the formation of a general discourse of their election programs - both parliamentary and non-parliamentary. Particular attention of the work is focused on the situation in the unrecognised republics of the South-East of Ukraine, the population of which is actively acquiring the citizenship of the Russian Federation and, accordingly, will be able to directly participate in the elections of the deputies of the lower house of the Russian parliament. Keywords: Russia; Russian Federation; State Duma; migration; migration processes; elections; election campaign
For citation: Vodopetov s.A. The impact of migration processes on the organisation and conduct of elections to the state Duma of the Russian Federation of the VIII convocation. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(3):110-114. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-202111-3-110-114
© Водопетов С .А., 2021
сентября 2021 г. в Российской Федерации, в рамках Единого дня голосования, пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ VIII созыва. Гражданам страны предстоит избрать 450 депутатов — 225 по партийным спискам и 225 в одномандатных округах Ч Одними из факторов, которые окажут непосредственное влияние на проведение, организацию и итоговый результат выборов станут миграционные процессы и мигранты. В контексте влияния миграционных процессов на выборы в российский парламент необходимо выделить два ключевых аспекта:
1. Участие в избирательной кампании россиян, получивших гражданство РФ в период после выборов депутатов Государственной Думы РФ VII созыва, прошедших в Единый день голосования 2016 г.
2. Использование темы миграции и миграционных процессов в рамках выборных кампаний и программ политических партий и акторов.
Необходимо отметить, что каждое из указанных направлений имеет различную степень значимости в зависимости от исследуемого региона. Например, для Ростовской области характерно доминирование влияния миграционных процессов на выборы в контексте граждан, недавно получивших гражданство вследствие нестабильной ситуации на Востоке Украины. При этом для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и в значительно меньшей степени Севастополя, значительное влияние на выборы оказывает отношение политических сил к трудовым мигрантам, не являющимся гражданами Российской Федерации, так как многие граждане имеют полярные позиции по теме миграции.
Рассматривая влияние миграционных процессов, которые могут оказать влияние на выборы депутатов Государственной Думы РФ, особое внимание необходимо уделить субъектам РФ, граничащим с непризнанными украинскими республиками, — Белгородской, Воронежской и Ростовской областям. Президент Российской Федерации В. В. Путин 24 апреля 2019 г. подписал Указ «Об определении в гуманитарных целях категории лиц, имеющих право обратиться с заяв-
1 Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
лениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке», с помощью которого население, проживающее в районе конфронтации на Востоке Украины, получило возможность стать россиянами — первые паспорта начали выдаваться в ряде специализированных пунктов Ростовской области начиная с 14 июля 2019 г. Примечательно, что с апреля 2020 г. согласно решению Государственной Думы РФ жители Донецкой и Луганской областей Украины освобождены от уплаты государственной пошлины за получение российского паспорта. Необходимо отметить, что в качестве определения мигрантов необходимо отойти от традиционного понимания миграции как физического перемещения. В статье рассматривается также изменение гражданской юрисдикции, подразумевающее правовую иммиграцию из одной законодательной систему в другую — украинского правового поля в российское путем получения гражданства.
Согласно данным представителей непризнанных государств2 и российских профильных ведомств на текущий момент процедурой получения гражданства воспользовались более 350 тыс. человек, а предполагаемые итоговые цифры выдачи паспортов находятся в диапазоне от 700 до 800 тыс.3 То есть потенциально к итоговым цифрам голосующих может прибавиться около 1 млн дополнительных иммигрантов, обладающих конституционным правом избирать своих представителей. В этой связи важным фактором становится порядок проведения выборов депутатов и организационная составляющая выборов. Так, в период проведения голосования по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации, проходившего в период с 25 июня по 1 июля 2020 г., для «украинских» граждан РФ были организованы 12 специализированных пунктов для голосования, расположенных на территории Ростовской области (важно отметить, что другие прилегающие к границе субъекты России, Белгородская и Воронежская области, в организации и проведении голосования для граждан непризнанных государств задействованы не были). В сообщениях российских органов власти указывалось, что на момент проведения
2 350 тысяч жителей Донбасса стали гражданами России. Новостной портал «GOROD 48.ru». URL: https://gorod48.ru/ topnews/1906506/.
3 В Госдуме рассчитывают, что до 800 тыс. жителей ДНР
и ЛНР станут гражданами РФ в 2020 году. Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/8011011.
голосования по поправкам в Конституцию РФ правом волеизъявления обладали около 150 тыс. граждан непризнанных республик Юго-Востока Украины. Важно указать, что официальные данные о количестве проголосовавших в рамках всероссийского голосования не публиковались. Согласно статистике, которая приводится неофициальными источниками, в голосовании приняли участие около 20 тыс. чел. из обоих непризнанных государственных образований4. В качестве основной причины, оказавшей негативное влияние на явку «новых» граждан, по мнению местного экспертного сообщества, выступает отсутствие возможности отдать голос непосредственно на территории непризнанных государств, так как поездка на территорию Ростовской области является затратным и долговременным мероприятием, а бесплатных организованных маршрутов оказалось недостаточно.
В связи с вышесказанным для официальных властей РФ и политических партий возникает насущный вопрос повышения доступности голосования для граждан Российской Федерации, проживающих на неподконтрольных официальному правительству Украины территориях. Непосредственная организация стационарных избирательных участков не представляется возможной, так как международное сообщество не признает независимость государственных образований, появившихся на территории Донецкой и Луганской областей Украины после кризиса начала 2014 г., и, следовательно, организация мест для голосования на этих территориях будет восприниматься как непосредственное вмешательство во внутренние дела суверенного государства. В связи с этим подобный вариант повышения явки выглядит крайне маловероятным.
В качестве потенциального выхода из сложившейся ситуации российские власти могут рассматривать два варианта действий — повышение расходов на стимулирование участия в голосовании на территории Российской Федерации, а также использование альтернативных методов учета мнения граждан. Первый указанный способ увеличения значения явки избирателей предполагает выделение бюджета для проведения массовой агитационно-пропагандисткой кампании на территории непризнанных республик
4 Статистика участия не поражает,— известный военкор о голосовании ЛДНР за поправки в Конституцию. Сетевое издание «Русская Весна». URL: https://rusvesna.su/ news/1593701700 .
с целью привлечения внимания граждан к электоральному процессу. Кроме того, в качестве меры поддержки граждан, получивших гражданство, может быть использован элемент дотаций в логистической сфере — желающим будут компенсированы транспортные расходы или организованы бесплатные маршруты, позволяющие добраться до мест дислокации избирательных участков на территории субъектов РФ.
Наиболее реалистичным выглядит вариант использования дистанционных методов для голосования, апробированных на выборах депутатов Московской городской Думы в 2019 г. в ходе голосования по внесению изменений в Конституцию РФ в 2020 г. и на довыборах депутатов Советов депутатов муниципальных округов Марьино и Бабушкин-ский в Москве в том же году. Негативным фактором является то, что для голосования используется официальный правительственный сайт «Госуслуги», но доступ ко многим его возможностям ограничен в случае отсутствия регистрации на территории РФ — подобная ситуация является характерной для жителей непризнанных территорий.
Рассмотренные элементы могут потенциально в значительной степени увеличить степень участия и влияния российских граждан с Юго-Востока Украины в контексте оказания влияния на выборы депутатов Государственной Думы VIII созыва. При этом важно понимать, как представители неподконтрольных официальному Киеву территорий будут принимать участие в голосовании по одномандатным округам. Так, в ходе выборов депутатов Государственной Думы VII созыва лица, проживающие на указанных территориях, участвовали в выборах в статусе, соответствующем положению граждан РФ, проживающих за рубежом, — их голоса были привязаны к одномандатным округам в одном из субъектов РФ (так как де-юре эти непризнанные государства являются территорией Украины, то и для голосования на выборах российские граждане, проживающие на этой территории, были прикреплены, как и другие россияне, проживающие в Украине, к одномандатным округам на территории Свердловской области и Ямало-Ненецкого автономного округа)5. При этом необ-
5 Территориальные избирательные комиссии на территории одномандатных избирательных округов, к которым приписаны избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации. Официальный сайт ЦИК РФ. URL: http://www.cikrf.ru/analog/vib_d16/2016/perechen_ tik_za_rubejom.docx — (дата обращения: 04.01.2021).
ходимо учитывать, что на момент голосования на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 г. таких граждан было около 20 тыс., а сегодня их значительно больше, и они могут оказать значительное влияние на выборы в том или ином округе (потенциально кардинально отличаясь во мнении от представителей старожильческого населения, проживающего непосредственно на территории одномандатного избирательного округа). В этой связи выходом видится дробление российских граждан, проживающих на территории Донбасса, с целью равномерного распределения по избирательным округам, либо создание отдельного избирательного округа, что выглядит маловероятным в связи с отсутствием юридических обоснований для подобного шага как во внутрироссийском законодательном поле, так и в международном. В любом случае весьма маловероятна возможность того, что жители Юго-Востока Украины окажут непосредственное влияние на выборы в приграничных субъектах РФ именно своими голосами — не известно, в какой одномандатный округ их распределят. При этом миграционный образ, несомненно, будет использоваться политическими силами, в том числе кандидатами в одномандатных округах с целью политического позиционирования и выстраивания собственного образа.
Включение темы «новых» граждан в избирательные программы в приграничных субъектах также будет полярно — от концепции необходимости содействия согражданам до неприемлемости включения «новороссиян» в политическое поле РФ [1]. К позиции оказания содействия и интеграции наиболее близка партия «За правду» (национал-патриотической идеологии), возглавляемая З. Прилепиным. 15 декабря 2020 г. упомянутая выше политическая сила официально выступила с предложением признания непризнанных Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР) в качестве самостоятельных государственных образований и международных субъектов. С высокой долей вероятности указанная тема не перестанет быть актуальной и в случае объединения движения «За правду» со «Справедливой Россией» и «Патриотами России», но при этом национальная тематика приобретет менее радикальный характер, который присущ последователям Прилепина.
Парламентские партии, в том числе «Единая Россия», с низкой степенью вероятности будут
использовать тему интеграции мигрантов в приграничных областях, так как подобные идеи не популярны у местного коренного населения, оказывающего непосредственное влияние на итоговый результат — присутствует боязнь потери рабочих мест, перенаселения и т.д. [2]. При этом на федеральном уровне и в других одномандатных округах «Единая Россия» и системная оппозиция могут использовать подобную тематику в своих выборных концепциях, ориентируясь на выводы социологических исследований по стране в целом и в отдельно взятых регионах [3]. В частности, 22 декабря 2021 г. первый заместитель председателя комитета по обороне Государственной Думы Российской Федерации, представитель ЛДПР А. Н. Шерин призвал президента России В. В. Путина включить «новороссийские» территории в состав Ростовской области РФ. Парламентарий объяснил необходимость скорейшего проведения указанного процесса обстоятельствами того, что в начале прошлого века указанные территории являлись едиными, обладали общими социокультурными признаками. Также важно учитывать, что в ситуации с использованием тематики миграционных процессов существует разделение по возрастным группам — кластер молодежи указанная тема волнует меньше, что повлечет к снижению вероятности включение этого аспекта в работу с указанной категорией граждан [4].
Малопрогнозируемым является использование «новороссийской» тематики представителями несистемной оппозиции. В первую очередь это связано со значительным разделением политических сил в идеологическом спектре по линии «правые-левые», а также с зачастую кардинально отличающимся отношением тех или иных акторов именно к национальному вопросу. К примеру, в оппозиционной среде присутствуют политические силы, которые категорически не признают ЛНР и ДНР в качестве самостоятельных государственных образований и выражают мнение о том, что давать гражданство украинским подданным нецелесообразно, так как необходимо заботиться о собственном населении. При этом другая сторона несистемной оппозиции высказывается за необходимость интеграции и возвращения русских на территорию Российской Федерации. Мнения несистемной оппозиции — крайне полярные, и большинство политических сил не может прийти к консенсусу по указанному вопросу даже непосредственно в своей внутрипартийной среде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что миграционные процессы в преддверии выборов в Государственную Думу РФ в 2021 г. сыграют значительную роль. На текущий момент в России существуют два основных типа миграционных процессов — своего рода репатриация русскоговорящего населения с территории Юго-Востока Украины, которое при получении паспортов сможет проголосовать, и иностранные трудовые мигранты, которые непосредственно сами повлиять на выборы не могут, но потенциально являются катализатором изменения общественного мнения российских граждан, что станет инструмен-
том формирования электорального поведения и окажет влияние на результаты выборов. Первая категория мигрантов, становящихся российскими гражданами, не сможет оказать массового влияния в конкретно взятом регионе, так как с их голосами произойдет дробное распределение по нескольким субъектам РФ. То есть новые граждане могут быть использованы в избирательных кампаниях в основном в качестве популистского фактора, направленного на информационное воздействие на старожильческое население. Особенно эффективной подобна стратегия видится на территории приграничных с Украиной областей.
список источников
1. Усманова З. Р. Образ мигранта в сознании российской молодежи. Русская политология. 2020;1(14):50-60.
2. Комарова Е. В. Образ мигранта в медиадискурсе: традиционные СМИ и новые медиа. Вестник ТГГПУ. 2019;4(58):52-60.
3. Денисова Г. С., Шурыгина Е. Г. Миграционная ситуация в регионах Юга России в 2019 г. В оценках экспертов. Гуманитарий Юга России. 2019;(6):277-289.
4. Воронцов В. С. Образ мигранта в восприятии студенческой молодежи (по данным социологического опроса). Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019;1(22):10-15.
references
1. Usmanova Z. R. The image of a migrant in the minds of Russian youth. Russkaya politologiya. 2020;1(14):50-60. (In Russ.).
2. Komarova E. V. The image of a migrant in media discourse: traditional media and new media. Вестник ТГГПУ. 2019;4(58):52-60. (In Russ.).
3. Denisova G. S., Shurygina E. G. The migration situation in the regions of the South of Russia in 2019. Votsenkakh ekspertov. Gumanitariy YugaRossii. 2019; (6):277-289. (In Russ.).
4. Vorontsov V. S. The image of a migrant in the perception of student youth (according to a sociological survey). Aktual'nyye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo. 2019;1(22):10-15. (In Russ.).
информация об авторе
Сергей Алексеевич Водопетов — ассистент Департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия
bout the author
Sergey A. Vodopetov — Assistant, Department of Political Sciences, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Статья поступила 20.03.2021; принята к публикации 15.04.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article received on 20.03.2021; accepted for publication on 15.04.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.