Научная статья на тему 'Влияние межпредметных связей на повышение уровня коммуникативной компетентности обучающихся вуза путем самообразования в межкультурном пространстве'

Влияние межпредметных связей на повышение уровня коммуникативной компетентности обучающихся вуза путем самообразования в межкультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ФИR[ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH / СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингажева Елена Александровна

Рассматриваются проблемы обучающихся в условиях конкурентоспособности на рынке труда, так как рост социально-экономических, культурных, информационных изменений в обществе повышает требования к качеству образования конкурентоспособной личности; анализируется идея межпредметных связей в образовательном процессе, которая состоит в том, что использование межпредметных связей служит средством самообразования студентов не только в вузе, но и на протяжении всей жизни, все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и учебные дисциплины не могут быть изолированы друг от друга, а должны преподаваться в совокупности для приобретения профессионального опыта; обосновывается идея раскрытия и обогащения внутреннего потенциала каждого человека, его развития и самообразования в течение всей жизни; дается подробный анализ психолого-педагогической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мингажева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INTERSUBJECT CONNECTIONS ON IMPROVING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE LEARNERS THROUGH SELF-EDUCATION ACTIVITY IN THE INTERCULTURAL SPACE

This article deals with the problems of students in the conditions of competitiveness in the labour market, as the growth of socio-economic, cultural, information of change in society increases the demands on the quality of education competitive personality; Examines the idea of interdisciplinary links in the educational process, which is that the use of intersubject connections is a means of self-education of students not only in College, but throughout life, all branches of modern science are closely linked, and therefore, the discipline cannot be isolated from each other, and should be taught in conjunction to the acquisition of professional experience; the idea of disclosing and enriching the inherent potential of each person, his development and self-education during the whole life; provides a detailed analysis of psychological and pedagogical literature.

Текст научной работы на тему «Влияние межпредметных связей на повышение уровня коммуникативной компетентности обучающихся вуза путем самообразования в межкультурном пространстве»

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-180-197

УДК 378.147

ББК 74.480.26+74.484.4

E.A. Mingazheva (Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia)

THE INFLUENCE OF INTERSUBJECT CONNECTIONS ON IMPROVING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE LEARNERS THROUGH SELF-EDUCATION ACTIVITY IN THE INTERCULTURAL SPACE

This article deals with the problems of students in the conditions of competitiveness in the labour market, as the growth of socio-economic, cultural, information of change in society increases the demands on the quality of education competitive personality; Examines the idea of interdisciplinary links in the educational process, which is that the use of intersubject connections is a means of self-education of students not only in College, but throughout life, all branches of modern science are closely linked, and therefore, the discipline cannot be isolated from each other, and should be taught in conjunction to the acquisition of professional experience; the idea of disclosing and enriching the inherent potential of each person, his development and self-education during the whole life; provides a detailed analysis of psychological and pedagogical literature.

Keywords: education, self-education, connections among subjects, communicative competence, competitiveness, English.

Е.А. Мингажева

(Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия)

ВЛИЯНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ПУТЕМ САМООБРАЗОВАНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Рассматриваются проблемы обучающихся в условиях конкурентоспособности на рынке труда, так как рост социально-экономических, культурных, информационных изменений в обществе повышает требования к качеству образования конкурентоспособной личности; анализируется идея межпредметных связей в образовательном процессе, которая состоит в том, что использование межпредметных связей служит средством самообразования студентов не только в вузе, но и на протяжении всей жизни, - все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и учебные дисциплины не могут быть изолированы друг от друга, а должны преподаваться в совокупности jg для приобретения профессионального опыта; обосновывается идея раскрытия и обо-N гащения внутреннего потенциала каждого человека, его развития и самообразования в .д течение всей жизни; дается подробный анализ психолого-педагогической литературы. ^ Ключевые слова: образование, самообразование, связи между предметами, коммуни-ш кативная компетенция, конкурентоспособность, английский язык.

In modern society more and more attention is paid to the question of the competitiveness of University graduates. The social order of society is the consideration of relations to the level of self-education students to the level of competence of a specialist. The increase of this level is impossible without communication educational environment of a University.

Consideration of the question of self-education of students on interdisciplinary level is due to a number of contradictions:

1) between the social order of society, determining the strategic goal of professional education - integration of the educational process, assuming independent receive knowledge as students within the University and beyond, and University practice, not taking into account the ability of students to educate themselves on the basis of intersubject connections;

2) between the need of higher education in the organization of self-educational activity of students in integrated educational space and the lack of the problem elaboration;

3) between the objective need for substantive-methodological ensuring of interdisciplinary links as a means of self-education of students of the University and the insufficient development of the procedural aspect of named pedagogical phenomenon.

The interdisciplinary links are understood as the Interscience reflection of the objectively existing relations, expanding their horizons, ensuring the development of dialectical thinking, forming students ' holistic view of their future professional activity and to self-education throughout life.

On the development of pedagogical ideas of interdisciplinary connections was significantly affected by the processes of differentiation and integration of the subject areas of science, which in these days is of paramount importance in updating the content of education, its structure and methods of teaching disciplines in the University. The definition of the pedagogical

ideas of interdisciplinary connections is largely due to philosophical and ideological views of teachers from different epochs and different social systems, General trends in the development of pedagogy and didactics. The solution to the problem of interdisciplinary connections in teaching occurred depending on the specific historical conditions of its development, which largely depended on the progress of scientific knowledge.

The problem of intersubject connections is not something new in pedagogical science. Its relevance determines the need to constantly refer to its history in order to better understand the importance of the problem and identify ways to further more effective implementation of interdisciplinary connections in teaching University courses.

In fact, this vast diversity of knowledge that students receive in the process of studying of many Sciences: mathematics, Informatics, physics, biology, foreign language, etc., contributes to the development of their individual consciousness, and in this fact laid down an objective need for use of interdisciplinary connections. Each science, by studying a range of phenomena, concepts, gives the student a view of only one side of the material world. Future specialist is constantly involved in the educational process, actualizing interdisciplinary connections, which are closely related, academic disciplines cannot be isolated from each other. The integration of separate disciplines into a single whole is achieved through the formation of theoretical concepts in the studied subject area, which contributes to the development of professional key competences.

The problem of interdisciplinary connections is one of the Central places in modern didactics. Based on the studies of V.N. Fyodorova who created the paradigm of developmental education, we argue that changes learning objectives. Knowledge, abilities and skills from the goals of the educational process become a means of cognitive and personal development of students. For this paradigm characterized by the priority of the psychological bases when

<D О

С ф

ч—' ф

Е о

о ф ф

> ° го

СÖ а. О (Л

§ s

N

О о

о ^

>

о Е

с о

>

о го

о ф

о

о '

о ф

(Л ф

го о

о

ф 1-О Ф

building instructional systems, educational technologies and methods of private DIDAKTIK.

Didactic system of interdisciplinary connections performs its deep methodological function. According to A.I. Guriev, the gist of it is that the essence of an object is not limited only by deepening inside him, characteristic of his domestic relations, and needs in determining the foreign relations of the given object. Particularly severe manifestations of this epistemological regularities found in the case when the training objective is to develop a holistic view of the world and the need of development of integrative modern thinking. In this case, the didactic system of intersubject communications is unique and cannot be replaced in the educational process [6].

Historical review of the development of the idea of interdisciplinary connections in teaching and private DIDACTICA and analysis of scientific and methodological literature led to realize the necessity of rethinking many of the problems of modern education from the point of view of the implementation of the principle of intersubject connections in practice teaching of students of the University.

Thus, the future specialist with dialectical thinking, capable of processing a variety of information, generalization and systematization of knowledge, ready to educate themselves in the process of vital activity. The main characteristics of self are his self-discipline, initiative, focus on the achievement of certain personal and socially significant educational purpose: the educational interests, common cultural and professional needs and professional development

Self-education has personal significance. It serves as a means of development of system of personal senses, allows the individual to develop an individual style of > activity in accordance with the contents of n its requirement of motivational sphere. Self-.g education implies not only the acquisition ^ of social experience, but also on this basis, w participation in the creation of the world and

his own image in this world, the development and improvement of personality.

In article 14 of the Law "On education" defines the General requirements to the content of education that should be geared to self-education of the personality, creation of conditions for its self-realization [8]. In the "Federal law on higher and postgraduate education" from 22.08.96 G. stated that the staff of higher education institutions, among other things, required "to develop students' independence, initiative, creativity" [13, p. 27].

In the same vein, the State educational standards of higher education in the requirements to the knowledge level of a person belief about what the future specialist "is able in conditions of science development and changing social practice to revaluation of accumulated experience, is able to acquire new knowledge, ... psychologically ready to change of the type and nature of their professional activity" and "able to learn" [7].

The ability of a person to "work in the future" takes on a certain value. So, the need to prepare today's citizens "to live and work in tomorrow's world where the only constant factor is the variability," according to the documents of the international organization UNESCO in the field of education [5, p. 3].

Adaptation to independent life, preparing for her constant variability suggests the presence of some adaptive mechanisms. After analyzing the views of various authors on parenting, education and formation of the resulting identity, we arrive at the conclusion that some of these mechanisms include:

1) psychological readiness to changes in the type and nature of their activities [5; 7; 8; 11; 16 and others];

2) ability to analytical action [16 and others];

3) cognitive and creative activity, ability to acquire new knowledge [2 and others];

4) socialization of the personality, communication skills [1; 8; 10 and others];

5) ability to self - [3 and others];

6) the possession of information technology [9; 15 and others];

7) various skills of independent activity [8;

12 and others];

8) knowledge and spiritual values [14; 15

and others].

Here are the personality characteristics describe different aspects of its ability to adapt in society. It is important that they all relate to the implementation of the personality (under the influence of external conditions and/or according to internal attitudes, aspirations) some independent action - understanding the motives of their actions, determine the goals, referrals to social sources of information of their activities and so on. Note that these steps are components of self-educational activities. Then it is entirely appropriate adaptation mechanisms of personality to consider in the complex and to associate with self-education. Consider, first of all, the essence of self-education.

Self - education is a purposeful process of formation of human personality. The main condition for self-identity is the presence of proper self-esteem, self-knowledge, a clear conscious goals, ideals, meanings of personality.

Taking into account all the above, under the self-education we understand the complex personal formation of future specialists, the mechanism of which is the development of dialectical thinking, which allows to process information from different disciplines, to summarize it, organize and categorize for solving professional tasks, and mastery of General cultural and General professional competencies (organizational, communicative, reflexive, special professional, socio-professional [4].

In the definition of "self-education" we are faced with a definition of dialectical

thinking, it is in the presentation. Dialectic (al-Greek. АгаХвктгк^, is the art of arguing, to reasoning) is a method of argumentation in philosophy, the form and method of reflexive theoretical thinking that has as its subject a conceivable contradiction of the content of this thinking. In dialectical materialism is the General theory of the development of the material world and the theory and logic of knowledge. The dialectical method is Central to European and Indian philosophical traditions. The word "dialectic" derives from Greek philosophy and has become popular thanks to the "Dialogues" of Plato, in which two or more participants of the dialogue could be different views, but wanted to find truth by sharing your opinions. In this definition used the phrase "from different disciplines", which stated that the formation of communicative competence through the improvement of the student is really impossible in the process of learning one subject.

The phenomenon of intersubject connections as a means of self-education in the aspect of system, competence and integrative and modular approaches. The most effective means of solving the problem of the use of intersubject connections as a means of self-education of students is a modeling method that translates the reality into the category of theoretical construct.

The process of self-education of students on the basis of bespredelnoe can be regarded as a complex functional system with its own logic of development and relatively independent stages of flow. The structure of the self-education process consists of four main interrelated logical stages presented in this figure.

<u a

<u <u

> "

ГО

ГО a.

О (Л

§ s

N

0 О ™ ®

ç Е

1 г

a ~

Е ^

о го

Self-education

Planning, development of a program of self-education on the basis of interdisciplinary

The

implementation of tasks of self-education

Self-monitoring, self-correcting

о <D

(Л <D

<U О

О

Figure 1. Structure of process of self-education

The feasibility of the model is determined by the desire to achieve a certain result and its significance. Practice shows that the true effectiveness of education consists in the maximum possible match proposed objectives and of the results of all selected parameters. It is obvious that the lack of specific and nediagnostirovannoe goals obviously will bring down the tyranny and all the multifaceted and multilayered system of assessment of learning outcomes.

The communicative function is reduced to behavioral flexibility in professional communication on the basis of corporate culture, mastering the skills of self-correction professionally-important qualities, realized in collaboration and communication interdisciplinary level as the ability to work in a team and help each other. Communicative function is manifested in the process of communicating on an emotional level and helps to establish a pedagogically appropriate relationships in a professional environment.

In accordance with the logic of constructing a structural-functional model of the use of intersubject connections as a means of self-education of students in higher education has been developed a method of increasing the level of self-education of students on the basis of interdisciplinary connections. In this case, a method of understand a procedure, set of rules, algorithm, etc., allowing the learner srednekamennogo substantially increase the level of professional tasks. The research methodology of readiness for self-education on the basis of intersubject connections is represented as the organization of educational process aimed at the willingness of a student to a permanent increase in the educational level. For solving the main problem of the methodology is offered alongside and in close relationship with the verbal methods to use visual methods > of teaching. These methods include: n sightseeing tours to the enterprises; visit .g debates, seminars, colloquia and other

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ activities where students can observe

<

ш the work of professionals in the field of

science and business, as well as "artificial" creation of methods within the classroom; the use of multimedia resources, gaming technologies, involvement of employers in the specialty. However, the practice of using listed visual methods showed that visual AIDS should be used in moderation and at the appropriate time classes.

In the implementation of self-educational activity of students of the University on the basis of intersubject connections used the following types of work, as the most adequate to the goals of the study: creative tasks; work in small and large groups; educational games (role games, business games and educational games); social projects; learning and consolidation of new material (interactive activity, visual AIDS, video and audio); discussion of difficult and controversial issues and problems, debates; the resolution of the problems.

Basedontheproposedmethods are based the content of training future specialists, characterized by the multidimensionality of the required knowledge and skills, their relationship with the existing practice of professional activity in the sphere of science and business. The technique differs from others that focus on an interdisciplinary transfer of knowledge, which prepares future specialists to professionally relevant information in a foreign language, informal and business communication with foreign counterparts through participation in joint projects, the exchange of electronic messages, information search in international databases.

Interdisciplinary connections allow students youth to get information, organize and categorize it in preparation for a practical classes. Implementation of the proposed methodology is aimed at change and development of active position of a University graduate as a subject of professional activity: the desire and willingness to learn independently, the ability to produce, to transform, to access new knowledge, awareness and adoption of professional tasks.

ф

о

с

ф

ч-»

ф

Е о

о ф ф

> О ГО

ГО о О (Л

§ 2 И

о ^

Е

с

о

с

о +-<

о ф

с с

о

>

с

о '+-<

го о

_ 3

о тз ф

О

-Q (Л

1- та ф з 1= 2

Figure 2. Structural-functional model of the use of intersubject connections

as a means of self-education

с

Ф

4—

С

Ф

To test the effectiveness of the identified conditions of the organization of the educational process was a pilot project from 2014 to 2016, in vivo training on the basis of the Chelyabinsk state University in Chelyabinsk.

In the experimental work was attended by students of the Chelyabinsk state University in Chelyabinsk in the amount of 100 people 1 and 2 courses, from which were formed 1 control and 3 experimental groups. The sample included boys and girls purposefully, systematically captures the knowledge and professional skills. Also the study involved a group of teachers, who spoke as experts. The study was conducted during the study of disciplines of the socio-economic and natural Sciences cycles.

The ascertaining stage of the experiment took place in natural conditions of educational process of the University and was aimed at achieving the following objectives: to examine the state of the educational process from the point of view of the formation of self-educational competence funds interdisciplinary connections; to determine methods of diagnosis, allowing to identify and objectively assess the level of readiness of students for self-education by means of interdisciplinary connections taking into account the severity of the criteria and indicators.

Evaluation criteria can be components of occupational performance, General cultural and General professional competencies, such as: socio-professional, special professional, organizational, communicative. Selected competencies are fully consistent with the specifics of activity of future specialists. Based on data analysis of common cultural and General professional competencies identified indications of their students' identify and psychological qualities: motivation, direction, orientation, etc., are included in each of the competencies. > The results of stating stage of n experimental work showed insufficient level g of readiness of future specialists to self-^ educational activity in the University on ш the basis of intersubject connections: low:

EG-1, EG-2, EG-3 - 4%, CG - 8%, average: EG-1 - 80%, EG-2 - 68%, EG-3 - 68%, CG - 72%, high: EG-1- 16%, EG-2 - 28%, EG-3 - 28%, CG - 20%.

Forming stage of the experimental work was conducted on the variable type. For this type of work is characterized by the deliberate variation of conditions in different groups with the same initial parameters and compare the final results.

Training of future specialists in the experimental groups differed in orientation to different pedagogical conditions. In the experimental work were involved in 1 control and 3 experimental groups. In the EG-1 training was conducted on the background of the first pedagogical condition - the formation of common cultural and General professional competencies for future professionals through interdisciplinary transfer of knowledge, and the introduction of structural-functional model. In EG-2 were implemented, except the first one above, and the second pedagogical requirement: the organization of modular training in the process of teaching foreign language by means of interdisciplinary connections, and the introduction of structural-functional model. In EG-3 was tested the effectiveness of all three pedagogical conditions that include, along with the first and the second, the third condition: the formation of self-educational competence, the mechanism of which is dialectical thinking and reflection, as well as the introduction of the structural-functional model. In CG training, also aimed at the formation of their own personality, was implemented with the introduction of separate fragments of the structural-functional model. For each learner were developed by the diagnostic card. The base of these cards is the professional level of formation of common cultural and General professional competencies, i.e. the organization in educational process, the ability to negotiate on the issue of training, efficiently and in a timely manner to learn professional skills for their specialty, and the level of readiness of students for self-education throughout life.

To determine the effectiveness of the implementation of the model the use of intersubject connections as a means of self-education of students of higher educational institutions on the background of introduction of pedagogical conditions and to reveal the dynamics of the level of their readiness for self-education in the course of experimental work were conducted interim and control slices. Determining the level of readiness of future professionals to educate themselves on ascertaining and control stages were carried out on the basis of diagnostic tools.

After completion of the experimental work was carried out monitoring of the level of readiness of students for self-education on the basis of interdisciplinary connections, the results of which are presented in figure 2.

From the figure we see that at a low level of readiness of students for self-education, the highest percentage is in CG, equal to (8%) in the EG-1 - 4%, EG-2 and EG-3 -0%. On average, the highest rate in the EG-1 and CG, equal to (72%) in the EG-2 is 60%, EG-3 - 52%. At a high level the result in the EG-3 is equal to (48%), however in EG-1 -28%, EG-2 - 40%, CG - 20%.

ЦШШ,

н/э 1 к/с I н/э I к/с I н/э I к/с н/э к/с EG-1 EG-2 EG-3 CG

Figure 3. Results of ascertaining and control stages of the level of readiness of future specialists to self-education

Experimental work conducted in the research process, it was shown that in experimental groups as consistent implementation of each of the teaching conditions the number of students having high and average levels of self-education has increased.

The highest results were obtained in the EG-3 (48%), where the work was organized according to the pedagogical project of modeling of the educational process to increase the level of self-education of future specialists, that is, with the introduction of the structural-functional model and testing of all pedagogical conditions.

In the control group, the changes are not significant, which confirms the need for a holistic realization of structural functional model in the background of the complex of pedagogical conditions.

Thus, we believe that it is necessary to continue to improve the level of self-education of students in the process of life in the University and beyond in a comprehensive manner.

References:

1. Andreev V.I. Pedagogy: Educational course for creative self-development. Kazan: Center for innovative technology. 2000. [in Russian]

2. Antropova L.G. Improvement of communicative competence of the teacher on the basis of creative reflection (in conditions of additional education): Diss. ... candidate. Sciences. (Education). Chelyabinsk, 1999. [in Russian]

3. The big Soviet encyclopedia. Under the editorship of A.M. Prokhorov. M.: izd-vo Sov. encyclopedia, 1974. [in Russian]

4. Glukhova E.A. Interdisciplinary connections as a means of self-education of students in the University: Diss. ... candidate. Sciences (Education). Chelyabinsk, 2010. [in Russian]

5. State educational standard of higher professional education. M.: state Committee on higher education, 1995. [in Russian]

6. Guriev I. A. Intersubject relations in the system of modern education. Barnaul:

ф о d ф

4—'

ф a E о о

ф Ф > °

ro

ГО a О (Л

§ s

N

О о

о ~

>

о а Е

с о

о го

о ф

о

о '

о ф

(Л ф

го о

о

ф 1-О Ф

izd-vo Alt. Universiteta, 2002. [in Russian]

7. Zeer E.F., Vodennikov V.A., Doro-nin N.A., Zeer P.F., Kolobkov I.A. Psychological and pedagogical support of training of craftsmen and entrepreneurs. Ed. by E. F. Zeer. - Ekaterinburg: Ural. GOS. prof.-PED. University press, 2001. [in Russian]

8. Zeer E.F. Personally oriented professional education. Ekaterinburg: Ural. GOS. prof.-PED. University press,1998. [in Russian]

9. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G. Sokolo-va O.V. Competence approach in education. Problems, concepts, tools. M.: AIC and PRO, 2003. - 101 p.

10. Key competencies and educational standards: report of the A.V. Farm in the Department of philosophy of education and pedagogics RAO on April 23, 2002 - Center «Eidos» // [Electronic resource]: www.eidos.ru [in Russian]

11. Kudryavtsev T.V., Sukharev V.A. The influence of personality traits on the dynamics of personality professional self-determination // Voprosy psykhologii. 1985. No. 1. P. 86-93. [in Russian]

12. Lomakina I.S. Theoretical-axiological bases of formation of professional competence of a specialist in higher education (sociocultural aspect). M: Publishing house of Moscow state open Univ. M.A. Sholokhov, 2003. [in Russian]

13. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Explanatory dictionary of Russian language: 80,000 words and phraseological M.: Azbukovnik, 1997. [in Russian]

14. Petrovskaya L.A. Introduction to practical social psychology. Edited by: Yuri M. Zhukov, L.A. Petrovskaya. M.: Smysl, 1999. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Psychological and pedagogical support of training of craftsmen and entrepreneurs. Under the editorship of E.F. Zeer's. Ekaterinburg: izd-vo Ural. GOS. prof.-PED. Univer., 2001. [in Russian]

16. Equal To J. Competence in modern society. M.: kogito-CENTR, 2002. [in Russian]

CO >

<D -C N CO

< LU

В современном обществе все больше внимание уделяется вопросу конкурентоспособности выпускника вуза. Социальным заказом общества является рассмотрение связей от уровня самообразования обучающихся до уровня компетентности специалиста. Повышение данного уровня невозможно без коммуникативной образовательной среды, чем и является вуз.

Рассмотрение вопроса самообразования обучающихся на межпредметном уровне ведется вследствие ряда противоречий:

1) между социальным заказом общества, определяющим стратегическую цель профессионального образования - интеграцию образовательного процесса, предполагающего самостоятельное получение обучающимися знаний как в стенах вуза, так и за его пределами, и вузовской практикой, не учитывающей способности обучающихся к самообразованию на основе межпредметных связей;

2) между потребностью вузовского образования в организации самообразовательной деятельности обучающихся в интегральном образовательном пространстве и неразработанностью данной проблемы;

3) между объективной потребностью в содержательно-методическом обеспечении межпредметных связей как средства самообразования обучающихся вуза и недостаточной разработанностью процессуального аспекта названного педагогического явления. Под межпредметными связями мы

понимаем отражение объективно существующих межнаучных связей, расширяющих кругозор, обеспечивающих развитие диалектического мышления, формирующих у обучающихся целостное представление об их будущей профессиональной деятельности и направленных на самообразование в течение всей жизнедеятельности.

На развитие педагогической идеи межпредметных связей существенно по-

влияли процессы дифференциации и интеграции предметных областей науки, которые в настоящие дни приобретают первостепенное значение в обновлении содержания образования, его структуры и методов преподавания дисциплин в вузе. Определение педагогической идеи межпредметных связей во многом обусловлено философскими и идеологическими взглядами педагогов разных эпох и разных общественных систем, общими тенденциями развития педагогики и дидактики. Решение проблемы межпредметных связей в обучении происходило в зависимости от конкретных исторических условий его развития, что в значительной степени зависело от прогресса научного знания.

Актуальность проблемы межпредметных связей обуславливает необходимость постоянно обращаться к истории ее развития с тем, чтобы лучше осознать важность проблемы в наши дни и наметить пути дальнейшего, более эффективного внедрения межпредметных связей в практику преподавания вузовских дисциплин.

В самом деле, все огромное многообразие знаний, которые обучающиеся получают в процессе изучения многих наук: математики, информатики, физики, биологии, иностранного языка и т.д., служит развитию их индивидуального сознания, и уже в этом факте заложена объективная необходимость для использования межпредметных связей. Каждая наука, изучая определенный круг явлений, понятий, дает обучающемуся представление лишь об одной из сторон материального мира. Будущий специалист постоянно включен в образовательный процесс, актуализирующий межпредметные связи, которые тесно связаны между собой, вузовские дисциплины не могут быть изолированы друг от друга. Объединение отдельных дисциплин в единое целое достигается посредством формирования теоретических понятий в изучаемой предметной сфере, что способствует развитию профессиональных ключевых компетенций.

ф о

с ф

-ь-' ф

Е о

о ф ф

> ° (О

(О а. О (Л

§ ё N

О о

о ~

>

о Е

с о

+-'

о го

о ф

о

о '

о ф

(Л ф

го о

о

ф 1-О Ф

Проблема межпредметных связей занимает одно из центральных мест в современной дидактике. Основываясь на исследованиях В.Н. Федоровой, создавшей парадигму развивающего обучения, мы утверждаем, что происходят изменения целей обучения. Знания, умения и навыки из цели образовательного процесса превращаются в средства когнитивного и личностного развития обучающихся. Для данной парадигмы характерен приоритет психологических оснований при построении дидактических систем, образовательных технологий и методик частных дидактик.

Дидактическая система межпредметных связей выполняет свою глубокую методологическую функцию. По мнению А.И. Гурьева, суть ее заключается в том, что сущность объекта не исчерпывается только за счет углубления внутрь его, характеристикой его внутренних связей, а нуждается в определении внешних связей данного объекта. Особенно сильные проявления этой гносеологической закономерности обнаруживаются в случае, когда в обучении ставится задача формирования целостного представления о мире и необходимости развития современного интегративного мышления. В этом случае дидактическая система межпредметных связей оказывается уникальной, и ничем не может быть заменена в образовательном процессе [6].

Исторический обзор развития идеи межпредметных связей в педагогике и частных дидактиках, а также анализ научно-методической литературы привели к осознанию необходимости переосмысления многих проблем современного образования с точки зрения реализации принципа межпредметных связей в практике обучения обучающихся вуза.

Таким образом, будущий специалист, обладающий диалектическим мышлени-| ем, способный к переработке различной N информации, обобщении и систематиза-.д ции знаний, готов к самообразованию в ^ процессе всей жизнедеятельности. Ос-ш новными характеристиками самообра-

зования являются его организованность, самодеятельность, направленность на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворения образовательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.

Самообразование имеет личностную значимость. Оно служит средством развития системы личностных смыслов, позволяет личности выработать индивидуальный стиль деятельности в соответствии с содержанием ее потребностно-мотивационной сферы. Самообразование предполагает не только освоение социального опыта, но и на этой основе участие в сотворении мира и своего собственного образа в этом мире, развитие и совершенствование личности.

В статье 14 Закона «Об образовании» определены общие требования к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на обеспечение самообразования личности, создание условий для ее самореализации [8]. В «Федеральном законе о высшем и послевузовском образовании» от 22.08.96 г. говорится о том, что работники высшего учебного заведения, кроме всего прочего, обязаны «развивать у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности»[13, с. 27].

В этом же ключе в Государственных образовательных стандартах высшего образования, в требованиях к образованности человека, отмечено, что будущий специалист «способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, ... психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности», «способен продолжить обучение» [7].

Способность человека «работать в завтрашнем дне» приобретает некую самоценность. Так, необходимость подготовки сегодняшних граждан «для жизни и работы в завтрашнем мире, где един-

ственным постоянным фактором будет изменчивость», отмечается в документах международной организации ЮНЕСКО в сфере образования [5, с. 3].

Адаптация к самостоятельной жизнедеятельности, подготовка к постоянной ее изменчивости предполагает наличие у человека неких адаптационных механизмов. Проанализировав мнения различных авторов по воспитанию, образованию и становлению образовывающейся личности, приходим к выводу, что к некоторым из таких механизмов можно отнести:

1) психологическую готовность к изменению вида и характера своей деятельности [5; 7; 8; 11; 16 и др.];

2) способность к аналитическим действиям [16 и др.];

3) познавательную и творческую активность, умение приобретать новые знания [2 и др.];

4) социализацию личности, коммуникативные способности [1; 8; 10 и др.];

5) способность к самоорганизации [3 и др.];

6) владение информационными технологиями [9; 15 и др.];

7) различные умения самостоятельной деятельности [8; 12 и др.];

8) знание и духовные ценности [14; 15 и др.].

Приводимые характеристики личности описывают с различных сторон ее способности адаптироваться в социуме. Важно, что все они связаны с осуществлением личностью (под воздействием внешних условий и/или согласно внутренним установкам, стремлениям) некоторых самостоятельных действий - уяснения мотивов своих действий, определения цели, обращения к социальным источникам информации своей деятельности и так далее. Заметим, что указанные действия - это компоненты самообразовательной деятельности. Тогда вполне уместно адаптационные механизмы личности рассматривать в комплексе и связывать с самообразованием. Рассмотрим, прежде всего, сущность самообразования.

Самообразование - целенаправленный процесс формирования человеком своей личности. Главным условием самообразования личности является наличие правильной самооценки, самопознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Принимая во внимание вышеизложенное, под самообразованием понимаем комплексное личностное образование будущего специалиста, механизмом которого является развитие диалектического мышления, которое позволяет перерабатывать информацию из разных дисциплин, обобщать ее, систематизировать и классифицировать для решения профессиональных задач и овладения общекультурными и общепрофессиональными компетенциями (организационная, коммуникативная, рефлексивная, специально-профессиональная, социально-профессиональная [4].

В определении понятия «самообразование» мы констатировали дефиницию диалектическое мышление, оно есть в представленных материалах. Диалектика (др. греч. АгаХектгк^ - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. В диалектическом материализме - общая теории развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. В данной дефиниции употребляется фраза «из разных дисциплин», которая констатирует, что формирование коммуникативной ино-

ф о

с ф

-ь-' ф

а Е о

о ф ф

> ° го

ГО а

О (Л § ё N

О о

>

о а Е

с о

+-'

о го

о ф

о

о '

о ф

(Л ф

го о

о

ф 1-О Ф

го >

ф

N ГО

та с

< и]

язычной компетенции путем самосовершенствования студента, действительно, невозможно в процессе обучения одному предмету.

Мы рассматриваем феномен межпредметных связей как средство самообразования в аспекте системного, компетентностного и интегративно-мо-дульного подходов. Наиболее эффективным средством решения проблемы использования межпредметных связей как средства самообразования обучающихся

является метод моделирования, который переводит действительность в разряд теоретической конструкции.

Процесс самообразования обучаю -щихся на основе межпредметности можно рассматривать как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные этапы протекания. Структура процесса самообразования состоит из четырех основных логически взаимосвязанных этапов (рис. 1).

Рис. 1. Структура процесса самообразования

Целесообразность модели определяется стремлением к достижению определенного результата и его значимостью. Практика показывает, что истинная эффективность образования состоит в максимально возможном совпадении выдвигаемых целей и полученных результатов по всем выделенным параметрам. Очевидно, что неконкретность и недиа-гностируемость целей заведомо обречет на приблизительность и произвол всю многоплановую и многослойную систему оценки результатов обучения.

Коммуникативная функция сводится к поведенческой гибкости в профессиональном общении на основе корпоративной культуры, овладению умениями самокоррекции профессионально-значимых качеств, реализуется во взаимодействии и общении на межпредметном уровне как способность работать в команде и помогать друг другу. Коммуникативная функция проявляется в процессе общения на эмоциональном уровне и способствует установлению педагогически целесообразных взаимоотношений в профессиональной среде.

В соответствии с логикой построения структурно-функциональной модели ис-

пользования межпредметных связей как средства самообразования обучающихся в системе высшего образования была разработана методика повышения уровня самообразования студентов на основе межпредметных связей. При этом под методикой понимаем некую процедуру, свод правил, алгоритм и т.п., позволяющие среднеодаренному обучающемуся существенно повысить уровень выполнения профессиональных задач. В рамках исследования методику готовности к самообразованию на основе межпредметных связей представляем как организацию образовательного процесса, направленного на готовность обучающегося к постоянному повышению образовательного уровня. Для решения основной задачи методики предлагается наряду и в тесной взаимосвязи со словесными методами использовать также наглядные методы обучения. К таким методам относим: обзорные экскурсии на предприятия; посещение диспутов, семинаров, коллоквиумов и других мероприятий, где обучающиеся могут понаблюдать за работой профессионалов в сфере науки и бизнеса, а также «искусственное» создание методов в рамках аудитории; использование мультимедийных ресурсов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

игровых технологий, привлечение работодателей по специальности. Всякая наглядность должна использоваться в меру и в соответствующий момент занятия.

При реализации работы самообразовательной деятельности обучающихся вуза на основе межпредметных связей использовали следующие типы работ, как наиболее адекватные целям исследования: творческие задания; работа в малых и больших группах; обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры); социальные проекты; изучение и закрепление нового материала (интерактивное занятие, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, дебаты; разрешение проблем. На основе предложенной методики построено содержание обучения будущих специалистов, характеризующееся многоаспектностью необходимых знаний и умений, их взаимосвязью с существующей практикой профессиональной деятельности в сфере науки и бизнеса. Методика отличается от других тем, что направлена на междисциплинарный перенос знаний, который готовит будущих специалистов к использованию профессионально значимой информации на иностранном языке, неформальному и деловому общению с иностранными коллегами посредством участия в совместных проектах, обмена электронными сообщениями, поиска информации в международных базах данных.

Межпредметные связи позволяют обучающимся самостоятельно получать информацию, систематизировать и классифицировать ее при подготовке к практическим занятиям. Реализация предлагаемой методики направлена на изменение и развитие активной позиции выпускника вуза как субъекта профессиональной деятельности: желание и готовность учиться самостоятельно, способность производить, преобразовывать, открывать новое знание, осознание и принятие профессиональных задач.

Для проверки эффективности выявленных условий организации учеб-

но-воспитательного процесса была проведена экспериментальная работа с 2014 по 2016 гг. в естественных условиях образовательного процесса. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся Челябинского государственного университета в количестве 100 человек 1-х и 2-х курсов, из числа которых были сформированы 1 контрольная и 3 экспериментальных группы. Выборка включала юношей и девушек целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями. Также в исследовании была задействована группа преподавателей, выступившая в качестве экспертов. Исследование проводилось в ходе изучения студентами дисциплин социально-экономического и естественнонаучного циклов.

Констатирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях образовательного процесса вуза и был направлен на решение следующих задач: изучить состояние образовательного процесса с точки зрения формирования самообразовательной компетентности средствами межпредметных связей; определить методы диагностики, позволяющие выявить и объективно оценить уровень готовности обучающихся к самообразованию средствами межпредметных связей с учетом выраженности критериев и показателей.

Критериями оценки могут выступать составляющие профессиональной деятельности - общекультурные и общепрофессиональные компетенции, такие как: социально-профессиональная, специально-профессиональная, организационная, коммуникативная. Выделенные компетенции полностью соответствуют особенностям деятельности будущих специалистов. На основе анализа данных общекультурных и общепрофессиональных компетенций определены признаки их идентификации у обучающихся, а также психологические качества: мотивация, направленность, ориентация и т.д., входящие в состав каждой из компетенций.

ф о

с ф

-ь-' ф

а Е о

о ф ф

> ° го

ГО а

О (Л § ё И

О о

о ~

>

о а

Е

с о

+-'

о го

о ф

о

о '

о ф

(Л ф

го о

о

ф

О Ф

го >

ф

N ГО

та с

< ии

Рис. 2. Структурно-функциональная модель использования межпредметных связей

как средства самообразования

Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали недостаточный уровень готовности будущих специалистов к самообразовательной деятельности в вузе на основе межпредметных связей: на низком уровне: ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 - 4%, КГ - 8%, на среднем уровне: ЭГ-1 - 80%, ЭГ-2 - 68%, ЭГ-3 - 68%, КГ - 72%, на высоком уровне: ЭГ-1- 16%, ЭГ-2 - 28%, ЭГ-3 - 28%, КГ - 20%.

Формирующий этап экспериментальной работы проводился по типу вариативного. Для такого типа работы характерно целенаправленное варьирование условий в различных группах с одинаковыми первоначальными параметрами и сравнение конечных результатов.

Обучение будущих специалистов в экспериментальных группах отличалось ориентацией на разные педагогические условия. В ЭГ-1 обучение велось на фоне первого педагогического условия - формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущих специалистов за счет междисциплинарного переноса знаний, а также внедрение структурно-функциональной модели. В ЭГ-2 реализовывалось, кроме первого вышеназванного, еще и второе педагогическое условие: организация модульного обучения в процессе преподавания иностранного языка средствами межпредметных связей, а также внедрение структурно-функциональной модели. В ЭГ-3 проверялась действенность всех трех педагогических условий, включающих, наряду с первым и вторым, третье условие: становление самообразовательной компетентности, механизмом которой является диалектическое мышление и

рефлексия, а также внедрение структурно-функциональной модели. В КГ обучение, также направленное на становление самостоятельно развитой личности, осуществлялось с внедрением отдельных фрагментов структурно-функциональной модели. Для каждого обучающегося были разработаны диагностические карты. Основу данных карт составляет уровень профессиональной сформиро-ванности общекультурных и общепрофессиональных компетенций, то есть организованность в учебно-познавательном процессе, умение вести переговоры по проблеме обучения, качественно и своевременно познавать профессиональные умения своей специальности, а также уровень готовности к самообразованию обучающихся в течение всей жизнедеятельности.

Для определения эффективности реализации модели использования межпредметных связей как средства самообразования обучающихся высшего учебного заведения на фоне внедрения педагогических условий и выявления динамики уровня их готовности к самообразованию в ходе экспериментальной работы, были проведены промежуточный и контрольный срезы. Определение уровня готовности будущих специалистов к самообразованию на констатирующем и контрольном этапах осуществлялось на основе диагностического инструментария.

По завершении экспериментальной работы был проведен контроль уровня готовности обучающихся к самообразованию на основе межпредметных связей, результаты которого представлены на рис. 3.

Шши

н/э I к/с н/э I к/с н/э I к/с I н/э ' к/с ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 КГ

Низкий I Средний Высокий

к/с н/э к/с 3 КГ

Рис. 3. Результаты констатирующего и контрольного этапов уровня готовности будущих специалистов к самообразованию

ф о

с ф

-ь-' ф

а Е о о

ф Ф > °

го

го а

О (Л § ё N

о о

>

о а Е

с о

+-'

о го

о ф

о

о '

о ф

(Л ф

го о

о

ф

О Ф

Из рисунка видим, что на низком уровне готовности обучающихся к самообразованию наибольший процент составляет в КГ, равно (8%), в ЭГ - 1 - 4%, в ЭГ - 2 и ЭГ-3 - 0%. На среднем уровне самый большой показатель в ЭГ - 1 и КГ, равен (72%), в ЭГ - 2 - 60%, ЭГ - 3 - 52%. На высоком уровне высокий результат в ЭГ-3, равен (48%), однако в ЭГ - 1 - 28%, ЭГ-2 - 40%, КГ - 20%.

Экспериментальной работой, проведенной в процессе исследования, было доказано, что в экспериментальных группах по мере последовательного осуществления каждого из педагогических условий количество обучающихся, имеющих высокий и средний уровни самообразования, увеличилось.

Наивысшие результаты получили в ЭГ-3 (48%), где работа организовывалась по предложенному нами педагогическому проекту моделирования образовательного процесса по увеличению уровня самообразования будущих специалистов, то есть с внедрением структурно-функциональной модели и апробации всех педагогических условий.

В контрольной группе произошедшие изменения не существенны, что подтверждает необходимость целостной реализации структурно-функциональной модели на фоне комплекса педагогических условий.

Таким образом, полагаем, что необходимо продолжать повышать уровень самообразования обучающихся в процессе жизни в вузе и за его пределами комплексно. Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Антропова Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой реф-

го ,

> лексии (в условиях дополнительного

N образования): дисс. ... к.п.н. - Челя-

д бинск, 1999. - 201 с.

3. Большая Советская энциклопедия /

<

ш под ред. А. М. Прохорова. - М.: Изд-

во Сов. энциклопедия, 1974. -527 с.

4. Глухова Е.А. Межпредметные связи как средство самообразования студентов в вузе: дисс. ... к.п.н. - Челябинск, 2010. - 208 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М.: Госкомитет по высшему образованию, 1995. - 382 с.

6. Гурьев А.И. Межпредметные связи в системе современного образования: монография. - Барнаул:, 2002. - 212 с.

7. Зеер Э.Ф., Водеников В.А., Доронин НА., Зеер П.Ф., Колобков И.А. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей / под ред. Э.Ф. Зеера. -Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 233 с.

8. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1998. - 51 с.

9. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

10. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. - Центр «Эйдос» // [Электронный ресурс]: www.eidos.ru.

11. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. №1. С. 86 93.

12. Ломакина И.С. Теоретико-аксиологические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе (социокультурный аспект). - М: Изд-во Московского гос. открытого ун-та им. М.А.Шолохова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003. - 321 с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М.: Русский язык,

2004.

14. Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие для вузов / под ред.: Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской. - М.: Смысл, 1999. - 377 с.

15. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей / Э.Ф. Зеер, В.А. Воде-ников, Н.А. Доронин, П.Ф. Зеер,

И.А. Колобков; под ред. Э.Ф. Зеера. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 233 с. 16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. - 288 с.

Поступила 18.05.16

About the author:

Mingazheva Elena Aleksandrovna, Senior lecturer, Chelyabinsk State University (Russia, Chelyabinsk, Str. Plehanova, 129), Candidate of Sciences (Education), Mingazheva. [email protected]

For citation: Mingazheva E.A. The influence of intersubject connections on improving communicative competence of the learners through self-education activity in the intercultural space // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. Р. 180-197. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-180-197

Об авторе:

Мингажева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры делового иностранного языка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (Россия, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129), кандидат педагогических наук, [email protected]

ф о

Для цитирования: Мингажева E.A. Влияние

о го а

О (Л rö

уровня коммуникативной компетентности обучающихся вуза путем самообразования £ в межкультурном пространстве // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 180-197. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-180-197 | 1

£ :з

о го

о о ф

£= ГО

£= О

о ^

о тз ф

О

Д ф

-Q (Л

1- сл

ф :з

Г Р

ф 1-О Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.