ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
G.N. Chekachkova
The Influence of International Human
Rights Standards
on the Russian Legal System
The inclusion of the generally recognized principles and norms of international law in the legal system of the Russian Federation is researched. Particular attention is paid to individual rights applied in court proceedings.
Key words and word-combinations: individual rights, the Constitution of the Russian Federation, norms of international law.
Исследуется включение в правовую систему Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права. Особое внимание уделено правам личности, реализуемым в судопроизводстве.
Ключевые слова и словосочетания: права личности, Конституция Российской Федерации, нормы международного права.
УДК 341.231.145 ББК 67.Х67
Г.Н. Чекачкова ВЛИЯНИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА РОССИЙСКУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ
I I роблема формирования подлинно демократического и социально ориентированного государства, в котором непременно должны быть закреплены и реализованы права личности, исторически находилась в центре внимания передовой общественнополитической и правовой мысли. Заметные практические подвижки в указанном направлении стали происходить с середины XX в.: права человека признаются наивысшей ценностью в правовых системах многих государств, принимается Устав ООН (1945 г.), на основе которого термин «естественные права» получает новую формулировку -«права человека». Таким образом было закреплено международное юридическое понимание рассматриваемого феномена, фундамент которого заложен в Международном билле о правах человека, включающем четыре важных документа: Всеобщую деклара-
цию прав человека 1948 г., два международных пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., о гражданских и политических правах 1960 г., а также протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. В Международном билле о правах человека представлена основа концепции прав человека, на которой сегодня базируются конституции большинства стран. Принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 г. означало, что открылся новый этап в истории человечества: признание прав человека ценностью мировой цивилизации.
Проблема прав и свобод человека и гражданина сложна и многопланова. Она имеет международные, политические, социальные, экономические, юридические и другие аспекты. Трудно представить современный мир, многообразие государств, имеющих различные политические, социальные, экономические и культурные системы без тесных связей между ними во всех областях общественной жизни, и особенно в сфере обеспечения прав и свобод человека. В настоящий период формируется широкое движение за новую идеологию прав личности, все более осознаваемую и принимаемую в цивилизованном мире. Так, 5 мая 1998 г. вступила в силу Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, которая считается общим достоянием европейских государств, включая Россию. Ее положения стали частью отечественной правовой системы, а решения Европейского суда по правам человека приобрели обязательную силу.
В настоящее время совокупность международно-правовых актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы о правах человека, в российской правовой системе образуют международные договоры, заключенные Российской Федерацией или СССР, но ставшие обязательными для России в силу правила правопреемственности, ратифицированные и официально опубликованные, взаимообусловленные универсальные и региональные. Наиболее значимыми среди них являются: Устав ООН (1946 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Декларация об основных принципах международного права (1970 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.). В данных документах содержатся стандарты закрепления и соблюдения основных прав и свобод человека.
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это положение не только уходит корнями в область международного права, но и создает соответствующую гарантию, придавая российским юридическим нормам особый статус.
Некоторые специалисты критикуют включение в правовую систему страны общепризнанных принципов и норм международного права на том основании, что они якобы предназначены для регулирования только межгосударст-
венных отношений [1, с. 18]. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что на практике это означает обязательство всех органов государства, включая правоохранительные, руководствоваться юридическими положениями, признанными на международном уровне. Такое понимание подтверждает и Конституционный Суд РФ [2].
В юридической науке, со ссылкой на авторитетное мнение членов Европейской комиссии за демократию через право при Совете Европы, указывается на отсутствие всеми разделяемого определения общепризнанных принципов и норм международного права. Под ними небезосновательно предлагается понимать те, которые имеют императивную силу, юридически обязательную для всех государств [3, с. 4-6]. Учеными высказываются аргументы в пользу того, чтобы названные принципы и нормы опирались на содержащийся в ст. 38 Статуса Международного суда перечень источников общего международного права, где наряду с договорными конвенциями выделяется «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы», а к общим принципам права относятся «признанные цивилизованными нациями» [4, с. 117-118].
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ (п. 5) говорится о реализации общепризнанных принципов и норм международного права, «закрепленных в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах)» [5]. Таким образом, проблема защиты прав и свобод личности перестает быть исключительно внутренним делом того или иного государства, а неограниченный подход к содержащим рассматриваемые принципы и нормы документам позволяет давать их самую широкую трактовку, что представляется на деле трудно осуществимым для требующих дополнительной регуляции договоров и большинства документов декларативного, рекомендательного свойства. В свою очередь, не вызывает сомнений, что подлежат применению общепризнанные принципы и нормы, содержащиеся в фундаментальных соглашениях о правах человека.
Права человека, как категория уже международного права, теперь имеют значение международных стандартов и должны оказывать соответствующее воздействие как на законодательный процесс, так и на правоприменительную практику [6, с. 3]. Включение европейских стандартов прав человека в российскую правовую систему существенно повышает меру ответственности всех субъектов, задействованных в правозащитных механизмах, в том числе и органов правосудия. Судебные решения и приговоры все чаще ссылаются на нормы международного законодательства, трансплантированные в российские источники права.
Сфера отправления правосудия представляет собой ту область, где реализация прав личности приобретает наиболее яркую выраженность. Европейская система защиты прав человека, гражданина построена по принципу дополнительности международно-правовых гарантий. Это означает, что основу правозащитного механизма составляют нормы внутригосударственного права, а об-
щеевропейское международное право выступает вспомогательным, дополнительным уровнем гарантий, который является минимальным образцом для национального законодательства.
Если проанализировать нормы Конституции и процессуального законодательства Российской Федерации, то можно обнаружить, что многие из них, касающиеся основных прав и свобод человека и гражданина, аналогичны международным нормам. Однако сравнительно с «международным» «национальный» перечень прав человека и гражданина является далеко не исчерпывающим, и не все международные нормы о правах человека, затрагиваемых в процессе судопроизводства, в настоящее время закреплены тем или иным образом в российском процессуальном праве.
Исходя из анализа теоретических положений и имеющейся практики современного отечественного судопроизводства, полагаем, что внутригосударственный механизм применения общепризнанных принципов и норм о правах человека в российском судопроизводстве формировался в три этапа: в самом начале общепризнанные принципы и нормы о правах человека были трансформированы в нормы Конституции РФ; затем конституционные нормы в большей или меньшей степени конкретизировались в отраслевом законодательстве; юридически обязательные для Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы о правах человека стали прямо применяться в юридической практике, в том числе в национальном судопроизводстве.
Конституция РФ включила общепризнанные принципы и нормы международного права в правовую систему страны, но при этом не определила их соотношение с иными нормами национальной правовой системы. В результате возникла некоторая неопределенность, которая не была устранена и основанным на Конституции РФ законодательством. Законы в большинстве случаев ограничиваются воспроизведением конституционной формулы о международных договорах, игнорируя конституционную же норму о принципах и нормах международного права. С указанным обстоятельством связана необходимость дальнейшего обсуждения содержания ст. 15 Конституции РФ.
До тех пор пока в Конституции России или в специальном федеральном законе не будет закреплен исчерпывающий перечень «общепризнанных принципов международного права» и не появится дефинитивная юридическая норма о содержании каждого из них, трудно рассчитывать на практическую реализацию ст. 15 Конституции РФ. Непосредственным регулятором внутригосударственных общественных отношений эти принципы вряд ли станут без четкого определения их сущности и условий применения. Для правильного применения общепризнанных принципов и норм самое существенное значение имеет внутригосударственное законодательство, которое, как указал Конституционный Суд РФ, должно их учитывать.
Необходимо подчеркнуть, что в иерархии правовых норм Конституция России (ст. 18) поставила на высший уровень нормы о правах и свободах человека и гражданина, которые признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией». Права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, со-
держание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Казалось бы, с полным основанием можно говорить о примате общепризнанных норм о правах человека в правовой системе России. В то же время деятельность в этой сфере законодательной власти демонстрирует примеры несоблюдения упомянутых конституционных положений. Так, Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [7] во главу угла ставит защиту прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на это, при определении в ст. 6 Закона правовых основ деятельности внутренних войск нормы международного права вообще не упомянуты.
Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных государствах и в мире в целом. В рамках отдельных стран их соблюдение служит необходимым условием здорового социального и экономического развития, общественного порядка и всеобщего благополучия в демократическом государстве.
Перед современной отечественной юридической наукой ставятся конкретные задачи: развивать исследования по проблемам становления и утверждения принципов демократического, правового государства в России, по укреплению роли юридических механизмов в российском судопроизводстве, обеспечению защиты прав личности на уровне международных стандартов. На настоящем этапе развития правовой системы Российской Федерации представляется актуальным сформулировать минимальные стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека, на основе фундаментальных положений Конституции РФ.
Россия является участником многих международных соглашений в области прав человека, которые стали элементами национальной правовой системы. Это означает, что Российская Федерация сознательно берет на себя обязательства по обеспечению и защите прав человека, в том числе в сфере отправления правосудия. На наш взгляд, задача Российского государства в сфере защиты прав человека состоит в том, чтобы гармонизировать правовое поле индивида, сделать его сопоставимым со стандартами, которые устанавливаются на мировом уровне.
Библиографический список
1. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права в российской Конституции // Московский журнал международного права. 1995. № 2.
2. По делу о проверке Конституционного Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных незаконных формирования на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов Се-
верного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.
3. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2.
4. Даниленко Г.М. Применение международного права по внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. № 11.
5. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
6. Гуськова А.П. Личность обвиняемого в уголовном процессе (проблемные вопросы науки и практики). Оренбург, 1996.
7. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федер. закон от 6 февр. 1997 г. № 27-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711; 2009. № 48. Ст. 5717.
E.V. Chetverikov
Laws of the Saratov Region
on the Accounting Office:
Comparative Analysis
The comparative analysis of two laws of the Saratov Region on the Accounting Office is carried out. Particular attention is paid to the competence of this body.
Key words and word-combinations: the Accounting Office, the law, competence.
Проводится сравнительный анализ двух законов Саратовской области о Счетной палате. Особое внимание уделяется компетенции данного органа.
Ключевые слова и словосочетания: Счетная палата, закон, компетенция.
УДК 342 ББК 67.400.1.329
Е.В. Четвериков ЗАКОНЫ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
аратовская область вошла в пятерку субъектов Федерации, которые первыми создали на своей территории орган внешнего финансового контроля - региональную Счетную палату. Она была образована в 1995 г., вскоре после создания Счетной палаты Российской Федерации, и получила статус постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Палата выполняет контрольно-ревизионную и экспертноаналитическую функции, обеспечивает единую систему контроля за исполнением бюджета области, бюджетов областных внебюджетных фондов.
Счетная палата Саратовской области образуется Саратовской областной Думой и подотчетна ей. Первые годы она действовала на основании Временного положения [1]