Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕФОРМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕФОРМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / международный проект / университет / единое образовательное пространство / СНГ / ШОС / лингвистика / межкультурная коммуникация / TACIS / TEMPUS / Erasmus / концепция / многоуровневая система подготовки специалистов / бакалавр / магистратура / PhD / Москва / Шанхай / Кыргызская Республика / integration / international project / university / unified educational space / CIS / SCO / linguistics / intercultural communication / TACIS / TEMPUS / Erasmus / conception / of a multilevel system of training specialists / bachelor’s degree / master’s degree / PhD / Moscow / Shanghai / Kyrgyz Republic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж.С. Абдиев

Статья посвящена вопросам формирования общего образовательного пространства СНГ и ШОС. Интеграционные процессы рассматривается, как одним из приоритетных направлений политики государств СНГ и ШОС в области образования. В статье излагается основные этапы и мероприятии интеграционного процесса образовательных систем СНГ и ШОС. При этом особое внимание придается ролью в интеграционном процессе таким международным образовательным проектам и программам как TACIS, TEMPUS, Erasmus и др. В качестве важнейших интеграционных факторов отмечается роль и значение языка, как основополагающего фундамента межкультурной и межконфессиональной коммуникации народов СНГ и ШОС. А также внимание обращена к проблемам введения в странах СНГ и ШОС многоуровневой системы подготовки специалистов, как адаптивная и базовая образовательная программа единого образовательного пространства СНГ и ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж.С. Абдиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INTERNATIONAL INTEGRATION PROCESSES ON THE REFORM OF HIGHER EDUCATION OF THE KYRGYZ REPUBLIK

The article is devoted to the formation of a common educational space of the Commonwealth of Independent States (CIS) and the Shanghai Cooperation Organization (SCO). Integration processes are considered as one of the priority areas of policy of the CIS state and the SCO in the field of education. The article outlines the main stages and activities of the integration process of the educational systems of the CIS and SCO. At the same time, special attention is paid to the role of integration processes in such international educational projects and programs as TACIS, TEMPUS, Erasmus and others. The role and importance of language as the fundamental foundation of intercultural and interreligious communication of the peoples of the CIS and SCO is noted as the most important integration factors. Attention is also drawn to the problems of introducing a multi-level specialist training system in the CIS and SCO countries, as an adaptive and basic educational program for the common educational space of the CIS and SCO.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕФОРМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕФОРМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ж.С. Абдиев

Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-12-16

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования общего образовательного пространства СНГ и ШОС. Интеграционные процессы рассматривается, как одним из приоритетных направлений политики государств СНГ и ШОС в области образования. В статье излагается основные этапы и мероприятии интеграционного процесса образовательных систем СНГ и ШОС. При этом особое внимание придается ролью в интеграционном процессе таким международным образовательным проектам и программам как TACIS, TEMPUS, Erasmus и др. В качестве важнейших интеграционных факторов отмечается роль и значение языка, как основополагающего фундамента межкультурной и межконфессиональной коммуникации народов СНГ и ШОС. А также внимание обращена к проблемам введения в странах СНГ и ШОС многоуровневой системы подготовки специалистов, как адаптивная и базовая образовательная программа единого образовательного пространства СНГ и ШОС.

Ключевые слова: интеграция, международный проект, университет, единое образовательное пространство, СНГ, ШОС, лингвистика, межкультурная коммуникация, TACIS, TEMPUS, Erasmus, концепция, многоуровневая система подготовки специалистов, бакалавр, магистратура, PhD, Москва, Шанхай, Кыргызская Республика.

Проходившие объективные исторические процессы в Кыргызстане активно начали формировать самостоятельную систему высшего профессионального образования, которая в основном использовала потенциал, накопленный в предыдущие годы. Необходимо отметить, что основа современной системы высшего профессионального образования Кыргызской Республики сложилась на базе образовательной системы высшей школы СССР, и за 70 лет советской власти Кыргызстан добился более значительных успехов в этой сфере, чем за всю свою историю. Благодаря этому, даже по международным меркам в Советском Кыргызстане были достигнуты высокие результаты в высшем профессиональном образовании и доступ к нему.

Однако, в начале 90-х годов состояние высшего образования страны перестало отвечать требованиям модернизирующегося постсоветского кыргызстанского общества и удовлетворять запросы общественного экономического развития суверенной Кыргызской Республики.

Одной из наиболее важных государственных задач, стоящих перед образовательной системой страны, было реформирование системы высшего профессионального образования и достойное вхождение в международное образовательное пространство. Интеграция высшей школы Кыргызстана в мировое образовательное пространство, ставшая возможной в результате распада СССР и формирования открытого общества в республике, предполагал активное участие высших учебных заведений страны в международном рынке образовательных услуг, участие в международных образовательных и научно-исследовательских программах. При этом необходимо было найти оптимальные варианты последовательной и эффективной интеграции, сохранить все ценное, в то же время с учетом мирового опыта осуществить востребованные временем реформы. Исходя из этого, в качестве конкретных направлений международного сотрудничества в области высшего образования были определены такие важнейшие

субрегиональные, региональные и мировые интеграционные процессы, как:

- процесс формирования единого образовательного пространства стран СНГ;

- процесс интеграции в области образования в рамках Шанхайской организации сотрудничества стран СНГ и КНР;

- процесс создания единого европейского образовательного пространства на основе Болонской декларации.

По объективным причинам наиболее интенсивные и плодотворные интеграционные процессы в образовательной системе Киргизской Республики происходят в рамках сотрудничества стран СНГ и ШОС.

Сотрудничество государств-участников СНГ в области образования прошло сложный путь становления. Начало этому было положено в мае 1992 года, когда главы правительств десяти государств СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в образовании и нострификации документов об их квалификации. Подписание в 1997 году правительствами государств-участников СНГ Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ и Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ придали сотрудничеству в области образования сильный импульс. В частности, руководствуясь принципами создания единого образовательного пространства с государствами СНГ, Киргизская Республика установила официальные контакты с 11 государствами бывшего СССР, заключила с ними более 30 межведомственных и межправительственных соглашений о сотрудничестве в сфере образования [1, c. 111].

Наиболее эффективным инструментом реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства стран СНГ стал Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества. За годы своей работы данный Совет провел около 20 заседаний, были подготовлены и внесены на рассмотрение высших органов Содружества ряд документов, в том числе Межгосударственная программа реализации Концепции единого (общего) образо-

вательного пространства СНГ, рассчитанная на 2001-2005 годы.

В реализации Межгосударственной программы важную роль играют постоянные комиссии Совета, базовые организации, организации-координаторы, международные объединения, действующие в сфере образования, подготовки и аттестации кадров.

Кыргызстан стал одной из первых среди стран СНГ (после Украины, Казахстана и Белорусси), с которой Европейский союз заключил соглашение о партнерстве и сотрудничестве. За годы партнерства с Евросоюзом Кыргызстан получил около 200 млн. евро на реализацию различных программ и проектов. Среди них отличалась программа ТАСИС, которая оказывала неоценимую поддержку для успешной трансформации образовательной сферы Кыргызстана. В целом, с 1991 по 2004 год программа ТАСИС выделила почти 85 млн. евро для реализации различных проектов в Кыргызской Республике [5, с. 239].

Важными стимулирующими факторами стали международные образовательные программы. Например, известные европейские программы «Эразмус» ( начата в 1987 с целью способствовать созданию общего рынка в Европе) и (с 1995 г.) «Сократ». В этой связи следует отметить, что в рассматриваемые годы только Кыргызский национальный университет участвовал в более 30 международных образовательных проектах ( в таких, как TACIS, TEMPUS, INTAS, DAAD, EVRASIA, USIS, фонд Soros-Кыргызстан ) и программах ( UNIDP, UNESCO, IREX, ACCELS и др.) [1, с. 109].

Другим, не менее перспективным направлением или уровнем интегративно-го процесса в области образования является процесс формирования единого образовательного пространства стран ШОС. Важнейшими этапами данного процесса являются: заседание 26 октября 2005 года в Москве Совет глав правительств государств-членов ШОС, принявшее решение об активизации сотрудничества в сфере образования, а также Межправительственное соглашение о сотрудничестве в обла-

сти образования, подписанное 15 июня 2006 года на юбилейном Саммите ШОС в Шанхае, заложившее правовую базу для активного развития сотрудничества в сфере образования. Определенные итоги проделанной работы по формированию общего образовательного пространства были подведены в ходе Совещания министров образования государств-участников ШОС 23 октября 2008 года в городе Астана. В частности, стороны дали высокую оценку итогам Недели образования государств-членов ШОС, проведенной под девизом «Образование без границ» 30 сентября - 3 октября 2008 г. в городе Москве в рамках председательства России в ШОС, в которой наряду со странами ШОС приняли участие представители государств-наблюдателей при ШОС - Индии, Ирана, Монголии и Пакистана. Ярким примером плодотворного сотрудничества в русле формирования единого образовательного пространства является вторая Неделя образования и первый Форум ректоров ведущих университетов государств-членов ШОС в городе Москва 26-28 мая 2009 года.

В общем, в результате всех этих межгосударственных мероприятий во всех странах СНГ и ШОС принимаются целенаправленные меры по ускорению интеграционных процессов образовательных систем стран бывшего СССР и КНР.

Объективная необходимость в создании единого образовательного пространства стран СНГ и ШОС, а также наличие необходимых основополагающих нормативно-правовых условий позволили кардинально диверсифицировать и подготовить систему высшего профессионального образования Киргизской Республики к интеграционным процессам. Так, в 1992 году в Кыргызстане была введена многоуровневая система подготовки кадров, отвечающая требованиям международных образовательных программ. Данная система вполне успешно функционирует параллельно с подготовкой специалистов по традиционным (советским), профессиональным образовательным программам. Для обеспечения реализации многоуровневой системы высшего профессионального образования

в 1994 году в республике были разработаны и введены в действие Государственный образовательный стандарт «Высшее образование. Общие требования» и государственный «Классификатор (перечень) направлений и специальностей высшего профессионального образования» [1,

с. 120].

Принятые меры позволили кардинально диверсифицировать и дифференцировать всю систему высшего профессионального образования Киргизской Республики.

Так, существенно увеличилось количество высших учебных заведений. Если в 1990 году в республике было 9 высших учебных заведений, с общим контингентом студентов 58,8 тыс. человек, то в данное время высшее профессиональное образование Кыргызстана представляет собой сеть из 50 высших учебных заведений, из которых 36 государственных и 16 частных. В высших учебных заведениях КР обучаются более 218 тыс. студентов, в результате этого, если в 1990 году на 10 тыс. человек населения республики приходилось 130 студентов, то в данное время он составил 410 [4, с. 2].

Благодаря открытости и адаптивности системы высшего профессионального образования Кыргызстана в стране резко возросло количество иностранных студентов, многие кыргызстанцы обучаются во многих зарубежных вузах, в том числе и в вузах стран СНГ и ШОС. Кроме этого, в два раза больше стало число специальностей и направлений, по которым ведется подготовка специалистов, то есть если в начале 90-х годов подготовка специалистов в Кыргызстане велась по 100 специальностям, то сейчас их количество составляет 210 [4, с. 3].

В республике введена многоуровневая подготовка специалистов и существенно увеличилось количество высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по многоуровневой системе. По последним данным направления подготовки бакалавров реализуются в 51 вузах, а магистерские программы в 19 вузах республики. При этом количество направлений подготовки бакалавров составило 87, а

количество магистерских программ 36 [2, с. 52].

При этом следует отметить, что процесс интеграции образовательной системы Киргизской Республики в международное образовательное пространство имеет ряд тенденций и особенностей:

- во-первых, в республике были образованы такие транснациональные вузы, как Киргизско-Российский (Славянский) университет, Американский университет в Центральной Азии, Киргизско-Турецкий университет «Манас», Киргизско-Турецкий университет «Ала-Тоо», Киргизско-Узбекский университет, Киргизско-Кувейтский (Восточный) университет и другие, в которых обучение студентов в основном ведется по бакалаврским направлениям и магистерским программам;

- во-вторых, в отдельных транснациональных вузах страны, как Киргизско-Российский (Славянский) университет, и в ряде ведущих вузах Киргизской Республики превалируют многоуровневая система подготовки специалистов, но они сочетаются с подготовкой дипломированных специалистов по советской системе;

- в-третьих, в относительно сильных, особенно в Центральных отечественных вузах республики, где имеются более качественный профессорско-преподавательский состав, и где обучается большинство иностранных студентов, переход на многоуровневую систему высшего образования осуществляется более интенсивно по сравнению с остальными вузами страны;

- в-четвертых, бакалаврские направления и магистерские Программы реализуются преимущественно по таким инновационным и конвертируемым направлениям и программам универсального характера, как «Гуманитарные и социально-экономические науки» (52000), включающие специальности «Филология» («Ино-

тура»), «Лингвистика» («Лингвистика и новые информационные технологии», «Лингвистика и межкультурные коммуникации»), «Регионоведение» и т.д. [4, с. 175]. При этом, в качестве основного языка межкультурной коммуникации применяются русские, английские и китайские языки. Наряду с этим, в образовательной системе Киргизской Республики успешно культивируются языки и культуры и других стран СНГ и ШОС. Например, в Киргизской Республике функционируют школы и вузы с русским, казахским, узбекским и таджикским языками обучения [3, с. 14].

Изучение международного аспекта развития высшей школы Кыргызской Республики позволило сделать вывод о том, что актуализация интеграционных процессов образовательной системы Кыргызстана определяется происходящим в мире процессом глобализации и переходом к «обществу знаний», требующим, чтобы высокий уровень образования стал решающим фактором конкурентоспособности на мировом рынке, и сформировал личность, умеющую пользоваться новейшими технологиями, ориентированную на полную реализацию своего человеческого и социального капитала.

Благодаря вышеприведенным тенденциям и факторам высшее профессиональное образование Кыргызстана стало достойным объектом региональных и глобальных интеграционных процессов образовательных систем. Таким образом, в рассматриваемые годы Кыргызская Республика в образовательной сфере придерживалась политики «трех векторов»:

Первый - развитие интеграционных проектов на постсоветском пространстве через механизм двухсторонних и многосторонних связей.

Второй - вхождение в Болонский процесс.

Третий - направление образовательной интеграции в рамках ШОС и ЕврАзЭС.

странный язык», «Русский язык и литера-

Библиографический список

1. Абдырахманов Т.А. Высшая школа Кыргызстана в период демократического транзита. - Б., 2010. - 260 с.

2. Болджурова И. Образование в Кыргызстане. - Б.: Учкун, 2005. - 300 .

3. Кыргызская государственность. Статистика веков. - Б.: Шам, 2004. -150 с.

4. Образование и наука Киргизской Республики. Статистический сборник. - Б.: Учкун, 2007. - 196 с.

5. Чотонов У.Ч. Кыргызстан по пути суверенитета. Историко-политологический анализ. - Б., 2007. - 384 с.

THE INFLUENCE OF INTERNATIONAL INTEGRATION PROCESSES ON THE REFORM OF HIGHER EDUCATION OF THE KYRGYZ REPUBLIK

J.S. Abdiev

Kyrgyz State University named after I. Arabaev (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article is devoted to the formation of a common educational space of the Commonwealth of Independent States (CIS) and the Shanghai Cooperation Organization (SCO). Integration processes are considered as one of the priority areas of policy of the CIS state and the SCO in the field of education. The article outlines the main stages and activities of the integration process of the educational systems of the CIS and SCO. At the same time, special attention is paid to the role of integration processes in such international educational projects and programs as TACIS, TEMPUS, Erasmus and others. The role and importance of language as the fundamental foundation of intercultural and interreligious communication of the peoples of the CIS and SCO is noted as the most important integration factors. Attention is also drawn to the problems of introducing a multi-level specialist training system in the CIS and SCO countries, as an adaptive and basic educational program for the common educational space of the CIS and SCO.

Keywords: integration, international project, university, unified educational space, CIS, SCO, linguistics, intercultural communication, TACIS, TEMPUS, Erasmus, conception, of a multilevel system of training specialists, bachelor's degree, master's degree, PhD, Moscow, Shanghai, Kyrgyz Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.