Научная статья на тему 'НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ОБРАЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ 3)'

НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ОБРАЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ 3) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРИЗНАНИИ КВАЛИФИКАЦИЙ / ОТНОСЯЩИХСЯ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КОПЕНГАГЕНСКИЙ ПРОЦЕСС / КОНВЕНЦИЯ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА О ПРИЗНАНИИ КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (МСКО ЮНЕСКО) / ЕВРАЗИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев Юрий Алексеевич, Захаров Владимир Федорович

Представляем вниманию читателей заключительную часть статьи «На пути к международным стандартам образования», подготовленной специалистами факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ. Установлен вклад в формирование глобального миропонимания идей великих русских ученых М. В. Ломоносова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и др. Отражен процесс становления общего образовательного пространства и международной стандартной классификации образования. Говоря о современной глобализации рубежа тысячелетий, авторы отмечают нарастающую взаимозависимость мира - экономическую, социально-культурную и политическую. Особое внимание обращено на ее роль в развитии интеграционных процессов образования, в том числе формирование Российской Федерацией совместно с другими участниками СНГ, ЕАЭС, АТР, ШОС общего евразийского образовательного пространства; закрепление в рамках Болонского процесса договоренностей об общеевропейском образовательном пространстве; принятие при содействии ЮНЕСКО региональных конвенций стран Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Арабского Востока, Средиземноморья и Латинской Америки о признании квалификаций в области высшего образования. И, наконец, принятие первого в системе ООН международно-правового документа в области образования с глобальным охватом - Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. Статью дополняет приложение с перечнем основных международно-правовых актов в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WAY TOWARDS INTERNATIONAL STANDARDS OF EDUCATION (PART 3)

In this edition of the almanac «Ethnodialogy» the third, and final, part of the article «Towards international standards of education: from pedagogy of early thinkers to modern approaches» is published. The article is prepared by the specialists of the Faculty of regional studies and ethnocultural education of the Moscow Pedagogical State University. It tells us about the contribution of the ideas of the great Russian scientists M.V. Lomonosov, V.I. Vernadsky, K.E. Tsiolkovsky, and others to the formation of the Global worldview. Both the process of development of the Common educational environment and the International standard classification of education are presented in the article. Speaking about the modern globalization at the turn of the millennium, the authors note the growing interdependence of the world - economic, sociocultural, and political. Special attention is paid to its role in the development of integration processes in education, including the formation of a common Eurasian educational space by the Russian Federation together with other members of the CIS, the EAEU, the Asia-Pacific region, and the SCO; the consolidation of agreements on a pan-European educational space within the framework of the Bologna Process; the adoption, with the assistance of UNESCO, of the regional conventions for the recognition of qualifications in higher education in Africa, Asia and the Pacific, the Arab East, the Mediterranean and Latin America. And, finally, the adoption of the first international legal instrument in the UN system in the field of education with a global scope - the Global Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education. The article is followed by the Supplement «The main international legalacts in the field of education».

Текст научной работы на тему «НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ОБРАЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ 3)»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ

Юрий Горячев, Владимир Захаров

10.37492/ETNO.2021.б4.1.001

На пути к международным стандартам образования

1

Представляем вниманию читателей заключительную часть статьи «На пути к международным стандартам образования», подготовленной специалистами факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ. Установлен вклад в формирование глобального миропонимания идей великих русских ученых М.В. Ломоносова, В. И. Вернадского, К.Э. Циолковского и др. Отражен процесс становления общего образовательного пространства и международной стандартной классификации образования. Говоря о современной глобализации рубежа тысячелетий, авторы отмечают нарастающую взаимозависимость мира — экономическую, социально-культурную и политическую. Особое внимание обращено на ее роль в развитии интеграционных процессов образования, в том числе формирование Российской Федерацией совместно с другими участниками СНГ, ЕАЭС, АТР, ШОС общего евразийского образовательного пространства; закрепление в рамках Болонского процесса договоренностей об общеевропейском образовательном пространстве; принятие при содействии ЮНЕСКО региональных конвенций стран Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Арабского Востока, Средиземноморья и Латинской Америки о признании квалификаций в области высшего образования. И, наконец, принятие первого в системе ООН международно-правового документа в области образования с глобальным охватом — Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. Статью дополняет приложение с перечнем основных международно-правовых актов в области образования.

Ключевые слова: Глобальная конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию; Болонский процесс; Копенгагенский процесс; Конвенция Азиатско-Тихоокеанского региона о признании квалификаций высшего образования; Шанхайская организация сотрудничества (ШОС); Евразийский экономический союз (ЕАЭС); Содружество Независимых Государств; Международная стандартная классификация образования (МСКО ЮНЕСКО); евразийское образовательное пространство; европейская интеграция высшего образования; устойчивое развитие; глобализация; конвенция; декларация.

1 Часть 3, окончание. Начало материала — в №№ 3 и 4-2020.

Горячев Юрий Алексеевич,

кандидат исторических наук, научный руководитель кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Московского педагогического государственного университета, научный редактор альманаха «Этнодиалоги», unescochair-gor@yandex.ru

Захаров Владимир Федорович,

ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, vfzakharov@mail.ru

В современном процессе формирования всемирного образовательного пространства принимает участие широкий круг национальных и международных организаций, государственные деятели и представители экспертного сообщества сферы образования, науки и культуры, специалисты в области экономики и права, философии и истории. Отечественные исследователи отмечают значимые выводы именитых предшественников, обращают внимание на то, что «генезис глобального миропонимания» восходит еще к М.В. Ломоносову. Ряд глобальных идей был высказан В.И. Вернадским, Л.Н. Гумилевым, Н.Д. Кондратьевым, П. Тейя-ром де Шарденом, К.Э. Циолковским, А.Л. Чижевским, К. Ясперсом, др.[29].

В основе естественнонаучных работ Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) лежат идеи античного атомизма и признания материального единства мира. Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России — самодержавия. Гений энциклопедиста М.В. Ломоносова впервые в отечественной науке обратил глобальный взгляд на Вселенную, получивший отражение в поэзии: «Открылась бездна, звезд полна, / звездам числа нет,

бездне - дна» (М.В. Ломоносов, «Вечечерние размышления», 1743 г.).

Научные исследования Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) положили начало изучению глобальных процессов. В изданной в 1913 г. статье он первым увидел «...науку, образование и - шире - культуру человечества: не как общественный феномен, но как некое планетное явление» [29]. Процессы глобального характера Вернадский стал изучать в 1902-1903 гг. и в эти же годы читал лекции по глобальной проблематике в Московском университете.

Новый взгляд и творческое воззрение на понимание Ноосферы (от греч. «разум» + «шар», дословно «сфера разума») как сферы человеческого разума и неразрывного единства человека и космоса, человека и Вселенной позволили ученому сделать вывод о том, что определяющим фактором регулируемой эволюции мира становится все то, что создано человеческим разумом. В отдельных публикациях о «Ноосфере» утверждается, что данное понятие было предложено французскими учеными, профессором математиком Э. Леруа (1870— 1954) и католическим философом Тейяром де Шарденом (1881-1955). При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 гг. читал в Сорбонне В.И. Вернадский [33].

Согласно учению В.И. Вернадского, процесс становления Ноосферы как высшей стадии развития биосферы определяется социально-природной деятельностью человеческого разума, его трудом и научными знаниями. Успешному становлению и достижению такой стадии развития, по мнению ученого, необходимы определенные условия: заселение и обжи-вание людьми целой планеты. «Процесс полного заселения биосферы человеком, — писал В.И. Вернадский, — обусловлен всем ходом истории научной

мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете» [2]. В числе других важнейших условий: усиление и постоянное развитие средств связей между всеми государствами Земли; преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; расширение пределов биосферы, изучение космического пространства и выход в космос; открытие новейших источников энергии; равноправие людей всех рас и религий; усиление значения народа и его мнения в решении политических проблем; свобода научной мысли от давления религиозных и политических настроений; подъем благосостояния и создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней; разумное преобразование и использование первичной природы нашей планеты; недопущение войн и насилия.

В последние годы интерес к концепции учения о Ноосфере как универсальной научной платформе третьего тысячелетия значительно возрос. Он просматривается и на глобальном уровне, особенно после того как на всемирной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (20-22.06.2012 г.) [22] было сформулировано понятие устойчивого развития, а также после принятия в 2015 г. международной повестки дня ООН и утверждения 17 целей устойчивого развития на период до 2030 года [21]. Оба этих документа содержат положения, перекликающиеся с мыслями Вернадского о Ноосфере. Во многом такой интерес объясняется современным кризисом в сфере преодоления неграмотности, нищеты, голода и неравенства, обеспечения мира и безопасности, серьезными экологическими, демографическими, духовно-нравственными и другими глобальными

проблемами, ставшими результатом неспособности человечества разрешать острые противоречия. Последователи В.И. Вернадского развивают отдельные положения учения, отмечая их практическую значимость на пути устойчивого развития и эволюционного становления будущего человечества. Имеет место и критическое восприятие ряда позиций концепции, сочтенных утопическими в условиях современных реалий [12].

В основе космической философии российского педагога и ученого Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935) — глобальный проект человеческого будущего. Мировоззренческая концепция автора основывается на принципах единства человека и Вселенной, а также проективного отношения к миру, предполагающего глобальные преобразования Земли, космоса и самого человека с помощью разума. Космическая философия Циолковского имеет самое прямое отношение к педагогике, к духовно-нравственному воспитанию человека [11]. Циолковский считал «своей несомненной заслугой то, что 38 лет был непрерывно учителем: 20 лет в народной школе и 18 - в средней», писал он в автобиографии [31]. Главная цель и ценность образования связана в его концепции с движением человеческой цивилизации ко все большей цельности и всеединству. Приблизить человечество к счастью, в понимании Циолковского, — это задача помочь ему стать разумным, а значит, и свободным, нравственно совершенным, способным решать земные проблемы «с высшей, космической точки зрения». Определяя цели и задачи школы будущего, Циолковский считал, что она должна «научить жить, понимать лучше социальное устройство, быть гражданином».

Современная глобализация рубежа тысячелетий — это процесс формирования единого и целостного мира. Используется термин «глобализация»

преимущественно для обозначения нарастающей взаимозависимости мира — экономической, социально-культурной и политической [10]. Суть данного определения соотносится с процессом интернационализации образования, при котором цели, функции и организация образовательной деятельности приобретают международное измерение. Процесс этот носит объективный и вместе с тем сложный противоречивый характер.

В интеграционных процессах образования выделим некоторые значимые аспекты. Прежде всего это формирование Российской Федерацией совместно с другими участниками Содружества Независимых Государств общего евразийского образовательного пространства; закрепление в рамках Болонского процесса договоренностей об общеевропейском образовательном пространстве; принятие при содействии ЮНЕСКО региональных конвенций стран Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Арабского Востока, Средиземноморья и Латинской Америки о признании квалификаций в области высшего образования. Эти правовые инструменты открывают возможность образования и получения по итогам обучения документа, который действителен на территории всего образовательного пространства; предусматривают обучение в различных государствах, расширяя потенциальный выбор дисциплин и преподавателей. Сопоставимая система кредитов и зачетов формирует основу для накопления освоенных курсов и взаимного признания результатов, обусловливают обмен методическим и научным опытом. Все это содействует конкурентному отбору дисциплин, а в длительной перспективе — и учебных заведений, их специализации в наиболее сильных областях, сформирует условия для повышения качества научных исследований и обучения.

Отметим также значимость введения единых требований к профессиональному образованию средней ступени, создание предусмотренной Копенгагенским процессом европейской рамки квалификаций; открытость образования и мобильность знаний, инноваций и их носителей; появление «корпоративных университетов» и развитие сетевых форм организации, играющих важную роль в формировании инновационного процесса, массовое распространение технологий дистанционного образования и обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам, совершенствование виртуальной академической мобильности, унификация учебных программ и технологий обучения [4].

Единое (общее) образовательное пространство Содружества Независимых Государств — это занимаемое государствами - участниками СНГ после распада СССР пространство, в котором на основе добровольно принятых обязательств осуществляется согласованная деятельность в области образования, науки и культуры, отвечающая как национальным интересам каждого из них, так и интересам Содружества в целом. Под этим определением, основанном на исторической общности живущих в нем людей, понимается совокупность принципов государственной политики в сфере образования, согласованность государственных образовательных стандартов и программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, а также равных возможностей и свободной реализации прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территориях государств — участников Содружества [9].

Распад геополитического объединения, веками складывавшегося вокруг России, болезненно сказался на отношениях и условиях жизни «новых независимых государств», в том числе в гуманитарной сфере и обе-

спечении прав человека. На первом этапе возрождения интеграционного процесса было принято Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.) [27]. В этом же году был создан Межгосударственный совет, в котором представлены все национальные организации по стандартизации, осуществляемой в соответствии с «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» [26].

Основой развития взаимодействия стало Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ, подписанное в 1997 г. главами правительств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Таджикистана [28]. Важную роль играют также соглашения о признании дипломов о высшем образовании, о повышении квалификации педагогических работников, о придании статуса базовых организаций государств — участников СНГ ряду высших учебных заведений Содружества. Вопросами разработки и реализации нормативных документов, координацией подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов сферы образования занимается Совет по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ и еще 17 базовых организаций [18].

Вопросы образования находятся в поле внимания Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимъх Государств (МПА СНГ), образованной в 1992 г. [15]. В соответствии с положениями соглашения, подписанного главами парламентов, Межпарламентской ассамблеей был принят целый ряд модельных законов, позволивших создать нормативно-правовую основу для всестороннего сотрудничества в образовании. Важный инструмент оказания правовой поддержки — принятый Межпарламентской ассамблеей

в ноябре 2006 г. «Модельный образовательный кодекс» — законодательный акт рекомендательного характера, содержащий в систематическом изложении общие для государств — участников СНГ нормы образовательного права [16]. В нем обстоятельно изложены принципы государственной политики, подчеркивается, что единое образовательное пространство «...является составной частью духовного, культурного пространства Содружества Независимых Государств, базирующегося на исторической общности живущих в нем народов и устремлении к реализации их общих исторических целей» [16].

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) получила поддержку инициатива реализации дорожной карты общего образовательного пространства, которая предусматривает формирование на территории этих государств общих подходов в оценке требований и критериев качества обучения в системе школьного и высшего образования, в структурах среднего профобразования и переподготовки специалистов.

Качественные изменения в образовании невозможны без осмысления педагогами новых целей и задач в содержании и технологиях обучения и воспитания. В 2015 г. в Ал маты была создана межгосударственная организация содействия интеграции в подготовке педагогических кадров — Евразийская ассоциация педагогических университетов (учредитель — Московский педагогический государственный университет) [8]. Успешны магистерские программы сетевого университета СНГ [23]. Среди государств — участников СНГ наиболее развитую систему мер по обеспечению доступности образования закрепляет российский закон «Об образовании». Подробнее о нормативно-правовой базе в сфере образования государств-участников СНГ см. Приложение.

Россия — участница Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) [32], в состав которой также входят Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Республика Индия и Исламская Республика Пакистан. Кроме того, странами-наблюдателями в ШОС на данный момент являются Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран и Монголия, странами-партнерами — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая республика Непал, Турецкая Республика и Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка. Развитие сотрудничества на принципах равноправия, самостоятельности и целостности образовательных систем государств закреплено Соглашением между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области образования [25] (подписано в 2006 г. в Шанхае, вступило в силу для РФ 30.01.2008). Стороны Соглашения обязались развивать интеграционные процессы в области образования, содействовать обмену обучающимися и научно-педагогическими работниками, установлению прямых связей между образовательными организациями и государственными учреждениями; способствовать созданию механизмов признания и установления эквивалентности документов об образовании государственного образца. Получило распространение взаимодействие вузов и научных организаций, востребованы сетевые университеты ШОС, СНГ и БРИКС.

Важную роль в обеспечении образовательной интеграции играет новая Конвенция Азиатско-Тихоокеанского региона о признании квалификаций высшего образования [1] (принята в Токио 26.11.2011), заме-

нившая прежнюю конвенцию 1983 г. и предусматривающая «обеспечение каждой стороной собственного информационного центра, предоставляющего точную информацию о национальной системе образования, дипломах, квалификациях; изменения и внедрения в практику национальных квалификационных рамок...». Россия подписала новую конвенцию. В АТР, в том числе в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданы межстрановые ассоциации университетов, выстроена рамочная система наднационального контроля за качеством образования. В настоящее время в АТР учится каждый третий студент в мире. Страны — лидеры академической мобильности: США, Россия, Япония, Республика Корея. Взаимодействие в азиатско-тихоокеанском образовательном пространстве осуществляется как на уровне правительств, так и на уровне университетов. Добровольная организация представителей высшего образования региона АТР «Университетская мобильность в АТР» (основана в 1991 г., сейчас объединяет 354 университета) [5] способствует интеграции в регионе, расширению мобильности студентов и преподавателей. С 1997 г. функционирует Ассоциация тихоокеанских университетов, состоящая из 45 ведущих исследовательских вузов региона (Россия представлена ДВФУ). Также в регионе действуют Азиатско-Тихоокеанская ассоциация международного образования, Ассоциация исследовательских университетов Восточной Азии, Университет ООН (Токио), Ассоциация тихоокеанских университетов, Международная ассоциация транспортных университетов стран АТР [6].

От Великой хартии университетов к Болонскому процессу. Принято считать, что движение за создание единого образовательного пространства европейских государств положено подписанием Болонской деклара-

ции министрами образования 29 европейских государств, проходившей 19 июня 1999 г. в Болонье (Италия). Принятию этого решения предшествовали многолетние интенсивные консультации на межведомственном государственном уровне с участием университетов и студенческих ассоциаций. Началом послужило обращение Университета Болоньи в 1986 г. ко всем европейским университетам с призывом принять Великую хартию университетов (Magna Charta Universitarum). Такой призыв был сделан в процессе подготовки к празднованию 900-летнего юбилея старейшего в Европе Университета Болоньи. Предложение получило широкий отклик. На состоявшейся в 1987 г. конференции вузов был избран совет из восьми ведущих европейских университетов и представителя Совета Европы для разработки проекта хартии.

Во время состоявшихся в 1988 г. юбилейных торжеств Университета Болоньи ректоры 80 вузов поставили первые подписи под текстом документа с названием Великая хартия университетов. В документе актуализирована миссия университетов нового времени. Утверждается, что «Университет является хранителем традиции европейских гуманистов; его постоянной заботой является достижение универсальных знаний; для выполнения своего предназначения он действует вне географических и политических границ и утверждает жизненную потребность различных культур познавать и влиять друг на друга» [30]. Примечательно, что уже в преамбуле Хартии отмечается ее принятие «за четыре года до окончательной отмены границ между странами Европейского Сообщества». Отмечены ожидания «широкой кооперации между всеми европейскими нациями» и заявлена вера в то, что «народы и государства должны стать более чем когда-либо осведомленными о той роли, которую университеты будут призваны играть в изменяющемся и все больше и больше становящемся интерАльманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №1 (63) 2021 19 •-

национальном обществе». Кроме того, провозглашено, что фундаментальные принципы, связанные с академической свободой и институциональной автономией, чрезвычайно важны для университетов, а непреложное соблюдение этих ценностей служит благу отдельных сообществ и человечества в целом.

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься на государственный уровень. Этому способствовали объективные потребности в формировании единого образовательного пространства и создания свода одинаковых правил, норм и национальных рамок образования для всех стран — участниц интеграционного процесса. Также были приняты во внимание положительно зарекомендовавшие себя конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО, касающиеся академического признания в Европе. В их числе Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (1953), и Протокол к ней (1964), Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования (1956), Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (1959), Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (1979), Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря (1976), Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования (1990), а также международные рекомендации ЮНЕСКО, относящихся к другим регионам мира.

Одним из важных факторов, обусловивших развитие Болонского процесса, стала Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образова-

нию в Европейском регионе (подписана в 1997 г. в Лиссабоне, Португалия; вступила в силу 1 февраля 1999 г.). Лиссабонская конвенция — это основополагающий документ в сфере международного признания документов об образовании. В конвенции определены принципы осуществления процедуры признания. Лиссабонская конвенция стала результатом труда двух международных организаций: Совета Европы и ЮНЕСКО. В пояснительном меморандуме к рекомендациям признания совместных степеней отмечается, что данная Конвенция Совета Европы / ЮНЕСКО — главный международный правовой документ по вопросам признания квалификаций — «в юридическом смысле данная конвенция — это договор между государствами, и в таковом качестве она имеет силу правового стандарта для признания квалификаций, относящихся к системам высшего образования Сторон Конвенции» [13].

В 1998 г. в стенах знаменитого Сорбонского университета состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). В подписанной ими Сорбонской декларации «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» дано обоснование стратегической цели создания зоны европейского высшего образования. Они заключаются в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала и тем самым способствовать их интеграции в европейский рынок труда. Предусматривается также разработка общей системы степеней для уровня бакалавра, магистра и доктора.

Подписание Болонской декларации в 1999 г. положило начало новому этапу процесса структурной ре-

формации высшего образования в Европе. В подписанном европейскими министрами образования совместном заявлении (Болонская декларация) [24] отмечается: «Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии «Magna Charta Universitatum», принятой в Болонье в 1988 г., восприняли вызов, в части их касающейся, и стали играть основную роль в построении Зоны европейского высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний. Курс был принят в правильном направлении и со значимой целью. Однако достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным... Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям. Подтверждая нашу поддержку общим принципам, указанным в Сорбонской декларации, мы принимаем обязательство координировать нашу политику ... для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру».

В документе зафиксированы следующие основные линии развития:

• Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам.

• Введение трехступенчатой системы высшего образования.

• Принятие системы кредитов, как средство повышения мобильности.

• Стимулирование мобильности для свободного перемещения студентов и преподавателей.

• Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий.

• Усиление европейского измерения в высшем образовании. На реализацию основных программных целей

Болонского процесса представители государств-подпи-сайтов согласованно определили обязательство осуществить необходимые структурные преобразования в период до 2010 г. Помимо мероприятий на национальном уровне, получили продолжение консультации на уроне министров высшего образования и состава ректоров университетов европейских стран. Состоялись заседания рабочих групп по обеспечению мониторинга и анализа достижений целей и обсуждения, связанные с развитием Болонского процесса, в том числе по вопросам ученых степеней магистерского уровня, структуры квалификаций в европейском высшем образовании. Проведены целевые семинары по интегрированным программам обучения, академическому признанию дипломов и системе кредитов в контексте образования в течение всей жизни. В ряде встреч принимали участие российские эксперты. Активность российской стороны в процессе обсуждений была проявлена в 20022003 гг. [30]. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией. В октябре 2003 г. Россия принимала в Санкт-Петербурге участников международного семинара «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции министров образования». Получив новый статус государства-участника развивающейся интеграционной тенденции в сфере образования, РФ обрела юридическую возможность влиять на решения,

принимаемые участниками Болонского процесса и совместные усилия по определению новых направлений для будущего развития образования.

Значимым явлением последнего времени стал Копенгагенский процесс европейской интеграции систем профессионального образования. Нормативно-правовой основой этого процесса служит Копенгагенская декларация Европейской Комиссии и министров профессионального образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе, принятая в ноябре 2002 г. [7].

Данная инициатива вытекает из провозглашенной заседанием Европейского Союза в столице Португалии лиссабонской стратегии «Европа 2000» на ближайшее десятилетие. В соответствии с одобренным планом в числе ключевых целеполаганий было определено: «достижение статуса наиболее динамично растущей и конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях» для обеспечения потребностей рынка в квалифицированной рабочей силы. В разделе «Образование и развитие человеческого капитала», в частности, предусмотрено «в два раза сократить число лиц, бросивших обучение в школах, адаптировать системы образования и подготовки кадров к потребностям информационного общества, стимулировать мобильность и обучение в течение всей жизни человека». Переход к инновационной модели развития тесно увязывался с достижением устойчивого роста предприятий с «большим количеством рабочих мест для более квалифицированной рабочей силы и более высокой степени социального сплочения». Исходя из этих установок принятая в 2002 г. Копенгагенская декларация предусматривала «создание в Европе системы профессионального образования, которая станет общепризнанным эталоном каче-

ства в мире». Копенгагенский процесс имеет три основные цели: повышение качества образования; повышение привлекательности профессионального образования; развитие мобильности студентов и выпускников.

Сотрудничество государств опирается на основные принципы Копенгагенской декларации, которые во многом сходны с принципами Болонской конвенции, отличие заключается лишь в уровнях образования. В числе основных задач по достижению целей в Декларации прописаны: формирование единого образовательного пространства в Европе, повышение прозрачности квалификаций, формирование системы переноса зачетных единиц, развитие отраслевых компетенций и квалификаций, разработка общих критериев и систем обеспечения качества, развитие систем профессиональной ориентации и консультирования; признание неформального обучения, повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Схожесть принципов с Болонским процессом, способствует участию России в реализации отдельных положений Копенгагенского процесса. Однако в наших странах системы профессионального образования практически несопоставимы. Вертикальная академическая мобильность реализуется вполне успешно, однако горизонтальная мобильность (обучение студентов в других средних специальных учебных заведениях, совместное использование технической базы и т. д.) пока затруднено; сохраняется разница в образовательных программах, квалификациях и образовательных стандартах.

В новом тысячелетии с каждым годом все очевиднее необходимость принятия межгосударственного документа для удовлетворения потребностей в совершенствовании механизмов признания иностранных квалификаций во всем мире. В 2011 г. был начат процесс разработки глобальной конвенции.

При подготовке проекта документа были в полной мере учтены обязательства «руководствоваться стремлением укреплять образовательные, географические, гуманитарные, культурные, научные и социально-экономические связи между государствами-участниками, а также способствовать развитию диалога между регионами и обмену информацией об используемых ими инструментах и процедурах признания». Подчеркивается, что в соответствии с Уставом ЮНЕСКО цель Организации состоит в том, чтобы «содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры». Преамбула глобальной конвенции также учитывает «положения Устава Организации Объединенных Наций (1945); Всеобщей декларации прав человека (1948); Конвенции о статусе беженцев (1951) и Протокола к ней (1967); Конвенции о статусе апатридов (1954); Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Конвенции ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (1989)». Были «приняты во внимание: рекомендация ЮНЕСКО о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании (1993), рекомендация ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997), Декларация ООН о правах коренных народов (2007), рекомендация ЮНЕСКО в отношении научной деятельности и научных работников (исследователей) (2017)».

Глобальная конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, была принята на 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 25 ноября 2019 г. [34]. Она стала первой в системе ООН конвенцией в области высшего образования с глобальным охватом, дополнив пять региональных конвенций ЮНЕСКО о признании квали-

фикаций высшего образования. Принятие конвенции создает основу для справедливого, прозрачного и недискриминационного признания квалификаций высшего образования, открывает возможности для межрегиональной академической мобильности и вводит в действие универсальные принципы улучшения практики признания квалификаций. В разделе 1 глобальной конвенции даны применяемые определения, в разделе 2 изложены десять ключевых целей настоящей конвенции, «основанных на принципе координации усилий и идее дальнейшего наращивания этих усилий с учетом успешного опыта в осуществлении пересмотренных региональных конвенций о признании. Раздел 3 содержит восемь основных принципов признания квалификаций, относящихся к высшему образованию. В разделе 4 обстоятельно изложены статьи, регулирующие обязательства государств-участников. В разделе 5 приведены структуры для осуществления конвенции (национальные структуры, сети национальных структур для осуществления конвенции, региональные и международные организации по вопросам аккредитации, гарантии качества, рамок квалификаций и признания квалификаций; межправительственная конференция участников, комитеты региональных конвенций о признании). Заключительные положения предусматривают порядок ратификации, присоединения, вступления в силу и другие обязательные положения соблюдения правового регламента.

Государства-члены ЮНЕСКО одобрили глобальную конвенцию — она упрощает процесс признания традиционных квалификаций и новых форм обучения. Основа функционирования новой конвенции — механизмы обеспечения качества и обмена информацией о высших учебных заведениях и системах, учебных программах и степенях. В тех случаях, когда региональные

конвенции охватывают мобильность только между странами региона, глобальная конвенция прокладывает путь к увеличению мобильности между регионами и континентами.

В связи с принятием конвенции ЮНЕСКО также запускает пилотный проект — паспорт квалификаций ЮНЕСКО для беженцев и уязвимых категорий мигрантов, направленный на помощь странам — членам организации в оценке неподтвержденных документально квалификаций беженцев. Ожидается, что конвенция поможет улучшить образовательную мобильность для более чем 220 млн студентов по всему миру [34-35].

Международная стандартная классификация образования (МСКО ЮНЕСКО) — это базовая классификация, входящая в Международную систему экономических и социальных классификаций ООН и являющаяся руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования.

МСКО стала результатом международного соглашения и документом, официально утвержденным странами-участницами на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Она способствует осуществлению важнейших функций ЮНЕСКО, направленных на решение поставленных в Уставе Организации задач. В числе этих функций — разработка стандартов с целью подготовки и принятия международных правовых актов и регламентирующих рекомендаций. Во многом это направление деятельности связано с другими функциями: перспективными исследованиями в области образования, науки, культуры и коммуникации, посвященными миру будущего, продвижением, передачей и совместным использованием научных знаний путем проведения научных исследований, подготовки и учебной деятельности, обменом специализированной информацией.

Необходимость в разработке и принятии МСКО в системе ЮНЕСКО возникла в условиях разнообразия национальных систем образования, его структуры и содержания как международный инструмент обеспечения основы для представления данных в сопоставимом и унифицированном формате.

Курирует МСКО созданный в июле 1999 г. Институт статистики ЮНЕСКО (ИСЮ) со штаб-квартирой в Монреале, Канада. Главная задача ИСЮ — совершенствование статистической программы ЮНЕСКО для сбора, обработки и предоставления своевременных и точных статистических данных, необходимых для разработки политики в современных быстро меняющихся условиях [36; 19]. В технической консультативной группе МСКО предусмотрено участие ЮНЕСКО, кураторов других подобных классификаций (при необходимости), и ключевых партнеров по сбору данных в области образования, таких как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейское статистическое управление (Евростат) [14].

Первая МСКО была принята на Международной конференции по образованию (Женева, 1975) и известна как МСКО-1976. За последние 40 лет образование в целом и системы образования различных стран претерпели значительные изменения. С этим связаны периодические обновления стандартной классификации. Впервые классификация была изменена в 1997 г. (МСКО-1997), и затем ее совершенствование продолжилось. При подготовке ныне действующей МСКО-11 всем государствам — членам ЮНЕСКО, включая их министерства образования, а также всем национальным статистическим органам при содействии Статистического управления ООН было предложено представить соответствующую первичную информацию для подго-

товки базового доклада, а затем высказать замечания к проекту документа.

В принятой на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 г. новой версии МСКО-2011 (пришедшей на замену МСКО-1997) представлены усовершенствованные определения и более обширный материал, которые позволяют успешнее отслеживать мировые образовательные модели. МСКО-2011 состоит из трех компонентов: согласованных на международном уровне положений и определений, системы классификации и классификации национальных образовательных программ в соответствии с МСКО и соответствующих квалификаций в странах мира. Как и предыдущие варианты, МСКО-2011 имеет статус международного соглашения. Существенному пересмотру подверглись разделы, посвященные высшему образованию (учитывает договоренности в рамках Болонского процесса) и образованию детей младшего возраста (учитывает рекомендации Московской конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста). Представлены новые схемы кодирования образовательных программ и уровней полученного образования.

В сопроводительном руководстве Института статистики ЮНЕСКО к тексту МСКО-2011 отмечается назревшая необходимость применения данной версии МСКО также «в области образования и профессиональной подготовки». Отмечается, что при этом «классификации уровней и областей образования останутся частью той же системы классификаций», что и в ее предыдущих версиях. Разработана таблица «Соответствие между «МСКО: Области образования и профессиональной подготовки 2013 (МСКО-О)» и «Областями образования МСКО 1997» [19]. Цель такого подхода — актуализировать значимость профессионального обучения, классифициро-

вать программы образования и соответствующие квалификации по областям образования и профессиональной подготовки на основе предметно содержательного компонента программы. Новая стандартная классификация послужила основой для сбора информации при подготовке аналитического доклада ОЭСР Education at a Glance 2015, известного как авторитетный ресурс достоверной информации о состоянии образования в странах ОЭСР и ее странах-партнерах, включая статистические данные от дошкольного до высшего и послевузовского уровней образования [3].

Практическую значимость определений и конкретных положений, содержащихся в международной стандартной классификации образования, отражает тот факт, что данный документ служит важнейшим инструментом формирования на его основе национальных рамок стандартной классификации, ведения статистической отчетности и участия в процессе академической мобильности и образовательного взаимодействия всех государств — членов ЮНЕСКО.

Международно-правовые акты и документы в области образования

В перечень включены международно-правовые акты универсального характера, принятые Организацией Объединенных Наций, ЮНЕСКО, МОТ и другими учреждениями системы ООН, а также международно-правовые акты, принятые в рамках Совета Европы, СНГ, региональные конвенции ЮНЕСКО. Помимо этого представлены глобальные и региональные программы по вопросам формирования общего образовательного пространства, рекомендации по обеспечению справедливого и качественного образования в интересах устойчивого развития, упрочения мира и соблюдения прав человека.

Устав ООН https://www.un.org/ru/charter-united-nations;

https://www.un.org/ru/charter-united-nations/; Глава I | Организация Объединенных Наций (un.org); https:/ /www.un.org/ru/sections/un-charter/ chapter-ix/index.html;

Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) unesco_constitution_ru.pdf;

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) http://docs. cntd.ru/document/1900204;

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят ГА ООН 16.12.1966) https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactpol.shtml;

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (принят Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966, ратифицирован ВС СССР 18.09.1973) https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/pactecon.shtml; Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959) https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml; Международная конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) http://docs.cntd.ru/document/1900810; Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция) — принята 14.05.1954 на созванной по инициативе ЮНЕСКО международной конференции. Вступила в силу для СССР 04.04.1957) http://docs.cntd.ru/ document/1900810;

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (принята 16.11.1972 Генеральной

конференцией ЮНЕСКО) https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml;

• Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14.12.1960 Генеральной конференцией ЮНЕСКО) https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/educat.shtml;

• Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (принята 20.10.2005 Генеральной конференцией ЮНЕСКО) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/cultural_expression.shtml;

• Всемирная декларация о высшем образовании для ХХ! века: подходы и практические меры (принята 09.10.1998 на созванной ЮНЕСКО «Всемирной конференции по высшему образованию XXI века: подходы и практические меры») http://docs.cntd.ru/ document/901839539;

• Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (принята ГА ООН 25.09.2015) https://unctad.org/ system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf;

• Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция). Разработана Советом Европы и ЮНЕСКО и принята 11.04.1997 г. Вступила в силу для Российской Федерации 11.04.2000. https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/lis / Conv_Recog_Qualif_High;

• Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования в странах Европы. Начало процесса 19.06.1999 г. после подписания Болонской декларации. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. — http:// mir.spbu.ru/docs/proj/bolproc/bolonskij_process. pdf;

• Копенгагенский процесс — развитие сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе. Начало процесса — ноябрь 2002 г. после принятия Декларации Еврокомиссии и министров образования европейских стран о совместной работе. http:/ /www.rusmagistr.ru/page_0002/ page_0026/page_0043/; http://fgosvo.ru/ uploadfiles/npo/20120408235235.pdf;

• Международная стандартная классификация (МСКО-2011) принята на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 г. http://uis. unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf.

Международные конвенции, разработанные под эгидой

ЮНЕСКО, о признании учебных курсов, дипломов о высшем

образовании и ученых степеней:

• Региональная Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна (подписана в Мехико в 1974 г., вступила в действие в 1975 г.) https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0 000259727_ rus?posInSet=1&queryId=15d9f38c-5369-4526-a08e-599d956eda50;

• Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах Средиземного моря (подписана в 1976 г. в Ницце, вступила в действие в 1978 г.) http://docs.cntd.ru/ document/1900807;

• Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских государствах (подписана в 1976 г., вступила в действие в 1991 г.) https://base.garant.ru/2540993;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (подписана в 1979 г. в Париже, вступила в действие в 1982 г.) https://normativ. kontur.ru/document?moduleId = 1&documen tId=29995;

• Региональная Конвенция о признании учебных курсов, свидетельств, дипломов, ученых степеней и других квалификационных документов о высшем образовании в государствах Африки (подписана в 1981 г. в Найроби, вступила в действие в 1983 г.) http:// www.conventions.ru/view_base.php?id=11725;

• Региональная Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана (подписана в Бангкоке в 1983 г., вступила в действие в 1985 г.) https: //nic.gov.ru/ru/docs/foreign/conventions / Conv_Recogn_1983;

• Конвенция о техническом и профессиональном образовании (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 10.11.1989 г.) http://docs.cntd.ru/ document/1900832;

• Рекомендация ЮНЕСКО-МОТ о положении учителей (принята специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей, созванной ЮНЕСКО в Париже совместно с МОТ 05.10.1996 г.) https://www.zonazakona.ru/law/ abro/739;

• Рекомендация ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО после подготовительной работы с МОТ 11.11.1997 г.) http://docs. cntd.ru/document/901839542;

• Рекомендация о развитии образования взрослых (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО

в Найроби 26.11.1976 г.) http://docs.cntd.ru/ document/901839537;

• Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24.07.1971 г. http://docs.cntd.ru/ document/1900490;

• Конвенция об охране нематериального культурного наследия (принята 17.10.2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО) https://www.un.org/ru/ do cum ent s/ decl_conv/convent ions/ cult ural_ heritage_conv.shtml;

• Цель 4 Международной повестки дня: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех; http://sdg.openshkola. org/goal4;

• Инчхонская декларация и ЦУР 4 — Образова-ние—2030: Рамочная программа действий (принята 21.05.2015 г. по инициативе ЮНЕСКО на «Всемирном форуме образования-2015»); (предлагаю опустить ниже, после нормативных актов); https:// gcedclearinghouse.org/sites /default /fi les/ resources/245656r.pdf;

• Декларация и программа действий в области культуры мира (Принята резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.09.1999 г.) https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ culture_of_peace.shtml.

Перечень основных нормативно-правовых документов Совета Европы, Евросоюза и других межгосударственных организаций в сфере образования и науки:

• Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами,

и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 24 июня 1994 г.). http://docs.cntd.ru/ document/1900668;

• Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (подписана государствами — членами Совета Европы 11.12.1953 года; ратифицирована в РФ 08.07.1999 г. и вступила в силу 17.09.1999 г.); http://docs.cntd.ru/ document/1901935;

• Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения (подписана государствами — членами Совета Европы 15.12.1956 г.; ратифицирована в РФ 08.07.1999 г. и вступила в силу 17.09.1999 г.); http://docs.cntd.ru/document/1901936;

• Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (подписана государствами-членами Совета Европы 14.12.1959 года; ратифицирована в РФ 08.07.1999 г. и вступила в силу 19.09.1999 г.); http://docs.cntd.ru/document/1901937;

• Европейская система переноса и накопления зачетных единиц (ECTS). Введена в 1989 г. в рамках программы ERASMUS/SOCRATES (в целях реализации Болонского процесса); http://www.promeng.eu/ downloads/related-docs/ECTS_RF-SNG.pdf;

• Образовательные проекты Совета Европы и Европейского Союза: Erasmus, Petra, Lingua, Tempus, Force, Socrates, Leonardo da Vinci и др.;

• Дорожная карта по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты (утверждена в интересах интеграции России в пространство высшего образования Европейского Союза 10 мая 2005 г.); http://www.kremlin.ru/supplement/3590;

• Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества

о сотрудничестве в области образования (подписано 15.06.2006 г., вступило в силу для Российской Федерации 30.01.2008 г.); http://docs.cntd.ru/document/ 902029746;

Перечень соглашений в сфере образования государств — участников Содружества Независимых

Государств:

• Устав Содружества Независимых Государств (Статья 19). Принят 22.01.1993, вступил в силу для России 20.07.1993. http://docs.cntd.ru/document/ 1903017;

• Соглашение о сотрудничестве в области образования (подписано 15.05.1992) http://docs2.cntd.ru/ document/1900123;

• Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств (принято 17.01.1997) http:// geum.ru/next/art-71744.php;

• Соглашение о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств — участников Содружества Независимых Государств (подписано 03.11.1995) http://levonevski.net/pravo/razdel3/num1/3d1138. html;

• Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала государств — участников Содружества Независимых Государств для участия в операциях по поддержанию мира (подписано

19.01.1996) http://docs.cntd.ru/document/1901123;

• Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (подписано

17.01.1997) https://docplayer.ru/42571796-Soglashenie-o-sotrudnichestve-po-formirovaniyu-

edmogo-obshchego-obrazovatelnogo-prostranstva-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv.html;

• Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (подписан 29.03.1996) http://fr.rudn.ru/ru/p3d/1996-03-23;

• Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (подписано 14.11.2008) http://docs.cntd.ru/document/ 1902925;

• Соглашение о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров (подписано 06.03.1998) http://docs.cntd.ru/document/8313637;

• Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях на поступление в учебные заведения (поступило в учебные заведения 24.11.1998) https://nic.gov.ru/ ru/docs/foreign/collaboration/agreement_ integration_1998;

• Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах — участниках Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (подписано 23.05.2000) http://docs.cntd.ru/ document/90l785652;

• Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам (подписано 30.11.2000) http://docs.cntd.ru/document/ 901818421;

• Соглашение о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттеста-

ции и аккредитации образовательных учреждений государств — участников Содружества Независимых Государств (подписано 29.11.2001) http://docs2. cntd.ru/document/901855569;

Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (подписано 28.09.2001, вступило в силу для РФ 21.03.2002) http://docs.cntd.ru/document/ 901824863;

Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств — участников Содружества Независимых Государств (подписано 31.05.2001, вступило в силу для РФ 08.11.2001) http://docs.cntd.ru/ document/901813011;

Соглашение об обеспечении гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений (подписано 16.04.2004) http://docs. cntd.ru/document/901969761;

Соглашение о координации работ в области информатизации систем образования государств — участников Содружества Независимых Государств (подписано 22.11.2007) http://docs.cntd.ru/document/ 902157657;

Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государств — участников Содружества Независимых Государств (подписано 25.05.2007) http://docs.cntd.ru/document/902126362; Соглашение о подготовке кадров для органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск госу-

дарств — участников Содружества Независимых Государств (подписано 25.05.2007); http://docs.cntd.ru/ document/902129062;

• Концепция развития образования взрослых в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (утверждена решением Совета глав правительств СНГ 25.05.2006) http://adukatar.net/ wp-content/uploads/2009/12/Adukatar_9_ Pages_24-25.pdf;

• Концепция развития дистанционного обучения в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (утверждена решением Совета глав правительств СНГ 22.11.2007) http://www.conventions.ru/.

Литература:

1. Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования. URL: http://www.russianenic.ru/int/unesco/ tmp818.pdf (дата обращения: 02.02.2021).

2. Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна: Феникс, 1997. 576 с. Ч. 3. Научная мысль как планетное явление.

3. Взгляд на образование 2015. Индикаторы ОЭСР // OECD Education at a Glance 2015 — OECD. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/eca9c84f-ru/index. html?itemId=/ content/component/eca9c84f-ru (дата обращения: 02.02.2021).

4. Герасимова И.А., Грибова Е.В. Тенденции развития науки и образования в аспекте глобализации. М., 2013. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/51720/1/ klo_2013_115.pdf (дата обращения: 02.02.2021).

5. Гурулева Т.Л. Единое образовательное пространство в АТР // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 134-140.

6. Гурулева Т.Л. Интеграция России в единое образовательное пространство АТР (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2015. Декабрь. Т. 15. № 4. С. 147-158.

7. Декларация Европейской Комиссии и министров профессионального образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе, принятая на заседании 29-30 ноября 2002 г. в Копенгагене (Копенгагенская декларация). URL: https://pandia.org/text/77/ 304/32253.php (дата обращения: 01.02.2021).

8. Евразийская ассоциация педагогических университетов. URL: http://euapu.ru/ (дата обращения: 02.02.2021).

9. Жабелова Т.Е. Формирование единого образовательного пространства в государствах-участниках СНГ: международно-правовой аспект // Вестник КазНПУ. 2013. URL: https://articlekz.com/article/11093 (дата обращения: 11.02.2021).

10. Иноземцев В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире // Век глобализации. 2008. № 1. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/5937 (дата обращения: 02.02.2021).

11. Касаткина С.Н. Человек и космос в философско-педагогических воззрениях К.Э. Циолковского // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. № 1. С. 4-9.

12. Левит Г.С. Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского // Природа. 2000. № 5. С. 71-76.

13. Лиссабонская конвенция / Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе // СПбГУ. URL: http://bologna.spbu.ru/documents/140-2012-07-10-10-54-52.html (дата обращения: 06.02.2021).

14. Международная стандартная классификация образования 2011. 36 сессия ГК ЮНЕСКО, ноябрь 2011 г. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 05.02.2021)

15. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ // Совет Федерации Федерального Собрания РФ. URL: http://council.gov.ru/activity/crosswork/dep/62/ (дата обращения: 02.02.2021).

16. Модельный образовательный кодекс для государств — участников СНГ. Приложение к постановлению Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 29.11.2013 г. № 39-6. URL: http://www.parliament.am/library/modelayin%20 orenqner/285.pdf (дата обращения: 02.02.2021).

17. О модельном Образовательном кодексе для государств — участников Содружества Независимых Государств. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ от 16 ноября 2006 года № 27-12 // Консорциум-Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/902050936 (дата обращения: 02.02.2021).

18. О развитии сотрудничества по формированию общего образовательного пространства СНГ // Интернет-портал СНГ: пространство интеграции. URL: https:// e-cis.info/cooperation/369 0/81470/ (дата обращения: 02.02.2021).

19. Области образования и профессиональной подготовки. 2013 (МСКО-О 2013). Сопроводительное руководство к Международной стандартной классификации образования 2011. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-fields-of-education-training-2013-ru.pdf (дата обращения: 05.02.2021).

20. Общественный Болонский комитет. URL: bolognaby.org. (дата обращения: 02.02.2021)

21. Повестка дня в области устойчивого развития // ООН. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 02.02.2021).

22. Рио+20 Конференция ООН по устойчивому развитию // ООН. URL: https://www. un.org/ru/events/pastevents/rio20.shtml (дата обращения: 02.02.2021).

23. Сетевой университет СНГ // Интернет-портал СНГ: пространство интеграции. URL: https://e-cis.info/cooperation/3063/78389/ (дата обращения: 02.02.2021).

24. Совместное заявление Европейских министров образования (Болонская декларация) // Консорциум-Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/902071713 (дата обращения: 01.02.2021).

25. Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования // Консорциум-Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/902029746 (дата обращения: 04.02.2021).

26. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (с изменениями на 22 ноября 2007 г.) // Консорциум-Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/1902961 (дата обращения: 11.02.2021).

27. Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.) // Предпринимательское право. URL: http://businesspravo.ru/docum/documshow_ documid_41306.html (дата обращения: 11.02.2021).

28. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ // Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. АВ. Вып. 18. URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4619/16310 (дата обращения: 02.02.2021).

29. УрсулА.Д. Становление образования глобального мира // Век глобализации. 2019. № 2 (30). DOI: 10.30884/vglob/2019.02.04.

30. Хронология Болонского процесса // СПб ГУ. URL: http://bologna.spbu.ru/ chronology.html (дата обращения: 01.02.2021).

31. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. Калуга: Золотая аллея, 2002. 148 с.

32. Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). URL: http://rus.sectsco.org/ (дата обращения: 02.02.2021).

33. Шушаков Е.С. Генезис термина «ноосфера» и его использование П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 87. С. 87-105. DOI: 10.15382/sturI202087.87-105.

34. Global Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education // UNESCO. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0 0 0 03736 02/ PDF/373602eng.pdf.multi.page=45 (accessed: 02.02.2021).

35. UNESCO adopts the first United Nations international treaty on higher education // UNESCO. 26.11.2019. URL: https://en.unesco.org/news/unesco-adopts-first-united-nations-international-treaty-higher-education (accessed: 02.02.2021).

36. UNESCO Institute for Statistics. URL: http://uis.unesco.org/ (accessed: 02.02.2021).

Yury Goryachev,

Ph.D in History, Scientific supervisor of the UNESCO Chair «International Education and the Integration of Migrants» of the Moscow Pedagogical State University, Scientific editor of the almanac «Ethnodialogy», unescochair-gor@yandex.ru

Vladimir Zakharov,

Leading specialist, Faculty of regional studies and ethnocultural education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University, vfzakharov@mail.ru

On the Way towards International Standards of Education

In this edition of the almanac «Ethnodialogy» the third, and final, part of the article «Towards international standards of education: from pedagogy of early thinkers to modern approaches» is published. The article is prepared by the specialists of the Faculty of regional studies and ethnocultural education of the Moscow Pedagogical State University. It tells us about the contribution of the ideas of the great Russian scientists M.V. Lomonosov, V.I. Vernadsky, K.E. Tsiolkovsky, and others to the formation of the Global worldview. Both the process of development of the Common educational environment and the International standard classification of education are presented in the article.

Speaking about the modern globalization at the turn of the millennium, the authors note the growing interdependence of the world — economic, sociocultural, and political. Special attention is paid to its role in the development of integration processes in education, including the formation of a common Eurasian educational space by the Russian Federation together with other members of the CIS, the EAEU, the Asia-Pacific region, and the SCO; the consolidation of agreements on a pan-European educational space within the framework of the Bologna Process; the adoption, with the assistance of UNESCO, of the regional conventions for the recognition of qualifications in higher education in Africa, Asia and the Pacific, the Arab East, the Mediterranean and Latin America. And, finally, the adoption of the first international legal instrument in the UN system in the field of education with a global scope — the Global Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education. The article is followed by the Supplement «The main international legalacts in the field of education».

Keywords: Global Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education; Bologna Process; Copenhagen Process; Asia-Pacific Convention on the Recognition of Higher Education Qualifications; Shanghai Cooperation Organization (SCO), Eurasian Economic Union (EEU), Commonwealth of Independent States; International Standard Classification of Education (UNESCO ISCED); Eurasian educational space; European integration of higher education; sustainable development; globalization, convention, declaration.

В декабре 2020 г. в Московском педагогическом государственном университете состоялся международный научно-практический семинар «Международное образование и интеграция: новые вызовы и решения». XII семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» приурочен к юбилейным мероприятиям в год 75-летия ООН и ЮНЕСКО. Альманах «Этнодиалоги» будет знакомить своих читателей с докладами, сделанными на семинаре.

Людмила Баева 10.37492/ETN0.2021.64.1.002

Образование для социальной устойчивости перед лицом вызовов XXI века

Достижение целей устойчивого развития, принятых во всем мире на основе международных соглашений ООН и ЮНЕСКО, тесно связаны с системой образования, призванной формировать мировоззрение и навыки для осознания взаимосвязи человека с обществом и окружающей средой. Повестка устойчивого развития в мире находится в состоянии постоянного расширения поля охвата проблем по мере возникновения новых вызовов обществу. В статье представлен анализ включения в стратегию устойчивого развития вопросов, возникших в условиях миграционного кризиса в Европе, а также анализ актуальных вопросов, вызванных пандемией COVID-19 и форсированным переходом к цифровому образованию в мире. Отмечено, что этот переход затрагивает не только технологические, методические и кадровые ресурсы, но также связан с вопросами социальной устойчивости. С позиции теории безопасности основные проблемы в реализации этого процесса оказываются связанными с технологическими, витальными, адаптивными, аддиктивными, социальными рисками. Одним из рисков выступает ослабление навыков социальной коммуникации, солидарности, умения взаимодействовать в мультикультурной среде, что требует профилактических мер и специализированных курсов в учебных планах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article was prepared as part of the project 611528-EPP-1-2019-1-RU- EPPJMO-MODULE, that has been funded with support from the European Commission. This publication reflects the views only of the author, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.

Ключевые слова: устойчивое развитие; образование; вызовы; миграционный кризис в Европе; COVID-19; цифровая трансформация образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.