Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Международные санкции / экстерриториальные меры / конституционная идентичность / суверенная государственность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Е.В.

Антироссийские санкции, которые стали вводиться в последнее десятилетие, стали жесткими и агрессивными. Применение институционных коллективных мер санкционного принуждения применяемые по решению международной (межправительственной) организации возможно только на основании существующего между государствами соглашения. Они как правило являются ответом на нарушение каким-либо государством обязательства erga omnes. Нарушение суверенитета односторонними санкциями представляет собой фактическое нарушение международного права. Примечательно, что санкции США имеют экстерриториальный характер и могут распространяться на третьи страны. Последствиями применения экстерриториальных мер международного принуждения 2022 г., станет создание новой реальности, в которой международные отношения будут развиваться по новым правилам, основанным на базовом принципе равенства, предполагающем уважение к элементам конституционной идентичности любого суверенного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

G^ ПОЛИТИКА И ПРАВО ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-84-88 NIION: 2018-0076-2/22-439 MOSURED: 77/27-023-2022-2-638

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН,

e-mail: evigpran@igpran.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02. - конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право.

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Антироссийские санкции, которые стали вводиться в последнее десятилетие, стали жесткими и агрессивными. Применение институционных коллективных мер санкционного принуждения применяемые по решению международной (межправительственной) организации возможно только на основании существующего между государствами соглашения. Они как правило являются ответом на нарушение каким-либо государством обязательства erga omnes. Нарушение суверенитета односторонними санкциями представляет собой фактическое нарушение международного права. Примечательно, что санкции США имеют экстерриториальный характер и могут распространяться на третьи страны. Последствиями применения экстерриториальных мер международного принуждения 2022 г., станет создание новой реальности, в которой международные отношения будут развиваться по новым правилам, основанным на базовом принципе равенства, предполагающем уважение к элементам конституционной идентичности любого суверенного государства.

Ключевые слова: Международные санкции, экстерриториальные меры, конституционная идентичность, суверенная государственность.

VINOGRADOVA Elena Valeryevna,

doctor of law, professor, chief researcher of the constitutional law sector and constitutional justice Institute of state and law, Russian Academy of Sciences

THE IMPACT OF INTERNATIONAL ECONOMIC SANCTIONS ON THE CONSTITUTIONAL AREA OF MODERN RUSSIA

Annotation. Anti-Russian sanctions that have introduced in the last decade have become tough and aggressive. The use of institutional collective sanctions coercion measures applied by decision of an international intergovernmental organization is possible only on the basis of an agreement existing between states. They are usually a response to a breach by a State of an obligation erga omnes. The violation of sovereignty by unilateral sanctions constitutes a de facto violation of international law. It is noteworthy that US sanctions are extraterritorial in nature and may extend to third countries. The consequences of the application of extraterritorial measures of international coercion in 2022 will be the creation of a new reality in which international relations will develop according to new rules based on the basic principle of equality, which implies respect for the elements of the constitutional identity of any sovereign state.

Key words: International sanctions, extraterritorial measures, constitutional identity, sovereign statehood.

Поддержание отношений между государствами в формате, предполагающем уважение к защищаемым в той

или иной стране ценностям задача весьма непростая. Очевидно, что для современной государственности, сохранение традиционных для любой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

страны ценностей нацелено на сохранение нравственных начал в социальной жизни [2]. Учитывая тенденции стремления к глобальной унификации норм морали, нравственности, права происходит противостояние между необходимостью существовать в системе общепризнанных принципов и норм, положений международных договоров, с одной стороны и стремлением сохранить суверенные ценности с другой. Если попытаться проиллюстрировать это противостояние, то можно представить две плоскости, которые пересекаясь создают общую реальность, границы которой весьма подвижны. Вместе с тем существование такой поверхности пересечения необходимо для поддержания баланса между значимыми для каждой страны ценностями. Для России эта граница предопределена необходимостью интерпретации конституционного текста преамбулы, в которой закреплено, что Россия является частью мирового сообщества, но вместе с тем ее народы соединены общей судьбой на своей земле, чтут память предков и несут ответственность за свою Родину перед будущими поколениями россиян. Это предполагает сосуществование разных конституционных ценностей, которые ситуативно могут находиться в противоречии, что делает необходимым решение о предпочтении одной или другой ценности. Соединение двух мощных противостоящих друг другу сил создает новую конституционно-правовую реальность, призванную обеспечить реализацию того или иного права. В исследовании такое противостояние предложено обозначать как «контрфорс». Архитектурный термин, как нельзя более полно подходит для определения внутренней динамики процесса. В архитектуре контрфорс1, создает систему, когда противодействующие силы поддерживают и укрепляют основную несущую конструкцию. Создание эффективной современной российской государственности обусловливает актуальность исследования элементов контрфорсной системы — государственного суверенитета и наднационального влияния активизировавшегося в период кризиса системы международных отношений. Рассуждя о суверенитете, следует напомнить, что выдающий российский ученый А.С. Алексеев писал, что «государство есть оседлый народ, организованный в самостоятельное целое под единой верховной властью» [1]. Исследователи отмечают [5], что изначально не присущие любой нации гарантии суверенитета, могут обеспечиваться государством, на определенном историческом этапе они становятся правом нации и частью государственного суверенитета [4]. Однако, в последние годы происходит изменение правового содержания

1 От франц. соп^ейогсе - противодействующая

сила.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

понятия «национальный суверенитет», который все чаще рассматривается лишь как право свободного выхода из состава другого государства или союза государств [3].

Нарушение суверенитета односторонними санкциями, то есть путем фактического нарушения международного права, было отмечено в принимаемых в последние годы законах США закрепляющих право этой страны противодействовать политике суверенных государств, либо под предлогом защиты прав человека вмешиваться во внутренние дела других стран. В качестве примера можно назвать «Всемирный закон имени Магнит-ского об ответственности за нарушение прав человека» и закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций». Первый из упомянутых законов наделяет Президента США правом вводить запрет на въезд и арест собственности любых лиц, не являющихся гражданами США, подозреваемых или открыто связанных со случаями грубого нарушения прав человека в любой стране мира. Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», направленный против Ирана, России и Северной Кореи, позволяет Президенту США вводить санкции в отношении этих стран, он направлен против трех конкретных государств, но его экстерриториальность обеспечивает ему глобальную юрисдикцию всех государства мира. Эти правовые акты со всей очевидностью демонстрируют цели США, проецирующие позицию этого государства на суверенные ценности стран, вне каких бы то ни было ограничений, моральных, правовых, этических, руководствуясь исключительно интересами США. Отсутствие правовых оснований, создает вакуум процедурного контроля, что делает возможным нарушение суверенитета других государств.

Санкции стали инструментом политического давления на суверенную Россию. Односторонние меры, введенные США в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации в 2014 г. применялись в несколько этапов. Первое введение санкций произошло в марте и апреле указом Барака Обамы, со ссылкой на законы США «О международных чрезвычайных экономических полномочиях» и «О чрезвычайных ситуациях». Санкцион-ный список включал обширный перечень лиц, связанных с предпринимательской деятельностью. Помимо США, санкции были введены со стороны Европейского Союза, Австралии, Албании, Черногории, Исландии, Украины и Молдовы. Второй этап начался в апреле 2014 года и охватывал запрет на ведение финансовой деятельности на территории США 7 российским чиновникам и 17 российским компаниям. Третья санкционная волна, продолжающаяся в настоящее время,

началась летом 2014 года из-за вооруженных США ужесточили санкции, и под них попали Сбер-

столкновений на Донбассе. Односторонние меры данного этапа затронули российские энергетические компании (Роснефть, Новатэк), Газпромбанк и Внешэкономбанк. Расширение санкций последовало и со стороны ЕС, однако помимо нефтяной сферы затронуло эмбарго и запрет на импорт оружия и связанных с ним материалов. Осенью

банк, Ростех, Газпром, Газпром нефть, Лукойл, Сургутнефтегаз и ряд физических лиц, преимущественно политиков.

Российские показатели импорта и экспорта за последние 10 лет 1, приведенные в графиках отражают существенное негативное воздействие введенных с 2014 года санкций.

Экспорт Российской Федерации (2011-2021 гг.)

Источник:

https://tradingeconomics.com/russia/exports

Импорт Российской Федерации (2011-2021 гг.)

Источник: https://tradingeconomics.com/russia/imports

Примечательно, что санкции США имеют территориальном характере применения санкций, экстерриториальный характер и могут распро- которые в США именуют «вторичными санкци-страняться на третьи страны. Положения об экс- ями», вступают в противоречие с основополагаю-

1 Экспорт и импорт России по товарам и странам URL: https://ru-stat.com (дата обращения: 10.03.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

щими принципами, на которых строятся отношения между государствами. Вне зависимости от правовой оценки индивидуальных санкций, их экстерриториальность неправомерна по своей природе, так как подразумевает нарушение суверенных прав третьих стран, которым навязывается вариант поведения. Ни при каких условиях третье государство, которое не вовлечено в спор между другими государствами, не должно становиться объектом применения односторонних санкций, которые вводятся спорящими сторонами.

Санкции против России, введенные США и ЕС, не могут быть оправданы, поскольку как минимум нарушают принцип сотрудничества - один из основных принципов международного права, и создают обстановку, чреватую угрозой международному миру и безопасности. Институционные меры санкционного принуждения применяются по решению международной (межправительственной) организации. Применение коллективных мер возможно только на основании существующего между государствами соглашения. Они как правило являются ответом на нарушение каким-либо государством обязательства егда omnes (в отношении всего международного сообщества). Следует напомнить, что положения о международных санкциях, установленные в седьмом разделе Устава ООН, получили нормативное закрепление сформулированные после Первой мировой войны в Уставе Лиги Наций, при политическом влиянии СССР В соответствии с этими положениями в разное время санкциям подвергались Ангола, Афганистан, Ирак, Кувейт, Югославия, и другие страны. В течение второй половины ХХ века, из применение являлось гарантией стабильности существующего миропорядка.

Санкции этого периода не затрагивали космос, культуру, спорт. Была неприкосновенна собственность за рубежом и валютные резервы страны. Экономические санкции были точечные. Например, в марте 1948 г. Соединенные Штаты объявили об ограничениях на экспорт из Советского Союза материалов, механизмов, а также отдельных видов вооружений в социалистические страны. В последствии эти санкционные механизмы были реализованы в международных договорах об ограничении вооружений. С развитием азиатского региона и в первую очередь Китая, механизм санкций стал менее действенным. Санкционные последствия были предсказуемы, вводились определенные ограничения, обесценивалась национальная валюта, но мировые биржи никак не реагировали.

Антироссийские санкции, которые стали вводиться в последнее десятилетие, стали жесткими

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

и агрессивными. Россия была исключена из всех спортивных международных организаций, в сфере культуры отменялись гастроли, выступления российских дирижеров, музыкантов, артистов. В 2022 году санкции приобрели тотальный характер, породили коллапсы сначала на энергетическом, затем на сырьевом и продовольственном рынках. Десятикратный рост мировых цен на газ, трехкратный - на нефть, очевидно, не был целью западных санкций. Но ситуация, вызванная по сути, только политическими заявлениями, выводит последствия санкций на плохо прогнозируемую траекторию. Теперь, чтобы как-то компенсировать экономический и политический вред, нанесенный санкциями Европе и США, необходимо создавать новые отношения с независимой Россией, создавая новые правила, в которых с одной стороны необходимо найти место священным коровам запада, с другой, сформировать уважительное отношение для ценностей, лежащих в основе российской идентичности. При этом рассуждая о потерях экономики России в результате введенных в отношении нее в феврале-марте 2022 г. санкций в интервью ТАСС Президент Российской Федерации В.В.Путин заявил, что по разным оценкам, мы потеряли, около 50 миллиардов, но мы и заработали столько же1. Российская реакция на финансовые санкции, демонстрирует, по мнению аналитиков решительность. Становится токсичной валюта стран-санкционеров. При этом нельзя забывать, что по одну сторону «санкционного забора» - Запад, миллиард населения и половина глобального ВВП, по другую — шесть миллиардов населения, и вторая половин ВВП. Россия в этом противостоянии не одинока, ее поддерживает большинства населения планеты. Россия, находясь под жестким экономическим давлением со стороны стран Европы и США, вынуждена преодолевать последствия вводимых в отношении нее мер. Что может привести к преобладанию ресурсной составляющей позиций экспорта с упором на энергоресурсы, газ и нефть. В то же время, анализ санкций, применявшихся в отношении России в разные периоды времени, позволяет говорить, что, вынужденно отказываясь от импорта, страна находила новые ресурсы и рынки сбыта, что укрепляло ее самостоятельность. Так было в разные исторические периоды российской государственности. Первым примеров такого давления на Россию исследователи считают вступление в Ливонскую войну, связанную с периодом правления Ивана Грозного, когда Россия, столкнулась с отказом поставок из европейских госу-

1 Интервью ТАСС «О санкциях как стимуле для развития экономики» // www.kremlin.ru/events/president/ news/62991.

дарств меди и бронзы, что привело к активному собственному поиску месторождений и производства черных и цветных металлов. Международное давление периода «Смуты» привело к созданию политически сильного, обладающего огромным влиянием российского государства. События Крымской войны, запустили информационную войну против России, продолжающуюся на протяжении нескольких столетий. В ХХ в. международное давление в отношении СССР создавая экономические и политические сложности для страны, сделало необходимым формирование собственной материально-технической базы для ее развития. И сегодня Россия должна укреплять внутреннюю экономику, формируя новую инфраструктуру, подтверждением чему может служить разработка собственной вакцины от COVID-19. Результатом санкционной политики в отношении России стало смещение внешнеторговых приоритетов с Запада на Восток, пересмотрены рынки импорта и экспорта. Здесь особое место принадлежит Азиатско-тихоокеанскому форуму, решениями которого закрепляется направление на продвижение к открытому общему рынку в регионе на основе равноправия и взаимной выгоды. К ним относятся меры по обновлению инфраструктуры Северного морского пути, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей как основы транспортного моста «АзияЕвропа». Запущен газопровод «Сила Сибири». Китайские компании подключились к газовым проектам на российском арктическом шельфе и на шельфе Сахалина.

Завершая исследование, мер международного давления, хотелось бы подчеркнуть, что за исключением ситуации необходимости отстаивать интересы безопасности или прямого воздействия в виде неправомерных действий другого государства, индивидуальные санкции относятся к инструментам международной политики, нарушающим принципы дипломатии и мирного сосуществования между государствами. Согласно гл. VII Устава

ООН, многосторонние санкции относятся к мерам принуждения, которые выводят ситуацию на уровень, близкий к открытому применению вооруженных сил.

Список литературы:

[1] Алексеев А.С. Русское государственное право. Конспект лекций. Издание четвертое. Москва. Типография Общества распространения полезных книг. Моховая, против Манежа, д. кн. Гагарина. 1897.

[2] Виноградова Е.В., Захарцев С.И. Суверенитет: государство-личность-государство // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С.156-164.

[3] Морозова А.С. Конституционно-правовой анализ реализации принципов суверенитета в Российской Федерации // Вестник Московского Университета МВД. - 2012.

[4]Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963.

[5] Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). — М.,: Юрид. Лит., 1978.

Spisok literatury:

[1] Alekseev A.S. Russkoe gosudarstvennoe pravo. Konspekt lekcij. Izdanie chetvertoe. Moskva. Tipografiya Obshchestva rasprostraneniya poleznyh knig. Mohovaya, protiv Manezha, d. kn. Gagarina. 1897.

[2] Vinogradova E.V., Zaharcev S.I. Suveren-itet: gosudarstvo-lichnost'-gosudarstvo // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2021. № 1. S.156-164.

[3] Morozova A.S. Konstitucionno-pravovoj analiz realizacii principov suvereniteta v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD. - 2012.

[4] Ushakov N. A. Suverenitet v sovremennom mezhdunarodnom prave. — M.: Izd. IMO, 1963.

[5] Shevcov V.S. Nacional'nyj suverenitet (prob-lemy teorii i metodologii). — M.,: Yurid. Lit., 1978.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.