ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ IBA-84/87 НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ
УДК 711.03(430.131):069.9(100)"198" Е.Ю. Рыбакова1
1 Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация
В статье проанализирована история развития берлинской городской структуры с конца XVIII века до окончания проведения Международной строительной выставки IBA-84/87 (Internationale Bauausstellung) в 1987 году. Определены исторические предпосылки выставки. Рассмотрены примеры зданий, позволяющие автору разделить их на категории, сформулировать принципы формирования новой модели городского развития, а также выявить общие результаты мероприятий, оказывающих влияние на будущую градостроительную перспективу Берлина.1
Ключевые слова: Берлин, Международная строительная выставка, IBA-84/87, Йозеф Пауль Кляйхус, Хардт-Вальтерр Хемер, «критическая реконструкция»
INFLUENCE OF INTERNATIONAL BUILDING EXHIBITION IBA-84/87 ON THE FORMATION OF A NEW MODEL OF URBAN DEVELOPMENT
E. Rybakova1
1 Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract
The article analyzes the history of the development Berlin's city structure from the end of the 18th century until the end of the International Building Exhibition (Internationale Bauausstellung) IBA-84/87 in 1987. Historical background of the exhibition was defined. The considered examples of buildings allow the author to divide them into categories, to formulate principles for the formation of new models of urban development, as well as to identify the general results of activities that provide an impact on Berlin's new city development.2
Keywords: Berlin, International building exhibition, IBA-84/87, Josef Paul Kleihues, HardtWaltherr Hamer, «critical reconstruction»
Выставки являются не только площадками для всевозможных строительных экспериментов, но и способом самовыражения архитекторов. Известные всемирные выставки, преследуя задачи демонстрации экономического и политического прогресса, начиная с XIX века открывали миру великолепные сооружения, ставшие историческими архитектурными символами эпох: Хрустальный дворец, Эйфелева Башня, немецкий
1 Для цитирования: Рыбакова Е.Ю. Влияние международной строительной выставки IBA-84/87 на формирование новой модели городского развития // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №2(47). - С. 99-108 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/06 rybakova.pdf
2 For citation: Rybakova E. Influence of International Building Exhibition IBA-84/87 on the Formation of a New Model of Urban Development. Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 2(47), pp. 99-108. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/06 rybakova.pdf
павильон Людвига Миса ван дер Роэ, советский павильон Константина Мельникова, финский павильон Алвара Аалто и т.д.
Наибольшего внимание заслуживают выставки, главной целью которых становится наглядная демонстрация идей городского планирования, реализованная в модели городской среды. Наиболее известными выставками данного направления были колония художников в Дармштадте в Матильденхеэ (1899 г.), выставка Веркбунда (немецкий производственный союз) в Кельне (1914 г.), выставка под руководством Миса ван дер Роэ в районе Вайсенхоф в Штутгарте (1927 г.), выставка в районе Ганзафиртель, прошедшая в Берлине в 1957 году (Интербау-57) под девизом «Жизнь в городе завтра» (нем. «Wohnen in der Stadt von morgen»). Последняя из них стала отправной точкой для проведения Международной строительной выставки Internationale Bauausstellung 1987 в Берлине. Следуя идее реконструкции и обновления города, IBA-84/87 повлияла не только на будущее развитие Берлина в целом, но также внесла значительный вклад в практику европейского градостроительства.
Миссия Международной строительной выставки IBA-84/87 заключалась в преимуществе комплексного строительства в целом над индивидуальностью отдельных объектов, не отдавая предпочтения ни одному из авторов, хотя в ней принимали участие самые именитые немецкие и мировые архитекторы. Руководствуясь принципами «критической реконструкции», разработанными Йозефом Паулем Кляйхусом, Международная строительная выставка дала мощный толчок к переосмыслению архитектуры Западного Берлина, показала новую направленность городского планирования, а после падения Стены была взята за основу сенатором Хансом Штиманном и применена к обеим частям уже объединенного города.
Международная строительная выставка ставила перед собой следующие задачи:
1. Создание доступного жилого пространства в модернизированных и вновь-возводимых зданиях.
2. Дополнение существующей городской структуры новыми зданиями в исторически-сложившихся границах XIX века.
3. Создание общественной и социальной инфраструктуры в новых и существующих объектах.
4. Смешение функций, интеграция коммерческих и торговых площадей в жилые здания.
5. Привлечение граждан к процессу преобразования своих районов.
IBA-84/87 стала кульминацией профессиональных и социальных дебатов. Главными идеями выставки были деликатное городское обновление и критический подход к реконструкции. Мероприятие представляло собой совокупность экспериментов в сфере конструкций, экологии и экономики городского строительства, во время ее проведения были созданы новые формы жилья. Преобразование зданий, совмещение квартир и офисных помещений с целью увеличения полезных площадей, благоустройство общественных пространств, ориентация улиц на безопасное движение пешеходов. Все проблемы, затронутые в процессе выставки, по-прежнему актуальны. Результатом IBA-84/87 стала новая модель городского развития, имеющая свою форму и историю.
История формирования неоднородной берлинской структуры весьма сложна, так как до объединения в 1920 году (образование большого Берлина) он состоял из отдельных городов, деревень и пригородов. В начале XVIII века и после окончания Наполеоновских войн город был лишь респектабельной резиденцией прусских королей, но в связи с промышленной революцией, начиная с 1840-х годов он стал быстро развиваться. Начатые Петером Ленне ландшафтные преобразования Берлина были продолжены и дополнены планом развития дорожной сети Д. Хобрехта. Связь Берлина с пригородами, а также разработка плана городской канализации - стали результатами его деятельности. Центр соединялся с периферийными районами с помощью вылетных магистралей, весь город был окружен кольцевым поясом. Данный план не подразумевал детальной градостроительной проработки, а давал рекомендации для дальнейшего развития
города. При этом учитывалось фактическое состояние городской структуры, включая предыдущие разработки известных архитекторов. Д. Хобрехт создал эффективную инфраструктуру, повлиявшую в дальнейшем на жилые стандарты. Специально спроектированные им глубокие жилые кварталы, изначально предполагавшие наличие сада в пространстве двора, были максимально застроены девелоперами ввиду высоких цен на землю. В результате возник новый тип жилья - «Mietskasernen» или жилье для рабочих. Устройство предполагало наличие главного здания, выходившего фасадом на улицу, и примыкающие к нему второстепенные флигели, которые завершались торцевым домом. Повторение поперечных зданий и флигелей друг за другом до полного заполнения узкого и глубокого участка земли, способствовало образованию системы замкнутых дворов. Размер дворов был сведен к минимальному - 5.34 на 5.34 метра (прохождение пожарного экипажа) благодаря принятым нормам 1853 года3. Весь центр Берлина к началу XX века представлял собой каменные кварталы, заполненные периметральными домами-блоками в виде замкнутого контура с одним или несколькими внутренними дворами, окруженные со всех сторон сетью дорог (нем. Häuserblock). Плохие гигиенические условия, отсутствие инсоляции из-за высокой плотности застройки делали жилье в казармах неблагополучным. Примечательно, что жителями Mietskasernen были не только служащие предприятий, но также и сами владельцы мануфактур, которые обычно занимали первые этажи в главном здании, выходящем на улицу.
План Хобрехта нередко подвергался критике. Казармы для рабочих находились в центральной части города, что обуславливалось расположением там промышленных мануфактур. Поэтому роскошные берлинские пригороды, находившиеся рядом с бывшими королевскими угодьями близ Потсдама, заселялись богатыми слоями населения (юристы, архитекторы, бизнесмены, владельцы промышленности и т.п.). Так в 1860 годах возникла «колония вилл», представлявшая совокупность отдельно-стоящих трехэтажных домов для проживания 6-12 семей, оформленная известными архитекторами в духе модерна и эклектики.
После правительственного расследования 1887 года, главной темой которого были антисанитарные условия существования людей в казармах, многие дома были адаптированы для благополучного проживания в них жителей (произошло внедрение канализации, в некоторых зданиях появились лифты, на первых этажах стали устраиваться частные производства), а при возведении Mietskasernen стали учитываться новые требования. Данный тип застройки стал преобладающим, за что столицу именовали «каменным Берлином».
В 1892 году Вильгельм фон Карстенн разработал альтернативный план развития пригорода, который был воплощен на юго-западе вдоль железнодорожной линии между Берлином и Потсдамом. Децентрализованность и разреженность каменных кварталов -были основными идеями проекта. Его план представлял геометрическую систему улиц и площадей. Проспект, проходивший через центр кольцевой улицы пересекался с второстепенными улицами, образуя в плане звезду. В местах пересечения с радиальной улицей располагались озелененные площади. Карстенн включил всю необходимую инфраструктуру в места проживания (школы, лицеи, рынки, ратуши), положив начало децентрализованному развитию города. Разработанная им городская дорожная структура, носящая название «фигура Карстенна», способствовала дальнейшему развитию Берлина не только как каменному мегаполису, прославившемуся крупнейшими казармами для рабочих, но и как самому большому озелененному пригороду.
С 1890 года начали происходить изменения в строительстве: появились жилищные ассоциации, строившие многоквартирные дома для более обеспеченной части населения, проектируемые известными архитекторами. Заслуживают внимания проекты архитектора А. Гесснера, который, учитывая ошибки Mietskasernen, создавал ансамбли и проектировал многоквартирные жилые дома в Берлине и его окрестностях, уделяя
3 Geist F.G., K. Kürvers Das Berliner Miethaus 1740 - 1862. - München: Prestel, 1980 - 582 s.
особое внимание внешнему оформлению фасадов. В начале XX века появился новый вид жилья - поселения для промышленных рабочих, построенные вблизи фабрик, отдаленных от центра города: завод AEG архитектора П. Беренса (фабричные здания, магазины, клубы, многоквартирные дома для рабочих); ткацкая фабрика Г. Мутезиуса. В 1920-х годах появились модернистские поселения: «Хижина дяди Тома» архитекторов Б. Таута, У. Херинга и О.Р. Зальвисберга; «Fritschweg» и самодостаточный «Город-сад» с террасированными домами, расположенными вокруг садов П. Мебиуса и П. Эммериха. Город-сад Штаакен, рассчитанный на 5 тысяч жителей был спроектирован и построен в течение 4-х лет архитектором Паулем Шмиттенером и стал экспериментальным проектом для рабочих оружейной промышленности. Поселок из 793 жилых зданий состоял из 5 модульных стандартизированных типов домов для 2-4 семей каждый, и включал в себя целый комплекс общественных зданий: две школы, два магазина, церковь и дом священника, гостиницу, пожарную часть, концертный зал и пекарню. Благодаря государственной поддержке Город-сад Штаакен стал образцом строительства социального жилья 1920-х годов. После окончания инфляции экономической стабилизации и активизации строительства с 1924 года на формирование городской структуры оказывают влияние наиболее плодотворно работающие архитекторы: Г. Тессенов, Х. Пельциг, Х. Шарун, В. Гропиус, М. Вагнер, Б. Таут и другие. Таким образом, проанализировав историю, можно отметить, что Берлин представлял собой неоднородную городскую ткань с разной плотностью застройки. После военных разрушений и дальнейшего разделения города Стеной градостроительная структура была полностью нарушена.
После бомбардировок многие города Германии были восстановлены в короткие сроки и, как правило, результаты этого восстановления оставляли желать лучшего. Однако в Западном Берлине центральные районы города не подвергались никаким изменениям, а строительство нового жилья производилось на периферии в городах-спутниках. Этими районами были Гропиусштадт и Меркишес Фиртель, где в кратчайшие сроки в 1960-х годах методом индустриального домостроения были возведены жилые микрорайоны на 50 тысяч жителей каждый. Между тем, как и в Восточном Берлине, в ФРГ в 1960-х за основу восстановления города была взята современная архитектура с преобладавшими тогда модернистскими течениями. В 1957 году в районе Ганзафиртель прошла строительная выставка Interbau-57, участие в которой приняли А. Аалто, М. Таут, О. Нимейер, Ле Корбюзье и многие другие. Архитектором Хансом Шаруном в центральной части города были построены здания филармонии и городской библиотеки, а также предложен проект Культурфорума. Людвиг Мис ван дер Роэ спроектировал и построил здание Новой национальной галереи, Айерманн дополнил ансамбль полуразрушенной церкви кайзера Вильгельма новым зданием и колокольней.
Процесс западноберлинских преобразований выявил отсутствие архитектурной идентичности города. Жилищная политика 1960-х, рост радикальной контркультуры, утрата исторической преемственности увеличили разрыв между Берлином и Западногерманскими городами. Сложившиеся условия не позволяли Берлину конкурировать и на международной арене. Совокупность перечисленных причин дала импульс к проведению Международной строительной выставки IBA-84/87.
IBA 84/87 разделилась на два направления: Altbau (реконструкция и санация), возглавляемая Хардтом-Вальтерром Хемером и Neubau (строительство новых зданий) под предводительством немецкого теоретика и архитектора Йозефа Пауля Кляйхуса.
IBA Altbau работала с сильно заброшенными территориями, используя стратегию осторожного обновления городов, которая подразумевала уважительное отношение к исторической городской планировке и сохранению уцелевших зданий. Данная программа нашла свое распространение преимущественно в районе Кройцберг, в частности в квартале SO 36. Причиной тому послужило его неудачное расположение вдоль Стены, а также заселение объекта иммигрантами, радикальной молодежью и сквотерами. С архитектурной точки зрения район был безнадежен, так как являлся типичным примером
раскритикованного жилья для рабочих XIX века - Mietskasernen, пострадавшего во время войны, подвергшегося частичному сносу и перестройке под влиянием модернистов в 1960-х годах. Ключевой подход Хемера заключался в работе с оставшейся городской структурой и придания ей комфортных условий для жизни. Сохранение ранее существовавшей уличной сети было одним из главных приоритетов в работе архитектора. Исходная планировка квартала была разделена на более мелкие единицы, тем самым открывая темные дворы казарм для циркуляции света и воздуха; архитектор отказался от строгого функционального зонирования, одобряемого модернистами. В квартал были вписаны различные социальные и культурные объекты. Особенностью реконструкции SO 36 было перепрофилирование помещений (расположение дома для престарелых и детского сада на бывших производственных площадях). Важным аспектом деятельности Altbau было участие жителей района в дискуссиях и строительных дебатах по улучшению своего района. Политика реконструкции старых зданий Х.-В. Хемера представляла ценность для восстановления города и сохранения его исторической идентичности. Мастер сумел наглядно показать экономическое превосходство модернизации над демонтажом и новым строительством. Разработанные Хемером и примененные во время выставки «12 принципов тщательного обновления городов» впоследствии стали официальным документом и использовались при реконструкции объединенной столицы.
Neubau, предполагавшее включение новых строительных объектов в существующий городской контекст, определялось Йозефом Паулем Кляйхусом как «критическая реконструкция». Философия Кляйхуса сводилась к созданию новой городской истории, тесно связанной с Берлином XIX века, переосмысленной, а не воссозданной дословно. Постмодернизм стал новой тенденцией городского планирования, он также отвечал изменяющемуся духу эпохи, задавая человеческий масштаб и отказываясь от строгого функционального зонирования. Поиск архитектурного вдохновения в истории и необходимость возрождения утраченной образности развивались как реакция на модернизм. Кляйхус, взяв за основу блочную систему ранее существовавших Mietkasernen, попытался создать объекты в их исторических границах для обновления и оживления города, придав кварталам законченный вид. Neubau не занималось дословным воспроизведением структуры ранее существовавших блоков, а создавало разнообразие их новых моделей для обогащения жилого пространства.
В отличие от предыдущих выставок масштаб IBA 84/87 был колоссален и охватывал территории: SO 36 (Кройцберг), Луизенштадт, Южный Тиргартен, Южный Фридрихштадт, Тегель, Прагер плац. В рамках мероприятия, проходившего с 1979 по 1987 год, было построено около 180 объектов различного функционального назначения. В программе Кляйхуса и Хемера были задействованы известные немецкие и иностранные архитекторы: Р. Крие, О.М. Унгерс, К.Т. Бреннер, Б. Фаскель, К. и М. Дудлеры, А. Сиза Виейра, А. Росси, А. Шультес, П. Эйзенманн, Х. Колхофф, Д. Хейдук, З. Хадид и другие. В проекте подготовки к выставке принимали участие социологи, публицисты, градостроители, а также специалисты по связям с общественностью. Строительство объектов серьезно не регламентировалось (за исключением высотности и следования историческим планам). Авторы не были ограничены в выборе материалов и в стилистических предпочтениях, свидетельством чему является разнообразие реализованных проектов. Главной идеей было осуществление программы «Внутренний город, как место проживания», при реализации которой, акцент делался на уплотнении городского пространства, придания ему функциональности и улучшая качество жизни.
В отличие от послевоенного строительства в рамках программы Берлинской международной выставки впервые было уделено особое внимание проектированию зеленых зон, разбивке площадей и парков, а также развитию уличных пространств. Примерами такого благоустройства были проекты: озеленение квартала на Кохштрассе (знаменитый блок с колонной Альдо Росси); преобразование улиц района Луизенштадт с помощью регулирования пешеходных зон (устройство променада), внедрение
озелененных площадей. Результатом данных мероприятий стало повышение качества городского пространства.
IBA-84/87 стала долгосрочным проектом. Планируемое завершение к 750-летнему юбилею Берлина в 1984 году осуществилось лишь к 1987 году по причине невозможности быстрого согласования и недостаточной разработанности регламентации. Ярким примером затяжного возрождения городской структуры стала реконструкция Пражской площади, входившей в «фигуру Карстенна». После разрушения во время войны от первоначального ансамбля сохранился только один дом, а в 1960-х годах построенная магистраль частично нарушила звездчатую структуру улиц. В 1978-79 годах Г. Бемом и Р. Крие был разработан проект воссоздания и преобразования исторического плана, включавшего центральную зеленую зону, фонтан и здания, обрамляющие площадь и выполняющие смешанную функцию (магазины, офисы, жилье). Исполнение проекта, подвергшееся частичным изменениям, было завершено только спустя 10 лет. В результате Пражская площадь стала символом нового планирования, центром притяжения и коммуникации жителей ближайших кварталов.
Архитектор и теоретик Роб Крие принял участие в разработке нескольких объектов в рамках проведенной Берлином выставки. Проект восстановленного им блока на Риттерштрассе наглядно иллюстрировал позицию мастера о том, что кризис городского пространства связан с утратой исторически-сложившейся городской структуры, невниманием к ней при реконструкции или строительстве новых объектов. Идея состояла во внедрении в план XIX века периметрального блока при сохранении исторического масштаба и окружении его прямыми улицами со всех сторон. Сам блок делился на 2 части с помощью пешеходной дороги. Чтобы разнообразить внешний облик фасадов -блоки состояли из нескольких прилегающих друг к другу зданий, выполненных разными архитекторами. Проект состоял из 35 строений с 315 квартирами. Были разработаны новые типы жилья для конкретных пользователей: престарелых, инвалидов, жилье для молодежи. Исторической отсылкой к Mietskasernen стала возникшая система замкнутых дворов, выявляющая иерархию пространств: общественные, полуприватные и приватные. Р. Крие отдал дань истории, реконструировав и интегрировав в здание исторический фасад находившегося на этом месте дома Фейльнера, построенного К.Ф. Шинкелем. Комплекс зданий на Риттерштрассе и в настоящее время демонстрирует высокое качество жилой среды благодаря разнообразию планировочных решений квартир и своей системой открытых пространств, обеспечивая жителям благоприятную среду.
Несколько иной подход к «критической реконструкции» можно наблюдать в проекте застройки Раухштрассе - являющейся прямой отсылкой к городским виллам, располагавшимся в том же месте более 100 лет назад. Группа отдельных жилых домов, спроектированных Р. Крие, А. Росси, Х. Холляйном, К.Т. Бреннером и известными бюро, образуют открытый проницаемый периметральный блок. Архитектура и ландшафтное устройство придомовых территорий комплекса городских вилл являются важным вкладом проектировщиков в улучшение качества массового жилищного строительства. Городские виллы получили международное признание, повысив престижность района Южный Тиргартен.
Здание «Блок в блоке» О.М. Унгерса, расположенное в районе Фридрихштадт, является образцом авторского индивидуального стиля: в основе его философии лежало стремление к возрождению фундаментальных архитектурных форм (куб/квадрат/цилиндр и т.д.), которые могут быть переосмыслены или реорганизованы для конкретных строительных объектов. В плане сооружение представляет собой равносторонний объем, вписанный в исторический блок с прилегающим к нему общественным пространством, приподнятым над уровнем улицы. Изнутри сооружение состоит из восьми отдельно стоящих домов, объединенных верхними этажами. В угловых домах находятся лестницы и лифты. Визуальное соединение их друг с другом осуществляется за счет устройства зимних садов, которые являются частью апартаментов-мезонет. На 4-х фасадах здание
имеет по два прямоугольных прохода, высотой в 3 этажа. Здание характеризуется сеткой белых оконных проемов, выделяющихся на фоне темных стен из клинкерного кирпича. Идентичные прямоугольные фасады в сочетании с ритмом квадратных окон перекликаются с кубическим объемом всего строения. Примечательно, что комплекс включает в себя несколько типов жилья: апартаменты-мезонеты (пентхаусы), отдельные дома для семей и квартиры. Для экранирования от шума дороги сооружена зеленая аллея. Планировалось интенсивное озеленение проемов и крыши для создания благоприятных условий проживания и интеграции строения в пространство улицы. Непримечательный снаружи объект представляет собой сложную структуру внутренних объемов и контрастирует с окружающими его историческими зданиями.
Знаковым объектом, построенным в период выставки, стал жилой комплекс на КПП «Чарли». Здание находится в исторических границах периметрального блока, расположенного на пересечении улиц Кохштрассе и Фридрихштрассе в районе, являвшемся эпицентром послевоенных разрушений и граничащим с Советским сектором. Для оживления перекрестка было принято решение о строительстве жилого дома с внедрением коммерческих площадей, автором которого стал американский архитектор П. Эйзенман. Сложная объемная система здания стала результатом наложения друг на друга нескольких ортогональных сеток. Проект демонстрирует историческую преемственность, символически выраженную в пересечении цветных полос, олицетворяющих эпохи XVIII, XIX и XX веков, со смещенной в плоскости проекцией Меркатора. После воссоединения Берлина место стало эпицентром туризма, а само здание - символом возрожденной городской структуры.
Рассмотренные примеры позволяют разделить проекты Международной строительной выставки на 3 категории:
1. Восстановление структуры периметрального блока в контексте понятия памяти места, с опорой на исторический план.
2. Внедрение новых проектов вне исторической структуры.
3. Реализация проектов по улучшению, восстановлению и созданию общественных пространств и уличных площадей.
Еще один вывод, явившийся результатом проделанного исследования, позволяет сформулировать принципы формирования новой модели городского развития, разработанные и примененные в процессе международной строительной выставки IBA-84/87:
- Принцип сохранения центральных объектов с формированием вокруг них инфраструктуры, с привязкой к историческим планам (Пражская площадь).
- Принцип замещения старого новым, при сохранении исторических функций объекта («городские виллы» на краю Тиргартена).
- Создание новых городских символов (жилой комплекс на КПП «Чарли»).
- Акцент на контрасты («Блок в блоке» О.М. Унгерса).
Анализ избранных проектов IBA-84/87 и выставки в целом выявляет общие результаты мероприятий, оказывающих влияние на формирование новой модели развития Берлина:
- Новая городская структура с периметральной блочной застройкой, сочетавшей в себе жилые и общественные функции.
- Изменение типичной структуры Mietskasernen путем усовершенствования ее за счет:
• разделение одного блока на сегменты между различными архитекторами (Altbau, Neubau);
• дифференциация одного блока на несколько обособленных с помощью пешеходных дорог (Neubau);
• вариация блочной структуры как уединенного ансамбля (Neubau);
• прореживание плотной блочной структуры (Altbau);
• повышение проницаемости блоков за счет сквозных ворот, высоких проемов и т.д. (Neubau);
• создание акцентов благодаря повышению/понижению высоты в сегменте блока; своеобразие вариантов решения угловых зданий; включение исторических фрагментов.
- Формирование местной идентичности благодаря внедрению изолированных зданий-символов (создание новых символов городской культуры).
- Восстановление улиц и площадей для стимулирования социальной коммуникации.
- Создание общественных, полуприватных и приватных пространств.
- Сохранение исторических зданий.
- Создание новых форм жилья (семейного, для престарелых, для молодежи, для инвалидов).
- Внедрение экологического строительства.
- Гибкость в подходах к жилищным социальным стандартам.
Специфические условия проведения IBA-84/87 были неповторимы и уникальны. Опыт этой Международной строительной выставки чрезвычайно ценен как для будущего планирования и развития берлинской архитектуры, так и для европейского градостроительства. Выставка положила начало открытым международным конкурсам в проектировании: проект городских вилл на Раухштрассе был примером удачной коллаборации победителя в лице Р. Крие с другими участниками соревнования. Переосмысление традиций повлекло за собой философский подход архитекторов при осуществлении своих проектов. В процессе выставки впервые уделялось внимание благоустройству и озеленению небольших площадок, дворов, эксплуатируемых крыш, интегрированных в общее городское пространство и создающих благоприятную среду. Эксперименты в области экологического строительства заложили основы для современных городских стандартов.
Новое строительство (Neubau) Й.П. Кляйхуса было завершено вместе с выставкой в 1987 году. Однако Altbau с 1985 года отделилось от независимой компании Bauausstellung Berlin GmbH и существует до сих пор как S.T.E.R.N GmbH4. Х.В. Хемер в своей программе «12 принципов бережного обновления и реконструкции» выработал регулятивы по контакту с общественностью при модернизации и реконструкции районов. Демонстрационные объекты, возведенные в период проведения выставки, положили начало дальнейшему обновлению города, определили его стилистическую направленность на основе исторической подоплеки. Бережное обновление города по принципу «критической реконструкции» стало альтернативой устаревшему городскому планированию. Термин «критическая реконструкция», разработанный Кляйхусом, стал основополагающим в политике Ханса Штимманна по восстановлению целостности Берлина после падения стены. Начатое развитие «города для пешеходов» имеет важное значение для воссоединенной столицы, которое переросло в обширную федеральную программу. Одним из величайших достижений Международной строительной выставки стала разработка четких правил, которые смогли согласовать и урегулировать действия различных организаций, причастных к процессу. Созданный впоследствии регламент Х. Штиманна во многом опирался на данный опыт. Результатами IBA-84/87 стала модель городского развития, имеющая свою историю и форму с индивидуальной архитектурой, общественными пространствами и восстановленными улицами, и площадями.
Литература
1. Гнедовская Т.Ю. Поиски стиля в немецкой архитектуре 1890-1940-х годов: автореф. дисс... доктора искусствоведения: 17.00.04 / Гнедовская Татьяна Юрьевна. - М.: 2012. - 47 с.
4 Learning from IBA. Die IBA 1987 in Berlin: Auftraggeber Dr. Dagmar Tille und andere. - Berlin, 2010. -38 s.
2. Рыбакова Е.Ю. Приемы застройки Берлина по плану «критической реконструкции»
Х. Штимманна // Architecture and Modern Information Technologies. - 2016. - № 2 (35). -C. 1-12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. marhi. ru/AMIT/2016/2kvart16/rybe/abstract. php
3. Barrows N. Reinventing Traditionalism: The influence of Critical Reconstruction on the Shape of Berlin's Friedrichstadt [Thesis Art History, Comparative history of ideas] / University of Washington - 2007. - 34 p.
4. Borsi K., Porter M., Nottingham K. The typology of the Berlin Block: history, continuity and spatial performance // Athens Journal of Architecture. - 2016. - vol. 2 (1). - S. 45-64.
5. Hämer H.-W. 12 Principles of Cautious Urban Renewal [IBA official website]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.open-iba.de/en/geschichte/1979-1987-iba-berlin/12-grundsatze-der-behutsamen-stadterneuerung/ (дата обращения: 22.04.2018).
6. Hämer H.-W. The city center is a place to live // Urban Design International. -1981. Vol. 2.
- S. 18-19.
7. Kleihues J.P., Hämer H.-W. Das neue Berlin: Konzepte der Internationalen Bauausstellung, 1987 für einen Städtebau mit Zukunft. - Berlin: Mann, 1987. - 148 s.
8. Kleihues J.P. The art of urban architecture. - Berlin: NICOLAI, 2003. - 512 s.
9. Rave R. Bauen seit 1980 in Berlin: Ein Führer zu 400 Bauten in Berlin von 1980 bis heute.
- Berlin: G+H Verlag Berlin und Rolf Rave, 2005. - 240 s.
10. Seiler G. Von Subventionsmentalitäten und Metropolenträumen. Wirtschaftspolitik in Berlin // Prokla Zeitschrift für kritische Sozialwissenschaft. - 1998. - Vol. 1. - S. 25-40.
11. Stimmann H. Berliner Altstadt: Neu Orte und Plätze rund um das Schloss heute. - Berlin: Dom Publishers, 2014. - 217 s.
References
1. Gnedovskaya T.Y. Poiski stilya v nemeckoj arhitekture 1890-1940-h godov (avtoref. doct. diss) [The search for style in the German architecture 1890-1940-h period (Abstract doc. diss)]. Moscow, 2012, 47 p.
2. Rybakova E. Y. Methods of Berlin's development according to the plan of «critical reconstruction» made by H. Stimmann. Architecture and Modern Information Technologies. - 2016. - № 2 (35). - pp. 1-12. Available at: http://www.marhi.ru/eng/AMIT/2016/2kvart16/rybe/abstract.php
3. Barrows N. Reinventing Traditionalism: The influence of Critical Reconstruction on the Shape of Berlin's Friedrichstadt [Thesis Art History, Comparative history of ideas]. University of Washington-2007, 34 p.
4. Borsi K., Porter M., Nottingham K. The typology of the Berlin Block: history, continuity and spatial performance. Athens Journal of Architecture. 2016, vol. 2 (1), pp. 45-64.
5. Hamer H.-W. 12 Principles of Cautious Urban Renewal [IBA official website]. Available at: https://www.open-iba.de/en/geschichte/1979-1987-iba-berlin/12-grundsatze-der-behutsamen-stadterneuerung/
6. Hämer H.-W. The city center is a place to live. Urban Design International. 1981, vol. 2, pp. 18-19.
7. Kleihues J.P., Hämer H.-W. Das neue Berlin: Konzepte der Internationalen Bauausstellung, 1987 für einen Städtebau mit Zukunft. Berlin, Mann, 1987, 148 p.
8. Kleihues J.P. The art of urban architecture. Berlin, NICOLAI, 2003, 512 p.
9. Rave R. Bauen seit 1980 in Berlin: Ein Führer zu 400 Bauten in Berlin von 1980 bis heute. Berlin, G+H Verlag Berlin und Rolf Rave, 2005, 240 p.
10. Seiler G. Von Subventionsmentalitäten und Metropolenträumen. Wirtschaftspolitik in Berlin. Prokla Zeitschrift für kritische Sozialwissenschaft. 1998, vol. 1, pp. 25-40.
11. Stimmann H. Berliner Altstadt: Neu Orte und Plätze rund um das Schloss heute. Berlin, Dom Publishers, 2014, 217 p.
ОБ АВТОРЕ
Рыбакова Екатерина Юрьевна
Аспирант кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR Rybakova Ekaterina
Postgraduate Student, Chair «Soviet and Modern Foreign Architecture», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]