Влияние международной миграции на экономическую безопасность региона
The impact of international migration on the economic security of the region
Исянова И.Ф.
Студент 4 курса,
Институт истории и государственного управления Башкирский государственный университет
РФ, г. Уфа e-mail: [email protected]
Isyanova I.F.
4th year student, Institute of History and Public Administration Bashkir State University of the Russian Federation, Ufa e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Сибагатуллина Р.М.
Кандидат экономических наук, доцент Институт истории и государственного управления Башкирский государственный университет
РФ, г. Уфа e-mail: [email protected]
Scientific supervisor: Sibagatullina R.M.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Institute of History and Public Administration Bashkir State University of the Russian Federation, Ufa e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье оценивается вклад международной миграции в экономическое развитие региона. На основе проведенного анализа было выяснено, что международная миграция вносит несущественный вклад в развитие экономики Республики Башкортостан, поскольку незначительна по доле, как правило является временным явлением и носит промежуточный характер.
Annotation.
The article assesses the contribution of international migration to the economic development of the region. Based on the analysis, it was found out that international migration makes an insignificant contribution to the development of the economy of the Republic of Bashkortostan, since it is insignificant in proportion, as a rule, it is a temporary phenomenon and has an intermediate character.
Ключевые слова: миграция, миграционная активность, международная миграция, экономическая безопасность, Республика Башкортостан.
Key words: migration, migration activity, international migration, economic security, Republic of Bashkortostan.
Мировые миграционные процессы играют значительную роль в демографическом и социальном развитии отдельных стран и регионов. Приток и отток в международной миграции рассматривается как основной компонент трудового потенциала, роста демографических и социальных показателей, что является базовой составляющей экономической безопасности любого субъекта. Высокие темпы прироста международных мигрантов демонстрирует необходимый уровень для постоянного воспроизводства и поддержки необходимого уровня экономической безопасности как региона, так и страны в целом [4].
Влияние международной миграции на экономическую безопасность обусловлена тем, что трудовая
миграция становится одним из главных проявлений экономической глобализации и регионализации. Преобразование мирового пространства в единую экономическую зону и необходимость в развитии трудовых отношений привело к интеграции рынка труда с помощью международных связей, а в последующем - миграции. Если ранее миграционные международные отношения казались чем-то недостижимым, то на сегодняшний день обыденным явлением. Необходимо выделить, что международная миграция считается побуждающей силой для формирования интернациональных взаимоотношений, а также системой приобщения развивающихся государств к культуре и трудовым отношениям наиболее цивилизованных стран [6]. Однако это в том случае, если межгосударственная миграция носит легальный и контролируемый характер, то есть рассматривается как благоприятное социально-демографическое явление. В случает противозаконного пересечения границы, межгосударственная миграция может причинить вред социальной стабильности и нанести урон политической устойчивости страны. Как пример, можно рассмотреть проблему с миграционной активностью в европейских странах.
Выделяют различные причины, побуждающие менять место жительства и пребывания. Причины миграции можно обобщить в два вида - добровольный и вынужденный. В свою очередь, добровольная миграция подразумевает изменение местоположения в связи с поиском лучшей жизни, более высокой заработной платы или же повышением на работе. Вынужденная миграция происходит по независящим причинам: политические волнения, войны, природные катастрофы и т.д. [3].
Самым идеальным и желательным вариантом считается образовательная миграция, при которой происходит «утечка мозгов». «Утечка мозгов» - это международное миграционное движение высококвалифицированных специалистов. Стоит учесть, что данное миграционное явление является положительным только для принимающей эмигрантов стране. Похожее явление - утечка капитала, при котором происходит экспорт финансовых ресурсов за пределы страны.
По данным Международной организации в XXI в. количество трудовых мигрантов насчитывало около 120 млн. чел. В эту статистику никак не вступает количество незаконной зарубежной миграции. На сегодняшний день легальные рабочие мигранты считаются важным компонентом для формирования финансовых концепций цивилизованных государств, однако Российская Федерация лишь накапливает силы для интенсивного привлечения иностранных мигрантов, а также последующего партнерства на бирже трудовых отношений [7].
Рассматриваемый субъект, а именно Республика Башкортостан - является частью Приволжского федерального округа, входит в состав Уральского экономического района. Республика является многонациональной, поскольку насчитывает около ста народностей. Численности населения составляет 4 013 786 человек, что держит регион на почетном седьмом месте. На один квадратный километр Башкирии приходится 28,3 человека. По количеству постоянного населения регион находится на седьмом месте, как и по численности. Площадь республики составляет 142,9 тыс. кв. км, что располагает ее на 27 месте в стране. Несмотря на необходимое количество постоянного населения, другие показатели не достаточны для поддержания экономической безопасности [8].
По данным агентства РИА Рейтинг среди всех субъектов страны по качеству жизни населения в 2021 году Республика Башкортостан разместилась на 26 месте, улучшив свое положение на 12 строчек по сравнению с предыдущим годом. Улучшение положения связано с тем, что удалось сохранить относительно низкий уровень летальности от СОУ[Э-19, а также снизившим уровнем безработицы. Стоит отметить, что по количеству медицинских работников и официально работающих граждан республика улучшает свои позиции с каждым годом.
Нестабильная ситуация в миграционных процессах Республики Башкортостан всегда выделяла регион
среди других. Приток и отток мигрантов носит плавающий и эпизодический характер, что не меняет ситуацию на рынке труда. Повышенная миграционная активность связана, как правило, с поездками не имеющими регулярного характера, а именно с рабочими, экскурсионными и иными выездами. К сожалению, в настоящее время миграционная активность Российской Федерации с развитыми странами на низком уровне. Иммиграционная привлекательность распространяется на страны Содружества Независимых Государств. Причин для низкой миграционной привлекательности со стороны развитых стран множество, в том числе: недостаточная заработная плата, отсутствие комфортного образа жизни, малое количество льгот и преференций и т.д [5].
Сбор данных о межгосударственной миграции необходимо осуществлять из нескольких источников: переписи населения на федеральном уровне, реестр врученных заграничных паспортов, из данных пограничного контроля. Учитывая данные из всех приведенных источников, можно отследить точную международную миграционную статистику.
Рассматривая миграционную активность Республики Башкортостан, следует отметить, что ее размеры были незначительны в общем объеме миграционных потоков страны. Международная миграция региона уступает внутренней, т.е. непосредственно перемещением в республике и миграции между регионами.
Таблица 1. Миграция населения по потокам в Республике Башкортостан (чел.) [9].
Тип миграции 2017 г. 2018 г. 2019 г 2020 г. 2021 г.
Число прибывших
Всего по республике 143762 144444 139252 120162 147699
в том числе:
внутрирегиональная 92801 96565 95037 80372 91456
межрегиональная 38831 39302 36664 32771 43805
международная миграция
в том числе: 12130 8577 7551 7019 12438
со странами СНГ 10873 7665 6562 5585 9835
с другими зарубежными
странами 1257 912 989 1434 2603
Число выбывших
Всего по республике 146369 153302 144758 125118 133133
в том числе:
внутрирегиональная 92801 96565 95037 80372 91456
межрегиональная 46674 47129 42350 37317 38263
международная миграция:
в том числе: 6894 9608 7371 7429 3414
со странами СНГ 6340 8429 6589 6422 2743
с другими зарубежными
странами 554 1179 782 1007 671
Миграционный прирост (убыль)
Всего по республике -2607 -8858 -5506 -4956 14566
в том числе:
внутрирегиональная - - - - -
межрегиональная - 7843 -7827 -5686 -4546 5542
международная миграция
в том числе: 5236 -1031 180 -410 9024
со странами СНГ 4533 -764 -27 -837 7092
с другими зарубежными
странами 703 -267 207 427 1932
Рассмотрим миграционное движение Республики Башкортостан за 2017-2021 гг. в таблице 1. За
рассматриваемый период наблюдается положительная тенденция, однако в 2018 и 2020 гг. прирост сменяется убылью. Несмотря на определенный прирост количество международных мигрантов незначительно в общем миграционном потоке региона. Доля прибывших международных мигрантов находится в интервале 7-13%, мигрантов из стран СНГ около 9%. Похожая ситуация наблюдается и с выбывшими мигрантами. Несмотря на то, что Республика Башкортостан - один из самых благополучных регионов Приволжского федерального округа, миграционная убыль наблюдается на протяжении всего периода, исключение составляет лишь отчетный год. В 2018 году отмечен наибольший отток - 8858 чел. Миграционный отток направлен в более развитые соседние регионы, что связано с поиском более высокой заработной платой и более комфортным уровнем жизни.
Статистика прибывших межгосударственных мигрантов в Республику Башкортостан по видам регистрации позволит выявить долгосрочные и краткосрочные миграционные потоки (табл. 2.).
По данным таблицы 2 видно, что на протяжении 2017-2021 гг. межгосударственная миграция, в том числе из стран СНГ имеет мимолетный характер. За исследуемый период доля межгосударственной миграции не превышает 88%. Стоит отметить, что с 2018 г. повышается количество международных мигрантов, остающихся на длительное нахождение, но он незначителен и не поднимается выше 18%. Пик длительности нахождения международных мигрантов приходится на 2020 год, что связано с закрытием воздушных границ в пандемию СОУТО-19.
Для поддержания уровня демографической и экономической безопасности региона в целом, необходимо создавать условия для межгосударственной миграции, т.к в исследуемом регионе международная миграция имеет кратковременный характер и не способствует формированию необходимой устойчивости.
Таблица 2. Прибывшие международные мигранты в Республику Башкортостан по видам регистрации, 20172021 гг.[3]
Вид миграции 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Прибывшие, человек
Международные 12130 8577 7551 7019 12438
СНГ 10873 7665 6562 5585 9835
Зарегистрированы по месту жительства, человек
Международные 1451 1249 1149 1096 2068
СНГ 1350 1158 998 956 1256
Зарегистрированы по месту пребывания на срок более 9 месяцев, человек
Международные 10679 7328 6402 5923 10370
СНГ 9523 6507 5564 4629 8579
Прибывшие, ч%
Международные 100 100 100 100 100
СНГ 100 100 100 100 100
Зарегистрированы по месту жительства, %
Международные 12,0 14,6 15,2 15,6 16,6
СНГ 12,4 15,1 15,3 17,1 12,8
Зарегистрированы по месту пребывания на срок более 9 месяцев, %
Международные 88,0 85,4 84,8 84,4 83,4
СНГ 87,6 84,9 84,7 82,9 87,2
Для повышения миграционной активности на федеральном и региональных уровнях были приняты различные нормативно-правовые акты. В качестве основного выступает Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 №109-ФЗ, в котором регулируются международные миграционные отношения, связанных с въездом на территории России. Вторым по значимости является Указ Президента РФ от 31.10.2018 №622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", в котором подробно описаны проблемы миграционных
отношений и пути решения на ближайшее время.
Для регулирования легальной миграции был принят Приказ МВД РФ № 1139 "Об утверждении Порядка проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности".
Так же в настоящий момент особенно важным считается Указ Президента Российской Федерации № 94 "О въезде в Российскую Федерацию, пребывании в Российской Федерации и выезде из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с территорий Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики и Украины".
Раннее были рассмотрены нормативно-правовые акты федерального уровня. В целях обеспечения легальной миграционной активности и обеспечения экономической безопасности рассматриваемого региона в целом, было принято Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года №446 "О Концепции миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года"[1]. Данный нормативно-правовой акт направлен на:
- улучшение миграционной активности молодежи, особенно получивших квалификацию, пользующуюся потребностью на рынке труда;
- предоставление международным мигрантам льготы в образовательных учреждениях, формирование бесплатных курсов русского языка, организация культурного и социального досуга;
- обеспечение экономической безопасности Республики Башкортостан в целом, а так же постоянный мониторинг эффективности введенных мероприятий и т.д.
Осуществление вышеуказанных мероприятий станет содействовать урегулированию неблагоприятной миграционной активности. Таким образом, приток международных мигрантов в Республику Башкортостан практически не вносит вклад в обеспечение экономической безопасности региона: приток международных мигрантов мало заметен в общей численности миграционной активности и их пребывание носит краткосрочный характер.
Список используемой литературы:
1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года №446 «О Концепции миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.07.2022 г.).
2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 №622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.07.2022 г.).
3. Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В., Редников Д.В. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность региона (на примере Республики Башкортостан). Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 414-416.
4. Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В. Миграция как угроза экономической безопасности региона (на примере Республики Башкортостан). Доклады Башкирского университета. 2018. Т. 3. № 5. С. 532-536.
5. Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В., Ханова И.М. Миграционные процессы в системе экономической безопасности региона (на примере Республики Башкортостан). Евразийский юридический журнал.
2019. № 9 (136). С. 374-376.
6. Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В., Ханова И.М. Роль миграционных процессов в обеспечении экономической безопасности региона. В сборнике: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 237-242.
7. Проблемы и перспективы обеспечения безопасности в современных условиях / Е.Н. Баширина, Р.А. Гильмутдинова, Э.В. Дубинина, Е.Н. Елизарьева, Б.К. Кушубакова, А.К. Мухамадиярова, А.А. Нурутдинов, Ю.Я. Рахматуллин, Д.В. Редников, Р.М. Сибагатуллина, И.М. Ханова. Уфа. 2020.
8. Республика Башкортостан. Демографический доклад. Выпуск 4 /под общ. ред. А.Н. Дегтярева, А.Р. Кузнецовой, Г.Ф. Ахметовой. - Уфа: Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, 2020. -
87 с.
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_ts/ bashstat/ru/statistics/population/ (дата обращения 20.07.2022 г.).