Научная статья на тему 'Влияние менеджмента компании на показатель регулярности полетов'

Влияние менеджмента компании на показатель регулярности полетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯРНОСТЬ ПОЛЕТОВ / ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЙСА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ПУНКТУАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Дарья Андреевна

В статье рассматриваются задачи, которые необходимо решать менеджменту и персоналу авиакомпании, для повышения показателя регулярности полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE COMPANY''S MANAGEMENT TO MEASURE REGULARITY

The article deals with the problem that must be addressed management and staff the airline to help increase your regularity.

Текст научной работы на тему «Влияние менеджмента компании на показатель регулярности полетов»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 190

УДК 338.47 УДК 656.7

ВЛИЯНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИИ НА ПОКАЗАТЕЛЬ РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ

Д.А. НАУМОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье рассматриваются задачи, которые необходимо решать менеджменту и персоналу авиакомпании, для повышения показателя регулярности полетов.

Ключевые слова: регулярность полетов, задачи менеджмента при задержке рейса, организация технологических процессов, пунктуальность перевозчика.

Доминирующей стратегией предприятий воздушного транспорта РФ в настоящий момент стала стратегия выживания, осуществляемая в условиях неопределенности и неясности перспектив развития. Отличительная черта авиакомпании - это качество обслуживания авиапассажиров, любые мелочи в данном вопросе могут привести к успеху или поражению.

Стоит напомнить, что основными задачами менеджмента на предприятии являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Общие цели менеджмента - это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации - обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента -управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования авиакомпании исходя из того, что прибыль - не причина существования, а результат деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию перевозчика, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с организацией полетов.

Любая бизнес-система функционирует в условиях внешнего воздействия. А рынок авиаперевозок остро реагирует на все происходящие изменения. Внешнюю среду следует рассматривать как совокупность факторов, условий, сил и субъектов, которые влияют на деятельность авиакомпании извне и формируют рыночную ситуацию.

Для получения максимальной прибыли в условиях ограничений, накладываемых государством, и имеющей место конкуренции со стороны других перевозчиков на одно из первых мест выдвигается проблема регулярности полетов. При этом к оценке ее роли нельзя подходить только с позиций качества услуг, поскольку регулярность полетов в рыночных условиях для авиакомпании - это сугубо экономическая категория. Несоблюдение сроков вылета и прибытия рейсов влечет за собой уплаты авиакомпанией штрафных санкций пассажирам, грузополучателям и грузоотправителям, а также аэропортам, если задержки рейсов происходят по вине авиакомпании. Если не считать причины задержек рейсов, вызванных объективными условиями (метеоусловия, специальные государственные решения), то все остальные причины, в конечном счете, связаны с организацией работы авиакомпании и аэропорта.

Нужно отметить, что в первую очередь пунктуальность зависит от эффективности работы менеджмента, в части организации технологических процессов, и производственных служб авиакомпании. Если расписание спланировано с учетом всех нюансов, авиакомпания имеет достаточный склад запчастей, летный персонал имеет высокую квалификацию с допуском к полетам в сложных метеоусловиях, при обслуживании самолета в аэропорту наземные службы четко работают по заранее разработанной технологии - риск задержки рейса минимальный.

Грамотное планирование и организация производства являются залогом успеха. Необходимо эффективное использование имеющихся на предприятии ресурсов. Для этого нужно выработать цель, разработать целевую программу и планы её выполнения, ужесточить систематический контроль за результатами работы и принять корректирующие меры для своевременного достижения поставленной цели.

Руководители российских авиапредприятий вынуждены работать в условиях неопределенности и повышенного риска. Они нередко становятся заложниками решений, которые находятся вне сферы их компетентности и в связи с этим вынуждены работать на грани фола. Ранее приобретенные знания оказались устарелыми, накопленный опыт - не всегда приемлемым в условиях конкурентной борьбы.

Организация воздушного движения невозможна без планирования полетов воздушных судов в авиакомпании. Процессы планирования воздушного движения намечают желательный ход развития полетов, процессы управления воздушным движением (УВД) предназначены для его осуществления.

Планирование воздушного движения в общем случае будет представлять собой разработку и реализацию совокупности мероприятий, направленных на сбор, обработку и анализ информации о характере предвиденного воздушного движения с целью приведения из соответствия нужд в воздушном движении с имеющейся пропускной способностью элементов структуры воздушного пространства и создание условий, которые обеспечивают безопасность, регулярность и минимальные отклонения воздушного судна от утвержденного плана полета. Стратегическое планирование воздушного движения имеет дело с оценкой прогнозных сценариев поведения запланированных потоков воздушного движения в элементах структуры воздушного пространства. На данном этапе определяется, способны ли определенные ресурсы: человеческие, материальные, технические удовлетворить ожидаемый спрос на воздушные перевозки. На данном уровне также рассматриваются возможные политические ограничения и государственные приоритеты, как правило, относительно вопросов национальной безопасности, которые могут повлиять на использование определенных элементов воздушного пространства.

На предтактичном этапе, который заканчивается за день до начала выполнения полетов, определяется соответствие фактических запросов пользователей воздушным пространством имеющимся возможностям аэронавигационной системы, при этом определяются потенциально узкие места, такие как недостаточная пропускная способность аэропорта, определенного сектора УВД, маршрута УВД и т.д., в конкретные периоды времени. Определяются рейсы, по отношению к которым могут быть применены процедуры организации потоков воздушного движения (назначение временных слотов, изменение маршрута полета, эшелона полета и т.д.).

На этапе тактического планирования в день выполнения полетов решаются задачи, которые имеют более конкретный характер, так как уже имеются более полные и достоверные данные о ресурсах, намерениях других пользователей. В первую очередь речь идет о ведомственных органах, относительно использования воздушного пространства, планировании ими деятельности, которые могут накладывать ограничения на полеты гражданской авиации.

На уровне непосредственного управления воздушного движения в режиме реального времени осуществляется мониторинг динамической воздушной обстановки, координационные мероприятия и осуществляются управляющие воздействия авиадиспетчера по обеспечению без-

опасных пространственно-временных интервалов между воздушными судами в полете, между воздушными судами и поверхностью и между воздушными судами и транспортными средствами на земле.

Данный процесс начинается с момента получения данных о времени входа воздушного судна в зону ответственности и заканчивается с выходом воздушного судна из нее. На этапе непосредственного УВД авиадиспетчер контролирует точность реализации выполняемых планов полетов и, при наличии отклонений от утвержденной схемы полета, осуществляет управляющие влияния с целью минимизации значений этих отклонений.

Регулярность воздушного движения среди количественных характеристик воздушного движения занимает важнейшее место, так как наряду с экономическими показателями она входит в общую комплексную оценку качества работы всей системы ОВД.

Под регулярностью воздушного движения обслуживания воздушного движения понимают отношение числа рейсов, выполняемых за рассматриваемый временной период в соответствии с расписанием к общему числу выполненных рейсов в тот же временной период.

Для обеспечения своевременного, согласно расписанию, прибытия воздушного судна в аэропорт назначения, экипаж воздушного судна (представитель авиакомпании) должен знать, на какое значение необходимо увеличить воздушную скорость полета самолета, чтобы компенсировать время задержки воздушного судна в аэропорту вылета.

Нельзя забывать, что важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента — организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать профессиональному росту персонала; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается. Увеличение объемов воздушного движения приводит к увеличению потребности в авиадиспетчерах. Планирование кадров является существенным фактором обеспечения постоянного наличия подготовленных специалистов для удовлетворения потребностей в обслуживании. В рамках такого планирования целесообразно прогнозировать потребности в персонале, по крайней мере, на ближайшие пять лет.

При планировании потребностей в персонале сбор достоверных данных играет такую же важную роль, как и определение видов обслуживания воздушного движения. Потребности в персонале обычно определяются при помощи исследования, основанного на всесторонней оценке, обязанностей выполняемых авиадиспетчерами. Хорошо сбалансированная схема рабочей нагрузки не только помогает определить количество лиц, подлежащих найму на работу, но и дает возможность избежать чрезмерной нагрузки на том или ином рабочем месте. Цель установления системы рабочей нагрузки состоит в том, чтобы создать основу для оценки количества авиадиспетчеров, необходимого в каждом органе обслуживания воздушного движения и обеспечения поддержания соответствующего уровня безопасности.

В некоторых случаях результаты такого исследования могут показать, что с помощью соответствующей модификации распределения рабочей нагрузки можно добиться сокращения персонала. Рабочая нагрузка может в значительной степени зависеть от сезонных изменений объема перевозок, но эти изменения, как правило, можно предусмотреть и учесть при планировании потребности в персонале или посредством других административных действий.

Для выявления и устранения недочетов в работе персонала менеджментом перевозчика должны быть организованы мероприятия:

- провести проверки квалификации персонала, соответствует ли работник должностным требованиям;

- организовать внутреннюю работу по устранению недочетов в соответствии с системой качества компании;

- по необходимости провести дополнительное обучение персонала, усилить ответственность всех сотрудников, работа которых связана с задержками рейсов;

- наладить систему мотивации персонала как материальную, так и нематериальную, например, квартальные премии лучшему сотруднику, доска почета и т.д.

В зарубежном опыте компании для регулярности перелетов соблюдают такие правила: точность соответствия расписанию, минимизация количества отложенных или отмененных рейсов, четкое планирование оборота самолетов, своевременное техническое обслуживание.

В России в пример другим можно поставить авиакомпанию «Аэрофлот». Он выигрывает в регулярности у других авиакомпаний по ряду причин, во-первых, эффективная система организации производства, доставшаяся с советских времен и дополненная международными стандартами качества в последние годы, во-вторых, постоянно обновляющийся самолетный парк, в-третьих, развитая инфраструктура и материальная база в базовом аэропорту и, наконец, доминирующее положение в аэропорту Шереметьево, которая помогает выстроить все процессы под себя: подборка хороших слотов и т.д. Но надо отметить, что авиакомпания с такими привилегиями в России всего одна и строит она свой бизнес по другим законам.

Как известно, регулярность полетов имеет свою цену, складывающуюся из стоимости дополнительного количества избыточно резервируемой воздушной и наземной техники, более высокой стоимости более новых и технически совершенных парков воздушных судов, упущенной выгоды в случае сглаживания волн прилетов и вылетов, потерь при снижении интенсивности полетов и налета на лизинговое воздушное судно, организационных затрат на совершенствование бизнес-процессов и так далее. Ущерб от задержек авиакомпаниями оценивается однозначно, и все понимают, что непунктуальность - это реальный фактор снижения прибыльности и конкурентоспособности, особенно в условиях обострившейся борьбы за рынки авиаперевозок.

Для успешной коммерческой деятельности авиакомпании необходимо следить за всеми происходящими на рынке изменениями, оперативно и адекватно реагировать на сложившиеся условия. Это и лежит в основе эффективного менеджмента.

Можно сделать вывод, что эффективная работа менеджмента крайне важна в разработке организационных мероприятий, имеющих своей целью снизить потери возможной прибыли вследствие задержек рейсов. Задача по разработке таких рекомендаций усложняется тем, что, как показывает практика работы авиакомпаний и аэропортов, как время задержек рейсов, так и их количество представляют собой не всегда зависящие от авиаперевозчика события. В этих условиях любые рекомендации руководству авиакомпании или аэропорта по проведению тех или иных организационных мероприятий с целью уменьшения потерь возможной прибыли могут носить исключительно прогностический и вероятностный характер. Для разработки таких мероприятий руководству авиакомпании необходимо иметь в своем распоряжении соответствующие статистические оценки и в первую очередь статистические оценки возможных экономических потерь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент: Концептуальные основы стратегического управления и планирования на воздушном транспорте: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2004. - Ч. 1.

2. Артамонов Б.В, Никифорова Л.Х. Мотивация и аттестация персонала: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2005.

3. Андрианов В.В. Организация, планирование и управление производством гражданской авиации: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 1994. - Ч. 1.

4. Малышева Т.А. Основные понятия, применяемые при оценке задержек авиационных рейсов, и классификация задержек // Научный Вестник МГТУ ГА. - № 109. - 2006. - С. 137-140.

THE INFLUENCE OF THE COMPANY'S MANAGEMENT TO MEASURE REGULARITY

Naumova D.A.

The article deals with the problem that must be addressed management and staff the airline to help increase your regularity. Key words: regularity of flights, management goals, organization of a technical process, punctual carrier.

Сведения об авторе

Наумова Дарья Андреевна, окончила МГТУ ГА (2011), аспирантка МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - система менеджмента и маркетинга в авиакомпаниях, регулярность полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.