Научная статья на тему 'Методики оценки регулярности полетов авиакомпаний'

Методики оценки регулярности полетов авиакомпаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4180
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯРНОСТЬ ПОЛЕТОВ / МЕТОДИКА / REGULARITY OF FLIGHT / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Дарья Андреевна

В статье рассматриваются существующие методики оценки регулярности полетов в нашей стране и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUTION OF THE REGULARITY OF FLIGHTS OF AIRLINES

The article considers the existing methods of evaluation of regularity of flight in our country and abroad.

Текст научной работы на тему «Методики оценки регулярности полетов авиакомпаний»

УДК 338.47 УДК 656.7

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ АВИАКОМПАНИЙ

Д.А. НАУМОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье рассматриваются существующие методики оценки регулярности полетов в нашей стране и за рубежом.

Ключевые слова: регулярность полетов, методика.

Для экономически эффективного функционирования авиакомпании в условиях конкуренции одним из важнейших факторов является проблема регулярности полетов. Несоблюдение сроков вылета и прибытия рейсов вовлекает перевозчика в дополнительные расходы, связанные со штрафными санкциями пассажирам, грузополучателям и грузоотправителям, а также аэропортам, если задержки рейсов происходят по вине авиакомпании, что связано, как правило, с ошибками менеджмента.

Регулярность полётов воздушных судов гражданской авиации включает понятие регулярности отправлений воздушных судов и регулярности выполнения рейсов. Регулярность полётов характеризует работу предприятий гражданской авиации по доставке пассажиров, багажа и грузов в соответствии с договором на перевозку. Регулярность полетов - выраженное в процентах отношение количества выполненных рейсов без задержки к общему количеству выполненных рейсов. Это один из важнейших показателей качества функционирования авиатранспортных предприятий.

Перед федеральными органами исполнительной власти в области гражданской авиации стоит задача обеспечения постоянного мониторинга регулярности полётов авиакомпаний. Действующая методика не учитывает многие особенности выполнения перевозок в современных условиях, что позволяет авиаперевозчикам предоставлять некорректные данные по регулярности полётов, как следствие в авиакомпаниях и аэропортах гражданской авиации наблюдается низкое качество обслуживания пассажиров. Основным документом, определяющим методику оценки регулярности полетов, применимую терминологию, правила учета регулярности полетов, методику определения причин задержек рейсов, организационно-экономические взаимоотношения участников рынка, а также задающим классификатор нарушений регулярности полетов на текущий момент является «Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР (РРП-90)».

Существующая методика 1990 года не отражает реалии сегодняшней действительности. Аэропорты и авиакомпании руководствуются методикой двадцатилетней давности, которая была разработана, когда аэропорт и авиакомпания были единым структурным подразделением. В ней не учитывается деятельность по обслуживанию авиаперевозок отдельных самостоятельных хозяйствующих субъектов (пассажир, авиакомпания, оператор аэропорта, компания по наземному обслуживанию, ФГУП «Г осударственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»). Кроме того, методика не соответствует международным правилам учёта регулярности, а данный показатель влияет на принятие решения Росавиации по допуску эксплуатантов к выполнению международных полётов, а также при оценке выполнения требований федеральных авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. Особенности существовавшей системы учета пунктуальности определялись существовавшей системой государственного регулирования и организационной структурой существовавшего единственного эксплуатанта гражданской авиации. Не ставя под сомнение эффективность работы такой системы в тех условиях, в которых она создавалась и функционировала, следует отметить ее недос-

татки с позиции возможности применения в настоящее время. К таким недостаткам следует отнести: ориентированность на применение в отношении одной компании с разнесенными по территории филиалами, также она неприменима в отношении самостоятельных юридически и хозяйственно независимых субъектов структуры гражданской авиации, работающих в рыночных условиях. Классификатор нарушений регулярности полетов РРП-90 не отвечает сегодняшним потребностям аэропортов и авиакомпаний, понятие отправления в отечественных и международных документах интерпретируется по-разному, различаются критерии своевременного прибытия.

Посмотрим на международный опыт. В зарубежной практике, в условиях свободного и дерегулированного рынка, регулярность полетов имеет важное значение для авиакомпаний в целях привлечения высокодоходных пассажиров, сокращения затрат на обслуживание задержек, сохранения прав на исторические слоты. Соответствующие ассоциации перевозчиков (например, Ассоциация европейских авиакомпаний) регулярно подводят итоги деятельности своих членов в целях стимулирования их развития и совершенствования коммерческой практики, а также деятельности производителей аэропортовых и аэронавигационных услуг. Главной задачей таких Ассоциаций является внедрение открытой культуры безопасности полетов, проведение экспертиз и исследований, которые помогают обмениваться передовым опытом авиакомпаниям, аэропортам и органам ОрВД, способствовать внедрению единообразных норм и правил полетов. Оценки производятся по показателям пунктуальности как отправлений, так и прибытий. В Европе дифференцируют регулярность авиакомпаний и аэропортов. Регулярность аэропортов учитывается по времени вылета рейсов, а регулярность авиакомпаний по времени прилета в аэропорт. Это является более обоснованным, так как пассажиру важнее, когда он прилетел в пункт назначения, а не насколько регулярно он вылетел. Перевозчики самостоятельно либо в рамках созданных ими Ассоциаций регулярно подводят итоги деятельности используемых аэропортов по показателю «пунктуальность отправления», задача которых стимулировать пунктуальность аэропортов, скоординировать работу служб аэропорта и авиаперевозчиков, оптимизировать технологии наземного обслуживания воздушных судов и пассажиров. У пунктуальных аэропортовых операторов показатель регулярности отправлений достигает 90%

В России в настоящее время учет регулярности ведется только по авиакомпаниям, и вылет фиксируют по отрыву от полосы. На Западе, если говорить о регулярности вылетов, - по отгону трапа, так как на этом процесс, на который влияет авиакомпания, заканчивается. Дальше начинается работа аэропорта и служб управления воздушным движением. А это уже показатель регулярности аэропорта. Важно то, как выстроены процедуры руления, свободна ли взлетная полоса, своевременно ли проведен облив, закрыт ли аэропорт на прием важных персон и другое. Относительно временной градации задержек европейцы применяют другие показатели: для авиакомпаний в частности - прилет рейса с задержкой до 15 минут считается рейсом, выполненным регулярно. Задержки классифицируются с прибытием до 1 часа и свыше 3-х часов, это дает более ясную картину задержек. Ассоциация европейских перевозчиков использует для подсчета простую схему: время отправления для аэропорта и время прилета для авиакомпании с задержкой в пределах 15 минут и прибытие вовремя, после чего выводится пунктуальность. Причем рейтинг пунктуальности разделен на ближне- и дальнемагистральные направления, что наиболее объективно, поскольку на дальнемагистральных направлениях роль встречных воздушных потоков играет значительно большую роль нежели на коротких расстояниях. Так, например, по данным ассоциации европейских авиакомпаний за прошлый год немецкой Lufthansa удалось вообще не допускать отмены рейсов и достичь высшего показателя регулярности только на дальнемагистральных направлениях, а вот на европейских она заняла лишь 13 место, выполнив 98,9% запланированных рейсов. Отменой рейса считался случай, когда полет был аннулирован по любой причине максимум за три дня до вылета.

За основу расчета пунктуальности рейсов авиакомпаний в нашей стране более целесообразно взять действующую в Европе классификацию задержек рейсов по диапазонам, однако размерность диапазонов скорректировать в соответствии с нормами российского законодатель-

ства (ФАП) и принять категории: 15-30 минут (незначительные задержки, высокая пунктуальность), 31-120 минут (средняя пунктуальность), 121-360 минут (низкая пунктуальность, зона регулирования ФАП), более 360 минут (зона риска, зона регулирования ФАП, Росавиации). Задержки отправления рейсов продолжительностью до 15 минут не учитывать и считать такие рейсы выполненными своевременно.

Сведения о пунктуальности отправлений воздушных судов целесообразнее приводить отдельно по отправлениям и прибытиям рейса в отчетном аэропорту по каждому эксплуатируемому направлению маршрутной сети, а также по каждому авиаперевозчику, действующему на данном направлении, и типу перевозки. Также данные можно разделять по типу авиаперевозок на регулярные пассажирские рейсы и чартерные пассажирские рейсы. Для каждого авиаперевозчика необходимо указывать фактическое количество рейсов, выполненных им на каждом эксплуатируемом им направлении. Отдельно указывать количество рейсов, выполненных с задержкой, и количество рейсов, выполненных с задержкой, вызванной метеоусловиями. Общее количество рейсов, выполненных с задержкой, распределяется в соответствии с длительностью допущенной задержки. Отдельно указывать среднее время задержек, допущенных авиаперевозчиком на данном направлении, на каждый выполненный рейс, то есть соотношение суммарного времени допущенных задержек в минутах к общему количеству выполненных рейсов. Необходим учет количества рейсов, отмененных авиакомпанией на данном направлении за отчетный период. В итоге, произвести сравнение показателей отправлений и прибытий рейсов каждой авиакомпании на каждом направлении и сформировать рейтинг на основе худших показателей, исключив, таким образом, возможность искусственного завышения времени полета, ранних прилетов и других методов недобросовестной конкуренции авиакомпаний, применяемых для завышения рейтинга. Для публикации рейтинга целесообразно выбрать на конкурсной основе коммерческую организацию, консолидирующую первичные данные статотчетности, проводящую необходимые операции по обработке данных и осуществляющую публикацию итоговых данных в сети Интернет и в официальных отраслевых СМИ.

В международной практике система мониторинга авиационного транспорта, применяемая государственными и общественными организациями, полностью автоматизирована и построена на основе электронных запросов к базам данных систем бронирования и продаж, управления отправками, управления ресурсами, визуализации и информирования и других систем. Формат запросов, их периодичность и детализация имеют различную форму и могут меняться в зависимости от текущих потребностей потребителей информации. Первичный сбор информации осуществляют государственные органы власти и отраслевые ассоциации. На основе этой информации общественные организации проводят анализ и публикацию статистических данных в различных разрезах в соответствии с потребностями потребителей и в целях защиты их прав.

В части мониторинга и публикации данных по пунктуальности рейсов можно привести в качестве примера методику, принятую в Великобритании. Администрация гражданских авиаперевозок ежемесячно собирает статистику по пунктуальности выполненных рейсов, основываясь на данных, полученных из баз данных аэропортов, координирующей организации, а также из других источников. Информация публикуется в свободном доступе на Интернет-сайте администрации. В качестве примера оценки регулярности полетов можно привести общественную организацию, собирающую, анализирующую и публикующую данные по пунктуальности рейсов всех авиакомпаний, выполняющих рейсы в аэропорты Великобритании. Компания получает информацию из администрации гражданских авиаперевозок, анализирует и составляет рейтинг авиакомпаний в разрезе общей пунктуальности каждой авиакомпании и пунктуальности авиакомпаний по каждому направлению в отдельности.

Российский рынок авиаперевозок в последние годы переживает период своего экстенсивного развития, сдерживаемого негативным прошлым, включающим в себя устаревшие производственные традиции, неактуальные нормативно-правовые акты, избыточные парки неэффективных воздушных судов. Вкупе все перечисленные негативные тенденции существенно деформи-

руют экономику авиаперевозок, вынуждая авиакомпании отказываться от долгосрочных целей в пользу краткосрочных, в том числе применять демпинговые инструменты в ущерб качеству услуг, одной из характеристик которого является регулярность полетов.

Регулярность полетов имеет свою цену, складывающуюся из стоимости избыточно резервируемой авиатехники, более высокой стоимости новых технически совершенных воздушных судов, упущенной выгоды в случае сглаживания волн прилетов и вылетов, потерь при снижении интенсивности полетов и налета на воздушное судно, организационных затрат на совершенствование бизнес-процессов и так далее. Таким образом, нецелесообразно административно принуждать авиакомпанию к достижению стопроцентной регулярности полетов, так как в конечном итоге за это заплатит пассажир ценой авиабилета, в то время как для большинства пассажиров гораздо более важным фактором является стоимость авиаперевозки при приемлемом уровне качества услуги.

Ущерб от задержек рейсов связан с тем, что непунктуальность - это реальный фактор снижения прибыльности и конкурентоспособности. Существующий рейтинг пунктуальности авиакомпаний, ежегодно формируемый Росавиацией, не является полностью объективным документом, так как методика устарела и не учитывает ряд современных особенностей рынка авиаперевозок. Между тем, авиакомпаниям из «черного» списка наносится репутационный урон, причем не всегда оправданный, что сказывается на их имидже и финансовых результатах деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997).

2. Разработка методики учета регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации: НИР от 05.10.2009.

3. Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР (РРП ГА-90): утв. приказом МГА СССР № 6 от 10.01.1990.

EVALUTION OF THE REGULARITY OF FLIGHTS OF AIRLINES

Naumova D.A.

The article considers the existing methods of evaluation of regularity of flight in our country and abroad.

Key words: regularity of flight, methods.

Сведения об авторе

Наумова Дарья Андреевна, окончила МГТУ ГА (2011), аспирантка кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - система менеджмента и маркетинга в авиакомпаниях, регулярность полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.