Духовно-нравственное воспитание в младшем школьном возрасте (7 лет) - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников огромным преимуществом пользуются групповые формы обучения. В этом случае процесс освоения знаний происходит в ситуации межличностного взаимодействия детей, что благоприятно влияет на мотивационный компонент учебной деятельности. В процессе группового обучения возникает учебный коллектив, который благоприятно влияет на личностные установки детей, в частности на их духовно-ценностную со-ставляюшую. Межличностный контекст создает в группе качественно своеобразную ауру, которая, в свою очередь, активизирует духовные качества младших школьников.
Более рациональным методом в работе психолого-педагогического аппарата является использование словесно-образного метода [4]. Это чтение литературных произведений, включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения; игры; ситуативные задачи; рассматривание дидактического материала; беседы с элементами диалога; рассказы с иллюстрациям; наблюдения; экскурсии; показ сказок; целевые прогулки и т.д.
Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:
- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;
- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова, И. А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании / Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2014,
Т. 1. - С. 334-335.
2. Осипов, Ф.М. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / Ф.М. Осипов, И.А. Макарова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2015, Т. 2. - С. 273-275.
3. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий : учеб. пособие. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
4. Аронов, И.З. Основные вопросы технического регулирования : монография / В. Ю. Прохоров, И.З. Аронов, В. В. Быков; под общ. ред. И. З. Аронова. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 207 с.
УДК 519.876
Затучный1 Д.А., Овчинников2 В.В.
1ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», Москва, Россия
2Авиакомпания «Аэрофлот-российские авиалинии», Москва, Россия
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ «КОММЕРЧЕСКИХ» РАСХОДОВ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ НЕРЕГУЛЯРНО ВЫПОЛНЕННЫХ РЕЙСОВ АВИАКОМПАНИИ
Статья посвящена актуальной теме, связанной с выработкой верной методики расчёта неизбежных потерь при выполнении нерегулярных рейсов авиакомпании. При обслуживании перевозок рейсов авиакомпании, выполненных нерегулярно и отмененным рейсам, возникают обязательные расходы, определенные Федеральными авиационными правилами. Приведена методика расчёта расходов по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов авиакомпании. Приведена методика расчёта расходов на погрузку/разгрузку багажа, почты и груза при задержке рейса или замене борта воздушного судна. Приведена формула расчёта прочих расходов. Подробно изложен состав средних переменных расходов на обслуживание одного пассажира. Приведена структура условно-постоянных расходов авиакомпании, возникающих при обслуживании нерегулярных перевозок. Сделан вывод о нелинейной зависимости от количества нерегулярных перевозок и от уровня регулярности полетов коммерческих расходов авиакомпании Ключевые слова:
авиакомпания, нерегулярные полёты, коммерческие расходы, изменение расписания, ожидание отправления рейса
Введение
Оптимальный уровень регулярности полетов авиакомпании определяется по множеству критериев, одним из которых является минимум затрат, возникающих при изменении регулярности полетов. К их числу относятся так называемые «коммерческие» затраты, необходимые для обслуживания выполненных нерегулярно рейсов, и «технические» затраты, потребные для повышения уровня регулярности полетов. Остановимся подробнее на методике определения расходов по обслуживанию авиаперевозок задержанных, прерванных и отмененных рейсов.
При обслуживании перевозок рейсов авиакомпании, выполненных нерегулярно (по прерванным, задержанным, измененным) и отмененным рейсам возникают обязательные расходы, определенные Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007г №82). Кроме того, могут иметь место также другие расходы, не носящие обязательный характер и не предусмотренные отраслевыми нормативными документами [1].
Состав расходов при выполнении нерегулярных рейсов авиакомпании
Определим порядок расчёта этих так называемых «коммерческих» расходов, связанных с организацией перевозок.
У = У + Т2 (1)
где
У - расходы по обслуживанию перевозок выполненных нерегулярно (задержанных, прерванных, измененных) и отмененных рейсов,
У - расходы по обслуживанию перевозок, определенные ФАП №82, У - прочие расходы по обслуживанию нерегулярно выполненных и отмененных рейсов.
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик (в соответствии с ФАП-82) обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги, влекущие за собой соответствующие эксплуатационные расходы авиакомпании [2]:
Расходы по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной
перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов (ВС) авиакомпании (У1.1)
Ги = Ж + х, С
Г! - расходы по информированию пассажиров и грузоотправителей об изменении расписания движения воздушных судов, - количество пассажиров, которых требуется проинформировать об изменении расписания движения ВС в ^м аэропорту, Ху - количество грузоотправителей/грузополучателей/агентов, которых требуется проинформировать об изменении расписания ВС в ^м аэропорту, С- - средняя стоимость информирования одного клиента в 1-м аэропорту по маршруту следования ВС.
Затраты на предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет (У1.2)
Г 2 - расходы на предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет, W2i - количество пассажиров с выполненных нерегулярно (измененных, прерванных, задержанных) и отмененных рейсов с ребенком в возрасте до 7 лет, которым требуется организовать доступ в 1-м аэропорту в комнату матери и ребенка при изменении расписания полетов ВС, г - стоимость обслуживания одного пассажира с ребенком в возрасте до 7 лет в 1-м аэропорту.
Оплата услуг оператора на два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте для каждого пассажира при ожидании отправления рейса более двух часов (У1.3)
Г з (4)
/
где Yl.з - расходы на оплату услуг оператора на два телефонных звонка и два сообщения по электронной почте для каждого пассажира при ожидании отправления рейса более двух часов, Wзi - количество пассажиров рейсов, задержанных более, чем на два часа в 1-м аэропорту, Zi - средняя стоимость двух телефонных звонков и двух сообщений по электронной почте одного пассажира в 1-м аэропорту.
1.4. Затраты на обеспечение прохладительными напитками пассажиров при ожидании отправления рейса более двух часов.
Г 4
(5)
часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время
^1.6 = (7)
/
где Yl.6 - расходы на размещение в гостинице пассажиров, ожидающих вылета рейса более восьми часов днем и более шести часов ночью, W6i - количество пассажиров рейсов, ожидающих вылета более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время в i -м аэропорту, т - средняя стоимость размещения одного пассажира в гостинице 1-го аэропорта.
1.7. Оплата доставки пассажиров наземным транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется авиакомпанией без взимания дополнительной платы
^1.7 = х г,
где Yl.4 - расходы на прохладительные напитки для пассажиров при ожидании отправления рейса более двух часов, - количество пассажиров рейсов
при ожидании отправления рейса более двух часов, di - средняя стоимость прохладительных напитков в расчете на 1 пассажира, ожидающего отправления рейса более двух часов.
1.5. Расходы на обеспечение горячим питанием пассажиров при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время
Г1.5 (6)
/
где Yl.5 - расходы на обеспечение горячим питанием пассажиров рейсов, ожидающих отправления более четырех часов, W5i - количество пассажиров рейсов, задержанных более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время, Pi - средняя стоимость горячего питания одного пассажира в 1-м аэропорту.
1.6. Расходы на размещение в гостинице пассажиров при ожидании вылета рейса более восьми
(0
где Yl.7 - расходы на доставку наземным транспортом пассажиров до предоставляемой бесплатно гостиницы и обратно, W7i - количество пассажиров в 1-м аэропорту, для которых должна быть организована их доставка наземным транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется пассажиру авиакомпанией бесплатно, ^ - средняя стоимость доставки одного пассажира от 1-го аэропорта до гостиницы и обратно.
1.8. Затраты на организацию хранения багажа
Г1.8 х Ь,, (9)
(0
где Yl.8 - расходы на организацию хранения багажа пассажиров выполненных нерегулярно и отмененных рейсов, Gi - вес багажа пассажиров с выполненных нерегулярно (задержанных, прерванных, измененных) и отмененных рейсов в 1-м аэропорту, требующего дополнительных затрат на хранение, Ь -средняя стоимость хранения 1кг багажа пассажиров выполненных нерегулярно и отмененных рейсов.
Расходы, определенные ФАП-82 рассчитываются как сумма
Г = Г . 1 + Г . 2 + Г . з + Г . 4 + Г . 5 + Г . 6 + 7! . 7 + 7! . 8 (10)
В дополнение к перечисленным в п.1 расходам в авиакомпаниях возможны и другие затраты на оплату необязательных услуг, которые перевозчики оказывают клиентам и которые не определены отраслевыми нормативными документами [3].
2.1. Расходы на погрузку/разгрузку багажа, почты и груза при задержке рейса или замене борта ВС.
Г2.1 =ЕNхЬ (11)
(0
где Y2.1 - расходы на погрузку и разгрузку багажа, почты и груза при нерегулярном выполнении или отмене рейсов, N - вес груза и почты с задержанных и отмененных рейсов в 1-м аэропорту, требующего проведения дополнительных работ на погрузку и разгрузку с воздушного судна, ^ - стоимость погрузочно-разгрузочных работ при обслуживании одного самолето-вылета в 1-м аэропорту.
2.2. Затраты на размещение и хранение на складе почты и груза с отмененных и задержанных рейсов
Г2.2 =ЕА Х Ь (12)
(0
где Y2.2 - расходы на размещение на складе и хранение почты и груза, доставленных с отмененных и задержанных рейсов, Di - вес груза и почты с задержанных и отмененных рейсов в 1-м аэропорту, требующих дополнительных затрат на хранение, Ь - средняя стоимость хранения 1кг груза и почты с задержанных и отмененных рейсов в 1-м аэропорту.
2.3. Стоимость услуг «карго»-агентов в аэропортах по сети маршрутов авиакомпании при обслуживании задержанных и отмененных рейсов.
т,.
= 1А
о)
(13)
где Y2.3 - стоимость услуг «карго» - агентов в аэропортах по сети маршрутов при обслуживании задержанных и отмененных рейсов. В состав услуг входит оплата переоформления грузовых манифестов, консолидации/расконсолидации грузовой отправки, информирование клиентов, оформление/переоформление наземной доставки грузов и прочее, Qi - средняя стоимость дополнительных услуг «карго»-агентов в i-м аэропорту в расчёте на 1кг груза/почты с задержанных и отмененных рейсов.
2.4. Затраты на замену бортпитания, погрузку/разгрузку бортпитания и средств обслуживания пассажиров задержанных и отмененных рейсов
У2.4 =XW3i х (14)
(i)
где Y2.4 - расходы на замененное бортпитание, на его погрузку и разгрузку, а также на погрузку и разгрузку средств обслуживания пассажиров задержанных и отмененных рейсов, ri - средняя стоимость погрузки/разгрузки бортпитания и средств обслуживания пассажиров отмененных и задержанных рейсов, а также стоимость бортпитания, требующего замены по санитарным правилам и нормам.
2.5. Расходы на «интерлайн» при передаче пассажиров, почты и груза на рейсы других авиакомпаний
Y2.5 = w:Z х Rnacc + Gит х КР + oz: х кпоч (15) где Y2.5 - расходы по соглашениям о взаимном признании перевозочных документов (соглашения об «интерлайн» ) при передаче пассажиров, груза и почты с задержанных и отмененных рейсов на рейсы других авиакомпаний, W^ пасс - количество пассажиров с задержанных и отмененных рейсов, переданных на рейсы других авиакомпаний по «интер-лайн» по всей сети маршрутов авиакомпании за отчетный период, Gиыт гр, G интпоч - вес груза и почты соответственно, переданных с задержанных и отмененных рейсов на рейсы других авиакомпаний по «интерлайн», k^oo, k^, ^оч - средний размер комиссионного вознаграждения, выплачиваемого по «интерлайн» при передаче пассажиров, груза и почты на рейсы других авиакомпаний.
2.6. «Имиджевые» потери авиакомпании, возникающие при снижении регулярности полетов
72.6 = 0,001 х Dx (16)
где Y2.6 - «имиджевые» потери авиакомпании, возникающие при снижении уровня регулярности полетов, 0,001 - коэффициент, учитывающий долю доходов, теряемых авиакомпании при снижении регулярности полетов и сответствующем ухудшения «имиджа» авиакомпании (до 0,1% оборота по экспертной оценке Rigas Doganis), Dox - сумма доходов авиакомпании за год
2.7. Ущерб от уменьшения полученной выручки и потока наличных авиакомпании вследствие замедления оборачиваемости оборотных средств
Y2.7=(кз:кр - кг) х в
(17)
У 2.7 _ ^ пл кф
где Y2.7 - убыток (недополученная прибыль) вследствие замедления оборачиваемости оборотных средств авиакомпании, полученного при снижении объемов потока наличных, выручки и доходов перевозчика, kзакрпл - коэффициент закрепления оборотных средств авиакомпании, запланированные на
отчетный период, kзакр факт - фактический коэффициент закрепления оборотных средств, полученный вследствие уменьшения выручки/доходов авиакомпании при снижении регулярности полетов, В -объем выручки/доходов авиакомпании за период.
В общем виде прочие расходы определяются по формуле:
У2 = У2.1 + У2.2 + У2.3 + У2.4 + У2.5 + У2.6 + У2.7 (18)
Определенные нами в данном исследовании «коммерческие» расходы авиакомпании зависят от уровня регулярности полетов в обратной пропорции, то есть чем ниже регулярность полетов, тем значительнее расходы авиакомпании на обслуживание перевозок таких нерегулярно выполненных и отмененных рейсов.
Допустим упрощенно, что функция «коммерческих» расходов У от количества нерегулярно выполненных и отмененных перевозок имеет вид прямой пропорциональной зависимости:
У =фх а + с (19)
где Y - «коммерческие» расходы авиакомпании, С - нерегулярно выполненные и отмененные перевозки пассажиров авиакомпании, a - средние переменные расходы авиакомпании на обслуживание одного пассажира, C - условно-постоянные расходы авиакомпании при обслуживании нерегулярных перевозок.
В состав средних переменных расходов на обслуживание одного пассажира входят затраты [4]:
- на информирование пассажира об изменении расписания
- на предоставление комнат матери и ребенка (г),
- на оплату выполненных двух телефонных звонков и двух сообщений по электронной почте
- на горячее питание и прохладительные напитки (d),
- на размещение в гостинице (п),
- на наземный трансфер
- на хранение багажа (Ь),
- на замену бортпитания и средств обслуживания пассажиров (!),
- «имиджевые» потери авиакомпании в расчете на 1 пассажира.
К условно-постоянным расходам авиакомпании (С), возникающим при обслуживании нерегулярных перевозок, относятся административно-хозяйственные затраты на содержание аппарата управления авиакомпанией в условиях кризисных и сбойных ситуаций (оплата труда сотрудников с отчислением на социальные нужды, материальные затраты, амортизационные отчисления по основным производственным фондам и прочие общехозяйственные расходы).
3. Заключение
На практике «коммерческие» расходы имеют вид нелинейной зависимости от количества нерегулярных перевозок и от уровня регулярности полетов, однако для построения математической модели исследуемой функции требуется значительные статистические данные, объем которых в настоящее время незначителен в связи с тем, что ранее задача нахождения оптимальной регулярности полетов по критерию минимума затрат в авиакомпаниях России не решалась.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов Л.В, Фридман Г.М., Шебалов С.М. Математическое моделирование в оптимизации планирования авиационных перевозок: формулировки и методы решения типовых задач // Научный вестник МГТУ ГА, серия Прикладная математика. Информатика. № 132, 2008.
2. Виноградов Л.В, Фридман Г.М., Шебалов С.М. Математическое моделирование в оптимизации планирования авиационных перевозок: Перспективы развития и эффект от использования// Научный вестник МГТУ ГА, серия Прикладная математика. Информатика. № 132, 2008.
3. Кочегаров И.И., Жихарев К.В., Паршиков А.А., Таньков Г.В. К вопросу динамического анализа статистически неопределимых систем // Труды Международного симпозиума «Надёжность и качество», 2016, Том 1, стр. 183-186.
4. Годунов А.И., Баранов А.А., Байсанов А.З. Методы и модели выбора варианта тренировки при подготовке авиационных специалистов // Труды Международного симпозиума «Надёжность и качество», 2016, Том 1, стр. 268-270.