Социологические науки
УДК 316.43 DOI: 10.14529/ssh220109
ВЛИЯНИЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВА НА ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Е. И. Салганова1, Л. И. Белова1, Н. А. Гафнер1'2
1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация 2Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
В статье приводятся результаты исследования состояния, проблем и факторов, оказывающих влияние на изменение досуговой деятельности современной молодежи. Выявляются наиболее распространённые практики досуга, а также проблемные факторы деструктивного влияния интернета на досуг современной молодежи. Цель исследования - выявление современного состояния и особенностей трансформации досуговой деятельности молодежи. Среди ключевых проблем было определено, что переосмысление подходов к изучению досуговой деятельности обусловлено развитием цифровых технологий, тотальным вовлечением молодежи в медиапространство и репрезентацией досуга в цифровом пространстве; с развитием цифровых коммуникационных технологий подвергается коррозии и само явление «досуговая деятельность», современные технологии предполагают освоение определенных компетенций, направленных на их использование; досуг как возможность для саморазвития теряет свою популярность у молодежи, а стремление к развлечениям, получению сиюминутного удовольствия становится основой для досуговой деятельности. Наши выводы основываются на теоретических и методологических подходах к проблеме трансформации досуговой деятельности современной молодежи под влиянием цифровой среды. Кроме того, в статье приводятся данные самостоятельно проведенных авторским коллективом социологических исследований в период с 2003 по 2020 г. на территории Челябинской области. За основу берутся данные исследований, проведенных в 2019-2020 гг. В декабре 2019 г. проведен контент-анализ публикаций 150 аккаунтов социальных сетей молодежи Челябинской области. В январе -марте 2020 года в ходе личного интервью опрошено 300 респондентов в возрасте от 16 до 30 лет = 300), средняя продолжительность беседы - 60 минут. Кроме того, авторами проведен фрейм-анализ кейсов досуговых практик молодежи (К = 28 кейсов). Полученные результаты 2019-2020 гг. сравниваются с некоторыми данными более ранних авторских исследований 2003-2009 гг., что позволяет сделать некоторые выводы о состоянии и особенностях трансформации досуговой деятельности современной молодежи.
Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, молодежь, медиапространство, интернет.
Введение
Досуг является одной из важнейших сфер самореализации, самоактуализации и неотъемлемым компонентом образа жизни человека. Более того, без него невозможна полноценная социализация личности. Изучению досуга посвящено немало научных трудов как в социологии, так и в других гуманитарных науках. Особенно актуальным для нас представляется изучение досуга молодежи, так как она (молодежь) больше других подвержена влиянию со стороны нововведений и обладает более гибкой системой ценностей. К тому же у молодежи досуг во многом определяет степень удовлетворенности жизнью.
Цель исследования - выявление современного состояния и особенностей трансформации досуго-вой деятельности молодежи.
В исследовании ставились задачи по изучению современного состояния, проблем и факторов, оказывающих влияние на изменение досуговой деятельности современной молодежи; выявлению наиболее распространённых практик досуга,
а также проблемных факторов влияния медиапро-странства на досуг современной молодежи.
Объектом исследования выступила досуговая деятельность. Предмет исследования - трансформация досуговой деятельности молодежи.
Обзор литературы
Досуговую деятельность рассматривали в своих трудах ведущие теоретики социологии: Э. Дюркгейм, К. Маркс, П. Бурдье и другие. Например, К. Марксом разработана диалектическая концепция для более детальной характеристики понятия свободного времени. Он писал: «Свободное время, представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности - разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта...» [1, с. 221]. Э. Дюркгейм дополняет данный подход, определяя, что свободное время позволяет индивиду отвлечься от реальных социальных проблем, перенося в мир воображения. Также досуг призван выполнять компенсаторную функцию, в этом его схожесть с религией [2, с. 471-482].
П. Бурдье подчеркивал существенное различие досуговых практик людей, принадлежащих к разным социальным слоям: более привилегированному классу свойственны совершенно иные формы проведения досуга, нежели провинциальной буржуазии и представителям низших классов. Ученый даже получил эмпирические данные, свидетельствующие о социальной структурированности потребления, в том числе и досуговых форм.
М. Каплан наиболее полно раскрывает понятие досуга и представляет несколько его моделей (концепций) [3]. Включение молодого поколения в социокультурную жизнь общества через досуг представлено в работах С. Паркера [4]. Ученый выделяет целый ряд ключевых черт, которые характерны для досуговой деятельности. Среди них - выбор, гибкость, спонтанность и самоопределение.
Американский ученый из Манчестерского университета Ш. Бест представляет досуг как некий социальный контекст, в рамках которого происходит самоопределение индивида [5].
Несколько иной подход в понимании сущности и роли досуговой деятельности представлены французским исследователем Ж. Р. Дюмазедье. Ученый впервые вводит такое понятие, как «цивилизация досуга». Его идея основывается на стремлении понять досуг не только как центр современных культурных практик, но и как центральный компонент знаний об обществе и его культуре [6]. Профессор А. Джонс говорит о свободном времяпрепровождении граждан как одном из важных аспектов изучения социальной жизни современной ему Британии [7]. Другой современный британский ученый Д. Арнольд убежден в наличии тесной взаимосвязи между активным досугом и успешной карьерой человека [8].
Досуговые практики являются предметом изучения и для многих отечественных социологов, среди которых особое место занимают Г. Е. Зборовский, В. Т. Лисовский, В. И. Добрынина и др. Г. Е. Зборовский рассматривает также досуг (или свободное время) в тесной сопряженности с культурой, которая «...выступает в качестве содержания свободного времени, его определенного "наполнения"» [9, с. 57]. В. Т. Лисовский и В. И. Добрынина с позиции аксиологического подхода определяют образ жизни в системе культурных ценностей современной молодежи и их влияние на процесс социализации подрастающего поколения [10, 11]. Кроме того, Р. А. Теменьева рассматривает влияние досуговых практик на профессиональную деятельность граждан [12]. В русле этого подхода О. В. Понукалина и Т. А. Погрешаева определяют досуг как критерий качества жизни человека, показатель его психологического состояния [13, 14]. Мы согласны с подходом Г. П. Орлова, который рассматривает досуг как некоторую совокупность занятий человека в свободное время, при которых удовлетворяются физические, психи-
ческие и духовные потребности, прежде всего, для восстановления человеческих сил [15, с. 46].
Таким образом, анализ научных подходов к досугу, досуговой деятельности свидетельствует о многозначности данного социального феномена, для которого характерны такие признаки, как выбор, гибкость, спонтанность и самоопределение. По мнению ученых, досуговая деятельность выступает ценностью, условием и показателем уровня и качества жизни.
Социологический анализ досуговой деятельности личности предполагает рассмотрение объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на формирование соответствующих практик. К объективным факторам можно отнести экономические, культуру, ценностную систему общества, уровень и качество жизни, СМИ, где ведущую роль занимает интернет, семью, друзей, знакомых, т. е. референтную группу. К субъективным факторам относятся ориентация на общекультурные ценности, цифровые компетенции, общественная активность / пассивность, интерес к общественной жизни.
Теоретический анализ досуговой деятельности показал, что досуг является одним из важнейших компонентов социализации, самореализации, самоактуализации, деятельности и образа жизни молодежи. Мы определяем досуг как часть свободного времени, не занятую работой или учебой, деятельность для самосовершенствования или достижения иных общественно полезных целей по собственному выбору. В настоящее время одними из ведущих факторов трансформации досуга молодежи являются цифровые технологии и меди-апространство.
По мнению Н. В. Шарковской, интернет оказывает существенное влияние на культурное пространство современного общества, в рамках которого организуется молодёжный досуг. Автор отмечает, что в настоящее время компьютер является ключевым информационным инструментом в социальной, профессиональной и культурной деятельности [16].
Исследователи Н. Коулдри и А. Маккарти в работе «Медиапространство: Место, масштаб и культура в эпоху медиа» показывают тесную взаимосвязь пространства и медиа. Ученые подчеркивают значимость электронных медиа в повседневной жизни человека [17].
В понимании медиапространства нам близка позиция И. М. Дзялошинского. Ученый определяет его как некую условную территорию, «.на которой размещается информация и ее носители и куда время от времени заходят производители и потребители массовой информации» [18, с. 36]. Таким образом, медиапространство представляет собой совокупность медиаисточников, из которых молодежь получает информацию, и смысловое поле, которое эти источники формируют. Нас ин-
тересовало прежде всего, какие источники информации использовались молодежью Челябинской области для осуществления досуговых практик.
Мы согласны с мнением М. И. Егорова и И. С. Андронова, которые считают, что наше общество не готово в полной мере к повсеместному внедрению технических инноваций, поскольку повсеместное внедрение цифровых технологий требует не только адекватной реакции самого человека, но и формирования у него соответствующих компетенций, а также важна готовность всего общества [19].
Мы считаем, что правомерна точка зрения ученых, которые опровергают только положительное или только негативное влияние медиа-пространства на человека, поскольку интернет -это прежде всего инструмент взаимодействия с целевой аудиторией, новая площадка для специалистов и учреждений различных сфер современного общества [20]. В связи с этим мы так же, как и Н. В. Шарковская, считаем, что выбор того или иного досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами личности. Для досуговой деятельности молодежи должно быть характерно стремление к самоопределению, утверждение индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей, включенность в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации - Интернет и СМИ». В связи с этим досуговая деятельность выполняет следующие функции: развивающую, просветительную, рекреационную, коммуникативную, познавательную. Это, в свою очередь, определяет основные актуальные направления досуговой деятельности молодёжи в интернете.
Методы исследования
В основе нашего исследования - деятельност-ный подход, который позволяет рассматривать досуг как совокупность некоторых видов деятельности (интеллектуальной, физической, отдыха и развлечений), а также социологический подход, который позволил выделить ряд факторов, оказывающих влияние на формирование досуговых практик, поведения молодежи.
Эмпирическая база исследования - проведенные авторами социологические исследования за период с 2003 по 2020 год среди различных категорий молодежи Челябинской области. Целью данных исследований было выявление современного состояния, факторов и наиболее распространённых досуговых практик современной молодежи Челябинской области.
В январе - марте 2020 года авторами проведено интервью с 300 человек в возрасте от 16 до 30 лет. Информантами выступили молодые люди и девушки, проживающие в Копейске, Коркино, Озерске, Златоусте и Южноуральске. Выборочная
совокупность для проведения опроса формировалась методом доступных случаев. Также авторами был проведен фрейм-анализ 28 кейсов досуговых практик молодежи, контент-анализ публикаций 150 аккаунтов в социальных сетях молодежи.
В период с 2003 по 2009 год проведены опросы ежегодно более 2,5 тыс. студентов вузов Челябинской области. Тип выборки - многоступенчатая, серийная (вуз, курс, группа). Статистическая погрешность на каждом этапе исследований составляла не более 3,5 %.
В феврале 2005 года проведен опрос 545 школьников 7-9 классов и 570 учащихся начального профессионального и среднего специального образования пяти городов Челябинской области (г. Челябинск, г. Златоуст, г. Коркино, г. Озерск и г. Южноуральск). Была использована многоступенчатая репрезентативная выборка: город, учебное заведение, класс, курс. Статпогрешность - 3,3 %.
В 2007-2008 годах опрошено 910 школьников 9-11 классов, 430 учащихся профтехучилищ, 430 студентов средне-специального и 420 студентов высшего образования. Выборка многоступенчатая, квотная. Статпогрешность - 2,7 %. Методами сбора первичной информации выступили: анкетный опрос, глубинное интервью, анализ документов.
Результаты и дискуссия
Безусловно, досуг удовлетворяет в основном рекреационные потребности человека, а также потребности в общении и развлечениях. Исследование, проведенное среди школьников, студентов, работающей молодежи в 2020 году, показало, что молодые люди в свободное время чаще предпочитают «сидеть в интернете» (83,3 % школьников, 77,1 % студентов, 53,7 % работающей молодежи). Можно предположить, что такой высокий интерес молодежи к интернету определен прежде всего переходом многих образовательных учреждений, коммерческих организаций в смешанный формат работы с применением дистанционных технологий в связи с развитием в стране и в мире новой коронавирусной инфекции СОУШ-19. Сравнение результатов исследования 2020 года с результатами 2003-2008 годов выявило, что популярность интернета в структуре досуга молодежи не была столь высокой, но уже тогда имела несомненную тенденцию к увеличению. Так, в 2003 году проводил время в интернете лишь каждый пятый опрошенный, а к 2007 году доля таковых увеличилась до 41 %. Повышенный интерес молодежи к медиапространству подтверждается и результатами российских исследователей [21].
Вторым по популярности способом проведения досуга являются прогулки с друзьями (79,2 % школьников, 65,7 % студентов, 73,1 % работающей молодежи). Фрейм-анализ кейсов показал, что прогулки с друзьями для школьников - это не только вид развлечения, но и «способ отдох-
нуть от родителей и школы». Опросы, проведенные нами в 2007-2008 годах, показали, что проводить время с друзьями предпочитали не более 2,5 % опрошенных в каждой группе молодежи. Существенный рост в 2020 году данного вида до-суговой деятельности свидетельствует о том, что у современной молодежи имеется потребность в коммуникации.
Значительная часть современной молодежи предпочитает в свободное время заниматься спортом. Опрос среди школьников, студентов и работающей молодежи в 2020 году показал, что у школьников занятия спортом занимают третье место по популярности (45,8 %). Заметно реже спортом увлекаются студенты и работающая молодежь. По сравнению с результатами опросов студенчества 2003-2009 годов доля молодых людей, занимающихся физической культурой и спортом, заметно снизилась. Снижение интереса молодежи к спорту является одним из показателей негативного воздействия медиапространства на молодых людей. Современные молодые люди вместо активного образа жизни все чаще предпочитают виртуальный мир.
Такой вид досуга, как чтение, занимает только четвертое место в рейтинге досуговых практик молодежи. 37,5 % школьников и 29,6 % работающих молодых людей читают «для удовольствия». Меньше всего читают студенты вузов (15,7 %). Наши опросы 2007-2008 годов свидетельствуют о еще меньшей доле респондентов, увлекающихся чтением книг.
Современная молодежь все чаще предпочитает свободное время проводить в кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, кинотеатра, и совсем незначительная доля - в театрах и музеях. Анализ кейсов выявил ряд проблем в организации культурного досуга современной молодежи, что, возможно, и снижает ее интерес к культурному досугу. Второй выявленной в ходе анализа тенденцией оказалось распространение относительно новой формы досуга - отдых школьников в торгово-развлекательных центрах.
В ходе исследований нас интересовал и вопрос: «Как использует современная молодежь цифровые технологии?» Результаты исследования 2020 года показали, что большинство молодых людей в интернете предпочитают играть в компьютерные игры. Данные результаты подтверждаются и результатами международных и общероссийских социологических исследований [22-24]. Помимо проведения свободного времени в интернете, молодежь использует цифровое пространство для получения информации о возможности организации своего досуга, общения в социальных сетях [25, 26]. Помимо общения в социальных сетях, молодежь отражает в них свой досуг: делает фото во время отдыха и выкладывает в Инстаграм, ВКонтакте, отмечая друзей и геолокацию заведения.
Выводы
Анализ научной литературы, результаты проведенных авторами исследований за период с 2003 по 2020 год выявили, что молодежь в настоящее время не менее, чем в начале 21 века, испытывает потребность в отдыхе, развлечении и общении, которые не связаны с работой или учебой. При этом большинство молодых людей располагают достаточным количеством свободного временем для полноценного отдыха в течение дня. В то же время функция досуга как возможности для саморазвития теряет свою популярность у молодежи, а стремление к развлечениям, получению сиюминутного удовольствия становится основой для досуговой активности. Причем современное молодое поколение зачастую предпочитает пассивные формы досуга. Телевидение уже не является одной из приоритетных форм заполнения свободного времени - на первое место уверенно выходит проведение досуга в интернете, в том числе общение в социальных сетях, компьютерные игры и просмотр разного рода контента. По нашему мнению, это закономерный процесс, так как циф-ровизация общества, меняющая мировоззрение и ценности людей, в первую очередь влияет и на образ жизни молодого поколения. Молодежь все чаще предпочитает свободное время проводить в кафе, барах и ресторанах. Спорт, чтение книг не привлекают современных подростков. Отсюда развитие у многих молодых людей физических заболеваний, психических и поведенческих отклонений, пристрастие их к вредным привычкам. Для того чтобы оценить последствия этого процесса, необходимо проведение отдельного научного исследования, так же как и новых исследований по выявлению компетенций для адаптации молодых людей к цифровой среде.
Кроме того, наше исследование выявило ряд проблем, связанных с организацией культурного досуга молодежи области. Посещение театров, музеев школьниками воспринимаются как «не интересное и скучное занятие». По нашему мнению, в настоящее время для более эффективной организации культурного досуга подрастающего поколения необходимы меры по массовому внедрению в различные учреждения культуры новых форм работы, возможно, с применением цифровых технологий. Виртуальная реальность должна использоваться специалистами социально-культурной сферы не только с целью рекламы, но и для внедрения новых форм организации досуга молодежи. Особое внимание необходимо обратить на социальные сети, которые следует использовать в том числе и для онлайн- и офлайн-трансляции ключевых событий, мероприятий культурных заведений. Все это естественным образом привлечет современных молодых людей и приобщит их к культуре, желанию проводить свое свободное время в привычной для них обстановке. Повышение ка-
чества и доступности таких форм культурного досуга, как музеи, театры, на основе активного использования цифровых технологий, должно стать одним из приоритетных направлений региональной политики и органов местного самоуправления.
Литература
1. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. Ч 2. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Издательство политической литературы, 1969. - с. 221.
2. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М. : Наука, 1991. - 575 с.
3. Kaplan, M. Leisure in America: A Social Inquiry / M. Kaplan. - New York : John Wiley & Sons, 1960. - 368 p.
4. Parker, R. Sociology of Leisure / R. Parker. -New York, 1976.
5. Best, Sh. Leisure Studies: Themes and Perspectives / Sh. Best. - SAGE Publications Ltd; 1st Edition, 2009.
6. Dumazerdier, J. Ver une civilisation du loisir / J. Dumazerdier. - Paris : Pergamon, 1962.
7. Johns, E. A. The Social Structure of Modern Britain / E. A. Johns. - Pergamon Pr; 3rd Edition, 1979.
8. Kelly, С. M. The relationship between leisure activities and psychological resources that support a sustainable career: The role of leisure seriousness and work-leisure similarity / С. M. Kelly, K. Strauss, J. Arnold, Ch. Stride // Journal of Vocational Behavior. - 2020. - № 117. - URL: https://www.science direct.com/science/article/pii/S0001879119301125? via%3Dihub (дата обращения: 01.09.2021).
9. Зборовский, Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. -2006. - № 12. - С. 56-63.
10. Лисовский, В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В. Т. Лисовский // Тугариновские чтения. Вып 1 : материалы научной сессии Санкт-Петербург. филос. об-ва. - СПб., 2000. - С. 40-44.
11. Добрынина, В. И. Становление информационной культуры в России и ее влияние на процесс преемственности культурных ценностей / В. И. Добрынина, А. А. Колодина // Вестник МГУКИ. - 2017. - № 1. - С. 48-55.
12. Теменьева, Р. А. Изучение досуговых интересов населения / Р. А. Теменьева. - М., 2005.
13. Понукалина, О. В. Социокультурное значение досуга / О. В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство : сборник научных трудов. - Саратов : Юл, 2011. - С. 71-77.
14. Погрешаева, Т. А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т. А. Погрешаева. - Саратов : Изд-во СГУ, 2012.
15. Орлов, Г. П. Свободное время и личность /
Г. П. Орлов. - Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983.
16. Шарковская, Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2015. - № 4. - С. 136-141.
17. Couldry, N. Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age / N. Couldry, A. McCarthy. - New York : Routledge, 2004.
18. Дзялошинский, И. М. Медиапространство России: экологический аспект / И. М. Дзялошин-ский // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/mediaprostranstvo-rossii-ekologicheskiy-aspekt (дата обращения: 08.09.2021).
19. Егоров, М. И. Культура эпохи развитого информационного общества: проблемы, противоречия и конфликты. Подходы к формированию толерантного и неэкстремального сознания в условиях культуры информационного общества / М. И. Егоров, И. С. Андронов // Молодой ученый. - 2012. - № 7. - С. 224-227. - URL: https://moluch.ru/archive/42/5043/ (дата обращения: 27.08.2021).
20. Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете. - М. : Можайск-Терра, 2000. С. 32-40.
21. Арямова Т. В. Динамика досуговых предпочтений молодежи на рубеже веков / Т. В. Аря-мова // Вестник ТИУиЭ. - 2012. - №2 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-dosugovyh-predpochteniy-molodezhi-na-rubezhe-vekov (дата обращения: 09.08.2021).
22. Горшков, М. К. Российская молодежь в контексте социологического анализа / М. К. Горшков. - М. : ФНИСЦ РАН, 2019.
23. Бочарникова, И. С. Досуговые предпочтения современной Российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И. С. Бочарни-кова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/dosugovye-predpochteniya-sovremennoy-rossiy skoy-molodezhi-sravnitelnyy-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 10.07.2021).
24. Sheng-Hshiung T. Work-leisure conflict and its consequences: Do generational differences matter? / T. Sheng-Hshiung, Y. Chang-Hua // Tourism Management. - 2018. - № 69. - P. 121-131.
25. Губернаторов, Е. Школьная грамотность успешно хромает / Е. Губернаторов // Российская газета. - 2019. - 195. - URL: https://www.rbc.ru/ newspaper/2019/12/04/5de625b79a79476d525cf1d8 (дата обращения: 15.08. 2021).
26. Bourdieu, P. La Distinction: Critique sociale du jugement / P. Bourdieu. - Paris : Ed. de Minuit, 1979.
Салганова Елена Ивановна - кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-1549-8425
Белова Людмила Ивановна - кандидат культурологии, доцент кафедры социологии, ЮжноУральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-00018852-4703
Гафнер Наталья Александровна - кандидат философских наук, заведующий учебно-научной лабораторией социологических и маркетинговых исследований кафедры социологии, Южно-Уральский государственный университет, доцент кафедры социальной работы и социологии, Челябинский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-8434-2475
Поступила в редакцию 8 ноября 2021 г.
DOI: 10.14529/ssh220109
THE IMPACT OF MEDIA SPACE ON THE LEISURE ACTIVITIES OF TODAY'S YOUTH
E. I. Salganova1, L. I. Belova1, N. A. Gafner1'2
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation 2Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article presents the survey findings of the status, challenges, and factors that affect changes in leisure activities of modern youth. The most common leisure practices, as well as problematic factors of destructive Internet influence on the leisure of modern youth, are revealed. The survey aims at identifying the current status and specificities in the transformation of leisure activities of young people. Advanced digital technologies, total involvement of youth in media space, and representation of leisure in digital space result in a revision of approaches to leisure activity research among other key issues. The development of digital communication technologies adds a negative connotation to the «leisure activity» phenomenon. Furthermore, modern technologies presuppose mastering certain competencies aimed at their use; leisure time conception as an opportunity for young people's self-development declines in popularity; and obsession with entertainment, instant gratification becomes crucial for leisure activities. The authors' conclusions are based on theoretical and methodological approaches to the problem of transformation of modern youth leisure activities under the influence of the digital environment. In addition, the article presents the data of sociological research conducted independently by the authors' team in the period from 2003 to 2020 in the Chelyabinsk region. The data from the studies carried out in 2019-2020 serve as benchmarks. In December 2019, there was conducted a content analysis of the publications of 150 social media accounts of young people in the Chelyabinsk region. In January-March 2020, 300 respondents aged 16 to 30 years (N = 300) were interviewed in person, the average duration of the conversation was 60 minutes. In addition, the authors conducted a frame analysis of cases of young people's leisure practices (N = 28 cases). The obtained results of 2019-2020 are compared to some data from the earlier authors' research in 2003-2009, which allow drawing some conclusions related to the status and specificities of the leisure activities transformation of modern youth.
Keywords: leisure, leisure activities, youth, media space, Internet.
References
1. Marks K., Engel's F. Sochineniya: v 50 t. CH 2. [Works: in 50 vols. Ch. 2]. M.: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1969. S. 221.
2. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda: Metod sotsiologii [On the Division of Social Labor: A Sociological Method]. M.: Nauka, 1991. 575 s.
3. Kaplan M. Leisure in America: A Social Inquiry. New York: John Wiley & Sons, 1960. 368 p.
4. Parker R. Sociology of Leisure. New York, 1976.
5. Best Sh. Leisure Studies: Themes and Perspectives. SAGE Publications Ltd; 1st Edition, 2009.
6. Dumazerdier J. Ver une Civilisation du Loisir. Paris: Pergamon, 1962.
7. Johns E.A. The Social Structure of Modern Britain. Pergamon Pr; 3rd Edition. 1979.
8. Kelly S.M., Strauss K., Arnold J., Stride Ch. The Relationship between Leisure Activities and Psychological Resources that Support a Sustainable Career: The Role of Leisure Seriousness and Work-Leisure Similarity // Journal of Vocational Behavior. 2020. № 117. URL: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0001879119301125?via%3Dihub (data obrashcheniya: 01.09.2021).
9. Zborovskiy G.E. Sotsiologiya dosuga i sotsiologiya kul'tury: poisk vzaimosvyazi [Sociology of Leisure and Sociology of Culture: The Search for Connection] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2006. № 12. S. 56-63.
10. Lisovskiy V.T. Tsennosti zhizni i kul'tury sovremennoy molo-dezhi (sotsiologicheskoye issledovaniye) [Values of Life and Culture of Modern Youth (Sociological Study)] // Tugarinovskiye chteniya. Vyp 1: materialy nauchnoy sessii Sankt-Peterburg. filos. ob-va. Sankt-Peterburg, 2000. S. 40-44.
11. Dobrynina V.I., Kolodina A.A. Stanovleniye informatsionnoy kul'tury v Rossii i yeye vliyaniye na protsess preyemstvennosti kul'turnykh tsennostey [The Emergence of Information Culture in Russia and its Impact on the Process of Continuity of Cultural Values] // VestnikMGUKI. 2017. № 1. S. 48-55.
12. Temen'yeva R. A. Izucheniye dosugovykh interesov naseleniya [Study of Leisure Interests of the Population]. M., 2005.
13. Ponukalina O.V. Sotsiokul'turnoye znacheniye dosuga [The Sociocultural Significance of Leisure Time] // Sovremennaya kartina mira: obshchestvo, vremya, prostranstvo: sbornik nauchnyh trudov. Saratov: Yul, 2011. S. 71-77.
14. Pogreshayeva T.A. Svobodnoye vremya cheloveka v usloviyakh transformiruyemogo obshchestva [Human Free Time in a Transforming Society]. Saratov: Izdatel'stvo SGU, 2012.
15. Orlov G.P. Svobodnoye vremya i lichnost' [Free Time and Identity]. Sverdlovsk: Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1983.
16. Sharkovskaya N.V. Innovatsionnyye formy organizatsii dosuga studencheskoy molodezhi [Innovative Forms of Leisure Activities for Students] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2015. № 4. S. 136-141.
17. Couldry N., McCarthy A. Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age. New York: Routledge, 2004.
18. Dzyaloshinskiy I.M. Mediaprostranstvo Rossii: ekologicheskiy aspekt [Media Space in Russia: The Environmental Aspect] // Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/artic-le/n/mediaprostranstvo-rossii-ekologicheskiy-aspekt (data obrashcheniya: 08.09.2021).
19. Yegorov M.I., Andronov I.S. Kul'tura epokhi razvitogo informatsionnogo obshchestva: problemy, protivorechiya i konflikty. Podkhody k formirovaniyu tolerantnogo i neekstremal'nogo soznaniya v usloviyakh kul'tury informatsionnogo obshchestva [The Culture of the Era of the Developed Information Society: Problems, Contradictions and Conflicts. Approaches to the Formation of Tolerant and Non-Extreme Consciousness in the Conditions of Information Society Culture] // Molodoy uchenyy. 2012. № 7. S. 224-227. URL: https://moluch.ru/archive/42/5043/ (data obrashcheniya: 27.08.2021).
20. Babayeva Y.D., Voyskunskiy A.E., Smyslova O.V. Internet: vozdeystviye na lichnost' [The Internet: The Impact on the Person] // Gumanitarnyye issledovaniya v Internete. M.: Mozhaysk Terra, 2000. S. 32-40.
21. Aryamova T.V. Dinamika dosugovykh predpochteniy molodezhi na rubezhe vekov [Dynamics of Leisure Preferences of Young People at the Turn of the Century] // Vestnik TIUiE. 2012. № 2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-dosugovyh-predpochteniy-molodezhi-na-rubezhe-vekov (data obrashcheniya: 09.08.2021).
22. Gorshkov M.K. Rossiyskaya molodezh v kontekste sotsiologicheskogo analiza [Russian Youth in the Context of Sociological Analysis]. M.: FNISTS RAN, 2019.
23. Bocharnikova I.S. Dosugovyye predpochteniya sovremennoy Rossiy-skoy molodezhi: sravnitel'nyy sotsiologicheskiy analiz [Leisure Preferences of Contemporary Russian Youth: a Comparative Sociological Analysis] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/artic-le/n/dosugovye-predpochteniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-sravnitelnyy-sotsiologicheskiy-analiz (data obrashcheniya: 10.07.2021).
24. Sheng-Hshiung T., Chang-Hua Y. Work-Leisure Conflict and its Consequences: Do Generational Differences Matter? // Tourism Management. 2018. № 69. P. 121-131.
25. Gubernatorov E. Shkol'naya gramotnost' uspeshno khromayet [School Literacy is Successfully Lame] // Rossiyskaya gazeta. 2019. S. 195. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/12/04/5de625b 79a79476d525cf1d8 (data obrashcheniya: 15.08. 2021).
26. Bourdieu P. La Distinction: Critique Sociale du Jugement. Paris: Ed. de Minuit, 1979.
Elena I. Salganova - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Head of the Department of Sociology, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Lyudmila I. Belova - Cand. Sc. (Cultural Studies), Associate Professor of the Department of Sociology, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Natalia A. Gafner - Cand. Sc. (Philosophy), Head of Educational and Scientific Laboratory of Sociological and Marketing Research of the Department of Sociology, South Ural State University, Associate Professor of the Department of Social Work and Sociology, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Received November S, 2021
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Салганова, Е. И. Влияние медиапространства на досуговую деятельность современной молодежи / Е. И. Салганова, Л. И. Белова, Н. А. Гафнер // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». -2022. - Т. 22, № 1. - С. 70-77. БО1: 10.14529^^20109
Salganova E. I., Belova L. I., Gafner N. A. The Impact of Media Space on the Leisure Activities of Today's Youth. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2022, vol. 22, no. 1, pp. 70-77. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh220109