Новикова Наталья Михайловна,
психолог СРООРДА «Особенный мир», г. Саратов, Российская Федерация. &mail: natashanovikova33@mail.ru
Novikova Natalia Mikhaylovna,
Psychologist, SROORDA "Osobennyi mir", Saratov, Russia.
E-mail: natashanovikova33@mail.ru.
УДК: 151.8 ББК 88.485
М.С. Платонова
ВЛИЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО УРОВНЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье анализируются результаты нейропсихологического исследования состояния вербальных функций детей дошкольного возраста, в зависимости от материального уровня их семьи. Было выявлено, что, чем выше материальный уровень семьи, тем лучше формируются вербальные функции детей. По всем речевым показателям дети из семей с низким уровнем достатка отстают от своих сверстников из более обеспеченных семей. Оптимальные речевые показатели выявлены у детей из семей среднего уровня достатка.
Ключевые слова: вербальные функции; социально-экономический статус; материальный уровень семьи; моторная реализация высказывания; грамматический строй речи; связанная речь; номинативная функция речи.
M.S. Platonova
INFLUENCE OF THE FAMILY INCOME ON THE DEVELOPMENT OF THE VERBAL FUNCTION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN
The results of the neuropsychological studies, the state of the verbal function of children of preschool age, depending on the material level of their family are analyzed. It was found that the higher the material level of the family, the better the verbal function of children is formed. All verbal indicators, children from families with low incomes are lagging behind their peers from more affluent families. Optimal speech rates are found among children from families with average income.
Key words: verbal function; socioeconomic status; financial level of the family; the motor realization of language; the grammatical structure of speech; connected speech; the nominative function of speech.
ro ca о
X
о н га с; С
О
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста за последние годы значительно выросла, так как возросли требования к уровню развития речевых функций дошкольников. В норме к концу дошкольного возраста речь у детей отделяется от непосредственного практического опыта, что обусловливает возникновение ее новой - планирующей функции [2; 6]. Поэтому важной задачей психолого-
педагогического сопровождения этого возрастного периода является предупреждение речевых нарушений дошкольников и формирование правильных навыков речи, так как готовность или неготовность ребенка к школьному обучению зависит, в большей мере, от уровня его речевого развития [10].
Л.С. Выготский в своей концепции о культурно-историческом развитии высших психических функций особо подчёр-
кивал, что воздействие наследственных и социальных факторов на процесс психического становления ребенка происходит в их едином взаимодействии. Доказанным является и то, что высшие психические функции социально опосредованы, а, следовательно, сложные функции, имеющие длительный путь онтогенетического развития, все меньше испытывают на себе влияние наследственности, и все больше подвергаются влиянию социальной среды [2]. Неоспоримым является и тот факт, что среда раннего детства - это, прежде всего, семья. Значимость её влияния на психическое развитие ребенка обусловливает существование большого числа исследований, результаты которых свидетельствуют о неповторимом вкладе различающихся факторов семейной среды на когнитивно-личностное становление детей [1].
Одним из подробно изученных фактов является связь между социально-экономическими параметрами семьи (материальный уровень) и интеллектуальным развитием детей [13; 14; 15].
Еще в 30-х гг. начала ХХ века было установлено, что дети постоянно находящиеся в обедненных условиях, отстают в когнитивном развитии от детей, проживающих в нормальных условиях. При этом важным является и время нахождения ребенка в такой среде: чем дольше воздействуют на ребенка социально неблагоприятные факторы, тем хуже будут его когнитивные способности [4] и, напротив, чем больше насыщена среда культурными стимулами, через предоставленную возможность манипулировать новыми предметами, посещать музеи, библиотеки, выставки и т.д., тем гармоничней путь развития ребёнка [5].
В.Б. Докрелл, исследуя вербальное и невербальное мышление детей, обучающихся в разных типах школ (техническая и грамматическая), построил профили способностей с учетом социально-экономического уровня их семей. Полученные результаты позволили предположить, что именно развитие вербальной сферы связано с социально-
экономическим положением
семьи:
дети из семей со средним социально-экономическим уровнем, независимо от типа школы, имели высокий уровень вербального развития, а вот уровень невербальных способностей не зависел от социально-экономического положения семьи, важным оказался тип школы, в которой обучались дети. Полученные результаты позволили предположить, что именно развитие вербальной сферы связано с социально-экономическим статусом семьи, при этом высокий материальный уровень будет способствовать благополучному речевому развитию детей и, напротив, низкий материальный статус повышает вероятность низкого уровня вербального развития [8]. Отечественными учеными была установлена аналогичная связь: чем ниже материальный уровень семьи, тем хуже уровень речевого развития ребёнка младшего школьного возраста, особенно это касается морфологии и работы с целостным текстом [7; 13].
Задачей нашего исследования было выявить влияние материального уровня семьи на развитие вербальных функций детей дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие 70 детей в возрасте 5-6 лет. Из них: 28,5% дошкольников из семей с высоким уровнем дохода (более двух прожиточных минимумов на одного члена семьи), 38,5% детей из семей со средним уровнем дохода (от одного до двух прожиточных минимумов на одного члена семьи) и 33 % из семей с низким уровнем дохода (менее одного прожиточного минимума на одного члена семьи).
Были использованы методы нейроп-сихологического исследования вербальных функций, разработанные Т.В. Ахути-ной, Т.А. Фотековой [11]. Обработка данных производилась c использованием пакета программ SPSS for Windows, версия 20, t-критерия Стьюдента, однофактор-ного дисперсионного анализа ANOVA.
В ходе нейропсихологического анализа были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
-О X -О
с; го
ю ^
ф са
го го
X
о ф го
О О.
* О £ и
о р
о
X -О
о
3
о
4
—5 Ф ф I— I—
ГО <и
"" ч
Ф >5 S X U К * — X
со -&
Значения показателей Высокий 1 гр. Средний 2 гр. Низкий 3 гр. Уровень различий 1 и 2 гр. Уровень различий 1 и 3 гр. Уровень различий 2 и 3 гр.
Моторная реализация высказывания 0,21 0,24 -0,46 0,05* 0,044*
Словообразовательные процессы 0,14 0,31 -0,49 0,098~ 0,083~
Грамматический строй речи 0,20 0,40 -0,65 0,008* 0,000**
Номинативная функция речи 0,37 0,009 -0,31 0,077~
Связная речь 0,28 0,23 -0,52 0,018* 0,018*
Импрессивная речь 0,21 0,20 -0,42 0,071~
Понимание логико-грамматических контрукций 0,17 0,38 -0,60 0,019* 0,001**
* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.
Как видно, все показатели речевых функций дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным материальным уровнем, в той или иной мере имеют свои статистические различия. Наибольшие различия выявлены в таких речевых показателях, как грамматический строй речи (р=0,000) и понимание логико-грамматических конструкций (р=0,001). А также подтверждены однофакторным анализом различия в показателях моторной реализации высказывания, словообразовательных процессах, номинатив-
ной функции речи, связанной и импрес-сивной речи. По всем показателям дети, воспитывающиеся в семьях с низким материальным статусом, отстают от своих сверстников.
Рассмотрим более информативные характеристики речевых функций дошкольников.
Некоторые исследователи детской речи отмечают, что к шести годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса [3].
Табл. 2. Среднегрупповые показатели сформированности грамматического строя речи
Показатели Высокий 1 гр. Средний 2 гр. Низкий 3 гр. Уровень различий 1 и 2 гр. Уровень различий 1 и 3 гр. Уровень различий 2 и 3 гр.
1 2 3 4 5 6 7
Составление предложений по картинкам 1 12,5 13,09 11,55 0,017*
Составление предложений по картинкам 2 9,20 9,81 8,02 0,037*
Составление предложений по картинкам 3 9,03 9,67 7,99 0,098~
Составление предложений и слов начальной формы 9,92 10,66 8,15 0,032*
Повторение предложений 11,55 12,18 9,84 0,007*
Верификация предложений 8,95 9,38 6,69 0,058~ 0,009*
Добавление предлогов в предложение 11,0 10,27 8,34 0,046*
Образование множественного числа существительных 12,35 12,55 10,52 0,092~ 0,034*
1 2 3 4 5 6 7
Смысловые ошибки, балл 6,00 5,92 8,91 0,004* 0,000**
Лексические ошибки, балл 5,25 3,14 6,95 0,009*
* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.
Как видно из таблицы 2, у детей из семей со средним уровнем достатка составление предложений по картинкам различной сложности выполняется успешнее. Они правильно строят не только простые, но и многие конструкции сложных предложений. Различные результаты демонстрируют дети из семей с низким уровнем дохода. У детей данной группы возникают трудности в грамматическом структурировании как простых, так и сложных предложений.
В пробе на составление предложений из начальной формы дети из семей со средним уровнем достатка лучше справляются с заданием, чем их сверстники из семей материально менее благополучных, их показатели демонстрируют
статистические различия (р=0,03). Также стоит отметить, значимые различия в показателях количества смысловых ошибок (табл. 2). Чем ниже материальный уровень семьи, тем чаще возникают смысловые ошибки у детей при построении предложений.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что дети из семей со средним и высоким уровнем дохода более успешно усвоили сложную систему грамматических закономерностей, чем дети, воспитывающиеся в обедненных условиях.
Понимание логико-грамматических структур языка формируется в детском возрасте в процессе речевого общения и при нормальном развитии ребенка не требует специального обучения [9].
табл. 3. среднегрупповые показатели понимания сложных логико-грамматических конструкций
Показатели Высокий 1 гр. Средний 2 гр. Низкий 3 гр. Уровень различий 1 и 2 гр. Уровень различий 1 и 3 гр. Уровень различий 2 и 3 гр.
Понимание пассивно-активных конструкций 6,45 6, 96 4,14 0,005* 0,000**
.а X -О
го
ю ^
ф
СО ф
н
ей
со
го
ГО
¡Р
Ш о ф го
О О.
К о
т И о О
■^х 2 £
га °
—5 Ф ф I— I— ГО <й 2 Ч Ф >5
X и
К * | £
т-&
* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.
Из таблицы 3 видно, что понимание пассивно-активных конструкций вызывает затруднение у детей из семей с низким уровнем дохода. Наи-
более точное понимание логико-грамматических конструкций демонстрируют, дети из семей среднего и высокого достатка.
табл. 4. среднегрупповые показатели уровня моторной реализации высказывания
Показатели высокий 1 гр. Средний 2 гр. низкий 3 гр. Уровень различий 1 и 2 гр. Уровень различий 1 и 3 гр. Уровень различий 2 и 3 гр.
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
Исследование сформированно-сти звуковой структуры слова 14,35 14,29 13,21 0,009* 0,007*
Исследование орального праксиса 12,8 12,48 10,87 0,016* 0,035*
Повторение цепочек слов 9,9 10,68 8,80 0,095~
* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001; символом «~» обозначена тенденция.
В таблице 4 отражены данные, из которых видно, что моторная реализация высказывания лучше сформирована у детей из семей среднего уровня достатка, также по некоторым показателям и у детей из семей с высоким уровнем дохода. Дети из семей с низким уровнем дохода имеют определенные трудно-
сти в пробах на исследование звуковой структуры слова, орального праксиса, а также в пробе на повторение цепочек слогов.
Согласно полученным данным Т.А. Фотекова и др. [12], словообразовательные навыки в дошкольном возрасте только начинают формироваться.
Табл. 5.Среднегрупповые показатели уровня словообразовательных процессов
Показатели Высокий 1 гр. Средний 2 гр. Низкий 3 гр. Уровень различий 1 и 2 гр. Уровень различий 1 и 3 гр. Уровень различий 2 и 3 гр.
Называние детенышей животных 11,45 12,33 9,13 0,006*
Словообразовательные процессов качественных прилагательных 6,85 8 5,26 0,005*
* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.
Анализ показателей словообразовательных процессов выявил различия в пробе на называние детенышей животных и образовании качественных прилагательных. Среди детей из семей среднего уровня достатка успешнее дается образование названий детенышей и образование качественных прилагательных (таблица 5). Самые худшие
результаты в пробах на исследование словообразовательных процессов выявлены у детей из семей низкого уровня дохода.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Табл. 6. Среднегрупповые показатели сформированности связной речи
го ш о
X
о н го с; С
О
Показатели Высокий 1 гр. Средний 2 гр. Низкий 3 гр. Уровень различий 1 и 2 гр. Уровень различий 1 и 3 гр. Уровень различий 2 и 3 гр.
1 2 3 4 5 6 7
Пересказ, смысловая адекватность 10,66 10,87 8,75 0,096~ 0,023*
Пересказ, программирование текста 12,5 11,11 7,82 0,000** 0,007*
Пересказ, грамматическое оформление текста 10,75 10 8,91
Пересказ, суммарный показатель 46,25 43,14 34,56 0,006* 0,041*
Рассказ, смысловая адекватность 10,25 9,81 8,26
Рассказ, программирование текста 9,50 9,77 7,60 0,089~
Рассказ, грамматическое оформление текста 8,25 9,44 8,26
Рассказ, лексическое оформление 10,75 11,66 8,69 0,009*
Рассказ, суммарный показатель 38,75 40,37 33,26 0,057~
* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.
Наилучшие показатели сформиро-ванности связанной речи наблюдаются у детей из семей среднего и высокого достатка по таким речевым характеристикам, как: смысловая адекватность пересказа, программирование текста, лексическое оформление рассказа (таблица 6). В показателях грамматическо-
го оформления текста значимых различий между выделенными группами детей не выявлено.
Таким образом, анализ речевых показателей, представленных на рис. 1, показал, что все речевые функции в той или иной мере подвержены влиянию материального достатка семьи.
рис. 1. сравнительный анализ показателей речевых функций
На гистограмме отображены следующие значения: 1 - моторная реализация высказывания; 2 - словообразовательные процессы; 3 - грамматический строй речи; 4 - номинативная функция; 5 - связанная речь; 6 - импрессивная речь; 7 - понимание логико-грамматических конструкций
Наибольшему влиянию материального положения семьи подвержены такие речевые характеристики, как грамматический строй речи и понимание логико-грамматических конструкций. По всем речевым показателям дети из семей с низким уровнем достатка отстают от своих сверстников, воспитывающихся в семьях более материально обеспеченных родителей.
Оптимальнее всего речь формируется у детей из семей среднего материального достатка. При этом дети из семей со средним и высоким достатком близки по своим речевым возможностям. В целом наши данные показывают, что плохое материальное положение семьи может оказывать отрицательное влияние на развитие вербальных функций детей.
Библиографический список
1. Арон, И.С. Факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.С. Арон. - Казань, 2000. - 27 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1960. - 500 с.
3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
4. Глейтман, Г. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райс-берг. - СПб.: Речь, 2001. - 1068 с.
5. Годфруа, Ж. Что такое психология: учеб. пособие [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992. - 496 с.
6. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Наука, 1979. - 320 с.
7. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика [Текст]: учебник / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Матюхина, Е.Л. Григоренко / под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 447 с.
8. Сермягина, О.С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование [Текст] / О.С. Сермягина. - Кишинев: Штиинца, 1991. - 86 с.
9. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: кн. для учителя / Е.С. Слепович. - Мн.: Нар. асвета, 1989. - 64 с.
10. Туревская, Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2002. - 165 с.
11. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 85 с.
12. Фотекова, Т. А. Состояние вербальных функций в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Фотекова, М.В. Зайда, Н.О. Кузнецова // Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме: коллективная монография / под. ред. Т.А. Фо-тековой. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. -С.33-43.
13. Чернов, Д.Н. Семья как фактор социокультурной обусловленности речевого развития детей в онтогенезе // В мире научных открытий, 2010. - № 5(11). - Ч. 4. - С. 117-120.
14. Parcel T.L., Dufur M.J. Capital at home and at school: Effects on student achievement. Social Forces, 2001. V. 79. P. 881-911.
15. Votruba-Drzal Е. Economic Disparities in Middle Childhood Development: Does Income Matter? Developmental Psychology, 2006. V. 42. Р. 1154.
ro ca о x о
Ira с; С
О
References
1. Aron I.S. Factors forming the personality of a preschool child in a special social development situation: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). Kazan, 2000. P. 27. [in Russian].
2. Vygotsky L.S. Thinking and Speech. Collect. of 6 vols. Moscow: APN RSFSR, V. 2. 1960. P. 500. [in Russian].
3. Gvozdev A.N. Questions of the study of children's speech. Moscow: APN RSFSR, 1961. P. 470. [in Russian].
4. Glaytman G. Fundamentals ofPsychology. SPb.: Rech, 2001. P. 1068. [in Russian].
5. Godfroi J. What is psychology. 2 t. T.1 Moscow: Mir, 1992. P. 496. [in Russian].
6. Luria A.R. Language and Consciousness. Moscow: Nauka, 1979. P. 320. [in Russian].
7. Ravich-Shcherbo I.V. Psychogenetics M.: Aspect Press, 2000. P. 447. [in Russian].
8. Sermyagina O.S. Emotional relations in the family: socio-psychological research Chisinau: Shtiintsa, 1991. P. 86. [in Russian].
9. Slepovich E.S. Formation of speech in preschool children with a delay in mental development. Mn.: Nar. Asveta, 1989. P. 64. [in Russian].
10. Turevskaya E.I. Age psychology Tula: Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, 2002. P. 165. [in Russian].
11. Fotekova T.A. Test method of diagnosis of oral speech of younger schoolchildren. Moscow: Airis Press, 2006. 85 p. [in Russian].
12. Fotekova T.A. The state of verbal functions in preschool age. Fotekova T.A., ZaidaM.V., Kuznetsova N.O. Age, gender and individual typological specifics of higher psychicfunctions in the norn. Ed. Fotekova T.A. Abakan: Izdatelstvo Khakasskogo gosuderstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 2007. P. 33-43. [in Russian].
13. Chernov D.N. Family as a factor of sociocultural conditioning of speech development of children in ontogenesis. Vmire nauchnykh otkrytii, 2010. №5 (11). P.4. P. 117-120. [in Russian].
14. Parcel T.L., Dufur M.J. Capital at home and at school: Effects on student achievement. Social Forces, 2001. V. 79. P. 881-911.
15. Votruba-Drzal E. Economic Disparities in Middle Childhood Development: Does Income Matter? Developmental Psychology, 2006. V. 42. P. 1154.
Сведения об авторе: Платонова Марина Сергеевна,
аспирант кафедры «Клиническая психология»,
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Российская Федерация. КтаИ: s.mariana@lit.ru
Information about the author: Platonova Marina Sergeevna,
Postgraduate student, Department of Clinical Psychology, Khakas state University n. a. N. F. Katanov, Abakan, Russia. E-mail: s.mariana@lit.ru
.0 X .0
ro
Ю
Ф m
ro
ГО X
S о
<U ГО
О О.
* о
m и
о О
о
X .0
о
3
о
4
CPs ф ф
I— I—
ГО (Ü
s Ч О) >s s s X
к Ü ш -&