Научная статья на тему 'Влияние массовой культуры на появление новых видов туристского сервиса'

Влияние массовой культуры на появление новых видов туристского сервиса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1258
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние массовой культуры на появление новых видов туристского сервиса»

3. Кант И. Соч. в 6-та т.-М., 1966; Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 4-х т. М.,1968; Овсянников М. Ф., Средний Д. Д. Эстетика Гегеля в современной борьбе идей II Вопр. филос., 1970., № 8.

4. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974; Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976; Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989; Грановская P. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994; Насонова А.И. Духовное жизнетворчество личности. М., 1995; Батищев Г. С. Введение в психологию творчества. СПб.,1997.

5. Сагатовский В. Н. Деятельность как философская категория II Филос. науки. М., 1972, № 2; Коршунов А.М., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.,1974; Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

6. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970; Кедров Б. М. Соотношение отражения и творчества в процессе познания II Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. София, 1974; Архипцев Ф. Т. Творческая природа человеческого сознания II Вопр. филос., 1974; Стрельник Н. Т. Проблема активности сознания. М., 1981.

7. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993; Грофф С., Дэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1996; Иванов Г. И. Основные мотивы творческой деятельности. Ангарск, 1999.

8. Грофф С. За пределами мозга. М., 1993; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.,1999.

9. Габдулнасырова Р. И., Лебедев Б. К. Индивидуальность как личная форма общественных отношений II Личность в общественных отношениях, социально'-фмософс^ш аспект. Казань, 1983; Налимов В.

В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к 20 веку. М., 1994; Кривцун О. А. Личность художника как предмет психологического анализа II Психологический журнал, 1996; № 2; Фромм Э.Человек для себя, иметь или быть. Минск, 1997; Дука С. И. Человек - единство противоположностей. Социальная философия и философия политики (Материалы российского конгресса). СПб., 1997.

10. Ленин В. И. Полн. собр. соч., Т. 29. С. 195.

11. Трусов В. П. Современные психологические теории личности. Л., 1990.

12. Касавин И. Дискурс: специальные теории и философские проблемы// URL: www.intelros.ru (дата обращения: 09.02.13)

13. Хабермас Ю. Философский дискурс омодерне/ Пер. с нем. М., 2003.

14. Сатыбалова Е. В.Человеческая деструктивность: основания и формы проявления/Автореф. дис. ... канд. ф. н.. Екатеринбург, 2002.

15. Дюркгейм Э. Самоубийство//Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия/ Сост. и отв. ред. В.И.Добреньков, Л.ПБеленкова. М., 1994.

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. М., 2004. С.354.

17. Адлер А. Понять природу человека. М., 2011.

18. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Со-цис, 1991, №4.

19. Козлецкий Ю. Человек многомерный (Психологическое эссе). Киев, 1991.

20. Деррида, Ж. Диссеминация / Ж. Деррида; пер. с франц. Д. Кралечкина. Екатеринбург, 2007.

21. Дробышева Е.Э. Архитектоника культуры: опыт культурфилософской рефлексии. СПб., 2010.

УДК 796.5 ББК 379.85:1ф

ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА

Т.В. Скрипова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Теоретической базой для осмысления ториков культуры. Начало изучения мас-

влияния массовой культуры на развитие совой культуры как основы массового

туристского сервиса послужили работы общества еще в конце XIX века было по-

философов, психологов, социологов, ис- ложено Г. Лебоном, 3. Фрейдом, Э.

Фроммом, К. Ясперсом и др. Сторонники школы психоанализа анализировали массовую культуру с позиций теории бессознательного. Началом заката культуры называл О. Шпенглер распространение массы как доминирующей формы бытия [1]. Отечественный философ Н. Бердяев считал, что доступность культуры оборачивается ее усредненностью [2]. Одним из первых системный анализ массовой культуры произвел Д. Белл в работе «Конец идеологии». Он понимал массовую культуру как средство подъема культурного уровня широких слоев населения. Ее аксиологическая задача - редуцирование ценностей высокой культуры до уровня тех, кому они недоступны.

Основой для изучения специфики и признаков массовой культуры являются труды таких исследователей XX века, как Ж. Бодрийяр, X. Ортега-и-Г ассет, Г.Маркузе, Ж. Фурастье, О. Тофлер, В. Беньямин, М. Маклюэн, О. Хаксли. К отрицательным чертам человека массы ими отнесены: беспрепятственный рост жизненных интересов, неблагодарность ко всему, что облегчает жизнь, склонность к подражанию, обезличенность, одномерное, некритичное поведение и др.

В середине XX столетия помимо проблемы массового производства была отмечена проблема массового потребления [3]. Она привела к относительной унификации общества, стандартизации артефактов культуры. При этом М. Маклюэн говорил о новой электронноиндустриальной основе современной цивилизации, задающей относительно высокий стандарт культурной продукции, рассчитанной на широкий круг потребителей. Таким образом, мы видим, что в научном мире понимание и оценка массовой культуры не однозначны.

Неоднозначность оценки массовой культуры, с одной стороны, обусловлена ее сложной структурно-функциональной организацией, изучением которой среди российских исследователей занимались А. Флиер, Э. Орлова, В. Ерохин и др. С другой стороны, она обусловлена сложностью самого объекта изучения, который является динамично развивающимся

явлением современного общества. Поэтому рассуждения, лежащие в плоскости его исследования, дискуссионны.

Среди уровней массовой культуры выделяют китч-культуру, популярную культуру и неоэлитарную культуру [4]. Функционирование этих уровней обеспечивается за счет таких функций массовой культуры, как интегративная, адаптивная, коммуникативная, компенсаторная, гедонистическая. Совпадая с функциями элитарной культуры, они реализуются в рамках массовой культуры, трансформируясь в связи с ее иной ценностной ориентацией. В рассуждениях Е. Соколова [5] определена еще одна функция - рубрикаци-онная, обеспечивающая четкое разграничение системных элементов массовой культуры по различным тематическим группам (рубрикам). Благодаря рубрикации процесс производства и потребления продуктов всегда ориентирован на особый адресат - группу индивидов, имеющих определенные вкусовые предпочтения и жизненную позицию.

В дальнейшем на конкретных примерах мы обозначим проявление уровней и функций массовой культуры в туризме.

XX век стал родоначальником множества наук, которые изучают гуманитарные, социальные, природные, технические процессы, протекающие в современном мире. Исследуя один из феноменов XX века - массовую культуру, культурология использует междисциплинарный подход. Другим феноменом XX столетия ученые называют туризм, в исследование которого включилась, помимо экономики, социологии и пр., новая наука - туристика. Субъектом тури-стики является турист с его рекреационными потребностями, характеризующимися особой системой социальных, экономических свойств, физиологических, психологических состояний. Объект туристики - индустрия туризма. Предмет — туристский продукт. Наша цель - определить, каким образом туристский спрос и предложение формируются в соответствии с ценностными нормами и установками современной массовой культуры.

А. Гализдра, рассматривая феномен туризма в пространстве массовой культуры, считает, что их объединяют ценностные установки, функции и механизмы бытования [6]. Аксиологический аспект изучения туризма рассмотрен в работах французского социолога Т. Пака, швейцарского исследователя И. Крип-пендорфа, а также в статьях 3. Баумана (1995) и развивавшего его положения отечественного политолога А. Панарина (2005), О. Беззубовой (2003), Т. Абалкина (2005), Е. Шкапинской (2011). Работы, изучающие специфику взаимообусловленности этих феноменов достаточно разрозненны, различны по глубине, уровню осмысления и степени концентрации на заявленной проблеме. Г. Крупнин [7], базируясь на функциях массовой культуры, выделенных А. Флиером [8], к проявлениям массовой культуры относит индустрию интеллектуального и эстетического досуга, в том числе, культурный туризм. В диссертации Л. Ахатовой (Казань, 2008 г.) туризм определен как способ освоения действительности, в частности, культурных ценностей, а также как многофункциональное социальное явление, структурированное в феномен массовой культуры [9].

Массовая культура характеризует общество постиндустриального типа, где развита сфера услуг. Такую цивилизацию, где свободное время и досуг ценятся не меньше, чем труд, Ж. Дюмазедье [10] назвал цивилизацией досуга. Ж. Фурастье [11] считал, что возрастающая ценность времени и дифференциация потребностей приведет не только к активизации количественного роста услуг, но и к их индивидуализации. Рассматривая образ современного туриста, М. Бретон-Жирар [12] отмечал его стремление убежать от толпы, от рутины, настрой на развлечения и активное времяпрепровождение.

В среде отечественных исследователей (В. Квартальное, А. Александрова и др.) закрепилось мнение, что массовый туризм, преобладавший до начала 80-х годов XX века, отличатся однородностью мотивации потребителей и конвейерной

формой предоставления услуг. В конце столетия в связи с накоплением опыта, новым уровнем информированности происходит усложнение туристских потребностей, ведущее к диверсификации туризма, то есть на смену типичным турам приходят программы «с изюмин -кой». Изучение спроса на материалах турфирм позволяет проследить, что туризм зависит от моды и капризов потребителя, а они, в свою очередь, формируются СМИ и другими компонентами массовой культуры. Причем в своих запросах некоторые потребители идут от противного, отталкиваясь от желания «не быть массой». Изучая современные интернет-форумы, например, форум Винского, который заявлен как форум самостоятельных путешественников, можно наблюдать, как развивается самодеятельный туризм [13].

В статье использованы различные интернет-источники: туристские сайты и сайты новостных журналов, рейтинговых агентств и пр., что обусловлено поставленной нами задачей: найти примеры бытования уровней и реализации функций массовой культуры в сфере туристского сервиса. Часть их иллюстрирует тот аспект туризма, который специалисты классифицируют как «туризм за гранью морали» [14].

Одной из причин успеха массовой культуры является эксплуатация «коллективного бессознательного» (в терминологии Юнга), или «нижнего уровня души». Согласно идее 3. Фрейда, психосексуальные особенности человека базируются на «трех китах» - сексе, страхе, агрессии. Сегодня эти характеристики во многом определяют успешность продуктов массовой культуры, созданных на ниве кинематографа, литературы, театрального и зрелищного искусства. Об этом свидетельствуют исследования А. Гениса, А. Флиера, Л. Гудкова, О. Вайнштейн и др. На наш взгляд, проявление этих характеристик можно найти и в сфере туризма.

Один из признаков массового сознания - инфантилизм, установка на безграничное употребление благ, вера,

что «все дозволено и ничто не обязательно» [15]. Особенностью масс-культа является попытка преодоления разрыва между неограниченными возможностями современной цивилизации и ограниченностью среднего человека. Зрительные образы, тиражируемые рекламой, заставляют думать, что мир принадлежит человеку и подчиняется его желаниям. Основой художественного языка, предполагающего узнаваемость, становятся зрелищность, спецэффекты, эмоциональность, упрощенность форм и идей, «инфантилизация» их образных воплощений, а одним из способов продвижения — ориентация на идолопоклонство. С формой культуры неизменно меняется и ее содержание. Мастерское создание иллюзии реальности в компьютерной игре или компьютерной экскурсии не может заменить реальность. Но возможность повторения разрушает представление о неотвратимости, ответственности или эксклюзивности реальности.

Мировая туриндустрия - катализатор развития не только экономической, но и социальной, и культурной сфер. Появление новых видов туризма связано с изменением потребностей туристов. А укоренение этих новых видов, переход их в разряд ординарных и привычных свидетельствует об изменении ментальности современного туриста.

Важнейший параметр привлекательности туристского направления - его безопасность. Свидетельством тому -многочисленные рейтинги или экспертные оценки, прогнозирующие спад посещаемости стран в связи с ухудшением социально-политаческой или при-родно-вдиматической ситуации [16]. Несмотря на это, на рубеже XX-XXI вв. появились работы, исследующие такой вид туризма, как «темный» туризм [17]. Интерес к посещению мест, связанных со смертью, возник не сегодня. Но насколько ярким стало это явление именно сейчас, иллюстрируют статьи новостных сайтов по туризму и сенсационные заголовки, например, «террор-туризм» в Израиле, Шри-Л^ке и др.

В различных информационно-жали-тических изданиях журналисты обозначили новомодную тенденцию - «террор-туризм». Возникли версии о перспективах выживания туротрасли в целом, в сложных с точки зрения безопасности условиях. Анонсы и описания экскурсий на англоязычных сайтах свидетельствуют о наличии различных программ, связанных с местами посещения мест насилия и террора [18]. Мы видим, что под давлением современного общества потребность в отдыхе и путешествиях в течение XX века трансформируется, приобретая новые нюансы и смыслы.

Существуют несколько попыток объяснить это явление. На пресс-конференции в рамках открывшейся в Москве международной туристической выставки «Интурмаркет-2011» генеральный секретарь ТЖ\^ТО Талеб Рифаи (Та1еЬ Ш£а1) отметил: «Первое десятилетие XXI века было ознаменовано ростом неординарного туризма отчасти из-за произошедших в это время катастроф: десятилетие началось с печальных событий 11 сентября 2001 года и закончилось мировым финансовым кризисом» [19].

Начало нашего века действительно оказалось богато стихийными бедствиями, военными конфликтами и пр. Они стали почти привычными. И с этической точки зрения свое оправдание «темный» туризм находит в пробуждении чувств, в напоминании о произошедших трагедиях. Так позиционирует свое дело один из авторов экскурсий по местам терактов в современном Иерусалиме. С точки зрения Йоси Атия, Яффо в Иерусалиме является наиболее пострадавшей от террора улицей в мире. Начиная с 1960 года, на ней произошло около 12 крупных террористических актов. Поэтому тель-

авивский художник разработал тур «По дороге Яффа». Цель этого тура - заставить людей задуматься о страшных событиях, связанных с этим привычным, хорошо знакомым местом.

Некоторые туристы после экскурсии отмечают, что тур помог им прочувствовать степень ненависти и глубину тра-

гизма, владеющую людьми, вписанными судьбой в круг вражды и террора. Наряду с программами, предполагающими обращение к морально-этическим нормам, есть и сугубо развлекательные. В поселении Гуш-Эцион с туристами работают израильские инструкторы, прошедшие службу в элитных частях ЦАХАЛа [20]. В программу входит рассказ о борьбе с терроризмом, о функционировании отрядов самообороны Израиля, описание их операций. Развлекательным компонентом, удовлетворяющим современным требованиям интерактивности, является «сафари на террористов», во время которого участникам предлагается самим расстрелять картонные мишени с изображением террористов [21].

Такая разновидность «темного» туризма, как посещение мест трагедий связана с возможностью побывать там, куда больше никому не удалось добраться. Это порождает чувство собственной значимости и могущества. Подобные поездки планируются полулегально, но с особой тщательностью и максимальным соблюдением мер безопасности. Порожденный одним из базовых инстинктов, укорененных в подсознании, это туризм не для всех. Его привлекательность в возможности для избранных, он достаточно дорог и экстремален. Места трагедий бывают разные, тема туризма в Чернобыль или другие зоны, загрязненные радиацией, химическими отходами, в культурологическом плане может быть рассмотрена сквозь призму х/ф А. Тарковского «Сталкер» (тяготение к мистике подчеркивается некоторыми исследователями как важный элемент массовой культуры).

«Темный» туризм, связанный с посещением опасных районов, предполагает выброс адреналина. Стремление к ярким впечатлениям, острым ощущениям, сильным эмоциям отчасти обусловлено физиологическими потребностями человеческого организма в таких гормонах, как серотонин, адреналин. На выработку «гормона счастья» влияет солнечный свет и некоторые виды продуктов. Способом лечения депрессии называют све-

то-, цвето-, ароматерапию, положительные эмоции и пр., поэтому пляжный туризм в XX веке несколько десятилетий удерживал планку как один из наиболее популярных видов отдыха.

Особенностью животных организмов является приспособление к условиям внешней среды, человек добавил к этому видоизменение этих условий. Изучение истории показывает, что в течение прошлого столетия люди, жившие на Земле, находились в иных условиях, чем люди XIX века. Информационный бум, обозначенный Олвином Тоффлером как «шок от будущего» [22], убыстрение темпа жизни и пр. приводят к тому, что человек проживает жизнь в состоянии «вечного стресса». Ответной реакцией организма на внешнее воздействие агрессивного характера является выработка надпочечниками и поступление в кровь гормона адреналин. Этот гормон классифицируется как естественный наркотик, вызывающий привыкание к возбужденному состоянию. На смену адреналиновому всплеску приходит ощущение покоя. Повседневность современного человека такова, что эти спады и подъемы чередуются помимо его воли. Во время отдыха они становятся необходимы в силу привычки организма.

Согласно статистике, обычный пляжный туризм потерял свою популярность уже в конце XX в. На смену «трем S (Sea - Sun - Sand) пришли три L (Lore -Landscape - Leisure)». Современный туристский спрос характеризуют стремление к экзотике, потребность в знакомстве с иными культурами и наличие дозированного экстремального компонента. Сюда отнесем описанные исследователями экстремальные виды туризма и отдыха: спелеотуризм, дельтапланеризм, рафтинг, виндсёрфинг и пр. Получить экстремальные ощущения и впечатления от турпоездки можно различными путями, например, посредством «темного» туризма.

Утверждать, что этот вид туризма мог появиться только в современном обществе, позволяют многочисленные исследования и эксперименты. Изучая, как СМИ влияют на социальное поведение,

Дэвид Майерс приходит к выводу, что агрессивность следует за просмотром передач ТВ, а не наоборот [23]. Признавая уровень влияния ТВ и других СМИ на формирование массовой культуры и массового человека, можно предположить, что тяга к посещению опасных зон отчасти спровоцирована пропагандой происшествий, осуществляемой СМИ.

Страх нищеты, болезни, смерти в христианской и буд дийской религиозной традициях преодолевается аскезой. Но стремление к комфорту, поставленное во главу угла современной массовой культурой, делает этот путь спасения невозможным. В Китае в 2008 году, после землетрясения в провинции Сычуань, было принято решение развивать туризм на месте городских кварталов, уничтоженных во время стихийного бедствия. Это было вызвано массовым всплеском внутреннего туризма в регионе. В число достопримечательностей, ставших объектами осмотра, вошло разрушенное здание школы, под завалами которой погибли десятки детей. Чтобы обеспечить гостям надлежащий комфорт, для создания необходимой инфраструктуры, был выделен 131 миллион долларов. Праздник ассоциируется у нас с развлечениями, отдыхом и, если есть спрос на такой отдых, то возникает и предложение. Потребность в таком «туристическом аттракционе» характерна для тех, кто больше других нуждается в острых ощущениях и жаждет необыденных зрелищ.

Праздник предполагает смену вех, приобщение к сакральному, обретение моделей, образцов, питающих повседневность. Для «профанных» людей погружение в божественный мир есть временное бессмертие [24], поэтому обозначенный вариант «темного» туризма можно рассматривать и как способ подавления страха смерти - одного из глубочайших инстинктов человека. Этот вид туризма демонстрирует компенсаторную функцию массовой культуры.

У туристов из благополучных стран Скандинавии, из Германии, как показывает практика, пользуются популярностью туры, обеспечивающие контраст.

Жизнь в некоторых странах Европы характеризуется высоким уровнем дохода не отдельных слоев, а всего населения в целом, низким уровнем преступности, социальной защищенностью, политической стабильностью. Скандинавов отличает спокойный темперамент, исторически сформировавшийся в особых природно-климатических условиях, низкий эмоциональный накал в межличностных отношениях. Контрасты способны сделать жизнь ярче, разнообразнее, из-за этого она кажется длиннее, интереснее. Такой контраст для «сытых» европейцев предоставляют сразу несколько стран. Германцы любят бродить по улочкам Бангкока, самостоятельно путешествуя по кхлонгам, совершать вояжи на речку Квай, чтобы провести несколько дней в бунгало без электричества, слушая голоса джунглей... Но это - экзотика «повышенной комфортности».

В 90-е годы XX в. появился новый вид турпрограмм, обозначаемых как слам-^физм, от английского з1шп - трущобы [25]. Наиболее модные маршруты пролегают через фавелы бразильских Рио-де-Жжейро, Сан-Пауло, Белена, Бразилиа. Не менее популярны трущобы азиатской столицы преступности - Бомбея, а также экскурсионный маршрут в районе Мумбай - Дхарви, по следам героя фильма «Миллионер из трущоб». По остроте ощущений им уступают хутуны, густонаселенные окраины Пекина, — наследие Средневековья.

Для жителей РФ этот вид туризма пока еще не представляет особого интереса. Достаточно сходить в конце рабочего дня на Апраксин двор в Петербурге, чтобы еще некоторое время не особо мечтать о контрастах... Тем не менее, именно слам-туризм в своих целях так схож с «темным» туризмом. Здесь и выброс адреналина, и эксклюзивность поездки, и возможность «посмотреть в замочную скважину», и некий катарсис -увидеть, прочувствовать, словно прожить другую жизнь, испугаться за других, порадоваться за себя. Корни подобного явления скрыты в истории культуры. В Древней Руси в рамках ярмарочного ба-

латана, в средневековой Европе во время карнавала убожество, слабость, бедность сознательно выставлялись на потеху. Поэтому слам-туризм представляется нам лишь наследием человеческих страхов и тщательно скрытых пороков. Принято считать, что компенсаторная функция реализуется при потреблении глянцевой продукции, рисующей образ успешных людей. В данном случае налицо получение компенсации за счет сравнения себя не с идеальными героями культуры -поп-идол^и, а с представителями низов.

Сравнительно новым видом туризма, зародившимся в середине XX столетия и обслуживающим рвущееся наружу бессознательное, можно назвать секс-

туризм. На Генеральной ассамблее в городе Сантьяго (Чили, 1999 г.) сексуальная эксплуатация объявлена отрицанием туризма, так как противоречит основным его целям и должна преследоваться в соответствии с международным правом. Об этом пишут такие современные отечественные исследователи, как М.Б. Биржа-ков, М.М. Маринин, Е.Г. Маныч [26] и др. Несмотря на статью № 2 «Туризм -фактор индивидуального и коллективного совершенствования», формулирующую принципы Глобального этического кодекса туризма [27], принятого ВТО (1.10.1999), нельзя не признать, что сексуально ориентированный туризм успешно развивается и пропагандируется в некоторых странах.

Сайт для путешественников на портале Mail. Ru дает обзор городов, которые классифицируются как «секс-столицы мира». Среди русскоязычных сайтов география интимного туризма также представлена на сайте Travellutourmfo. К регионам секс-туризма здесь причисляются страны Северо-Восточной Африки, страны ЮВА, в частности, Таиланд, в Восточном Средиземноморье - Турция, Греция, в Восточной Европе - Болгария, Босния и Герцоговина, в Карибском бассейне - Ямайка, Куба, Доминикана. В 2009 г. женское движение FEMEN прогнозировало развитие секс-туризма в Украине. Это было обусловлено обострением экономического кризиса, девальваци-

ей национальной валюты и увеличением количества безработных среди женщин.

Гедонизм - один из определяющих компонентов общества потребления. «Секс» и «туризм» роднит стремление к новым открытиям, новым впечатлениям, к удовольствию и, как заметил Мишель Уэльбек, к счастью [28]. Деньги как способ и удовольствия, как цель структурируют современную массовую культуру, выстраивая новую иерархию ценностей и смыслов, идущих в разрез с традиционными нравственными представлениями. В современной культуре «все больше и больше любой соблазн, любой способ соблазнения, который является сам высоко ритуализованным процессом, уступает место натурализованному сексуальному императиву, требованию немедленной реализации желания» [29].

В современном туризме нашла отражение и идея реабилитации «телесного низа», исследованная М. Бахтиным на примере народной культуры Средневековья и Ренессанса. Смыкаясь в культурнопознавательном плане с обзором обычаев, традиций, связанных с гигиеническими привычками различных этносов, она реализуется в «Туалетном туре» по Берлину, а также в экскурсии по канализационной системе Парижа.

Писсуар, введенный в контекст современной массовой культуры, как арт-объект Марселем Дюшаном, в течение второй половины XX века стал полноправной достопримечательностью в кафе, ресторанах, торговых комплексах. Современные дизайнеры, оформляя «комнаты отдыха» в арт-кафе, охотно привлекают к ним внимание с помощью шутливых элементов, текстов и пр. В Индии, Великобритании, США, Германии существуют музеи туалетов. В 2011 г. в Висбадене, в бывшем доме пастора, открыт частный музей, названный его создателем, Михаэлем Бергером, «церковью юмора».

Эксплуатируют «туалетную» тему и сайты по туризму. На сайте «Все для туристов и путешественников» обсуждается тема «Туалеты в разных странах. Что Вас поразило?». Наряду с бытовыми оценками: грязно - чисто, платно - бес-

платно - «на халяву» - встречаются зарисовки, характеризующие образ жизни, природную, культурную специфику страны туризма. Рассказывая о туалетах в Гренландии, путешественница пишет: «Там вообще нет канализации, так как невозможно прокладывать трубы в скальной породе. Поэтому там используют желтые пластиковые мешки, которые вставляют в унитаз и используют до наполнения, потом их закрывают и выставляют во двор, где их забирает специальный грузовик и отвозит за пределы поселка. Зимой их сжигают. Поначалу очень шокирует, а потом ничего, привыкаешь, главное, что благодаря системе отдушек вони не слышно» [30]. Специфично подчеркивает значимость и равноправность обсуждаемой темы видеоряд сайта. Справа и слева фотографии таких достопримечательностей, как Palazzo Vecchio, Santa Maria del Fiore (Флоренция) и пр.

Обозначенные выше явления трудно в полной мере назвать видами туризма, скорее, это маргинальные явления в туризме, на практике постепенно становящиеся его неотъемлемой частью. Об этом свидетельствуют колонки сайтов по туризму. Например, на сайте Travel-lutour.info среди 34 видов туризма заявлен и секс-^физм [31]. Данный сайт сам может быть рассмотрен как явление массовой культуры. Причем здесь секс-туризм понимается в том числе и как культурно-познавательный вид поездок, позволяющий понять менталитет людей другой страны. Несмотря на несомненное влияние массовой культуры, стимулирующей удовлетворение различных, в том числе низменных, по шкале Маслоу, базовых (сексуальная) потребностей, обозначенные явления в туристском сервисе не являются массовыми по охвату и популярности. Их характеризует определенная «закрытость», неразрекламиро-ванность или специальная реклама, доступная для тех, кто интересуется данным вопросом. Поэтому мы говорим не о массовости как количестве, но о современной массовой культуре, то есть о специ-

фических ценностях и смыслах, присущих ей.

Специфика культурного туризма, ориентированного на реализацию познавательных потребностей человека, также может быть рассмотрена в контексте массовой культуры. Знакомство с мировыми шедеврами искусства, посещение исторических, природных и культурных памятников просвещают человека массы, в редуцированном виде доводя до его сознания ценности и смыслы элитарной культуры. Побочным эффектом в культурном туризме, спровоцированном массовой культурой, являются идолопоклонство, коммерциализация, эксплуатация зрелищности, примитивизм.

Идолопоклонство, связанное с религиозной культурой, исследователи относят к фундаментальным основам массовой культуры. В современную эпоху объектами поклонения становятся не боги, но люди харизматичные, носители власти или творческого начала. Памятные места, связанные с их жизнью, втягиваются в сферу туристского интереса. Современные места поклонения подразделяются на несколько видов. Есть места, ставшие центром внимания туристов еще при жизни кумиров. Притяжение к ним отличает сиюминутность, жажда сенсации. К ним относятся дом бывшего главы Северной Кореи Ким Чен Ира, известный как Замок; город Когело на западе Кении, связанный с биографией отца первого в мировой истории чернокожего президента.

Второй вид - места поклонения обезличенным носителям коллективного бессознательного, совершившим подвиг (могила неизвестного солдата). Также являясь частью массовой культуры, они выполняют функцию воспитания патриотизма и уважения. Третий вид - места жизни деятелей мировой культуры и искусства - выполняют функции просвещения и приобщения к прекрасному. Четвертый вид связан с конкретной субкультурой и вписан в определенную культурную традицию, в частности, котельная в Петербурге, на Петроградской стороне, где работал Виктор Цой.

Приведенная классификация не учитывает всех культурологических аспектов, а лишь приводит некоторые параллели, имеющие отношение к заявленной в статье проблематике.

Заигрывание с историей, ее популяризация, стремление обратить национальный багаж в звонкую монету в странах с давними культурными традициями и развитой туриндустрией также определены влиянием ментальности «человека массы». Идея своеобразной «машины времени» обусловлена развитием мультимедиа. В основе многих изобретений туриндустрии лежит жажда зрелищ, породившая феномен шоу. В декабре 2008 г. член городского совета Рима Умберто Брокколи, отвечающий за культурные ценности, высказал идею возрождения в Колизее боев «настоящих гладиаторов»: агрессивных, вульгарных, лишенных наносного лоска. Тяга к эпатажу здесь выражена больше, чем к истории.

Но зрелищность, как характеристика массовой культуры, в туризме имеет разные проявления. Она лежит в основе создания тематических парков, эстетика которых на начальном этапе была связана с самым массовым и зрелищным искусством - кинематографом. Зрелищность в туризме «узаконена» в рамках особого вида туризма — событийного, своими корнями уходящего в Античность. Он связан с посещением спортивных, культурных мероприятий, которые отличает эффектность и накал страстей. Широкомасштабные шоу дополняются техническими новинками, без которых в XXI веке немыслимо проведение любых праздников, имеющих международный статус. Это способствует повышению привлекательности объекта туризма, его массовости. В качестве примера можно назвать плавучий стадион-сцену для проведения спортивных состязаний в заливе Марина-Бей в Сингапуре.

Сформировавшейся особенностью современного сервиса и туризма является необходимость извлекать прибыль из мифологизированных объектов истории и

культуры. В итальянском городе Верона в 2008 году появилась новая услуга стоимостью 100 евро. Терраса, выходящая во дворик «дома Джульетты», была отремонтирована, стены освобождены от надписей, оставленных «паломниками» со всего света. Теперь желающие могут выгравировать с помощью лазера свое собственное романтическое послание на стене дома героини Шекспира.

Многопрофильные предприятия социально-культурных услуг, являющиеся объектами туризма, благодаря парковой анимации, выполняют адаптивную, компенсаторную, информационную, образовательную, совершенствующую, рекламную функции [32]. Актуальным принципом современного досуга, успешно применяемым в деятельности тематических парков за рубежом, является совмещение развлекательного и познавательного направлений. Это обеспечивает массовость и постоянство спроса. В РФ тематические парки еще не получили широкого распространения, но их идея -«производство праздника» в комплексе с просветительной тенденцией - реализуются отдельными социально-^льтур-ными учреждениями.

В декабре 2008 года в республике Якутия в специально обустроенном штреке ледника у горы Чочур-Муран открылся туристический комплекс под названием «Царство вечной мерзлоты» [33]. Центр был объявлен официальной городской резиденцией якутского Деда Мороза. В контекст игры посетители Центра включаются, скатившись с ледяной горки. Познавательная программа содержит несколько компонентов: интерактивное знакомство с адаптированными для широкой публики национальными якутскими обрядами благословения и очищения; экскурсию в мини-музей палеонтологии; экскурсию в подземные лаборатории Института мерзлотоведения РАН. Последняя предполагает возможность увидеть своими глазами то, что раньше было открыто лишь «избранным» - специалистам. Таким образом, реализуется редуцирующая функция массовой культуры, предполагающая доступность

специальных знаний простому человеку. Дизайн как явление массовой культуры, пропагандирующей стандартизованные каноны красоты, здесь связан с этническим колоритом комплекса. В оформление зала включены ледяные фигуры лебедей - мифологические символы чистоты и супружеской

верности. Обслуживание туристов предполагает комплексность и наличие

дополнительных услуг. Важнейший

элемент зонтичной структуры туризма -индустрия питания. В Центре эти услуги предоставляются в ледяном баре. В его меню, подчеркивая тематику «Царства вечной мерзлоты», входит строганина (мороженая рыба) и «мартышки»

(замороженная смесь творога, сметаны и ягод). Для современного человека, обремененного обилием разного рода

информации, впечатления собственной жизни необходимо подкреплять

зрительными образами, поэтому в

помещениях Центра возможна платная фото- и видеосъемка, продаются буклеты, открытки. Таким образом, реализуя несколько функций и демонстрируя

проявление всех трех уровней массовой культуры, Центр удовлетворяет широкий спектр потребностей современного

туриста.

Одним из признаков массовой культуры, активно реализующих развлекательную функцию в культурно-

познавательном туризме (при показе достопримечательностей, «которые непременно надо увидеть»), является стремление к показному преимуществу: «самый высокий», «самый длинный» и пр. Эта характеристика нашла воплощение при создании в южно-китайском городе Гуанчжоу самого высокого на сегодняшний день в мире колеса обозрения. Попытки привлечь внимание публики созданием «самого высокого в мире» колеса обозрения продолжаются, становясь вехами в стремлении повысить популярность туристского бренда страны или региона в целом, в развитии инженерной мысли, ступенями в умении мобилизовать капитал, инвесторов. В 2000-2006 гт. на первом месте была Британия («Лондонский

глаз», 135 м.), с 2006 по 2008 гг. - Китай («Звезда Наньчана», 160 м.), с 2008 по 2011 гг. - Сингапур («Парящий Сингапур», 165 м.), в 2012 - вновь Китай.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При помощи современных технологий колесо в Гуанчжоу расположено на смотровой площадке телевизионной вышки. Общая высота подъема составляет 450 м. Создание такого колеса удовлетворяет сразу несколько потребностей туристов. С одной стороны, это потребность в экстремальном компоненте отдыха. В больших городах, ориентированных на культурно-познавательный туризм, она удовлетворяется благодаря паркам аттракционов, а также подъему на высокие смотровые площадки. С другой стороны, наибольшую привлекательность для потребителей социально-культурного сервиса на рубеже XX-XXI вв. приобрела технологичность и новизна услуги (компьютеризация музеев, создание электронных каталогов библиотек и пр.). Высокотехнологичные кабины для обозрения исполнены в форме капсулы из стекловидного полимерного вещества, их конструкция гарантирует посетителям панораму в 360 градусов. Таким образом, удовлетворяется еще одна — максималистская потребность, сформированная современной массовой рекламой с ее призывом «взять от жизни все».

Навязывание программ осмотра, знакомства с культурой и достопримечательностями посещаемой страны насчитывает более столетия, если вести отчет с эпохи формирования туристского сервиса в Европе, с 40-х годов XIX века. В существующих рекламных изданиях по туризму просматривается рубрикационная функция массовой культуры. Чтобы рекламировать объекты осмотра и курьезы, способные привлечь внимание и позабавить массового туриста, существуют печатные и электронные путеводители, справочники, энциклопедии, буклеты. Созданная в 1955 г. книга рекордов Гиннеса - феномен массовой культуры, авторитет практически во всех областях. В ней можно узнать о наиболее посещаемых объектах туризма или социальнокультурного сервиса, которые имеют

специфические характеристики, позволяющие отличить их от других и внести в категорию «особенных». Один из таких объектов - самое большое в мире колесо обозрения в закрытом сооружении (47 м.), расположенное в столице Туркмении, в культурно-развлекательном центре «Элем» (Вселенная). Туристский рекорд, занесенный в книгу, связан с именем Джоржа Росдайла, который пересек границы 215 государств.

Облик, функции, акцент путеводителя постепенно трансформируются в соответствии с появлением новых компонентов в мировоззрении человека. Не претендуя на полноту мышления. Сравним «Рим и Ватикан» Чинция Валиджи (1995 г.) и «Рим... в прошлом и в настоящем с реконструкциями» R. A. Staccioli (2008 г.). Оба относятся к типу печатных авторских справочно-энциклопедических изданий. Первое издание формата А-4 содержит сплошной текст мелким шрифтом, рядом или на соседней странице -цветные фотографии. Путеводитель снабжен вкладышем с двумя плакатами, содержащими панорамный макет Древнего Рима (находится в Музее римской цивилизации). На макете пронумерованы, а в аннотации названы основные достопримечательности той эпохи. Фотография Forum Romanum помещена на развороте, памятники пронумерованы и подписаны внизу. Второй разворот представляет реконструкцию Форума, подписанную аналогичным образом. Панорамные фотографии представляют Палантин, Форум Трояна, Цирк Массимо. Широкоформатные фотографии, панорамные снимки, единство текста работают на целостное восприятие мира, а внимательное изучение пронумерованного макета рассчитано на человека с фундаментальным образованием.

Современный путеводитель вдвое меньше и поместится в дамскую сумочку, но текст более крупный. Легко сгибается, снабжен пружинами, как листовой календарь. На первой странице - схематичная карта археологической зоны. Затем -описание памятников с иллюстрациями. Текст лишен монолитности, на неболь-

шой странице встречается по два-три изображения с отдельными комментариями, вызывающими ощущение дискретности. Текст пестрит стрелочками, по типу электронного путеводителя или сайта. Единственное панорамное изображение - вид на то место, где был стадион Домициана, - связано с необходимостью показать его реконструкцию. В путеводителе доминирует попытка восстановления реальности прошедшей эпохи. На современные фотографии руин наложена картинка из прозрачного пластика с прорисованным изображением реконструированного объекта. Понятие виртуального мира (не будем углубляться в анализ понятия, проводившийся различными исследователями) - достояние современной компьютерной культуры - демонстрирует нам тягу к многослойной реальности, множественности миров. Название путеводителя говорит о легкости переноса в прошлое и возвращения в настоящее, о возможности пребывать в двух мирах одновременно. Фрагментарность современного путеводителя нацелена на людей экранной, мозаичной культуры, привыкших собирать целое по ярким, «выпуклым» кусочкам. Он более универсален и развивает в печатной форме актуальную идею дополненной реальности. Рассмотренный тип путеводителя может быть отнесен ко второму уровню массой культуры - популярной культуре.

Анализ фактов из сферы современного туристского сервиса показал, что влияние на него массовой культуры имеет не поверхностный, но концептуальный характер. Оно порождает не только маргинальные явления в туристском сервисе, но охватывает и сферу культурного туризма. Через него массовая культура редуцирует ценности элитарной культуры. Наряду с образцами китча (услуга во дворике «дома Джульетты»), в туризме проявляются и другие пласты массовой культуры. Путеводители относятся к типичным образцам популярной культуры. Создание необычных отелей, связанное с поисками искусства постмодерна (отель-кочевник «Everjand»), может быть также классифицировано как

проявление уровня неоэлитарной культуры в архитектуре. Многообразие и пестрота представленных фактов иллюстрируют все вышеназванные в начале статьи функции массовой культуры.

Информационно-культурные, структурные, геополитические изменения современного общества наиболее четко проступают в туризме как в одной из наиболее динамичных и гибких сфер сервиса. Рассматривая мифы о сервисе, А.А. Федулин и В.Э. Багдасарян [34], отмечают, что сервис может служить и инструментом развития духовных потенциалов, и средством морального разложения человека. С их точки зрения, этот вывод актуализирует вопрос о целенаправленном государственном управлении серви-

сом. На наш взгляд, ответственность при этом не снимается ни с гражданского общества, ни с отдельного человека. Все мы являемся потребителями массовой культуры, но часть общества относится к ее создателям. С.Г. Кара-Мурза в работе «Манипуляция сознанием» [35] замечает, что власть заинтересована в массовой культуре как форме новой религии, являющейся удобным средством управления «человекомассой». На службе у власти находится элита, креаторы массовой культуры. Таким образом, на их плечах лежит значительный груз ответственности за процессы, происходящие в сфере культуры, в том числе и в туристском сервисе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. С. 143-189.

2. См. Бердяев Н.А. Философия свободы. Харьков; М.: ACT: Фолио, 2002. С. 698.

3. См. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Республика: Культурная революция, 2006.

4. См. Пронькина А.В. Национальные модели массовой культуры США и России: культурологический анализ /А.В. Пронькина. Рязань, 2009. С. 38.

5. См. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

С. 108-110.

6. См. Гализдра А.С. Феномен туризма: социально-философский анализ: Автореф. дис. ...канд. филос. н. Саратов: Саратовск. гос. ун-т, 2006.

7. См. Крупнин. Г.Н. Основные проявления и направления современной массовой культуры II Массовая культура России конца 20 века (фрагменты к...) Ч. 1. / Под ред. В.Е. Васильева и Е.Г. Соколова. СПб.: Санкт-Петерб^гское философское общество, 2001. С. 150.

8. См. Флиер АЛ. Массовая культура и ее социальные функции / А.Я. Флиер II Общественные науки и современность. 1998. №6. С. 138-160.

9. См. Ахатова Л.И. Развитие туризма как особой формы массовой культуры в России в 20 - 80-е годы XX века: (на материалах ТАССР). Автореф. дис. ... канд. ист. н. Казань: Казан, гос. ун-т культуры и искусств, 2008.

10. См. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга II Вестник МГУ: Сер. 12. Социальнополитические исследования. 1993. № 1. С. 8-20.

11. См. Фурастъе Ж. Великая надежда XX века / Ж. Фурастье. М.: Наука, 2001.

12. См. подробнее: Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пос. СПб.: Питер. 2012. С.25.

13. Самодеятельный туризм — это туризм, организуемый туристами самостоятельно. См. закон РФ «Об основах туристской деятельности» от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ.

14. См. Туризм за гранью морали: справочное издание / М. Б. Биржаков, С.Ю. Макаров, Л.Ф. Колесова // Туристские фирмы / Сост. Н.А. Барсукова, М.Б. Биржаков, Д. Н. Панова и др. СПб.: Невский Фонд, 2003. Выпуск 29: Россия 2003 (адресный справочник). С. 229 -236.

15. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. С. 319.

16. См. Рейтинг самых посещаемых стран мира возглавила Франция II Сайт агентства Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2012/05/31/987128.html (6.07.2012); Египет потерял треть туристов из-за политического кризиса в 2011 году // Сайт РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20120115/539997929.html (17.07.2012).

17. См. Рыбакова Е.В. Спектральная типология Стоуна как вариант классификация объектов темного туризма // Культура и сервис: международный туризм как глобальная проблема современности: Сб. материалов III Межрегиональной научно-практической конференции. 23 ноября 2011 г. / Сост. М.И. Васильев, Н.М. Мышьякова. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. С. 32-42.

18. См. материны англоязычного сайта «Террор-^фгом в Израиле».

19. Игорь Мельник. Генеральный секретарь UNWTO предрекает туризму рост II Портал Турпром [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourprom.ru/news/12273/ (9.08.2012).

20. ЦАХАЛ — армия обороны Израиля.

21. В Гуш-Э^оне представили «еврейский экстремальный» туризм II Глобальный еврейский on-lain центр [Электронный ресурс]. URL: http://www.jewish.ru/news/israel/2012/06/news994308560.php (6.08.2012).

22. См. Тофлер О. Столкновение с будущим II Иностранная литература, 1979, № 3.

23. Майерс Дэвид. Социальная психология / Дэвид Майерс. СПб.: Питер, 2011.

24. См. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: Изд-во МГУ, 1994.

25. Слам-^физм II Сайт о туризме и путешествиях «В поездку!» URL: http://www.vpoezdku.ru/2009/04/16/slam-turizm/ (17.09.2012).

26. См. Маныч Е.Г. Секс-туризм как форма организованной преступности II Криминальная экономика и организованная преступность/ Под. ред. А.И. Долговой. М., 2007. С. 43-45.

27. Принципы Глобального этического кодекса туризма II Сайт «Все о туризме». Туристическая библиотека. URL: http://tourlib.net/books_tourism/babkin_pr1.htm (7.12.2012).

28. См. Уэльбек М. Платформа: роман / Мишель Уэльбек; пер. с фр. Ирины Радченко. М.: Иностранка, 2008.

29. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко: [Отклик на кн. Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать»] / Жан Бодрий-ар; пер. с фр. Д. Калугин. СПб.: Владимир Даль, 2000. С. 8.

30. Туалеты в разных странах. Что Вас поразило? II Сайт «Все для туристов и путешественников» [Электронный ресурс]. URL: http://www.turisnome.ru/Tualeti_v_raznih_str.htm (23.12.2012).

31. Виды туризма II Сайт Travelluxtour.info [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/20120507012840/http://travelluxtour.info/vidy-turizma/seks-turizm (1.03.2013).

32. См. Александрова А.Ю., Сединкина О.Н. Тематические парки мира: учеб. пос. / А.Ю. Александрова, О.Н. Сединкина. М.: КНОРУС, 2011. С. 17.

33. См. «Якутск приглашает туристов в "Царство вечной мерзлоты"». 17.12.2008 II Сайт NEWSru.com. Путешествия [Электронный ресурс]. URL: http://travel.newsru.com/article/17Dec2008/frozenearthjak (7.10.2009).

34. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Мифы о сервисе II Сайт «Сервисология. Наука о сервисе» [Электронный ресурс]. URL: http://servicology.ru/about/ (6.12.2012).

35. См. Кара-М^за С.Г.Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-М^за. М.: Эксмо: Алгоритм, 2010.

УДК 81-373 ББК 81.411.2

ТУРИСТСКИЙ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ: ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

Е.П. Бугрий

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Туризм как одна из отраслей сферы услуг, интенсивно развивающаяся, активно расширяет и обогащает терминологию. Практика применения терминологии туризма вызывает ряд вопросов, связанных, на наш взгляд, с нечеткостью дифференциации сфер использования специальной лексики, поскольку туризм можно квалифицировать и как вид досуговой деятельности, массовый спорт, и как отрасль индустрии, бизнеса.

Туристический дискурс реализуется

и в научных жанрах, и рекламноинформационной деятельности, и в официальных документах, в том числе и нормативных, регулирующих правовые отношения в этой отрасли, и т.п., что находит словесное выражение в научном, официально-деловом стилях, в публицистическом - в рекламноинформационной его разновидности, что обусловливает «поливалентность» лексики туризма. Функционирование же термина характеризует его принадлежность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.