66
Теория и технологии сферы услуг
УДК 338.465.4 ББК 65.05
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ВОЗМОЖНОСТИ
И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ*
Е.В.Печерица, Е.Е.Шарафанова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21
В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. В городе -221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных. Появляются новые традиции - ежегодные городские карнавалы [1].
Количество и состав объектов туристской привлекательности определяют структуру туристского интереса. Наиболее интенсивно развиваются культурно-познавательный, событийный, конгрессный, водный (круизный, паромный, яхтенный) виды туризма. Правительством города стимулируется развитие социального, оздоровительного и внутреннего туризма [2].
Санкт-Петербург воспринимается как привлекательная туристская дестинация. В 2013 году город посетило 6,3 млн туристов, в том числе 3 млн иностранных гостей. Из них 2,12 млн иностранных туристов воспользовались услугами гостиниц, что на 3% больше, чем в 2012 году. Всего за 10 лет количество иностранных гостей в Санкт-Петербурге увеличилось в 2 раза - с 1,5 млн до 3 млн человек в год. В 2013 году традиционно наибольшее количество туристов прибыло из крупнейших стран Европы - Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании, а также США и Японии. За последние годы прочно вошел в число лидеров Китай, выставив в 2013 году более 240 тыс. туристов [3]. Стабильно увеличивается доля индивидуальных туристов, достигшая примерно одной трети от общего потока туристов [4].
Музейное пространство Санкт-Петербурга ориентировано на широкий круг посетителей с различным уровнем доходов. Ценовая политика музеев Санкт-Петербурга демократична (табл.1). Она предусматривает возможность
*
Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» на 2014-2016 гг. Проект 2.2.3. «Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научнообразовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма»
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.
67
бесплатного посещения для многих категорий граждан Российской Федерации, например, Героев Советского Союза и Российской Федерации, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, многодетных семей, членов творческих союзов и т.п.
Таблица 1. Цена на посещения крупнейших музеев Санкт-Петербурга
Категории билета Эрмитаж [5] Русский музей [6] Исаакиевский собор [7] Екатерининский дворец [8] Петергоф [9]
Входной билет в главный музейный комплекс 400руб./ 8 eu 350руб./ 7 eu 250руб./ 5eu 400руб./ 8 eu 550руб./ 11 eu
Входной билет в главный музейный комплекс с дополнительными возможностями и ограниченным сроком действия 500руб./ 10eu 600руб/ 12eu 450руб./ 9eu
Входной билет для взрослых граждан РФ и Республики Беларусь 350руб./ 7 eu 250руб./ 5eu 250руб./ 50eu 400руб./ 8eu
Входной билет для студентов и школьников бесплатно 150руб./ 3 eu 50руб./ 1 eu 200руб./ 4 eu 300руб./ 6 eu
Кроме Эрмитажа, возможность бесплатного посещения всем туристам в установленные дни предоставляют Зоологический, Военно-морской, Г еологоразведочный, Историко-археологический, Г орный, Этнографический и другие музеи, Кунсткамера, Зоопарк.
В очень широком диапазоне изменяются цены в театры Санкт-Петербурга [10]. Цены на вечерние спектакли находятся в интервале от 300 руб. (6 eu) до 25000 руб. (500 eu). Имеется возможность бесплатного посещения отдельных спектаклей, фестивалей, выставок.
Приобрести пакет экскурсий можно посредством туристских фирм города. Например, стоимость популярного 7-дневного эконом-тура «Петербургская мозаика», включающего проживание в гостинице 3* (BB), посещение Петропавловской крепости (Петропавловского собора), Большого дворца Петергофа, Эрмитажа, Екатерининского дворца (включая Янтарную комнату), Казанского кафедрального собора, - составляет от 7090 руб. (142 eu) [11].
Продажа услуг объектов культурного туризма Санкт-Петербурга многоканальна. Наиболее эффективны следующие каналы:
1. Продажа туров, туроператорами, специализирующимися на въездном туризме в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В Санкт-Петербурге работает более 20 турфирм, специализирующихся на продажах туров, связанных с объектами культурного туризма [12].
68
Теория и технологии сферы услуг
2. Прямые продажи в билетных кассах и на сайтах объектов культурного туризма.
3. Он-лайн продажи. Наиболее популярным сайтом, предоставляющие широкие возможности, является сайт http://www.bileter.ru/afisha/2014-10-18/list7.html. Его организация позволяет забронировать билет или приобрести электронный билет в театр (по разделам: спектакль, водевиль, драма, интерактивный спектакль, мелодрама, моноспектакль, трагедия, фарс, фестивальный спектакль); на концерт (классика, рок, поп&экстрада, шансон и романс, джаз&блюз, танец, юмор, народное искусство, рэп, творческий вечер, электронная музыка, латиноамериканская музыка); шоу и цирк; клубы; предложения для детей (по разделам: для малышей, для младшего и среднего возраста; для детей 10-12 лет, для тинейджеров, для семейного просмотра, для школьной программы); экскурсии (по Санкт-Петербургу, по пригородам Санк-Петербурга, по Северо-Западу России, детские экскурсии, тематические экскурсии); отдых на воде (паромы, теплоходы); спорт.
4. Прямые продажи гостиниц, которые ведут к росту посещений объектов культурного туризма.
Сервисное обслуживание туристов осуществляет Городское туристскоинформационное бюро. Его основным задачами являются создание комфортной информационной среды для гостей и жителей города и продвижение туристского продукта Санкт-Петербурга на международном и российском туристских рынках. В настоящее время работают 11 информационных центров Городского туристско-информационного бюро, расположенных в непосредственной близости от основных достопримечательностей города, в аэропортах и пассажирском морском порту. Здесь представлены бесплатные рекламно-информационные материалы, буклеты, карты и путеводители [13]. Увеличение количества информационных центров необходимо для более комфортного пребывания иностранных туристов.
Основным инструментом продвижения Санкт-Петербурга на национальном и международном рынках туристских услуг являются туристские выставки в России и за рубежом. Наибольшей популярностью среди специалистов пользуются международные туристские выставки «Интурмаркет» (г. Москва) и «Инветекс» (г. Санкт-Петербург). В работе этих выставок принимают участие представители правительства города, туристских фирм, научной общественности.
Городское туристско-информационное бюро работает над расширением информационного пространства туризма Санкт-Петербурга. Всего заключено более 40 партнерских соглашений о сотрудничестве с туристско-информационными центрами Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. Деятельность в рамках достигнутых соглашений обеспечивает оперативный обмен опытом и информационными ресурсами в сфере туризма, разработку новых туристских программ и концепций,
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.
69
направленных на продвижение города на международном и российском рынках [13].
Продвижение отдельных туристских продуктов эффективно осуществляется за счет информации, расположенной на сайтах туристских фирм. Обычно сайты предоставляют следующие возможности бронирования: по телефону, электронным письмом, факсом, on-line заявкой.
Все большее распространение получает продвижение туристских продуктов в социальных сетях. Наиболее популярными являются сеть «ВКонтакте» и «Фейсбук». Регулярно выходят электронные журналы, например, «Peterburg2: Онлайн журнал о событиях, жизни и отдыхе». Роль традиционных печатных рекламных средств постепенно снижается; однако достаточно популярны бесплатные для читателей газеты «Метро», «Из рук в руки», «Центр Плюс». Печатные издания для профессионалов представлены газетами «ТУРИНФО», «Иностранец», «Вольный ветер», «TTG-RUSSIA», «Travel-gazetta», «Интер-виза», «Туризм и отдых», журналами «ГЕО», «Туризма&ШТЕККЕТ», «Вестник Российской Ассоциации Туристических Агентств» и др. [14]
Содержание рекламных объявлений существенно определяется видом рекламного средства. В газетах преимущественно дается название туристской фирмы, ее контакты и перечень услуги. Информация, доступная на сайтах турфирм и в социальных сетях, более информативна и интерактивна.
Продвижение бесплатного культурного туризма в Санкт-Петербурге на национальном уровне осуществляется на ряде сайтов [15; 16].
Эффективность продвижения Санкт-Петербурга в интернет-пространстве на международном уровне невысока из-за отсутствия англоязычных версий сайтов большинства компаний.
Культурный туризм представлен широким спектром различных объектов (туристские фирмы, театры, музеи, выставочные залы и галереи, цирки и пр.), поэтому работать в этой области могут лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование в сфере туризма (туризм, социально-культурный сервис и туризм, туризм и экскурсионное дело, менеджмент туризма, менеджмент организаций туризма и гостиничного хозяйства; экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства, музеология и охрана объектов культурного и природного наследия) [17].
Основные компетенции, необходимые для успешной работы в данном сегменте туризма, определяются прежде всего способностью к коммуникациям. Это предполагает определенный спектр необходимых знаний, навыков и умений, включая знание иностранных языков, знание истории объекта культурного туризма, города, страны. Важны навыки работы с экскурсионными группами, знание основ конфликтологии, современных экскурсионных методик, основ безопасности, умение оказать первичную медицинскую помощь, необходима коммуникабельность,
70
Теория и технологии сферы услуг
способность заинтересовать посетителей, сформировать яркое туристское впечатление, способность работать творчески, вне графика.
Специалист в области культурного туризма должен обладать:
- способностью создавать продукты культурного туризма;
способностью реализовать маркетинговые технологии продвижения
продуктов культурного туризма;
- готовностью к управлению качеством туристских услуг;
- знаниями и умениями в области финансового планирования и отчетности;
- знаниями в области истории и мировой художественной культуры;
- общей эрудицией;
Личные качества, необходимые для работы в культурном туризме:
- высокая стрессоустойчивость;
- развитые организаторские способности;
- хорошая дикция;
- хорошая память;
- способность убеждать собеседника;
- ответственность;
- умение общаться с людьми лично и по телефону [18].
Работодатели при приеме на работу отдают предпочтение соискателям,
имеющим опыт работы от 1 года.
В рамках проекта Tempus-Netour весной 2013 г. авторами статьи был проведен опрос руководителей и специалистов в области культурного туризма [19]. Направления будущего развития индустрии культурного туризма характеризуются экспертами неоднозначно. Общим является то, что во всех ответах прослеживается идея необходимости интеграции ресурсов культурного туризма при участии государства в процессах регулирования и финансирования проектов. Различия в ответах связаны с содержанием культурного туризма как вида творческой деятельности: одна часть
экспертов считает целесообразным разработку проектов туристскоэкскурсионных маршрутов, основанных на культурно-исторических ресурсах территории. Другая часть считает необходимым сосредоточиться на ресурсах музеев, которые станут основой для разработки нового туристского предложения.
Сильной стороной культурного туризма на региональном уровне в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является наличие программ событийного туризма, представляющих интерес для иностранных туристов, значительное количество объектов культурного туризма, связанных с именами выдающихся деятелей культуры и искусства мирового уровня (Пушкин, Набоков, Рерих, Чайковский и т.д.). Преимущества развития культурного туризма на национальном уровне связаны с разработкой национальных проектов, ориентированных на массового потребителя туристских услуг. В глобальном аспекте эксперты подчеркивают возможности сетевых форм организации культурного туризма. Следует отметить, что в ответах экспертов весьма четко прослеживается
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.
71
плодотворность формирования единого пространства культурного туризма как сегмента общемировой культуры, включая «путешествия» в историю, в реконструкцию исторических событий, знакомства с жизнью и творчеством выдающихся деятелей национальной, европейской и мировой культуры, религиозные путешествия.
Основной проблемой, сдерживающей развитие культурного туризма, является отсутствие системного диалога городских властей с работниками объектов культурного туризма, что порождает частные проблемы, связанные с ограниченностью финансирования, недостаточностью информационной поддержки. Проблема продвижения бренда Санкт-Петербурга и Ленинградской области как туристской дестинации, обладающей богатейшими культурно-историческими ресурсами, стоит достаточно остро. Эксперты отмечают также недостаточный уровень развития инфраструктуры туризма, особенно в Ленинградской области, проблемы общественной безопасности и правопорядка. Необходимо отдельно выделить такую проблему, как снижение общего образовательного уровня населения, что ведет к тому, что культурный туризм может перестать быть значимой потребностью.
Разработку стратегии увеличения потока туристов эксперты связывают с разработкой новых туристских предложений и квалифицированным маркетингом, включая позиционирование объектов культурного туризма, рекламными кампаниями и преодолением негативных стереотипов в представлении о России потенциальных туристов из стран Европы, Азии и Америки. Практически все эксперты подчеркивают роль рекламы, что, как было сказано выше, требует выделения или привлечения дополнительного финансирования.
Реализация стратегии связывается экспертами с созданием сетевых форм предоставления комплексных туристских услуг, развитием социального туризма, продвижением культурного туризма как образовательного.
ЛИТЕРАТУРА
1. SPB.IN.RU. Информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.spbin.ru/news/29232.htm (дата обращения 18.10.2014).
2. Техэксперт. Электронный фонд правовой и научно-технической информации
[Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/891852290(дата обращения
16.10.2014).
3. Голомолзин Е. Туристов в Санкт-Петербурге стало больше, чем петебуржцев [Электронный ресурс]. URL: http://foto-travel.net/2014/04/turistov-v-sankt-peterburge-stalo-bolshe-chem-peterburzhtsev (дата обращения 15.10.2014).
4. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. Культура и туризм [Электронный ресурс]. URL: http://gov.spb.ru/helper/culture/ (дата обращения 18.10.2014).
5. Официальный сайт Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс]. URL: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/02/hm2_0_2.html (дата обращения 19.10.2014).
6. Официальный сайт Государственного Русского Музея [Электронный ресурс]. URL: http://rusmuseum.ru/info/tickets/ (дата обращения 20.10.2014).
72
Теория и технологии сферы услуг
7. Официальный сайт государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
[Электронный ресурс]. URL: http://www.cathedral.ru/ceni_na_bileti (дата обращения
18.10.2014) .
8. Официальный сайт государственного музея-заповедника «Царское село» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tzar.ru/info/price (дата обращения 17.10.2014).
9. Официальный сайт государственного музея-заповедника «Петергоф» [Электронный
ресурс]. URL: http://peterhofmuseum.m/page.php?id=239&page=240 (дата обращения
17.10.2014) .
10. Билетер.ру [Электронный ресурс]/ URL: http://www.bileter.ru/afisha/2014-10-18/list7.html (дата обращения 18.10.2014).
11. Уровень тур Петербург [Электронный ресурс]. URL: http://www.uroventur.ru/priem-v-
peterburge/tury-v-peterburg-v-oktyabre/peterburgskaya-mozayka (дата обращения 18.10.2014).
12. Информационная система турфирм Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: http://tour-spb.ru/St+Petersburg (дата обращения 20.10.2014).
13. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. Городское туристско-информационноебюро [Электронный ресурс]. URL: http://gov.spb.ru/helper/culture/ctic/ (дата обращения 21.10.2014).
14. Интернет-каталог туристических услуг [Электронный ресурс]. URL: http://tours.belti.ru/press.php (дата обращения 16.10.2014).
15. Улица улыбок. Куда сходить бесплатно в Санкт-Петербурге? [Электронный ресурс]. URL: http://streetsmiles.ru/eventcategory/ekskursii (дата обращения 18.10.2014).
16. Peterburg2/Он-лайн журнал о событиях, жизни и отдыхе [Электронный журнал]. URL: http://peterburg2.ru/free/ (дата обращения 21.10.2014).
17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 220н [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/04/03/turizm-site-dok.html (дата обращения 15.10.2014).
18. Образование66.ру [Электронный ресурс]. URL:
http://www.obrazovanie66.ru/main_prof.php?profid=335 (дата обращения 18.10.2014).
19. NETOUR Project - «Network for Excellence in Tourism through Organizations and Universities
in Russia» [Электронный ресурс]. URL: http://www.netour.eu/wr (дата обращения
20.10.2014) .