Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / маркетинг / конкурентоспособность / имидж / корпоративная культура / конкуренция / индивидуализация / communication / marketing / competitiveness / image / corporate culture / competition / individualization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Мугаева

В современном мире, общество стремительно развивается, на первый план выходит информация и ее распространение. Конкуренция прогрессирует, появляется все больше различных компании, а также новых сфер деятельности. В связи с жесткой конкуренцией, созданной капитализмом, возникает необходимость создавать технологии и методы, которые смогли бы помочь одной организации выделиться на фоне других. Для повышения конкурентоспособности компании, необходимо создавать отличительные черты, повышать индивидуальность. Появляются новые направления, такие как реклама, PR. Они, в свою очередь занимаются, непосредственно, привлечением внимания людей к объекту. С развитием информационных технологий, компаниям приходится искать различные возможности, которые помогут в дальнейшем повысить продажи и увеличить свои позиции на рынке. Таким образом, появляется необходимость в создании имиджа для организации, который позволит ей выделиться из числа конкурентов и заработать большую аудиторию, чем другие компании. Имидж просто необходим для продвижения организации, он оставляет глубокий след в подсознании клиента, который в будущем способствует увеличению продаж. Научная специальность публикации: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF MARKETING COMMUNICATIONS ON ENTERPRISE COMPETITIVENESS

In the modern world, society is rapidly developing, information and its dissemination are coming to the fore. The competition is progressing, there are more and more different companies, as well as new areas of activity. Due to the fierce competition created by capitalism, there is a need to create technologies and methods that could help one organization stand out from others. To increase the competitiveness of the company, it is necessary to create distinctive features, increase individuality. There are new directions, such as advertising, PR. They, in turn, are directly engaged in attracting people's attention to the object. With the development of information technologies, companies have to look for various opportunities that will help to further increase sales and increase their positions in the market. Thus, there is a need to create an image for the organization that will allow it to stand out from among competitors and earn a larger audience than.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ»

4. Kim T. G. Transnationalization of entrepreneurial activity in the context of globalization: dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Stavropol State Agrarian University. Stavropol, 2008.

5. Kozlovsky A.V., Mityushnikova A. I. Managerial decision-making and risk management in the digital economy // Bulletin of the University. - 2020. - No. 3. - pp. 45-51.

6. Kuzubov A. A. Assessment of managerial decision-making in a crisis / / Azimut of scientific research: economics and management. - 2020. - No. 4. - pp. 191-194.

7. Mugaeva E. V. Problems of state regulation of investment activity of regions / / In the collection: Implementation of the results of innovative developments: problems and prospects. Collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 137-140.

8. Petrova O. V. Methodology of managerial decision-making: a textbook / O. V. Petrova. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. - 92 p.

9. Samokhin, S. V. Making managerial decisions in a crisis / S. V. Samokhin. - Text: direct / / Problems of modern economy: materials of the VI International Scientific Conference (Kazan, August 2017). - Kazan: Young Scientist, 2017. -pp. 102-105. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12801/ (accessed: 25.02.2021).

10. Sapunova T. A. Improving the efficiency of the use of human resources at the enterprise // In the collection: Economic security: legal, economic, environmental aspects. Collection of scientific papers of the 6th International Scientific and Practical Conference. Kursk, 2021. pp. 342-345.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11299

Е.В. Мугаева - к.э.н., доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

E.V. Mugaeva - Candidate of Economics, Associate Professor, Academy of Marketing and Social and Information Technologies-IMSIT.

ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ IMPACT OF MARKETING COMMUNICATIONS ON ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Аннотация. В современном мире, общество стремительно развивается, на первый план выходит информация и ее распространение. Конкуренция прогрессирует, появляется все больше различных компании, а также новых сфер деятельности. В связи с жесткой конкуренцией, созданной капитализмом, возникает необходимость создавать технологии и методы, которые смогли бы помочь одной организации выделиться на фоне других. Для повышения конкурентоспособности компании, необходимо создавать отличительные черты, повышать индивидуальность. Появляются новые направления, такие как реклама, PR. Они, в свою очередь занимаются, непосредственно, привлечением внимания людей к объекту. С развитием информационных технологий, компаниям приходится искать различные возможности, которые помогут в дальнейшем повысить продажи и увеличить свои позиции на рынке. Таким образом, появляется необходимость в создании имиджа для организации, который позволит ей выделиться из числа конкурентов и заработать большую аудиторию, чем другие компании. Имидж просто необходим для продвижения организации, он оставляет глубокий след в подсознании клиента, который в будущем способствует увеличению продаж.

Научная специальность публикации: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки).

Abstract. In the modern world, society is rapidly developing, information and its dissemination are coming to the fore. The competition is progressing, there are more and more different companies, as well as new areas of activity. Due to the fierce competition created by capitalism, there is a need to create technologies and methods that could help one organization stand out from others. To increase the competitiveness of the company, it is necessary to create distinctive features, increase individuality. There are new directions, such as advertising, PR. They, in turn, are directly engaged in attracting people's attention to the object. With the development of information technologies, companies have to look for various opportunities that will help to further increase sales and increase their positions in the market. Thus, there is a need to create an image for the organization that will allow it to stand out from among competitors and earn a larger audience than

Ключевые слова: коммуникации, маркетинг, конкурентоспособность, имидж, корпоративная культура, конкуренция, индивидуализация.

Keywords: communication, marketing, competitiveness, image, corporate culture, competition, individualization.

В наши дни имидж уже не просто понятие, в него входят различные составляющие. Ежедневно проводится все больше исследований связанных с имиджем. Появилось направление под названием имиджело-гия, которое изучают в институтах и учатся создавать различные образы. Так же появился термин «имидж организации».

Имидж организации - лицо организации, призванное создать в сознании общества определенный образ данной организации посредством СМИ, а также психологического влияния на аудиторию. Данный образ является искусственным, он имеет свои эмоциональные окрас, который придают имиджу, как при помощи реальных фактов, так и при помощи мифологизации и других имиджевых инструментов, зачастую это

выдуманные факты, которые хотел бы услышать потребитель, ведь людям необходимо узнать историю организации не зависимо есть она или нет. Именно такие факторы создают репутацию и привлекают внимание аудитории [10].

Лицо организации является результатом огромных трудов различных специалистов. Над ним работают дизайнеры, маркетологи, рекламщики, психологи, социологи, лингвисты, специалисты по пиару. Создаются специальные маркетинговые материалы, тратятся огромные средства на рекламу и на ее размещение в самых людных местах. Значение образа организации напрямую отражает его достаток, по этой причине в мире конкуренции без имиджа невозможно построить прибыльный бизнес. Образ позволяет завоевать любовь потребителей, привлечь новых и удержать уже существующих. Все эти факторы позволяют организации не просто закрепиться на рынке, найти свою нишу, так же они выводят организацию на лидерские позиции.

Имидж - представления, которые сложились в обществе, о каком - либо бренде, человеке или об организации. Мнение складывается исходя из деятельности объекта. Имидж создается при помощи пиара, пропаганды, а также рекламы, зачастую создается фальшивый образ, который на деле не отражает действительность, однако в массовом сознании он будет являться единственным возможным вариантом. Имидж способствует созданию позитивного образа организации, бренда или же человека [5].

В свою очередь, имидж - стратегическая цель маркетинга и управленческой деятельности. Эта цель так же имеет большое значение для компаний. Ее используют для внедрения различных технологий и проведения рекламных кампаний.

Символом предприятия чаще всего обозначают какое-либо изображение, ассоциирующееся с предприятием, к примеру, у бренда «Starbucks» символом является русалка. У компании «McDonalds» символом был клоун, однако от него впоследствии отказались. Таким образом, имидж формируется посредством тщательно распланированный работы, в которую включают различные мелочи. Именно это создает хорошую репутацию, обеспечивает высокий доход. Также тщательно продуманный имидж позволяет застраховать организацию от потери прибыли и тем более от банкротства на долгие годы.

Понятие «имидж» или на английском «image» впервые возникло в шестидесятых годах прошлого века, создал и ввел его в оборот американский экономист Стенли Болдуинг. Далее имидж начали использовать политологи, после этого имиджирование начали исследовать и использовать в политике, а также в социальной психологии. Однако, не смотря, на то, что понятие «имидж» появилось лишь в прошлом веке, действия по созданию имиджа существовали еще до появления самого понятия. В истории имидж существует с давних времен, исторические личности сумели создать настолько запоминающиеся образы, что до сих пор многие из них, по мнению общественности, имеют идеализированные черты.

Так же существовали культы личностей королей и правителей. Еще в древние времена в древнем Египте фараоны зачастую создавали себе имидж, посредством мистификации и создания сказки о том, что они якобы являются богами, и сформированный образ позволял им получать больше налогов.

В государствах, которые вели бесконечные войны, в основном формировали имидж, связанный с военными действиями, например, создавали имидж генералов, военных деятелей, делали все, чтоб в глазах обычного народа, военные являлись престижной должностью. В связи с этим, число воинственного населения приумножалось, а также увеличивались армии. Можно сказать, что имидж, связанный с войной, создавал для государства конкурентное преимущество [1].

Имидж - это отражение того, как та или иная часть общественности воспринимает предмет пиар-кампании (устойчивый образ субъекта в сознании общественности). Имидж предполагает под собой идеализированный объект, на который у потребителя должна появиться определенная, просчитанная реакция. Объект не должен иметь противоречий, он должен быть полностью продуманным, от его истории до настоящего времени.

В наши дни появляются новые веяния и методы по созданию имиджа, его обозначения. Появляются конкретные виды имиджа для каждой ситуации. Корпоративный имидж - оценка фирмы потребителями. Данный вид имиджа подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний является имиджем, который распространяется на работников бренда. Если внутри корпорации работники будут гордиться своим местом, будут любить свою работу, соответственно и работа будет выполняться качественно. Для этого многие фирмы создают специальные отделы, которые занимаются созданием теплых взаимоотношений между работниками. Существуют специальные методики, позволяющие сформировать благоприятную рабочую обстановку. Организовываются корпоративные встречи, начальство дарит подарки своим работникам, всячески поощряет их. Создается обстановка, при которой работникам хотелось бы работать всегда на том месте, где они находятся. Все это делается для получения дополнительной прибыли, по этой причине любая уважающая себя компания обязательно создает внутренний имидж [3].

Внешний имидж, в свою очередь, представляет собой совокупность факторов позволяющих организации лучше выглядеть в глазах потребителя. Это некая оценка потребителя, партнера или же клиента организации в целом.

В основном корпоративный имидж создают крупные организации, однако он необходим так же и государственным структурам для привлечения ресурсов, поддержки населения и финансирования. В корпоративный имидж входит такое понятие, как организационная культура.

Организационная культура или же корпоративная культура - это ценности и нормы, выбранные абсолютным большинством работников организации, которые соблюдаются и разделяются. Это важная составляющая успешной деятельности организации. При помощи корпоративной культуры компания приспосабливается к особенностям работы каждого вида деятельности и внутри организации создается атмосфера способная эффективно противостоять конкурентам, динамично развиваться, а также укреплять и увеличивать свои позиции на рынке.

Составляющие организационной культуры:

- четкое обозначение цели фирмы, ее облика (применение новейших технологий в своей деятельности, создание высококачественной продукции, получение лидерских позиций в своей области);

- строгая иерархия (выполнение полномочий, подчинение высшим лицам, взаимоотношения вертикальные и горизонтальные);

- осознание значимости руководства и их функций;

- хорошее отношение к сотрудникам (непредвзятое отношение к персоналу, справедливые вознаграждения, своевременная оплата труда, мотивация работников, создание возможностей для отдыха);

- правила подбора кандидатов на пост руководителя (эффективная работа кандидата);

- контроль дисциплины на рабочем месте, и работы коллектива в целом (соблюдение правил поведения, распорядка дня);

- форма руководства (сотрудничество, организация работы по собственному примеру, авторитарное управление);

- процедура принятия важных решений (коллективом или самостоятельно, создание совещаний, компромиссы);

- оценивание работы сотрудников;

- предоставление важной информации сотрудникам (устная или письменная форма, использование служебных информационных каналов, собрания, контакты с руководителем один на один);

- социализация (характер общения в рабочее время и после него);

- методы решения конфликтов (компромиссы) [9].

Все данные факторы позволяют соблюдать организационную культуру компании. Ведь если, к примеру, руководитель не выполняет работу, у персонала не возникает желания работать тоже. Важно следить за климатом в организации и содействовать в решении, каких-либо проблем.

Таким образом, при создании благоприятных условий в организации, возможно, создать образ в глазах работников, который будет привлекать новых потребителей среди семей и знакомых работников. От репутации зависит успех и долговечность организации. Эффективность положительного имиджа формирует в дальнейшем появление следующих факторов, которые необходимы для каждой организации:

- лояльность потребителей по отношению к компании, к предоставляемым товарам или услугам;

- рост популярность и известности бренда;

- возможность сосредоточиться на продвижении товарной марки, а не именно товаров или услуг в отдельности (создание других видов продукции, однако под тем же товарным знаком, позволяет получить аудиторию на рынке без всяческих проблем);

- снижение затрат не продвижение нового товара за счет доверия потребителя;

- привлекательность организации для работников, организация имеет выбор работников и может нанимать более квалифицированных сотрудников, которые будут выполнять работу качественнее.

В наши дни создание позитивного имиджа является для известных личностей и организаций делом первостепенной важности. Ведь именно индивидуальность и отличительные черты, заставляют привлечь к себе внимание, выделяет кого - то из большого количества конкурентов. Индивидуальность позволяет добиться удержания клиента, поддержания бренда, влияет на сознание общества. Имидж напрямую влияет на длительность делового успеха, повышения финансового состояния объекта, а также в целом положительно влияет на бизнес [7].

Для сохранения имиджа необходимо все время трудиться, проводить различные PR - акции, PR - кампании, публиковать рекламные тексты, пресс релизы, вести социальные сети, а также официальный сайт [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что имидж являлся инструментом для достижения каких-либо целей еще задолго до появления самого понятия. Имидж тесно связан с общественностью с незапамятных времен. Существует огромное количество определений данного понятия. Некоторые специалисты по PR настаивают на том, что понятия «образ» и «имидж» являются абсолютно различными понятиями.

Образ является обобщенной характеристикой объекта, в то время как имидж является наружной частью образа. Если образ, возможно, извлечь непроизвольно, он появляется в сознании при любом контакте с объектом, то для создания имиджа необходимо приложить усилия. Важно чтоб имидж был простым и четким, для легчайшего понимания его аудиторией. Зачастую используют иллюстрации, в организациях, в свою очередь, создают фирменный стиль, логотип.

Все вышеперечисленные параметры просто необходимы, для полного восприятия. Для достижения наилучшего результата необходимо использовать все органы чувств человека, чтоб он мог не только услышать, увидеть, но и почувствовать объект, сравнить его и сделать свои вывод. Зачастую используются приемы, которые создают ощущение у потребителя, что он сам создал данный образ и ему никто не помогал, однако это не является действительностью, все в имидже просчитано.

Таким образом, можно сказать, что имидж является одной из важнейших частей связей с общественностью, ведь общество, создавая образы для себя, невольно создает условия увеличения спроса и внимания к объекту. Имидж является важнейшей чертой для формирования конкурентоспособности организации. Организациям необходимо обязательно изучать его специфику и использовать данные для продвижения на рынке. Образ организации может позволить создать необходимые условия для увеличения прибыли, по этой причине нельзя пренебрегать им.

Источники:

1. Голуб И.Н. Вовлечение персонала как ключевой фактор успеха компании. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №8. С. 121-124.

2. Дегтярева Я.В. Имидж предприятия в условиях маркетинговой ориентации / Я.В. Дегтярева // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2019. № 8. С. 77-81.

3. Ким Т.Г. Транснационализация предпринимательской деятельности в условиях глобализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2008.

4. Козловский А.В., Митюшникова А.И. Принятие управленческих решений и риск-менеджмент в условиях цифровой экономики // Вестник университета. - 2020. - № 3. - С. 45-51.

5. Кузубов А.А. Оценка принятия управленческих решений в условиях кризиса // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - № 4. - С. 191-194.

6. Луговой С.А. Анализ имиджа коммерческой компании / С.А. Луговой // Синергия Наук. 2019. № 32. С. 1223-1231.

7. Мугаева Е.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности регионов // В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 137-140.

8. Тульчинский Г.Л. Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персоналом : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Л. Тульчинский, В.И. Терентьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. -255 с. - (Авторский учебник). - ISBN 978-5-534-05503-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/437894 (дата обращения: 17.07.2021).

9. Хваржев В.М., Сапунова Т.А. Повышение конкурентоспособности предприятия// Студент. Аспирант. Исследователь. 2019. № 5 (47). С. 238-243.

10. Ponomareva Elena Vladislavovna. Marketing PR and PR relations with marketing. Ural Federal University, 51, Lenina ave., Ekaterinburg. 2020 г. - 403 - 409 с.

References:

1. Golub I. N. Personnel involvement as a key factor of the company's success. Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 8. pp. 121-124.

2. Degtyareva Ya. V. The image of the enterprise in the conditions of marketing orientation / Ya. V. Degtyareva // The strategy of the enterprise in the context of increasing its competitiveness. 2019. No. 8. pp. 77-81.

3. Kim T. G. Transnationalization of entrepreneurial activity in the context of globalization: abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Stavropol State Agrarian University. Stavropol, 2008.

4. Kozlovsky A.V., Mityushnikova A. I. Managerial decision-making and risk management in the digital economy // Bulletin of the University. - 2020. - No. 3. - pp. 45-51.

5. Kuzubov A. A. Assessment of managerial decision-making in a crisis / / Azimut of scientific research: economics and management. - 2020. - No. 4. - pp. 191-194.

6. Lugovoy S. A. Analysis of the image of a commercial company / S. A. Lugovoy / / Synergy of Sciences. 2019. No. 32. pp. 1223-1231.

7. Mugaeva E. V. Problems of state regulation of investment activity of regions / / In the collection: Implementation of the results of innovative developments: problems and prospects. Collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 137-140.

8. Tulchinsky G. L. Brand management. Branding and working with personnel : a textbook for undergraduate and graduate studies / G. L. Tulchinsky, V. I. Terentyeva. - 2nd ed., ispr. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019 - - 255 p. - (Author's textbook). - ISBN 978-5-534-05503-0. - Text: electronic / / EBS Yurayt [website]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/437894 (date of reference: 17.07.2021).

9. Khvarzhev V. M., Sapunova T. A. Improving the competitiveness of the enterprise// Student. As-pirant. The researcher. 2019. No. 5 (47). pp. 238-243.

10. Ponomareva Elena Vladislavovna. Marketing PR and PR-relations with marketing. Ural Federal University, Yekaterinburg, Lenin Ave., 51. 2020 - 403-409 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.