Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческие решения / факторы влияния / кризисная ситуация / цифровизация / автоматизация / кризисные явления / management decisions / factors of influence / crisis situation / digitalization / automation / crisis phenomena

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Мугаева

Цифровые технологии быстро меняют нашу экономику и наше общество. Цифровая революция – это огромная возможность для общества: в ближайшие годы она станет одним из сильнейших факторов роста, создания рабочих мест и благосостояния. Цифровизация – это стратегическая инвестиция, как для государств, так и для предприятий, направленная на стимулирование развития за счет повышения эффективности и производительности труда и получения значительной экономии. Целью данного исследования является выявление кластеров цифровизации и анализ факторов и последствий цифровизации для современной экономики. Во всех областях деятельности и на всех стадиях менеджмента под управленческим решением понимают ключевой вид деятельности менеджера. Разработка и исполнение указанного решения демонстрирует сущность и содержание социального управления. Данный процесс определяется в науке в качестве специальной деятельности, которая становится особенно актуальной в период кризисных явлений и нестабильности. В статье представлен анализ современных особенностей разработки управленческих решений в условиях кризиса. Научная специальность публикации: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATIONAS A MODERN VECTOR OF MANAGEMENT DEVELOPMENT

Digital technologies are rapidly changing our economy and our society. The digital revolution is a huge opportunity for society: in the coming years it will become one of the strongest factors of growth, job creation and well-being. Digitalization is a strategic investment, both for states and for enterprises, aimed at stimulating development by increasing labor efficiency and productivity and obtaining significant savings. The purpose of this study is to identify digitalization clusters and analyze the factors and consequences of digitalization for the modern economy. In all areas of activity and at all stages of management, a management decision is understood as a key type of manager's activity. The development and implementation of this decision demonstrates the essence and content of social management. This process is defined in science as a special activity that becomes especially relevant during the period of crisis phenomena and instability. The article presents an analysis of the modern features of the development of management solutions in a crisis.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11298

Е.В. Мугаева - к.э.н., доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

E.V. Mugaeva - Candidate of Economics, Associate Professor, Academy of Marketing and Social and Information Technologies-IMSIT.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА DIGITAL TRANSFORMATIONAS A MODERN VECTOR OF MANAGEMENT DEVELOPMENT

Аннотация. Цифровые технологии быстро меняют нашу экономику и наше общество. Цифровая революция - это огромная возможность для общества: в ближайшие годы она станет одним из сильнейших факторов роста, создания рабочих мест и благосостояния. Цифровизация - это стратегическая инвестиция, как для государств, так и для предприятий, направленная на стимулирование развития за счет повышения эффективности и производительности труда и получения значительной экономии. Целью данного исследования является выявление кластеров цифровизации и анализ факторов и последствий цифровизации для современной экономики.

Во всех областях деятельности и на всех стадиях менеджмента под управленческим решением понимают ключевой вид деятельности менеджера. Разработка и исполнение указанного решения демонстрирует сущность и содержание социального управления. Данный процесс определяется в науке в качестве специальной деятельности, которая становится особенно актуальной в период кризисных явлений и нестабильности. В статье представлен анализ современных особенностей разработки управленческих решений в условиях кризиса. Научная специальность публикации: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки).

Abstract. Digital technologies are rapidly changing our economy and our society. The digital revolution is a huge opportunity for society: in the coming years it will become one of the strongest factors of growth, job creation and well-being. Digitalization is a strategic investment, both for states and for enterprises, aimed at stimulating development by increasing labor efficiency and productivity and obtaining significant savings. The purpose of this study is to identify digitalization clusters and analyze the factors and consequences of digitalization for the modern economy.

In all areas of activity and at all stages of management, a management decision is understood as a key type of manager's activity. The development and implementation of this decision demonstrates the essence and content of social management. This process is defined in science as a special activity that becomes especially relevant during the period of crisis phenomena and instability. The article presents an analysis of the modern features of the development of management solutions in a crisis.

Ключевые слова: управленческие решения, факторы влияния, кризисная ситуация, цифровизация, автоматизация, кризисные явления.

Keywords: management decisions, factors of influence, crisis situation, digitalization, automation, crisis phenomena.

В качестве основного вида деятельности руководителя управленческое решение во всех сферах деятельности и на всех стадиях управления базируется на понимании объективных закономерностей развития системы, подлежащей управлению. Указанное решение состоит из системы последовательных, целенаправленных, взаимосвязанных и логических управленческих действий, которые должны обеспечивать разработку, принятие и его исполнение, гарантирующее достижение цели [1].

Фактически разработка управленческого решения представляет собой циклический процесс с последовательным и непрерывным анализом внутренней и внешней среды. Многие классические теории и концепции менеджмента рассматривают процесс разработки управленческий решений в условиях стабильности функционирования хозяйствующего субъекта. Но фактические современные реалии, в том числе геополитическая напряженность, экономическая нестабильность, санкционные ограничения, мировая пандемия коронавируса и многое другое формируют факторы и риски для возникновения кризисных ситуаций, в рамках которых разработка управленческих решений будет иметь свои особенности.

В условиях кризиса разработка управленческих решений связана с ограниченностью в ресурсах, времени и определенной информации. Она направлена на достижение эффекта в ближайшем будущем, поэтому требует от руководителей применения подходящих методов, включая оценку и анализ промежуточных результатов [2].

Процесс разработки управленческих решений в условиях влияния кризисных явлений наглядно представлен на рисунке 1. Представленная на рисунке информация указывает на то, что особенностью разработки управленческих решений в условиях кризиса является необходимость оперативной и достаточной информации относительно возникшей ситуации.

Изучение научных источников по рассматриваемой проблеме показывает, что на сегодняшний день в мире применяются два основных подхода к разработке управленческого решения в кризисных условиях:

1. Ответственный за разработку управленческих решений использует информацию, трактовка которой предполагает наличие опыта для формулирования собственных предположений о возможности наступления определенных внешних условий данного предприятия, а также для оценки результативности определенной стратегии развития в случае изменения внешней среды.

2. Ответственный за разработку управленческих решений при высоком уровне неопределенности, обусловленной кризисными явлениями, не формулирует предположений о возможности наступления разных внешних событий, или не учитывает данные возможности, или определяет их как равные. В данных условиях для разработки управленческих решений применяются разнообразные критерии, которые выработаны мировой практикой [4].

Рисунок 1 - Процесс разработки управленческих решений в условиях кризиса

При любых условиях разработка управленческого решения в период кризиса имеет рад ограничений, связанных с такими факторами как: время, информация и затраты (таблица 1). В рамках разработки эффективных управленческих решений в условиях кризиса необходимо принимать во внимание и анализировать факторы, которые позволяют оценить причины кризисных проявлений, а именно:

- отдельные бизнес-единицы или структуры, которые взаимосвязаны между собой и образуют целые системы: анализ кризисных явлений в отдельных структурах позволяет принять управленческие решений в отношении всей системы;

- отдельные процессы, устройства и механизмы, позволяющие осуществить мониторинг функционирования системы в целом;

- действия специалистов, работников, служб, направленные на минимизацию влияния негативных последствий наступления кризисной ситуации, для оперативной корректировки управленческих решений исходя из особенностей развития событий;

- анализ имеющихся резервов, возможностей, сильных сторон для оптимизации всех бизнес-процессов в случае необходимости.

Таблица 1 - Управленческие решения в условиях кризисной ситуации

Факторы ограничений Стратегические решения Тактические решения Оперативные решения

1 2 3 4

Время Экономия времени Развертывание антикризисных действий в соответствии с ситуацией Размещение ресурсов в виде текущих запасов

Размещение ресурсов на случай возникновения кризисных ситуаций

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Максимально быстрое достижение точки воздействия Определение основных процессов и пунктов, нуждающихся в защите

Определение сфер и пунктов, которые составляют наибольший риск

Определение возможных путей для развертывания ресурсов и их реорганизации

Отсрочка действий Отсрочка влияния действий «Стеновые» стратегии

«Обводные» стратегии

Отсрочка самих действий Определение помех и уменьшение источника кризисной ситуации

Стратегии опережающего удара

Информация Стратегия «сифона» Перехват информации Использование систем общественной коммуникации

«Абсорбция» информации Создание центров приема телефонных звонков

Индивидуальное интервью на местах

Стратегия « факты-диалог» Получение систематизированных сообщений Использование последовательного подхода к передаче информации

Затраты Стратегия «стерильной почвы» Сохранение ресурсов путем их перемещения в специальную зону Разработка надежных стратегий эвакуации

Создание буферных зон

Извлечение всех ресурсов из опасных зон

Стратегия «положительного достижения» Сбалансирование выгод Обеспечение повышения выгод над расходами

Оптимизация размещения ресурсов Концентрация ресурсов в местах с самой низкой вероятностью угрозы

Концентрация ресурсов в наиболее опасных местах

В настоящее время существует множество методов разработки управленческих решений, а именно:

- количественные методы, например: статистические и математические; метод моделирования и построения кривых риска и др.

- качественные методы, а именно: метод разработки сценариев, метод экспертных оценок, метод Дельфи, построение «дерева решений», «дерева целей», «дерева событий».

Особую популярность приобретают методы разработки управленческих решений на основе использования искусственного интеллекта. Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время искусственный интеллект внедряется по многим направлениям деятельности компании: 41 % компаний его внедряют для исследования и разработок; 32 % - для работы с клиентами; 19 % - для управления рисками и принятия управленческих решений [7].

Более подробно направления, которые подлежат автоматизации в рамках разработки управленческих решений, наглядно представлены на рисунке 2 (данные были получены в результате Всероссийского исследования IT Service Management).

Представленные на рисунке результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве исследованных компаниях автоматизация разработки управленческих решений коснулась таких направлений, как управление инцидентами, проблемами, запросами, изменениями и др., что особенно актуально в условиях влияния кризисных явлений. Практически не подлежит автоматизации, по мнению большинства опрошенных хозяйствующих субъектов, такое направление, как управление релизами и развертыванием.

В целом, по итогам проведенного анализа можно заключить, что кризисные ситуации должны выступать стимулом развития организации, а не являться реакцией на негативные явления и результаты. Основной задачей любого руководителя компании является постоянный мониторинг угроз и возможностей компании, что предоставляет возможность максимально оперативно и эффективно осуществить разработку управленческого решения [10].

Управление мощно стями 5

Управление финансами ■■ 23 55 13

Управление знаниями ГТТП 34 47 9

Управление сервисными активами ■■ 39 49 2

Управление событиями — 46__38 2

Управление каталогом услуг, уровнем.. 35 30 13 Управление запросами и проблемами Ю_ 9 1

0 20 40 60 80 100 120

■ хорошо ■ более-менее ■ нужно автоматизировать ■ не нужно автоматизировать

Рисунок 2 - Направления, которые подлежат автоматизации в рамках разработки управленческих решений [5]

Представленная в статье информация свидетельствует о том, что в условиях кризиса в эффективной разработке управленческого решения ключевыми факторами, их ограничивающих, являются время, информация и затраты. Минимизация их влияние позволит повысить эффективность разработки управленческих решений, для чего необходима реализация комплексной оценки происходящих кризисных событий и анализа действий, совершенных для устранения негативных последствий.

В условиях массовой цифровизации и информатизации особую актуальность приобретают готовые автоматизированные системы принятия управленческих решений, представляющие собой индивидуальные профессиональные EPR разработки. Принимая во внимание сложность и стоимостные затраты на внедрение ERP, целесообразно говорить о возможности их использования только крупными компаниями, обрабатывающими огромный массив информации и данных учета.

Источники:

1. Белостоцкая Наталья Управление информационными технологиями: тренды, проблемы и перспективы. Результаты Всероссийского исследования IT Service Management 2019//Портал Proкачество [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/instrumenty-menedzhmenta/upravlenie-informatsionnymi-tekhnologiyami-trendy-problemy-i-perspektivy/ (дата обращения 26.06.2021).

2. Голуб И.Н. Вовлечение персонала как ключевой фактор успеха компании. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №8. С. 121-124.

3. Искусственный интеллект (рынок России). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index. php/ (дата обращения 25.05.2021).

4. Ким Т.Г. Транснационализация предпринимательской деятельности в условиях глобализации: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2008.

5. Козловский А.В., Митюшникова А.И. Принятие управленческих решений и риск-менеджмент в условиях цифровой экономики // Вестник университета. - 2020. - № 3. - С. 45-51.

6. Кузубов A.A. Оценка принятия управленческих решений в условиях кризиса // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - № 4. - С. 191-194.

7. Мугаева Е.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности регионов // В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 137-140.

8. Петрова О.В. Методология принятия управленческих решений: учебное пособие / О.В. Петрова. - М.: Aкаде-мия управления МВД России, 2020. - 92 с.

9. Самохин, С. В. Принятие управленческих решений в условиях кризиса / С. В. Самохин. - Текст: непосредственный // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). - Казань: Молодой ученый, 2017. - С. 102-105. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12801/ (дата обращения: 25.02.2021).

10. Сапунова T.A. Повышение эффективности использования кадрового потенциала на предприятии // В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. Сборник научных трудов 6-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 342-345.

References:

1. Natalia Belostotskaya Information Technology Management: trends, problems and prospects. The results of the All-Russian study of IT Service Management 2019//Portal of RG Quality [Electronic resource]. Access mode: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/instrumenty-menedzhmenta/upravlenie-informatsionnymi-tekhnologiyami-trendy-problemy-i-perspektivy/ (accessed 26.06.2021).

2. Golub I. N. Personnel involvement as a key factor of the company's success. Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 8. pp. 121-124.

3. Artificial intelligence (Russian market). [electronic resource]. Access mode: https://www.tadviser.ru/index.php/ (accessed 25.05.2021).

4. Kim T. G. Transnationalization of entrepreneurial activity in the context of globalization: dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Stavropol State Agrarian University. Stavropol, 2008.

5. Kozlovsky A.V., Mityushnikova A. I. Managerial decision-making and risk management in the digital economy // Bulletin of the University. - 2020. - No. 3. - pp. 45-51.

6. Kuzubov A. A. Assessment of managerial decision-making in a crisis / / Azimut of scientific research: economics and management. - 2020. - No. 4. - pp. 191-194.

7. Mugaeva E. V. Problems of state regulation of investment activity of regions / / In the collection: Implementation of the results of innovative developments: problems and prospects. Collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 137-140.

8. Petrova O. V. Methodology of managerial decision-making: a textbook / O. V. Petrova. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. - 92 p.

9. Samokhin, S. V. Making managerial decisions in a crisis / S. V. Samokhin. - Text: direct / / Problems of modern economy: materials of the VI International Scientific Conference (Kazan, August 2017). - Kazan: Young Scientist, 2017. -pp. 102-105. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12801/ (accessed: 25.02.2021).

10. Sapunova T. A. Improving the efficiency of the use of human resources at the enterprise // In the collection: Economic security: legal, economic, environmental aspects. Collection of scientific papers of the 6th International Scientific and Practical Conference. Kursk, 2021. pp. 342-345.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11299

Е.В. Мугаева - к.э.н., доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

E.V. Mugaeva - Candidate of Economics, Associate Professor, Academy of Marketing and Social and Information Technologies-IMSIT.

ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ IMPACT OF MARKETING COMMUNICATIONS ON ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Аннотация. В современном мире, общество стремительно развивается, на первый план выходит информация и ее распространение. Конкуренция прогрессирует, появляется все больше различных компании, а также новых сфер деятельности. В связи с жесткой конкуренцией, созданной капитализмом, возникает необходимость создавать технологии и методы, которые смогли бы помочь одной организации выделиться на фоне других. Для повышения конкурентоспособности компании, необходимо создавать отличительные черты, повышать индивидуальность. Появляются новые направления, такие как реклама, PR. Они, в свою очередь занимаются, непосредственно, привлечением внимания людей к объекту. С развитием информационных технологий, компаниям приходится искать различные возможности, которые помогут в дальнейшем повысить продажи и увеличить свои позиции на рынке. Таким образом, появляется необходимость в создании имиджа для организации, который позволит ей выделиться из числа конкурентов и заработать большую аудиторию, чем другие компании. Имидж просто необходим для продвижения организации, он оставляет глубокий след в подсознании клиента, который в будущем способствует увеличению продаж.

Научная специальность публикации: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки).

Abstract. In the modern world, society is rapidly developing, information and its dissemination are coming to the fore. The competition is progressing, there are more and more different companies, as well as new areas of activity. Due to the fierce competition created by capitalism, there is a need to create technologies and methods that could help one organization stand out from others. To increase the competitiveness of the company, it is necessary to create distinctive features, increase individuality. There are new directions, such as advertising, PR. They, in turn, are directly engaged in attracting people's attention to the object. With the development of information technologies, companies have to look for various opportunities that will help to further increase sales and increase their positions in the market. Thus, there is a need to create an image for the organization that will allow it to stand out from among competitors and earn a larger audience than

Ключевые слова: коммуникации, маркетинг, конкурентоспособность, имидж, корпоративная культура, конкуренция, индивидуализация.

Keywords: communication, marketing, competitiveness, image, corporate culture, competition, individualization.

В наши дни имидж уже не просто понятие, в него входят различные составляющие. Ежедневно проводится все больше исследований связанных с имиджем. Появилось направление под названием имиджело-гия, которое изучают в институтах и учатся создавать различные образы. Так же появился термин «имидж организации».

Имидж организации - лицо организации, призванное создать в сознании общества определенный образ данной организации посредством СМИ, а также психологического влияния на аудиторию. Данный образ является искусственным, он имеет свои эмоциональные окрас, который придают имиджу, как при помощи реальных фактов, так и при помощи мифологизации и других имиджевых инструментов, зачастую это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.