Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ТРУДОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ТРУДОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / КУРЕНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пшеничников Анатолий Федорович, Цеховой Владимир Александрович

В работе изучается зависимость занятий любительским спортом, вредных привычек и работоспособности студентов СПО, рассматривается понятие «любительский спорт», оценочные категории, специфика. Выявлена зависимость занятий любительским спортом и работоспособности, подтвержден положительный эффект спорта. Практическая значимость работы: данный подход позволяет не только оценить уровень качества работы и работоспособности студентов СПО, но и выявить личные неблагоприятные факторы, с которыми можно справиться, используя эффективные средства и стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пшеничников Анатолий Федорович, Цеховой Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF AMATEUR SPORTS AND BAD HABITS ON STUDENTS' ABILITY TO WORK

The work studies the dependence of amateur sports, bad habits and working capacity of students of secondary vocational education, considers the concept of "amateur sports", evaluation categories, specificity. The relationship between amateur sports and work capacity was revealed, and the positive effect of sports was confirmed. Practical significance of the work: this approach allows not only to assess the level of quality of work and performance of SVE students, but also to identify personal unfavorable factors that can be dealt with using effective tools and strategies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ТРУДОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

га - 30,0%, доброта - 30,0%, любовь к Родине - 9,0% и др. - 1%.

ВЫВОДЫ

Следовательно, на занятиях происходит постепенное формирование ценностей, которые становятся для подростков мерой прекрасного и с позиций которых они смогут оценивать все жизненные явления, окружающих людей, контролировать себя, свои действия и поступки. При доброжелательном отношении к подросткам, уверенности и оптимизме преподавателя положительный импульс передается и самим подросткам, укрепляет их веру в свои силы и возможности. Процесс нравственного развития личности протекает длительное и непрерывное время, нуждается в постоянном психолого-педагогическом сопровождении со стороны преподавательского состава в учебно-воспитательном процессе МБОУ «Школа 28» г. Рязань.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -Москва : Питер, 2008. - 398 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Наука, 1980. - 168 с.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев ; ред. А.А. Бодалев. Москва : Ин-т практ. психологии, 1998. - 362 с.

4. Рогозная Т. Повышение мотивации и интереса к изучению иностранных языков при введении новых методик / Т. Рогозная // Просвещение. Иностранные языки : сетевой журнал. -2017. - № 4. - URL: http://iyazyki.prosv.ru/2017/04/increasing-motivation/ (дата обращения: 10.10.2020).

REFERENCES

1. Bozhovich, L.I. (2008), Personality and its formation in childhood, Peter, Moscow.

2. Leontiev A.N. (1980), Activity, consciousness, personality, Science, Moscow.

3. Myasishchev V.N. (1998), Relationshippsychology, Institute of practical psychology, Moscow.

4. Rogoznaya T. (2017), "Increased motivation and interest in learning foreign languages when introducing new methods", Prosveshchenie, Foreign languages: weblog, No. 4, available at: http://iyazyki.prosv.ru/2017/04/increasing-motivation/ (date accessed: 10/10/2010).

Контактная информация: darena90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2021

УДК 796.077

ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ТРУДОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Анатолий Федорович Пшеничников, кандидат педагогических наук, профессор, Владимир Александрович Цеховой, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе изучается зависимость занятий любительским спортом, вредных привычек и работоспособности студентов СПО, рассматривается понятие «любительский спорт», оценочные категории, специфика. Выявлена зависимость занятий любительским спортом и работоспособности, подтвержден положительный эффект спорта. Практическая значимость работы: данный подход позволяет не только оценить уровень качества работы и работоспособности студентов СПО, но и выявить личные неблагоприятные факторы, с которыми можно справиться, используя эффективные средства и стратегии.

Ключевые слова: студенческий любительский спорт, здоровье, вредные привычки, курение, работоспособность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p369-374

INFLUENCE OF AMATEUR SPORTS AND BAD HABITS ON STUDENTS' ABILITY

TO WORK

Anatoly Fedorovich Pshenichnikof, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vladimir Aleksandrovich Tsekhovoi, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The work studies the dependence of amateur sports, bad habits and working capacity of students of secondary vocational education, considers the concept of "amateur sports", evaluation categories, specificity. The relationship between amateur sports and work capacity was revealed, and the positive effect of sports was confirmed. Practical significance of the work: this approach allows not only to assess the level of quality of work and performance of SVE students, but also to identify personal unfavorable factors that can be dealt with using effective tools and strategies.

Keywords: sport students, health, harmful habits, bad habits, smoking, work capacity, productivity.

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме укрепления и сохранения здоровья населения должно уделяться большое внимание. Актуальность укрепления и сохранения здоровья населения можно объяснить тем, что от уровня физического и психического здоровья работников зависит качество результатов их труда, а значит его конкурентоспособность на мировой арене. Следует заметить, что проблема здоровья студентов СПО (среднего профессионального образования) будущих рабочих высокой квалификации, изучена в меньшей степени, чем у дошкольников, и школьников, и студентов вузов [1]. Здоровье студентов СПО зависит от множества факторов, главными из которых являются наследственность, наличие вредных привычек [2], отношение к любительскому спорту (личное физическое участие в нем) [3] образ жизни (отношение и применение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ)), климат, и в меньшей степени экологическая обстановка места жительства и работы. Среди факторов риска хорошему здоровью и следовательно работоспособности будущих высококвалифицированных специалистов среднего звена, которые могут быть легко применены самим человеком без особых затрат, нужно отнести гиподинамию (отказ от любительского спорта), а также наличие (отсутствие) вредных привычек, таких как курение и употребление спиртных напитков.

Целью исследования являлось установить зависимость участия в любительском спорте и работоспособности человека на рабочих должностях связанных с большой частью ручного физического труда, а также зависимость участия в любительском спорте и наличия вредных привычек для данной группы молодежи.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках исследования проведенного авторами в период с июня 2021 года по сентябрь 2021 в Ленинградской области на стройках, где работали сезонно студенты, исследовались статистические данные по курению студентов СПО участию в любительском спорте и работоспособности, сформированные у студенческой молодежи. Исследуемая группа 50 человек, студенты СПО 18-19 лет, это наиболее массовая категория молодежи, типичные «пацанчики из района». Большая часть не планирует в дальнейшем высшего образования, практически все выбирали профессии исходя из размера средней зарплаты по будущей профессии, и собираются работать в ней, особенно популярно среди молоде-

жи быть сварщиком, моряком, автомехаником, электромонтажником, спасателем (с квалификацией промышленного альпиниста). Данная группа не является деклассированной частью молодежи, они собираются работать по своим специальностям и работают летом в период обучения разнорабочими на стройке.

Для исследования использовались методы опроса, беседы, наблюдения как студентов (занимаются ли они любительским спортом и курят ли), а также опрашивались непосредственные руководители молодых разнорабочих (бригадиры, мастера прорабы), на предмет пятибалльной оценки работоспособности и эффективности труда каждого. Исследование склонности к алкоголизму не проводилось в связи с отсутствием достоверных объективных данных. Использовались эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, опрос, логические методы (анализ, сравнение, синтез). Помимо этого использовались методы математической статистики и математического моделирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выяснилось в результате исследования, выявлены четыре группы по которым можно приблизительно классифицировать исследуемую группу молодежи

1. Занимаются любительским спортом, отлично работают и не курят 16 процентов студентов.

2. Отлично работают, но не занимаются любительским спортом и курят 4 процента студентов.

3. Средне работают, не занимаются любительским спортом и курят 72 процента студентов,

4. Плохо работают, не занимаются любительским спортом и курят 8 процентов студентов, кроме того эта группа вся была признана неспособной работать и уволена, работодатели предполагают у них слабую форму психического заболевания.

Первая группа студентов явно выделяется из основной массы, это, во-первых студенты колледжа МЧС, работали летом 2021 за большую зарплату, чем другие и на высоте, привлекались к более сложным и самостоятельным работам. Есть высокая вероятность, что после колледжа получат высшее образование, вид спорта который они выбрали те или иные единоборства, Так же в этой группе оказались будущие сварщики занимающиеся воркаутом (относительно новый популярный среди молодежи вид спорта, называемый еще «турник и брусья»). Для исследователей оказалось удивительно, что все виды спорта, которыми на постоянной основе занимается исследуемая группа это те или иные единоборства и воркаут, предполагалось, что там должен быть как минимум футбол. Оказалось, что футбол действительно очень популярен, но играет в него исследуемая группа не на постоянной основе, а от случая к случаю. Специфика данной группы молодежи в ее практичности, им нужно зарабатывать деньги, и воркаут (относительно новый популярный среди молодежи вид спорта, называемый еще «турник и брусья») требует значительно меньше времени и финансовых затрат, а боевые единоборства они считают прикладным видом спорта, оружием в жизненной борьбе и не скрывают этого. Следует отметить высокую вовлеченность молодежи «поколения интернета» в средства коммуникаций, (интернет, VK.com YOUTUBE.com), где воркаут занимает более прочные позиции, чем все другие виды спорта, у молодежи он ассоциируется со здоровым образом жизни (ЗОЖ) без «химии» и допингов, и противопоставляется курению и пьянству, и при этом не требует финансовых затрат.

Прежде чем делать выводы из проведённого исследования следует учесть ограничения, наложенные спецификой его. Опрашивались только молодые люди мужского пола. Из небогатых семей, причем определённого мускульного типа, не боящиеся работы на стройке, физически крепкие. Они выбрали физически тяжелую и пыльную работу, в летний период добровольно, потому, что она выше оплачивается, чем иные работы для молодежи, следовательно, среди них могут присутствовать люди с агрессивным [4], ассер-

тивным [5] и возможно манипулятивным [6] поведением, но предположительно нет людей с избегающим поведением. Желательно продолжить исследования с использованием современных эффективных методик исследования разработанным учеными в НГУФК Лесгафта [7], современными продолжателями научных исследований П.Ф. Лесгафта И.П. Павлова и А. А. Ухтомского, и успешно применяемым [8].

Подавляющее большинство некурящей молодежи оказались людьми занимающимися спортом и выделялись как отличные работники, что доказывает в очередной раз пользу любительского спорта, как для здоровья, так и для производственных показателей. Помимо этого было замечено, что все курящие 18-19 лет отказались от сигарет в пользу «электронных» курительных устройств. Однако следует сделать и ряд грустных выводов из проведённого исследования и на основе этих выводов принять срочные меры к исправлению ситуации. В целом число занимающихся спортом и некурящих, к сожалению, мало среди будущих рабочих и отличается в худшую сторону от аналогичных исследований, проведенных среди студентов вузов [1].

Грустным стало и то, что катастрофически сузился список применяемых видов спорта, только боевые единоборства и воркаут присутствуют среди выбранных видов спорта, все разнообразие прекрасных видов современного спорта выпадает из поля зрения будущих рабочих и интересует только людей с высшим образованием и высоким культурным фоном. Удивило, что даже такой популярнейший вид спорта как футбол становится прерогативой молодежи с тягой к высшему образованию, а ведь еще вчера транспорт был заполнен фанатами Зенита с бело-голубыми шарфами.

Оказалось, что в прошлом у некоторых из второй и третьей выявленной группы опрошенных были занятия футболом, плаванием, воркаутом (турник и брусья), хоккеем, но по тем или иным причинам занятия спортом прекращены, кроме периодических игр в футбол или волейбол. То есть при переходе во взрослую жизнь подростки теряют тягу к спорту.

Работодатели отметили, что разница между хорошей работой и средней работой вполне преодолима и требует определённого опыта, особо выделив лишь тех, от услуг которых пришлось отказаться (то есть четвертую группу выявленную исследованием) по соображениям неадекватности поведения, причиной которого признано увлечение компьютерными играми и интернетом. Если попытаться смоделировать ситуацию внутреннего мира «пацанчика из района» то можно сделать выводы. Дело в том, что математическое моделирование хорошо описанное, например в [9], является формой моделирования реального мышления человека, человек моделирует окружающие ситуации, внутри своего сознания и живет ими [10], и вот оказывается, что в «идеальной» модели мира подавляющего большинства современных подростков, будущих высококвалифицированных рабочих, нет спорта. Логично предположить, что выросло новое поколение компьютерное, их мировоззрение формирует информационная среда и в меньшей степени культура родителей, родственников. Ни в электронной культуре, ни в культуре их родителей (среднего трудящегося без высшего образования), нет спорта, и только воркаут (турник и брусья), прорвавшийся в информационную среду, стал частью молодежной культуры наряду с компьютерными играми, «электронными» сигаретами, и высокооплачиваемой работой (далее дом, семья, дети). Причем процент регулярно занимающихся спортом крайне низок.

Грустным является и слишком великоватый процент молодых людей, сознание которых настолько сильно поражено информационным воздействием, в первую очередь агрессивных компьютерных игр, что эффективно работать они не способны. Следует понять, что без исправления ситуации в информационном пространстве могут неоднократно поверяться случаи неадекватного поведения подростков, в том числе с использованием огнестрельного оружия против учащихся и преподавателей учебных заведений, что происходят уже несколько лет.

ВЫВОДЫ

Подавляющее большинство некурящей молодежи оказались людьми занимающимися любительским спортом и выделялись как отличные работники, что доказывает в очередной раз пользу любительского спорта, как для здоровья, так и для производственных показателей. Процент занимающихся любительским спортом среди будущих рабочих недопустимо низок, а процент курящих слишком высок. Необходимо с учётом появления поколения интернета развивать популяризацию спорта в информационной общедоступной информационной среде, в первую очередь в среде интернет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонохова А.С. Отношение студентов к вредным привычкам и способы борьбы с ними / А.С. Гонохова, Т.П. Замчий // Экологические проблемы региона и пути их разрешения : материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Омск: Омский государственный технический университет, 2019. - С. 189-194.

2. Исследование представлений студентов университета о здоровом образе жизни и вредных привычках / Н.И. Жернакова, В.П. Бабинцев, Т.Ю. Лебедев, В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, Ю.И. Журавлев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 8 (76). -С. 278-282.

3. Семенченко В.В. Формирование здорового образа жизни студентов Донского государственного аграрного университета посредством занятий физкультурой и спортом / В.В. Семенченко, Е.В. Пономарева, ЕЮ. Луценко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 15. - С. 61-65 ; URL: http://ekoncept.ru/2016/86912.htm (дата обращения: 05.06.2021).

4. Петров С.И. Агрессивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 245-248.

5. Петров, С.И. Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 9 (115). - С. 273-277.

6. Петров С.И. Манипулятивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 10 (128). - С. 247-251.

7. Петров С.И. Методика «Конфликтные ситуации в спорте» (сокращенный вариант) / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 302-307.

8. Петров С.И. Валидность и надёжность методики «Конфликтные ситуации в спорте» / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 110-114.

9. Чистяков В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 21. - С. 83-89.

10. Цеховой В.А. Психология принятия решений в жизни бизнесе и спорте / В.А. Цеховой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 177-181.

REFERENCES

1. Gonokhova A. S. and Zamchiy T. P. (2019), "The attitude of students to harmful habits and ways to combat them", Ecological problems of the region and ways of their resolution: Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference, Omsk State Technical, University, Omsk, pp. 189-194.

2. Zhernakova N. I., Babintsev V. P., Lebedev T. Yu., Irkhin V. N., Irkhina I. V. and Zhuravlev Yu. I. (2009), "Research of university students 'ideas about healthy lifestyle and harmful habits", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, No. 8 (76), pр. 278-282.

3. Semenchenko V.V., Ponomareva E.V. and Lutsenko E.Yu. (2016), "Formation of a healthy lifestyle of DonGAU students through physical education and sports", Scientific and methodological electronic journal "Concept", Vol. 15, рp. 61-65, available at: http://e-koncept.ru/2016/86912.htm (accessed 05 June 2021)..

4. Petrov, S.I. (2015), "Sportsman's Aggressive Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 245-248.

5. Petrov, S.I. (2014), "Sportsman's Assertive Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 273-277.

6. Petrov, S.I. (2015), "Sportsman's Manipulative Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 247-251.

7. Petrov, S.I. (2017), "Technique "Conflict situations in sports" (reduced option)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, № 3, pp. 302-307.

8. Petrov, S.I. (2013), "Validity and reliability of the technique 'Conflict situations in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No 5, pp. 110-114.

9. Chistyakov V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Imitating modeling in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 83-89.

10. Tsekhovoi, V.A. (2013), "Psychology of decision in the our life, business and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 177-181.

Контактная информация: tsekhovoi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2021

УДК 796.011.3

УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ТЕМП ПРИРОСТА БЫСТРОТЫ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск

Аннотация

Представлены результаты изучения уровня проявления и темпа естественного прироста быстроты (максимальная частота движений кистью) у подростков и юношей 12-21 года, различающихся типологическими комплексами свойств нервной системы. Между лицами, имеющими сочетания типологических свойств, однонаправленно влияющих на выраженность способности, выявлены существенные различия в уровне выраженности и темпе естественного прироста быстроты. В процессе взросления меняются сочетания свойств в типологическом комплексе, влияющих на более высокие показатели изучаемой способности. Также установлено, что, с одной стороны, уровню проявления быстроты, а с другой - темпу её естественного прироста с 14 лет до 21 года сопутствуют разные типологические комплексы, включающие противоположные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

Ключевые слова: быстрота, уровень проявления, темп прироста, возраст, типологические свойства нервной системы, индивидуальные особенности возрастного развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p374-380

LEVEL OF MANIFESTATION AND RATE OF INCREASE IN SPEED IN ADOLESCENTS AND YOUNG MEN WHO DIFFER BY TYPOLOGICAL COMPLEXES PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM

Evgeny Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State Automobile and Road University, Omsk

Abstract

The results of studying the level of manifestation and the rate of natural increase in speed (maximum frequency of brush movements) in adolescents and young men aged 12-21 years, differing in typological complexes of properties of the nervous system, are presented. Significant differences in the level of severity and the rate of natural increase in rapidity were revealed between persons with combinations of typological properties that unidirectionally affect the severity of the ability. In the process of growing up, the combinations of properties in the typological complex that affect higher indicators of the studied ability change. It is also established that, on the one hand, the level of manifestation of rapidity, and on the other - the rate of its natural growth in the process of maturation are accompanied by different typological complexes, including opposite combinations of typological features of the manifestation of the properties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.