Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА И ПСИХОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ УБИЙСТВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА И ПСИХОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ УБИЙСТВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цеховой В.А.

В работе изучается зависимость занятий любительским спортом, и компьютерной зависимости как вредной привычки студентов среднего профессионального образования (СПО), рассматривается понятие «любительский спорт», оценочные категории, специфика. Выявлена зависимость занятий любительским спортом и компьютерной зависимости, подтвержден положительный эффект спорта. Практическая значимость работы: данный подход позволяет не только оценить уровень адекватности студентов СПО, но и выявить личные неблагоприятные факторы, с которыми можно справиться, используя эффективные средства и стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цеховой В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF AMATEUR SPORTS AND PSYCHOLOGY OF COMPUTER ADDICTION ON THE PREVENTION OF MASSACRES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article studies the dependence of amateur sports, bad habits and computer addictions of students of the secondary vocational education; it considers the concept of "amateur sports", evaluation categories, specificity. The correlation between amateur sports and computer addictions was revealed, and the positive effect of sports was confirmed. Practical significance of the study: this approach allows not only to assess the level of computer addictions and performance of SVE students, but also to identify personal unfavorable factors that can be dealt with using effective tools and strategies in computer addictions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА И ПСИХОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ УБИЙСТВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

8. Raznovskaya, S.V., Vasilchenko, O.S., Pugachev, I.Y. and Paramzin, V.B. (2021), "A promising approach to the implementation of modern biometric technologies in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), рp. 232-237.

9. Solovyov, V.V. and Pugachev, I.Yu. (2007), "Innovative approach to the definition of technology for assessing physical performance and health of university specialists", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8 (30), pp. 90-92.

10. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

11. Rakhmatov, A.I. (2018), "Some aspects of increasing the interest of university students in physical education", Education and upbringing, No. 5, pp. 68-70.

12. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A and Chichkov M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

13. Way, K.L., Sultana, R.N., Sabag, A., Baker, M.K., and Johnson, N.A. (2019), "The effect of high-intensity interval training versus moderate intensity continuous training on arterial stiffness and 24 h blood pressure responses: A systematic review and meta-analysis", Journal of Science and Medicine in Sport, No. 22 (4), pp. 385-391.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 796.077

ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА И ПСИХОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ УБИЙСТВ В УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

Владимир Александрович Цеховой, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе изучается зависимость занятий любительским спортом, и компьютерной зависимости как вредной привычки студентов среднего профессионального образования (СПО), рассматривается понятие «любительский спорт», оценочные категории, специфика. Выявлена зависимость занятий любительским спортом и компьютерной зависимости, подтвержден положительный эффект спорта. Практическая значимость работы: данный подход позволяет не только оценить уровень адекватности студентов СПО, но и выявить личные неблагоприятные факторы, с которыми можно справиться, используя эффективные средства и стратегии.

Ключевые слова: студенческий любительский спорт, здоровье, вредные привычки, компьютерная зависимость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p513-518

INFLUENCE OF AMATEUR SPORTS AND PSYCHOLOGY OF COMPUTER ADDICTION ON THE PREVENTION OF MASSACRES IN EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Vladimir Aleksandrovich Tsekhovoi, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article studies the dependence of amateur sports, bad habits and computer addictions of students of the secondary vocational education; it considers the concept of "amateur sports", evaluation categories, specificity. The correlation between amateur sports and computer addictions was revealed, and the

positive effect of sports was confirmed. Practical significance of the study: this approach allows not only to assess the level of computer addictions and performance of SVE students, but also to identify personal unfavorable factors that can be dealt with using effective tools and strategies in computer addictions.

Keywords: sport students, health, harmful habits, bad habits, smoking, work capacity, computer addictions.

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме повышения частоты массовых убийств учащихся и преподавателей агрессивными одиночками должно уделять особое внимание, для предотвращения таких тяжелых преступлений необходимо тщательно изучить проблему компьютерной зависимости и принимать меры, исходя из полученных результатов.

Актуальность темы [1] в социальной опасности компьютерной зависимости и агрессивного поведения студентов. Следует заметить, что проблема психического здоровья студентов и компьютерной зависимости среднего профессионального образования будущих рабочих высокой квалификации, изучена в меньшей степени, чем у студентов ВУЗов [2] дошкольников, и школьников [3]. Здоровье человека зависит в том числе от множества факторов, главными для психического здоровья является внутреннее состояние процессов мышления и принятия решений. Следует понимать, что среди факторов риска хорошему здоровью и, следовательно, адекватности будущих высококвалифицированных специалистов среднего звена, важную часть составляет объем и состав знаний человека и оперативные возможности обработки этих знаний, а как составляющая этого, также наличие (отсутствие) вредных привычек, таких как компьютерная зависимость.

Целью исследования являлось установить зависимость участия в любительском спорте и склонности человека к компьютерной зависимости молодежи на рабочих должностях, связанных с большой частью ручного физического труда, а также зависимость участия в любительском спорте и агрессивного поведения для данной группы молодежи.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках исследования, проведенного авторами в период с июня 2021 года по сентябрь 2021 на стройках, где работали сезонно студенты, исследовались статистические данные студентов СПО занятий спортом и компьютерной зависимости сформированные у студенческой молодежи. Исследуемая группа 50 человек, студенты СПО 18-19 лет, типичные «пацанчики из района». никто их них не планирует становиться программистом или работать с компьютерами.

Для исследования использовались методы опроса, беседы, наблюдения студентов (занимаются ли они любительским спортом и любят ли компьютерные игры). Использовались эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, опрос, логические методы (анализ, сравнение, синтез). Помимо этого, использовались методы математической статистики и математического моделирования для обработки результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выяснилось в результате исследования, выявлены всего три группы по которым можно приблизительно классифицировать исследуемую группу молодежи:

1. Занимаются любительским спортом, совсем не склонны к компьютерной зависимости (в интернете бывают время от времени в компьютерные игры не играют) 16 процентов студентов.

2. Не занимаются любительским спортом и средне-зависимы от компьютера 71 процентов студентов (играют в компьютерные игры при наличии свободного времени, любят в свободное время серфить интернет, но способны планировать свое время).

3. Не занимаются любительским спортом и обладают сильной зависимостью от компьютера, сидят за ним по ночам, выкраивают ему время в ущерб другим занятиям, пропускают учебу из-за компьютера 3 процентов студентов, кроме того, эта группа вся была признана неспособной работать и уволена, работодатели предполагают у них слабую форму психического заболевания. Причем часть этой группы была склонна к немотивированно агрессивному поведению, грубость в словах, крики, вербальный отказ работать, если условия кажутся неподходящими, вербальная критика методов и технологий работы.

Прежде чем делать выводы из проведённого исследования следует учесть ограничения. Целевая группа молодые люди определённого мускулинного типа, физически крепкие, выбрали физически тяжелую работу, следовательно среди них могут присутствовать люди с агрессивным [4], ассертивным [5] и возможно манипулятивным [6] поведением, но видимо нет людей с избегающим поведением, таким образом исследование не учитывает значительную часть подростков настолько склонных к компьютерной зависимости, что даже не рассматривают летнюю работу на стройке. Желательно продолжить исследования с использованием современных эффективных методик [7], созданными современными продолжателями научных исследований П.Ф. Лесгафта И.П. Павлова и А. А. Ухтомского, и успешно применяемым [8].

Если попытаться смоделировать ситуацию внутреннего мира «пацанчика из района» и соотношения и роли спорта и компьютерной зависимости, то можно сделать выводы. Дело в том, что математическое моделирование, хорошо описанное, например, в [9], является формой моделирования реального мышления человека, человек моделирует окружающие ситуации, внутри своего сознания и живет ими [10]. В [10] подробно описано то, что сознание человека разделено на плохо связанные области, управляемые разными доминантами (по А.А. Ухтомскому). При этом сознание оперирует только в одной из них в определенный момент времени, между тем, мозг получает извне много информации (стереотипов по У Липпману) и не всегда сознание способно обработать поток информации и присоединить вновь приобретаемые стереотипы (факты, знания, наблюдения) под управление той или иной доминанты сознания. Эти факты остаются в сознании, запоминаются, но оказываются, вне «идеальной» модели мира сознания, они попадают в область непонятного и условно опасного, нарушают гештальт (мир и безопасность) сознания. Причина этого объективная, не всегда новые знания могут быть адекватно оценены сознанием человека, ограниченного имеющимися внутренними стереотипами, и мозгом, физически ограниченным способностью оценивать факты во времени и пространстве. Субъективная же причина, как показано в [10], это мозаичность (многодоминантность) сознания, разделённого на плохо связанные области, и неспособного учитывать даже те знания, что имеются в других областях его мозга.

Результатом становится стресс. Слишком большая область неуправляемых знаний может приводить к психическим нарушениям и шизофрении.

Для избегания попадания в такую ситуацию, человек должен развивать управляемую область сознания и стараться сузить неуправляемую, потенциально опасную, для чего можно путем долгих размышлений связывать в единую систему имеющиеся знания, сокращая количество доминант (превращая их просто в стереотипы, подчинённые иной более важной доминанте), это плодотворный путь мышления. Но есть и иной путь, уход в альтернативную «реальность», в виртуальную (не существующую) и попытка создать там свой личный гештальт, типичный путь человека с избегающим типом поведения.

Проблема эта не решается как-то однозначно и успешно (иначе и психологи бы не понадобились) как не рассуждай, весь мир сознание одного конкретного человека все равно не обнимет, и не опишет, ибо мир велик, а человек ограничен. Никто не обнимет необъятного.

До середины девятнадцатого века проблему непознанного решали в религии с ее единой доминантой, в первую половину двадцатого века превалировала попытка плодотворно решить ее в материализме и науке, что позволило значительно сузить область непознанного, но не привело к полному пониманию мира (это же физически невозможно). В современном мире проблему непознанного решают в основном методами загрузки сознания тем или иным занятием и расширения области познанного так, чтобы о непознанном было некогда задумываться. Например, плодотворным занятием является спорт, он доступен, улучшает здоровье, вписывается в гештальт, приносит удовлетворение успехом, дает общение с другими людьми, включаемыми посредством общего дела в область своего личного гештальта, научает вообще общению, решению проблем и противодействию опасности и как следствие научает еще и в чем-то семейной жизни. Однако альтернативой спорту является увлечение компьютером, это именно альтернатива, ибо решает те же задачи, а именно загрузка сознания чем-либо чтобы отвлечься от непознанного, потенциально опасного вокруг себя. И проведенное исследование однозначно доказывает, что те кто занимаются спортом свободны от компьютерной зависимости, и наоборот те кто компьютерно-зависим пренебрегают спортом.

Преимущества спорта - это, во-первых, оперирование в реальном мире, с реальными людьми и предметами, и как следствие научение в основном действовать манипулятивно и ассертивно. Даже в единоборствах главное не неуправляемая агрессия, а техника и тактика нападения (манипулятивно сть) и уклонение от удара (ассертивность), несмотря на полученные спортсменами практические знания, в статистике тяжких преступления спортсмены занимают пренебрежимо малую долю, а часто способны своими умениями предотвратить конфликт и агрессию.

Главный недостаток компьютерной зависимости, это ее полная оторванность от реальности, виртуальная (несуществующая) выдуманная «реальность», там занимает все 100 процентов, как и в спорте там присутствует победа, удовлетворение, человек склонный к компьютерной зависимости чувствует себя комфортно в своей выдуманной среде, и начинает избегать реальную жизнь, где у него мало побед, и их становится все меньше ибо и время и мыслительные способности занимает компьютер. В процессе большинства игр воспитывается безнаказанная агрессия (убивать все что движется), и одновременно избегающее поведение по отношению к реальному миру (например, много жизней). Появляется желание использовать приобретенные в играх якобы успешные методы против отрицаемой извращенным сознанием реальной жизни и ее представителей, то есть других людей. Стереть в сознании (уничтожить) непознанную потенциально опасную реальную жизнь в угоду привычной виртуальной.

Результат очевиден, все участники массовых расстрелов в России и за рубежом, были склонны к компьютерной зависимости, и одновременно среди имеющих огнестрельное оружие охотников, стрелков спортсменов, военнослужащих, случаи массовых убийств и вообще преступлений с использованием оружия не выходят за рамки статистической погрешности по сравнению с общей криминальной статистикой. Следует понять, что без исправления ситуации в информационном пространстве могут неоднократно поверяться случаи неадекватного поведения подростков, в том числе с использованием огнестрельного оружия против учащихся и преподавателей учебных заведений, что происходят уже несколько лет.

ВЫВОДЫ

Занятие спортом позволяет улучшить здоровье (в том числе психическое) молодежи и снизить вероятность актов немотивированной агрессии являясь альтернативой опасной компьютерной зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонохова А.С. Отношение студентов к вредным привычкам и способы борьбы с ними / А.С. Гонохова, Т.П. Замчий // Экологические проблемы региона и пути их разрешения : материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Омск : ОГТУ, 2019. - С. 189-194.

2. Исследование представлений студентов университета о здоровом образе жизни и вредных привычках / Н.И. Жернакова, В.П. Бабинцев, Т.Ю. Лебедев, В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, Ю.И. Журавлев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 8 (76). -С. 278-282.

3. Семенченко В.В. Формирование здорового образа жизни студентов ДонГАУ посредством занятий физкультурой и спортом / В.В. Семенченко, Е.В. Пономарева, Е.Ю. Луценко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 61-65. - URL: http://ekoncept.ru/2016/86912.htm (дата обращения: 05.06.2021).

4. Петров С.И. Агрессивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 245-248.

5. Петров С.И. Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 273-277.

6. Петров С.И. Манипулятивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 10 (128). - С. 247-251.

7. Петров С.И. Методика «Конфликтные ситуации в спорте» (сокращенный вариант) / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 302307.

8. Петров С.И. Валидность и надёжность методики «Конфликтные ситуации в спорте» / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 110114.

9. Чистяков В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 21. - С. 83-89.

10. Цеховой В.А. Психология принятия решений в жизни бизнесе и спорте / В.А. Цеховой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 177-181.

REFERENCES

1. Gonokhova A. S. and Zamchiy T. P. (2019), "The attitude of students to harmful habits and ways to combat them", Ecological problems of the region and ways of their resolution: Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 189-194.

2. Zhernakova N. I., Babintsev V. P., Lebedev T. Yu., Irkhin V. N., Irkhina I. V. and Zhuravlev Yu. I. (2009), "Research of university students 'ideas about healthy lifestyle and harmful habits", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, No. 8 (76), pр. 278-282.

3. Semenchenko V.V., Ponomareva E.V. and Lutsenko E.Yu. (2016), "Formation of a healthy lifestyle of DonGAU students through physical education and sports", Scientific and methodological electronic journal "Concept", Vol. 15, рp. 61-65, available at: http://e-koncept.ru/2016/86912.htm (accessed 05 June 2021)..

4. Petrov, S.I. (2015), "Sportsman's Aggressive Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 245-248.

5. Petrov, S.I. (2014), "Sportsman's Assertive Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 273-277.

6. Petrov, S.I. (2015), "Sportsman's Manipulative Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 247-251.

7. Petrov, S.I. (2017), "Technique "Conflict situations in sports" (reduced option)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, № 3, pp. 302-307.

8. Petrov, S.I. (2013), "Validity and reliability of the technique 'Conflict situations in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No 5, pp. 110-114.

9. Chistyakov V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Imitating modeling in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 83-89.

10. Tsekhovoi, V.A. (2013), "Psychology of decision in the our life, business and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 177-181.

Контактная информация: tsekhovoi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2022

УДК 796.011.3:004

ИНТЕГРАЦИЯ В ДИСТАНЦИОННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ

Марина Геннадьевна Шаргина, кандидат биологических наук, доцент, Анатолий Павлович Ларионов, старший преподаватель, Николай Геннадьевич Анфилатов, старший преподаватель, Александр Андреевич Востриков, преподаватель, Алексей Юрьевич

Ермаков, преподаватель, Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Аннотация

В нашей статье были поставлены цели - оценить изменение спортивных результатов студентов Тюменского индустриального университета за период дистанционного обучения и выявить их отношение к удаленной системе образования. Была выявлена положительная динамика спортивных результатов, т.е. учеба на удаленной системе способствовала развитию спортивных достижений студентов. Было установлено, что наибольшая изменчивость показателей наблюдалась на конец периода удаленной учебы. Так же нами было проанализировано отношение студентов к дистанту по курсам и выявлено, что больше всего дистанционная система образования нравится студентам первого курса, что связано с неосознанием трудностей учебного процесса.

Ключевые слова: удаленная система, студент, образование, интеграция, результат.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p518-521

INTEGRATION INTO DISTANCE LEARNING

Marina Gennadyevna Shargina, the candidate of biological sciences, docent, Anatoly Pavlo-vich Larionov, the Senior teacher, Nikolay Gennadievich Anfilatov, the Senior teacher, Alexander Andreevich Vostrikov, the teacher, Alexey Yurievich Ermakov, the teacher, Tyumen Industrial University

Abstract

In our article, the goals were set - to assess the change in the sports results of students of Tyumen Industrial University during the period of distance learning and to identify their attitude to the remote education system. Positive dynamics of sports results was revealed, i.e. studying on a remote system contributed to the development of students' sports achievements. It was found that the greatest variability of indicators was observed at the end of the period of remote study. We also analyzed the attitude of students to distance learning courses and found that first-year students like the distance education system most of all, which is due to the lack of awareness of the difficulties of the educational process.

Keywords: remote system, student, education, integration, result.

В 2020 году миру пришлось, мягко говоря, не сладко. Весь мир накрыла пандемия COVID-19, из-за чего власти вынуждены объявить всеобщую самоизоляцию [5, 6]. Можно смело сказать, что за всю историю это первый случай такого жесточайшего карантина [4, 7].

При введении мер предосторожности в случае с пандемией COVID - 19, все ВУЗы страны перешли в формат дистанционного обучения, на удаленную систему образования [2]. Студенты, в свою очередь, самостоятельно, при помощи и содействии педагогов, осваивали новый материал по всем предметам [1, 3].

В нашем ВУЗе были созданы все условия для проведения удаленного обучения. Для этого, с целью повышения качества образования и внедрения информационных технологий в образовательный процесс, была создана информационно-образовательная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.