В.Д. Орехова
ВЛИЯНИЕ ЛИВИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 2011 ГОДА НА РЕГИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМА ТЕРРОРИЗМА
AN IMPACT OF THE LIBYAN REVOLUTION 2011
ON THE REGIONAL SECURITY: THE PROBLEM OF TERRORISM
В статье анализируются причины вовлечения южных и восточных районов Ливии в систему региональных террористических организаций, чья активность резко возросла после 2011 г. в результате влияния «ливийского фактора». Освещаются пути решения данной проблемы, предлагаемые международным сообществом.
Ключевые слова: Ливия, терроризм, региональная безопасность.
The article analyzes reasons for the involvement of the Southern and Eastern parts of Libya in the system of regional terrorist organizations, which activity has sharply increased after 2011 due to the influence of the "Libyan factor". It highlights solutions of the problem, proposed by the international community.
Key words: Libya, terrorism, regional security.
В конце марта 2014 г. в Ливии проявился очередной с момента окончания гражданской войны 2011 г. правительственный кризис, отражающий сложности формирования устойчивой политической системы. Написание конституции затягивается, отдельные регионы и этнические группы отказываются подчиняться центру, пользуясь слабостью официальных властей; забастовки и захваты месторождений нефти и газа способствуют увеличению дефицита государственного бюджета. Проблемы социально-экономического характера разжигают сепаратизм, вызывают рост организованной преступности.
Вооруженным бандформированиям, общая численность которых составляет порядка 200 тыс. человек, выгодно сохранение условий для неконтролируемого оборота оружия и наркотиков, контрабандной торговли, т.е. внутренней нестабильности. Они используют различные инструменты: шантаж, похищения, политические убийства с целью поддержания атмосферы конфликтности, возникшей после 2011 г. в отношениях между разными племенами, регионами, коалициями новой политической элиты. Доказательством тому служит факт похищения премьер-министра Али Зейдана в октябре 2013 г. Его отпустили через несколько часов - ответственность за происшествие взяли члены Оперативного штаба революционеров Ливии, формально входящего в структуру МВД [1]. Поводом послужила несогласованная с пра-
вительством контртеррористическая операция спецназа США, в ходе которой в Триполи был захвачен и доставлен на борт корабля ВМС США в Средиземном море один из руководителей Аль-Каиды Анас Либи. Он входил в список 10 наиболее опасных, с точки зрения американского Федерального бюро расследований, террористов. То есть гражданина Ливии арестовали в обход всех существующих норм международного права. Вероятно, от Али Зейдана похитившие его лица потребовали проявить настойчивость в наметившемся дипломатическом конфликте, который, впрочем, так и не разрешился: дело Анаса рассматривается сейчас Федеральным судом в Нью-Йорке [2]. Данный инцидент демонстрирует, во-первых, рост влияния террористических группировок, безнаказанно диктующих свою волю высшему руководству Ливии; во-вторых, доказывает бессилие ее вооруженных сил, не способных оказать противодействие иностранным военным контингентам; в-третьих, подчеркивает пренебрежительное отношение американского правительства к властям, пришедшим на смену М. Каддафи.
После того, как Конгресс вынес Али Зейдану вотум недоверия, запросивший в Германии политическое убежище экс-премьер дал интервью британской The Times, предупреждая мировое сообщество об угрозе, исходящей от Ливии. По его мнению, страна может стать базой для осуществления боевых операций в Италии, Великобритании, Франции, Испании, Марокко [3]. Выводы относительно европейского вектора террористической активности пока не подтверждены конкретными фактами, в то же время южные районы Ливии небезосновательно считаются опорной базой членов Организации Аль-Каиды в Исламском Магрибе (AQIM) [4] и Ансар аль-Шариа [5], постепенно распространяющих свое влияние на весь Северо-Африканский регион.
В тот период, когда в Совете Безопасности ООН разрабатывалась резолюция 1973, санкционировавшая создание над Ливией бесполетной зоны, или, иными словами, проведение иностранной интервенции, многие исследователи стали задаваться вопросом: кем являются сторонники Переходного Национального Совета Ливии, каково их политическое прошлое? Американский политолог Вебстер Тарпли предложил тогда акцентировать внимание экспертов, занимающихся этой проблемой, на социальной среде очагов восстания 2011 г. - города Бенгази, Тобрук, Дерна [6]. В качестве основы для дальнейшего анализа он рассматривал доклад Военной академии США от 2007 г., посвященный национальной принадлежности джихадистов и моджахедов Аль-Каиды, пересекавших сирийскую границу с Ираком в период с 2006 по 2007 гг. В документе приводились данные о том, что коридор, соединяющий Бенгази и Дерну, может считаться местом самой большой в мире кон-
центрации террористов - приверженцев джихадизма: здесь на 1000 - 1500 человек приходился один боец, отправлявшийся воевать в Ирак. Из 600 допрошенных членов Аль-Каиды, захваченных американцами в Ираке, 112 человек оказались выходцами из северо-восточных районов Ливии, являвшейся вторым по значимости «поставщиком» иностранных наемников для данной террористической организации после Саудовской Аравии: 18,8 % против 20 %, значительно опережая Сирию (8,2 %), Йемен (8,1 %), Алжир (7,2 %), Марокко (6,1 %) и Иорданию (1,9 %) [7]. В то же время по количеству «террористов на душу населения» шестимиллионная Ливия была абсолютным лидером.
Сильное влияние экстремистских идей на востоке страны - явление исторически закономерное, еще в 1980-е гг. социально-экономические проблемы повлияли на рост популярности политического ислама, воспринимавшегося людьми как альтернатива государственной идеологии. Поскольку М. Каддафи пользовался наибольшей поддержкой в южных и западных районах, восток традиционно представлял собой центр оппозиции, аккумулирующий силы для протестных выступлений против власти. Именно здесь возникли первые отделения Ливийской исламской группы борьбы (ЛИГБ). Многие исламисты с целью приобретения опыта ведения военных действий отправлялись в Афганистан - воевать на стороне моджахедов, сражавшихся в тот период с советскими войсками. Вернувшись на родину после 1989 г., они составили костяк ЛИГБ, объединившей к середине 90-х гг. под своим крылом Движение ливийских исламских мучеников и Сторонников Аллаха. Организация совершила несколько террористических актов в период с 1996 по 1998 гг. Несмотря на то, что правительство развернуло широкую кампанию по уничтожению ее членов, долгое время она сохраняла влияние за счет внешней поддержки, осуществлявшейся с территории соседнего Судана, предоставившего в 1991 г. политическое убежище лидеру Аль-Каиды Усаме бен Ладену [8]. Неслучайно в ноябре 2007 г. Ливийская группа заявила о своем вхождении в состав отделения Аль-Каиды в Исламском Магрибе, АКИМ, основанного радикальными группировками Алжира во время гражданской войны в этой стране, а лидер ЛИГБ пообещал «развернуть знамя джихада против режима» М. Каддафи [9].
С учетом того, что ядром Ливийской исламской группы является племя араби [10], большинство представителей которого вошли в состав Переходного Национального Совета, существует прямая связь между террористами и повстанцами.
С началом гражданской войны одним из самых известных командиров оппозиции стал Абдельхаким Бельхадж, амнистированный за год до револю-
ции вместе с еще 200 осужденными за террористическую деятельность. Его прошлое [11]: участие в военных действиях в Афганистане на стороне движения Талибан, личное знакомство с Усамой бен Ладеном, членство в ЛИГБ -не помешало ему создать Ливийское исламское движение (фактически, переименованную ЛИГБ), стать национальным героем, войти в состав ПНС, возглавить военный совет в Триполи, а затем принять участие в выборах во Всеобщий Национальный Конгресс в качестве лидера партии Хизб аль Ватан. Примечательно также, что А. Бельхадж имел контакты с американским послом Крисом Стивенсом. Несмотря на составленный Государственным департаментом список крупных террористических организаций [12], в котором значится ЛИГБ, К. Стивенс, предположительно, использовал связи А. Бель-хаджа [13] для осуществления поставок оружия боевикам Сирийской свободной армии [14], способствуя тем самым разжиганию конфликта в этой стране.
Таким образом, оказав поддержку повстанцам во время ливийской революции 2011 г., американцы сумели лишь часть из них сделать своими союзниками, остальные, освободившись от тотального государственного контроля, не отказались от экстремистской риторики. После того, как четверо сотрудников американского дипломатического консульства в Бенгази были убиты во время атаки 11 сентября 2012 г., члены Республиканской партии США стали обвинять исполнительную власть в сокрытии фактов, а именно замалчивании причастности к трагедии Аль-Каиды. Они полагали, что дата нападения оказалась неслучайной и произошла в годовщину теракта 2001 г. Результаты специального расследования, проведенного экспертами Сената США [15], не доказали справедливость этой гипотезы, однако подтвердили халатность Государственного департамента, не защитившего своих подчиненных в условиях повышенной угрозы их безопасности.
Отчеты Разведывательного управления Министерства обороны, Объединенного комитета начальников военных штабов, Центрального разведывательного управления, Африканского командования ВС США, подготовленные в период с 12 июня по 7 сентября 2012 г., свидетельствовали о расширении присутствия террористов в восточных районах Ливии. К примеру, в докладе ЦРУ «Ливия: зарождающийся оплот Аль-Каиды» (авт. пер.) утверждалось: «Группировки, связанные с Аль-Каидой используют благоприятную для них ситуацию в сфере безопасности для увеличения радиуса оперативных действий. В этом году сеть Мухаммада Джамаля (СМД) с основным центром в Египте, Аль-Каида на Аравийском полуострове (АКАП), Организация Аль-Каиды в Исламском Магрибе (АКИМ) проводили учения, строили коммуникационные сети и способствовали миграции экстремистов по всей Северной
Африке из восточных районов Ливии». Нападение на американское консульство не было спланированной акцией, но в нем приняли участие независимо действовавшие члены выше перечисленных террористических групп. К событиям 11 сентября 2012 г. также оказались причастны бойцы Ансар аль Ша-риа, отделения которой возникли в Дерне и Бенгази во время ливийской революции 2011 г. и сейчас активно взаимодействуют с АКИМ.
В январе 2014 г. на территории Ливии располагались, предположительно, четыре базы по подготовке террористов [16]. К тому же пустынные южные районы страны в силу своих климатических особенностей, а также отсутствия сильной центральной власти, способной обеспечить контроль над всей линией государственной границы, превратились в идеальное место для организации нелегального трафика оружия, наркотиков, контрабандных товаров. Учитывая эти два факта и особое геополитическое положение Ливии, в будущем ее значение как важного террористического центра будет лишь расти. Уже сейчас при анализе текущих новостей во многих вооруженных инцидентах и терактах, происходящих в странах региона, можно проследить «ливийский след». В частности, при захвате газоперерабатывающего завода, расположенного близ приграничного города Ин-Аменас на северо-востоке Алжира (январь 2013 г.), террористы совершили нападение именно с ливийской территории; большая часть использованного ими оружия была вывезена со складов, разграбленных повстанцами во время революции 2011 г. [17]. В результате, алжирское правительство было вынуждено повысить меры безопасности, увеличив военное присутствие на восточной границе. По заявлению властей Нигера, террористические атаки в бараках Агадеза и на урановом руднике в Арлите на северо-западе страны (январь 2013 г.) также были спланированы в Ливии [18]. Ливийское оружие использовалось членами АКИМ, установившими контроль над северными районами Мали [19] в марте 2012 г.
Проблема роста террористической активности в регионе требует скорейшего решения. На данный момент Ливия «самоизолировалась»: закрыла границу с Алжиром, Нигером, Чадом и Суданом [20], с ноября 2013 г. в ней действует режим чрезвычайного положения. Но этого недостаточно - необходимо расширение регионального сотрудничества по борьбе с терроризмом, обмен информацией между соответствующими правительственными и военными ведомствами, создание общих баз данных, организация программ обмена специалистами. Важной в этом отношении стала инициатива проведения регулярных региональных министерских встреч по безопасности границ. Первая конференция состоялась в марте 2012 г., ее итогом стало подписание
Плана действий по установлению долговременного сотрудничества спецслужб, таможенных и следственных органов, создание постоянного секретариата в Триполи [21].
Проблема терроризма взаимосвязана с проблемой низкой боеспособности национальных вооруженных сил Ливии, помощь в укреплении которых обещали предоставить США [22], Турция [23], Франция и Германия [24]. Приверженность оказанию стране соответствующей технической поддержки была подтверждена и на римской встрече Группы друзей Ливии [25], прошедшей 6 марта 2014 г. Однако международные усилия, направленные на обеспечение безопасности в стране, бессмысленны при отсутствии позитивной динамики процесса преодоления существующих внутренних разногласий между различными конфликтующими группировками.
Вмешавшись в ливийский конфликт во имя демократических ценностей, участники международной интервенции 2011 г. дестабилизировали существовавший внутри страны баланс сил и интересов различных политических и племенных элит и создали благодатную почву для роста террористической угрозы в регионе. Ливия оказалась недостающим звеном, позволяющим соединить террористические организации Марокко, Алжира, Туниса и Египта в единую сеть [26], потенциал которой угрожает системе безопасности Северной Африки и стран Сахеля.
Литература
1. Премьер Ливии отпущен на свободу // РИА Новости. - 10.10.2013. - Режим доступа: http://ria.ru/arab_riot/20131010/969038321 .html
2. Feyerick D., Mungin L. Alleged al Qaeda Operative Abu Anas al Libi Pleads Not Guilty // CNN. - 15.10.2013. - URL: http://www.cnn.eom/2013/10/15/justice/al-libi-case/index.html?iref=allsearch
3. Broken Libya 'Is Now a Crucible of Terror', Warns Former PM // The Times. - 26.03.2014. - URL: http://www.thetimes.co.uk/tto/news/world/middleeast/article4044715.ece
4. Laub Z., Masters J. Al-Qaeda in the Islamic Maghreb (AQIM) // Council on Foreign Relations. - 08.01.2014. - URL: http://www.cfr.org/terrorist-organizations-and-networks/al-qaeda-islamic-maghreb-aqim/p12717
5. Mesdoua I. Libya: The Dictatorship of the Militias // JuanCole. -10.01.2014. - URL: http://www.juancole.com/2014/01/libya-dictatorship-militias.html
6. Tarpley W.G. The CIA's Libya Rebels: The Same Terrorists Who Killed US, NATO Troops in Iraq // Website of W.G. Tarpley. - 24.03.2011. - URL: http://tarpley.net/2011/03/24/the-cia%E2%80%99s-libya-rebels-the-same-terrorists-who-killed-us-nato-troops-in-iraq/
7. Felter J., Fishman B. Al-Qa'ida's Foreign Fighters in Iraq // Website of W.G. Tarpley. - 19.12.2007. - URL: http://tarpley.net/docs/CTCForeignFighter.19.Dec07.pdf
8. Gambill G. The Libyan Islamic Fighting Group (LIFG) // The Jamestown Foundation. - 05.05.2005. - URL: http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Bswords%5D=8fd589 3941d69d0be3f378576261ae3e&tx_ttnews%5Bany_of_the_words%5D=Gambill&t x_ttnews%5Btt_news%5D=308&tx_ttnews%5BbackPid%5D=7&cHash=d5a7b9b6 5f6ecd1 bb9aa2c6e1 c262c8b#.UrblTvRdU6U
9. Felter J., Fishman B. Al-Qa'ida's Foreign Fighters in Iraq. - P.12.
10. Кто такие ливийские повстанцы? // Военный обозреватель. -
29.03.2011. - Режим доступа: http://warsonline.info/liviya/kto-takie-liviyskie-povstantsi.html
11. Изюмов А. Заменитель Каддафи // Коммерсант. - 19.09.2011. -Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1771978
12. Foreign Terrorist Organizations // U.S. Department of State. -
28.09.2012. - URL: http://www.state.gov/j/ct/rls/other/des/123085.htm
13. Leading Libyan Islamist Met Free Syrian Army Opposition Group // The Telegraph. - 27.11.2011. - URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/africaandindianocean/libya/8919057/L eading-Libyan-Islamist-met-Free-Syrian-Army-opposition-group.html
14. Kelley M. How US Ambassador Chris Stevens May Have Been Linked to Jihadist Rebels in Syria // Business Insider. - 19.10.2012. - URL: http://www.businessinsider.com/us-syria-heavy-weapons-jihadists-2012-10#ixzz2Ea2tr82X
15. Review of the Terrorist Attacks on U.S. Facilities in Benghazi, Libya, September 11-12, 2012 // U.S. Senate Select Committee on Intelligence. -15.01.2014. - URL: http://www.intelligence.senate.gov/benghazi2014/benghazi.pdf
16. Разведчики насчитали в Ливии четыре базы «Аль-Каиды» // РОСБАЛТ. - 19.01.2014. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/main/2014/01/19/1222785.html
17. Matarese M. Algeria Hostage Crisis: Most Weapons Used in Attack Came from Libya // The Telegraph. - 20.01.2013. - URL:
http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/africaandindianocean/algeria/9814510 /Algeria-hostage-crisis-Most-weapons-used-in-attack-came-from-Libya.html
18. Bakrania Sh. Libya: Border Security and Regional Cooperation. 2014 // Applied Knowledge Services. - URL: http://www.gsdrc.org/docs/open/GSDRC_Libya.pdf
19. Сапронова М. Кризис в Мали как продолжение «арабской весны» // Военно-промышленный курьер. -30.01.2013. - Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/14211
20. Ливия закрыла границы из-за проблем на юге страны // Военный обозреватель. - 17.12.2012. - Режим доступа: http://warsonline.info/liviya/liviya-zakrila-granitsi-iz-za-problem-na-iuge-strani.html
21. Weekly Newsbrief of the Sahel and West Africa Club Secretariat. 1117 November, 2013 // West Africa Gateway. - URL: http://www.westafricagateway.org/files/142revuedepresse11 -17nov2013_en.pdf
22. NATO Secretary General's Statement on Advisory Team for Libya // NATO. - 21.10.2013. - URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_104239.htm?utm_source=tiki&utm_mediu m=smc&utm_campaign=131216+timeline13 (дата обращения: 21.10.2013).
23. Elumami Ah. Turkey Offers to Help Rebuild Libyan Military // Libya Herald. - 22.05.2013. - URL: http://www.libyaherald.com/2013/05/22/turkey-offers-to-help-rebuild-libyan-military/#axzz2wJDoEgQA.
24. Press release // The Permanent Mission of Germany to the United Nations. - 06.03.2014. - URL: http://www.new-york-un.diplo.de/Vertretung/newyorkvn/en/__pr/press-releases/2014/20140306-franco-german-engagement-to-promote-stability-security-in-libya.html?archive=3759636
25. Ministerial Conference on International Support to Libya (Rome, 6 March 2014). Conclusions // Farnesina. - URL: http://www.esteri.it/MAE/IT/Sala_Stampa/ArchivioNotizie/Approfondimenti/2014/03/ 20140306_minconflibconcl.htm
26. Fathi N., Arfaoui J. Tunisia, Libya in AQIM crosshairs // Magharebia. -31.01.2014. - URL: http://magharebia.com/en_GB/articles/awi/reportage/2014/01/31/reportage-01
Коротко об авторе
Орехова Валерия Дмитриевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Orekhova Valeria Dmitrievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]