Научная статья на тему 'Международно-политическое измерение ливийского конфликта'

Международно-политическое измерение ливийского конфликта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2021
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИВИЯ / LIBYA / КАДДАФИ / GADDAFI / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ARMED CONFLICT / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / R2P / ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ / RESPONSIBILITY TO PROTECT / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / HUMANITARIAN INTERVENTION / НАТО / NATO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тетерюк Алексей Сергеевич, Чижевский Ян Андреевич

В статье рассматриваются действия внешних акторов как западных стран, так и африканских государств по отношению к Ливии во время конфликта 2011 года. Проводится анализ концепции «обязанность защищать», послужившей предлогом для начала операции в этой стране. Авторы рассматривают последствия свержения режима Каддафи для африканского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International political dimension of Libyan conflict

The article analyses the actions of external actors, both the western countries, and the African states towards Libya during the conflict of 2011. Besides, the authors examine the concept «responsibility to protect», which served as a pretext to start the military operation in this country. At the end authors consider consequences of the Gaddafi’s regime overthrow for the African region.

Текст научной работы на тему «Международно-политическое измерение ливийского конфликта»

МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИВИЙСКОГО КОНФЛИКТА

А.С. Тетерюк, Я.А. Чижевский

Кафедра политической теории МГИМО (У) МИД России пр-т Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

В статье рассматриваются действия внешних акторов как западных стран, так и африканских государств по отношению к Ливии во время конфликта 2011 года. Проводится анализ концепции «обязанность защищать», послужившей предлогом для начала операции в этой стране. Авторы рассматривают последствия свержения режима Каддафи для африканского региона.

Ключевые слова: Ливия, Каддафи, вооруженный конфликт, международные отношения, R2P, обязанность защищать, внешняя политика, гуманитарная интервенция, НАТО.

Операция коалиционных сил в Ливии в 2011 г. является примером новой военной концепции НАТО. Руководствуясь резолюцией СБ ООН 1973 от 17 марта 2011 г., а также активно продвигаемым на Западе принципом «обязанности (ответственности) защищать» (responsibility to protect), коалиция государств из НАТО и ЕС осуществила в гуманитарных целях операцию по стабилизации ситуации в этой африканской стране. Совет Безопасности ООН одобрил операцию в рамках четко определенного мандата: военные действия по защите ливийского населения по причине неспособности официального правительства выполнить данную функцию. Мандат предусматривал проведение совместных военно-воздушных акций коалицией по закрытию ливийского воздушного пространства при запрете прямого военного вмешательства [3. С. 27].

Международное сообщество по-разному отреагировало на данную операцию. На фоне лестных отзывов об успешности военной операции [21] ряд экспертов не без оснований критиковали и продолжают критиковать действия коалиции за свободную интерпретацию формулировок резолюции, а зачастую и открытое нарушение принципов международного права [5. C. 70]. Более того, критические замечания были высказаны по адресу Организации Объединенных Наций, международный статус и влияние которой после ливийских событий сильно пошатнулся. Были высказаны мнения о том, что операция в Ливии наглядно демонстрирует тенденцию к размыванию понятия «суверенитет государства», а это в итоге приведет к состоянию хаоса в системе международных отношений [8. C. 58].

Вместе с тем операция НАТО в Ливии выявила две нарастающие тенденции: 1) нежелание определенной части государств — членов альянса принимать участие в новых военных операциях, даже если они носят «гуманитарный характер» и проводятся под эгидой НАТО. В операции в Ливии участвовала коалиция из 18 стран, 4 из которых являлись партнерами НАТО (Иордания, Катар, ОАЭ, Швеция). Для сравнения: в афганской операции коалиция состояла из 49 стран, из которых больше половины — члены НАТО; 2) неспособность африканских стран оказывать активное участие в деле урегулирования конфликта на своем континенте. Ливий-

ская трагедия, по сути, выявила беспомощность организации Африканского союза как инструмента предотвращения и разрешения кризисов на африканском континенте. Анализируя неудачные попытки большинства стран региона каким-либо образом повлиять на ливийский конфликт, можно заключить, что отныне никакая африканская страна не может чувствовать себя в безопасности. Помимо заинтересованности ряда государств континента в свержении режима Каддафи и, следовательно, в ослаблении регионального соперника, ситуация в Ливии показала разобщенность африканских стран, их неспособность объединиться для того, чтобы обеспечивать безопасность в регионе и играть более активную роль в системе международных отношений.

Предлогом для начала интервенции в Ливии стала распространенная на Западе концепция «ответственности защищать». Практическое применение данной концепции позволяет поставить вопрос о пределах вмешательства международного сообщества в процесс разрешения внутриполитических кризисов в современных государствах.

Относительный успех коалиции в Ливии позволяет говорить о том, что «бесконтактная смена режима» и дальше будет рассматриваться западными странами в качестве инструмента, призванного заменить долгую и дорогостоящую работу по строительству государственности.

Р2Р-концепция

Военная операция, осуществленная в Ливии, была по-разному оценена членами международного сообщества.

По мнению М. Вудвард (1), операция «Объединенный защитник», осуществленная на территории Ливии, стала настоящей революцией в международных отношениях и закрепила главенствующую роль ООН на международной арене. Операция фактически создала прецедент, в соответствии с которым граждане любого государства могут обратиться за защитой к международному сообществу. Гуманитарная интервенция должна и в будущем рассматриваться как крайняя мера, однако, в случае наличия угрозы для жизни значительного числа людей, от такой возможности нельзя отказываться [40. С 21]. В 2001 г. правительством Канады была сформирована Международная комиссия по интервенциям и суверенитету государств. Канадской комиссией был подготовлен доклад под названием «Обязанность защищать», который в дальнейшем был передан на рассмотрение в Генеральную Ассамблею ООН. Доклад комиссии стал отправной точкой для разработки правового поля, в рамках которого международное сообщество может брать на себя обязанность по защите граждан любой страны в том случае, если само государство угрожает жизни своих граждан или не может обеспечить их безопасность. Сама идея «обязанности защищать» зиждется на вере в то, что суверенитет — это возможность государств самостоятельно править народами, при этом выполняя ряд обязательств по защите населения от террора, голода и т.д. «Обязанность защищать» появляется у международного сообщества, когда государство не может или отказывается выполнять обязательства перед своими гражданами. Концепт «обязанности защищать» включает три основных элемента: «обя-

занность предотвратить», «обязанность отреагировать», «обязанность построить заново».

В 2005 г. Генеральная Ассамблея единогласным решением ратифицировала части доклада Комиссии по интервенциям и суверенитету государств в параграфах 138 и 139 соответствующей резолюции. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун продемонстрировал приверженность идее внедрения на практике принципа «обязанности защищать», развив этот концепт в своем одноименном докладе, опубликованном в 2009 г. Особое внимание в докладе уделяется решительности и своевременности действий по защите международным сообществом граждан какого-либо государства в случае необходимости [19]. Сами протестные выступления ливийских граждан не привлекли внимания международного сообщества. ООН была вынуждена отреагировать на меры, принятые ливийским правительством во главе с полковником Каддафи по подавлению протестных выступлений.

Сегодня «обязанность защищать» — это новый инструмент легализации гуманитарной интервенции [20. С 11]. Западные страны сумели осуществить операцию в Ливии под предлогом «обязанности защищать», так как ливийское правительство не имело значительной поддержки со стороны третьих стран, не обладало достаточными военными силами и средствами. Более того, пустынная местность была наиболее благоприятной для нанесения авиаударов. На тот момент премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин заявил, что принцип ответственности за обеспечение защиты стал лишь прикрытием для США, Великобритании и Франции, которые преследовали свои политические и экономические интересы в регионе [40. С 22]. Сегодня с определенной долей уверенности можно заявить, что ни одна коалиция и ни одно государство не начнет военную операцию под предлогом «обязанности защищать» при наличии угрозы значительных потерь для своих вооруженных сил.

Применение концепции «обязанность защищать» не привносит понимания в понятие «гуманитарной интервенции». Р. Скидельски в своей статье констатирует, что мандат СБ ООН только «породил полную сумятицу и неопределенность в области международного права» [13. С 63], еще сильнее осложнив определение «гуманитарной интервенции». В прошлом единственным конкретным обязательством, которое должны были взять на себя все члены ООН, было ненападение на другие страны, входящие в Организацию. Остальные вопросы попадали под категорию «внутренние дела государства» [13, 64]. Однако сегодня ряд вопросов, традиционно находящихся в ведении конкретного государства, оказался исключен и передан в ведение других стран, иными словами — международному сообществу. В таком случае «обязанность защищать», возможно, является самой значимой поправкой к понятию суверенитета со времен Вестфальского мира, подписанного в 1648 г. Сегодня суверенитет понимается не только как необходимость защиты государства и государственных границ, но и как обязанность защищать граждан в случае необходимости от их же государства.

По мнению ряда экспертов, ливийская операция, осуществленная под мандатом СБ ООН, самым негативным образом сказалась на авторитете самой Организации и ее исполнительном органе — Совете Безопасности, авторитету которого

был нанесен серьезный удар [8. С 57]. Последующее использование концепции «R2P» может спровоцировать процесс реформирования Организации Объединенных Наций в направлении пересмотра роли Совета Безопасности, что не будет отвечать интересам многих стран. По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьянова, подобные процессы могут привести к состоянию хаоса в системе международных отношений [9].

Внешняя политика стран региона

в контексте ливийского кризиса

Помимо западных стран, которые оказывали помощь мятежникам оружием и боеприпасами, африканские государства также поддерживали антиправительственные силы. К числу таких стран относятся Катар, Саудовская Аравия, Тунис и Судан. Активное участие этих стран в ливийском конфликте было обусловлено наличием у данных государств собственных интересов, связанных с ослаблением недружественного им режима Каддафи и укреплением своих позиций в регионе.

Египет. Египет стал первой арабской страной, вмешавшейся в ход противостояния в Ливии. Со времен войны в 1977 г. отношения между двумя странами оставались достаточно напряженными. Египет не желал усиления Ливии в качестве регионального лидера, который смог бы сплотить вокруг себя арабские государства. Обе страны неоднократно обвиняли друг друга в поддержке подпольных антиправительственных движений и террористических групп. Стремясь ослабить позиции Ливии в Северной Африке, лояльные Западу власти Египта начали поставлять оружие повстанцам. Согласно «Уолл Стрит Джорнал» со ссылкой на источники в США и в мятежном ливийском правительстве, поставки осуществлялись при одобрении официального Вашингтона. Большую часть переправляемого из Египта вооружения составляло стрелковое оружие, главным образом автоматы и патроны к ним [6].

Катар и Саудовская Аравия. Такие государства Персидского залива, как Саудовская Аравия и Катар были заинтересованы в ослаблении режима Каддафи по нескольким причинам. В случае с Саудовской Аравией враждебное отношение к Ливии продиктовано личной взаимной неприязнью лидеров обоих государств. Так, король Абдалла обвинял Каддафи в попытках покушения на свою жизнь в 2004 г. Полковник, в свою очередь, рассматривал Саудовскую Аравию в качестве протеже США [3. С 83]. Катар стремился укрепить свои позиции в арабском мире и подтвердить свою лояльность западным странам. Помимо этого, оба государства рассматривали Ливию как сильного нефтяного конкурента в регионе. Логика весьма проста: в долгосрочной перспективе внутригосударственный кризис негативно скажется на нефтедобыче в Ливии, что приведет к росту цен на энергоносители. Саудовская Аравия и Катар поддерживали повстанческое движение в Ливии, предоставляя мятежникам оружие и спонсируя исламистские группировки, действующие на территории страны.

Тунис. Исторически отношения Туниса и Ливии складывались непросто. В 1970-х гг. тунисское руководство обвиняло ливийских коллег в поддержке внутренних радикальных группировок и сепаратистов в Тунисе. Помимо этого, между

государствами по сей день существуют споры относительно раздела богатого нефтью континентального шельфа [4. С 73]. Кроме того, участившиеся столкновения между силами безопасности Туниса и ливийскими боевиками в мае—июне на западной границе привели к тому, что власти Туниса начали всерьез рассматривать Ливию как источник нестабильности и распространения исламского экстремизма. С мая 2011 г. Тунис стал играть более активную роль в ливийской гражданской войне, когда в южной части тунисско-ливийской границы были задержаны двое мужчин пытавшихся перенести в Тунис взрывчатку в поясах шахидов и несколько бомб [1].

Судан. Судан также рассматривал Ливию в качестве недружественной страны, которая на протяжении длительного времени осуществляла поддержку антиправительственных сил на территории государства. В ходе гражданской войны в Ливии Судан снабжал повстанцев оружием и боеприпасами, в чем 26 октября 2011 г. признался президент Судана Омар аль-Башир [34]. Он заявил, что «часть вооружения и военных средств отрядов, вошедших в Триполи, имели стопроцентное суданское происхождение». По его словам, это было сделано в ответ на помощь, которую оказывал Муаммар Каддафи антиправительственным силам в Дар-фуре и Южном Судане. Ко всему прочему, ослабленная гражданской войной и фактически разделенная надвое страна нуждалась в ресурсах. Власти Южного Судана были также заинтересованы в международном признании в первую очередь со стороны западных стран. Поэтому в июле 2011 г. суданская армия захватила нефтеносный оазис Куфра на юге Ливии, а также установила контроль над городом Джауф и шоссейной дорогой, ведущей к центру нефтяных полей Сарир и Мисла [35]. Суданцы не тронули инфраструктуру добычи нефти, а просто взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии.

Африканский Союз. Африканской Союз был создан в начале XXI в. на основе Организации африканского единства (ОАЕ) по предложению непосредственно Муаммара Каддафи. Когда в феврале 2011 г. в Ливии начались беспорядки, переросшие затем в явную форму конфликта, Афросоюз мог вмешаться, поскольку имеет механизмы для предупреждения разрастания конфликта. В Учредительном акте АС есть положение, допускающее вмешательство организации во внутренние дела государства-члена в случае «отягощающих обстоятельств, таких как геноцид и преступления против человечности» [16]. Однако во время событий в Ливии АС показал себя достаточно неэффективной организацией, действующей крайне медленно и не имеющей высокого уровня влияния на международной арене. Делегация от организации смогла посетить Триполи и встретиться с ливийским лидером только в апреле, когда гражданская война была в самом разгаре. К тому же роль АС была ограничена действиями западной коалиции, которая стремилась не допустить встречи Каддафи с представителями организации. Африканский Союз фактически не принял ни одного документа, который способствовал бы прекращению огня между противоборствующими сторонами. Деятельность АС осложнялась и тем, что единая позиция стран-членов стала трещать по швам, когда несколько африканских государств признали Национальной переходный совет Ливии легитимным правительством государства. К концу августа 2011 г. таких государств

было уже 17. А в сентябре председатель самой организации, президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого на встрече на высоком уровне по Ливии ООН признал легитимность нового правительства, учрежденного мятежниками [17]. Это явилось прямым нарушением положений Учредительного акта АС, в котором были провозглашены осуждение и отказ от признания «неконституционной смены правительства» [14]. Таким образом, за исключением небольшого количества африканских стран (например, Алжира, Марокко, Мавритании), поддержавших Каддафи, Ливийская Джамахирия в период вооруженного

конфликта оказалась фактически в региональной изоляции.

***

Свержение режима Каддафи в Ливии привело к чрезвычайно опасным последствиям для всего региона Северной Африки. По сути, операция НАТО создала целый комплекс проблем, которые уже привели к тому, что территория бывшей Ливии стала очагом нестабильности. Экспорт нестабильности с территории Ливии дополняется угрозой распространения и захвата химического оружия террористическими группировками. Это, в свою очередь, обостряет международную ситуацию, актуализируя проблему обладания ОМУ террористическими группами.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Генерал-майор М. Вудвард, командир семнадцатой воздушной армии США, была назначена Командующим объединенными ВВС в ходе операции «Одиссея Восход».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бои на тунисско-ливийской границе. Август, 2011 // URL: http://www.mogilev.by/news/ 30333-boi-na-tunissko-liviyskoy-granice.html.

[2] Быстров А.А. Ливия: усиление межплеменных столкновений. Институт Ближнего Востока // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/05-02-12b.htm.

[3] Володина МЛ. Международно-политические процессы в Северной Африке // МЭиМО. — 2013. — № 1. — С. 77—84.

[4] Воронин Е.Р. Ливийская операция НАТО: стратегия, «твердая» и «мягкая» сила, итоги / Е.Р. Воронин; ИМИ МГИМО (У) МИД России, Центр евроатлантической безопасности. — М.: МГИМО-Университет, 2012. — 27 с. — (Аналитические доклады ИМИ; Вып. 1 (31), февраль 2012).

[5] Галицкий В.П. Международное право по-натовски // Обозреватель. — 2012 — Апрель. С. 68—75.

[6] Египет начал поставлять оружие ливийским повстанцам. Лента.ру. Март, 2011 // URL: http://lenta.ru/news/2011/03/18/masr/.

[7] Кто такие ливийские повстанцы? Военный обозреватель. — Март. 2011 // URL: http://warsonline.info/liviya/kto-takie-liviyskie-povstantsi.html.

[8] Кузнечевский В.Д. Казус Ливии и проблема суверенитета // Международная жизнь. — 2011. — Май. С. 53—61.

[9] Лукьянов Ф.А. Ливийская воронка. Россия в глобальной политике // URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Liviiskaya-voronka-15153.

[10] Любопытная оппозиция Ливии. Март, 2011 // URL: http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/ view/56711/.

[11] Повстанческий город Бенгази в Ливии ожидает наступления армии Каддафи. РИА Новости. Март, 2011 // URL: http://ria.ru/arab_ly/20110314/353745092.html.

[12] Роль НАТО в событиях «арабской весны» 2011—2013 гг. Военно-политическая аналитика // URL: http://vpoanalytics.com/2013/06/26/rol-nato-v-sobytiyax-arabskoj-vesny-2011-2013/.

[13] Скидельски Р. Парадоксы гуманитарной войны // Россия в глобальной политике. —

2011. — Т. 9. — № 2. — Март/Апрель. С. 63—68.

[14] Шубин В.Г. Африка и война в Ливии // Азия и Африка сегодня. — 2013. — № 2. — Март. C. 11—17.

[15] ХАМАС и Хизбалла купили в Ливии химическое оружие // URL: http://www.mignews.com/ news/disasters/world/020411_81643_47466.html.

[16] African Union. The Constitutive Act // URL: http://www.au.int/en/sites/default/files/ ConstitutiveAct_EN.pdf.

[17] Africa: At UN, AU Finally Recognizes Libya's TNC. September, 2011 // URL: http://tropicsmagazine.over-blog.com/article-affica-at-un-au-finally-recognises-libya-s-tnc-84970772.html.

[18] American Foreign Policy Interests: The Journal of the National Committee on American Foreign Policy. Vol. 34, Issue 3, P. 167—168.

[19] Ban Ki-moon. Implementing the Responsibility to Protect, Assembly Report. New York UN, 2009.

[20] Barry B. Libya's Lessons. International Institute for Strategic Studies, Survival: Global Politics and Strategy 53, № 5, October—November, 2011. P. 11.

[21] Biden calls Lybia a job well done. PolitiFact. October, 2011 // URL: http://www.politifact.com/ truth-o-meter/statements/2011/nov/03/joe-biden/biden-calls-libya-job-well-done/.

[22] Communiqué, Paris summit for the support to the Libyan people, 19 March 2011, http://www.elysee.fr/president/root/bank_objects/11-03-19 Paris_Summit_for_the_support_ to_the_Libyan_people.pdf.

[23] Dadlder I., Stavridis H., James G. NATO'S Victory in Libya. Foreign Affairs. March/April,

2012, Vol. 91 Issue 2, P. 6.

[24] Fareed Z. WHY ARE WE IN LIBYA? Time. April, 2011, Vol. 177 Issue 13, P. 32—35. P. 4.

[25] Foggo J. A Promise Kept. U.S. Naval Institute Proceedings. June, 2012, Vol. 138 Issue 6, P. 24—27.

[26] Greenleaf J. The Air War in Libya. Air & Space Power Journal. March/April, 2013, Vol. 27, Issue 2, P. 28—54.

[27] Libya: NATO remains split as Barack Obama announces US would pull back «this week» The Telegraph. March, 2011 // URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/ africaandindianocean/libya/8402224/Libya-Nato-remains-split-as-Barack-Obama-announces-US-would-pull-back-this-week.html.

[28] Libya unrest: Ministers accused of 'serial bungling'. BBC News. March, 2011 // URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-12665575.

[29] Libya TV shows captured Dutch navy helicopter crew. BBC News. March, 2011 // URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-europe-12645675.

[30] Libya: Islamic Emirate of Barqa Seizes Arms, Takes Hostages. February, 2011 // URL: http://twilightoftheamericanempire.blogspot.ru/2011/02/libya-islamic-emirate-of-barqa-seizes.html.

[31] Malkki J. Ensuring Effectiveness in the Libyan Operation Baltic Security & Defence Review. 2012, Vol. 14 Issue 1, P. 43—72.

[32] Rynning S. Coalitions, institutions and big tents: the new strategic reality of armed intervention. International Affairs. January, 2013, Vol. 89 Issue 1, P. 53—68.

[33] Svendsen A. Intelligence Cooperation and the War on Terror: Anglo-American Security Relations after 9/11 (Studies in Intelligence). 2012. P. 201.

[34] Sudan armed Libya's former rebels. Reuters. October, 2011 // URL: http://af.reuters.com/ article/libyaNews/idAFL5E7LQ4DK20111026.

[35] Sudanese army seizes southern Libyan town. The Telegraph. July, 2011 // URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/africaandindianocean/libya/8611199/Sudanese-army-seizes-southern-Libyan-town.html.

[36] Turkey blocks NATO mission in Libya. Der Spiegel. March, 2011 // URL: http://www.spiegel.de/international/world/command-conflict-turkey-blocks-nato-mission-in-libya-a-752222.html.

[37] US NAVY // URL: http://www.naveur-navaf.navy.mil/odysseydawn/.

[38] United Nations Security Council Resolution 1970 // URL: http://www.faoa.org/Resources/ Documents/Atkinson%20Thesis%20Libya%20for%20Website.pdf

[39] Woodward M.H., Morrison P.G. The Responsibility to Protect: The Libya Test Case. JFQ: Joint Force Quarterly. 2013 4th Quarter, Issue 71, P. 20—24.

[40] Woodward M.H. The Libya Test Case. JFQ: Joint Force Quarterly. 2013 4th Quarter, Issue 71, P. 20—24.

INTERNATIONAL AND POLITICAL DIMENSION OF THE LIBYAN CONFLICT

A.S. Teteryuk, Y.A. Chizhevsky

Chair of Political Theory Moscow State University of International Relations Ministry of Foreign Affairs Russian Federation pr. Vernadskogo 76, Moscow, 119454

The article analyses the actions of external actors, both the western countries, and the African states towards Libya during the conflict of 2011. Besides, the authors examine the concept «responsibility to protect», which served as a pretext to start the military operation in this country. At the end authors consider consequences of the Gaddafi's regime overthrow for the African region.

Key words: Libya, Gaddafi, armed conflict, the international relations, R2P, a responsibility to protect, foreign policy, humanitarian intervention, NATO.

REFERENCES

[1] Boi na tunissko-livijskoj granice. Avgust, 2011. Available at: http://www.mogilev.by/ news/30333-boi-na-tunissko-liviyskoy-granice.html.

[2] Bystrov A.A. Livija: usilenie mezhplemennyh stolknovenij. Institut Blizhnego Vostoka. Available at: http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/05-02-12b.htm.

[3] Volodina M. Mezhdunarodno-politicheskie processy v Severnoj Afrike // IE&IR. — 2013. — № 1. P. 77—84.

[4] Voronin E. Livijskaja operacija NATO: strategija, «tverdaja» i «mjagkaja» sila, itogi / E. Voro-nin; IMI MGIMO (U) MID Rossii, Centr evroatlanticheskoj bezopasnosti. — M.: MGIMO-Universitet, 2012. — 27 s. — (Analiticheskie doklady IMI; Vyp. 1 (31), fevral' 2012).

[5] Galickij V.P. Mezhdunarodnoe pravo po-natovski // Obozrevatel'. — 2012. — Aprel'. S. 68—75.

[6] Egipet nachal postavljat' oruzhie livijskim povstancam. Lenta. ru. Mart, 2011. Available at: http://lenta.ru/news/2011/03/18/masr/.

[7] Kto takie livijskie povstancy? Voennyj obozrevatel'. Mart, 2011. Available at: http://warsonline. info/liviya/kto-takie-liviyskie-povstantsi.html.

[8] Kuznechevskij V. Kazus Livii i problema suvereniteta // Mezhdunarodnaja zhizn'. — 2011. — Maj. P. 53—61.

[9] Luk'janov F. Livijskaja voronka. Rossija v global'noj politike. Available at: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Liviiskaya-voronka-15153.

[10] Ljubopytnaja oppozicija Livii. Mart, 2011. Available at: http://www.warandpeace.ru/ru/ exclusive/view/56711/.

[11] Povstancheskij gorod Bengazi v Livii ozhidaet nastuplenija armii Kaddafi. RIA Novosti. Mart,

2011. Available at: http://ria.ru/arab_ly/20110314/353745092.html.

[12] Rol' NATO v sobytijah «arabskoj vesny» 2011—2013 gg. Voenno-politicheskaja analitika. Available at: http://vpoanalytics.com/2013/06/26/rol-nato-v-sobytiyax-arabskoj-vesny-2011-2013/.

[13] Skidel'ski R. Paradoksy gumanitarnoj vojny // Rossija v global'noj politike. — 2011. — V. 9. — № 2. — Mart/ Aprel'. P. 63—68.

[14] Shubin V.G. Afrika i vojna v Livii // Azija i Afrika segodnja. — 2013. — № 2. — Mart. P. 11—17.

[15] HAMAS i «Hizballa» kupili v Livii himicheskoe oruzhie. Available at: http://www.mignews. com/ news/disasters/world/020411_81643_47466.html.

[16] African Union. The Constitutive Act. URL: http://www.au.int/en/sites/default/files/ ConstitutiveAct_EN.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Africa: At UN, AU Finally Recognizes Libya's TNC. September, 2011 // URL: http://tropicsmagazine.over-blog.com/article-africa-at-un-au-finally-recognises-libya-s-tnc-84970772.html.

[18] American Foreign Policy Interests: The Journal of the National Committee on American Foreign Policy. Vol. 34, Issue 3, P. 167—168.

[19] Ban Ki-moon. Implementing the Responsibility to Protect, Assembly Report. New York UN, 2009.

[20] Barry B. Libya's Lessons. International Institute for Strategic Studies, Survival: Global Politics and Strategy 53, № 5, October—November, 2011. P. 11.

[21] Biden calls Lybia a job well done. PolitiFact. October, 2011 // URL: http://www.politifact.com/ truth-o-meter/statements/2011/nov/03/joe-biden/biden-calls-libya-job-well-done/.

[22] Communiqué, Paris summit for the support to the Libyan people, 19 March 2011, http://www.elysee.fr/president/root/bank_objects/11-03-19 Paris_Summit_for_the_support_to_ the_ Libyan_people. pdf.

[23] Dadlder I., Stavridis H., James G. NATO'S Victory in Libya. Foreign Affairs. March/April,

2012, Vol. 91 Issue 2, P. 6.

[24] Fareed Z. WHY ARE WE IN LIBYA? Time. April, 2011, Vol. 177 Issue 13, P. 32—35. P. 4.

[25] Foggo J. A Promise Kept. U.S. Naval Institute Proceedings. June, 2012, Vol. 138 Issue 6, P. 24—27.

[26] Greenleaf J. The Air War in Libya. Air & Space Power Journal. March/April, 2013, Vol. 27, Issue 2, P. 28—54.

[27] Libya: NATO remains split as Barack Obama announces US would pull back «this week» The Telegraph. March, 2011 // URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/ africaan-dindianocean/libya/8402224/Libya-Nato-remains-split-as-Barack-Obama-announces-US-would-pull-back-this-week.html.

[28] Libya unrest: Ministers accused of 'serial bungling'. BBC News. March, 2011 // URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-12665575.

[29] Libya TV shows captured Dutch navy helicopter crew. BBC News. March, 2011 // URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-europe-12645675.

[30] Libya: Islamic Emirate of Barqa Seizes Arms, Takes Hostages. February, 2011 // URL: http://twilightoftheamericanempire.blogspot.ru/2011/02/hbya-islamic-emirate-of-barqa-seizes.html.

[31] Malkki J. Ensuring Effectiveness in the Libyan Operation Baltic Security & Defence Review. 2012, Vol. 14 Issue 1, P. 43—72.

[32] Rynning S. Coalitions, institutions and big tents: the new strategic reality of armed intervention. International Affairs. January, 2013, Vol. 89 Issue 1, P. 53—68.

[33] Svendsen A. Intelligence Cooperation and the War on Terror: Anglo-American Security Relations after 9/11 (Studies in Intelligence). 2012. P. 201.

[34] Sudan armed Libya's former rebels. Reuters. October, 2011 // URL: http://af.reuters.com/ article/libyaNews/idAFL5E7LQ4DK20111026.

[35] Sudanese army seizes southern Libyan town. The Telegraph. July, 2011 // URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/africaandindianocean/libya/8611199/Sudanese-army-seizes-southern-Libyan-town.html.

[36] Turkey blocks NATO mission in Libya. Der Spiegel. March, 2011 // URL: http://www.spiegel.de/international/world/command-conflict-turkey-blocks-nato-mission-in-libya-a-752222.html.

[37] US NAVY // URL: http://www.naveur-navaf.navy.mil/odysseydawn/.

[38] United Nations Security Council Resolution 1970 // URL: http://www.faoa.org/Resources/ Documents/Atkinson%20Thesis%20Libya%20for%20Website.pdf.

[39] Woodward M.H., Morrison P.G. The Responsibility to Protect: The Libya Test Case. JFQ: Joint Force Quarterly. 2013 4th Quarter, Issue 71, P. 20—24.

[40] Woodward M.H. The Libya Test Case. JFQ: Joint Force Quarterly. 2013 4th Quarter, Issue 71, P. 20—24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.