Научная статья на тему 'Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о собственном будущем'

Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о собственном будущем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные особенности / несовершеннолетние / будущее / правонарушители / представления / учебно-воспитательные учреждения / преступления / противоправное поведение / personality traits / minors / future / offenders / representations / educational institutions / crimes / illegal behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Екатерина Ивановна Ильянкова, Александр Владимирович Мoрoзoв

В статье рассматривается проблема, обусловленная актуальной необходимостью исследования личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей и того влияния, которое эти личностные особенности оказывают на их представления о собственном будущем в период нахождения в специализированных учебно-воспитательных учреждениях. Целью исследования является изучение взаимосвязи личностных особенностей и представлений о собственном будущем у несовершеннолетних, совершивших преступление и воспитывающихся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. В результате проведенного эмпирического исследования сформулированы выводы, позволяющие более эффективно планировать и организовывать психологическое сопровождение и психокоррекционную воспитательную работу с несовершеннолетними правонарушителями в период их пребывания в специализированных учебно-воспитательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Екатерина Ивановна Ильянкова, Александр Владимирович Мoрoзoв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of personality characteristics of juvenile delinquents on ideas about their own future

The article deals with the problem caused by the urgent need to study the personal characteristics of juvenile offenders and the impact that these personal characteristics have on their ideas about their own future during their stay in specialized educational institutions. The aim of the study is to study the relationship of personal characteristics and ideas about their own future among minors who have committed a crime and are brought up in specialized educational and educational institutions of a closed type. As a result of the empirical study,the authors formulate conclusions that allow providing more effective planning and organization of psychological support and psycho-corrective educational work with minor offenders during their stay in specialized educational institutions.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о собственном будущем»

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА ИЛЬЯНКОВА

адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, майор полиции И ekaterinapogodina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6067-5857 Санкт-Петербург

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ МOРOЗOВ

главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор педагогических наук, профессор И doc_morozov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0516-0356

Москва

Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о собственном будущем

Аннотация. В статье рассматривается проблема, обусловленная актуальной необходимостью исследования личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей и того влияния, которое эти личностные особенности оказывают на их представления о собственном будущем в период нахождения в специализированных учебно-воспитательных учреждениях. Целью исследования является изучение взаимосвязи личностных особенностей и представлений о собственном будущем у несовершеннолетних, совершивших преступление и воспитывающихся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. В результате проведенного эмпирического исследования сформулированы выводы, позволяющие более эффективно планировать и организовывать психологическое сопровождение и психокоррекционную воспитательную работу с несовершеннолетними правонарушителями в период их пребывания в специализированных учебно-воспитательных учреждениях.

Ключевые слова: личностные особенности, несовершеннолетние, будущее, правонарушители, представления, учебно-воспитательные учреждения, преступления, противоправное поведение

Для цитирования

Ильянкова Е. И., Морозов А. В. Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о собственном будущем // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 4.

С. 55-62. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-239-4-55-62.

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки)

УДК 159.922.8

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-239-4-55-62

Исследование временной перспективы у подростков и молодежи -одна из ключевых проблем психологии, открывающая широкие возможности для коррекции их поведения в различных сферах жизнедеятельности [1].

© Ильянкова Е. И., Морозов А. В., 2022

Исследователями (Armor D. A., Pham L. B., Rivlin I. D., Taylor S. E. и другими) подчеркивается наличие реальной способности у человека выстраивать свою жизнедеятельность в зависимости от видения себя в будущем (с учетом расширения соци-

EKATERINA I. IL'YANKOVA

Adjunct of the Department of Legal Psychology, St. Petersburg University of the MIA of Russia, Police Major El ekaterinapogodina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6067-5857

St. Petersburg

ALEXANDER V. MOROZOV

Chief Researcher of Research Center-2 of the Research Institute of the FPS of Russia, doctor of pedagogic sciences, professor E doc_morozov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0516-0356

Moscow

The influence of personality characteristics of juvenile delinquents on ideas about their own future

Abstract. The article deals with the problem caused by the urgent need to study the personal characteristics of juvenile offenders and the impact that these personal characteristics have on their ideas about their own future during their stay in specialized educational institutions. The aim of the study is to study the relationship of personal characteristics and ideas about their own future among minors who have committed a crime and are brought up in specialized educational and educational institutions of a closed type. As a result of the empirical study,the authors formulate conclusions that allow providing more effective planning and organization of psychological support and psycho-corrective educational work with minor offenders during their stay in specialized educational institutions.

Keywords: personality traits, minors, future, offenders, representations, educational institutions, crimes, illegal behavior

For citation

Il'yankova E. I., Morozov A. V. The influence of personality characteristics of juvenile delinquents on ideas about their own future // Vedomosti penitentiary system. 2022. № 4. P. 55-62. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-239-4-55-62.

5.3.9 Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

альных ролей, профессиональных предпочтений и так далее).

Allport G. W. отмечал, что на будущее ребенка напрямую влияют его мечты, субъективные представления о том, каким он станет, чем будет заниматься и так далее. [2]. Однако представление о будущем у несовершеннолетних, воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, может быть сужено границами социального контроля и общественного осуждения, адресованного рассматриваемой категории лиц. В связи с выше-

сказанным представляется актуальным изучение личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, оказывающих влияние на субъективное представление о собственном будущем, как вектор самоорганизации дальнейшей жизнедеятельности.

Потребность в расширении границ психологических исследований личностных особенностей несовершеннолетних обусловлена статистическими данными об их преступности. Так, за период с января по ноябрь 2021 года органами внут-

ренних дел выявлен 25 831 несовершеннолетний, совершивший преступление (удельная доля - 3,3 %), ими совершено 27 760 преступлений, что составляет 2,9 % от их общего количества, в том числе:

- тяжких и особо тяжких - 81 69 (29,2 %);

- в составе группы - 11 594 (44,9 %);

- ранее совершавшими преступления -6 366 (24,6 %);

- в состоянии алкогольного опьянения - 3 046 (11,8 %) [3].

Возраст несовершеннолетних, совершивших преступления, преимущественно находится в пределах 13-17 лет. Одной из значимых характеристик указанного возраста является изменение в отношении ко времени и в восприятии прошлого и будущего. Подростковый возраст как важный этап формирования личности сопровождается резким обращением к своему будущему, озабоченностью собственными перспективами, обострением чувства необратимости времени [4]. Проблема временной перспективы несовершеннолетних стала объектом исследований Абульхановой К. А. и Березиной Т. Н. [5], Левина К. [6], Zimbardo Ph. и Boydа J. [7], Frank L. K. [8] и других.

Терегуловой О. А. выявлено наличие низкой способности к прогнозированию будущего и безразличие к временной перспективе у несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступления [9]. Овчарова Е. В. и Смирнова С. А. указывают, что при определенных жизненных трудностях в результате низкой адапти-рованности к новым условиям и их несоответствием собственным представлениям несовершеннолетние становятся менее способными к планированию будущего, мысленное представление о будущей деятельности и поведении искажено или не сформировано вовсе [10]. Указанная несформированность представлений о будущем обусловливает неспособность к постановке и достижению жизненных

целей, дезорганизации поведения и деятельности, искажение идентичности [11].

Эмпирическое исследование проводилось на базе специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа Ленинградской и Вологодской областей в период с февраля 2019 по сентябрь 2020 года. В исследовании приняли участие 78 несовершеннолетних в возрасте от 13 до 17 лет (Me = 15,2; SD = 1,3).

Целью исследования является изучение взаимосвязи личностных особенностей и представлений о собственном будущем у несовершеннолетних, совершивших преступление и воспитывающихся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

Для изучения личностных особенностей несовершеннолетних применен стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Собчик Л. Н. [12]. Представления несовершеннолетних о собственном будущем изучены при помощи проективной психодиагностической методики «Неоконченные предложения», разработанной Прихожан А. М., используемой в объеме, требуемом для достижения цели исследования (блоки неоконченных предложений «Я хочу», «Я не хочу») [13, 14], опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо (в адаптации Сырцовой А., Соколовой Е. Т., Митиной О. В.) [15].

Математико-статистический анализ проведен при помощи статистического пакета «SPSS Statistics 19.0». Влияние личных особенностей несовершеннолетних на их представления о собственном будущем изучено при помощи корреляционного анализа с применением r-критерия Спирмена Ч.

Анализ ответов, демонстрируемых несовершеннолетними в рамках методики «Неоконченные предложения», проведен в трех аспектах:

1) вероятность совершения преступления в будущем;

2) обращение к просоциальной активной деятельности;

3) нейтральное видение себя в будущем.

На рисунке 1 представлены примеры анкет несовершеннолетних.

В ответах 24 % несовершеннолетних представлены фразы, связанные с планируемым противоправным поведением: несовершеннолетние открыто формулируют намерение отомстить обидчику, занять определенное место в преступной

иерархии, вести асоциальный образ жизни и так далее.

46 % респондентов, напротив, указывают на стремление вернуться на просо-циальный путь, видят себя в позитивных социальных ролях, намерены получить профессиональное образование и обустраивать свою жизнь, не связанную с нарушениями закона.

Ответы 30 % опрошенных имеют нейтральный характер, не связаны ни с противоправной, ни с просоциальной деятельностью и направлены преимущественно на организацию быта после окончания пребывания в учреждении или, в целом, недостаточно четкие, расплывчатые.

В результате корреляционного анализа установлен ряд связей, свидетельствующих о влиянии личностных особенностей на представления о будущем у несовершеннолетних (рисунок 2).

Негативное отношение к своему прошлому, связанное с его неприятием, желанием изменить его (если бы существовала такая возможность) свойственна несовершеннолетним с депрессивными (г = 0,56), импульсивными (г = 0,44) и тревожными (г = 0,39) личностными особенностями.

Высокий уровень ответственности несовершеннолетних с депрессивными личностными особенностями побуждает их критически оценивать события совершенного правонарушения. Прошлое воспринимается негативно, вызывает переживания, повышенное чувство вины.

Респонденты с выраженными тревожными личностными особенностями склонны к крайне негативному оцениванию собственных поступков в прошлом в стремлении заслужить социальное одобрение, выступающее в качестве одного из немногих значимых факторов самооценки.

Несовершеннолетние с ведущими импульсивными личностными особен-

Рисунок 1. Примеры анкет несовершеннолетних в рамках методики «Неоконченные предложения»

Рисунок 2. Структура корреляционных связей личностных особенностей и временной перспективы

ностями негативно высказываются о прошлых событиях, скорее всего, под воздействием защитных механизмов: вытеснение неприятной ситуации, игнорирование бесед о ней обусловлено стремлением сохранить высокую самооценку.

Отсутствие связи настоящего с прошлым и будущим свойственно несовершеннолетним с импульсивными (г = 0,46) личностными особенностями. Они живут сегодняшним днем, не желая подвергать анализу последствия собственного поведения ранее и их влияние на настоящее.

Наличие целей, планов на будущее и сформированность представлений о нем свойственны несовершеннолетним с оптимистичными личностными особенностями (г = 0,61), индивидуалистичными (г = 0,58) личностными особенностями.

Респондентам с оптимистичными личностными особенностями будущее кажется лишенным трудностей или они оцениваются как посильные к преодоле-

нию. То значимое, что воспринимается как недостижимое, превращается в ранг обесцененного и не вызывает переживаний. Инфантилизм, отсутствие серьезного подхода к оценке будущего способствуют постановке целей и уверенности в том, что они будут достигнуты.

Интересны данные, свидетельствующие о позитивном восприятии будущего у лиц с индивидуалистичными личностными особенностями (г = 0,58). Исходя из описания шкалы, представленной в опроснике Собчик Л. Н. [12], мы можем предположить, что недостаточная сфор-мированность реалистической платформы, уход в мечты и нежелание объективно оценивать происходящее обусловливают отсутствие трезвой оценки ситуации пребывания в специализированном учреждении и выстраивание жизненных перспектив в отрыве от реальности.

Подобные результаты получены Мельник Е. В. и Могилевской Ю. В., которые

установили, что мечта несовершеннолетнего должна оцениваться с позиции ряда компонентов, позволяющих судить о ней как о форме психологической защиты, факторе стрессоустойчивости, показателе адаптированности и так далее [16].

В этой связи нам видится перспективным дальнейшее исследование содержания мечты у несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

Позитивное восприятие собственного прошлого связано с индивидуалистичными (г = 0,38) личностными особенностями, как и в случае позитивного восприятия будущего, связано с отрывом от реальности.

Балюкова И. Б. и Лукашова А. А. подчеркивают, что указанные тенденции свойственны большинству подростков с отклоняющимся поведением: они не зацикливаются на собственном прошлом, предпочитают игнорировать большинство негативных воспоминаний, что обусловливает наличие только позитивных, теплых воспоминаний [17].

Отношение к своему настоящему, как данному свыше, не зависящему от воли субъекта, свойственно несовершеннолетним с депрессивными (г = 0,49) и импульсивными (г = 0,41) личностными особенностями. Для обеих категорий лиц это в первую очередь обеспечивает поддержание самооценки. Кроме того, лица с депрессивными личностными особенностями склонны озвучивать подобные мысли в целях поиска поддержки, внимания и понимания, а ведущие импульсивные особенности обусловливают склонность жить настоящим моментом, не обращаясь ни к своему прошлому, ни к будущему.

Таким образом, основываясь на результатах проведенного нами эмпирического исследования, полагаем возможным сформулировать следующие выводы.

1. Несовершеннолетним с делинквент-ным поведением свойственны искажен-

ные представления о собственном будущем. Границы будущего не содержат конкретных действий, направленных на уход с преступного пути, материальное благополучие или духовное совершенствование, а образуют стремление к скорейшему окончанию пребывания в специализированном учреждении или связаны с легкой материальной наживой, что само по себе может выступать в качестве предиктора противоправного поведения. Большинство несовершеннолетних с различными ведущими личностными особенностями демонстрируют отсутствие позитивных надежд на будущее.

2. Несовершеннолетние с импульсивными личностными особенностями характеризуются негативным отношением к собственному прошлому, в том числе, связанному с совершением преступления, нежеланием подвергать анализу свои поступки и нести за них ответственность. Они не видят негативных последствий для своего настоящего, склонны жить сегодняшним днем, планы или стремления реализоваться в будущем у них не выявлены. Настоящее ими воспринимается как независимое от их воли, поскольку такова воля внешних сил. Говоря о собственном будущем, они преимущественно оценивают его нейтрально, демонстрируя только намерения устроить свой быт по завершении пребывания в специализированном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

3. Несовершеннолетние с ведущими депрессивными личностными особенностями сосредоточены на негативных оценках прошлого, видении в качестве значимых только отрицательных событий, при этом успехи, достижения, позитивные события ими не воспринимаются. Настоящее воспринимается как независимое от собственных ресурсов и возможностей, предначертанное внешними силами. Недооценивание собственных

возможностей, успехов обусловливает отсутствие конструктивных перспектив в будущем, нежелание его планировать и ставить перед собой цели.

4. Индивидуалистичные личностные особенности способствуют отрыву от реального оценивания событий прошлого и будущего. Повышенная мечтательность, уход от реальности не позволяют реально воспринимать свое будущее, позволяя несовершеннолетнему фантазировать и ставить грандиозные цели. Событие правонарушения в индивидуальных беседах игнорируется либо объясняется субъектом независимостью от него и его ресурсов.

5. Психологическая работа с несовершеннолетними воспитанниками специализированных учреждений должна включать коррекцию представлений о

собственном будущем, поскольку они ложатся в основу построения жизненных целей и намерений, определяют вектор самоорганизации жизнедеятельности. Корригирующие направления работы следует сосредоточить в области поиска конструктивных жизненных смыслов, стремлений и намерений, ликвидации асоциальных целей и потребностей, формировании адекватных нравственных ориентиров [18], выступающих в качестве предикторов противоправного поведения, с учетом принципа индивидуализации психологической коррекции. Психокоррекционная работа с несовершеннолетними должна включать изменение их отношения к совершенному преступлению в соответствии с принципом системности.

1. Морозов А. В. Коррекционно-профилактические аспекты делинквентного и девиантного поведения несовершеннолетних // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 4 (17). С. 4-11.

2. Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. New York : Holt, Rinehart & Winston, 1937. 588 р.

3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2021 года // МВД России : [сайт]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/27566319/ (дата обращения: 12.12.2021).

4. Сергиенко Е. А. [и др.]. Психология подростка: полное руководство. СПб, 2003. 432 с.

5. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2001. 304 с.

6. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // История психологии. XX век / под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М. : Академический проект, 2003. С. 247-265.

7. Zimbardo Ph., Boyd J. The Time Paradox: The New Psychology of Time That Will Change Your Life. N. Y. : Free Press, 2008. 368 р.

8. Frank L. K. Time perspective // Journal of Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293-312.

9. Терегулова О. А. Психологические условия профилактики вовлечения несовершеннолетних в правонарушения : дис. ... канд. психол. наук. М., 2021. 236 с.

10. Овчарова Е. В., Смирнова С. А. Особенности временной перспективы у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Теоретический и практический потенциал современной науки : сборник научных статей / научный редактор Н. О. Берая. М., 2019. С. 94-97.

11. Рыжухин А. В. Специфика восприятия времени подростками с асоциальным поведением : дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 213 с.

12. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб. : Речь, 2000. 219 с.

13. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М. : АНО «ПЭБ»,

2007. 56 с.

14. Морозов А. В., Потемкин В. К. Профессиональное распознавание и оценка личности. СПб. : ФНС,

2008. 429 с.

15. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 101-109.

16. Мельник Е. В., Могилевская Ю. В. Психологическое содержание мечты у подростков и юношей // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы V Международной научной конференции / под общей редакцией С. В. Беспаловой. Донецк, 2020. С. 312-314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Балюкова И. Б., Лукашова А. А. Жизненные перспективы подростков с девиантным поведением // Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Псков, 2020. С. 15-21.

18. Морозов А. В., Никитов Н. И. Формирование адекватных нравственных ориентиров у несовершеннолетних как фактор профилактики девиантного и делинквентного поведения // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы / под общей редакцией Д. В. Сочивко. Рязань : Академия ФСИН России, 2017. С. 666-679.

1. Morozov A. V. Correctional and preventive aspects of delinquent and deviant behavior of minors // Issues of mental health of children and adolescents. 2017. No. 4 (17). pp. 4-11.

2. Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. New York : Holt, Rinehart & Winston, 1937. 588 p.

3. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-November 2021 // Ministry of Internal Affairs of Russia : [website]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/27566319/ (accessed 12/12/2021).

4. Sergienko E. A. [et al.]. Psychology of a teenager : a complete guide. St. Petersburg, 2003. 432 p.

5. Abulkhanova K. A., Berezina T. N. Time of personality and time of life. SPb. : Aletheya, 2001. 304 p.

6. Levin K. Definition of the concept of «field at the moment» // History of Psychology. XX century / edited by P. Ya. Galperin, A. N. Zhdan. M. : Academic project, 2003. pp. 247-265.

7. Zimbardo Ph., Boyd J. The Time Paradox: The New Psychology of Time That Will Change Your Life. N. Y. : Free Press, 2008. 368 p.

8. Frank L. K. Time perspective // Journal of Philosophy. 1939 Vol. 4. pp. 293-312.

9. Teregulova O. A. Psychological conditions for the prevention of the involvement of minors in offenses : dis. ... cand. psychol. Sciences. M., 2021. 236 p.

10. Ovcharova E. V., Smirnova S. A. Features of the time perspective in adolescents who find themselves in a difficult life situation // Theoretical and practical potential of modern science : collection of scientific articles / scientific editor N. O. Beraya. M., 2019. pp. 94-97.

11. Ryzhukhin A. V. The specifics of time perception by adolescents with antisocial behavior : dis. ... cand. psychol. Sciences. M., 2011. 213 p.

12. Sobchik L. N. A standardized multifactorial method for studying the personality of SMIL. SPb. : Rech, 2000. 219 p.

13. Prikhozhan A. M. Diagnostics of personal development of adolescent children. M. : ANO «PEB», 2007. 56 p.

14. Morozov A. V., Potemkin V. K. Professional recognition and assessment of personality. SPb. : FTS, 2008. 429 p.

15. Syrtsova A., Sokolova E. T., Mitina O. V. Adaptation of the personal time perspective questionnaire by F. Zimbardo // Psychological Journal. 2008, vol. 29, no. 3, pp. 101-109.

16. Melnik E. V., Mogilevskaya Y. V. Psychological content of dreams in adolescents and young men // Donetsk Readings 2020: education, science, innovations, culture and challenges of our time : materials of the V International Scientific Conference / under the general editorship of S. V. Bespalova. Donetsk, 2020, pp. 312-314.

17. Balyukova I. B., Lukashova A. A. Life prospects of adolescents with deviant behavior // Psychological and pedagogical problems of deviant behavior of a person: research, prevention, overcoming : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Pskov, 2020, pp. 15-21.

18. Morozov A. V., Nikitov N. I. Formation of adequate moral guidelines in minors as a factor in the prevention of deviant and delinquent behavior // Scientific support of psychological, pedagogical and social work in the penitentiary system : collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the formation of the psychological service of the penitentiary system / under the general editorship of D. V. Sochivko. Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2017, pp. 666-679.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.