Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильянкова Екатерина Ивановна, Семакова Анастасия Игоревна

Обоснована актуальность проблемы исследования, подтверждаемая как статистическими данными относительно преступности несовершеннолетних, так и результатами современных исследований. Представлены результаты изучения психологических характеристик и личностных особенностей несовершеннолетних. Установлено, что несовершеннолетних с делинквентным поведением отличает стремление привлечь внимание к собственной личности, неадекватное понимание того, как он оценивается окружающими, низкий уровень психологического благополучия, сложности в планировании будущего. Разработана программа оптимизации уровня психологического благополучия личности несовершеннолетних с делинквентным поведением в соответствии с выявленными мишенями психокоррекционной работы. Подтверждена эффективность программы, основанная на положительном изменении ряда параметров психологического благополучия несовершеннолетних: развитие способностей к планированию и прогнозированию возможных вариантов развития событий и собственного будущего; усиление таких личностных свойств как ответственность, способность к рефлексии, структурированию своего времени, регуляции эмоциональных проявлений и поведения; актуализация потребности в саморазвитии, мотивации достижения успеха, стремления к накоплению новых знаний; совершенствование процессов самопонимания и принятия других, что проявляется в признании собственной уникальности и признании этой уникальности каждого из окружающих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF MINORS WITH DELINQUENT BEHAVIOR

The article justifies the relevance of the research problem proved by both statistical data relating juvenile delinquency and the current research results. The results of psychological characteristics and personal features of juveniles study are introduced. It is established that minors with delinquent behavior are distinguished by the desire to draw attention to their own personality, inadequate understanding of how they are evaluated by others, a low level of psychological wellbeing, and difficulties in planning the future. A program to optimize the level of psychological well-being of minors with delinquent behavior, in accordance with the identified targets of psycho correctional work has been developed. The effectiveness of the program is confirmed. It is based on a positive change in a number of parameters of the psychological well-being of minors (development of the ability to plan and predict possible scenarios of events and their own future; strengthening of such personal qualities as responsibility, the ability to reflect and structuring their time, regulation of emotional manifestations and behavior; actualization of the need for self-development, motivation for success, the desire to accumulate new knowledge; improvement of the processes of self-understanding and acceptance of others, which is manifested in the recognition of their own uniqueness and the recognition of this uniqueness in each of the surrounding people.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

Психологическая коррекция девиантного поведения

УДК 159.922.6:316.624

DOI: 10.35750/2713-0622-2021-1-84-98

9

OPEN Гш ACCESS

Научная статья

Оптимизация психологического благополучия несовершеннолетних с делинквентным поведением

Аннотация

Обоснована актуальность проблемы исследования, подтверждаемая как статистическими данными относительно преступности несовершеннолетних, так и результатами современных исследований. Представлены результаты изучения психологических характеристик и личностных особенностей несовершеннолетних. Установлено, что несовершеннолетних с делинквентным поведением отличает стремление привлечь внимание к собственной личности, неадекватное понимание того, как он оценивается окружающими, низкий уровень психологического благополучия, сложности в планировании будущего. Разработана программа оптимизации уровня психологического благополучия личности несовершеннолетних с делинквентным поведением в соответствии с выявленными мишенями психокоррекционной работы. Подтверждена эффективность программы, основанная на положительном изменении ряда параметров психологического благополучия несовершеннолетних: развитие способностей к планированию и прогнозированию возможных вариантов развития событий и собственного будущего; усиление таких личностных свойств как ответственность, способность к рефлексии, структурированию своего времени, регуляции эмоциональных проявлений и поведения; актуализация потребности в саморазвитии, мотивации достижения успеха, стремления к накоплению новых знаний; совершенствование процессов самопонимания и принятия других, что проявляется в признании собственной уникальности и признании этой уникальности каждого из окружающих людей.

психологическая коррекция

Для цитирования: Ильянкова, Е. И., Семакова, А. И. (2021) Оптимизация психологического благополучия несовершеннолетних с делинквентным поведением. Российский девиантологический журнал, 1(1), 84-98. doi: 10.35750/2713-0622-2021-1-84-98. © Ильянкова Е. И., Семакова А. И., 2021

Ильянкова Екатерина Ивановна

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия)

ekaterinapogodina@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6067-5857

Ekaterina I. Il'yankova

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia)

ekaterinapogodina@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6067-5857

Ключевые слова

преступность, несовершеннолетний, делинквентное поведение, психологическое благополучие,

Psychological correction of deviant behavior

Семакова

Анастасия Игоревна

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия)

nst21911@yandex.ru ORCID: 0000-0002-1909-7653

Anasyasia I. Semakova

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia)

nst21911@yandex.ru ORCID: 0000-0002-1909-7653

Scientific article

Optimization of psychological well-being of minors with delinquent behavior

Abstract

The article justifies the relevance of the research problem proved by both statistical data relating juvenile delinquency and the current research results. The results of psychological characteristics and personal features of juveniles study are introduced. It is established that minors with delinquent behavior are distinguished by the desire to draw attention to their own personality, inadequate understanding of how they are evaluated by others, a low level of psychological well-being, and difficulties in planning the future. A program to optimize the level of psychological well-being of minors with delinquent behavior, in accordance with the identified targets of psycho correctional work has been developed. The effectiveness of the program is confirmed. It is based on a positive change in a number of parameters of the psychological well-being of minors (development of the ability to plan and predict possible scenarios of events and their own future; strengthening of such personal qualities as responsibility, the ability to reflect and structuring their time, regulation of emotional manifestations and behavior; actualization of the need for self-development, motivation for success, the desire to accumulate new knowledge; improvement of the processes of self-understanding and acceptance of others, which is manifested in the recognition of their own uniqueness and the recognition of this uniqueness in each of the surrounding people.

Keywords

delinquency, minor, delinquent behavior, psychological well-being, psychological correction

For citation: Il'yankova, E. I., Semakova, A. I. (2021) Optimization of psychological well-being of minors with delinquent behavior. Russian Journal of Deviant Behavior, 1(1), 84-98. doi: 10.35750/2713-0622-2021-1-84-98.

Введение

В современных условиях преступность несовершеннолетних остается актуальной проблемой и является объектом пристального внимания общества и государства, объединяющихся в целях ее снижения. Однако, несмотря на предпринимаемые действия в области профилактики преступности несовершеннолетних, статистические данные МВД России свидетель-

ствуют о ее стабильно высоком уровне: в 2020 году органами внутренних дел выявлено 33771 (3,9 %) преступление, совершенное несовершеннолетними или при их соучастии.

В том числе:

- особо тяжких преступлений - 9797 (25,9 %);

- ранее совершавших преступления - 8643 (25,7 %);

- в составе группы - 15700 (46,8 %);

- в состоянии алкогольного опьянения - 4077 (12,1 %);

- в условиях вовлечения несовершеннолетних в совершение преступных или антиобщественных действий - 1554 (4,62 %).

Стабильно высокая доля преступности несовершеннолетних сохраняется в Республике Карелия (7,8 %), Новгородской области (7,1 %), Республике Тыва (7 %), Новосибирской области (6,4 %) и ряде других регионов, количество совершенных преступлений несовершеннолетними в которых существенно превышает общероссийский уровень.

Современное состояние преступности несовершеннолетних характеризуется рядом негативных тенденций:

- увеличение количества групповых преступлений (Прозументов, 2001); (Терехова, 2005), (Костина, 2010) и др.

- вовлечение в преступную и антиобщественную деятельность под криминальным влиянием взрослых (Антонян, Ю. М., Гончарова, М. В, 2018), (Миров-ский, 2005) и др.

- увеличение доли участия в преступлениях несовершеннолетних женского пола (Дозорцева, 2000), (Швединская, 2003); (Антонян, Ю. М., Эминов, В. Е., 2014), (Morton, G. M., Leslie, L. A., 2005) и др.

- совершение преступлений со стороны несовершеннолетних из внешне благополучных семей (Васкэ, 2009), (Сержантова, 2009)и др.

- рост выявляемых преступлений, совершенных повторно (Тараленко, 2003), (Дядченко, 2014), (Thornberry, T. P., Lizotte, A. J., Krohn, M. D., Smith, C. A., Porter, P. K., 203) и др.

- стабильно высокая доля корыстной преступности (Сафин, 2005); (Логинова, 2015), (Tyminski, 2014) и др.

С середины предыдущего столетия сначала в зарубежной, а затем в отечественной психологии при исследовании личности несовершеннолетних, нарушивших правовые нормы, стало употребляться понятие «де-линквентное поведение». A. Cohen впервые ввел в научный обиход понятие «делинквентное поведение», под которым понимал поведение, направленное на отступление человека от соблюдения правовых норм в целях достижения самоуважения и уважения окружающих. Изучая группу делинквентных подростков, ученый обратил внимание, что те, являясь представителями низших социальных групп, целенаправленно

объединялись в банды, представляющие собой некую «антикультуру», отрицавшую ценности среднего класса и проявлявшую агрессивные выпады по отношению к нему, получая от этого удовольствие и престиж значимого социального окружения (Cohen, 1955).

A. Aichorn обратился к формированию де-линквентного поведения, в котором выделил две стадии: скрытую и открытую. По мнению ученого, скрытая стадия представляет собой происходящие внутренние личностные нарушения, патологическое воздействие которых под влиянием различных факторов приводит к внешним делинквентным проявлениям (Aichorn, 1968).

Е. Г. Дозорцева считает, что делинквентное поведение представляет собой нарушение регуляции деятельности на уровне субъективного отношения к нормам и правилам (Дозорцева, 2000). Е. П. Ильин понимает под делинквентным поведением систему асоциальных поступков, направленных против установленных общественных норм и действующего законодательства, в некоторых случаях ведущих за собой привлечение к уголовной ответственности (Ильин, 1995). И. А. Черникова отмечает, что делинквентное поведение - это, прежде всего, социально деформированное поведение, влекущее за собой смену сферы деятельности и социальных ролей, нравственную деформацию личности и иные последствия (Черникова, 2000).

Именно негативное влияние социального пространства несовершеннолетних обусловливает формирование у них личностных особенностей, способствующих совершению правонарушений. Нарушения в ценностно-смысловой и мотивационной сферах определяют снижение интереса к учебной и профессиональной деятельности, стремление к праздности и т. д. Е. Н. Кондрат пришла к выводу, что делинквентное поведение обусловлено спецификой социально-психологических факторов (деструктивная стигматизация статуса, кри-миногенность социального окружения и т. д.) и личностных особенностей несовершеннолетних (социальная ригидность, негативные социальные установки, склонность к пренебрежению социальными нормами, агрессивность, коммуникативная дезадаптация и т. д.) (Кондрат, 2004). Л. А. Бобылева установила, что личностные особенности (экстернальность, избегание

Негативное влияние социального пространства несовершеннолетних обусловливает формирование у них личностных особенностей, способствующих совершению правонарушений. Нарушения в ценностно-смысловой и мотивационной сферах определяют снижение интереса к учебной и профессиональной деятельности, стремление к праздности.

ьь

проблемных ситуаций, радикализм) являются косвенным фактором деформации смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных мужского пола (Бобылева, 2013). Е. А. Дядченко выявила, что деформация ценностно-смысловой сферы составляет основу криминогенного потенциала личности, обусловливая совершение преступления под воздействием си-туативно-средовых условий и потребности в самоутверждении (Дядченко, 2014).

Исследования современных психологов обращены к изучению психологических ресурсов несовершеннолетних с делинквентным поведением. Так, Н. Б. Аста-ниной выявлена связь психологического благополучия несовершеннолетних с чувствительностью к справедливости (Астанина, 2017). К. В. Злоказовым, Н. И. Леоновым и Р. Ю. Порозовым установлено, что представления о себе как один из факторов психологического благополучия обусловливают способность к выполнению различных социальных ролей. В случае, если представления о себе искажены, субъект не уверен в собственной социальной компетентности, он готов к поиску иной социальной роли, которая могла бы компенсировать уровень его самооценки (Злоказов, К. В., Леонов, Н. И., Порозов, Р. Ю., 2018). Несмотря на то, что в последнее десятилетие проведен ряд исследований психологического благополучия несовершеннолетних с делинквентным поведением, данная проблема до настоящего времени изучена недостаточно, в частности, обнаружены единичные исследования, посвященные психологической коррекции и оптимизации уровня психологического благополучия несовершеннолетних с делинквентным поведением.

Описание исследования. Целью исследования (2020-2021) стало выявление особенностей и оптимизация психологического благополучия личности несовершеннолетних с делинквентным поведением. Исследование проведено в три последовательных этапа:

1) диагностический, включающий исследование особенностей психологического благополучия несовершеннолетних и определение направлений психо-коррекционной работы;

2) коррекционный, представляющий собой разработку и внедрение программы психологической коррекции;

3) заключительный, в ходе которого подведены итоги исследования.

Объект исследования: несовершеннолетние, воспитывающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (М = 73) в возрасте от 14 до 17 лет (М = 16 ± 1,2).

Методы исследования:

- психологическое тестирование при помощи стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ, «Подростковый вариант») Л. Н. Собчик (Соб-чик, 2000), модифицированного варианта опросника

по исследованию субъектности личности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной, методики «Неоконченные предложения»;

- метод психологической коррекции личности;

- методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, описательная статистика, контент-анализ, сравнительный, дисперсионный, корреляционный виды анализа (при помощи программы «SPSS Statistics, 22.0»).

Ниже приведены результаты частотного анализа и описательной статистики (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение от среднего по каждому из исследуемых показателей) при исследовании при помощи стандартизированного метода исследования личности Л. Н. Собчик.

Усредненный тип профиля личности несовершеннолетних, совершивших преступление (код: 1>2#3#8#5#4#7#6#0#9#F>K>L), выстроен в диапазоне значений от 31 до 61 T-баллов с возрастанием показателей по шкалам: 1 - (59 ± 14 Т-баллов), 2 (48 ± 8 Т-бал-лов), 3 (46 ± 4 Т-баллов), 8 (45 ± 4 Т-баллов). Усредненный профиль соответствует критерию надежности, однако значения шкалы F находятся в максимально допустимых значениях (60 ± 5), что может свидетельствовать о стремлении подростков привлечь внимание к собственной личности с целью получения сочувствия, поддержки, а также об отсутствии уверенности в том, что их представления о себе и представления о них со стороны окружающих совпадают.

Наши предположения подтверждаются исследованиями С. И. Смирновой, установившей, что неадекватное понимание подростком того, как он оценивается окружающими, вызывает состояние постоянного напряженного ожидания негативного отношения со стороны социума, что вызывает противоречия во взаимодействии со средой, выражающиеся в формировании девиантных форм поведения, которые могут выступать в качестве защитных механизмов (Смирнова, 2014), (Астанина, 2017).

У несовершеннолетних с делинквентным поведением средние значения по 1-й шкале (59 ± 14 Т-баллов) существенно превышают показатели по остальным основным шкалам. У значительной доли несовершеннолетних (46,7 %) невротический сверхконтроль имеет вид акцентуации. В совокупности со сниженными значениями по 0-й шкале (36 ± 4), а также с учетом относительного здоровья несовершеннолетних повышение по 1-й шкале говорит о неадекватности их самооценки, недостаточном общем самоконтроле, инфантильности, склонности избегать ответственности.

Подобные результаты получены Г. К. Валиц-кас, Ю. Б. Гиппенрейтер, полагающими, что именно стремление повысить самооценку и тем самым восстановить минимальный психологический комфорт

является одной из движущих сил, определяющих вступление подростка на асоциальный путь развития (Валицкас, 1989).

У 24,6 % несовершеннолетних с делинквентным поведением значения 2-й (депрессия), 3-й (демонстративность) и 8-й (индивидуалистичность) шкал находятся на высоком уровне, превышая показатель в 55 Т-баллов, что характеризует их как эмоционально и личностно незрелых с плохой социальной приспосабливаемостью.

Вышесказанное подтверждается исследованиями А. А. Федонкиной (2019), выявившей, что личностная незрелость несовершеннолетнего правонарушителя оказывает влияние на его потенциальную способность и актуальную возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих противоправных действий в виде снижения волевой регуляции деятельности (Федонкина, 2019).

У 57 % обследуемых показатели по 9-й шкале (оптимизм, активность) ниже 35 Т-баллов, что свидетельствует об их невысоком уровне отношения к судьбе и тенденции полагаться на волю случая или действия других людей. В этой связи их поведение определяется воздействием ситуативных факторов.

Ситуативные факторы рассматриваются в качестве модуляторов преступного поведения, что объясняется, по мнению А. А. Реана, тем, что «рассмотрение ситуативных факторов в качестве основных причин, детерминант (а не модуляторов) делинквентного поведения логически приводит кс-нятию ответственности с личности за такое поведение» (Реан, 2015), (Антонян, Ю. М., Эминов, В. Е., 2014). К ситуативным факторам, способствующим криминальному поведению, относят: обнаружение оставленных без присмотра вещей, виктимное поведение жертвы, неспособность выразить отказ от совершения противоправных действий при вовлечении в них и др.

43 % несовершеннолетних демонстрируют сниженные показатели (менее 35) по 0-й шкале (социальной интраверсии), что в сочетании с высокими значениями по другим шкалам говорит об их эмоциональной незрелости (шкала 3), низком самоконтроле (шкала 1), объясняя их снисходительность к собственным недостаткам и отвержение социальных норм.

Описание результатов исследования при помощи модифицированного варианта опросника по исследованию субъектности личности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной сгруппировано в соответствии с критерием «Уровень психологического благополучия».

Несовершеннолетние с высоким уровнем психологического благополучия отличаются высокой

степенью осознания собственной уникальности (7,5 ± 1,6), что обеспечивает им ресурсы для личностного развития, они находятся в постоянном стремлении к саморазвитию (7,3 ± 0,74). Понимают и принимают свои слабые стороны, однако, не зацикливаются на этом, а компенсируют их собственными достоинствами, принимая себя со всеми недостатками (5,55 ± 0,61), осознают собственные возможности в достижении высокого социального статуса и собственного психологического благополучия (6,68 ± 0,59). Высокий уровень способности к рефлексии и эмпатии (6,44 ± 1,16) способствует выстраиванию конструктивных межличностных отношений, поскольку они готовы принимать других такими, какие они есть.

Несовершеннолетних с низким уровнем психологического благополучия отличает средняя степень осознания собственной уникальности (5 ± 0,44), однако низкие значения понимания и принятия других (1,88 ± 0,39) в совокупности со сниженной способностью к рефлексии (3,33 ± 0,66) способствуют конфликтам и недопониманию в ходе межличностного общения. Сниженная собственная активность (2,66 ± 0,81) обусловливает развитие зависимости от внешних обстоятельств и значимых близких, сниженное стремление к саморазвитию (3,55 ± 0,49) препятствует выстраиванию просоциальных моделей поведения.

Далее представим результаты изучения отношения несовершеннолетних к собственному будущему. Подростковый возраст сопровождается изменениями в отношении ко времени и в восприятии прошлого и будущего. Проблема временной перспективы стала объектом исследований С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, РЬ. 71шЬап1о, V. Бгапк1 и др. И. С. Кон отмечает, что подростковый возраст как важный этап формирования личности сопровождается резким обращением к своему будущему, озабоченностью собственными перспективами, обострением чувства необратимости времени.

В трудных жизненных ситуациях у несовершеннолетних затрудняется процесс планирования будущего, что обусловлено неспособностью эффективно адаптироваться к новым условиям и неудовлетворенностью жизненных потребностей (Овчарова, Е. В., Смирнова, С. А., 2019). Несфор-мированность представлений о будущем приводит к неспособности ставить и достигать целей, дезорганизации, неэффективности деятельности и искажению идентичности (Рыжухин, 2011).

Исследование отношения к собственному будущему проведено при помощи методики «Неоконченные предложения», используемой в объеме, требуемом для достижения цели исследования. Ниже представлены результаты обработки массива слов,

их концептуализации (группировки по частоте словоупотребления) и кластеризации (дифференциации по различию в частоте использования слов обследуемыми).

В результате исследования установлено, что будущее, связанное с преступным поведением, имеется в представлениях 35,6 % испытуемых, которые открыто говорят о намерении в будущем совершить более тяжкое преступление (убийство): ответы типа «убить Лешу», «прибить Свету», «убить своих врагов». При индивидуальных беседах респонденты указывали, что намерены отомстить «обидчикам», по вине которых (по их мнению) они были задержаны полицией и направлены в закрытое учреждение.

26 % обследуемых в будущем видят себя в положительных социальных ролях (супруга, родителя, помощника собственных родителей и т. д.), намерены встать на путь исправления. Их ответы: «Стать мамой», «Помогать своим родителям», «Выйти замуж», «Создать свою семью» и т. д. 19,17 % планируют продолжить (или начать) профессиональное обучение. В стенах закрытого учреждения воспитанники знакомятся с азами строительного (юноши) и швейного (девушки) дела, что побуждает их продолжить профессиональное развитие. Указанные респонденты демонстрировали ответы: «Хочу стать швеей и шить одежду для детей», «Займусь столярным делом», «Поступлю в колледж машиностроения», «Организую кружок по вышиванию» и т. д.

42,5 % опрошенных продемонстрировали нейтральные намерения, не связанные ни с продолжением преступной деятельности, ни с просоциальной активностью: «Планирую вернуться домой», «Отремонтировать свою квартиру после пожара», «Стать успешным», «Встречаться с друзьями» и т. д.

Таким образом, несовершеннолетним с де-линквентным поведением свойственны низкий уровень психологического благополучия и искаженные представления о собственном будущем. Полученные результаты положены в основу разработки программы психологической коррекции, реализованной в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа Ленинградской области в декабре 2020 года.

Программа оптимизации психологического благополучия личности несовершеннолетних с делинквентным поведением

Результаты эмпирического исследования, отражающие уровень психологического благополучия и представления о будущем, легли в основу выделения групп несовершеннолетних, нуждающихся в психокоррекционном воздействии, направленном на оптимизацию их психологического благополучия. В целях обеспечения контроля внешней валидности нами выделены три группы.

Контрольная группа включает несовершеннолетних с высоким уровнем психологического благополучия. Экспериментальная группа № 1 и экспериментальная группа № 2 объединили несовершеннолетних с низким уровнем психологического благополучия.

Психокоррекционному воздействию подвергалась только экспериментальная группа № 2. Психологическое сопровождение контрольной группы и экспериментальной группы № 1 проходило в стандартном порядке в соответствии с установленной в учреждении организацией учебно-воспитательного процесса.

Разработка и реализация программы оптимизации психологического благополучия несовершеннолетних с делинквентным поведением осуществлялись в соответствии с принятыми в науке представлениями об основных принципах построения психокоррекционных мероприятий, в числе которых принцип поэтапного развития группы. Разработанная программа направлена на обеспечение условий для личностного развития несовершеннолетних, обеспечивающего социальную адаптацию.

Тренинг как форма групповой работы выступает в качестве тренажера, на котором прорабатываются комплексы, внутриличностные конфликты, разрушаются стереотипы в самовосприятии и восприятии других людей, корректируется поведение, осваиваются новые модели межличностного взаимодействия.

Общая структура программы оптимизация психологического благополучия несовершенно-

11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В трудных жизненных

ситуациях у несовершеннолетних затрудняется процесс планирования будущего, что обусловлено неспособностью эффективно адаптироваться к новым

условиям и неудовлетворенностью жизненных потребностей.

ьь

Рис. 1. Структура программы оптимизация психологического благополучия несовершеннолетних с делинквентным поведением

М

Адресат: несовершеннолетние правонарушители

Цель: оптимизация психологического благополучия личности

со

ш

CL I—

IS с

СО

М

1. Способствование личностному росту; повышение осмысленности мотивов и жизненных целей, формирование активной жизненной позиции

2. Развитие независимости, самостоятельности в оценке себя и других; развитие рефлексии

3. Научение эмоциональной саморегуляции

4. Повышение уровня открытости новому опыту, его интеграции; способности реалистично воспринимать себя и окружающий мир

Цель: Комплектация группы, ^Организационный организация и планирование

тренинга

Цель: Формирование группы

2.Формирующий как целостной системы,

утверждение групповых целей,

задач, принципов

3.Аналитический

Цель: Осознание неконструктивных элементов и моделей поведения

Цель: согласованное 4.Моделирующий повышение показателей

психологического благополучия

5.Закрепляющий

Цель: Закрепление идеального состояния и поведения во внешнем плане

6.Завершающий

н

Цель: Обратная связь, подведение итогов работы группы

Оценка эффективности тренинга

летних с делинквентным поведением представлена на рисунке 1.

Цель программы: оптимизация психологического благополучия личности несовершеннолетних с делинквентным поведением.

Задачи программы.

1. Осознание, переосмысление, анализ и коррекция личностных свойств, негативно влияющих на психологическое благополучие.

2. Детерминация личностного развития средствами усиления осознанности аффективных и мотивационных компонентов поведения (своих и окружающих), осознание внутригрупповых процессов.

3. Развитие личностных черт: независимости, самостоятельности, формирование конструктивных психологических защит, развитие самооценки, уверенности в себе, позитивной оценки персонального опыта и самооценки «здесь-и-теперь».

4. Усиление осознанности личности, способности понимать и интерпретировать личностные аспекты, потенциальные ресурсы, повышение компетентности в управлении повседневными делами.

5. Формирование навыков эмоционально-волевой регуляции.

6. Повышение степени открытости новому опыту, способности к адекватному восприятию позитивных и негативных аспектов окружающей действительности, развитие коммуникативного потенциала личности.

В табл. 1 представлена схема проведения программы оптимизации уровня психологического благополучия личности несовершеннолетних с делинквент-ным поведением.

В таблице показано, что программа оптимизации психологического благополучия несовершеннолетних включает в себя ряд этапов.

1. Организационный этап. Цель: организация и планирование тренинга. К числу упражнений относятся различные приветствия, представления участников, обмен ожиданиями от совместной работы, а также пожеланиями процессу проведения тренинга.

В процессе организационного этапа участникам тренинга предложена

Таблица 1. Схема проведения программы оптимизации уровня психологического благополучия личности несовершеннолетних с делинквентным поведением

Этап Цель Содержание работы Количество часов

Организационный Организация и планирование тренинга Проведение психологической диагностики, разработка программы 2

Формирующий Формирование группы как целостной системы, разработка и принятие групповых целей, задач и принципов Упражнение «Кто мой сосед?» Упражнение «Правила группы» 2

Аналитический Осознание, переосмысление и анализ участниками тренинга своих индивидуально-психологических качеств, которые лежат в основе психологического благополучия и которые могут быть подвергнуты психологической коррекции Упражнение «Мое психологическое благополучие» Упражнение «Яркие качества» Упражнение «Дерево жизни» 2

Моделирующий Повышение осознанности личности, способности понимать, интерпретировать личностные аспекты, потенциальные ресурсы Упражнение «Не может быть!» Упражнение «Мир без меня и со мной» 2

Закрепляющий Закрепление полученного опыта путем отработки усвоенных техник Упражнение «Портрет благополучной личности» 2

Завершающий Обратная связь Получение от участников обратной связи и повторное психодиагностическое исследование 4

анкета и модифицированный вариант опросника по исследованию субъектности личности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной. Данные, которые представлены после характеристики тренинга, позволили нам оценить качество психологического благополучия несовершеннолетних на этапах «до» и «после» проведения тренинговых мероприятий, а также выявить динамику изменений представлений несовершеннолетних относительно своего будущего.

2. Формирующий этап. Цель: формирование группы как целостной системы, разработка и принятие групповых целей, задач и принципов. На данном этапе производится выработка общегрупповых целей и задач. Участники знакомятся с принципами построения социально-психологического тренинга и работы его участников. В рамках этого же этапа происходит самоопределение участников группы, развитие их мотивации участия в тренинговом процессе.

Упражнения, которые мы рекомендуем использовать в рамках формирующего этапа.

Упражнение «Правила группы». Цель упражнения: разработка и принятие правил работы тренин-говой группы.

Содержание. Конечно, для каждой группы могут быть разработаны свои правила, но те, которые представлены ниже, чаще других используются в работе тренинговых групп: взаимодействие с учетом принципа «здесь-и-сейчас»; персонификация высказываний; искренность в общении; конфиденциальность всего происходящего в процессе тренинга; определение позитивных личностных черт; недопустимость непосредственных оценок личности; активность и мотивация при работе в группе; недопустимость пассивного наблюдения; уважение говорящего.

Упражнение «Кто мой сосед?». Цель упражнения: знакомство участников тренинговой группы.

Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например: «Пересядьте все те, кто родился весной». И все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру». После выполнения упражнения можно спросить у участников:

• Как вы себя чувствуете?

• Как ваше настроение?

• Не правда ли, общего у нас больше, чем различного?

3. Аналитический этап. Цель: осознание, переосмысление и анализ участниками тренинга своих индивидуально-психологических качеств, которые лежат в основе психологического благополучия и которые могут быть подвергнуты психологической коррекции.

В процессе тренинга его участники получают возможность, используя механизмы обратной связи с группой и ведущим диагностировать собственные «сильные стороны» и «проблемные области». В связи с тем, что зачастую участники приходят на тренинг с нечетким осознанием проблемы, не способны сформулировать конкретный запрос для проработки, их ощущения и представления уточняются в ходе тре-нинговой работы средствами обратной связи, которые в свою очередь стимулируют участников к самоанализу и повышению осознанности.

Упражнения, которые мы рекомендуем использовать в рамках аналитического этапа:

Упражнение «Мое психологическое благополучие»

Цель. Осознание и вербализация индивидуальных представлений о феномене психологического благополучия личности. Диагностика персональных затруднений, поиск ресурсных состояний для их преодоления.

Содержание. Каждому участнику группы раздается чистый лист формата А4, в прямом доступе находятся различные художественные материалы: цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски или гуашь. Участники тренинга располагаются в круге.

Первый этап работы не носит коллективного характера. Тренером дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Мое психологическое благополучие»: себя и ваш образ психологического благополучия. Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам в работе. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите».

В течение 10 минут участники тренинга выполняют свои рисунки. После того, как этот процесс завершится, тренер задает вопросы для мысленного размышления участников и в течение минуты рисунки предлагает откорректировать или дополнить работы. Примерный перечень вопросов для участников группы выглядит так:

1. Какие цвета вы использовали в рисовании? Какой цвет преобладает, а какой использован минимально?

2. Какое значение вы придаете выбранным цветам? Знакомы ли вы с психологической символикой цвета?

3. Где на вашем рисунке вы?

4. В форме какого образа вы изобразили свое психологическое благополучие? Какое место на рисунке вы для него подобрали? Какого оно цвета, какой формы, какого размера?

5. Есть ли сходства в изображении психологического благополучия и вашего образа? Или психологическое благополучие похоже на какой-то иной образ вашего рисунка? На какой?

6. Нарисовано ли что-либо между вами и психологическим благополучием? Если да, то, что именно, какого размера, формы и цвета?

7. Есть ли значимые для вас персоны, которых вы могли бы включить в данный рисунок? Включите их, пожалуйста.

8. Какие ресурсы вы видите в своем рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

9. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое психологическое благополучие? Какие индивидуально-психологические особенности и/или иные причины стоят на пути этого улучшения?

После того как данный этап работы завершится, желающие получают возможность поделиться своими переживаниями и мыслями относительно своих рисунков. Важно не прерывать говорящего, не критиковать рисунки.

Упражнение «Яркие качества». Цель: развитие осознанности, повышение уровня самооценки, уверенности в себе.

Содержание. Ведущий предлагает участникам тренинга записать на листе те позитивные черты личности, которыми характеризуют вас родные, близкие, а также те черты, которые вы замечаете за собой. Завершив данную часть задания, участникам группы предлагается перейти к выполнению следующего этап: определению трех качеств, которыми можно наиболее полно охарактеризовать их личность. После завершения самостоятельной работы участники тренинговой группы, расположившись в круге, по очереди характеризуют себя с помощью выделенных ими наиболее ярких черт. За этим следует обмен мыслями и эмоциями по поводу проведенной работы. Тренер предлагает сохранить заполненные листы с качествами и в ситуации неуверенности в собственных силах, пессимистических настроениях напоминать себе о тех положительных качествах, которые делают каждого участника уникальной и значительной персоной.

Упражнение «Дерево жизни» (упражнение Л. Б. Козьминой). Цель: диагностика актуального психического состояния, актуализация ресурсного состояния.

Содержание. Тренер дает следующую инструкцию участникам группы: «Встаньте, пожалуйста, в круг так,

чтобы вы могли свободно двигать руками, подвигайтесь, покачайтесь, расслабьтесь, присядьте на корточки или наклонитесь. После этого аккуратно, очень медленно поднимайтесь, вытягивайтесь, растите как дерево. Почувствуйте, как ваши корни уходят глубоко в землю от подошв ваших ног, и энергия жизни заполняет каждую клеточку вашего организма. Растите, ощущая, как соки проникают даже в кончики ветвей, как дерево разрастается ввысь и вширь. Зафиксируйте эти ощущения, проживите в них несколько минут. А после, возвращайтесь к нам, в наше «здесь-и-теперь».

Обсуждение. Тренер предлагает участникам группы поделиться своими мыслями и эмоциональными переживаниями (по желанию).

4. Моделирующий этап. Его основными задачами является повышение осознанности личности, способности понимать, интерпретировать личностные аспекты, потенциальные ресурсы, повышение компетентности в управлении повседневными делами; способствование личностному росту; развитие личностных качеств независимости, самостоятельности, снижение силы неконструктивных психологических защит, повышение уровня самооценки, уверенности в себе, позитивной оценки персонального опыта и самооценки «здесь-и-теперь».

Упражнения, которые мы рекомендуем использовать в рамках моделирующего этапа.

Упражнение «Не может быть!». Цель: познакомить участников тренинга с понятием внутреннего ресурса личности.

Содержание. Прежде чем перейти к выполнению упражнения, ведущий проводит мини-лекцию по теме «Стресс и стрессоустойчивость». Особое внимание уделяется понятию внутреннего ресурсного состояния, видам психологических защит и копинг-стратегий.

После этого ведущий предлагает участникам поделиться опытом успешного преодоления стрессов. Участники по мере готовности делятся с партнерами по тренингу примерами стрессовых ситуаций из личного опыта. После описания каждой ситуации ведущий задает вопрос: «Что, по вашему мнению, вам помогло преодолеть эту ситуацию, какие личные качества сыграли решающую роль в успешном преодолении стресса, какие обстоятельства сложились удачно, кто оказал помощь и поддержку? Какой опыт в результате успешного преодоления стресса вы получили?».

Обсуждение. Ведущий предлагает участникам поделиться своими мыслями и эмоциями относительно упражнения. Предоставляется возможность высказать восхищение тем участникам группы, рассказы которых вызвали данные чувства.

Упражнение «Мир без меня и со мной». Цель: повышение осознанности существования в мире, ощу-

щения себя частью мира; диагностика локуса контроля, мотивации взаимодействия с окружающей средой.

Содержание. Упражнение выполняется в несколько этапов. На первом этапе ведущий предлагает участникам нарисовать окружающий их мир, включив в рисунок все то, что имеет для них значение. Далее участников просят найти на рисунке «лучшее» место для них самих и изобразить себя (в том образе, который видится каждому члену группы наиболее подходящим).

Следующий этап - это обсуждение рисунков участников группы. Анализ границ мира и тех объектов, которые в него включены. Анализ соотношения образа Я с миром в целом и с его отдельными элементами. Рекомендуется проанализировать символику цвета в рисунках, расположение объектов относительно размеров листа.

5. Закрепляющий этап. Цель: закрепление полученного опыта путем отработки усвоенных техник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упражнения, которые мы рекомендуем использовать в рамках заключительного этапа.

Упражнение «Портрет благополучной личности». Цель: интеграция информации о психологическом благополучии в единое целое.

Содержание. Упражнение выполняется в несколько этапов. На первом этапе ведущий предлагает участникам выписать их психологические качества, которые значительно влияют на психологическое благополучие. После этого группа делится на подгруппы, каждая из которых создает портрет благополучного несовершеннолетнего. При этом каждый участник должен предложить для общего портрета не менее двух личностных качеств. На следующем этапе работы группы оценивают созданные коллегами портреты благополучных личностей, обсуждают, делятся мнениями в рамках круглого стола по теме «Счастливый человек».

6. Завершающий этап. Цель: обратная связь. Завершающими мероприятиями тренинга стало получение от участников обратной связи и повторное психодиагностическое исследование, которое позволило нам зафиксировать позитивные изменения, полученные в ходе занятий. Изучение показателей психологического благополучия несовершеннолетних «до» и «после» тренинга осуществлено посредством методики «Неоконченные предложения» в пределах изучения представлений о собственном будущем и модифицированного варианта опросника по исследованию субъектности личности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной.

Данные модифицированного варианта опросника по исследованию субъектности личности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной, примененного до и после проведения тренинга в группах несовершеннолетних, указывают на эффективность предло-

женной программы оптимизации психологического благополучия. В табл. 2 приведены данные сравни-

Итак, посредством психологического воздействия на несовершеннолетних качественно изменился ряд параметров их психологического благополучия.

По шкалам «Осознанная активность» (0,01), «Саморазвитие» (0,03) и «Будущее» (0,02) получены показатели, значимо превышающие показатели, полученные у несовершеннолетних до психокоррекционного воздействия на них. Повысилась степень развития способностей к планированию и прогнозированию возможных вариантов развития событий; усилились такие личностные свойства как ответственность, способность к рефлексии, структурированию своего времени, регуляции эмоциональных проявлений и поведения.

Актуализирована потребность в саморазвитии, самоактуализации. Повысились показатели мотивации достижения успеха, актуализировано стремление к накоплению новых знаний, что при достаточной поддержке руководства и преподавателей учебно-воспитательного учреждения обеспечит и личностный рост, и успешную социализацию несовершеннолетних.

тельного анализа показателей опросника в экспериментальной группе.

Выявлены тенденции к повышению показателей по шкалам «Способность к рефлексии» (0,06), «Понимание и принятие других» (0,06) и «Осознание собственной уникальности» (0,07). Несовершеннолетние в результате участия в программе получили возможность оценить и переосмыслить свои личностные смыслы, ценности, мотивы и соотнести их со своим поведением. Выявлены тенденции к усилению самопонимания и принятия других, что проявляется в признании собственной уникальности и признании этой уникальности каждого из окружающих людей.

Выявлены качественные изменения в представлениях несовершеннолетних о собственном будущем: сокращено до минимальных количество ответов, отражающих стремление нарушать закон; будущее несовершеннолетние связывают с продолжением обучения, получением профессии, возросло количество социальных ролей, в которых несовершеннолетние видят себя в перспективе, наблюдаются ответы, свидетельствующие о стремлении к саморазвитию (0,02).

Таблица 2. Сравнительный анализ показателей модифицированного варианта опросника по исследованию субъектности личности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной в экспериментальной группе до и после тренинга

Название шкалы M а Сумма рангов Z р

1. Осознанная активность до тренинга 2,8 1,03 36,0 -2,57 0,01

после тренинга 4,2 0,63

2. Способность к рефлексии до тренинга 3,4 0,84 10,0 -1,89 0,06

после тренинга 4,3 1,49

3. Свобода выбора и ответственность за него до тренинга 3,7 0,67 6,0 -1,63 0,10

после тренинга 4,5 1,18

4. Осознание собственной уникальности до тренинга 5 0,67 10,0 -1,84 0,07

после тренинга 5,9 0,99

5. Понимание и принятие других до тренинга 2 0,67 10,0 -1,86 0,06

после тренинга 3,8 2,44

6. Саморазвитие до тренинга 3,5 0,53 21,0 -2,22 0,03

после тренинга 4,7 1,42

7. Будущее до тренинга 1,4 0,52 21,0 -2,25 0,02

после тренинга 2,3 0,67

Важно отметить, что в экспериментальной группе - 1 и контрольной группе показатели не изменились: значимых различий в первичных и вторичных показателях методик не обнаружено.

Анализ динамики показателей психологического благополучия несовершеннолетних, полученных с использованием сравнительного анализа, позволил утверждать, что предложенная нами программа эффективна. Она способствует повышению как психологического благополучия в целом, так и изменению в осознании себя, окружающих, роли позитивного отношения к себе и другим.

Мы уверены, что использование программы оптимизации психологического благополучия в рамках психологического сопровождения несовершеннолетних с делинквентным поведением будет способствовать их социализации и декриминализации.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1. Современное состояние преступности несовершеннолетних характеризуется рядом негативных тенденций: увеличение количества групповых преступлений; вовлечение в преступную и антиобщественную деятельность под криминальным влиянием взрослых; увеличение доли участия в преступлениях несовершеннолетних женского пола; совершение преступлений со стороны несовершеннолетних из внешне благополучных семей; рост выявляемых преступлений, совершенных повторно; стабильно высокая доля корыстной преступности. Несмотря на широкое количество исследований и программ профилактики преступности, ее уровень остается стабильно высоким (~ 4 %) на протяжении нескольких лет.

2. Несовершеннолетних с делинквентным поведением характеризует:

- стремление привлечь внимание к собственной личности с целью получения сочувствия, поддержки, а также отсутствие уверенности в том, что их представления о себе и представления о них со стороны окружающих совпадают;

- неадекватное понимание того, как он оценивается окружающими, что вызывает состояние постоянного напряженного ожидания негативного отношения со стороны социума, противоречия во взаимодействии со средой, выражающиеся в формировании девиантных форм поведения;

- низкий уровень психологического благополучия, выражающийся в средней степени осознания собственной уникальности, низких значениях понимания и принятия других, которые в совокупности со сниженной способностью к рефлексии спо-

собствуют конфликтам и недопониманию в ходе межличностного общения. Сниженная собственная активность обусловливает развитие зависимости от внешних обстоятельств и значимых близких, сниженное стремление к саморазвитию препятствует выстраиванию просоциальных моделей поведения;

- сложности в планировании будущего, вызванные неспособностью эффективно адаптироваться к новым условиям и неудовлетворенностью жизненных потребностей, несформированностью представлений о будущем, что приводит к неспособности ставить и достигать цели, дезорганизации, неэффективности деятельности и искажению идентичности.

3. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, положены в программу оптимизации уровня психологического благополучия личности несовершеннолетних с делинквентным поведением, задачами которой являются: способствование личностному росту; повышение осмысленности мотивов и жизненных целей, формирование активной жизненной позиции; развитие независимости, самостоятельности в оценке себя и других; развитие рефлексии; научение эмоциональной саморегуляции; повышение уровня открытости новому опыту, его интеграции; повышение способности реалистично воспринимать себя и окружающий мир.

4. Психологическое воздействие на несовершеннолетних качественно изменило ряд параметров их психологического благополучия и способствовало развитию способностей к планированию и прогнозированию возможных вариантов развития событий и собственного будущего; усилению таких личностных свойств, как ответственность, способность к рефлексии, структурированию своего времени, регуляции эмоциональных проявлений и поведения; актуализация потребности в саморазвитии, мотивация достижения успеха, стремление к накоплению новых знаний; совершенствование процессов самопонимания и принятия других, что проявляется в признании собственной уникальности и признании этой уникальности каждого из окружающих людей.

5. Использование программы оптимизации психологического благополучия в рамках психологического сопровождения несовершеннолетних с де-линквентным поведением будет способствовать их социализации и декриминализации. Доступность разработанной программы обеспечивает возможность ее внедрения на различных этапах конфликта несовершеннолетних с законом: как при первичной постановке на профилактический учет в подразделениях по делам несовершеннолетних, так и при направлении на исправление в соответствующие учреждения.

Список литературы

Aíchorn, A. W. (1968). Juvenil Delinquency. New York.

Cohen, A. (1955). Delinquent boys. Glencoe, 111: Free Press.

Morton, G. M., Leslíe, L. A. (2005). The adolescent female delínquent: A femíníst developmental analysís. Journal of Feminist Family Therapy (17), 17-50.

Thornberry, T. P., Lízotte, A. J., Krohn, M. D., Smíth, C. A., Porter, P. K. (2003). Causes and Consequences of Delínquency. Taking Stock of Delinquency Longitudinal Research in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary Series (332). Boston, MA: Sprínger.

Tymínskí, R. (2014). The Psychology of Theft and Loss. Stolen and Fleeced. San Francísco: Routledge.

Антонян, Ю. М., Гончарова, М. В. (2018). Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция (2), 87-100.

Антонян, Ю. М., Эминов, В. Е. (2014). Преступление и наказание: криминолого-психологический анализ. Москва: Норма: Инфра-М.

Астанина, Н. Б. (2017). Чувствительность к справедливости и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола. Клиническая и специальная психология, 6(1), 33-47.

Бобылева, Л. А. (2013). Деформация смысловых конструкторов несовершеннолетних осужденных: дис. ... канд. психол. наук. Рязань.

Валицкас, Г. К. (1989). Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. (А. М. Матюшкин, Ред.) Вопросы психологии (1), 45-55.

Васкэ, Е. В. (2009). О мотивации совершения деликтов несовершеннолетними преступниками. Приволжский научный журнал (2 (10)), 218-224.

Дозорцева, Е. Г. (2000). Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: дис. ... д-ра психол. наук. Москва.

Дядченко, Е. А. (2014). Психологическое прогнозирование рецидивных преступлений несовершеннолетних мужского пола, осужденных без лишения свободы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань.

Злоказов, К. В., Леонов, Н. И., Порозов, Р. Ю. (2018). Роль Я-релевантной информации в формировании представлений субъекта о себе. Российский психологический журнал, 15(4), 70-96.

Ильин, Е. П. (1995). Сущность и структура мотива. Психологический журнал, 16, 27-40.

Кондрат, Е. Н. (2004). Социально-психологическая профилактика делинквентности у несовершеннолетних в местах лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук. Кострома.

Костина, Л. Н. (2010). Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних: автореф.дис. ... д-ра психол. наук. Москва.

Логинова, К. Ю. (2015). Имущественная преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения: дис. ... канд. юрид. наук. Томск.

Мировский, Э. Л. (2005). Криминологическое исследование социально отклоняющегося поведения несовершеннолетних и обеспечение их безопасности от криминального влияния и вовлечения в преступную деятельность: дис. ... канд. юрид. наук. Москва.

Овчарова, Е. В., Смирнова, С. А. (2019). Особенности временной перспективы у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В Н. О. Берая (Ред.), Теоретический и практический потенциал современной науки. Сборник научных статей. Москва, 94-97.

Прозументов, Л. М. (2001). Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: дис. ... д-ра юрид. наук. Томск.

Реан, А. А. (2015). Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. Национальный психологический журнал (4 (20)), 105-110.

Рыжухин, А. В. (2011). Специфика восприятия времени подростками с ассоциальным поведением: дис. ... канд. психол. наук. Москва.

Сафин, Ф. Ю. (2005). Теоретические и методологические проблемы предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва.

Сержантова, А. А. (2009). Социальные аспекты преступного поведения несовершеннолетних (на материале Смоленской области): дис. ... канд. социолог. наук. Смоленск.

Смирнова, С. И. (2014). Особенности образа «Я» несовершеннолетних правонарушителей. Вестник Вятского государственного университета (12), 208-213.

Собчик, Л. Н. (2000). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. Санкт-Петербург: Речь.

Тараленко, К. Н. (2003). Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Томск.

Терехова, О. Н. (2005). Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск.

Федонкина, А. А. (2019). Личностная незрелость несовершеннолетних правонарушителей в рамках нормального и аномального личностного развития: дис. ... канд. психол. наук. Москва.

Черникова, И. А. (2000). Предкриминальное поведение несовершеннолетних и его значение. Москва: ВНИИ МВД России.

Швединская, Г. И. (2003). Криминологическая характеристика и уголовно-правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних женского пола: автореф. дис. ... канд. юрид.наук. Волгоград.

References

Aichorn, A. W. (1968). Juvenil Delinquency. New York.

Cohen, A. (1955). Delinquent boys. Glencoe, 111: Free Press.

Morton, G. M., Leslie, L. A. (2005). The adolescent female delinquent: A feminist developmental analysis. Journal of Feminist Family Therapy (17), 17-50.

Thornberry, T. P., Lizotte, A. J., Krohn, M. D., Smith, C. A., Porter, P. K. (2003). Causes and Consequences of Delinquency. Taking Stock of Delinquency Longitudinal Research in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary Series (332). Boston, MA: Springer.

Tyminski, R. (2014). The Psychology of Theft and Loss. Stolen and Fleeced. San Francisco: Routledge.

Antonyan, Yu. M., Goncharova, M. V. (2018). Sostoyaniye i prichiny prestupnosti nesovershennoletnikh v Rossii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya (2), 87-100.

Antonyan, Yu. M., Eminov, V. Ye. (2014). Prestupleniye i nakazaniye: kriminologo-psikhologicheskiy analiz. Moskow: Norma: Infra-M.

Astanina, N. B. (2017). Chuvstvitel'nost' k spravedlivosti i psikhologicheskoye blagopoluchiye u nesovershennoletnikh pravonarushiteley muzhskogo pola. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya, 6(1), 33-47.

Bobyleva, L. A. (2013). Deformatsiya smyslovykh konstruktorov nesovershennoletnikh osuzhdennykh: dis. ... kand. psikhol. nauk. Ryazan'.

Valitskas, G. K. (1989). Samootsenka u nesovershennoletnikh pravonarushiteley. (A. M. Matyushkin, Red.) Voprosy psik-hologii (1), 45-55.

Vaske, Ye. V. (2009). O motivatsii soversheniya deliktov nesovershennoletnimi prestupnikami. Privolzhskiy nauchnyy zhur-nal 2 (10), 218-224.

Dozortseva, Ye. G. (2000). Anomal'noye razvitiye lichnosti upodrostkov iyunoshey s delinkventnym i kriminal'nympovedeni-yem: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moskow.

Dyadchenko, Ye. A. (2014). Psikhologicheskoyeprognozirovaniye retsidivnykhprestupleniy nesovershennoletnikh muzhskogo pola, osuzhdennykh bez lisheniya svobody: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Ryazan'.

Zlokazov, K. V., Leonov, N. I., Porozov, R. Yu. (2018). Rol' YA-relevantnoy informatsii v formirovanii predstavleniy sub-"yekta o sebe. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 15(4), 70-96.

Il'in, Ye. P. (1995). Sushchnost' i struktura motiva. Psikhologicheskiy zhurnal, 16, 27-40.

Kondrat, Ye. N. (2004). Sotsial'no-psikhologicheskayaprofilaktika delinkventnosti u nesovershennoletnikh v mestakh lisheniya svobody: dis. ... kand. psikhol. nauk. Kostroma.

Kostina, L. N. (2010). Psikhologicheskoye obespecheniye rassledovaniya gruppovykhprestupleniy nesovershennoletnikh: aftor. dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moskow.

Loginova, K. YU. (2015). Imushchestvennayaprestupnost' nesovershennoletnikh i meryyeyopreduprezhdeniya: dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk.

Mirovskiy, E. L. (2005). Kriminologicheskoye issledovaniye sotsial'no otklonyayushchegosyapovedeniya nesovershennoletnikh i obespecheniye ikh bezopasnosti ot kriminal'nogo vliyaniya i vovlecheniya vprestupnuyu deyatel'nost': dis. ... kand. yurid. nauk. Moskow.

Ovcharova, Ye. V., Smirnova, S. A. (2019). Osobennosti vremennoy perspektivy u podrostkov, okazavshikhsya v trudnoy zhiznennoy situatsii. V N. O. Beraya (Red.), Teoreticheskiy i prakticheskiy potentsial sovremennoy nauki. Sbornik nauchnykh statey. Moskow. (94-97).

Prozumentov, L. M. (2001). Gruppovayaprestupnost' nesovershennoletnikh iyeyepreduprezhdeniye: dis. ... d-ra yurid. nauk. Tomsk.

Rean, A. A. (2015). Faktory riska deviantnogo povedeniya: semeynyy kontekst. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal, 4 (20), 105-110.

Ryzhukhin, A. V. (2011). Spetsifika vospriyatiya vremeni podrostkami s assotsial'nym povedeniyem: dis. ... kand. psikhol. nauk. Moskow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Safin, F. Yu. (2005). Teoreticheskiye i metodologicheskiyeproblemypreduprezhdeniya korystnoyprestupnosti nesovershenno-

letnikh: dis.....d-ra yurid. nauk. Moskow.

Serzhantova, A. A. (2009). Sotsial'nyye aspekty prestupnogo povedeniya nesovershennoletnikh (na materiale Smolenskoy

oblasti): dis. ... kand. sotsiolog. nauk. Smolensk. Smirnova, S. I. (2014). Osobennosti obraza «YA» nesovershennoletnikh pravonarushiteley. Vestnik Vyatskogo gosudarst-

vennogo universiteta, 12, 208-213. Sobchik, L. N. (2000). Standartizirovannyy mnogofaktornyy metod issledovaniya lichnosti SMIL. Saint Petersburg: Rech. Taralenko, K. N. (2003). Retsidivnaya prestupnost' nesovershennoletnikh, osuzhdennykh uslovno, i yeye preduprezhdeniye:

dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk. Terekhova, O. N. (2005). Gruppovaya prestupnost' nesovershennoletnikh i yeye preduprezhdeniye podrazdeleniyami po de-

lam nesovershennoletnikh organov vnutrennikh del: dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnoyarsk. Fedonkina, A. A. (2019). Lichnostnaya nezrelost' nesovershennoletnikh pravonarushiteley v ramkakh normal'nogo i anom-

al'nogo lichnostnogo razvitiya: dis. ... kand. psikhol. nauk. Moskow. Chernikova, I. A. (2000). Predkriminal'noye povedeniye nesovershennoletnikh i yego znacheniye. Moskow: VNII MVD Rossii.

SHvedinskaya, G. I. (2003). Kriminologicheskaya harakteristika i ugolovno-pravovye aspekty preduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnih zhenskogo pola: avtoref. dis. ... kand. yurid.nauk. Volgograd.

Информация об авторах:

Ильянкова Екатерина Ивановна - адъюнкт кафедры юридической психологии, Санкт-Петербург-скийуниверситет МВД России, Санкт-Петербург, Россия.

Семакова Анастасия Игоревна - кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия.

About the authors:

Ekaterina I. Il'yankova - Adjunct of the Department of Legal Psychology, St. Petersburg University of the MIA of Russia, Saint Petersburg, Russia.

Anasyasia I. Semakova - Associate Professor, Department of Legal Psychology, St. Petersburg University of the MIA of Russia, Saint Petersburg, Russia.

Статья поступила в редакцию 15.03.2021; одобрена после рецензирования 28.04.2021; принята к публикации 29.04.2021.

The article was submitted March 15, 2021; approved after reviewing April 28, 20214; accepted for publication April 29, 2021.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Вклад авторов

Ильянкова Е.И. представила методологическую основу исследования, разработала программу психологической коррекции, провела эмпирическое исследование на базе специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, выполнила описание проведенного исследования и его результатов.

Семакова А.И. участвовала в организации эмпирического исследования (подбор и обоснование психодиагностического инструментария), осуществила математико-статистическую обработку полученных данных, обеспечила корректность применения психологических знаний при интепретации результатов психологической коррекции, осуществляла общее руководство исследованием.

Authors' contribution

Il'yankova E. I. presented the methodological basis of the research, developed a program of psychological correction, conducted an empirical research the basis of a special educational institution of a closed type, performed a description of the research and its results.

Semakova A. I. participated in the organization of an empirical research (selection and justification of psychodiagnostic tools), pertorming the mathematical and statistical processing of the obtained data, ensured the correctness of the application of psychological knowledge after interpreting the results of psychological correction, pertorming the general management of the research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.